В ходе всех предшествующих рассуждений мы исходили из предпосылки, что Великая (мирная) ектения, именуемая также «молитвой верных» или, по-гречески, sinapte, находящаяся сейчас в самом начале Литургии, перед первым антифоном, раньше помещалась в другом месте. Действительно, согласно документам IV-ro и V-ro столетий, sinapte читалась после Евангелия, после того, как были отпущены оглашенные и другие категории людей, не бывшие в полном общении с Церковью (одержимые, кающиеся, просвещаемые). Позднее, предположительно в VIII веке, Великая ектения была перенесена на новое место, перед Трисвятым, непосредственно после входа; на этом месте она оставалась до XII века. Только после этого, по крайней мере, в Константинополе, Великая ектения была помещена на место, которое она занимает сейчас, в начале Литургии. Какова могла быть причина того, что великая ектения была перенесена с отпуста оглашенных к началу Трисвятого? Возможно, введение в Литургию, непосредственно после Евангелия, сугубой ектении, которая раньше принадлежала к процессиям. Пастырское суждение В этой главе мы увидели, как много изменений было сделано в первоначальной структуре входной церемонии. В заключение мы можем спросить, улучшили ли эти изменения пастырское значение первой части византийской Литургии. В самом начале, когда Литургия начиналась непосредственно с чтений, богословское значение было ясным: в христианской жизни первенство принадлежит Богу. Мы должны в первую очередь слушать Его, призываться Им, учиться от Него, и только после этого просить о помощи в наших нуждах. Дальнейшее развитие, поставившее перед чтениями процессиональный гимн, сначала Трисвятое, затем псалом и тропарь (сейчас именуемые третьим антифоном), сохраняло прежний ход мысли: они ставили Бога в центр богослужения, Литургия всё ещё открывалась с хвалы и славы Богу. Входные гимны являются, как мы можем сказать, явным признанием Божьего присутствия, и они содержат акты хвалы и поклонения, этому присутствию подобающие. Когда Литургия начиналась с чтений, это присутствие также подразумевалось, ибо мы не можем слушать Слово Божие, не осознавая Его присутствия с нами. С введением же входных гимнов это присутствие стало выражаться более глубоко и ощутимо. Мы можем, таким образом, сказать, что введение данных песнопений явилось реальным прогрессом в построении Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. Пение Евангельских блаженств и тропари “блаженны” (третий антифон). 9. Малый вход с Евангелием. 10. Пение “Приидите поклонимся”. 11. Пение тропаря и кондака. 12. Возглас диакона: “Господи, спаси благочестивыя”. 13. Пение “Трисвятого”. 14. Пение “прокимена”. 15. Чтение Апостола. 16. Чтение Евангелия. 17. Сугубая ектения. 18. Ектения за усопших. 19. Ектения об оглашенных. 20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм. Общее содержание Литургии верных Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее в древности могли присутствовать только верные, то есть лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во-первых, таинственно-благодатное, силою Св. Духа Преложение или Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во-вторых, приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводяшее в единение со Спасителем, согласно Его словам: “Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем”. (Иоан. VI, 56). Постепенно и последовательно в ряде знаменательных действий и глубоко содержательных молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов. Сокращенная Великая ектения Когда оканчивается Литургия оглашенных, диакон произносит сокращенную великую ектению. Священник же тайно читает молитву, с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы, получивши преуспеяние доброй жизни и духовное разумение, — достойно, без вины и осуждения предстоять пред Престолом, и чтобы неосужденно причаститься Св. Тайн для получения Царства Небесного. Оканчивая свою молитву, священник громко произносит. Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, Чтобы, всегда сохраняемые Твоим, Господи, руководством (силою), мы воссылаем Тебе славу Отцу и Сыну и Св. Духу во всякое время, — ныне и присно, и во веки веков.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»). Великая ектения. Характер и содержание ее    Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая ( συναπτ μεγαλη), называвшаяся в древности еще τα ειρηνικα, «мирные», т. е. прошения (αιτματα, см. Вступит. гл., с. 345). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении, представляющей простое сокращение великой, – тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугубая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы. Кроме того, от других ектений она отличается возвышенностью и как бы таинственностью содержания. Свое моление она начинает не с каких-либо частных и обыденных, хотя бы духовных нужд, а с того вышнего (τς ανωθεν) мира, который апостол называет «превосходящим всякий ум». С этих поистине надоблачных высот великая ектения в своих 14 прошениях (с возгласом 15) постепенно спускается к более и более близким нам кругам: к миру, к Св. Церквам, их предстоятелям и служителям, к светской власти, нашему граду (или обители) и стране и их нуждам, к наиболее нуждающимся в Божией помощи («О плавающих» – исчисление по восходящей тяжести положения) и только в самом конце к нам самим. Моление заканчивается призывом обратиться за ходатайством в нуждах наших, о которых молились мы, к святым, и особенно к Богоматери, к Которой прилагаются те же 7 высоких титулов, какие прилагаются к ней в литургийном возгласе «Изрядно о Пресвятей» (почему, см. ниже), обратиться в сладостной и покойной надежде на исполнение молитвы. Заключением к ектении является прославление, в котором слава Божия выставляется и как высшее основание для исполнения нашего прошения (как и вообще слава Божия основание и цель мира) и которое, как высший, ангельский род молитвы (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен Триоди, глас 5: Боже во Имя Твое спаси мя: Паремия Триоди, пророчества Иоилева чтение. Прокимен Триоди, глас 6: Да уповает Израиль на Господа: И абие, чтец: Сподоби Господи: Ектения просительная, не постовым распевом. (Отсюда постовые распевы прекращаются до вечерни четвертка). На стиховне поем стихиры Триоди самогласны, глас 3: Возсия весна постная: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Твой Господи: Слава, и ныне, Богородичен: Первосвятая, Чистая: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш: тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Богородичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, посем молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец:Аминь. Всесвятая Троице: 3 и абие: Буди Имя Господне: (Трижды). Слава, и ныне, псалом 33: Благословлю Господа: Возглас: Премудрость. Лик: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Возглас: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую Херувим: И бывает совершенный отпуст, и поем: Великаго господина: В четверток на утрени Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 13-ю и 14-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Осмог- ласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В канон добавляется трипеснец Триоди, песни 4-я, 8-я и 9-я: Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Богородичен 4 Триодь Триодь Триодь Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Октоих Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Октоих

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После «Иже на всякое время...» «Честнейшую...» (вскоре, как пропоют «Господи сил, с нами буди...») иерей: «Боже, ущедри ны...» и молитву с 16 поклонами. По «Упование мое Отец...» иерей: «Слава Тебе, Христе...» Клир: «Господи, помилуй» 3 раза, «Благослови». Иерей над народом, на землю преклоншимся, читает молитву «Владыко многомилостиве...» (в Служебнике, в конце литии на всенощной). Народ встает. Иерей: «Помолимся о ...» (см. Часослов). В пятницы – без поклонов. 1. а) Полунощница. Звон в один колокол. Иерей в епитрахили. Завеса не отверзается. Начало обычное. По «Честнейшую...», иерей: «Боже, ущедри ны...», и молитва с 16 поклонами (в первый день поста – три поклона); отпуст и ектения «Помолимся о ...» (по Часослову), б) Утреня. Звон во все колокола. Иерей в епитрахили и фелони. Завеса отверзается. Иерей: «Благословен Бог...» Чтец: «Аминь», «Трисвятое», «Отче наш», псалмы. Иерей: малая ектения «Помилуй нас, Боже...» (по Служебнику). Лик: «Именем Господним...» Иерей: «Слава Святей...» (делая крест кадилом). Обычное начало по Служебнику. Шестопсалмие. Великая ектения. «Аллилуйя» со стихи (по Служебнику), троичны поют (по Триоди). Кафизмы. Между кафизмами ектении не глаголются (кроме суббот). Псалом 50, «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» – 12 раз, иерей: «Милостию и щедротами...» Канон. Пред 9-й песнью, на «Богородицу и Матерь Света...», каждение всего храма. По девятой песни – «Достойно есть...» Ектения малая. Светилен. Чтец: хвалитные псалмы, «Тебе слава подобает... Слава Тебе, показавшему нам свет». Великое славословие. Ектения «Исполним утреннюю...» Иерей снимает с себя фелонь. Завеса закрывается 92 . По «Отче наш» и «Честнейшую...», иерей: «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...» Иерей пред царскими вратами читает молитву с 16 поклонами, в) Час первый. Иерей в епитрахили. Чтец: псалмы. Кафизма (нет ее в понедельник и пятницу каждой недели, во вторник и среду Страстной недели). Иерей перед царскими вратами произносит: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» (земной поклон) 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во время чтения этих псалмов и тропарей священник кадит алтарь, весь храм, клир и народ, исходя из алтаря северною дверью (каждение совершается по указанному выше на вечерне порядку). По каждении храма священник входит в алтарь южною дверью и по окончании чтения тропарей, Сокращенная сугубая ектения стоя пред престолом и кадя, произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» Возглас: «Яко милостив...» Лик: «Аминь» на возглас священника и поет: «Именем Господним благослови, отче». Священник, возглашая «Слава Святей и Единосущней...», начертывает кадилом крест пред престолом, отдает кадило, целует край святого престола. Шестопсалмие Чтец: «Аминь» и читает шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 89, 102 и 142). Во время чтения первых трех псалмов священник стоит на своем месте пред престолом и благоговейно