Органический, т. е. глубоко реальный характер т.н. натуральных мифов, независимо от специально биологического смысла, был вскрыт исследованиями таких ученых, как Фрацер, Баудиссин, Зелинский и др. Сказанное отнюдь не колеблет абсолютной истины христианства. Конечно, безусловно прав Н. Арсеньев, говоря, что этический образ «однажды добровольно отдавшего себя на смерть ради людей Иисуса... неумирающего уже во веки – Я есмь первый и живый и был мертв и се жив во веки веков ( Апок. 1:17–18 ); Христос, воскресший из мертвых уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти, говорит Апостол Павел, ( Рим. 6:9–10 ) – Иисуса, добровольного страдальца, полного самоотверженной любви и сознательного подвига, победившего силу смерти, ничего общего не имеет с натуралистическим образом подневольно и периодически умирающего, закованного в роковой круг природной необходимости жертвы и раба этого круговорота». 48 Натуралистический и антропологический мифы качественно отличаются от супранатуралистического мифа христианства, которому одному принадлежит абсолютная реальность и вместе с тем абсолютная истина. Однако, у всех трех все же есть общее, что резкой и непреходимой гранью отделяет их от выдумки (или гипотезы). Общее это – необходимость и реализм. Превосходно характеризует проф. Алексей Введенский тип реальности языческого мифа. «Мифологическое сознание стоит здесь на стихийной основе, оно ещё не поднялось до сознания форм и начал существования чисто человеческого, хотя уже и тяготеет к ним и, наконец, уже ясно различает в телесности заживляющее её животное начало (движущий и управляющий жизненным процессом вегетативный принцип «душу живу») и вот ещё, не оторвав окончательно своих созданий от стихийной основы и некритически смешивая в них разнородные черты, оно лишь выделяет и подчеркивает в них одну, более знакомую и близкую – принцип движения, воплощенный в живом ( животном на той ступени развития), хотя без о бразном и потому безобр а зном теле». 49 4-я глава Догмат составляет как бы костяк, без которого и миф и культ представляли бы бесформенную массу, ничего не выражающую и потому в религиозном смысле фактически не сущую.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Но между ними лежит вся история Ветхого Завета – прошлое, от которого невозможно отделять Ту, Которая стала Матерью Божией. Она была избрана для этой единственной и исключительной роли в деле Боговоплощения; однако избрание это следует за целым рядом других избраний, которые оно завершило и которыми оно было подготовлено. Не напрасно Православная Церковь в своих богослужебных текстах именует Давида «богоотцом» и этот же термин применяет к Иоакиму и Анне: «святые праведные богоотцы». Римско-католический догмат о непорочном зачатии нарушает это непрерывное преемство ветхозаветной святости, венчаемое в момент благовещения, когда Дух Святой, сошедший на Деву, соделал Ее способной воспринять во чреве Своем Слово Отчее. Православная Церковь не признает такого исключения Пресвятой Девы из всего остального падшего человечества, такой «привилегии», которая делает Ее, ради будущих заслуг Ее Сына, искупленной до того, как совершился подвиг искупления. Мы почитаем Матерь Божию превыше всякой твари не за привилегию, якобы полученную Ею в момент зачатия Ее родителями. Она была свята и чиста от всякого греха уже во чреве матери, однако эта святость не выделяет Ее еще из остального ветхозаветного человечества. Состояние Ее в момент благовещения не было тождественным состоянию Евы до грехопадения. Первая Ева , ставшая «матерью всех живущих», приклонила слух к словам искусителя, будучи в райском состоянии, состоянии безгрешного человечества. Вторая же Ева, избранная стать Матерью Божией, услышала слова ангела, будучи в состоянии человечества падшего. Потому это исключительное избрание не выделяет Ее из остального человечества, не отделяет Ее от всех Ее прародителей и собратьев, святых или грешников, все лучшее которых Она являет. Как и другие люди, как и святой Иоанн Предтеча, зачатие и рождество которого также празднует Церковь , Пресвятая Дева родилась под знаком первородного греха и вместе со всеми несла общую ответственность за грехопадение. Однако грех никогда не смог осуществиться, актуализироваться в Ее личности; пагубное наследие греха было не властно над Ее праведной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Но между ними лежит вся история Ветхого Завета – прошлое, от которого невозможно отделять Ту, Которая стала Матерью Божией. Она была избрана для этой единственной и исключительной роли в деле Боговоплощения; однако