Сотник же и вместе с ним стерегущие Иисуса, увидев землетрясение и все происходящее, устрашились сильно, говоря: воистину был Он Божий Сын. А так как была пятница, то Иудеи, чтобы тела не остались на кресте в субботу – ибо день той субботы был день великий, – попросили Пилата перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Придя же к Иисусу, они, когда увидели, что Он уже умер, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и вышла тотчас кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно его свидетельство, и он знает, что истинное говорит, чтобы и вы верили. Ибо произошло это, да исполнится Писание: кость Его да не сокрушится. И еще другое Писание говорит: Будут смотреть на Того, Кого пронзили. И много женщин смотрело издали. Они последовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосифа, и мать сыновей Зеведеевых. С наступлением же вечера пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который и сам был учеником Иисуса; явившись к Пилату, он попросил тело Иисуса. Тогда Пилат повелел его выдать. И взяв тело, Иосиф обернул его в чистое полотно и положил в новой своей гробнице, которую он высек в скале, и, привалив большой камень ко входу гробницы, ушел. А Мария Магдалина и другая Мария сидели там напротив гробницы. Мф 27:1–43; Лк 23:39–43; Мф 27:45–54; Ин 19:31–37; Мф 27:55–61 Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Ектения сугубая Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Хор: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Пс 147:2 О дивное чудо!/Иоанн к груди Слова припал,/Фома же осязать Его ребра удостоился./И вот, один оттуда повергающим в трепет образом/глубину богословия извлек,/другой же ввести нас в таинство домостроительства удостоен,/ибо он представляет ясно/доказательства воскресения Его, возглашая:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Слава, и ныне, глас 5: Велико и несравненно/множество милостей Твоих Человеколюбец;/ибо долготерпел Ты, иудеями заушаемый, Апостолом осязаемый,/и отвергающими Тебя исследуемый тщательно:/как Ты воплотился, как распят был, безгрешный?/Но вразуми нас, как Фому взывать Тебе:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Тропарь, глас 7 Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение,/предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Великая ектения и Бог Господь: на глас 7. Тропарь праздника трижды. После 1-го стихословия седален, глас 1 Когда из страха перед Евреями скрывались ученики/и на Сионе были собраны,/вошел Ты к ним, Благой;/и при запертых дверях стал посреди них, радость им принося,/и показал им руки и ребр Твоих пречистых раны,/говоря неверовавшему ученику:/«Подай руку твою и испытай,/что Это – Я Сам, тебя ради пострадавший!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. После 2-го стихословия седален, глас 1 Предстал Ты, Жизнь, ученикам при запертых дверях/и ребра показал, и руки Твои,/и ноги Твои, Христе,/воскресение Твое из гроба удостоверяя./Но Фомы тогда не оказалось, потому он говорил:/«Если не увижу Его,/не поверю словам вашим!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. Величание Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/нас ради во ад сошедшего/и с Собою всех воскресившего. Псалом избранный Господь воцарился, благолепием облёкся./Облёкся Господь силою, и опоясался./Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./Кто изречёт могущество Господа, сделает слышными все хвалы Его?/Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим./И вывел Ты нас из тьмы и тени смертной./Ибо сокрушил врата медные и засовы железные сломил./И избавил их от развращений их, и узы их разорвал./Ибо услышал бедных Господь. / И узников Своих не презрел./И, как спящий, пробудился Господь, и поразил врагов Своих./Вот, очи Господни – к уповающим на милость Его./Чтобы услышать стенания узников./Освободить сыновей умерщвлённых./Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его./Этот день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный./Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца./Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Если не служится литургия, вместо изобразительных поем: Христос воскрес из мертвых: (3), Воскресение Христа увидев: (1), Жены, пришедшие с Марией до рассвета: (1), Слава, кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: И ныне: Единородный Сын и Слово Божие: Затем блаженны с тропарями из канона, песнь 3 и 6. Священник: Премудрость. Чтение Апостола и Евангелия. Затем: Помяни нас Господи: Хор небесный: Символ веры, Отпусти, оставь, прости: Отче наш: Кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: Слава, и ныне: Богородичен: Божественная освященная Скиния: Господи, помилуй (40). Затем: Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Затем, вместо: Да будет имя Господне: Христос воскрес из мертвых: (3), и псалом 33, до слов: «не потерпят нужды ни в каком благе», и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Диакон начинает: Благослови, владыка. Настоятель: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Аминь. И предстоятель с находящимися в алтаре поет: Тропарь, глас 5 Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. И народ поет тот же тропарь трижды. Затем предстоятель возглашает стихи: Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Слава: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: И ныне: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее. Молитва 1 антифона и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»..; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом ( Пс.103 ) «Благослови, душе моя, Господа...», Великая Ектения и 18-я Кафизма (часть) Псалтири. Эта Кафизма читается каждый день недели Великого Поста. Она состоит из псалмов 119–133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень...» ( Пс. 121:1 ) – «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю» ( Пс.133:1–3 ). Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией. После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т. е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч. Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча – символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Великая ектения. Стихословие псалтири. 4   В субботу вечером поем кафизму I всю. В Богородичные праздники и великих святых после великой ектении поем первый антифон кафизмы I 5 . Псалом 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2 Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его: «Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!» Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их. Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их. Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его; возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их». И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все надеющиеся на Него! Псалом 3 Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его. Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей. Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил. От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Чем заканчивается вечерня на всенощной? Благословением, которое преподает священник предстоящим, говоря: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, и в это время бывает звон второй, подобно как был перовый, перед началом утрени Ектения Что такое ектения? «Ектения» в переводе с греческого значит «прилежное, продолжительное моление». Это совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй – или: Подай, Господи, и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе одиннадцать молений. Она начинается словами: «Миром Господу помолимся». Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: «Паки (еще) и паки миром Господу помолимся». Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: «Рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем», или: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, то есть усиленною, потому, что в ней «Господи, помилуй» повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная та, в которой поется «Подай, Господи» вместо «Господи, помилуй», отчего и называется просительною. Она начинается словами: «Исполним (выполним, принесем) молитву нашу Господеви». О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: о себе самих, обо всех других: о властях, о духовенстве и воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и об умерших православных христианах. Молимся о телесных, земных, душевных, небесных предметах и нуждах: о здравии, благоденствии, изобилии плодов земных, о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: «Миром Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Что значат слова «миром Господу помолимся»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Что такое ектения? Ектения – слово греческое и значит: прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: Господи, помилуй или: Подай, Господи  и др. Сколько ектений? Ектений четыре: великая , малая , сугубая и просительная . Какая великая ектения? Великая – та, которая заключает в себе многие моления, – числом 11. Она начинается словами: Миром Господу помолимся . Какая малая ектения? Малая – сокращенная из великой. Она начинается словами: Паки и паки миром Господу помолимся . Какая сугубая ектения? Сугубая ектения начинается словами: Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем , или: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей . Почему эта ектения называется сугубою? Называется сугубою, т. е. удвоенною, усиленною, потому что в ней Господи, помилуй повторяется три раза. Какая просительная ектения? Просительная – та, в которой поется: Подай, Господи , вместо: Господи, помилуй , отчего и называется просительною. О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других: о государе, о духовенстве, о воинстве; молимся не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и о умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и душевных, небесных предметах и нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ. Великая ектения Прочитаем и объясним великую ектению 16 . Какими словами начинается великая ектения? Священник или диакон: Миром Господу помолимся . Певцы: Господи, помилуй 17 . Что значат слова: миром