Ектения Великая мирная ектения призывает каждого христианина к внутреннему очищению и духовному бодрствованию. «Миром Господу помолимся», то есть молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми поже­ланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот. От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. На это мы находим указание в Священном Писании , где говорится: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» ( Мф.5, 23–24 ). Далее, во втором прошении говорится «о свышнем мире и о спасении душ наших». Здесь идет речь о том мире, который подается Самим Богом христиа­нину за святость его жизни и который есть превыше всякого ума ( Флп.4,7 ). Этот мир обретают те лица, которые полностью покорились воле Божией и в чистоте своего сердца исполняют все то, что от них требует Закон Христов. Достигший такого мира человек уподобляется своим незлобием и простотой младенцам, о которых Христос сказал: «таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19,14 ). Человек, получивший свыше этот Божественный мир, бывает готов на всевозможные подвиги и даже более того – на смерть за Христа. Как об этом говорит апостол Павел «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1,21 ). Молитва о свышнем мире находится в самой тесной связи с молитвой о «спасении душ наших». Испрашивая у Бога и Творца мир души, мы также про­сим помощи Божией на пути ко спасению. Здесь следует отметить основное назначение человека, то, для чего он создан, – вечное блаженство, которое достигается путем сердечной веры в Иисуса Христа и жизнь, согласная с Его Заповедями. Другого пути ко спасению и блаженной жизни в вечности нет и не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Враг двоит и разделяет нас в себе самих (внутрь) и между собою, чтобы разрушить дело Божие в нас и погубить душу нашу, ибо всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет [ Мф. 12, 25 ], и дом, разделившийся сам в себе, падет [ Лк. 11, 17 ]. Дивны дела! Бдеть и молиться должно непрестанно, чтобы не впасть в искушение [ Мф. 26, 41 ]. Помогай, Господи! Ты видишь, что я мыслю, и что намереваюсь, и что пишу! Владычице, помогай нам! Мир с домашними и со всеми и любовь даруй! Жалость, жалость (что бы люди ни делали), но не злость! Жалей, а не сердись, жалей, а не злорадствуй, не зложелательствуй. Злорадство – сатанинское дело! Пить холодную воду пред шоколадом и кофе очень вредно: это я испытал сегодня из-за вчерашней неосторожности. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие [ Ис. 40, 4 – 5 ]. О, если бы пути Господни были так прямы и ровны, как наши нынешние земные пути на суше и на воде! От города до города проведены [у нас] железные дороги; во время прокладки их дебри все завалены землею, горы и холмы снесены или просверлены самые горы; кривые дороги стали прямыми, неровные, тряские – гладкими и покойными. Господи! Даждь сердцем совершенным ходить мне всегда пред Тобою в дому моем, среди людей Твоих и наипаче в дому Твоем и вся право глаголати. 30 августа 1872 г. Как мудро составлены Церковью ектении на церковных дневных службах! Какая материнская о всех заботливость у Церкви! Великая ектения обнимает всю полноту Церкви, весь мир своим благожеланием и воздыханием (или Церковь в великой ектении обнимает своим истинно материнским сердцем весь мир и каждого христианина в особенности, особенно стоящих здесь, в храме); в просительной ектенье просят у Господа благ преимущественно находящиеся и молящиеся во храме. Сугубая обнимает всё гражданское общество, потому и начинается молением о царе; великая ектения имеет в виду блага всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Затем великая ектения, по окончании которой в господские двунадесятые праздники поется первый антифон (об антифонах уже было говорено); без них – поются или читаются изобразительные. Изобразительными называются псалмы сто второй и сто сорок пятый, вероятно потому, что в них описываются или изображаются те великие и чудные милости, которые Господь изливает на «боящихся Его, хранящих завет Его и помнящих Его заповеди, чтобы исполнять их» ( Пс. 102:18, 19 ). «Благослови душа моя Господа» – так начинается первый. «Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя святое имя Его. Он прощает все неправды твои, исцеляет все немощи твои, избавляет от могилы жизнь твою; венчает тебя благостью и милосердием, насыщает благами желание твое, обновляется как у орла юность твоя» и пр. ( Пс102:1–7 ). Чудный псалом! К сожалению, не только что петься, случается, и читается-то он не как следует. В это время Иерей молит Господа, которого могущество невыразимо и величие непостижимо, которого милость неизмерима и человеколюбие неописанно, «чтоб Он, по своему милосердию, призрел (обратил внимание) на них, служащих Ему, и на всех молящихся во храме, и всем даровал щедрые свои милости и богатые свои дары». По окончании первого антифона малая ектения, после которой второй антифон, или второй псалом изобразительных: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую» ( Пс. 145:1, 2 ) и т. д. По окончании псалма «и ныне» и песнь Господу Иисусу, воплотившемуся и пострадавшему: Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый святыя Троицы, спрославляемый Отцу, и Святому Духу, спаси нас. «Единородный Сын и Слово Божие! Тебе, бессмертному по естеству, угодно было, ради нашего спасения, воплотиться от св. Богородицы и присно (всегда) девы Марии; Ты действительно и вочеловечился (принял на себя естество, т. е. душу и тело человеческие); а распятый, своею смертью, Ты, Христе-Боже, победил смерть. Единый из (лиц) св. Троицы, также чтимый, как Отец и св. Дух, спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

