5. Итак, братья, из таких гор был Иоанн, который сказал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Эта гора мир восприняла, она созерцала божественность Слова. Какова была эта гора? Сколь высокая? Она превзошла все земные вершины, превзошла воздушные пространства, превзошла все высоты звезд, превзошла все хоры и легионы ангелов. Ибо если бы она не превзошла все это сотворенное, она бы не достигла Того, посредством Кого все это было создано. Спрашиваешь о небе и земле? Они созданы. Спрашиваешь о тех, кто в небе и на земле? Они-то тем более созданы. Спрашиваешь о духовных творениях, об Ангелах, Архангелах, Престолах, Господствах, Силах, Началах? И они созданы. Перечисляя все это, псалом и заключает: «Он сказал, и было создано; Он повелел, и было сотворено» ( Пс. 148, 5 ) 8 . Если Он сказал, и было создано, значит было создано словом; а раз все это создано словом, то сердце Иоанна не могло бы взойти к тому, о чем он говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – если бы он не превзошел все, что было создано Словом. Какова же эта гора, сколь священная, сколь высокая среди тех гор, которые восприняли мир для народа Божия так, чтобы холмы могли воспринять правду! 6. Посмотрите теперь, братья, не из тех ли гор был Иоанн, о которых мы немногим ранее пели: «Поднял я очи свои в горы, откуда придет помощь мне» 9 ( Пс. 120, 1 ). Итак, братья мои, если хотите уразуметь, поднимите очи свои на эту гору, то есть возвысьтесь к Евангелисту, возвысьтесь к его пониманию. Но так как эти горы воспринимают мир, а в мире не может быть тот, кто полагает надежду в человеке, то не поднимайте очей ваших на эту гору, полагая надежду в этой горе; и сказав: «Поднял я очи свои в горы, откуда придет помощь мне», – тотчас прибавьте: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс. 120, 2 ). Итак, поднимем глаза наши в горы, откуда придет помощь нам; но надежду нам нужно полагать не в самих горах, ибо чтобы подать нам, горы сами получают то, что нам подают – а значит, надежду нам нужно полагать там, откуда и горы принимают. Когда мы поднимаем очи наши к Писаниям, то, коль скоро Писания доставлены нам людьми, мы поднимаем очи наши к горам, откуда придет нам помощь; но так как написавшие Писания были людьми, они светили не сами собою, но «Тот был Светом истинным, Кто просвещает всякого человека, приходящего в этот мир " ( Ин. 1, 9 ). Горой был и тот Иоанн Креститель, который сказал: «я не Христос» ( Ин. 1, 20 ), чтобы кто-нибудь, полагая надежду в горе, не отпал от Того, Кто освещает гору; и он же исповедал 10 , что «от полноты Его все мы приняли» ( Ин. 1, 16 ). Так ты и должен говорить: «Поднял я очи свои в горы, откуда придет помощь мне», – но не относить эту помощь, приходящую к тебе, к горам, а сказать затем: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Хозяин душ есть и Хозяин тел. Хозяин вечности есть и Хозяин времени. Хозяин наибольших благ есть и Хозяин малых благ. Ничто, братья, не может уйти из-под власти Всемогущего Иисуса Христа, Господа нашего, страдавшего за нас по Своей воле и воскресшего из гроба по Своему могуществу. О, Господи Иисусе Христе, Спасителю Всемогущий, помоги нам, чтобы мы искали Царства Твоего Небесного и вечно пребывали с Тобою там, где нет греха, ни смерти, а жизнь, радость и мир. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 14 Октября. Поучение о муже блаженном Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...( Пс.1:1 ) Прежде всего, братья, блажен тот, кто не погряз в грехе настолько, что не слышит и не исполняет совета Божия, который приходит через пророков. Нечестивые – те, которые о чем ни подумают, думают наперекор Богу и воле Божией; грешные – те, которые ходят по пути своих желаний и своих помыслов, против желания Божия и Закона Божия; развратители – те, которые, себя развратив недобрыми делами, развращают и других. Итак, сначала приходит недобрый помысл (недобрый совет), затем недоброе дело, потом недобрый пример – соблазн. Блажен, значит, муж, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается с нечестивыми мыслями своими, а находит нужные советы во всем, что нужно ему для спасения, в Законе Божием. Блажен муж, который ни единожды не стал на путь, которым грешники ходят, или, если стал, то покаялся и возвратился на путь жизни, что от Господа. Блажен муж, который не сидит в собрании развратителей душ невинных, чтобы своим соблазнительным примером соблазнять и развращать души невинные. Ибо сказано о соблазнителе: ...Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф.18:6 ). Братья мои, блаженны все вы, мужчины и женщины, осторожно уклоняющиеся трех зол: нечестивых мыслей и советов, дел грешных и соблазнения других. Все эти три зла – как одна и та же ядовитая змея, которая из маленькой вырастает в большую. О, Господи Благий, Создателю наш, помоги нам силой Твоей и добротою Твоей спастись от змеи этой лютой, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым Креста Твоего Честного. Помоги нам слушаться Твоего совета, чтобы идти только Твоим путем и освещаться только Твоим примером. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Октября. Поучение о воле праведника в воле Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так Евангелие ломает Отцовскую метафору: Отца, который нивелирует всякое земное отцовство, мы познаём только в Его Сыне, то есть — в нашем Брате. Нет другого хода к Отцу, кроме как через Брата: « Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого », или моё любимое: «вижу лицо брата моего — вижу лицо Господа моего!» . Так все, кого мы называем отцами, — не отцы, а братья, братья-убийцы или братья-жертвы. Мой биологический отец — мне брат перед Лицом нашего общего Вечносущего Отца, и это нам открыл наш Брат Иисус: Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня . Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам От ца »? Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего. Дальше Алисон: «Не существует земного отцовства, способного отразить в себе Бога. Мы можем присоединиться к Божьему отцовству, лишь научившись братству с Иисусом, который стоит на одном уровне с нами, будучи человеком . Только осознав все это, мы начинаем понимать, что отцовство в этом мире является не отцовством в божественном смысле, а братоубийственным братством, рядящимся в одежды отцовства . Именно это Иисус говорит своим собеседникам, отвергающим Его учение о том, что Отец Его не принадлежит к той группе, к которой они причисляют себя, именуя себя сыновьями Авраама: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины (Ин 8:44). Позвольте мне настоять на том, что из этой фразы следует настоящий прорыв в области антропологии. Когда мы берем любую форму земного отцовства, стремясь определить свое происхождение по отцу, мы игнорируем то, что элементом, который лежит в основе людского рода на земле с самого начала, было убийство Авеля Каином.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Отчего так происходит? Святитель поясняет: «От худого расположения души и зависти: сродникам знаменитым как-то обыкновенно завидуют сродники не столь знаменитые». Что же Господь? Разве Он не мог бы обличить братьев в ответ на их упреки и обвинения? Не мог сказать: кто вы такие, чтобы руководить Мною, повелевать Моими действиями? Мог, конечно, но не захотел. Ответ Господа смиренен и кроток: Мое время еще не настало. Не настало время быть распятым и умереть за род людской. Божественный Учитель еще должен был побыть на земле, учить, проповедовать, обращать сердца верных. И посмотрите, братья и сестры, каковой оказалась сила Христова! Впоследствии, среди братьев Его, — Иаков будет первым Иерусалимским епископом, а Иуда удивит современников необыкновенной силой веры и мученическими подвигами. Но это потом, пока же слова Спасителя: …вас мир не может ненавидеть — свидетельствуют о том, что неверием своим братья Его приравниваются ко всему миру и потому мир принимает, а не отвергает их. Господь не принуждает братьев остаться с Ним, не навязывает, как они Ему, Своего мнения: …вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сын Божий как бы говорит о том, что для Него время праздника пока не наступило, потому что мир полон злобы и ненависти. Праздник же будет лишь тогда, когда люди покаются в своих согрешениях и в смирении сердечном воззовут к Отцу Небесному. Однако после того, как братья Его ушли, Господь и Сам отправился в Иерусалим, один, не явно, а как бы тайно. Противники Христа в этом случае нашли повод упрекнуть Господа в непоследовательности. Однако если внимательно вслушаться в Евангельский текст, мы видим, что здесь никакого противоречия нет. Спаситель не говорил братьям, что Он вообще не пойдет на праздник, а сказал: еще не пойду. Чем можно объяснить сие промедление? Если бы Господь наш Иисус Христос вместе с братьями и учениками Своими появился на празднике, это, безусловно, вызвало бы волнение в народе. Господь знал, что Его будут ожидать, и потому уклонился от торжественности.