И в каждой дневной службе (например, в вечерне) есть неизменяемые молитвословия двоякие, во-первых, такие неизменяемые, которые бывают в разных видах известной службы, которые молитвословия назначены в службе известного часа дня без отношения, без приноровления к службам кругов седмичного и годового. Например: «Господи воззвах» поется на вечерне: малой, вседневной и великой. И есть неизменяемые молитвословия такие, которые бывают неизменяемы только в известном виде божественной службы, которые молитвословия, будучи назначены в службе известного часа суток, с тем вместе относятся, имеют приноровление к службам кругов седмичного и годового. Например, не на всякой вечерне, а только на великой бывает после прокимна (и паремии) полная ектения: «Рцем вси». На вседневной же вечерне эта ектения начинается прошением: «Помилуй нас, Боже», и она бывает не после прокимна, а в конце вечерни. На малой вечерне ектения: «Помилуй нас, Боже» бывает в конце вечерни, но она имеет прошений менее, нежели на вседневной вечерне. Таким образом, каждый вид службы круга дневного, приноровительно к службам кругов седмичного и годового, совершается только в известные дни седмицы и дни года. Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Вечерня, как видели, бывает малая, вседневная и великая. Малая вечерня отправляется накануне праздников пред всенощным бдением и притом только тем бдением, которое начинается великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни. Вечерня вседневная (т. е. на которой не произносится ектения с прошением: «Рцем вси») совершается на те дни, в которые нет празднования (на утрени) с полиелеем, тем более – с бдением. Вседневная вечерня совершается иногда и на праздники с полиелеем и с бдением, но только тогда, когда они случатся в седмичные дни поста, когда празднество умаляется постом, и служба сходна бывает с будничной. Так, вседневная вечерня бывает на праздник с полиелеем (например, 24-го февраля), если он случится на сырной седмице – в понедельник, вторник, четверток и субботу или – в седмичные дни Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток (Тип., 24-го февраля и 9-го марта) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе...» со стихами «Да воскреснет Бог...». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе...» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе...» царские врата открываются. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектении разделяются на несколько видов. Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении. Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси...» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения). Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви». Ектения о усопших начинается с прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...», «Еще молимся о упокоении...». 3 . Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честнéм пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В документах четвёртого и пятого столетий просительная ектения всегда находится в конце службы; вплоть до того, что в Иерусалиме епископ приходил только на последнюю часть вечерни, именно потому, что там читалась эта ектения. Сейчас Литургия, как мы знаем, состоит из двух частей. Первая часть, Литургия Слова, построена, как словесная служба; вторая часть – Евхаристическая Жертва. Таким образом, ектении в Литургии помещались в конце первой части, после чтений и отпуста оглашенных. Ектения всегда сопровождалась одной или несколькими молитвами; в этой связи мы обнаруживаем две различные традиции: антиохийскую, где была одна молитва , сопровождавшая ектению, и малоазийскую (старейший документ, принадлежащий этой традиции, исходит от Лаодикийского Собора), имевшую две молитвы, одну перед или во время ектении и одну после, плюс заключительную молитву благословения. В Восточном обряде мы должны тщательно различать между Литургией, принадлежащей к традиции Малой Азии (Константинополь), и прочими службами суточного круга, следующими палестинской традиции, относящейся к Антиохии. В Литургии мы видим две молитвы, названные «Молитва верных». Одна молитва должна была читаться молча во время Великой ектении (great synapte), вторая должна была произноситься вслух в заключение просительной ектении. Старые Константинопольские утренние и вечерние службы, ныне не существующие, подобным же образом следовали малоазийской традиции: две молитвы верных, плюс молитва главопреклонения или благословения. Итак, если мы хотим идентифицировать современные «Молитвы антифонов», которые, как мы увидели, не имеют отношения к пению псалмов, мы должны рассматривать их как древнюю триаду «молитв верных» (молитва во время ектении, молитва после ектении, молитва благословения), принадлежащую к старому Константинопольскому чину. По нашему мнению, которое мы не можем сейчас полностью объяснить, это были раньше молитвы верных в Литургии св. Василия Великого . Нынешние молитвы верных в этой Литургии должны иметь какое-то иное происхождение, и были составлены не для сопровождения ектений, а для приготовления к совершению Евхаристии. Великая ектения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Малая сугубая ектения составлена и в практику Елеосвящения введена издавна. Появление ее на сем месте образовалось таким образом. По чину Гоара IX в., когда Елеосвящение соединялось с литургией, за чтением апостола и евангелия, обычно следовала великая сугубая ектения. А когда совершение Елеосвящения отделилось от литургии и обособилось, в него приняты из литургии апостол и евангелие, а по евангелии удержана и сугубая ектения, но изложена, применительно к Елеосвящению, в сокращенном виде и со внесением нового прошения об отпущении грехов. В таком виде сия ектения значится в некоторых чинах XIV u XV века, с замечанием о семикратном ее возношении, т. е., о возношении и после каждого из евангелий, положенных в чинах Елеопомазания 622 .   Пение тропарей, чтение апостола и евангелия, произнесение ектении также составляют лишь продолжение единого неразрывного акта: освящения елея, но еще не заканчивают его. 9) Этот акт заканчивается вполне, по произнесении над елеем второй освятительной молитвы: Безначалъне, вечне, святе святых... Молитва сия обращена к Богу Отцу с прошением, чтобы Он, ниспославший Единородного Сына Своего, исцеляющего всякие недуги дупг и телес наших, ниспослал и Св. Духа Своего, освятил елей (в кандиле) и сотворил его помазующемуся (произносится имя) в совершенное избавление грехов его, в наследие царствия небесного. Первый иерей читает эту молитву вслух, a прочие, как и первую молитву, тихо. В XV веке, собственно по чину блаж. Симеона, при произнесении слов: ниспосли Духа и освяти елей , первый иерей, а за ним прочие, запечатлевали елей, т. е., благословляли руками елей в кандиле 623 . Но, видно, это был местный обычай, ибо в других чинах древних и в нынешнем «Последовании»» сего не положено. В нашем «Требнике» сия молитва разделена на две части и сделано следующее примечание. «Ведомо буди, яко молитву убо сию: Безначальне. вечне... даже дозде токмо глаголют: в наследие царствия небеснаго , с возглашешем: Твое бо есть. То есть: некоторые, при совершении таинства, произносят только первую половину этой молитвы, и затем, опустив вторую часть ее, приступают к елеопомазанию больного. «Неции же, продолжает Требник, сию молитву даже до конца глаголют, начиная: Ты бо еси Бог велий и дивен!... Твое бо То есть: другие совершители произносят и вторую часть молитвы до конца. Из сего видно, что произнесение второй части молитвы как бы не почитается обязательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Возглас – это слова священника, с которых начинается любая служба. В православном богослужении используются три возгласа: Возгласом «Благословенно Царство…» начинается литургия (таинство Евхаристии), Таинство Крещения, Таинство Брака и Новогодний молебен. Возгласом «Слава святей…» начинаются утреня, Всенощное бдение и благодарственный молебен. Возгласом «Благословен Бог наш…» начинаются все остальные службы, Таинства и священнодействия. Ектенья. Название происходит от греческого слова «усердный». Ектенья (или ектения) – это усердное совместное моление. Форма ектений вам хорошо знакома: диакон (или священник, если нет диакона) произносит прошения, а хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Завершает ектенью возглас священника. В православной Церкви существует четыре вида ектений. Великая ектения – это первая ектенья каждой службы (литургии, вечерни, утрени). Она начинается словами «Миром Господу помолимся» и состоит обычно из 11-ти прошений. Малая ектения всегда начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся». Она содержит всего два прошения и произносится на службах значительно чаще других ектений. Просительную ектению можно узнать по ответу хора: начиная со второго или третьего прошения, он поет не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». Сугубая ектения. Отличительная черта этой ектеньи – троекратное «Господи, помилуй» (хотя слово «сугубый» означает «двойной» или «усиленный») (3, с. 66). Возгласы, обычное начало и ектении относят к неизменяемым молитвословиям, которые произносятся ежедневно за каждой службой. Но, как мы уже говорили, в состав богослужения входят и изменяемые молитвословия, тематика которых определяется днем седмицы или праздником церковного года. Рассмотрим основные названия этих текстов. Тропарь является основным песнопением праздника. В нем в краткой и выразительной форме разъясняется сущность вспоминаемого события или личности святого. Тропарь праздника звучит в конце вечерни, в начале и конце утрени, после Малого входа на литургии.