Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Да радуется творение,/да веселятся все, на земле рожденные,/ибо у ада ненавистного отнята добыча;/пусть жены с ароматами Меня встречают;/Я избавляю Адама и Еву со всем их родом,/и в третий день воскресну. Катавасия: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. После девятой песни Трисвятое. Чтец: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. И поем тропарь, глас 2 Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Святейшем Патриархе нашем (имя) , и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Чтец: Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа! Хор: Господа, поём и превозносим Его вовеки. Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Господа, пойте и превозносите Его вовеки. Чтец: Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу. Хор: Воспевая и превознося Его вовеки.  Дан 3:1–88 Ектения малая Снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Диакон: Благослови, владыка, время пения Трисвятого. Священник же, осеняя его крестным знамением, произносит: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда. Диакон выходит из Царских врат и, сперва показывая орарем на икону Христа, возглашает: Господи, спаси благочестивых. Хор: Господи, спаси благочестивых. Диакон: И услышь нас. Хор: И услышь нас. Также диакон обводит орарем стоящих во храме, возглашая к ним громогласно: И во веки веков. Хор: Аминь. Вместо Трисвятого поем: Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуия. (3) Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. И чтец отвечает: И духу твоему. Диакон: Премудрость. И чтец: Прокимен, глас 5 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний! Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его. Пс 65:4, 1–2а Диакон: Премудрость. И чтец надписание Апостола: К римлянам послания святого Апостола Павла чтение. Диакон: Будем внимать. И чтец: Послание к римлянам, зачало 91 Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его были крещены. Итак мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как был воздвигнут Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек был распят с Ним, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер раз навсегда греху, а что живет, то живет Богу. Так и вы считайте, что вы мертвы греху, но живы Богу во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3–11

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Мы предаем, т.е. посвящаем свою жизнь Христу не для земного благополучия, не из эгоизма и страха. К нам всегда обращен призыв апостола Павла: О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе ( Кол.3:2–3 ). Мы предаем свою жизнь Христу, потому что Он – наша жизнь, потому что в крещальной купели мы умерли для жизни по законам мира сего и подлинная наша жизнь скрыта в таинственном возрастании Царства Божия. Мы предаем нашу жизнь Христу, потому что Он есть истинная жизнь всех, в себе самой раскрывающая нам всю высоту нашего призвания, а главное – потому что Он Сам Себя предал нам, возлюбив нас прежде, чем мы Его. И предавая себя Ему в ответ на этот поток любви, мы в подтверждение тому произносим вместе со всем собранием: Тебе, Господи. Этим завершается великая ектения. Таков смысл, таков объем этой великой ектении, с которой начинается литургия. Это как бы глубокий вздох всем нашим существом, переход из нашей всегда неизбежно маленькой, ограниченной жизни во всемирную, вселенскую полноту Христовой любви. Таинство таинств. Восхождение призванных В прошлой беседе, посвящённой объяснению Божественной литургии, мы остановились на великой ектении, то есть на тех кратких прошениях, с которых она начинается и в которых, как я старался показать, уже заранее дан и явлен универсальный, всеохватывающий характер церковной молитвы христиан. После этой ектении, после пения молитв и псалмов 389 совершается так называемый вход 390 . Священник и его помощник диакон берут книгу Евангелия, всегда лежащую на престоле, и, предшествуемые другими церковнослужителями со свечами, выходят боковыми вратами алтаря иконостаса к народу и снова торжественно входят в алтарь через центральные врата, называемые царскими. Чтобы понять смысл этого входа, нужно обратиться к прошлому. В древности христиане собирались перед литургией не в самом храме, а в его преддверии, которое и поныне еще называется притвором.