1. «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем»; и 2. «Господи вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй». На эти два воззвания лик поет: «Господи, помилуй» по единожды. Начиная с самого первого прошения ектении, которым иногда эта ектения и начинается без двух вышеуказанных воззваний: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй»; лик поет на каждое прошение, которых обычно бывает всего шесть, «Господи, помилуй» по трижды, отчего ектения и называется " сугубой«, то есть «усердным», «прилежным» молением. Заканчивается сугубая ектения всегда одним и тем же возгласом иерея: «яко милостив и человеколюбец Бог еси…» После сугубой ектении на всенощном бдении читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» Она составляет как бы продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в вечерней песне «Свете тихий» и заканчивается сама славословием Пресвятой Троице: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». За молитвой «Сподоби Господи» следует так называемая «просительная ектения», начинающаяся словами: «исполним вечернюю молитву нашу Господеви». После этого воззвания следует прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». На первое воззвание и на это прошение лик поет «Господи, помилуй» по единожды, а затем следуют шесть прошений, на каждое из которых лик поет «Подай, Господи!» в соответствие заключительным словам каждого прошения «у Господа просим!» почему и самая ектения эта называется «просительной». Прошения этой ектении посвящены исключительно благам духовным, причем в каждом содержится моление о даровании мира, этого высочайшего духовного блага. Заканчивается она, как и великая, и малая ектения, преданием себя в волю Божию, на что лик поет: «Тебе, Господи». Иерей заключает ектению возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» Непосредственно после этого возгласа иерей, продолжая оставаться перед престолом, поворачивается лицом к народу и преподает: «Мир всем», благословляя народ рукой. Иерей приветствует таким образом молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и оно было любимым у Него (см. Иоан. 14, 27 ), и Он повелел приветствовать миром всех ищущих мира ( Матф. 10, 12–13 ). Об этом говорит св. Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает» (Беседа 3-я к Колосянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В этом последовании содержится великая ектения и 17 кафизма «Блажени непорочнии в путь…» О каноне на панихиде в 14 главе Типикона сказано, что поется канон Октоиха усопших «по гласу», т.е. того гласа, молитвословия которого поются в субботу той седмицы. В книге «Последование за усопших» печатается канон Октоиха 6 гласа; ирмос 3-й песни «Небеснаго круга» и 6-й песни «Молитву пролию ко Господу…» обычно поется на панихиде по 3-й и 6-й песням. Припев канона на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». При малой ектении за упокой, начинающейся словами «Паки и паки миром Господу помолимся», поется «Господи, помилуй» по одному разу, а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении «Помилуй нас, Боже», поется по три раза. 2. Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14) I часть «Благословен Бог наш…» Трисвятое по «Отче наш…» «Господи, помилуй» (12) «Приидите, поклонимся…» (3) Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго…». Ектения: «Миром Господу помолимся» Возглас: «Яко Ты еси…», «Аллилуиа», глас 8-й со стихами Тропари «Глубиною мудрости…» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы…» Кафизма 17 «Блаженни непорочнии…» (разделенная на две статии) По первой статии ектения малая заупокойная По второй – тропари по Непорочных с припевом «Благословен еси Господи…» Ектения малая Седален «Покой, Спасе наш…» и Богородичен «От Девы возсия-вый миру…» Псалом 50 II часть Канон Октоиха по гласу После 3-й песни ектения, седален «Воистину суета всяческая…» После 6-й песни ектения, кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси Бессмертный…» По 9-й песни «Богородицу и Матерь Света…», «Людие: Дуси и души праведных…» и ирмос 9-й песни III часть Лития Трисвятое по «Отче наш…» Тропари «Со духи праведных скончавшихся…» Ектения: «Помилуй нас, Боже…», молитва: «Боже духов…» Премудрость. Пресвятая Богородице, «Слава Тебе, Христе Боже…» Отпуст: «Воскресый из мертвых…» «Во блаженном успении вечный покой…» «Вечная память…» 3. Лития об усопших Лития (греч λται – усиленное всенародное моление) об усопших короче панихиды, она