Приход тем не менее выдерживает это отторжение. Будущий настоятель православного прихода Монтобан, отец Леонид Хрол становится преданным сотрудником отца Льва. Маргарита Загоровская, француженка и супруга будущего старосты собора святого благоверного князя Александра Невского, помогает малоимущим прихожанам, — выполняет социальную диаконию. Приход выделяется теплотой своей молитвенной атмосферы; вдохновенные проповеди отца Льва привлекают интеллигентных молодых людей, ищущих духовности. В приходе собираются писательница Надежда Городецкая, руководители литературного кружка “Русско-французская студия” Всеволод де Фохт и Марсель Пеги, сын поэта Шарля Пеги; протестантские студенты, среди них — будущий отец Луи Булье, активный сторонник богословского диалога между католиками и православными после Второй мировой войны, Валентин Де Бахст, лютеранин из Прибалтики по происхождению, который станет православным священником и странствующим окормителем православных приходов, разбросанных по Франции. Конец В 1938 году отец Лев Жилле по благословению митрополита Евлогия переезжает в Лондон, чтобы сотрудничать с благотворительной ассоциацией в помощь еврейским беженцам, жертвам преследований в Германии и в Австрии. Вторая мировая война окончательно отделяет его от франкоязычного прихода, духовником которого он тем не менее остается. Со смертью отца Георгия Жуанни, приемника отца Льва, летом 1940 года исчезает и сам приход. Занятый другими вопросами, митрополит Евлогий не стал назначать нового настоятеля, и искра франкоязычного Православия сохранилась лишь в маленьком приходе Московского Патриархата, созданном Владимиром и Магдалиной Лосскими в Латинском квартале. В епархии митрополита Евлогия франкоязычный приход возродился только спустя 25 лет, усилиями нового поколения. Действительно ли было неудачей раннее создание первого франкоязычного прихода — произошедшее по воле человеческой, лишенное социальных перспектив? Я убеждена в том, что такое мнение было бы неправильным: благодаря ему зародилась идея, было посеяно зерно, которое проросло позже и хотя подчас и вместе с тернием, выдергивая которое, нам надо стараться не вырвать заодно пшеницу. Так же, как и делал это отец Лев Жилле, — без романтизма, без юношеского пафоса и самоуверенности, нам теперь следует принять в наследство и реализовать правильную и глубокую интуицию молодых основателей 1920–1930-х годов, их видение открытого и динамичного Православия, их творческую верность вере святых отцов Православной Церкви, контакты братских Церквей при сохранении каждой из них своего собственного лица, сформированного историей, с отпечатком той культурной почвы, в которую упало зерно Евангелия; видение вселенской Церкви, проходящей над всеми этническими и национальными границами, — видение Церкви кафолической.

http://pravmir.ru/pervyiy-frankoyazyichn...

При перестройке или ремонте храма, не связанных с передвижением престола, и в случае осквернения церкви пролитием крови или какой-либо нечистотой, совершается малое освящение с окроплением церкви святою водой. В самом храме, месте святом, особым священным значением выделяется алтарь. В нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в восточной части храма. Самое священное место алтаря — престол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это — иконостас). Иконы являются не только украшением храма, а, прежде всего, святыней, предметом религиозного почитания. Иконописание подлежит церковной регламентации. В соответствии с 82 правилом Трулльского Собора запрещается изображение Спасителя в символическом образе агнца: " На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый, Агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца; да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира " . Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца. В нем осуждается вообще применение ветхозаветных " образов и сеней " для изображения " новой благодати " , Московский Собор 1667 г. запретил изображать Бога Саваофа в виде старца " ветхого денми " , по видению пророка Иезекииля. Основанием для этого послужил следующий довод: Бог Отец не может быть антропоморфирован, так как Он не воплощался. " Скудость положительных церковных правил об иконописании или его сюжетах, — писал профессор А.