I. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЦЕРКОВНЫХ МОЛИТВ Как называются те действия, совершаемые в церкви, при которых присутствующие веруюшие, все вообще, приносят молитвы Богу? Действия, совершаемые в церкви, при которых присутствующие верующие, все вообще, приносят молитвы Богу, называются богослужениями, иначе церковными службами. Какие совершаются в церкви для общей молитвы службы? Для общей молитвы в церкви совершаются следующие службы: вечерня вечером, утреня утром, и литургия, или обедня, около полудня. МОЛИТВЫ ОБЩИЕ ВСЕМ ЦЕРКОВНЫМ СЛУЖБАМ Какие молитвы общие всем церковным службам? Молитвы, общие всем церковным службам, это – называемые е к т е н и и. Что это за молитвы ектении? Ектения – слово греческое и значит прилежное, продолжительное моление. Это – совокупность нескольких кратких молений, сопровождаемых припевами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» и др. Какие известны ектении? Ектений известно четыре:      великая, малая, сугубая и просительная. Великая, заключающая себе многие моления,– числом 11. Она начинается словами: «Миром Господу помолимся». Малая – сокращенная из великой, начинающаяся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся». Сугубая ектения – начинается словами: «Рцем вси, от всея души и от всего помышления рцем.» Называется сугубою, т.е. удвоенною, усиленною, потому что в ней «Господи помилуй» повторяется три раза. Просительная, – в которой поется «Подай, Господи» вместо «Господи, помилуй» отчего и называется просительною. О чем мы молимся в ектениях? В ектениях мы молимся обо всех и обо всем: и о себе самих, и о всех других: о Государе, о духовенстве, о воинстве; не только о тех местах, где живем, но и о всем мире; не только о живых, но и об умерших православных христианах. Молимся и о телесных и земных, и о душевных, небесных предметах и своих нуждах: о здоровье, благоденствии, изобилии плодов земных, и о прощении грехов и спасении душ. ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Прочитайте и объясните великую ектению. (Священник или диакон) Миромъ Гд помолимс. (Певцы) Гди помилй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Панихида — это церковная служба по умершему Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Читайте также о панихиде: О поминовении усопших: панихида, вселенская панихида, родительские субботы Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших Молитва об усопших. Вопросы священнику О молитве за усопших: покойников больше нет! Не горькие мысли о смерти: Как священнику утешать человека в его потери? Тысяча и одно правило прощания

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей… Служба с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа Собравшимся нам во храм, благословившу священнику поем начало по обычаю, якоже в четверток 5-й седмицы. Таже шестопсалмие. Посем ектения великая, и по возгласе поем, Аллилуиа, на глас 8. Начало обычное, [после первой ектении молитвы не читаем]; шестопсалмие; после великой ектении [молитва 1; и] Аллилуия со стихами, глас 8. И тропарь глас 8: Егда славнии ученицы/на умовении Вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает./Виждь имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия:/Иже о всех благий, Господи слава Тебе. Трижды, косно и со сладкопением.   Тропарь, глас 8 Когда славные ученики/при умовении на вечере просвещались,/тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался/и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает./Смотри, любитель стяжаний,/на удавление из-за них стяжавшего!/Беги от ненасытной души,/на такое против Учителя дерзнувшей!/Господи, ко всем благой, слава Тебе! (3)   Таже ектения малая. И даются свещи братии от екклисиарха. Затем малая ектения, [молитва 9, и возглас: Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе славу воссылаем: ] И глаголет священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Священник: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-sluzh...

