Если же распоряжаться подобными вещами не дело всех, но тех одних, которые, по испытании, на сие поставлены; то и подаваемое такими людьми распределит поставленный на сие, как заблагорассудит.    Вопрос 188. Как видеться нам с прежними сожителями нашими или с родными, когда приходят они к нам? Ответ. Как показал и научил Господь, когда возвещено Ему было: «Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя» ( Лук. 8, 20 ). Ибо возвестившим с укоризною ответствует, сказав: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Матф.12:48, 50 ).    Вопрос 189. А ежели станут они еще уговаривать нас, желая увести к себе домой; то надобно ли внимать им? Ответ. Если – для созидания веры, то способный идти на сие да будет послан, по сделанном ему испытании. А если для исполнения человеческих обязанностей; то да слышит, что говорит Господь сказавшему: «позволь мне проститься с домашними моими... Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лук. 9, 61–62 ). Если же такой суд произнесен над тем, кто только вознамерился «проститься»: то что надобно сказать о первом?    Вопрос 190. Должно ли жалеть свойственников по плоти, желая их спасения? Ответ. «Рожденный от Духа», по слову Господню ( Иоан.3, 8 ), и получивший право стать чадом Божиим ( Ин.1, 12 ), стыдится родства по плоти, признает же своими близких по вере, засвидетельствованных Господом, Который сказал: « матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лук.8, 21 ). И таковой человек пусть жалеет всех, удаляющихся от Господа, – и сродников по плоти так же, как и всех. Если же кто, будучи к ним несколько более пристрастен, думает своему пристрастию найти защитника в Апостол, который говорит: «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9, 3 ); то пусть таковой из последующего узнает, что Апостол чтит не плотское родство, но Израиля и преимущества, данные ему от Бога, – не потому, что израильтяне были ему сродниками, но потому, что сродники его по плоти были Израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

— Не придут сегодня, чадо, они ведь и так уже опоздали. — Нет–нет, — отвечал тот, — придут непременно. И с этими словами он почил. Когда старец увидел это, он стал плакать и сказал: — Горе мне, чадо! Много лет я здесь живу в нерадении, а ты в короткий срок одним терпением спас свою душу. И с тех пор он образумился и стал опытным монахом. Братья, ученики не должны быть непослушными и прекословить своим учителям о Господе, но должны выказывать всевозможное смирение пред Богом и людьми. Если же случится так, что воспитатель на словах учит добродетели, а на деле о ней небрежет, то не дадим сатане развратить нашу душу по одной лишь этой причине. Вспомним Того, Кто сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф 23. 1—4). И апостол Петр призывает нас: «Повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет 2. 18—23). Есть у вас, братья, и другой пример смирения — пророк Самуил: он не возвысил своего сердца перед священником Илией, даже когда услышал о нем столь грозные слова Божий, но смиренно оставался у него в послушании (1 Цар 3. 1—21). Любезные братья, станем достойными нашего спасения! На любые слова, какие бы мы ни услышали, будем готовы ответить покаянием, особенно если это слова того, кто поставлен над нами от Господа. Как вода тушит огонь, так покаяние гасит гнев и укрощает дух. Пусть будет тебе примером пятидесятник, пришедший к Илии: своим смирением он умилостивил пророка — спасся сам и все, кто был с ним (4 Цар 1. 9—15).

