Под откормленным теленком следует понимать Самого Иисуса Христа, Который отдал Себя на заклание ради очищения грешников от греха. Покаялся Петр, который трижды отрекся от Господа и плакал горько в покаянии ( Мф.26:75 ). Покаялся Павел, который жестоко гнал Церковь апостольскую, покаялся, опомнился, крестился, просветился и стал великим апостолом Христа, положившим даже душу свою за Господа своего. Если бы не оставил нам благой Господь покаяние для спасения, кто бы мог спастись? Без покаяния и двенадцать апостолов не спаслись бы, что же говорить о других рабах и слугах. Поэтому, братья, примите покаяние как спасительное лекарство, которое исцеляет от всякого падения, всякой немощи, всякого колебания. И если согрешит кто-нибудь из вас, то вы, кто сильнее в вере, будьте врачами им, а не судьями, пропишите им лекарство, святое покаяние, которое оставил Господь для спасения грешников. И никто да не стыдится покаяния, ибо такой стыд – безумие, тот, кто стыдится покаянно воскликнуть Господу: «Прости, Отче!» – и людям: «Простите, братья», тот стыдится жизни вечной. А кто стыдится жизни вечной, тот стыдится Самого Господа, Дарителя и Властителя жизни вечной. Кто постыдится Господа, того и Господь постыдится на небесах в День судный пред всеми Своими святыми Ангелами. Могут ли грешники покаяться после смерти? Не могут. Только на этом свете людям дан выбор или быть рабами Христовыми, или слугами сатаны. После смерти каждый будет рядом с тем, кого избрал при жизни. Господь Иисус Христос сказал Своим рабам: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет ( Ин.12:26 ). Слышали вы из светлейших уст и такое слово: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках ( Лк.15:7 ). Видите ли вы, как небеса радуются тому, чему радуется всякое чистое сердце и на земле! Се Господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример. Некто из фарисеев позвал Господа на трапезу ( Лк.7:36 ). И милосердный Господь принял приглашение, не заботясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, он причислял к ним и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно, и трапеза шла обычным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Удивительна, братья-христиане, быстрота уверения доброго Нафанаила, который, только увидев Господа, сразу стал истинно верующим: действительно, кто, зная неверие израильского народа, не удивится такому быстрому исповеданию веры Нафанаилом? Евангелист Иоанн, говоря о неверии иудеев, пишет, что даже братья Его не веровали в Него 1 . Итак, не удивительно ли это: сродники Господа, общавшиеся с Ним ежедневно и видевшие столько чудес, и ими научаемые – не верят, а Нафанаил, который видит Господа лишь несколько мгновений, не удостоенный никакого чуда, тотчас же, моментально уверовал? Кто научил его? Кто известил его о том, что перед ним – Сам Спаситель? Наше недоумение разрешают слова Спасителя, сказанные Им при приближении к Нему Нафанаила. Да! Эти слова дают нам полное разрешение недоумения: эти слова называют Нафанаила бесхитростным, то есть подлинным израильтянином 2 , благим и благорасположенным к принятию слова Божия. Эти самые добродетели подлинного израильтянина и послужили теми инструментами, которые пробудили душу Нафанаила и открыли её очам достоинство Господа нашего Иисуса Христа. Итак, благое сердце зрит Бога и обнаруживает Его там, где сердце лукавое не может увидеть Его даже при Его явлении и познать Его даже при Его присутствии. Провидя это, пророк Исаия в Духе Божием произнес: «имеют очи, и не видят, имеют уши, и не слышат» 3 , ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их 4 . Итак, ясно, что неверие есть порождение развращенной души и лукавого сердца, поскольку бесхитростное и доброе сердце везде обнаруживает Бога, везде узнаёт Его и всегда твердо верит в Его существование. Человек с добрым сердцем, когда обращается к миру природы: к небу, земле, морю и ко всему, что находится в них, когда рассматривает бесчисленное количество небесных звёзд, неисчислимое множество птиц и четвероногих и все виды животных земли, разнообразие её растительного мира, изобилие морских рыб, поражённый Божественным вездеприсутствием, восклицает с пророком Давидом: Как возвеличились 5 дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро 6 . Такой человек, движимый своим добрым сердцем, открывает Бога и в благодатном мире Церкви, от которой лукавый отстоит далече. Добрый сердцем верит в Церковь , удивляется её духовному устроению, обнаруживает Бога в Таинствах, в высоте богословия, во свете Божественных откровений, в вероучительных истинах, в повелениях Закона, в славе святых, в каждом благом деле, во всяком даре совершенне и вообще во всей твари. Значит, справедливо и Господь сказал в Своих блаженствах о тех, кто имеет благое сердце: «Блаженны добрые сердцем 7 , так как они Бога узрят», и было бы весьма справедливо, чтобы они были удостоены зрения Бога, если они уже, как на картине, обнаруживают Его в Его творениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Слушая молитвы и песнопения, которые проникновенно звучат сегодня в храме, постараемся понять и ответить на вопрос: для чего мы живем на земле? Кто мы – славнии ученицы или злочестивые иуды? Так хочется тут