Пребывание Иоанникия Лихуда в Венеции в 1688–1691 гг. и связанные с этим материалы венецианского архива   Готовясь проанализировать сведения из записок старшего Лихуда, адресованных венецианскому Сенату, и из донесения венецианского посла (байюла) в сделаю сводку уже опубликованных и прокомментированных известий об обстоятельствах приезда братьев в Москву. Это необходимо для того, чтобы понять, какое место в далеко незаконченном информационном пазле жизни «самобратий Лихудиевых» займет новый кусочек этой сложной картины. Итак, по окончании курса наук (около 1670 г.) Лихуды вернулись в родную Кефалонию и, согласно их автобиографическому свидетельству, находились в почете у властей, и даже сами принимали участие в местном Затем Софроний отправился для преподавания в разные школы Греции. Через некоторое время они воссоединились на родине и поехали в Константинополь, как говорили, «ко благословению Пресвятейшего Вселенского Патриарха Кир 3 июля 1683 г. они выехали в Россию. Относительно причин их миссии все представляется вполне понятным. Начиная со 2-й половины XVI в., когда московские государи Иоанн Васильевич и Феодор Иоаннович состояли в переписке с Восточными Патриархами по теме, волновавшей тогдашний греческий православный мир, вопрос устроения духовной школы в пределах Московского государства, где могла бы храниться неповрежденной богословская традиция святых отцов Восточной Церкви, стоял на повестке Тогда возникла идея устройства на Руси высшего училища, которое оказалось бы в состоянии не просто обеспечить ученым знанием Москву, но, возможно, стать новым центром эллинского образования, находившегося в положении изгнанника как у себя на родине, так и за ее пределами. Прерванные Смутой, эти переговоры возобновились при Алексее Михайловиче и Патриархе Филарете, с одной стороны, и Константинопольском Патриархе Кирилле Лукарисе – с другой. Затем, в течение нескольких десятилетий в Москве побывали разные учителя с Востока с целью организации будущего греческо-славянского училища, но обстоятельства всякий раз не позволяли положить начало этому делу.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

В зале 7-й Ни одна картина не приглянулась мне. В зале 8-й – Святые апостолы Петр и Павел кисти Гвидо Рени из школы болонской (†1642) – Павел обличает Петра. Лицо обвиняемого весьма выразительно. Он слушает Павла со вниманием суровым. Пальцы одной руки его растопырены в порыве недовольства (или раскаяния); живописец хорошо знал строение человеческого тела. В зале 9-й – Святое семейство. Богоматерь благообразна и миловидна. Тонкая улыбка Ее привлекательна. Праведный Иосиф подает Младенцу плоды. Вся эта картина очень хороша. А написал ее на полотне Симон Кантарини, прозываемый да Пезаро, из школы болонской (†1648). – Моисей, взятый из реки Нила и принесенный к дочери фараона. Тут несколько лиц. Между ними женские лица красивы и отличаются круглотой. Эта картина на полотне написана Вонифатием Венецианцем из школы венецианской (†1553). В зале 10-й – Святое семейство кисти Береттини, прозываемого да Кортина, из школы римской (†1669). Богоматерь с черными глазами и ресницами очень хороша. Праведный Иосиф держит рыбку в сетке, написанной мастерски. Вообще вся эта картина на полотне очаровательна. – Вознесение Божией Матери. Она сидит на облаке. Взор Ее устремлен на небо. Ручки распростерты в молитвенном положении. Картина прекрасная! Написал ее Карл Франсуа Нуволоне, прозываемый Панфило по имени отца его, ученик Малосса, из школы миланской (†1651). – Отъезд св.Павлы из Рима в Палестину. Много·лиц. Картина на полотне. Кисть мастерская. Живописец Иосиф Боттани из школы ломбардской (†1784). – Распятие. У креста Мария Магдалина, священник и монах. Картина на полотне отменно хороша. Написана в 1744г. Петром Сублеврас. Постановка Распятого естественна. Сокращенное лицо Его хорошо. В ногах два гвоздя. – Блаженный Иероним в пустыне слышит звук небесных труб. Картина на полотне написана в 1739г. тем же Сублеврасом. Иероним, встревоженный, перестал читать книгу, которой листы всклокочены, встал и вперил взор свой в небо так, что голова его отшатнулась назад. В небе видны ангелы. Поразительная картина!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Женский монастырь Кремастон (Крит) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Кремастон основан в 1593 году в период венецианского владычества. Греческое название — Μον Κρεμαστν. Содержание История [ править править код ] Монастырь Архангела Михаила Кремастон находится недалеко от города Неаполи, но туристы здесь не часты. Название его означает «прилепившийся». И на самом деле, обитель располагается на склоне горы, среди густой зелени. Согласно ктиторской надписи на архитраве кафоликона монастырь был основан в 1593 году Митрофаном ­Агапитом в последний период венецианского владычества. С середины века и до начала ХХ века в монастыре действовала школа, учрежденная епископом Петры Дорофеем. В то сложное время сюда приходили за знаниями многочисленные ученики. Боясь реакции властей, школу не афишировали. Две тайные комнаты, служившие классами, были обнаружены случайно, когда в середине XX века стали проводить реконструкцию монастыря. В период с 1868-1871 годах при монастыре находилась штаб-квартира и место проживания христианина, правителя Муниципалитета Ласифи Паши Костис Адосидис. Современное состояние [ править править код ] Сильно пострадавший во время турецкого ига, монастырь был отремонтирован в 1992 году. В 1993 году в изначально