Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина 113 . Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем – «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й – кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Лития 114 Сравнительно не краткий чин Великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно затруднительно, а молиться за усопших хочется чаще. Поэтому церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пятницу вечера, да и то не на всякой седмице. В праздники, начиная с памяти святых, которым положено славословие, в предпразднство, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. Но, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, Устав предлагает особое краткое заупокойное последование – чин литии, которая может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае – в притвор. Чин литии излагается в богослужебных книгах так подробно, что не оставляет места для каких-либо недоразумений о ее порядке.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

Все равно достаточно протяженно. Таково торжественное начало всенощного бдения – любого, а не только воскресного: Псалом 103 поется. Далее – великая ектения, причем, согласно Типикону, ее произносит не диакон, а священник. О диаконе пока речь не идет. Далее поется кафизма. Согласно уставу о Псалтири, в субботу вечером должна быть прочитана 1-я кафизма. На воскресном бдении кафизма читается особенным образом: во-первых, она не читается, а, строго говоря, поется, причем тоже особенным образом. 1-й антифон (т.е. первая «Слава» по кафизме) поется на глас 8 – по всей видимости, на тот напев, на который пелся Псалом 103, а 2-й и 3-й антифоны поются на глас дня. Предположим, совершается служба воскресная 5 гласа, тогда 1-й антифон должен петься на 8 глас, а 2-й и 3-й – на 5-й. По каждом антифоне произносится малая ектения «Паки и паки...». Всякий раз – новый возглас. По 1-м антифоне: «Яко Твоя Держава», по 2-м – «Яко Благ и Человеколюбец», по 3-м – «Яко Ты еси Бог». Интересно указание относительно 3-го антифона. Первые две малые ектении по 1 и 2-му антифонам произносит священник. «Певаему же третьему антифону отходит диакон (вот где он появляется) и, положив поклон предстоятелю, входит во святый алтарь. Входит же с ним и чередный священник. Взем же диакон стихарий свой и орарий, емлет от священника благословение и, целовов десницу его, облачится в стихарь обычно и глаголет последнюю ектению и возглас от священника: «Яко Ты еси Бог наш». То есть последняя ектения по 3-й кафизме произносится уже диаконом. Диакон в уставном бдении появляется только в особо торжественный момент. Это связано вот с чем. В древности диакон имел совершенно иной статус, нежели теперь. Сейчас на диакона распространено два взглядя: либо это будущий священник (и тогда диаконскую ступень он проходит только потому, что невозможно сразу стать священником, минуя диаконство), либо это церковно-оперный певец с очень хорошим голосом. В древности диакон был прежде всего ближайшим помощником епископа. Диаконов было немного и, как правило, они были при особых ........... . С таким положением диакона, по всей видимости, связано то, что появляется он ........... тоже в особо торжественный момент. Так, службу всю ведет священник, включая произнесение ектений, и только некоторые ектении произносит диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениямивеликой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверток Четыредесятницы, не имеет начального возглáса. После поклонов на изобразительных чтец – «Приидите, поклонимся» и псалом «Благослови, душé моя, Господа». Иерей в епитрахили и фелони читает пред царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я «Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах» в обычном порядке с 3 поясными поклонами на каждой «Славе». После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди 3 и Минеи 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма. «Слава» – святого из Минеи, если есть, «И ныне» – по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святого нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир святого, и во вторник и четверток – Крестобогородичен. Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен Триоди. Паримия. Второй прокимен и вторая паримия. «Сподоби, Господи». Ектения просительная. После нее стихиры на стиховне из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен (а во вторник и четверток Крестобогородичен Триоди). «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш». По возгласе тропари, глас 4-й – «Богородице Дево» и следующие. «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним». «Сый благословен». «Небесный Царю». Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с обычными 16 поклонами. Конечное Трисвятое. По возгласе «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице», «Буди имя Господне» с 3 поясными поклонами. Псалом «Благословлю Господа на всякое время» полностью. По прочтении псалма иерей – «Премудрость». Певцы – «Достойно есть». Иерей – «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы – «Честнейшую». Иерей – «Слава Тебе, Христе Боже». Певцы – «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – дневной отпуст. Певцы – многолетны. Завеса царских врат закрывается. Великое повечерие. Пред началом повечерия ударяют в колокол 12 раз косно. Иерей в епитрахили, сотворив пред царскими вратами при закрытой завесе три поклона, возглашает «Благословен Бог наш». Чтец – «Аминь», обычное начало и псалом 69-й «Боже, в помощь мою вонми».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей пред Царскими вратами – «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Вечерня. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После поклонов на изобразительных чтец: «Приидите, поклонимся...» и псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я. «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...» (в том же порядке, что и на утрени). После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди – 3 и Минеи – 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи наряду. Входа нет. Певцы после Богородична поют «Свете тихий...» Затем следует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия. По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...» Ектения просительная. По возгласе певцы поют стихиры на стиховне Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен 17 . После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» Поклон. «Слава» – «Крестителю Христов...» – и поклон. «И ныне» – «Молите за ны, святии вси...» – и поклон. Затем – «Под Твое благоутробие...» – без поклона. «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», Честнейшую», «Именем Господним...» Иерей: «Сый благословен...» Чтец – молитву «Небесный Царю...» Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16). После поклонов конечное Трисвятое. По возгласе иерея – чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Певцы: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью). Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...» Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей – отпуст (на амвоне). Певцы – многолетны. Закрывается завеса Царских врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Панихида Слово " панихида " в переводе с греческого означает " всенощная " . Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на " Последование мертвенное мирских тел " , то есть чин погребения мирянина[ 2 ]. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем - " Аллилуиа " и тропари " Глубиною мудрости... " . После тропарей на панихиде поются тропари по " непорочных " : " Святых лик обрЕте источник жизни... " с припевом: " Благословен еси, Господи... " . Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален " Покой, Спасе наш... " , читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: " Яко по суху пешешествовав Израиль... " или 8-го гласа: " Воду прошед... " . После 3-й песни поется седален, после 6-й - кондак " Со святыми упокой... " и икос: " Сам Един еси Безсмертный... " . После канона панихида заканчивается литией: читается " Трисвятое " , поются тропари 4-го гласа " Со духи праведных скончавшихся… " и произносится ектения: " Помилуй нас, Боже... " , после которой бывает отпуст и поется " Вечная память " . Лития Сравнительно не краткий чин Великой панихиды совершать часто, да еще в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно затруднительно, а молиться за усопших хочется чаще. Поэтому церковный Устав, снисходя к нашей немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в седмицу, в пятницу вечера, да и то не на всякой седмице. В праздники, начиная с памяти святых, которым положено славословие, в предпразднство, если оно случится в субботу, в пятницу вечером панихиды не бывает. Но, удовлетворяя наше желание чаще поминать усопших, Устав предлагает особое краткое заупокойное последование - чин литии, которая может совершаться ежедневно после вечерни и утрени. Это последование излагается в 9-й главе Типикона и в конце Служебника. Обычная заупокойная лития, как и вообще всякая лития, непременно соединяется с исхождением из храма, в данном случае - в притвор. Чин литии излагается в богослужебных книгах так подробно, что не оставляет места для каких-либо недоразумений о ее порядке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

«После возгласа «Благословенно царство», читаем мы в разбираемой книге, непосредственно следовало шестопсалмие (части утрени предшествующей в настоящее время шестопсалмию, как нам известно, не было?), во время которого читалась нынешняя первая утренняя молитва . За шестопсалмием, как и теперь следовали: ектения великая, «Бог Господь» и кафизмы, во время которых священник читал вторую и третью утренние молитвы. Молитвы утренние, занимающие в нынешних служебниках места четвертое, пятое и шестое, читались на третьей песни канона; на шестой же песни канона читались молитвы седьмая и осьмая. Затем следовала молитва, егда поют: «Помилуй мя Боже» – нынешняя десятая. Одиннадцатая молитва читалась, егда поют: «Хвалите Господа». После этой молитвы следовала ектения малая и молитва читающаяся в настоящее время двенадцатою, а после неё, если день, в который отправлялась утреня, был воскресный читалось Евангелие и возглашалась сугубая ектения» (стр. 108). Такое разнообразие в количестве молитв, в их распорядке не могло не вызывать современников на некоторые недоумения и вопрос: «колико их есть»? срывался очевидно с уст ни одного игумена Афанасия. На этот жгучий вопрос своего времени отвечал, как известно уже нам, представитель той эпохи, митрополит Киприан. «На заутрени, писал он в ответ игумену Афанасию, 11-ть молитв и двенадцатая молитва после «Хвалите Господа с небес», на главопреклонении» 179 . Голос ревностного пастыря русской церкви не имел однако должного и желаемого успеха. Разнообразие списков молитв росло и росло. XIV век в наследие своему преемнику передал и свои богослужебные книги. В XV веке мы встречаем памятники, в которых число утренних молитв не превышает 12, но есть памятники с 11 молитвами. Впрочем, нужно заметить, что господствующее значение всётаки имели памятники с 12-ю молитвами 180 , т. е. те, на которые указывал митрополит Киприан. Расположение молитв в этих памятниках точно такое же, как и в псевдокиприановском служебнике 344 (601). Кроме подобных памятников г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Стих 2: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 3: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижится. Припев: Молитвами святых Твоих: Стих 4: Свидения Твоя уверишася зело:/дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Припев: Молитвами святых Твоих: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Ектения малая. Антифон 3-й Стих 1: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. Стих 2: Предварим лице Его во исповедании,/и во псалмех воскликнем Ему. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 3: Яко Бог велий Господь/и Царь велий по всей земли. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 4: Яко в руце Его вси концы земли/и высоты гор Того суть. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: Стих 5: Яко Того есть море, и Той сотвори е,/и сушу руце Его создасте. Припев: Спаси ны, Сыне Божий: По входе же Евангелия поем входное: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия. (Тропари и кондаки же поем по уставу) Краткий устав-схема субботней службы (Аще Бог Господь) В пяток вечера Чтец: Приидите, поклонимся: трижды. Предначинательный псалом (см. выше) Великая ектения: Миром Господу помолимся: Господи воззвах: поем во глас Минеи, и поставим стихов 6. (Аще беззакония назриши: ) [Если святой Минеи имеет 6 стихир, то все стихиры – из Минеи. Если же Святому в Минее только 3 стихиры, то поем прежде ему, а затем – из Октоиха, 3 первые стихиры на Господи воззвах:] Слава: Святому, аще есть. И ныне: догматик текущаго гласа. Вход не бывает. Свете тихий: Прокимен дне: Боже, Заступник мой еси Ты,/и милость Твоя предварит мя. Таже Сподоби, Господи: Просительная ектения: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви: Стихиры на стиховне Октоиха, мученичны [помещены в цикле стихир на Господи воззвах: под стихами: Яко у Господа милость Его: Хвалите Господа вси языцы: Яко утвердися милость Его на нас: ] Поются с обычными стихами стиховных стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010