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Здесь особенность его пения состоит в том, что он разделяется не на три славы (как в кафизмах), а на две половины. В первой половине к каждому стиху прибавляется: «Господи! помяни души рабов твоих». Окончательные стихи ( Пс. 118:92, 93 ) первой половины: если б не закон Твой утешением моим был, погиб бы я в бедствии моем. Во век не забуду повелений твоих, ибо Ты ими оживляешь меня», поются трижды. Потом ектения малая заупокойная: «Еще и еще будем молиться Господу в мире». «Еще молимся об упокоении скончавшихся рабов божиих (таких-то) и о том, чтобы простились им все согрешения, намеренные и ненамеренные. Чтобы Господь вселил их души там, где упокоеваются все праведники». На каждое из этих прошений молящиеся отвечают: «Господи помилуй». «Просим им у Христа, бессмертного царя и Бога нашего, милости божией, царства небесного, прощения грехов (подай Господи). Помолимся Господу (Господи помилуй)». Иерей, пока читается ектения, молится про себя: «Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть дьявола и даровавший жизнь Твоему миру, сам, Господи, упокой души скончавшихся рабов Твоих (таких-то) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как благий и человеколюбивый Бог, прости им всякое согрешение, совершенное ими словом или делом, или мыслью, потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха, – един Ты без греха; правосудие Твое – правосудие вечное и слово Твое – истина (возглашает), потому что Ты воскресение» и пр. Эта ектения и есть собственно заупокойная. Великая ектения читается только вначале панихиды, а эта читается дальше – во все продолжение ее; она же читается при отпевании, на литургии (после сугубой ектении, если литургия служится заупокойная) и на литиях об умерших. Затем начинается вторая половина псалма стихом: «Я Твой, спаси меня: ибо я взыскал повелений твоих» ( Пс. 118:94 ); здесь к каждому стиху припевается «Господи! упокой души рабов Твоих». В заключение поются трижды конечные стихи псалма: «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Священник стоя, пред св. трапезою во олтаре возгласно глаголет: Благословенно царство. Аминь. Приидите поклонимся (3-ды). Благослови душе моя (103-й пс.) Слава, и ныне. Аллилуиа (3-ды). Светильничные молитвы 5-я, 6-я, 7-я]. 237 Ектения великая : Миром Господу. Яко подобает Тебе (возглас). Аминь. Стихословие 18-й кафизмы. 238 Первый антифон . Наченшуся же стихословию 239 , отходит священник во св. предложение: и взем преждеосвященный хлеб от хлебоносца 240 , полагает и (его) со благоговением многим во св. дискос, вложив во св. чашу вино и воду обычно, ничтоже глаголя. И взем кадильницу кадит звездицу и покровы: и покрыв я ничтоже отнюдь глаголя; ниже молитву предложения, но токмо: Молитвами святых отец наших; Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Молитва: Господи щедрый. Малая ектения. Яко Твоя держава (возглас). Аминь. Второй антифон. Молитва: Господи да не яростию. Малая ектения . Яко благ (возглас). Аминь. Третий антифон . Молитва: Господи Боже наш. Малая ектения . Яко Ты еси Бог наш (возглас). Аминь. Господи воззвах. Каждение. Стихиры на Господи воззвах. При пении стихиры на Слава, и ныне, или на И ныне, открываются царские двери и совершается вход с кадильницею. 241 Молитва входа (вся, кончая «Аминь», тайно): Вечер, и заутра. По конце же стихир, глаголет диакон, или священник, возгласно: Премудрость, прости. И поют лики: Свете Тихий. Вонмем. Мир всем. духови твоему. 242 Премудрость. Прокимен . Бытия чтение. 243 244 Затворение царских врат. 245 Паремия. 246 Вонмем . 247 Прокимен второй. Отверстие царских врат. 248 Повелите . 249 И по исполнении сего, держа священник свещник со свещею (одною) и с кадильницею обема рукама, стоит пред св. трапезою, зря к востоком, и назнаменуя крест, глаголет возгласно: Премудрость, прости. Таже обратяся на запад к народу, глаголет: Свет Христов просвещает всех . 250 Затворение царских врат. Притчей чтение. 251 Вонмем. Паремия . 252 Мир ти. И духови твоему. Премудрость. Да исправится молитва моя . 253 Преклонение колен. 254 И по исполнении творим [с молитвою: Господи и Владыко живота моего 255 ] поклоны три.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поэтому, вместе с литургистами П. Трембеласом 828 , И. Фундулисом 829 и Р. Тафтом 830 , мы можем согласиться с вышеприведённым примечанием, что данные прошения, вероятнее всего, «не обретались изначала в месте сем». Тогда возникает вопрос, как они здесь появились или, скорее, были перенесены из литургии Слова? По этому поводу существует две основные гипотезы. Согласно И. Фундулису, когда с конца V и в VI b. отошёл в прошлое институт оглашенных, начали терять своё значение и моления о них. Тогда всё в богослужении имело конкретную и очевидную для всех цель. Поэтому считалось само собой разумеющимся, что если оглашенные не покидали собрание, потому что их и не было, то прошения, сопровождавшие их отпуст, уже не отвечают своему назначению и должны обрести новое, подходящее место 831 . Первоначально, полагает Фундулис, они