Господу помолимся? Миром Господу помолимся , это – слова, указывающие, как должно приносить молитву. Миром , т. е. в спокойствии собственной души, на сколько это зависит от нас, – не рассеиваясь мыслями ни о чем постороннем, в мире с Богом, напр. без ропота на Него в несчастиях, и в любви к ближним. Без мира сего нельзя молиться хорошо, и Бог не примет нашей молитвы ( Мф.5:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Архиерейский чиновник – это служебник для совершения архиерейского богослужения. Кроме обычных последований Служебника, Архиерейский чиновник включает чины и последования, которые может совершать только епископ: Чин поставления чтеца и певца. Чин хиротонии иподиакона. Чин хиротонии диакона. Чин на произведение архидиакона и протодиакона. Чин хиротонии пресвитера. Чин во еже сотворити протопресвитера. Чин на произведение игумена. Чин на произведение архимандрита. Последование освящения антиминса. Ектении Основным содержанием Служебника являются священнические молитвы и дьяконские ектении. Ектения – это молитва, рассчитанная на постоянное усиление внимания. Ектения состоит из ряда прошений, прерываемых молитвенными восклицаниями «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». Прошения ектении – это приглашение к молитве. Собственно молитвой являются восклицания «Господи, помилуй», «Подай, Господи». В ектении литургии апостола Иакова молитвенное восклицание (троекратное «Господи, помилуй») встречается только один раз – в конце молитвы. Священнический возглас в конце ектении является окончанием молитвы, которая читается или читалась во время ектении. В современном богослужении священнические молитвы ектений используются главным образом на литургии. Большинство ектений вечерни и утрени молитв не имеют. Слово «ектения», «ектения», «ектенья» происходит от греческого слова η εκτεν (εκτενς) – прилежный, усердный (в значении просьбы или молитвы). Греки ектеньей называют только сугубую ектенью, другие виды ектений они называют συναπτ (ευχη). Ектения произносится диаконом. Поэтому в древних литургических памятниках она называется τα διακονικα. Великая и малая ектении Великая ектения (η συναπτ μεγλη) называется также мирной ектенией (τα ειρηνικα), поскольку начинается с прошения «Миром Господу помолимся» (Дословный перевод с греческого – «в мире Господу помолимся». Она отличается полнотой содержания. Просительная и сугубая ектении лишь раскрывают ее содержание, а малая – напоминает о великой. Великая ектения включает 12 прошений – от вышнего мира до простых нужд. В конце ектении вспоминается Божия Матерь. Данная ектения имеет постоянный, неизменный священнический возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу…». Современную великую ектению напоминает молитва из 1 послания Климента Римского , 59–61, но особенно молитвы из «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (III в.) и «Апостольских постановлений» (IV–V в.). Великая ектения располагается в начале чинов – на вечерне, утрени, литургии, в панихиде, последованиях таинств.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

На утрени — особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псалмов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие — это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.   Как особенные по своему строению и содержанию молитвы, мы должны выделить ектеньи . Само слово «ектения» (или «ектения») происходит от греческого слова εκτενηζς означает «усердный». Ектения — это усердное моление, и притом моление совместное. Вы помните форму: диакон произносит прошения, и хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи; завершает ектенью возглас священника. Очевидно, ее широкое распространение началось с Устава Софии Константинопольской. Ектеньи произносит дьякон, поэтому ектения редко содержит саму молитву. Практически можно выделить одно прощение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» — это, собственно, сама молитва. Обычно же дьякон лишь приглашает к молитве: «Миром Господу помолимся» — давайте помолимся Господу. Следует запомнить четыре основных вида ектений, употребляемых в Православной Церкви. Первый вид — это великая ектения. Она состоит обычно из 11 прошений. Место в службе ее — первое, это первая ектения на каждой службе: на литургии, на вечерне, на утрени, и отличается она особенной полнотой и возвышенностью содержания. Прошения выстроены в ней как бы сверху вниз. Сначала мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших — самое главное прошение, а потом уже о плавающих, путешествующих, недугующих; ектения спускается от самых высоких к самым простым нуждам человеческим. Следующий вид — малая ектения. Она всегда начинается словами «Паки и паки» — снова и снова, давайте еще раз Господу помолимся. Малая ектения содержит всего два прошения. Эта ектения чаще всего появляется на службе, и чередование ее с другими богослужебными текстами создает особый ритм богослужения. Просительная ектения начинается словами «Исполним молитву нашу Господеви», могут добавляться слова «вечернюю» или «утреннюю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010