С. Павлов, — объясняется тем, что в древней Церкви сохранялись правила иконописания и иконописные типы в непрерывном предании " . До нас дошли сборники правил иконописания с прорисями самих изображений, относящиеся к IX в. — так называемые подлинники. В Русской Церкви с самого начала принят и канонизирован византийский стиль иконописи; когда в древности русская иконопись уклонялась от него, это вызывало смущение в народе и возражения со стороны церковной власти. Стоглавый Собор постановил писать иконы " с древних образцов по образу, подобию и существу, как в подлиннике, а не от своего смышления " [ 1 ]. На иконы Андрея Рублева было указано как на образцы для иконописцев. В нашей Церкви запрещены резные и отливные иконы в храмах, кроме распятий искусной резьбы и изображений, поставляемых на высоких местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Церковь будет существовать во все роды и поколения до конца времен; Церковь – наичистейшее Тело Христово, исполненное силы, мудрости и чудотворства; поэтому слава Богу возносится в Церкви – из святыни Святому, из чистоты Чистому. Богу милее всего славословие из Церкви еще и потому, что в Церкви много душ и много голосов, но при этом единодушность и единогласность. Так что пусть никто не отделяется от общего славления Бога и пусть никто даже не думает, что его славление Бога, отдельно и особо, лучше, нежели славление Бога в единстве и общности верных. Неправда, что отдельный член теряется во множестве и его голос пред Богом не слышен. Разве рука не делает свое дело наилучшим образом тогда, когда связана с телом? Так ведь и каждый член тела. Точно так же и с каждым верным. Когда он молится в Церкви и с Церковью (даже будучи в пустыне он может молиться с Церковью и в Церкви), не отделяя себя от Церкви, тогда он лучше и виден, и слышен пред Богом. Его душа находит многократный отклик в душах остальных верных, и он выделяется и опознается в своей молитве, будучи связанным с Телом Церкви, значительно более, чем будучи не связанным с ней. Господи Иисусе, только от Тебя, в Тебе и через Тебя мы можем Бога славить. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 3 Декабря. Поучение о поведении достойно звания ...Поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением... ( Еф.4:1–2 ) Не гордиться, не впадать в гнев, не малодушествовать – ибо все это не достойно звания христианского. А звание это столь высокое и дивное, что человеку трудно избежать гордости, трудно удержаться от малодушия при опасностях и потерях. Против трех нездоровых состояний апостол выдвигает три здоровых состояния, а именно: против гордыни – смирение, против гневливости – кротость, против малодушия – долготерпение. Как будет сказано, эти три добродетели – смирение, кротость и долготерпение – в полной мере не выражают христианское звание. Драгоценность и богатство этого звания и невозможно оценить здесь, на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Нынешняя церковь , во имя пророка Илии, устроена в 1782 году по указу Сената, данному на имя заведовавшего заводом капитана Гакса, и с благословения архиепископа Гавриила. На постройку ее было назначено 9186 р. 80 к. асс., а употреблено 8083 р. 20 к. асс. Часть суммы (7328 р. 29½ к. ас.) выдана из шталмейстерской конторы, остальное взято из церковной суммы. В 1805 г., с благословения митрополита Амвросия и под наблюдением командира завода Гебенера к церкви пристроена каменная колокольня, а в церкви устроена теплая церковь св. Александра Невского. Церковь пророка Илии и Александра Невского, обе каменные, не представляют какого-либо законченного, в известном стиле, здания. Церковь Ильинская почти круглая; с северной и южной стороны ее, от притвора до алтаря, выстланы из плиты площадки, украшенные 8 круглыми колоннами. Часть алтаря выделяется, что сделано недавно вследствие темноты и тесноты алтаря. На церкви большой купол. Внутри она отличается обилием света. В западной части ее устроены хоры; солея возвышена на одну ступень и ограждена чугунной решеткою. Иконостас – в один ярус; между окнами – большие иконы. Изнутри часть купола открыта и на ней изображен св. пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице. Длина церкви от западных дверей до иконостаса 7 саж., ширина 7 саж. 8 верш., высота с куполом 11½ саж. Длина алтаря 4 саж., ширина 3 саж. 2 арш. Церковь св. Александра Невского, составляя основание колокольни, имеет форму прямоугольника; от большой церкви ее отделяет притвор. В ней также есть хоры. В нее ход отдельный. Длина ее, с алтарем. 