После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени, По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий. 1 Благословен Бог наш... В приходских храмах часто опускается Двупсалмие Слава Святей... Шестопсалмие По указанию Типикона читается предстоятелем Утренние молитвы Великая ектения Бог Господь со стихами Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: Рядовые кафизмы (две или три) В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 50-й псалом Л (Ч) Д С 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.: К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим..., ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что мы выражаем в словах: Пресвятую, Пречистую и пр?... В этих словах мы выражаем то, что, призвав в помощь своей молитве Пресв. Богородицу, со всеми святыми Божиими, т. е. св. ангелами и св. человеками, как усердных молитвенников за себя пред Богом, мы предаем и самих себя, и ближних своих, и всю жизнь свою Богу, т. е. как Ему угодно, так и поступал бы Он с нами, подобно тому, как мы молимся в молитве Господней словами: да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли . Каким возгласом священника заканчивается великая ектения? Яко 21 подобает 22 Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно 23 и во веки веков 24 . Певцы: Аминь . Что нужно сказать о возгласе священника в конце ектении? Это – после прошений к Богу, славословие Ему, подобно славословию молитвы Господней: Яко Твое есть царство... Малая ектения Прочитаем малую ектению. Паки и паки 25 миром Господу помолимся. Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... Яко Твоя держава (власть) и Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне... Сугубая ектения Прочитаем и объясним сугубую ектению. Какими словами начинается сугубая ектения? Рцем (скажем, будем говорить) вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем . Певцы: Господи, помилуй. Что значат слова эти: Рцем вси?... Это – слова, указывающие, как должно приносить молитву, – от всей души своей. Господи Вседержителю, Боже отец (отцов) наших! молим Ти ся (т. е. молимся Тебе), услыши и помилуй . Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Как мы молимся в сугубой ектении за Государя и царствующий Дом? Еще молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем, Императоре (имя) всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии и спасении Его, и Господу Богу нашему наипаче (особенно) поспешити и пособити Ему во всех и покорити под нозе Его всякаго врага и супостата (т. е. противника). Что значит моление о державе Государя? Т. е. чтобы Господь укрепил власть Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

На панихиде накануне суббот Мясопустной и Пятидесятницы опускаются прежде всего великая ектения и заупокойные тропари. Великая заупокойная ектения опускается в данном случае потому, что в дальнейшем предстоит еще многократное поминовение усопших на ектениях: четырежды на панихиде 633 и шесть на утрени 634 . Эти последние ектении не могут быть опущены без нарушения строя службы. А опущение великой ектении (заупокойной) в начале панихиды только еще более сближает ее с утреней, которая даже в эти два исключительных поминальных дня не имеет особых заупокойных прошений для великой ектении 635 . Кроме того, панихида в двух данных случаях предполагается почти для исключительного поминовения по частным синодикам. А великая заупокойная ектения вообще не предполагает чтения на ней многих синодиков, многих имен. В последовании панихиды в Октоихе на возгласе великой ектении совсем нет обычного имя рек, оно прямо и безоговорочно заменено общей формулой приснопоминаемых создателей, отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан. А на одном из первых прошений о приснопамятных рабех Божиих, где есть имя рек, практически затруднительно вносить многие имена. В синодиках имена усопших должны быть записываемы в родительном падеже, соответственно формуле: о упокоении душ усопших рабов Твоих, имя рек 636 . В родительном падеже они во всех случаях и произносятся. Только на прошении великой ектении их надо возглашать в предложном падеже, да на Во блаженном успении в дательном. Читать многие имена, изменяя окончание падежа против написанного, довольно нелегко. Поэтому как на Во блаженном успении, так и на прошении великой заупокойной ектении должно быть лишь самое незначительное количество имен. Затем на панихиде вселенских суббот опускаются непорочны, ввиду предстоящего стихословия на утрени. Пред 50-м псалмом опускается седален Покой, Спасе наш, как необязательный в данном месте на сокращенной утрени 637 , и как относящийся собственно к непорочным 638 , которые тоже опущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В эти два исключительных поминальных дня, когда по особым причинам совершаются как бы две утрени, Устав сокращает, насколько возможно, одну из утрень без опущения