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

3 . Авву Аммона спросили, что такое тесный и скорбный путь. – Тесный и скорбный путь, – сказал он в ответ, – это понуждать свои помыслы и отсекать ради Господа свою волю. Это и означают слова: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф 19. 27 ). 4 . Авва Иоанн рассказывал, что авва Анув, авва Пимен и пятеро других были на самом деле братьями по плоти и поначалу жили в Скиту. Но после того, как Скит был опустошен мазиками (варварами), – они удалились оттуда и пришли в одно место, которое называлось Теремуфин. На том месте было капище. Они вошли в него и некоторое время оставались там, пока не решили, куда им идти. Авва Анув был старшим над остальными. Он сказал авве Пимену: – Сотвори любовь ты и твои братья: пусть каждый из нас хранит безмолвие. Эту неделю не будем разговаривать друг с другом. Авва Пимен ответил: – Как скажешь, так и сделаем. Так они и сделали. А там был каменный истукан. Каждое утро авва Анув кидал камни ему в лицо и каждый вечер говорил ему: «Прости меня». Так он делал всю неделю. В субботу они сошлись вместе. Авва Пимен спросил авву Анува: – Авва, я видел, как ты всю эту неделю кидал истукану камни в лицо, а потом клал ему поклоны. Скажи мне, разве так делает верующий человек? – Я делал это для вас, – ответил старец. – Вы не видели: когда я кидал камни в лицо истукану, он заговорил или разгневался? – Нет, – ответил авва Пимен. – А когда я клал ему поклон, – спросил старец, – разве он возмутился или сказал: «Не прощаю»? – Нет, – сказал тот. – Вот так и мы, братья, – сказал старец. – Если хотите, чтобы мы жили вместе, мы должны стать как этот истукан: оскорбляют ли его или хвалят – его это не смущает. А если вы такими быть не хотите, что ж. В этом храме четыре двери – каждый из вас пусть идет куда хочет. На это братья пали на землю и сказали ему: – Как хочешь, отче, так и сделаем и будем слушать то, что нам скажешь. «И всю свою жизнь, – рассказывал авва Пимен, – мы жили друг с другом и подвизались по слову старца, как он нам сказал. Одного из нас он назначил экономом, и мы ели то, что он нам положит. Но чтобы кто-то из нас сказал: принеси, мол, нам что-то другое или что мы-де хотим это – такого и быть не могло. И всю нашу жизнь мы провели в спокойствии и мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Пришло время, когда старец обычно уходил, и он говорит ученику: – Не придут сегодня, чадо, они ведь и так уже опоздали. – Нет-нет, – отвечал тот, – придут непременно. И с этими словами он почил. Когда старец увидел это, он стал плакать и сказал: – Горе мне, чадо! Много лет я здесь живу в нерадении, а ты в короткий срок одним терпением спас свою душу. И с тех пор он образумился и стал опытным монахом. 2. Из святого Ефрема Братья, ученики не должны быть непослушными и прекословить своим учителям о Господе, но должны выказывать всевозможное смирение пред Богом и людьми. Если же случится так, что воспитатель на словах учит добродетели, а на деле о ней небрежет, то не дадим сатане развратить нашу душу по одной лишь этой причине. Вспомним Того, Кто сказал: «На Моисее-вом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» ( Мф 23. 1–4 ). И апостол Петр призывает нас: «Повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет 2. 18–23 ). Есть у вас, братья, и другой пример смирения – пророк Самуил: он не возвысил своего сердца перед священником Илией, даже когда услышал о нем столь грозные слова Божий, но смиренно оставался у него в послушании ( 1Цар 3. 1–21 ). Любезные братья, станем достойными нашего спасения! На любые слова, какие бы мы ни услышали, будем готовы ответить покаянием, особенно если это слова того, кто поставлен над нами от Господа. Как вода тушит огонь, так покаяние гасит гнев и укрощает дух. Пусть будет тебе примером пятидесятник, пришедший к Илии: своим смирением он умилостивил пророка – спасся сам и все, кто был с ним ( 4Цар 1. 9–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину? Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко-тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью». Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех , тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей. Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Еще вы можете прочитать Вашим дочерям предостережение пророка Исаии еврейским модницам:  И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне. И будут воздыхать и плакать… (Ис.  3 , 16–25), которое со временем вполне подтвердилось. От Господа мир Вам и здравия. Письмо 67 Братству святого пророка Илии, о сеятеле плевел  Вы мне пишете, что к вам пришел молодой человек с некой новой верой. Он опровергает все: Церковь, святых, иконы, кресты, Крестные Славы, а особенно он ополчился против Богородицы. Ходит из дома в дом, из лавки в лавку, бесплатно раздает книги и газеты, в которых написано все, что он проповедует, — хула на православную веру. Говорит, что приехал из Америки, чтобы просвещать вас. Еще утверждает, что все американцы верят так, как он. О том, какую секту представляет, молчит; в том, что он сектант, вы убедились сами. Чтобы не говорить