внимает читаемому. Чтение священником 12 утренних молитв По прочтении этих псалмов священник с Служебником в руках выходит северною дверью к царским вратам для чтения 12 утренних молитв. Великая ектения По прочтении шестопсалмия и молитв священник здесь же, пред царскими вратами, произносит великую ектению, равно и стихи на «Бог Господь», и после этого входит в алтарь южною дверью. «Бог Господь» На клиросе поется «Бог Господь» на глас тропаря, тропарь святому рядовому дважды, «Слава и ныне», Богородичен (отпустительный, см. в конце Минеи отпустительные Богородичны). Кафизмы Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три. Между кафизмами читаются или поются седальны Октоиха с Богородичными или Крестобогородичными на ряду; ектения малая не произносится, а после седальнов читается 50 псалом. По окончании 50 псалма начинается канон. Канон Каноны поются из Октоиха и Минеи – из Октоиха два, первый на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, второй на 4; из Минеи святому рядовому на 4 без ирмосов. Ирмосы же Минеи поются вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях канона Октоиха. После 3-й песни ектения малая и седальны в Минеи, после 6-й песни ектения малая, кондак и икос в Минеи (ектении после 3-й и 6-й песней произносятся священником или в алтаре или пред царскими вратами – мы лично настаиваем на втором).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ (греч. παννυχις, γρυπνεα – лат. vigilia) называется более или менее торжественная ночная служба, состоящая из соединения Вечерни и Утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь в некоторых монастырях (напр. на Афоне) служба эта продолжалась всю ночь. ВЕЧЕРНЯ (греч. σπερινν лат. vesperae) – служба, исполняемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может исполняться и днем, как напр. в некоторых случаях перед литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 «Господи воззвах» и гимна «Свете тихий». ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ. (см. слово «ектения»). ВЕЛИКИЙ ВХОД (см. слово «вход»). ВХОД, особое богослужебное символическое действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими дверьми в алтарь к престолу. При сем переносятся в зависимости от службы – кадило, Евангелие или св. Дары. Вход с кадилом и Евангелием бывает на вечерне и литургии. Он называется тогда малым. Вход с Дарами бывает только на Литургии и называется тогда великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь. Великий всегда означает шествие Спасителя на страдание и смерть. ВОЗГЛАС (греч. νησις). Произносимое священником громогласно заключение – ектении, тайных и иных молитв. Оно, большей частью, славословит Отца, Сына и Св. Духа. См. слово «Славословие». ГЛАС (греч. χος) – церковный музыкальный лад; их всего восемь. Каждый из них связан с определенным мелодико-гармоническим типом. ДОГМАТИК См. Богородичен Догматик. ЕКТЕНИЯ (греч. τεν τενα букв. – ряд) Последование кратких молений, соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) Великая, состоящая из двенадцати молитвенных предложений. 2) Малая – состоящ. из трех. 3) Сугубая – число молений различно; воззвание «Господи помилуй» повторяется трижды. 4) Просительная ектения тоже состоять из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются «Господи помилуй», другие же, оканчивающиеся словами «у Господа просим», сопровождаются воззванием «Подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это историческое развитие непосредственно соотносится с символикой ряда богослужебных циклов: например, суточного богослужебного круга и великопостного цикла – духовной кульминации года. Символически раскрываемая в богослужении идея странствия земной Церкви имеет целью конкретное свершение таинства Царства. Великопостный цикл завершается торжеством пасхальной ночи. Суточный богослужебный круг, состоящий из вечерни, утрени (или Всенощной), чтения часов, естественно подготавливает чин Литургии как сублимацию Царства. Без второго первое утрачивает смысл, но и второе без первого не существует. Именно эта внутренняя связь составляет существеннейший элемент «Четырехчастной». Образ данной иконы соотносится с таинством богослужения в его космической и эсхатологической сущности: космической по своему масштабу, эсхатологической – как ориентированной на мир Божий в его первозданности и на его воплощение в Царстве Божьем. Соответственно и композиция иконы, помимо ее сюжетной последовательности, имеет целостную структуру, организующую и собирающую иконописные образы – всю тварь в ее единстве и соборной целостности. Это, во-первых, четко выделенный центральный крест, образованный полями, разделяющими части. Далее – жесткая регистровая, как бы «иконостасная» структура нижних частей, которая представляет собой устойчивую основу для композиционно более свободных верхних частей. Части иконы объединены многими стилистическими приемами, в том числе и повторяющимися композиционными схемами, повышенно ярким напряженным колоритом, динамичностью линейной структуры и так далее. Образ иконы объединяет всю тварь в ее космическом масштабе и целостности, одновременно направляя ее по историческому пути ко «дню Господню». Рассмотрение вопроса о соответствии чина вечерни и утрени, а