всего существенного и основного. На панихиде накануне суббот Мясопустной и Пятидесятницы опускаются прежде всего великая ектения и заупокойные тропари. Великая заупокойная ектения опускается в данном случае потому, что в дальнейшем предстоит еще многократное поминовение усопших на ектениях: четырежды на панихиде, после тропарей на «непорочных», по 3-й, 6-й и 9-й песнях канона и шесть раз на утрени (по 1-й кафизме, 1-м и 2-м стихословиях «непорочных», по 3-й, 6-й и 9-й песнях канона). Эти последние ектении не могут быть опущены без нарушения строя службы, а опущение великой заупокойной ектении в начале панихиды только еще более сближает ее с утреней, которая даже в эти два исключительных дня не имеет особых заупокойных прошений для великой ектении. Кроме того, панихида в двух данных случаях предполагается почти для исключительного поминовения по частным синодикам (помянникам), а великая заупокойная ектения вообще не предполагает чтения на ней многих синодиков со многими именами. В последовании панихиды в Октоихе на возглáсе великой ектении совсем нет обычного «имярек», оно прямо и безоговорочно заменено общей формулой: «приснопоминаемых создателей, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду, православных христиан». А в одном из первых прошений: «о приснопамятных рабех Божиих», где есть «имярек», практически затруднительно вносить многие имена. В синодиках имена усопших должны быть записаны в родительном падеже, соответственно формуле: «о упокоении душ усопших рабов Твоих (имярек)». В родительном падеже они во всех случаях и произносятся. Только на прошении великой ектении их надо возглашать в предложном падеже, а на возглашении: «Во блаженном успении...» – в дательном. Читать многие имена, изменяя каждый раз падежное окончание, довольно нелегко, требует напряжения, тем более, что зачастую имена записаны не в канонической форме и не всегда разборчиво. Поэтому на великой заупокойной ектении и на возглашении: «Во блаженном успении...» возможно лишь незначительное количество имен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отсюда уже один шаг и до нынешней практики с ее 7 молитвами в одной группе и двумя молитвами на других местах вечерни. Подобная практика с небольшими отличиями не только в распорядке молитв, но иногда и в составе их, представлена рядом памятников XV-XVI веков, хотя число вечерних молитв в этих памятниках еще очень разнообразно и доходит до 9, 10 и II 2076 , но включая сюда и молитвы на других местах вечерни: на входе, на сугубой ектении, главопреклонную; в группе же молитв для предначинательного псалма большинство из этих памятников указывают то 8, то 7 2077 . Имеющие 8 прибавляют к нынешним молитву, начинающуюся словами: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь» и имеющуюся во многих древних греческих Евхологиях, начиная с Евхологиев VIII в. 2078 , причем эта молитва занимает большей частью 4 или 5 место и нарушает согласие в счете дальнейших молитв с нынешними. В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII в. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.) 2079 . Великая ектения Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая ( συναπτ μεγλη), называвшаяся в древности еще τ ειρηνικ, «мирные», т. е. прошения ( αιτματα, см. Вступит. гл., с. 345). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении, представляющей простое сокращение великой, – тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугубая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Но как автор рассмотренного чина выполнил свою задачу, каким содержанием он заполнил схему и последования таинства и служб, соединившихся с ним? Рассмотрим сперва содержание последования таинства по его главным частям, отмеченным нами выше. Так, если приготовление елея, выполнявшееся каждым пресвитером с произнесением возгласа «Благословен Бог наш» не возбуждает недоумения, то этого нельзя сказать об освящении елея. Процесс освящения елея производит здесь странную картину. Именно, по совершении последним пресвитером влияния елея в сосуд произносилась великая ектения: Миром... О свышнем... О мире... О еже проститися нам... О еже избавитися... И пресвитер читал первую молитву над елеем «Боже великий и дивный», составляющую теперь продолжение первой молитвы на евангельских чтениях, кончая словами «через освящение его хотящего навестися»; после этого пресвитер дул на елей, знаменовал его перстом своим и читал вторую молитву «Буди, Господи, елей этот», – теперь конец той же первой молитвы на чтениях. И далее продолжалась ектения: Заступи, спаси... О еже милостиву... О здравии, спасении и отпущении грехов... О еже услышати Господу Богу глас... О приносящих службу сию о здравии, спасении... О рабе Божием и о воздвижении его... Помилуй нас Боже... Господи, помилуй (40 раз). Пресвитер произносил третью молитву над елеем «Боже великий и вышний», – теперь начальную