мужскую обитель была заселена женская община, сегодня в ней проживает несколько монахинь. В стенах монастыря работает школа иконописи. Архитектура [ править править код ] Здания монастыря построены ступенчато с севера на юг из-за скалистой поверхности, образуя «Г»-образный двор. Однонефный сводчатый кафоликон находится на возвышенности. В нем находится позолоченный резной иконостас века с иконами того же периода и с иконой Христа на Троне Критской Школы века. На каменном престоле кафоликона имеется надпись с именем благотворителя – монах Никифорос Аниватис, кроме этого имеется барельефное изображение Христа и декор-лепнина с виноградными листьями. Интересным по своей архитектуре является нынешний Архондарик, место, в котором согласно преданию, действовала в период османского правления Тайная Школа,50 и маслодавильный цех, в котором ныне располагается трапезная. Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: двигаться по Национальной Дороге на восток (в сторону плоскогорья Ласифи (Лассити)) из Ираклиона в Агиос Николаос; потом свернуть в Неаполи по указателям; в Неаполи выбрать дорогу, ведущую во Врисес (2,5 км от г. Неаполи); примерно через два с половиной километра свернуть по указателю на монастырь, который находится у подножия горы Каваллара Адрес: Kremasto Monastery, Neapoli, 724 00 Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В день памяти святителя Николая Чудотворца совершено богослужение у его мощей на венецианском острове Лидо 21 декабря 2016 г. 21:44 18 и 19 декабря 2016 года на приходе Московского Патриархата  в честь святых Жен-мироносиц в Венеции прошли богослужения по случаю дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В воскресенье, 18 декабря, в храме прихода Божественную литургию совершил настоятель протоиерей Алексий Ястребов . По окончании богослужения им была прочитана лекция в рамках воскресной школы для взрослых прихожан. Вечером отец Алексий совершил в храме всенощное бдение. 19 декабря, в день памяти святителя Николая, протоиерей Алексий Ястребов совершил Божественную литургию в храме св. Николая на венецианском острове Лидо (chiesa San Nicolò a Lido) у мощей святителя. Вместе с отцом Алексием на остров приехала группа прихожан и паломников. По окончании Литургии был совершен молебен с акафистом святителю. Православные службы у мощей Николая Чудотворца на острове Лидо традиционно проводятся уже более десяти лет и стали возможны благодаря гостеприимству католической стороны — настоятель церкви Сан-Николо дон Джанкарло Ианнотта всегда с радостью открывает ее двери для православных паломников, число которых возрастает с каждым годом. «Венецианская» часть мощей святого Николая Чудотворца была доставлена из Мир Ликийских в Италию ок. 1100 года, спустя более десяти лет после перенесения основной части его мощей в Бари. Оставшаяся часть мощей святителя бережно хранилась православными под спудом в одном из приделов Никольского храма в Мирах Ликийских. Венецианцы, подозревая, что часть святыни осталась в Мирах, после тщательных поисков обнаружили ее и вывезли в Венецию. В 1992 году была проведена антропологическая экспертиза, удалось сопоставить части мощей святителя Николая, хранящиеся в Бари и Венеции. По заключению ученых, части скелета принадлежат одному и тому же человеку: венецианская часть мощей дополняет те части скелета, которые отсутствуют в Бари. Сайт прихода Святых жен-мироносиц /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Положение во гроб. Рельеф алтаря базилики Сан-Антонио в Падуе. 1447-1450 гг. Положение во гроб. Рельеф алтаря базилики Сан-Антонио в Падуе. 1447-1450 гг. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». Многофигурные сцены с детальной проработкой отдельных поз, жестов и движений содержат пространное изображение сюжетов. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов. Так, сцена «Чудесное исцеление непокорного сына» напоминает «Растерзание Пенфея» (саркофаг Пенфея в пизанском Кампосанто; см.: Панофский. 1998. С. 281). Добиваясь иллюзии непрерывного развития композиции за счет выбора низкой линии горизонта («Чудо с ослом»), динамики движений групп персонажей в их противопоставлении («Сердце скупого»), Д. предвосхитил искания художников XVI в. Так, мастера Сев. Италии часто заимствовали у Д. эти художественные приемы (Бернардо Росселино, Дезидерио да Сеттиньяно, Лука делла Роббиа). Пребывание Д. в Падуе способствовало появлению там школы литья из бронзы (Н. Пиццоло, Б. Беллани, А. Риччо и др.). Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Вместо традиц. для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427; совместно с Микелоццо - флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. Возможно, источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в.) в Риме, надгробные конные монументы Сев. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Живописным прообразом конной статуи считают роспись П. Уччелло, с изображением кондотьера Дж. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. д " Арриго. Монументальная и суровая простота композиционно безупречной группы достигнута обобщенностью форм, сочетающейся с тщательной проработкой деталей и портретностью лица всадника. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. Памятник Гаттамелате стал прототипом фрески «Монумент Никколо да Толентино» (1456), «Давид» (1430-1432) нашел отражение в образе «Фаринаты» (1450-1455), а «Св. Георгий» (1407) - в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции).