5½ саж., ширина 4½ саж., высота 12½ саж. На месте первой деревянной церкви построена, в 1834 г., каменная часовня св. Параскевы; другая каменная часовня, во имя св. Александра Невского, построена в память 4 апреля. Она находится на противоположном берегу Охты. Из трех деревянных часовен – одна на кладбище и две – на плотине, при пороховых фабриках. В храме достопримечательны: 1) медный, вызолоченный, с 18 частицами мощей, крест, вложенный в серебряную доску.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но если жизнь Ап. Иоанна не богата внешней деятельностью, то она богата другою деятельностью. Он был так же велик, как и все прочие Апостолы, но велик в ином отношении. У него была своя родная особенная стихия, в которой он постоянно витал. Его имя для всего человечества сияет совершенно особенным блеском среди тех двенадцати драгоценных камней, которые легли в основу нового Иерусалима 1 . Это яркая звезда на небосклоне христианской Церкви, которая резко выделяется среди всех других звезд первой величины. Ап. Иоанн был так своеобразен, что его нельзя было смешать ни с одним Апостолом. В лике этих святых благовестников христианства было даже очень немного таких, которые лишь отчасти только напоминали его. Это единственная в своем роде христианская душа, святая, безгранично-великая, достойная удивления, полная неотразимо-мощного обаяния, неземной духовной мудрости, пред которой невольно благоговеешь. Его родной стихией был горний мир, царство бесконечной Истины и Любви. Его взор постоянно был устремлен туда, где стоит престол этой Истины. Всю свою жизнь стремился он проникнуть за ту завесу, которой отделяется земля от неба, и видеть там жизнь не только небожителей, но и самого Бога. И непреклонно было его желание. Ап. Иоанна никогда не соблазняла внешняя блестящая, громкая и шумная деятельность, для него не существовало никаких соблазнов „мира сего“ 2 . Самые тяжелые гонения не могли отвлечь его от горнего мира. Где бы Ап. Иоанн не находился, он всегда оставался верен своему влечению. Правда, по временам его взор падал и на грешную землю, чтобы здесь видеть отражение, блестки, лучи жизни небесной. И не бесплодны были его стремления: далеко, далеко его взор проникал за ту таинственную завесу, которой человек отделен от Бога. Вот почему святые Отцы и учители Церкви сравнивали Апостола Иоанна с орлом; и вот почему орел является преимущественным символом св. Ап. Иоанна в церковной живописи при изображении четырех Евангелистов 3 . До сих пор никто не мог придумать для него нового сравнения, потому что в лексиконе человеческих сравнений нет другого сравнения более верного и точного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 739-740 Находится в центре села, на главной улице. Кирпичная церковь сооружена в 1881 – 83 гг. вместо сгоревшего деревянного храма 1865 г. Завершение церкви и верхняя часть ее четверика утрачены. Пример сельского храма кон. 19 в., в архитектуре которого стилизованы формы древнерусского зодчества. Церковь состоит из собственно храма и колокольни. Оригинальна крестообразная композиция храма, в которой выделяется основной объем – высокий двухъярусный четверик. К нему примыкают более низкие, равные между собой рукава, завершенные щипцовым фронтоном. Их коньки находятся на уровне промежуточного карниза четверика. (Угловые пониженные части храма заканчиваются карнизом, опоясывающим все здание. На рукавах этот карниз отделяет первый ярус от второго.) Аналогичным образом объединена с храмом и колокольня; в ее втором ярусе повторен мотив щипцовых фронтонов храма. Этот прием позволяет достичь композиционного единства двух различных объемов здания. В декоративном убранстве фасадов большую роль играют мотивы древнерусской архитектуры – килевидные завершения наличников, лопатки, усложненные нишами. В тимпанах щипцов колокольни использована форма многолопастной арки. Интерьер храма воспроизводит древнюю четырехстолпную композицию. Библиография: Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. V. с. 494 – 495; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 83. http://svodokn.ru/object/110766849?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22389