избрание это следует за целым рядом других избраний, которые оно завершило и которыми оно было подготовлено. Не напрасно Православная Церковь в своих богослужебных текстах именует Давида «богоотцом» и этот же термин применяет к Иоакиму и Анне: «святые праведные богоотцы». Римско-католический догмат о непорочном зачатии, по-видимому, нарушает это непрерывное преемство ветхозаветной святости, завершающееся в момент Благовещения, когда Дух Святой, сошедший на Деву, сделал Ее способной воспринять во чреве Своем Слово Отчее. Православная Церковь не признает такого исключения Пресвятой Девы из всего остального падшего человечества, такой «привилегии», которая делает Ее, ради будущих заслуг Ее Сына, искупленной до того, как совершился подвиг Искупления. Мы почитаем Матерь Божию превыше всякой твари не за привилегию, якобы полученную Ею в момент зачатия Ее родителями. Она была свята и чиста от всякого греха уже во чреве матери, однако эта святость не выделяет Ее еще из остального человечества до Христа. Состояние Ее в момент Благовещения не было аналогичным состоянию Евы до грехопадения. Первая Ева , ставшая «матерью всех живущих», преклонила слух к словам искусителя, будучи в райском состоянии, состоянии безгрешного человечества. Вторая же Ева, избранная стать Матерью Божией, услышала слова ангела, будучи в состоянии человечества падшего. Поэтому это исключительное избрание не выделяет Ее из остального человечества, не отделяет Ее от всех Ее прародителей и собратьев, святых или грешников, для которых Она представляет все лучшее, что было у них. Как и другие люди, как и святой Иоанн Предтеча, зачатие и рождество которого также празднует Церковь , Пресвятая Дева родилась под законом первородного греха и вместе со всеми несла общую ответственность за грехопадение. Однако грех никогда не смог осуществиться в Ее личности; пагубное наследие греха было не властно над Ее праведной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Левашово. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения в Левашово Ярославской области. Уже в грамоте Ивана Грозного отмечено существование в селе холодной Никольской церкви и теплой в честь Иоанна Златоуста. Ныне существующий храм выстроен в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов, сложившемуся на Русском Севере в 17 веке, а в 18 веке распространившемуся сначала в костромском и суздальском краях, а затем и по всей России. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала 19 века и высокая позднебарочная колокольня. Н. С. Борисов " Окрестности Ярославля " , изд-во Искусство. - Москва, 1984 Церковь в Левашове - яркий и выразительный пример архаизирующей архитектуры конца 18 века. Построенная в правление Екатерины II, она выделяется большим четвериком с пятью огромными луковицами - типичными маркерами ярославской школы. От ярославской традиции, впрочем, храм отделяет двустолпная конструкция (ярославские храмы обычно имеют четыре столпа), но здесь она вполне объясняется принадлежностью к бывшей Костромской губернии, где двустолпные храмы как раз вполне типичны. Декор в целом выдержан в духе узорочья, то есть левашовский храм подчёркнуто старомоден, его архитектура - некая попытка противостоять победному шествию барокко, столичные формы которого к тому времени уже просочились даже в ярославскую строительную традицию, но не встретили понимания среди консервативно настроенных заказчиков. Но любопытно, насколько гармонично основной пятиглавый объём сочетается с колокольней. Она лишь незначительно моложе главного четверика, но уже всецело принадлежит стилистике перехода от барокко к классицизму. Старинное село Левашово, что расположено между Ярославлем и Костромой, известно с середины XVI века. И связано оно с царём Иваном Грозным. По крайней мере, в 1566 году государь издал жалованную грамоту, согласно которой Левашово со всеми окрестными деревнями и пустошами передавалось мужскому Спасскому монастырю Ярославля. В ведении этой обители село находилось почти два столетия. В этой грамоте также упоминались левашовские церкви в честь Иоанна Златоуста (тёплая) и Николая Чудотворца (холодная). Что же касается Воскресенского храма, о котором пойдёт речь, то его возвели в 1779 году. Средства на строительство собирали сами прихожане. Тогда в церкви организовали четыре престола - собственно, Воскресения Христова, Святителя Николая Чудотворца, Святой Троицы Живоначальной и Святителя Димитрия Ростовского. Строили её в северных традициях, которые к тому времени стали очень популярны в Костроме и Суздале, а затем, как отмечают специалисты, и по всей России.