http://pravenc.ru/text/178923.html

—392— имя которого разрешено было возносить на ектеньях, в храме св. Георгия. Интересно, что в Венеции латинские священники обязаны были сопровождать по улицам каждого православного покойника своего прихода, с пением погребальных гимнов, и затем передавать тело усопшего греческому духовенству в притворе церкви св. Георгия: этот обычай, продолжавшийся не одно столетие, введен был для того, чтобы не произошло какого-либо оскорбления от беспокойной городской черни иноверному духовенству и не нарушались бы мирные отношения венецианского народонаселения к Грекам; разумеется, Греки такой предупредительностью обязаны не Риму, а Венеции. 572 При той же церкви св. Георгия, в конце XVI-ro века открыто было и греческое училище, с именем гимназии. 573 Оно было устроено по обычному в то время типу греческих гимназий, о которых мы имели случай говорить раньше. Некоторые из учеников Венецианской гимназии не довольствовалась тем образованием, которое они получали здесь, и отправлялись заканчивать его в Падуанском университете (Падуя входила в состав Венецианской республики). Таким образом гимназия эта служила для подготовления Греков к университетскому образованию. Кроме юношей венецианской греческой общины здесь (в гимназии) учились и пришлые греческие юноши с Востока, которые тоже иногда потом слушали курс наук в Падуанском университете, и «украсившись лаврами возвращались к своим отечественным лаврам». 574 В Венеции, благодаря усердию местных Греков, а также и Греков с Востока (наприм., Филиппа Кипрянина, протонатария великой церкви, – нач. XVII-ro века) устроилось несколько даровых общежитий (конвиктов) для учеников рассматриваемой гимназии. В этом отношении в особенности заслуживает упоминания щедрое пожертвование венецианского Грека Фомы Флаггиниса, который по духовному завещанию оставил в —393— пользу бедных учеников гимназии большой капитал в 170.000 дукатов; на проценты с этого капитала имели право содержаться в особом общежитии недостаточные греческие дети, исключительно православного исповедания, преимущественно с островов Керкиры (место родины Фомы) и Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Достаточно познакомившись, как нам кажется, с общеобразовательными школами в Константинопольском патриархате изучаемого нами времени, сделаем теперь несколько замечаний о таковых же общеобразовательных школах, устроенных Греками, в интересах их просвещения, за пределами Турко-греции. Из числа этих школ самое видное место занимает – Венецианская Турецкое завоевание Константинополя заставило многих состоятельных Греков бежать из отечества, чтобы заниматься торговлей и мореходством на чужой стороне, вследствие чего почти во всех торговых и особенно приморских городах Европы явились торговый греческая колонии. Так возникла греческая община в Венеции. Она устраивалась во многих отношениях очень удобно. Венецианская республика по своим коммерческим видам, в начале XVI-ro века испросила Грекам у папы Льва Х-го Медичиса (1513–1521 г.) свободное исповедание их веры. Желая сохранить, однако ж хоть некоторую тень власти над указанной греческой общиной, римский двор потребовал себе, в качестве дани от венецианских Греков, ежегодный взнос нескольких пудов белого воска, но и эта дань никогда не была взносима. С течением времени община добилась права построить и построила себе в городе церковь , на фронтоне которой читается такая надпись: «Христу Спасителю и св. великомученику Георгию переселенцы греческие и приходящие в Венецию, дабы прославить Бога по обрядам отечественным, на свои средства соорудили храм, сей в 1561 году». Храм, построенный Греками в Венеции и носящий наименование храма св. Георгия, отличался великолепием, так как был построен знаменитыми зодчими Сансовино. С 1561 года, со времени построения этой церкви, она сделалась центром как церковно-общественной, так и интеллектуальной стороны в жизни венецианских Греков, да и не одних этих Греков. При церкви появилось двое греческих священников и учреждена была архиерейская кафедра, епископ которой стал титуловаться именем епископа филадельфийского (это были номинальные епископы филадельфийской епархии, находящейся в Малой Азии): епископское управление, однако происходило в полной зависимости от Константинопольского патриарха,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010