Следует еще отметить, что наставления «Митерикона аввы Исайи » представляют собой, как говорит в своем комментарии свт. Феофан, «изложение исихастского учения» 25 . Они направлены к безмолвствующим (не выходить из кельи, не иметь общения с мирянами, не беседовать с мужчиной – таковы его наставления), и во вторую очередь – «вообще к инокиням». «Новый Митерикон» составлен, как уже было сказано, как для инокинь, так и для благочестивых мирянок, а также и мирян. Среди героинь и героев его новелл есть жены, «не избегающие ложа своих мужей» (из послушания мужьям), которые оказываются поставленными выше св. Макария Великого ; миряне, пирующие с блудницами и поставленные наравне с преподобными (в силу их неведомых никому заслуг и в предведении их обращения); множество мирян, в миру хранящих девство. Можно выразить впечатление от «Нового Митерикона» следующими словами одной из его новелл: «Воистину, нет ни девы, ни замужней, ни монаха, ни мирянина, но Бог ищет лишь произволения и всем подает Духа» 26 . В заключение укажем на некоторые принципы, которыми мы руководствовались при переводе текста и передаче цитат, во избежание некоторых недоумений. Стремясь вообще к возможно большей точности перевода и максимальному сохранению структуры фраз, мы сохраняли и некоторые «неправильности» синтаксиса, являющиеся характерными для данного жанра литературы, например: «…рассказывал некто, что…» – и далее после двоеточия следует прямая речь. Что касается цитат, то их обилие, и в «Житии прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве», о чем шла речь выше, и в поучениях других новелл следует из самой природы монашеской литературы, и из завета отцов: «Прилежно изучать на память и постоянно… прочитывать с размышлением книги Священного Писания » 27 . Слова Священного Писания , усвоенные памятью, становятся уже не цитатами, а собственными словами говорящего. Поэтому мы не отделяем их кавычками ни в случае точных и явных цитат, которые мы выделяем курсивом и, следовательно, нет нужды в двойном выделении, ни в случае внутренних и неточных цитат, поскольку они уже не являются цитатами. При этом точные цитаты (также и части предложений, и отдельные узнаваемые слова, являющиеся точными цитатами) мы сочли естественным передавать на славянском языке, а неточные оставлять на русском, таким образом также обозначая границы и степень проявленности цитаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, самим выбором текстов Священного Писания и их сопоставлением Церковь раскрывает перед нами грандиозную картину, показывая нам медленное и многотрудное шествие падшего мира к обетованному ему искуплению. Итак, Церковь утверждает изначальное существование подлинного образа Христова. Кроме Нерукотворного Образа были, конечно, и изображения Его, сделанные видевшими и знавшими Его людьми, чему мы имеем и историческое свидетельство. Свидетельство это тем более ценно, что исходит от Евсевия Кесарийского, единственного из древних авторов, которого можно считать иконоборчески настроенным. Он не только утверждает существование христианских изображений: «Он даже думает, что в его время еще существуют подлинные портреты Христа и Апостолов, он утверждает, что сам их видел» . Действительно, описав известную статую Христа, воздвигнутую в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф. 9, 20-23; Мк. 5, 24-34; Лк. 8, 43-48), Евсевий продолжает: «Говорили, что статуя эта воспроизводит подобие Иисуса; она сохранилась до наших дней, и мы видели ее, когда были в этом городе. Не следует удивляться, что язычники таким образом хранят память о благодеяниях, полученных ими от Спасителя. Мы видели образы Апостолов Петра и Павла и Самого Христа, которые сохранились в красках до нашего времени. Это было естественно, так как древние имели обычай почитать их таким образом, без задних мыслей, как спасителей, согласно существовавшему у них языческому обычаю» . Евсевия, повторяем, нельзя заподозрить в преувеличении, так как то богословское течение, к которому он принадлежал , далеко не одобряло тех фактов, которые он описывает. Если икона Христова — основа христианского образотворчества — передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения — обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Она — единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, пришествие которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», — так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Она вместе со Христом правит судьбами мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