Оно по своему образу совершения несколько отлично от утрени, совершаемой по монастырскому уставу. Состав песненного чинопоследования, как утверждает Симеон Солунский и как показывает самый порядок совершения его, очень древен. Вот порядок его: «утреня начинается в притворе возгласом: «благословенно царство», за которым следовала великая ектенья. 1495 Когда диакон провозглашал; «спаси, сохрани и помилуй», чтец возглашал стих и припев: «слава тебе, Боже». Произнося эти слова, певец показывал тем народу на напев этого псалма. После этого пения следовала ектения, заканчиваемая от священника молитвою и возгласом. Затем певец снова начинал петь стих псалма: «Господи, что ся умножиша», а народ хором попеременно – как антифоны продолжал петь этот псалом. После каждого стиха псалма он пел припев; «слава тебе, Боже». За этим пением следовали псалмы 62-й и 133-й: «се ныне благословите Господа». Впрочем, припев: «слава тебе, Боже», изменялся, смотря по времени Богослужения. Иногда в праздничные дни, по словам Симеона Солунского , пели троичные: «слава тебе Отче, или Сыне, или Душе и пр». За пением псалмов 62 и 133-м следовала малая ектения, и, после обычного священнического возгласа, начиналось пение псалма 118-го с указанием чрез певца как петь. Певец произносил: «непорочнии... аллилуия»; за ним весь народ продолжал петь попеременно самый псалом, прибавляя к каждому стиху псалма: «аллилуия». По окончании пения 1-го отделения 118-го псалма, следовала малая ектения, священническая молитва и возглас. После этого певец снова начинал петь: «вразуми мя, Господи», а народ продолжал второе отделение кафизмы: «руце твои сотвористе мя» с припевом: «вразуми мя, Господи». По окончании 2-го отделения кафизмы, следовал припев, произносимый сначала певцом: «призри на мя и помилуй мя», с словом «аллилуия». Во время пения этой кафизмы священник входил боковыми дверями в алтарь, кадил его и, отворив, после 3-го отделения кафизмы, одну половину царских врат, выходил чрез неё в среднюю часть храма, неся крест и три возженные светильника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Святым мучеником молящимся о нас: Слава, глас 8: Монахов множества: И ныне, глас тойже: Радуйся, чистоты сокровище: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: тропарь: Боже отец наших: (писан в Триоди наряду) Слава, и ныне: Еже от века утаеное: Ектения сугубая, посем молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: Аминь. Всесвятая Троице: и абие: Буди Имя Господне: (Трижды) Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа. Возглас: Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорбчную, и Матерь Бога нашего. Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую Херувим: И бывает совершенный отпуст, и поем: Великаго господина: В субботу утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь отцев: Боже отец наших: (Дважды) Слава, и ныне: Еже от века утаеное: Кафисмы чтем обычная, 16-ю и 17-ю. Между кафизмой и седальнами малая ектения. И по 1-м, и по 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон Библейские стихи припеваем: Поем Господеви: И поем канон святаго обители со ирмосом на 6 и канон Триоди, святых отцев, на 8, глас 8. Каждую песню закрываем ирмосом канона Триоди. Канон Триоди содержит 2-ю песню, которая открывается и закрывается ирмосом Триоди. Библейские стихи во 2-й песне не глаголем, но к тропарям канона Триоди припеваем: Преподобнии отцы, молите Бога о нас. По 3-й песне глаголем седальны Триоди, глас 4: Лучи якоже солнце правды: и глас 8: Антония кроткое и чистое: Слава: Узы разрешите страстей: И ныне: В тимении углебох грехов: По 6-й песне кондак отцев, глас 8: Яко благочестия проповедники: и икос. По 9-й песне светилен отцев: Мира отвергшиися: Слава, и ныне: В постничестве просиявшия: Поем Всякое дыхание: во глас 8. На хвалитех поем стихиры Триоди, на 4: Отцев вси множество: Слава, глас 6: Преподобнии отцы, во всю землю: И ныне, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.     Чин обычной панихиды следующий:    После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости».    После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».    Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа — «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор).    Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».    После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».    Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Иерей, облачившись во все священнические одежды, произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...» – «Аминь. Слава Тебе, Боже наш...» Полное начало. Псалом 103-й. Ектения великая. На «Господи, воззвах», стихиры на 5, глас 1-й. Вход с Евангелием. «Свете Тихий...» «Вонмем. Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». После прокимна Царские врата закрываются. «Исхода чтение». Прокимен, глас 4-й: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». «Иова чтение». «Пророчества Исаиина чтение». По окончании 3-й паримии, перед Апостолом, открываются Царские врата. «Вонмем». «Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 6-й: «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней». Апостол – к Коринф., зач. 125-е. Евангелие – от Матф., зач. 110-е. Ектения: «Рцем вси...» – «Сподоби, Господи...» – Ектения просительная. Стихиры на стиховне, с особыми припевами, глас 2-й. «Слава, и ныне», глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва, нага, непогребена, благосердый плач восприим, рыдая глаголаше: Увы мне, Сладчайший Иисусе, егоже вмале солнце на кресте висима узревше, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе». Во время пения «Тебе, одеющагося...» отверзаются Царские врата, и предстоятель (с диаконом) совершает троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей. Чтец: «Ныне отпущаеши...» Трисвятое – по «Отче наш». Тропари: Тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове, покрыв, положи». «Слава, и ныне». Тропарь, глас 2-й: «Мироносицам женам при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия преждеосвященных Даров совершается после 3, 6 