мне, братья, пусть апостол вам скажет. Святой апостол Петр называет таких ложными учителями и пророчествует об их появлении в мире: будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет.  2 , 1). А прозорливый евангелист Иоанн Богослов предостерегает: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, ибо много лжепророков появилось в мире (1 Ин.  4 , 1). А от себя скажу вам, братья: ложны слова его о вере американцев. Ложь то же, что и плевелы, а он сеятель плевел. И в Америке есть Православная Церковь, много храмов, священники и епископы. Это наши православные братья по вере: русские, сербы, болгары, румыны, сирийцы. Когда-то отягощенные мучительным бременем тяжкого труда, а сейчас еще более мучительным — безработицей, они сохранили свою веру и свои души от таких сеятелей. Тогда, потерпев неудачу в Америке, сектанты направили своих агентов на Балканы, чтобы своими окаянными деньгами и бесплатными книгами покупать наши души. Не продались мы туркам, неужели продадимся американским лавочникам? Не в нашем обычае продавать веру за похлебку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Добрый плод души, то есть добро, есть лишь произведение времени после терпеливой и постоянной борьбы против зла. Те же, которые сошлись видеть и слышать Иисуса, не расположены были к такой борьбе, рассудок их не был довольно свободен от влияния страстей, чтобы понимать божественное слово. Изложив это, Иисус добавил: «Никто, зажегши свечу, не покрывают ее сосудом или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Сказал же это Иисус в объяснении притчи ученикам Своим, уже вошедшим в Царствие Божие. Прочие же этого не поняли, и если бы даже Он засветил в них светильник разума, то они затемнили бы его страстями. Но для учеников ничто не должно было оставаться сокрытым. «Итак наблюдайте, – прибавил Иисус, – как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Тем предрекал Он, что у Израиля, превозносившегося своим законом, который был лишь прообразованием царства Божия, отнимется то, что составляет его гордость, тогда как. чада царствия, избранные и покоряющиеся внушениям Святого Духа, постоянно будут возрастать в познании истины и добродетелях до дня, пока не будут увенчаны». В то время, когда говорил Иисус, пришли матерь Его и братья, чтобы с Ним видеться, но, по случаю толпы, не могли к Нему пройти. Некоторые же сказали Ему: «Матерь Твоя и братья Твои стоять вне, желая видеть Тебя». Но Он сказал им в ответ «Матерь Моя и братья 119 Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Иисус, начавши проповедь Свою, оставил все заботы семейная. Единственной заботой Его было рассевать семена слова, семейство же Его составляли все избранные Божии. В один день вошел Иисус с учениками Своими в лодку, приказав переправиться на ту сторону озера, и отправились. Во время плавания их Он уснул. На озере поднялся бурный ветер, лодку заливало волнами, и они были в опасности. Ученики разбудили Его, говоря «Наставник! Наставник! погибаем». Но Он, вставь, запретил ветру, волнение воды прекратилось и сделалась тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Так научитесь из сказанного и вы, братья мои Христиане, почитать вашего Архиерея как своего спасителя и благодетеля. Если вы должны почитать и уважать ваших Священников, как повелевает Сирах: « Всею душею твоею благоговей пред Господом и священников Его чти » , — то насколько более вам следует чтить своего Архиерея? Ведь через него вы имеете Богопознание и благочестие. От него вы получаете все Таинства нашей Веры: Крещение, Миропомазание, Причащение, Брак, Покаяние, Священство и Елеосвящение. Честь и слава, которые вы воздаете ему, восходят к Богу, как говорит божественный Златоуст: «Почтение к Священникам к Владыке всех восходит» . А если к Священникам, то насколько более к Архиереям? Ведь вы находитесь в его руках — и живые, в настоящей жизни, и по смерти, в жизни иной. Благодаря ему вы получаете исцеление от душевных немощей и достигаете вечного спасения. Да, возлюбленные мои братья, малые и большие, священнослужители и миряне, слушайтесь все этого наставника (игумена) и вашего Архиерея, как заповедует вам Павел, потому что и он бодрствует о вашем спасении, как если бы он должен был дать отчет вместо вашего отчета в день Судный, и потому что когда вы подчиняетесь ему, тогда и он с радостью исполнит свое дело, а именно — позаботится о ваших душах: « Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая » . Да, снова и часто я умоляю вас, явите, братья мои, ему всякую сыновнюю покорность как чада послушания , и пусть он будет для вас образом и подобием Бога и Господа нашего Иисуса Христа. И не делайте ничего без его ведома, как и он ничего не должен делать без ведома Бога, как говорят богоносный Игнатий и божественный Златоуст: «Поэтому один из великих древних мужей, Игнатий по имени, украшенный Священством и Мученичеством, в письме к одному Священнику сказал: " Пусть ничего не происходит без твоего ведома, но и ты ничего не делай без ведома Бога " » . Тогда и вы, с его помощью, удостоитесь стать наследниками вечных благ, чего да сподобимся все мы по Благодати Христовой. Аминь.