были помещены после Великого входа, там, где когда-то существовала сугубая ектения, сохранившаяся и по сей день в литургии Иакова. В византийских литургиях эта ектения была сокращена в силу развития начальной части литургии, когда великая или «мирная» ектения была помещена сначала перед Трисвятым, а затем перед антифонами 832 . Прошения же нашли «приют» на месте этой сокращённой ектении 833 . Позднее, а быть может, и параллельно с этим, прошения были помещены в новый «пробел», образовавшийся после анафоры вследствие «тайного» чтения молитв. Молитва перед «Отче наш...», которая в В , тогда более часто совершаемой литургии, сравнительно длинна, начала читаться священником «тайно». Ектения, существовавшая в этом месте, имела всего четыре прошения: «Вся святыя помянувше...», «О предложенных и освященных...», «Яко да Человеколюбец...» и «Соединение веры и причастие...», и оказалась слишком краткой, чтобы заполнить тишину, образовавшуюся от «тайного» чтения этой молитвы. Дополнение этой ектении прошениями, о которых идёт речь, решило проблему. Возможно, заключает Фундулис, мы имеем дело с совмещением двух независимых традиций, одна из которых поместила данные прошения до св. анафоры, а другая после. Позднейшая богослужебная практика, как и в ряде других случаев, соединила обе традиции и оставила прошения в обоих местах. Так прошения и оказались в Божественной литургии дважды, причём оба раза в главной её части – литургии Евхаристии 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Общие положения 1. Всю седмицу – тройное соединение (Октоих, Триодь, Минея). 2. Дважды за седмицу структура службы почти полностью переходит в постовой режим: а. Со вторника вечера до среды вечера, б. С четверга вечера до пятницы вечера. Напевы в эти периоды по традиции заменяются на постовые. Моментом перехода на постовые напевы и возврат в непостовое пение является просительная ектения после прокимена вечерни. 3. От Недели вечера и всю седмицу стихиры на стиховне вечерни и утрени поются только из Триоди В неделю вечера Начало обычное. Кафисмы несть. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Се ныне благословите Господа: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне Октоих отменяется, поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Небесная поют Тя, Благодатная: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Бого- родичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. В понедельник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 4-ю и 5-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектении несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Ос- могласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди 1 . Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В Каноне соединяются песни из Минеи и Триоди (песни 1-я, 8-я, 9-я) и Октоиха и Минеи (песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я). Библейские стихи припеваем вседневнии: Господеви поем: [если по обычаю к тропарям канона полагаем припевы молебственные, то к промежуточным Богородичным тропарям стихи: Пресвятая Богородице, спаси нас, а последние два тропаря читаем на Славу и И ныне].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы же многолетствуем: Великаго господина: И бывает расход. В пяток на утрени Если утреня совершается отдельно от вечерни, глаголем двупсалмие. Если же утреня совершается накануне, сразу после вечерни, то вместо отпуста вечерни по обычаю священник произносит возглас на шестопсалмие: Слава святей: Обычное шестопсалмие и ектения великая, постовым распевом. Вместо Бог Господь: Возглашает священник Аллилуйя: со стихи: От нощи утреннюет: и прочая. И глаголем Троичен прилучившагося гласа, к немуже припеваем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. На Славу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. На И ныне: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас Кафисмы чтем 19-ю и 20-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха Крестны. По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. И абие канон. Канон Триодь излагает полный канон Кресту и трипеснец на 5, 8 и 9 песни. Сего ради перемещаются тропари канона Минеи из песен с трипеснцем. Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Триодь Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Крестобогородичен (Песнь) (Ирмос) (Тропари) (Тропари) (Тропари) (Катавасия) Октоих Октоих Минея 2 троп, из 4 песни, 2 троп, из 5 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Октоих Октоих Минея 2 троп, из 6 песни, 2 троп, из 8 песни Триодь (канон Кресту) Триодь (Очисти мя, Спасе:) Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Минея 2 троп, из 7 песни, 2 троп, из 9 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь (Чужде матерем:) И абие: Достойно есть: постовым распевом Малая ектения. Светилен постовой прилучившагося гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010