бывает вместе с панихидой и совершается при выносе тела умершего из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Таблица IV Песненная воскресная Утреня по Симеону: На паперти 241 священник перед закрытыми царскими вратами: а. Благословено царство, великая ектения, возглас молитвы б. Пс. 3–62–133 ; обычный припев: Слава Тебе, Боже; праздничный припев (триадикон): Слава Отцу... Во время пения этих псалмов священник читает «молитвы на заре». в. Малая ектения и 1-ая статия 242 : Пс. 118 (1–72); припев: Аллилуиа. Во время первой стати и священник совершает каждение паперти, присутствующих (произнося: Премудрость: прости) и храма, куда он входит один через один из боковых врат; он возвращается оттуда, неся крест из алтаря 243 : освещение во время этой части службы очень уменьшено. г. Малая ектения и 2-ая статия: Пс. 1 18 (73–131); припев: Вразуми мн, Господи. д. Малая ектения и 3-ья статия: Пс. 118 (132–176); припев: Аллилуиа. В начале 3-ей статии открывают одну створку центральных врат 244 ; при стихе 170 открывают врата полностью и совершают вход в храм при пении входного с Аллилуиа: священник с крестом, украшенным тремя зажженными свечами, входит в храм через царские врата, сопровождаемый диаконом (за ним следует архиерей, если он присутствует); остальные следуют за священником, но через боковые двери; последние стихи Пс. 118 (173–176) поются уже внутри, посреди храма. Затем тотчас, без ектении: е. Песнь трех отроков ( Дан. 3,57–88 ). К концу песни, которая исполняется очень торжественно, в алтарь входит священник. Крест, который он нес в руках, остается на амвоне посреди храма. ж. Чтение синаксария (страсти Христовы, толкование праздника или жития Святых). з. Ектения сугубая и Пс. 50 ; припев (пентикостарион), особый или общий, Слава Отцу... Единородный. И ныне.... тропарь: Преславную. и. [Каноны праздника или Святого дня и ексапостилларий : эти каноны не пелись раньше в Песненном Последовании : Г.П. 155, 648 А 245 .] к. Малая ектения и Хвалите, которые пелись двумя хорами; различные припевы, согласно различным стихам псалмов 246 , л. (Благословен Бог Израилев и) заключительный стих: Величаем все Матерь Бога 247 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как упоминалось выше (гл. 3, § 5), в греческой приходской практике эта часть литургии обычно опускается, а читается лишь возглашение второй молитвы верных («Яко да под державою Твоею...»). В некоторых приходах читается и малая ектения, которая вводит эту молитву. Приходы, где читаются обе ектении и молитвы, редки. Причины таких сокращений уже были обсуждены в том же § 5, и здесь мы не будем повторять их. Рассмотрим лишь очевидное расхождение между современным русским и современным греческим формуляром (текстом) этой части Божественной литургии. Расхождение это состоит в существовании части XIV .2. A в русском формуляре, отсутствующей в формуляре греческом. Как легко заметить, прошения XIV .2 A идентичны прошениям великой ектении в начале литургии. И это не случайно: XIV .2. A представляет собой остаток великой ектении, которая, как было сказано в начале предыдущей главы (гл. 3, § 1), до VII b. читалась в этом месте, сопровождая молитвы верных 487 . Когда, начиная с VII b., великая ектения стала читаться перед Трисвятой песнью, ектения, сопровождавшая молитвы верных, начала сокращаться. Несмотря на это, великая ектения перед двумя молитвами верных сохраняется в ряде рукописей до XIII b. 488 «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) очевидно стремится сохранить практику произнесения великой ектении во время молитв верных. Он даёт диакону указание читать великую ектению, глядя на священника, возносящего молитву, и, когда он убедится, с помощью знака, даваемого священником, что тот окончил первую молитву верных, прерваться «идеже случится», возглашая: «Премудрость», и тем самым дать священнику возможность произнести возглас. То же предписано и для второй молитвы верных 489 . Тот же чин видим в одном из первых печатных славянских Служебников, С 1519 (Венеция) 490 , и в «Уставе» архиерейской литургии XVII b. 491 В конце концов, великая ектения, конечно, не сохранилась в этом месте литургии. Многократно видоизменяясь, она достигла на последней стадии развития этой части литургии вида двух одинаковых малых ектений, по одной на каждую молитву верных 492 . Именно их мы и видим в современном греческом формуляре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хотя упоминания о Трисвятом встречаются