и 9-го часов с изобразительными и вечерни. Входные молитвы и облачение В конце часов, обыкновенно после молитвы «Господи и Владыко живота моего...» и поклонов, священник читает пред царскими вратами входные молитвы, с опущением молитвы «Господи, ниспошли руку Твою...» Войдя в алтарь, священник обыкновенно целует престол, крест на нем и Евангелие и облачается в священнические одежды. При облачении же в каждую одежду он только творит над нею крест, целует и ничего не говорит, кроме слов «Господу помолимся» (Служебник, чин литургии преждеосвященных Даров). Облачение же совершается до отпуста часов (Типикон, последование среды 1-й седмицы Великого поста). После часов и изобразительных священник говорит отпуст по обычаю (Типикон, последование среды 1-й седмицы Великого поста и последование Великого Понедельника). Начало литургии Молитвы: «Царю Небесный...», «Слава в вышних Богу...», «Господи, устне мои отверзеши...», произносимые пред полною литургией, не читаются пред литургией преждеосвященных Даров. Но священник и диакон, совершив три поклона пред престолом, с произношением «Боже, очисти мя грешного», целуют престол (в иных местах – священник целует св. Евангелие, а диакон – св. престол и св. крест на престоле). Затем диакон, получив (молча) благословение от священника, выйдя пред царские врата, на обычном месте (Служебник) у святых дверей (Чиновник) возглашает: «Благослови, владыко». Священник произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство...» (Служебник). Затем совершается вечерня, читается предначинательный псалом, во время коего священник читает пред царскими вратами светильничные молитвы, начиная с четвертой молитвы, ибо первые три читаются священником после, при ектениях (Служебник, чин преждеосвященной литургии). Великая ектения. После возгласа великой ектении прямо начинается чтение 18-й кафизмы. После «Слава» (кафизмы) лик поет: «И ныне», «Аминь», «Аллилуиа» трижды, «Слава Тебе, Боже» трижды (и только). Тотчас произносится малая ектения, читается светильничная молитва. Так стихословится вся 18-я кафизма; после каждого из трех ее антифонов прочитывается светильничная молитва и произносится малая ектения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Аминь. Ектения об оглашенных Диакон: Помолитеся, оглашеннии Господеви. Господи, помилуй. Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Господи, помилуй. Диакон: Огласит их словом истины. Господи, помилуй. Диакон: Открыет им Евангелие правды. Господи, помилуй. Диакон: Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви. Господи, помилуй. Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй. Диакон: Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. Тебе Господи. Иерей: Тайная молитва священника Молитва об оглашаемыхГосподи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй, иже спасение роду человеческому низпославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе Своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их святей Твоей соборней и апостольстей Церкви, и сопричти их избранному Твоему стаду. Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Ектения о выходе оглашенных Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Сокращенная великая ектения Господи, помилуй. Священник читает тайную молитву, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его помощи совершить службу достойно, с чистой совестью. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй. Диакон: Премудрость. Иерей: Тайная молитва священника Молитва верных перваяБлагодарим Тя, Господи Боже Сил, сподобившаго нас предстати и ныне святому Твоему жертвеннику, и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих. Приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы, и жертвы безкровныя о всех людех Твоих. И удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно в чистем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место. Да послушая нас, милостив нам будеши, во множестве Твоея благости. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

2) Полунощница. По благословении иерея, чтец: «Трисвятое» по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), затем псалом 50, и поют каноны: праздника Благовещения (с ирмосом на 6) и Великой Субботы (с ирмосом на 8); катавасия – ирмос субботний. По 3-й песни кондак и икос праздника и седален дня, «Слава и ныне» праздника и чтение праздника. По 6-й песни кондак, икос и чтение дня. По 9-й песни «Трисвятое» по «Отче наш». Затем тропарь «Егда снисшел еси к смерти...», «Слава и ныне» праздника, ектения и отпуст. 3) Светлая утреня и литургия. Пред затворенными западными церковными дверями предстоятель по обычном каждении начинает возгласом «Слава Святей...», и поют по чину «Христос воскресе...» со стихами; по входе в алтарь поют дважды (на «Слава и ныне») тропарь праздника: «Днесь спасения нашего главизна...» Затем великая ектения вместе с каноном Пасхи (ирмосы по 2-жды, а тропари на 6), поется канон Благовещения (ирмосы по 2-жды, а тропари на 6), на катавасии – ирмосы Пасхи; ектения после каждой песни; после 3-й песни и малой ектении кондак, икос и ипакои Пасхи: «Аще и во гроб...», «Еже прежде солнца...», «Предварившия утро...»; после 6-й песни и малой ектении кондак и икос Благовещения, а затем прокимен «Благовестите день...», «Всякое дыхание...» и Евангелие Благовещения, после Евангелия – «Воскресение Христово...» трижды и «Воскрес Иисус от гроба...» трижды; далее 7-я песнь канона; на 9-й песни припевы Пасхи и Благовещения; после 9-й песни и малой ектении светилен (ексапостиларий) Пасхи «Плотию уснув...» единожды и Благовещения дважды; на «Хвалите» после 4-х стихир воскресных поются 4 стихиры Благовещения, а затем стихиры Пасхи. Часы пасхальные. На литургии: 1) по малом входе поются: «Христос воскресе...» трижды, «Слава», «Днесь спасения нашего главизна...», «И ныне», «Аще и во гроб...»; 2) прокимен, Апостол и Евангелие, а равно и причастен прежде Пасхи, а потом Благовещения (Евангелие Пасхи читается, как указано, по статьям, а Благовещения – один диакон обычным порядком).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010