О, да благословляет наша душа непрестанно Господа, Он дивно велик, все делает премудро. Во время чтения этого псалма священник читает молитвы, так называемый светильничная. Свитильничными они называются потому, что в это время наступают вечерние сумерки и для богослужения зажигаются уже светильники. Общее содержание этих молитв следующее. «Милосердый Господи! Прими молитву нашу, и не накажи нас во гневе Своем, но поступи с нами милостиво, очи сердец наших просвети в познание Твоей истины; помоги кончить день, как и всю жизнь, мирно и безгрешно, а там, в другой жизни, дай нам наследие со всеми угодившими Тебе. Ты, Боже, Создатель дня и ночи! Прими нашу вечернюю молитву и сохрани нас в наступающую ночь; дай сон, так необходимый для восстановления сил наших, чтобы мы после него с душевной радостью восстали для славословия Твоего милосердия». Всех светильничных молитв семь. За псалмом «Благослови душе моя Господа» и пр. следуют: великая ектения, рядовая (очередная) кафизма, малая ектения и пение псалмов: Господи воззвах к Тебе, услыши мя и пр. Здесь положено петь псалмы 140, 141, 129 и 116. Общее содержание их: моление страждущего о помощи от Господа и надежда, что эта помощь не замедлит. «Господи, взываю к Тебе, поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Да приидет молитва моя, как фимиам пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение ( Пс. 140:12 ). К Тебе, Господи, очи мои, на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от сети, которую поставили мне, от ухищрений делающих беззаконие» (ст. 8–9). «Гласом моим ко Господу вопию, гласом моим Господу помолюся. Изливаю пред лицем Его моление мое, печаль мою пред лицем Его изъясняю, когда изнемогает во мне дух мой ( Пс. 141:1–3 ). Вопию к Тебе, Господи, говорю: Ты мое прибежище, Ты доля моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен. Избавь меня от гонителей моих; ибо они превозмогли меня» (ст. 6–7). «Ежели на беззакония будешь взирать, Господи, – Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение, дабы благоговели к Тебе. Ожидаю Господа, ожидает душа моя, уповаю на слово Его. Да ожидает Израиль Господа, ибо у Господа милость, и великое у Него искупление» ( Пс.129:3–5, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа! Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения великая В мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Затем поем Господи воззвах: на глас 1: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения великая В мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»..; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом (Пс.103) «Благослови, душе моя, Господа...», Великая Ектения и 18-я Кафизма (часть) Псалтири. Эта Кафизма читается каждый день недели Великого Поста. Она состоит из псалмов 119—133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень...» (Пс. 121:1) — «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю» (Пс.133:1-3).    Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией.    После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т. е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч. Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча — символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему: очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их; но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Великая ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Диакон: В мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molebnoe-...

Д Премудрость! Ч Из Книги пророка Исайи чтение. Д Будем внимательны! Чтение Писания ( Ис.12:3–6 ) Ч Так говорит Господь: Радостно будете черпать воду /из источников спасенья! Вы скажете в тот день: /«Восхваляйте Господа, /провозглашайте имя Его! /Возвещайте народам Его дела, /говорите о том, как высоко Его имя. /Пойте о Господе! /Величественны дела Его, /известны по всей земле. /Ликуйте, веселитесь, обитатели Сиона: /возвеличен средь вас Святой Бог Израиля!» Д Премудрость! Ч Прокимен, глас 3 ( Пс.26:1 ): Господь – просвещение моё и Спаситель мой, /кого мне бояться! Стих Господь – Защитник жизни моей, /кого мне страшиться! Д Премудрость! Ч Из Послания к коринфянам святого апостола Павла чтение. Д Будем внимательны! Чтение Апостола ( 1Кор.10:1–4 ) Ч Братья [и сёстры ], я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все в Моисея были крещены, в облаке и в море, и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из последующей духовной скалы. А скалою этой был Христос. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия, глас 4. Народ припевает Аллилуия трижды – здесь и после каждого стиха. Стих Голос Господа над глубиною вод, /Бог славы громами говорит, Стих голос Господа над разливом вод ( Пс 28:3 ).] Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Марка святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Мк.1:9–11 ) Свершилось во дни те: пришёл Иисус из Назарета, что в Галилее, и принял крещение от Иоанна в Иордане. И когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, подобно горлице, нисходящего на Него. И был голос с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе благоволение Моё». Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Великая Ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй ( на каждое прошение). Д О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010