в писаниях св. Отцов начиная с IV b. 368 , на Божественной литургии оно впервые появляется в V b., как припев к 79-му псалму, который пелся антифонно во время входа священнослужителей и народа в храм 369 . С VI b. Трисвятое включается в Божественную литургию в том месте и виде, которые сохраняются до сегодняшнего дня 370 . По прошествии недолгого времени, в VI–VII bb., перед ним начала читаться великая ектения. Она заканчивалась молитвой Трисвятого, нынешней или другой, такой как молитва , предписываемая Барбериновым кодексом для И 371 , и возгласом «Яко Свят еси, Боже наш..». С XIII b. великая ектения начинает читаться исключительно перед первым антифоном, а её молитва , являющаяся молитвой Трисвятого, осталась соединённой с Трисвятой песнью 372 . В этой части Божественной литургии нужно отметить следующие различия между современным греческим и современным русским чином: во-первых, практическое отсутствие в русском чине вводного «Господу помолимся. Господи, помилуй» ( 1.Б ), во-вторых, разное время чтения «молитвы Трисвятаго пения», в-третьих, благословение «времени Трисвятого», которого нет в греческом чине, в-четвёртых, сложная концовка возгласа молитвы Трисвятого в нашем Служебнике ( 5.А ) и, наконец, отсутствие в русском чине диаконской выклички «Сила» ( 7.Б ). Эти различия сохраняются и когда, одинаковым образом и в русском, и в греческом чине, в некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другой, такой, как «Елицы во Христа крестистеся...». Первые три различия связаны с великой ектенией, которая когда-то читалась непосредственно перед Трисвятой песнью. Как было уже сказано, эта ектения завершалась молитвой Трисвятого, а затем следовала сама Трисвятая песнь. В § 1 говорилось, что к концу XI b. великая ектения появляется перед антифонами. Ектения перед Трисвятой песнью, однако, исчезла не сразу, а продолжала читаться ещё некоторое время. Поэтому с конца XI до XIII b. в начале Божественной литургии было две великих ектении: перед антифонами и перед Трисвятой песнью! 373 Иследования литургистов подтвердили диктуемое здравым смыслом предположение, что одна из ектений, в частности вторая, время от времени опускалась, причём тогда, когда это считал нужным возглавлявший богослужение священник 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава – тропарь: Вознесыйся на крест Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею. волею. И ныне – Богородичен: Предстательство И ныне – Богородичен: Предстательство страшное. страшное. Ектения малая: Помилуй нас, Боже (Она Ектения малая (сокращенная сугубая): состоит из трех прошений, из коих два (Она состоит из трех прошений, из коих два о царствующем доме). Возглас: Яко милостив и человеколюбец Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Слава святей, и единосущней, и Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице… животворящей, и нераздельней Троице… Аминь. Аминь. (На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий). После З-х псалмов: (Слава и ныне, После З-х псалмов: (Слава и ныне, Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. При чтении остальных трех псалмов При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние священник глаголет утренние молитвы пред Святыми Дверьми. молитвы пред Святыми Дверьми. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения великая: Миром господу Ектения великая: Миром господу помолимся. помолимся. «Бог Господь и явися нам», четырежды «Бог Господь и явися нам», четырежды «Аллилуиа», четырежды (во дни поста и покаяния) или трижды (в службе за упокой). По «Бог Господь» тропари празднику или По «Бог Господь» тропари празднику или святому. святому. По «Аллилуиа», во дни седмичные поста, кроме субботы, – тропари троичны гласа, в субботы, в службе за упокой – тропари покойны. Стихословие двух или трех кафизм. Стихословие двух или трех кафизм. После каждой кафизмы седален Октоиха, или Триоди Постной, или Цветной, а в дни предпразднства и попразднства – и из Минеи. (В субботы, в дни предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди). После 1-й кафизмы – малая ектения. После 1-й кафизмы Возгл.: Яко Твоя держава.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отметим еще деталь в изложенном чине елеосвящения, общую всем трем спискам его – это отсутствие в них всяких признаков освящения елея. Нет даже и указаний на то, каким же в данном случае елеем должен был помазываться больной. Возможно, что этот выпуск освящения елея был сделан при предположении помазания больного елеем оглашенных 614 . Большею стройностью отличается сокращенное последование елеосвящения в рукописи Софийской библиотеки 1062. Здесь после обычного начала следовали Трисвятое, «Отче наш», Господи, помилуй (12 раз), Приидите, поклонимся (трижды), псалом 50, тропари, Помилуй нас, Господи... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Многая премножества... Приход больного, испрошение им прощения и благословения у совершителя таинства и чтение молитвы над маслом: Безначальне, непременне... Затем следовала великая ектения: Миром... О свышнем... О мире... О святем храме... О еже благословитися маслу... О рабе Божии... О оставлении.. О еже приити нань... О еже избавитися... Заступи... Пресвятую... Возглас. Прокимен: Буди Господи... Стих: Радуйтесь, праведний... Апостол – Иак. 5: 10–16 . Аллилуарий: Блажен муж... Евангелие – Ин. 5: 1–15 . Ектения: Помилуй нас, Боже... Молитва тайно: Господи Боже наш... Еще молимся о милости живота... Яко милостив... Молитва: Благопременне Господи... Священник: Услыши мя, Господи... «Вжигает светильце и мажет маслом святым болящего, глаголя молитву сию: Отче Святый...» Затем «полагает святое евангелие наверх главы болящего и, став на восток, глаголет молитву сию над главою: Благоутробный и милостивый Боже, истязаяй сердца и утробы...» 615 . Стихиры: Источник исцелением... Слава и ныне: Подай же утешение... Ектения: Помилуй нас, Боже... (как после евангелия). Услыши ны, Боже... Мир всем. Главы ваша... Владыко многомилостиве... И отпуст: Христос, истинный Бог наш... «По отпусте взем поп кисть помазует болящего, глаголя: Благословение Господа Бога нашего Иисуса Христа на исцеление...» Еще опыт построения сакраментального последования св. елея мы наблюдаем в рукописи из собрания Погодина 305. Он выкроен из находящегося в данной же рукописи полного последования св. елея, примыкающего по переводу и составу ко второй славяно-русской редакции. Утреня была оставлена вовсе. И чин начинался с освящения елея в таком порядке: после обычного начала следовали Трисвятое, «Отче наш», Господи, помилуй (12 раз), Приидите, поклонимся (трижды), псалмы 50 и 90, «Верую», молитва над елеем: Безначальне, вечне, великая ектения с составом прошений, свойственным рукописи Московской Синодальной библиотеки 372. Далее – прокимен, апостол, аллилуарий, евангелие, ектения, молитва, процесс помазания – те же, какие были свойственны и полному чину св. елея в указанной редакции. Затем следовали возложение евангелия и чтение молитвы: Благоутробне, многомилостиве, испрошение больным прощения и благословения у совершителей таинства, целование им евангелия, пение стихир, произнесение ектении и отпуста, как в полном чине елеосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Так как вечерня и утреня свои ектении заимствовали с литургии, то на первых великая ектения имела совершенно такой же состав, как на второй. Но не всегда на вечерне великая ектения или соответствующая ей молитва занимала настоящее свое место — самое начало службы. И на литургии первоначально она стояла не в начале, а в середине — после чтений из Св. Писания; так и в Апостольских Постановлениях; так и в литургии ап. Иакова, где она полный свой вид имеет после Символа веры, в начале же литургии стоит в сокращенном виде. На вечерне Апостольских Постановлений вышеприведенная ектения имеет место после ряда ектений за оглашенных, бесноватых, просвещаемых, кающихся, пред самой просительной ектенией; на иерусалимской вечерне IV b. — после чтений и входа епископа в алтарь (Вступит. гл., с. 136, 142). Есть памятники даже от XVI b., где вечерня начинается 3 антифонами с малыми ектениями и только после прокимна имеет ектению, представляющую из себя нынешнюю сугубую с началом из великой, приблизительно в том виде, какой имеет сугубая ектения в литургии ап. Иакова (см. Вступ. гл., с. 377; см. ниже, «Сугубая ектения»). Так было, должно быть, и на древней вечерне Константинопольской церкви, или песненной; но уже при Симеоне Солунском (XV b.) и песненная вечерня имеет в начале великую ектению. Вечерня же студийско-иерусалимского типа получила великую ектению в свою начальную часть, должно быть, гораздо ранее: Студийско-Алексиевский устав XI b. предполагает ее, по-видимому, на нынешнем месте. Кто произносит великую ектению на вечерне? Хотя ектения — диаконская молитва, но нынешний Типикон указывает произносить великую ектению священнику, как и следующие две малые. И только