часть второй молитвы на евангельских чтениях. Чтобы понять это освящение елея, нужно принять во внимание, что оно представляет собою в значительной части процесс освящения елея в чине крещения. В последнем тоже произносилась великая ектения, читалась молитва над елеем, по окончании которой пресвитер дул на елей, знаменовал его и читал вторую молитву над елеем. Автор рассматриваемого чина процесс освящения крещального елея внес в последование елеосвящения, присоединив лишь к двум крещальным молитвам 271 третью, первоначальное назначение которой, возможно, что было и для чина св. елея, и снабдив ектению прошениями о болящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Священник, образуя сего Ходатая и как бы принимая на себя Его звание, выходит пред царские двери и пред ними, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая – молитвы светильничные. В этих молитвах служитель Божий молит Господа, дабы Он, щедрый и милостивый, внял молитве нашей, не яростию Своею обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей и проч. Должно отличать молитвы светильничные от вечерних: вечерние молитвы содержат все вечернее пение, а светильничные читаются при захождении солнца и когда настает время, на вечерни, зажигать светильники; вот почему эти молитвы и называются светильничными. А потому и в Уставе напечатано: и по первом антифоне кафисмы в начале Господи, воззвах вжигати и прочия свещи: угашати же я на конечном трисвятом. Сверх того светильничными называются они еще и потому, что содержат в себе благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свещах, а притом моление о том, дабы Господь, под образом вещественного света, наставил нас на путь Свой и научил ходить в истине Его и проч. О таковом благодарении и молении упоминает Василий Великий в книге о Духе Святом (гл. 29): «Отцам нашим заблагорассудилось», пишет он, «не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится». Отцы эти были сами апостолы, которые, как видно из Постановлений Климента (кн. 2, гл. 59 и кн. 8, гл. 35), повелели собираться народу вечером для пения псалмов и принесения молитв и заповедали петь псалмы, Господи, воззвах, и другие, следующие за предначинательным. §16. Ектения великая и малая Ектению сию: миром Господу помолимся. Ектения значит возношение или пространное моление о разных лицах и вещах. Ектения эта называется великою по двум причинами во 1-х, потому, что содержит в себе многие и подробные прошения о всех лицах и вещах, и во 2-х, для различия от другой ектении, называемой малою: паки, и паки миром Господу помолимся, в которой те же прошения короче. Обе ектении, как великая, так и малая, называются мирными, потому что начинаются прошением о мире, и еще диаконскими, потому что они всегда читаются диаконом, когда он служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

10 Все недостающее принадлежало г. Ундольскому в числе 25 листов с летописью писца Епископа Григория Рашки 1305 года. Теперь же поступило в Московский музей, Примечание 1870 года. 11 Буква + встречается еще в Евангелии Реймском. Мне кажется, Славянский текст сего Евангелия по очертанию букв относится к XI веку. Они похожи и на буквы Пан. декта Антиоха, и на буквы изборника Святославова. Подобной буквы + в рукописях XII, тем более XIII века я не видал. Даже в начале XII века в Евангелии 1118–1128 в конце надписи писца буква + XI века переменена на букву другой формы +. 12 Во 2-й редакции гмь. Слово бмь в 1-й редакции с трудом можно было разобрать, но чрез химический состав, оставленный мне Акад. Срезневским, прояснилось сие слово бмь. 17 Пандект Антиоха XI века исследован мною подробно в 1861–62 г. Исследование удостоено половинной Демидовской премии в 1863 году. Академию Наук определено напечатать на их счет, с выдачею автору 100 экз. Означение страниц на полях и текстов свящ. Писания тогда же сделано, при выписке означенных глав из Пандекта Антиоха. Примечание автора в 1870 году. 19 По сличении почерка сего с рукописями Синод. Библиотеки и Императорской Публичной, надо отнести к XII веку. Замечание автора в 1870 г. 20 По сличении почерка сей рукописи с почерками рукописей Синод. Библиотеки и Им. перат. Публичной Библиотеки, собрания Г. Севастьянова надо отнести к XIV веку. Замечание Автора в 1870 году. 25 В Греческом свитке здешней Библиотеки XII. в. после антифонов также следует Великая Ектения: миром Гду помолимся. По всей вероятности с подобного Греческаго списка и сия Литургия преждеосвященных даров переведена. 26 Великая Ектения написана также, как и в Греческом свитке XII. века, после 3-го Антифона. Сия ектения Антифонов напечатана в Сербском служебнике 1519 года. 29 По экземпляру 3-му, писанному при Импер. Екатерине II-й такой чин следует: и абіе первенствющі й дї аконъ глетъ: и сподобитис намъ; и чтети архимандритъ єлї е і анна, зач. в по сихъ : моли пилата і сифъ: конец. И п осемъ єк тенї спси бже. и проч...

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. Каково же последование этого богослужения? Естественно, двупсалмие и шестопсалмие, ектения великая и Аллилуйя. Особое внимание обратим на то, что после Аллилуйя следует тропарь. Казалось бы, это должен быть тропарь Великого Пятка, однако здесь поется тропарь Великого Четверга — Егда славнии ученицы. Вообще вопрос о тропаре Великого Пятка — это сложный и каверзный вопрос, потому что в начале утрени поется один тропарь, совпадающий с тропарем Великого Четверга, в конце утрени будет петься уже другой тропарь, а на каждом из Великих часов Великого Пятка употребляется свой, особый тропарь. Поэтому на вопрос о тропаре Великого Пятка нельзя ответить однозначно, так как в службе употребляется несколько тропарей, на каждом месте свой. Итак, после Аллилуйя Устав указывает «косно и со сладкопением» трижды спеть Егда славнии ученицы. В этот момент мы чувствуем взаимопроникновение, слияние тем этих дней, несмотря на то, что и Четверг, и Пятница, и Суббота имеют каждый свою ярко выраженную тему. Мы как бы постоянно возвращаемся к темам предыдущего дня: Великий Пяток — а все еще поется про Иуду, Великая Суббота — а мы все еще слышим про погребение, про предательство… После малой ектеньи начинается чтение Евангелий. Для обобщения можно сказать так: после первых пяти Евангельских чтений должны петься антифоны, по три антифона после каждого чтения. Таким образом, получается пять Евангелий и пятнадцать антифонов. После антифонов возглашается малая ектения, и по ектеньи седален. Как видите, очень похоже на то, что бывает при чтении кафизм: кафизма, ектения, седален. Антифоны эти замечательно хороши, о предательстве, о беззаконии, и снова говорят об Иуде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Основой царских часов, или – вернее – царскими часами в собственном смысле является «служба 12-ти тропарей». 12 тропарей с чтениями, как свидетельствуют древние памятники, составляли вполне самостоятельную службу царских часов, со временем чисто внешним образом соединившуюся в одно последование с обычными часами. Общая схема царских часов такова. В начале читается, в качестве предначинательного псалма, один из обычных часовых псалмов (5 или 100, 50, 90 и 85). За ним следует великая ектения, после которой исполняется антифон из трех тропарей, со стихами избранных псалмов, подобных нынешним избранным псалмам «по полиелеи». Стихов бывало от двух до шести; но могло быть и больше: указываются даже целые псалмы. После тропарей произносится малая ектения и поются седальны с богородичнами, а далее – прокимен и чтения. Вслед за чтением евангелия поется тропарь часа («отпустительный») со стихами и – богородичен. В заключение произносится просительная ектения, – и бывает отпуст. – Эта схема почти целиком заимствована из Триодей Орбельской и Хлудовской, где излагается одно из самых полных и законченных последований часов в. пятницы. Замечание о предначинательном псалме основывается на свидетельствах памятников о пении «по единому псалму» в начале часов. Затем, в Святогробском Типиконе особые антифонные псалмы, указываемые в Орб., Хлуд. и Ватикан. 771) Триодях, заменяются избранными стихами, числом до шести. Далее, Орб. и Хлуд. Триоди помещают «отпустительный» тропарь не в начале (как обычно), а в конце службы часа, что вполне соответствует и самому названию тропаря. Наконец, во многих памятниках на царских часах указываются ектении: великая, малая и просительная. Несколько странным представляется отсутствие молитв в службе царских часов, вообще, и в. пятницы, в частности, засвидетельствованное многими документами. Некоторые памятники прямо заявляют: «ведомо-ж буди, яко часове сего дне (т. е. великой пятницы) молитвы не имут» (см., напр., Киево-Соф. 97/17, л. 297). Между тем паломница IV века вполне определенно утверждает обратное. Очевидно, здесь произошло какое-то недоразумение...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010