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И НЕКТО СКАЗАЛ ЕМУ, может быть один из тех же фарисеев, обрадованный возможностью прервать Его горькие для них обличения: МАТЕРЬ ТВОЯ И БРАТЬЯ ТВОИ СТОЯТ ВНЕ, ЖЕЛАЯ ГОВОРИТЬ С ТОБОЮ, хотят о чем-то говорить с Тобою. «Смотри, замечает св. Златоуст, им надлежало бы, если не хотели и не могли войти, дожидаться окончания беседы. Но они зовут Его вон, и притом при всех, желая показать, что они с большою властию повелевают Им. На это и Евангелист намекает словами: «когда же Он еще говорил к народу». Евангелист как бы так говорил: неужели не было другого времени? Да и о чем и говорить хотели? Если о своих делах, то не должны были так настаивать. Если Иисус Христос не позволил ученику Своему пойти похоронить отца, дабы последование за Христом не пресекалось, то тем более не должно было, прерывать беседы Его с народом для дел «неважных». Посему и теперь Господь восхотел вразумить их: ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ ГОВОРИВШЕМУ: КТО МАТЕРЬ МОЯ, И КТО БРАТЬЯ МОИ? – Эти слова Господа требуют особенного объяснения. Когда Господь как бы отрекается от братьев Своих, по плотскому рождению так называемых, то Он не отрицает никакой истины земной, а только утверждает небесную истину Своего Божественного рождения. Его братья действительно были только мнимыми Его братьями, ибо это были дети Его мнимого отца Иосифа; но каким образом и Матерь Господа подвержена одинаковому жребию с его братьями? Она не мнимая, а истинная Матерь Его по человечеству, и этого высокого достоинства никогда не унизила не верованием в Него, как Сына Божия. Между тем Он как бы уклоняется теперь от того, чтобы видеть Ее: «кто Матерь Моя?»... «Господи, благоговейно размышляет святитель Филарет Московский : не деяния Твои мы истязуем, но премудрости Твоей спасительной научиться желаем. Не постави нам в вину испытания Писаний и даруй благодать разумения. – Нужно ли предостерегать православно верующих христиан, дабы не подумали, будто Господь не вполне чтит преблагословенную Матерь Свою? Всем известно слово Его: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, Матерь Божия сострадала Своему Сыну (см. предсказание праведного Симеона Богоприимца – Лк. 2, 35 ). Она была при кресте Господа, и в усыновлении Ей апостола Иоанна Богослова Церковь издревле усматривает усыновление и вручение Ее покровительству всех верующих, которых как бы олицетворял собой в те минуты Апостол любви. (см. Ин. 19, 26–27 ). Страдания Божией Матери сделали Ее предельно сострадательной ко всем людям, подобно тому как и Христос, «быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2, 18 ), т.е. перенесши Сам многие испытания, может наилучшим образом помогать и тем, кто ныне переносит испытания, неизбежные в земном подвиге. А это сострадание есть наилучший путь к сердцу человека, наилучшее средство для возбуждения в нем ответной любви к Богу и жажды спасения в Боге. Церковь во многих молитвах своих именует Матерь Божию «Ходатаицей и Заступницей» рода христианского и всего мира, Которой дана от Бога власть дерзновенно испрашивать у Своего Сына как Искупителя мира, милость и прощение грешникам, искренне кающимся и стремящимся исправлять свою жизнь. Когда Господу, окруженному слушателями, сказали однажды, что Его спрашивают пришедшие к Нему Матерь и братья Его, Христос отвечал им: «Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк. 3, 33–35 ). Этими словами Господь отнюдь не умалил исключительной высоты материнства Пречистой Девы Марии: ведь Она наивысшим образом исполнила волю Божию! Напротив, возвысив понятие слушателей о Ее материнстве, вместе с Нею Господь прославил всех святых вообще, указав на особую близость к Нему всех, исполняющих волю Божию, которые тем самым становятся как бы родными Ему. Прославляя и почитая святых угодников Божиих (т.е. тех, кто своей достойной жизнью и верностью старались угождать Богу – см. 1Фес. 4, 1 ), Церковь отличает, однако, это почитание от почитания, подобающего одному только Богу. Блаженный Августин , разъясняя это, рассматривал известные слова Господа: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» ( Мф. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

XIX…(17) И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, (18) чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих 397 . (19) И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. (20) И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро» огненное 398 , горящее серою; (21) а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами 399 . ВИДЕНИЕ 4-Е. О БУДУЩЕМ ГОНЕНИИ НА ХРИСТИАН (1) Спустя двадцать дней после прежнего видения видел я, братья, образ гонения, имеющего прийти. шёл я по полю при дороге Кампанской, от большой дороги до поля почти десять стадий; через это место ходят редко. Гуляя один, я молил Господа, чтобы Он подтвердил те откровения, которые показал мне чрез святую Свою Церковь , подкрепил меня и дал покаяние всем рабам Своим, которые соблазнились, дабы прославилось великое и досточестное имя Его за то, что удостоил показать мне чудеса Свои. И в то время, когда я прославлял и благодарил Его, как бы голос отвечает мне: «Не сомневайся, Герм!» Стал я думать и говорить про себя: «Что мне сомневаться, когда я так укреплен Господом и видел дивные дела?» прошёл я несколько, братья, и вижу пыль, поднимающуюся до неба. И начал я говорить в себе: «Ужели это идет скот и поднимает пыль?» