Рубрики Коллекции Что такое ектения? 3 мин., 25.09.2022 Поделиться Содержание Молитва к Богу бывает просительной и благодарственной. Во время богослужения эти виды молитв облекаются в установленные формы, соответствующие церковным канонам. Одной из таких форм просительной молитвы является ектения. Подробнее о том, что это такое и какие бывают виды ектении, — в «Слайдах» Фомы . 01 Ектения — это вообще что? Проще говоря, это молитва, в которой верующие на богослужении именно просят Бога о чем-то. В переводе с греческого «ектения» означает усердное или протяжное моление. И понятно почему: череда кратких прошений в составе ектении читается диаконом (или священником, когда нет диакона) нараспев громко, что не позволяет вниманию рассеяться. 02 А что еще особенного в этой молитве? При чтении ектении дьякон вытягивает вперед правую руку, простирая перед собой орарь — ленту, перекинутую через левое плечо. После каждого прошения он осеняет себя крестным знамением, а хор возглашает «Подай, Господи» или «Господи, помилуй». Ектении бывают разных видов: великая, сугубая, просительная, малая, заупокойная и ектения об оглашенных. 03 Почему великая ектениявеликая? Великая  ектения обычно предваряет начало богослужений — литургии, вечерни, утрени, а также церковных таинств — крещения, венчания, соборования. Это первенствующее положение в структуре богослужений, а также всеобъемлющий характер прошений свидетельствуют о ее значимости. 04 И как она звучит? Она начинается с возгласа: «Миром Господу помолимся» (то есть в мирном состоянии духа), за что ее еще называют мирной, и включает двенадцать прошений, которые последовательно спускаются от более возвышенных — о мирном устроении духа и спасении души — к более приземленным — об избавлении «от всякия скорби и нужды». За каждым прошением следует молитва хора «Господи помилуй». 05 А малая ектения, наоборот, самая маленькая? Совершенно верно, в ней всего три прошения. По сути, это сокращенный вариант мирной ектении. Она и начинается со слов: «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Снова и снова помолимся Господу в мирном состоянии духа».

http://foma.ru/chto-takoe-ektenija.html

б. " κολουθα το ρθρου «: последование Утрени: в. Благословено царство, Отче наш, Слава в вышних (первая фраза). г. великая ектения, Заступи, возглас, Мир всем. д.=«мол. на заре»: каждой предшествует малая ектения и за каждой следует Заступи, возглас, Мир всем. е.=«мол. на заре» без ектении. с ектенией и Мир всем. з.=«мол. на заре: Пс. 50 », «Хвалите» с ектенией. и.=«мол. на заре. 11 или отпуст», без ектении. к. после призыва диакона, л. следует монастырский отпуст: народ 224 : Ελογετε γιοι, священник: Χριστς ληθινς Θες μν... Μαρας... " Ιωννου... ποστλω #957;... Νικολου...: возглас: ν ελογητς Θες μν πντοτε... Перед нами соборная схема, которую, однако, нельзя поместить в ряд евхологиев АВ), потому что диаконские ектении помещены между молитвами и также потому, что начало и конец Утрени являются монастырскими; эта Утреня начинается краткой формулой Слава в вышних, которая всегда была введением к шестопсалмию, то, что также возможно имеет место и здесь. 69 . Синай 973 (1153 г.) (Дмитриевский, II, 88) (Beч.I): а. " κολουθα το ρθρου « последование Утрени: б. Благословено царство, шестопсалмие народом. в. великая ектения и=«мол. 1 антифона, Заступи». г.=«мол. 2 и 3 антифона. Заступи». д. седален. е. «другие молитвы воскресные для Пс. 135 и для Вел. Поста»: =« 4 »;=« 5 антифона»;=« 6 антифона»;=« 7 »; без рубрики. ж.кондак (другая рубрика предназначает его для 6-й песни). з. Пс. 50 , великая ектения,=«9». Заступи с вариантом. и. песни, малая ектения, ексапостилларий. к. Хвалите, стихиры. Слава в вышних, тропарь (глас 2-й в воскресенье, прокимен: Воскресни, Евангелие). л. ектения со своей молитвой, молитва ектения просительная. м.призыв диакона и=«мол. главопреклонения». н. отпуст: Премудрость. Сый благословен... Взаимопроникновение соборных и монастырских служб удалось в достаточной мере, несмотря на некоторые противоречия, как, напр., помещение кондака в два различных места. Псалмопение только одной кафизмы, каждой «Славе», которой предшествует (в Константинополе молитвы предшествовали антифонам, в Иерусалиме они следовали за ними со времени Егерии) ектения и одна из трех первых молитв 225 . Молитвы – сохраняют нумерацию Евхология и частично также свои рубрики, но они оставлены как дополнительные (в Посту было более длинное псалмопение), или в качестве запасных частей. Повторение великой ектении с Пс. 50 (после кондака) указывает, что эта вторая часть службы рассматривалась, как нечто отличное от первой части, почти как другая служба. Ексапостилларий и стихиры точно монастырские, но Евангелие в этом месте, предваряемое тропарем и постоянным воскресеным прокимном, а также отсутствие Всякого дыхания приводят нас опять-таки к соборной константинопольской службе. Отсутствует евангельская молитва, как в наиболее классических евхологиях; введение этой молитвы, кажется, относится ко времени позднее X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ектения – слово греческое. Вообще, значит расширение (буквально, рассечение), разъяснение, обилие и, наконец, прилежное, неусыпное действие. По употреблению в церковном богослужении и в приложении к делу молитвы, слово ектения может быть принято во всех этих значениях. Это разъяснение, или выражение молитвенных желаний верующих; это расширение, или точнее, рассечение молитвы, т. е. молитвословие разделяется здесь на большее или меньшее число небольших частей; это обилие, т. е. здесь в одном молитвословии заключается все, что только нужно для временной и вечной жизни человека; наконец, это неусыпное действие: действительно, невозможно ни уснуть, ни задремать при этих молитвословиях, сколько потому что они произносятся всегда самими священнодействующими, столько и потому, что внимание возбуждается непрестанным пением «Господи помилуй» и т. п. Ектении, по числу заключающихся в них прошений, разделяются на великую и малую. В обеих «Господи помилуй» поется по однажды. Ектения, также великая, но в которой «Господи помилуй» поется по трижды, называется сугубой. Ектения, которая начинается «Исполним молитву нашу Господеви», называется просительной. Ектения, в которой молятся за умерших, – заупокойной. Есть и другие видоизменения ектений, но о них я буду говорить в своем месте. Здесь объясню три главных ектении: великую, сугубую и просительную. I Ектения великая – Миром Господу помолимся. Так начинается великая ектения. Здесь нет прошения Господу, нет славословия, а что-то совсем другое и, должно быть, особенно важное, потому что оно непрестанно повторяется. Именно: малая ектения, которая слышится так часто, начинается: «паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся». – Да, здесь возбуждение, призыв к молитве и необходимое условие, при котором должна быть совершаема она. Будем, начнем молиться Господу, но не кое-как, а миром. Мир – согласие, строй, порядок, т. е. такое отношение одного предмета к другому, что они, тем или другим соединенные между собой, ничем не нарушают своего единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен. 4 Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь Триодь И абие: Достойно есть: Малая ектения. Ексапостиларий Октоиха: Небо звездами: Слава, святому Минеи. Аще ни: Слава, и ныне, Богородичен: Сладость Ангелов: Хвалитные псалмы, Слава, и ныне: Тебе слава подобает: И славословие вседневное, от чтеца. Ектения просительная. На стиховне стихиры Триоди, глас 3: На всякое время пост:Стих: Ис- полнихомся заутра: и поем паки туже стихиру. Стих: И буди светлость: Мученичен: Святых страстотерпцев память: Слава, и ныне, Богородичен: Без семене зачала еси: Посем, Благо есть: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава и ныне, Богородичен от менших, еже писано: В конец утрени. Ектения сугубая Возглас: Премудрость: Сый благословен: И присоединяем час 1-й, и бывает совершенный отпуст. Часы обычные, тропарь и кондак святаго рядового. На Литургии все последование обычное. В понедельник вечера По предначинательном псалме кафисму чтем 6-ю. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Господь услышит мя: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Постом очиститися потщимся: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Преславную и Пречистую Богородицу: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. Во вторник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 7-ю и 8-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII в. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.). ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения    Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения. Ектения — молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν — напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικα, «диаконства». Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Способ исполнения    Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано).    Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). — Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ    Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» (πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела, условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов, других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тебе подобает святыня (эфиоп.: хвала), Тебе подобает пение, Тебе слава (эфиоп.: святыня) подобает…» 2292 . Способ исполнения Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано). Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). – Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». Просительная ектения Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» ( πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела 2293 , условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов 2294 , других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины 2295 ; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569). История ее

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Этими словами оканчивается Литургия оглашенных. Оглашенные, как недостойные присутствовать при совершении Высочайшего Таинства, оставляют храм. 78. Схема Литургии оглашенных Литургия оглашенных заключает в себе следующие части: 1. Начинательные возгласы диакона и священника. 2. Великая ектения. 3. Пс. 1 -й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) или первый антифон. 4. Малая ектения. 5. Второй изобразительный псалом (145) – «Хвали, душе моя, Господа» или второй антифон. 6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий». 7. Малая ектения. 8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение «Приидите Поклонимся». 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя». 13. Пение «Трисвятого». 14. Пение «прокимна». 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Молитва за Государя Императора. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. 