http://pravoslavie.ru/38079.html

Не будьте, как Содом, который не узнал Ангелов Господа и погиб до века. 2. Ибо я знаю, что вы согрешите, и будете преданы в руки врагов ваших; земля ваша будет опустошена, и святыни ваши разрушены, и вы будете рассеяны на четыре угла земли, и будете в рассеянии унижаемыми, как негодная вода, 3. пока Всевышний не посетит землю, сам пришедши как человек, вкушая и пия с людьми и в молчании сокрушая главу дракона в воде, – сей спасет Израиля и все народы, – Бог, преобразившийся в мужа. 4. Итак, скажите, дети мои, и вы это детям вашим, дабы они не были непокорными ему. 5. Ибо я узнал в скрижалях небесных, что вы, не покоряясь, будете непокорны ему и, поступая нечестиво, будете совершать нечестие против него, внимая не закону Божию, а заповедям человеческим, будучи развращаемы злом. 6. И за это вы будете рассеяны, как Гад и Дан, братья мои, которые не будут знать стран своих, и племени, и языка своего. 7. Но соберет вас Господь в вере ради милосердия своего и ради Авраама, и Исаака, и Иакова. Глава 8 И сказав им это, он заповедал им, говоря: «Погребите меня в Хевроне!» И он умер, почив добрым сном. 2. И исполнили сыновья его, что он заповедал им, и вынесли его в Хеврон, и погребли его вместе с отцами его. Завет Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и Рахили. О целомудрии Глава 1 Список завета Иосифа. Когда пришло ему время умереть, призвав сыновей своих и братьев своих, он сказал им: 2. «Братья мои и дети мои! послушайте Иосифа, возлюбленного Израилем, внемлите словам уст моих. 3. Я видел в жизни своей зависть и смерть и не заблудился, но пребыл в истине Господней. 4. Братья мои сии возненавидели меня, Господь же возлюбил меня; они хотели меня убить, но Бог отцов моих сохранил меня; в колодезь опустили меня, и Всевышний извел меня. 5. Я был продан в рабство, и Владыка всех сделал меня свободным; в плен взят был, и крепкая рука Его помогла мне; голодом был томим, и сам Господь питал меня. 6. Одиноким был, и Бог утешил меня; в немощи был, и Господь посетил меня; в темнице был, и Спаситель облагодетельствовал меня, – в узах, и освободил меня; 7. – в клеветах, и защитил меня, – в горьких словах египтян, и исторг меня, – в зависти бывших со мною рабов, и вознес меня. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Но есть и другое истолкование: возможно, что под «матерью» надо понимать Валлу служанку Рахили, которая без сомнения после смерти Рахили, заменила Иосифу мать. « И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот я видел еще сон: вот, солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? » Ведь речь идет о том времени, когда он возвеличится. К этому времени не будет уже его матери. Но к этому времени уже будет Вениамин – ведь одиннадцать звезд! – который рождается после смерти Рахиль. « Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово » ( Быт.37:11 ). Что могут означать эти слова: « отец его заметил это слово »? « Заметил » – мы можем перевести, как «выделил» или даже «отругал его за эти слова». Оказывается, не всё надо говорить вслух. С детской простотой Иосиф рассказывает все, что происходит, какие видения случаются в его жизни. Но отец отругал его. Ипполит Римский пишет: « Что же вы завидуете и ненавидите праведного, если Бог открыл ему Свои таинства и в видениях объявил о том, что произойдет в конце веков? Что же вы огорчились, увидев на нем разноцветную одежду, если праведный Отец почел его, возлюбив его более всех остальных, и послал его как пастыря пастырей посетить вас, и ввел его в мир как верного свидетеля, и как сноп старости, и, наконец, как начаток воскресил Своего Первенца из мертвых? » Здесь Ипполит Римский обращает внимание на то, что в Иосифе очень наглядно будет раскрыта тайна Иисуса Христа. Ведь Иосиф – он как бы умрет, и будут показаны его окровавленные одежды. И мы знаем, что одежды воскресшего Господа тоже будут обнаружены, и для кого-то это будет как раз свидетельством смерти. Но потом он, Иосиф, воскреснет, причем в царском достоинстве, как победитель Египта. И здесь Ипполит Римский пытается, как бы некими мазками, показать нам, что Иосиф – это икона Иисуса Христа 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010