http://sobory.ru/article/?object=00642

Слева направо: Василий Дворцов, помощник Издательского совета иеромонах Макарий (Комогоров) и лауреат Патриаршей литературной премии-2019 Дмитрий Володихин. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, июнь 2019      - Писательство на Руси и было, и есть – хлеб если не горький, то с горчинкой; об этом говорит, например, псевдоним основателя пролетарской литературы, теоретика социалистического реализма. Какие черты советской литературы, на ваш взгляд, сделались сегодня «родимыми пятнами прошлого» для литературы современной? - Горький, Скиталец, Приблудный, Голодный, Бедный… Соцреализм начинался с дерзких босяков, а завершился последней старушкой в последней избушке. Но, понятно, главное-то в нём – не на концах, а в период величия – с 30-х по 60-е годы, эпоху создания и расцвета его собственного, такого вот чисто социалистического эпоса. В прозе и поэзии, в литературной критике, в исторических романах и научной фантастике главный герой – человек труда, подвижник сверхидеи «общего дела», её безоглядный созидатель и защитник. Подчеркну: труда для всех, созидатель для всех, защитник всех. В тот советский период нашей русской литературой, как никогда и нигде, человек был исследован, рассмотрен, осмыслен и прочувствован именно как человек общественный, как не изымаемая, не выделяемая и, тем более, не отделяемая сущностная часть социума. Что есть правда о человеке, большая правда. Но, конечно же, не вся. Как философы, рассуждая о личности, после Платона уже не могут не учитывать самобытие социума, организованного в государство, так и русские писатели после великого соцреализма не смогут сочинять героя вне «общего дела». Однако, что уже сделано, то сделано, и сегодня на нас возлагается следующая задача: найти, обосновать новую точку обозрения, дать новое понимание и суждение о человеке – мы должны продолжить правду о человеке, и, прежде всего, правду о человеке веры. Человеке – стяжателе Святага Духа. Как мученичеством, так и праведностью. - Странно в Отечестве получается: стоит выйти из времён идеологической несвободы, как тут же наступают времена несвободы какой-то иной – например, социально-финансовой. Что же лучше для человека, душевное или осязаемое? Когда ему лучше, при каком присмотре властей, и за чем именно?

http://pravoslavie.ru/122187.html

Настоятелем прихода является митрофорный протоиерей Герман Фальтермайер. Он является членом епархиального совета Берлинской и Германской епархии РПЦ МП. Второй священник храма — иерей Виктор Яким, ответственный за духовное окормление казаков в Германии. К храму приписан протодьякон Ириникий Шультен, окончивший теологический факультет Гейдельбергского университета. Адрес: церковь Святых Константина и Елены, Maria-Ablass -Platz 14, 50668 Кёльн. Описание [ править править код ] Внутреннее убранство храма Крыша церкви покрыта пластинами тёмного глинистого сланца. На коньке выделяется небольшая храмовая башенка. Крыша трёхпролётная, перекрывающая крестообразные внутренние своды. Южная внешняя стена церкви гладко оштукатурена в белый цвет и не имеет окон. Эта сторона не видна с проезжей части улицы. Дневное освещение проникает внутрь через три готических окна с северной стороны. Меньшие окна восточной стороны освещают алтарь и ризницу. Западный простой входной портал со ступенями сохранился с эпохи возрождения (1687 год). Планировка внутреннего пространства остаётся неизменным уже сотни лет, за исключением престола. А вот размещение церковной мебели приспособлено к проведению православных богослужений. Каждое из больших окон церкви освещает одну из её частей: алтарь, место молитвы и притвор. У церкви нет места для вестибюля, поэтому она начинается с притвора, в котором размещается церковная лавка и место для трапезы. Только в углу имеется небольшая вешался для верхней одежды. Туалета в церкви нет. На стенах притвора до сих пор размещены эпитафии, оставшиеся, как предполагается, от итальянской церковной общины, занимавшей помещение до прихода сюда русской православной церкви. Здесь же висит информационная таблица на немецком языке, повествующая об истории церкви. У окна стоит купель, доставшаяся православным по наследству от католиков. Она была приобретена в 1615 году. В притворе установлено несколько аналоев с православными иконами. Притвор отделяется от помещения для молитвы фигурной кованой железной решёткой, закрываемой на замок во время отсутствия богослужений.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_cвятых_Ко...