С древнейших времен монастырские трапезы (или трапезные) возводились по образцу парадных дворцовых залов Константинополя, которые, в свою очередь, повторяли римские дворцовые постройки – триклиниумы, предназначенные для праздничных торжеств. Триклиниумы представляли собой прямоугольные в плане постройки, с трех сторон осложненные полукруглыми выступами. С одной стороны, где размещался вход, триклиниумы не имели выступа. Анализируя плановые решения трапезных построек в афонских монастырях, Mylonas выделяет три типа: 1) простые прямоугольной формы с полукруглым выступом на восток, 2) осложненные с западной стороны трансептом и 3) крестчатые в плане. 183 Трапезная в монастыре Хиландар (XIV в.) примыкает с западной стороны к собору. По описанию, имеет 14 столбов, т. е. представляет собой базиликальную постройку. Снаружи ее опоясывает галерея на столбах. Пол в трапезной мозаичный. В монастыре Ватопед крестчатая в плане трапезная палата также размещается к западу от храма и отделяется от него небольшой площадкой. Трапезные в монастырях Ставроникита и Котламуш устроены в западной крепостной стене. Стены в византийских трапезных украшались росписью. Известно, что в XIV в. в монастыре Пантократора трапезную расписал знаменитый живописец Панселин. Он же был автором росписей аналогичной постройки в монастыре Хиландар. Можно предполагать, что и в раннее время существовала традиция украшать стены фресками. 184 Таким образом, трапезные постройки в греческих монастырях возводились, как правило, к западу от соборов и не имели в своей объемнопространственной композиции отдельно выделенного объема храма. Какой образец был принят Антонием при возведении трапезницы, сказать сложно. Можно предполагать, что в Антониевом монастыре был избран упрощенный тип прямоугольной в плане постройки. Исследователям удалось обнаружить следы этой древней постройки. В 1987 г. экспедиция исторического факультета ЛГУ под руководством В.А. Булкина при участии архитектурной группы Новгородской реставрационной мастерской под руководством Г.М. Штендера произвела археологические исследования у стен церкви Сретения XVI в., расположенной к юго-западу от Рождественского собора. Близ северного придела в честь св. Тихона Задонского , сооруженного в начале XX в., на глубине 1–1,2 м обнаружен строительный материал XII в. – цемяночный раствор и плинфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Полагают, что постановления Второзакония отразили в себе народную практику, которой законодатель постарался придать возможно больший этический характер. А постановления книг Левит и Числа имеют в виду собственно нужды левитства и богослужения. Позднейшие иудейские толкователи закона стали учить, будто во Второзаконии говорится о второй десятине, т. е. выделяемой из остающихся 9/10; а в талмуде стали еще различать и третью десятину (кроме еще десятины с левитской десятины в пользу священников), отделяемую через три года в пользу бедных (маасар ани) 1902 . Но все это, по-видимому, продукты экзегетического искусства. Вернее всего представлять, что Моисей и не заботился особенно о точном согласовании нового закона о десятинах с требованиями обычного права, надеясь, что сама жизнь, под руководством богоучрежденной иерархии, выработает нормы, благотворные для теократического строя Израиля. При таком положении дела, ясно, что рассматриваемое место Малахии нельзя толковать посредством простой справки в законодательстве. Несомненно, что Малахия, упрекая иудеев в невзносе десятины, опирался на какое-либо требование одного из приведенных законов. Но чтобы решить, какой именно закон он имел в виду, надо обратить внимание на позднейшую иудейскую практику этого дела. На эту практику мы имеем два довольно подробных указания, – одно относительно времени значительно раннейшего Малахии, из царствования Езекии (724–696 г. до Р. Хр.) 1903 , а другое немного позднее, из времени Неемии 1904 . По-видимому, в практике Езекиина времени мы видим соединение постановлений книг Левит и Числа, с одной стороны, и Второзакония, с другой. Но все-таки уже о пиршествах при храме самих приносителей говорятся очень глухо, и главная цель десятины полагается в том, чтобы «давать определенное содержание священникам и левитам, чтобы они держались закона Господня», т. е. могли отправлять храмовые службы. Гораздо важнее для нас по близости к Малахиину времени свидетельство книги Неемии. Отсюда мы видим, что десятина предназначалась для содержания левитов и удовлетворения богослужебных нужд: «узнал я, говорит Неемия, что части левитов не отдаются им, и что разбежались левиты и певцы, делавшие свое дело...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010