третью малую ектению — по 3 антифоне кафизмы, — по Типикону, произносит диакон. Сказав о чтении светильничных молитв священником, Типикон продолжает: «Скончавшуся же псалму глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся и по ектении возглас: Яко подобает Тебе». Таким образом, по мысли Типикона, участие диакона в совершении вечерни, сообщающее службе особую торжественность, должно начаться только с Господи воззвах, как на утрене с полиелея или со чтения Евангелия, если полиелея нет (см. ниже). Ввиду этого и первоначальное каждение на всенощной происходит без диакона, обязанности которого исполняет параекклисиарх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

За чтением Евангелия следует серия ектений: сугубая, заупокойная (в некоторых случаях), об оглашенных, первая и вторая ектении верных. На каждую ектению положена молитва, произносимая священником в алтаре. Сугубая ектения После проповеди, если она следует за Евангелием, или сразу после чтения Евангелия, если проповедь отнесена на конец службы, произносится сугубая ектения. В древних Литургиях, к которым еще не была присоединена служба трех антифонов, великая ектения звучала после Евангелия; с добавлением к Литургии службы трех антифонов великая ектения была перенесена в начало службы, а на ее месте оказалась сугубая ектения, своим происхождением обязанная константинопольским богослужебным процессиям (отсюда троекратное произнесение «Господи помилуй») 702 . Первые три прошения сугубой ектении в содержательном отношении представляют собой единое целое и являются вступлением к последующим прошениям: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Скажем все – от всей души, от всего нашего сознания, – скажем: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. «Господь Вседержитель, Бог отцов наших – мы молим Тебя, услышь и помилуй! Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по Твоей великой милости – мы молим Тебя, услышь и помилуй!» Первое прошение представляет собой призыв к молитве, а второе и третье – собственно ту молитву, к которой диакон призывает верующих. Второе прошение построено на начальных словах Молитвы Манассии, а третье – на начальных словах 50-го покаянного псалма. На первые два прошения хор отвечает однократным «Господи, помилуй», на третье – троекратным. Последующие прошения ектении сопровождаются троекратным «Господи, помилуй». По содержанию они близки прошениям великой ектении: Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), и о всей во Христе братии нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Устав о вседневной вечерне находится в Типиконе, в 9 главе; в последованиях понедельника и среды 1 седмицы Великого поста; в Служебнике, Часослове и Следованной Псалтири. Устав о вечерне в дни Великой Четыредесятницы находится в Типиконе, в последовании вечера сырной недели (воскресения) и в последовании понедельника 1 Седмицы Великого Поста; также в Часослове и в Следованной Псалтири. Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Типиконе, в 7 главе; также в Служебнике, Часослове и в Следованной Псалтири, в последованиях Триоди и Минеи на указанные дни. Устав о вечерне на бдении всенощном находится в Типиконе, во 2 главе, иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом; также в последованиях Типикона, Минеи и Триоди на великие праздники. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Благословен Бог нашПриидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, трижды Светильничны. Диакон: Возстаните... Господи, благослови. Иерей: Слава С вятей...Приидите, поклонимся триждыПс. Благослови душе мояСлава и ныне.Аллилуия, триждыСветильничны. Господи, помилуй, трижды Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.Стихословие целой кафизмы.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне 32 . Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.После 1-й и 2-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды (Тип., гл. 9), т.е. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа; Слава Тебе, Боже, трижды; Господи, помилуй, трижды, Слава и ныне (службы 1-й седм. в особ. кн.). В вечер недели (воскресения) кафизмы не бывает. Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы. 1 антифон 1 кафизмы. В неделю вечера стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17). Ектения великая. Возглас: Яко подобает Тебе.1 антифон 1 кафизмы.На неделю (воскресение) вся 1 кафизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010