В «Лекциях по пастырскому богословию» отец Иоанн, всесторонне излагая святоотеческое учение о пастырстве, в то же время выделяет его педагогический аспект. При этом он отмечает, что личные качества пастыря-наставника, его личный пример столь важны для воспитания, что все святые отцы уделяют особое внимание этим вопросам. Отдельные начала воспитания поучению святых Апостолов. Средствами воспитания, по учению святых Апостолов, должны служить: учение, обличение, исправление и наставление, причем, эти средства не должны раздражать учеников (235, с. 55?). Отцы , говорит Апостол, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ). Источник воспитания – Священное Писание. Вне Богооткровенного учения, а, следовательно, вне Церкви Христовой, правильно поставить воспитание невозможно. Воспитание должно начинаться с веры, а вера постепенно должна обнаруживаться в делах. Учение должно быть направлено к тому, чтобы дети познали, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим. 12, 2 ) и научились исполнять эту волю. Воспитание, таким образом, не должно быть отделяемо от учения. Истинный воспитатель должен быть образцом для воспитываемых. Только о языческих наставниках Апостол говорил: Ты учишь других, а не учишь себя самого; проповедуешь не красть, а сам крадешь (Рим, 2, 21). Отношения между учителем и его учениками должны быть основаны на любви. Наставники должны быть мудрыми в применении воспитательных мер: детей питать детскою пищей, взрослым преподавать возвышенные истины. Ставя общую для всех цель воспитания, Апостолы признают важным сохранение индивидуальных особенностей воспитанников. Хотя все люди составляют одно «во Христе Иисусе», но  «дары их различны». Говоря о  семейном воспитании , Апостолы пишут, что дети должны повиноваться своим родителям. Побуждением к этому должны быть не страх перед наказанием и не своекорыстные расчеты, а сердечная любовь и страх Божий. Дети, повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет ( Евр. 13, 17 ). Почитай отца своего и мать; это – первая заповедь с обетованием, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф, 6, 2). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо сие благоугодно Господу ( Кол. 3, 20 ). Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу (1 Тим, 5, 4).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Итак, пусть никто не отделяет себя от соборного прославления Бога и пусть никто не подумает, что его славословие Богу в отрыве от всех и в самоизоляции лучше славословия Богу в единстве и целостности всех верующих. Неправда, что один член [будто бы] теряется во множестве, так что его голос пред Богом [якобы] не слышен. Не творит ли рука свое дело лучше всего, если неразрывно связана она с телом? А равно и каждый член тела? То же самое совершается и с каждым верующим. Если молится он в Церкви и с Церковью (хотя бы и в пустыне обитал он, все равно способен он молиться с Церковью и в Церкви), не обособляя себя от Церкви, то пред Богом его лучше и слышно, и видно. Его душа находит многократный отклик в душах прочих верующих, так что он гораздо отчетливее выделяется и распознаётся в своей молитве, будучи сплочен с телом Церкви, нежели вне этой связи. О Господи Иисусе, лишь благодаря Тебе, в Тебе и чрез Тебя можем мы славить Бога. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь. 20 ноября 1. Преп. Григорий Декаполит . Родился в Декаполе Исаврийском, в семье благочестивой и знатной. [Его] отца [звали] Сергий, а мать – Мария. Когда окончил он курс школьных наук, родители захотели его женить, но он убежал в пустыню и принял монашество. Жил в разных местах, как-то: в Византии, в Риме, на горе Олимпийской. Но где бы ни пребывал, всюду удивлял людей своими подвигами и чудесами. Порой озарял его небесный свет; [бывало, что] являлись ему Божии Ангелы. Взирал он на ангельскую красоту и слушал их умилительное пение. Пожил он долго и богоугодно и скончался в IX столетии в Царьграде, душой преставившись в радость Господа своего. 