также великопостного цикла идее земного паломничества Церкви, раскрываемой на «Четырехчастной», немыслимо без представления общего хода богослужебного действа в той форме, в какой оно существовало в XVI в. Основными составными частями чина вечерни, согласно служебникам XVI в. 936 , являлись: пение «предначинательного» 103-го псалма, восемь вечерних молитв 937 , великая или мирная ектения, чтение кафизм 938 , после каждой из которых шла малая ектения, вечерний вход с кадилом и тайной молитвой «входа» 939 , сугубая ектения с молитвой прилежного моления, чтение молитвы «Сподоби, Господи», просительная ектения, заключительная главопреклоненная молитва . За последней следовал чин литии, а если он отсутствовал, исполнялся тропарь праздника и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Преждеосвященная Литургия оглашенных начинается тем же возгласом, который слышим на совершенной Литургии: Блигословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ..., непосредственно после возгласа читается предначинательный псалом вечерний; возглашается ектения великая и читается 18-я кафизма, то есть псалмы, носящие надписание: песнь степеней, возвышающие к Богу души молящихся с сокрушением о грехах. Во время пения стихир на Господи воззвах.... вынимаются Св. Дары, то есть Агнец, напоенный кровью Христовою, из дарохранительницы и со всяким благоговением полагаются на дискосе, потом с честью, подобающей Царю славы и Господу, священнодействующий возвышает их на главу свою и таким образом переносит на жертвенник, с предносимой свечой и кадилом. Пред песнью: Свете тихий совершается малый вход, после чтения паримии из книги Бытия, настоятель, стоя со свечой и кадильницей в Царских вратах, осеняет народ свечой с произнесением слов: Свет Христов просвещает всех. В некоторых Церквах совершается при сем и каждение. Этот священный обряд напоминает о свече, предносимой обыкновенно пред Евангелием и горящей во время чтения его, и указывает на каждение, совершаемое пред чтением Евангелия на совершенной Литургии. Свет вещественный служит символом света Евангельского учения, которое заменяется теперь приточным учением. После паримий в молитвенной песни Царя Давида: Да исправится молитва моя .... (псал. 140), которую совершаем с коленопреклонением, молим Господа, чтобы Он принял нашу вечернюю жертву, то есть молитву, как воню благоухания духовного, чтобы оградил уста наши от злословия и пустословия, сохранил сердце наше от самообольщения, чтобы мы не вымышляли извинений своим прегрешениям. За тем следует сугубая ектения и ектения за оглашенных, те самые, которые произносятся и на совершенной Литургии. С половины Великого поста, то есть со среды крестопоклонной недели, после ектении за оглашенных, прилагается еще ектения за приготовляющихся к просвещению, то есть к крещению 632 да просветит их Господь просвещением разума и благочестия, да породит их водою и Духом и проч. § 197. Совершение Преждеосвященной Литургии верных

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Последование утрени в XIV веке сравнительно с веком предшествовавшим также изменилось в количестве молитв, читаемых тайно священником. В XIII веке, как мы видели, было только шесть, а в XIV веке число их увеличилось до двенадцати. Митр. Киприан писал игумену Афанасию, отвечая на его вопрос о количестве вечерних и утренних молитв, что «на заутрених должно читать одиннадцать молитв и двенадцатая молитва после» хвалите Господа с небес «на главопреклонении». 344 Вместо молитвы, читаемой теперь девятою, в некоторых служебниках положена молитва «прилежного моления». 345 В последовании утрени этого века особенно замечательно расположение молитв, читаемых во время её священником, как мы можем видеть из следующего последования этой службы. После возгласа «Благословенно царство» непосредственно следовало шестопсалмие (части утрени, предшествующей в настоящее время шестопсалмию, как нам известно, не было), во время которого читалась нынешняя первая утренняя молитва . За шестопсалмием, как и теперь следовали: ектения великая, «Бог Господь» и кафизмы, во время которых священник читал вторую и третью утренние молитвы. Молитвы утренние, занимающие в нынешних служебниках места четвертое, пятое и шестое, читались на третьей песни канона; на шестой же песни канона читались молитвы седьмая и восьмая. Затем следовала молитва, «егда поют помилуй мя Боже» – нынешняя десятая. Одиннадцатая молитва читалась, «егда поют: хвалите Господа». 346 После этой молитвы следовала ектения малая и молитва, читающаяся в настоящее время двенадцатою, а после неё, если день, в который отправлялась утреня, был воскресный читалось Евангелие и возглашалась сугубая ектения. За нею следовала ектения просительная, после которой диакон возглашал: «Премудрость», священник: «Сый благословен Бог наш», а клир: «благословите, святии, Господа, благослови Отче», и следовал отпуст. 347 Мы не имеем права вполне безусловно утверждать, что таково вообще было последование утрени и в частности расположение молитв, читаемых во время её тайно священником в XIV веке в церкви Русской; так как указание на такое расположение утренних молитв мы находим только в очень немногих служебниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010