воскликнуть: «Мы – верные, мы любим Господа! Разве можно нас сравнивать с Иудой?!» Но посмотрите, братья и сестры, на мысли и дела наши, которые изобиличают в нас и иудино сребролюбие, и иудино тщеславие, стремление прославиться, занять почетное место в человеческом обществе, и иудино маловерие. Кто из нас, современных христиан, готов жизнь отдать ради Христа?! а ведь славные ученики Господа, подавляющее большинство их, именно так, претерпев мученическую кончину, завершили свой земной путь. Да, сейчас другое время. По милости Божией, Церковь Христова не подвергается гонениям, как в первые века христианства. Никто не требует от нас смерти для подтверждения веры. Современные гонения иные – не физические, а нравственные. Гонителями веры нашей выступают собственные соблазны, страсти, искушения плоти. Ради временного, земного удовольствия мы добровольно отказываемся от соблюдения заповедей Божиих, от радости Богообщения и, самое страшное, от Святого Причастия! Увлекаясь суетными заботами и каждодневными проблемами, оттягиваем, откладываем на потом и исповедь, и причастие. Оправдываем себя, дескать, мы сейчас не готовы, а на самом-то деле, стыдно сказать, нам просто лень потрудиться для Господа, не хотим молиться, не желаем поститься, не стремимся очиститься от грехов своих. Мы свыклись со своими грехами, постепенно подчинились им, и вот уже не мы главенствуем над ними, а они над нами! Так разве это не предательство Господа нашего, не отдаление от Него?! Господь Иисус Христос Кровью Своей, излитой на кресте за спасение человеческого рода, даровал нам надежду и возможность наследовать жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. …Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:16, 18 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Но, если опять впадет в те же или подобные грехи, – то наказание ему уже усугубляется, удваивается и утраивается за то, что отвергнул благодать Божию и явился неблагодарным к Богу Благодетелю. Итак, видите, братья, сколь великого дара удостоен был расслабленный, упоминаемый в читанном ныне Евангелии: ему прощены все грехи его, бывшие причиной его болезни, он исцелел и от самой болезни, примирен с Богом, со своей совестью, и, как надобно полагать, уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия, сделался христианином, чадом Христовым и наследником Небесного Царствия. Видите, какого великого дара Божия удостаиваются за свою веру кающиеся грешники. Да сподобимся и мы, братья, от Господа великой Его милости – прощения всех грехов наших и будущего всеблаженного наследия Его, и радости со святыми. Аминь. 3. Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице Приступиста к Нему два слепца, и глагола има Иисус: веруете ли, яко могу сие сотворити? Глаголаста Ему: ей, Господи. Тогда прикоснуся очию их, глаголя: по вере ваю буди вама ( Мф.9:28–29 ). Какая изумительная сила веры в Господа! По одной вере в Его всемогущество два слепца мгновенно получают прозрение. Об этом читано было сегодня в Евангелии. Повторим, что в нем говорится. «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» ( Мф.9:27–31 ). Итак, повторяю: какая сила веры! Какое драгоценное сокровище – искренняя, твердая и несомненная вера во Христа, если через нее можно получить всякие блага от Источника Приснотекущего всех благ – Господа Бога! В самом деле, кто из нас не получал от Господа, если только он приступал к Нему с искренней верой и искренним покаянием, – всякие блага душевные и телесные, – и при том в один день многократно? Христиане, живущие всегда по вере и во всяких нуждах привыкшие обращаться к Господу, громко свидетельствуют, что по вере их Господь совершает для них, в их внутреннем мире, а нередко и вне их – бесчисленные чудеса Своей благости и силы, что они переставляют горы Божией благодатью, не горы земные, хотя и они повинуются верующему, – но горы скорбей и прилогов вражьих, налегающих на душу, – что они врачуют ею свои немощи душевные и телесные, побеждают страсти, очищаются от скверны грехов, получают нравственные силы, которых прежде не имели, совершают всякую правду. Но если такое благо для человека есть вера, то отчего не все ею обладают; отчего не все стараются стяжать это сокровище, дражайшее всех земных сокровищ? Отчего больше встречается неверующих, чем верующих? Ведь Бог нелицеприятен и готов всем расточать Свои сокровища, всем, усердно желающим и ищущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Изобразивши последние страшные времена во дни антихриста, апостол успокаивает Солунян и говорит: за вашу же непоколебую веру, за вашу христианскую любовь между собой и к другим церквам нам, т. е. апостолу и всем его сотрудникам, потрудившимся в насаждении веры среди Солунян, остается только благодарить Бога, ибо Он к вам проявил особенную любовь, избравши вас, по своему Божественному предведению ко спасению, освятивши Духом Святым и истинной верой, т. е. чрез истинную веру во Христа Спасителя вы удостоились освящения от Духа Святого и получения спасения. 14 ст. К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. К достижению этого-то спасения Солуняне и призваны чрез наше благовествование, чтобы вам быть участниками славы Господа нашего Иисуса Христа. 