2. Св. Прокл, патриарх Цареградский . Ученик святителя Иоанна Златоустог о. В 426 году рукоположен во епископа Кизического, а в 435 году избран на кафедру патриарха Цареградского. Управлял Божией Церковью как мудрый архиерей. В период его архипастырства произошли два знаменательных события. Во-первых, по желанию царя и патриарха из Коман в Царьград были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Полное освящение храма совершается и после его значительной перестройки, либо в случае таких изменений в алтаре, которые связаны с передвижением престола, а также в случае осквернения церкви еретиками.    При перестройке или ремонте храма, не связанных с передвижением престола, и в случае осквернения церкви пролитием крови или какой-либо нечистотой, совершается малое освящение с окроплением церкви святою водой.    В самом храме, месте святом, особым священным значением выделяется алтарь. В нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в восточной части храма. Самое священное место алтаря — престол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это — иконостас). Иконы являются не только украшением храма, а, прежде всего, святыней, предметом религиозного почитания. Иконописание подлежит церковной регламентации.    В соответствии с 82 правилом Трулльского Собора запрещается изображение Спасителя в символическом образе агнца: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый, Агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца; да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира».    Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца. В нем осуждается вообще применение ветхозаветных «образов и сеней» для изображения «новой благодати», Московский Собор 1667 г. запретил изображать Бога Саваофа в виде старца «ветхого денми», по видению пророка Иезекииля. Основанием для этого послужил следующий довод: Бог Отец не может быть антропоморфирован, так как Он не воплощался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Это совершенно верно. отбрасывается). Из параллельных чтений обеих мисс бросается в глаза та особенность (стр. 275), что у старокатоликов связь между священником и паствой выражается очень ясно, рельефно (где у латинян confiteor, mea culpa, у старокатоликов: исповедуемся, мы исповедуем нашу вину). Священник (у старокатоликов) говорит и за себя и за слушателей, и от себя и от них вместе. Этим выражается, подтверждается то родственное единство, которое должно между ними существовать, пастырь с пасомыми должны быть едино. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания. Именно нарушение этой необходимой связи, этого родства и привело западную церковь к папскому самовластию, и к рабскому подчинению пасомых – пастырю. В этом деле, как и вообще во всех делах римской церкви, всё шло строго логично, именно по-римски, т. е. строго-юридически: папа мало-помалу, но неуклонно отделяется от своих со-патриархов и захватывает привилегированное положение. В начале он еще подчиняется Византийским Императорам, но за тем вступает в разные выгодные для него политические комбинации; с помощью Франков он освобождается от Лонгобардов; от Франков же он получает и мирскую власть, а за тем, оперившись, отрастив и обострив свои когти, становится царем царей, распорядителем их судеб. Вместе с этим папа постепенно увеличивает свою армию, клир, белое и черное духовенство. Он дает клиру привилегированное положение и выделяет его из мира; безбрачие становится гранью между священником и прихожанами, у римско-католического священника нет семейства, этой главной связи между отдельным лицом и государством, миром; священник уже не подобен своим пасомым, он стал их духовным «начальством» – как и сам папа стал духовным и мирским начальством императоров и королей. Священник может причащаться тела и крови Спасителя, у мирян – чаша отнимается (по средневековым понятиям, кровь элемент высший, более духовный нежели тело. Мирянин не достоин крови, ему довольно и тела). Эта же самая мысль – выделения клира из среды мирян, их разобщения, превращения клира в особняком стоящее начальство, мысль ложная и противо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010