79. Символическое значение Литургии оглашенных Произносимые тайно священником слова перед начальным возгласом Литургии: «Слава в вышних Богу» обозначают Славу, воспетую Богу ангелами при рождении Спасителя. – Начальный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Св. Духа»… выражает хвалу Богу от людей за то, что мы отстали от идолослужения, узнавши с пришествием Иисуса Христа, что есть в мире Истинный, Триипостасный Бог, и Творец всей твари. – Мирная ектения и соответствующая ей молитва священника означают, что Литургия есть не только воспоминание Христовых страданий, но и ходатайство за наши грехи, и вместе с тем показывают сущность наших прошений к Богу. – Изобразительные антифоны обозначают благодеяния Бога к людям в В. Зав. и в том числе – ожидаемое воплощение Сына Божия, сокрытое от других людей, на предчувствуемое праотцами и пророками. – Праздничные антифоны и гимн: «Единородный Сыне» – напоминают о главнейшем благодеянии Бога: послании на землю Единородного Сына Своего. – Пение Евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и изображает качества истинно-христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иной раз трудно бывает определить, чем великая вечерня отличается от вседневной вечерни. Бывает великая вечерня без паримий, бывает вседневная вечерня со входом. Но вот в чем, пожалуй, существенная разница, так это в порядке ектений. Тут, пожалуй, стоит даже выписать отдельно фрагмент последования. Итак, вседневная вечерня: «Свете тихий» прокимен «Сподоби, Господи» просительная ектения стихиры на стиховне «Ныне отпущаеши» Трисвятое по «Отче наш» Тропари сугубая ектения. А на великой вечерне будет так: выход «Свете тихий» прокимен паримии (могут быть, если это воскресная служба) сугубая ектения (по будням она в самом конце службы, и в этом – существенное отличие) «Сподоби, Господи» просительная ектения и т. д. Как видим, великая и вседневная вечерни существенно разнятся положением сугубой ектении. Просительная ектения совершается так же, как и в будни, а сугубая в самом начале имеет два дополнительных прошения, которых нет в будни: «Рцем вси» и «Господи Вседержителю Боже, Отец наш». На вседневной же вечерне, когда эта ектения находится в конце службы, она начинается с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже». После просительной ектении, после тайной молитвы главопреклонения на великой вечерне может быть совершаема лития. Согласно уставу, лития непременно бывает на любом всенощном бдении. Что касается великой вечерни, совершаемой самостоятельно, а не в составе бдения, то на такой службе лития может быть или не быть – нужно смотреть устав каждой конкретно взятой литии. Глава 7 Типикона, описывающая воскресную службу без бдения, говорит о том, что на воскресной великой вечерне, не являющейся частью всенощного бдения, литии быть не должно. Но коли уж мы служим бденную службу, то надо сохранить литию. Теперь несколько слов о том, для чего нужна лития, в чем ее литургический смысл. Это усиленное моление, причем в притворе. В древней Церкви была очень развита покаянная дисциплина: кающиеся делились на четыре разряда; некоторые из них имели право стоять в притворе, а некоторые должны были находиться на улице и просить о себе молитв y входящих в храм. Чтобы не мешать церковной молитве и в то же время не отменять наложенной на них епитимии, в дни праздников сами священнослужители исходили к этим кающимся и .................

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Екзарх (греч.) Епископ, управляющий делами обширной области, состоящей из нескольких епархий. В России: экзархат Грузинский. Екклисиарх (греч.) букв. значит церковноначальник, распорядитель уставного пения и чтения в церкви, предстоятель, настоятель церкви. Ексапостиларий (от грсч. ξαποςλλω – высылаю, посылаю) букв. значит посылаемый. Так называются тропари, читаемые или поемые в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона. В другие дни вместо ексапостилария в тоже время утрени читаются или поются тропари, называемые светильнами. В ексапостилариях всегда упоминаются апостолы, как посланные Богом распространить на земле небесный, свет веры, – в светильнах же апостолы не упоминаются, но всегда испрашивается от Бога ниспослание света небеснаго для просвещения ума нашего. Испрашивается свет мысленный именно в это время богослужения потому, что к концу утрени появляется и свет чувственный, дневной. – Составлены ексапостиларии императором Константином, сыном Льва Премудрого (см. Евангельская стихира примеч.). Ектения (греч. τνεια – вымаливание, от слов – из и τνω – тяну, выпрашиваю). Ектениею называется ряд кратких молитвенных прошений, протяжно произносимых диаконом или священником и сопровождаемых пением: „Господи помилуй“! „Подай Господи“! и „Тебе Господи“! Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная, или заключительная. Великая ектения начинается словами: „Миром Господу помолимся!“, и называется так потому, что в ней заключается сравнительно больше прошений, чем в других ектениях, – называется она еще мирною, ибо начинается молением о мире. Сугубою (Рцем вси... или помилуй нас Боже...) называется та, в которой усугубляется или повторяется трижды моление: „Господи помилуй!“ Просительная ектения та, которая состоит из молений, на которые певцы поют: „Подай, Господи!“ – Малая ектения есть сокращение великой или сугубой ектении. Первая, начинаясь словами: Паки и паки миром Господу помолимся, содержит в себе только два последних прошения великой ектении: вторая, начинаясь словами: Помилуй, нас Боже и проч. и содержа в себе два прошения о Государе с Царствующим Домом и о Св. Синоде с местным Епископом, заканчивается молением за всю братию и всех христиан. Последняя ектения произносится на малой вечерне и на утрени пред чтением шестопсалмия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010