15 ст. Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. Итак вам, братие, остается только твердо и непоколебимо держаться божественного учения, которое мы вам благовествовали, и в чистоте и неповрежденности содержать все, что мы говорили вам изустно в разъяснение этого божественного учения и чему мы вас научали в посланиях наших. 16 ст. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 ст. да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. В деле же достижения спасения и сохранения в чистоте и неповрежденности Евангельского учения надежду свою более всего должно возложить на Господа нашего Иисуса Христа Бога нашего и Отца, Который только Один может утешить и успокоить ваши сердца, встревоженные и гонениями и слухами о скорости пришествия Господа и утвердить вас в истине так, чтобы и слово и дело у вас не расходились. Глава 3-я 1 ст. Итак молитесь за нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас. Наконец, апостол просит молитвы о себе, о том, чтобы Евангельское благовествование распространялось везде и всюду так же успешно, как среди Солунян, и все бы прославляли его, т е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

чрез Евангельское учение ставши другими, возрожденными, прославляли бы Евангельское учение за это великое воздействие на людей, 2 ст. И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Просит апостол Солунян о том, чтобы они помолились об избавлении апостола от нападок злых, беспорядочных людей, которые своими кознями против апостола и лукавыми выходками и действиями мешали свободному и успешному распространению слова Божия среди людей, как было в Коринфе, откуда он писал это послание. Ибо не во всех вера. Апостол как бы так заканчивает свою мысль: что же делать, не всем дано уверовать во Христа, вера не есть удел всех, многие не веруют, потому что не хотят веровать. 3 ст. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Но Господь Бог, призвавший вас ко спасению, Сам утвердит вас в вере и охранит от действий лукавого и даст вам силы противоборствовать ему. 4 ст. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Мы уверены за вас, что вы с помощью Господа исполняете и будете, несомненно, исполнять все то, чему мы вас научили и что заповедали вам совершать. 5 ст. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Молю же Господа, да зажжет Он в сердцах ваших Свою Божественную любовь, которой Он возлюбил мир, да воодушевит сердца ваши примером терпения Христова, принявшего за нас оплевания и позорную смерть. 6 ст. Завещеваем же вам братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принял от нас. В 4 ст. апостол сказал, что я уверен в вас, что все, что мы повелеваем вам, вы исполняете и исполните. А в этом стихе он как бы приводит пример одного из своих повелений: завещаю вам, братья, от имени Самого Господа нашего Иисуса Христа, удаляйтесь от всякого брата, т. е. христианина, который вопреки нашему наставлению и научению как вам жить, вам преподанному, живет и ведет себя не по-христиански, а предается праздной, бездельной, легкомысленной жизни, каковой предаются язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Только рабы праведности (см. Рим. 6:18 ) могут быть счастливы. Счастливы лишь те, кто отверг дела тьмы и облекся в оружие света (см. Рим. 13:12 ). Таковы были апостолы. Счастлив не тот, кто воюет за главенство и богатство и когда добьется их, день и ночь сторожит свое злосчастное сокровище, без отдыха, сна и покоя, и наконец, без надежды, но тот счастлив, кто имеет Царство Небесное внутри себя, «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим 14:17 ). Никогда не был счастлив тот, кто украшал себя дорогими камнями и нарядами, счастливы лишь те, кого украшает «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ). Не могут назваться счастливыми те, кто избегает страданий, но счастлив тот, кто радуется страданиям. Не может быть счастлив тот, кто боится смерти, счастлив тот, кто знает, что смерти нет. Когда иудейские старейшины впервые избили апостолов Христовых, апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян. 5:41 ). А о смерти от имени всех пишет один апостол: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:8 ). И затем еще: «Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение» ( Флп. 1:21 ). О дорогие братья, кто не удивится счастью апостолов! Кто не откроет им свою душу, чтобы и она осветилась этим чудесным счастьем! Они не просто были совершенно счастливы среди своих телесных скорбей, они были первооткрывателями счастья на земле. Изобилие счастья заставляло их идти в мир, чтобы делать счастливыми всех людей. Души их трепетали от духовной радости, и они взывали к людям: «Радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю, радуйтесь!» ( Флп. 4:4 ). Нет счастья вне Бога, нет радости вне Господа живого, поэтому апостолы говорили: «Радуйтесь всегда о Господе!» Не ищите и вы, братья, счастья и радость вне Господа. Не просите хлеба у нищих и не ищите воды в сухих колодцах, но просите хлеба небесного у богатого Хозяина неба и земли, и ищите живой воды у Царя и Господина. И никогда ваши души не испытают голода и жажды, бедности, уныния и несчастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010