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Чин тритекти 123 предназначался в древности для поста. Совершался он по окончании утрени или первого часа. Весьма возможно, что к этому времени приурочивались только начальные возгласы тритекти: «Благослови, владыко», «Благословенно царство», и еще, быть может, великая ектения. После этого собрание исполняло первый антифон – псалом 24-й: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою» 124 , a епископ читал соответствующую молитву первого антифона тритекти. Это служило как бы предначинательной молитвой или введением к следовавшему затем оглашению. Содержание псалма и молитвы вполне подходить к такому моменту. При пении псалма просвещаемые и верные могли чередоваться соответственно тому, как и в самом псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (24:16)! Укажи мне, Господи, пути Твои (24:4); направь меня на истину Твою и научи меня (24:5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (24:7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. И в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (24:8). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (24:10). Между тем епископ творит молитву первого антифона: «Боже, седяй на херувимех и славимый от серафим», в которой просит Всевышнего Бога, дабы Он призрел на рабов Своих (оглашенных), возбудил ум их к славословию Его божественной благости, избавил их от козней лукавого и сподобил небесного царствия вместе со всеми избранными, просвещая светом Своего учения и наставляя на всякое благое дело 125 . Что касается двух следующих антифонов и молитв, то они также весьма легко и естественно объясняются применительно к состоянию просвещаемых. Во втором антифоне – псалме, 26-м, который надписывается «Прежде помазания» и помещается теперь в чине крещения, молящийся в священном восторге восклицает: «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться (26:1)? Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дли жизни моей (26:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

ПМир тебе, читавшему! ЧИ духу твоему. Проповедь Ч Аллилуия, аллилуия, аллилуия! Н Аллилуия, аллилуия, аллилуия! (Трижды.) Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Луки святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Лк.2:41–52 ) 15 П В те дни ходили каждый год родители Иисуса в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник, и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили, думая, что Он идёт с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим. И вот, через три дня нашли они Его в храме; Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы, и все, кто слышал Его, дивились Его уму и Его ответам. И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему: «Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?» И сказал Он им: «Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?» Но они не поняли слов, которые Он сказал им. И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет, и во всём их слушался; а Матерь Его сохраняла всё это в сердце Своём. Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Великая ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй (на каждое прошение). О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся. [ О великом господине и отце нашем святейшем патриархе (имя) [и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имя)], почтенном пресвитерстве, во Христе дьяконстве, обо всём клире и народе [Божьем ] Господу помолимся. О богохранимой стране нашей (имя), обо всём народе и властях её Господу помолимся. ]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д Премудрость! Ч Из Книги пророка Исайи чтение. Д Будем внимательны! Чтение Писания ( Ис.12:3–6 ) Ч Так говорит Господь: Радостно будете черпать воду /из источников спасенья! Вы скажете в тот день: /«Восхваляйте Господа, /провозглашайте имя Его! /Возвещайте народам Его дела, /говорите о том, как высоко Его имя. /Пойте о Господе! /Величественны дела Его, /известны по всей земле. /Ликуйте, веселитесь, обитатели Сиона: /возвеличен средь вас Святой Бог Израиля!» Д Премудрость! Ч Прокимен, глас 3 ( Пс.26:1 ): Господь – просвещение моё и Спаситель мой, /кого мне бояться! Стих Господь – Защитник жизни моей, /кого мне страшиться! Д Премудрость! Ч Из Послания к коринфянам святого апостола Павла чтение. Д Будем внимательны! Чтение Апостола ( 1Кор.10:1–4 ) Ч Братья [и сёстры ], я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все в Моисея были крещены, в облаке и в море, и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из последующей духовной скалы. А скалою этой был Христос. [Аллилуия, аллилуия, аллилуия, глас 4. Народ припевает Аллилуия трижды – здесь и после каждого стиха. Стих Голос Господа над глубиною вод, /Бог славы громами говорит, Стих голос Господа над разливом вод ( Пс 28:3 ).] Д Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие! П Мир всем! Н И духу твоему. П От Марка святого Благовестия чтение. Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Д Будем внимательны! Чтение Евангелия ( Мк.1:9–11 ) Свершилось во дни те: пришёл Иисус из Назарета, что в Галилее, и принял крещение от Иоанна в Иордане. И когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, подобно горлице, нисходящего на Него. И был голос с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе благоволение Моё». Н Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Проповедь Великая Ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй ( на каждое прошение). Д О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не отвергни меня во дни старости; /когда оскудеет сила моя, не оставь меня. Боже! не удаляйся от меня; /Боже мой! поспеши на помощь мне. Боже, кто подобен Тебе? /Сколько бед и скорбей посылал Ты мне! /Но опять оживлял меня /и из бездн земли /выводил меня. /Ты возвышал меня и утешал меня. /И я буду славить Тебя на псалтири, /Твою истину, Боже мой, /буду воспевать Тебя на гуслях, /Святой Израилев! /Радуются уста мои, /когда я пою Тебе, /и душа моя, которую Ты избавил; /и язык мой во всякий день /будет возвещать правду Твою. Затем болящий, если может, или священник читает Символ веры : Верую в одного Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего – единородного, от Отца рождённого прежде всех времён, в Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого – не сотворённого, единосущного Отцу, – через Котороговсёстало; ради нас, людей, и для нашего спасениясошедшего c Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего Человеком; и распятого за насприПонтийском Пилате, и страдавшего, и погребённого; и воскресшего (или: восставшего ) в третий день, по Писанию; и восшедшего (или: вознёсшегося ) на Небеса, и воссевшего по правую руку от Отца; и сновагрядущего во Славе, дабы судить живых и мёртвых, и царствию Его не будет конца. И в ДухаСвятого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном вместе почитаемого и прославляемого, говорившегочерезпророков. В одну святую, кафолическую (или: вселенскую, соборную ) и апостольскуюЦерковь. Признаю одно крещение, для прощениягрехов. Ожидаю воскресениямёртвых и Жизни будущего века (т.е. вечной Жизни и нового состояния всего мира). Аминь. ] Великая ектения Д В мире Господу помолимся! Н Господи, помилуй (на каждое прошение). Д О миресвыше и о спасении душ наших Господу помолимся. О миревсегомира, об укреплении святыхБожьихцерквей и о единении всех Господу помолимся. О доме сем и о живущих в нём Господу помолимся. Дабы Господь простил всякое согрешение, вольное и невольное, чад Своих (имена)/чада Своего (имя) и был милостив к ним/нему, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Затем Великая ектения и поем " Бог – Господь: " на глас тропаря дня: По гласу тропаря дне. Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Если праздник, то после двух кафизм поется полиелей – псалмы 134 и 135 (или их отдельные стихи), с припевом " Аллилуия " Псалом 134 Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, трижды. Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь, пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах.

http://foma.ru/utrenja.html

Совершался он по окончании утрени или первого часа. Весьма возможно, что к этому времени приурочивались только начальные возгласы тритекти; «Благослови, владыко», «Благословено царство», и еще, быть может, великая ектения. После этого собрание исполняло первый антифон – псалом 24-й: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою», 46 а епископ читал соответствующую молитве первого антифона тритекти. Это служило как бы предначинательной молитвой или введением к следовавшему затем оглашению. Содержание псалма и молитвы вполне подходит к такому моменту. При пении псалма просвещаемые и верные могли чередоваться соответственно тому, как и в самом псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (–16)! Укажи мне, Господи, пути Твои (–4); направь меня на истину Твою и научи меня (–5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (–7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. И в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (–8). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (–10). Между тем епископ творит молитву первого антифона; «Боже, седяй на херувимех и славимый от серафим», в которой просит Всевышнего Бога, дабы Он призрел на рабов Своих (оглашенных), возбудил ум их к славословию Его божественной благости, избавил их от козней лукавого и сподобил небесного царствия вместе со всеми избранными, просвещая светом Своего учения и наставляя на всякое благое дело. 47 Что касается двух следующих антифонов и молитв, то они также весьма легко и естественно объясняются применительно к состоянию просвещаемых. Во втором антифоне – псалме 26-м, который надписывается «Прежде помазания» и помещается теперь в чине крещения, молящийся в священном восторге восклицает: «Господь свет мой и спасение мое; кого мне бояться (–1)? Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дли жизни моей (–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010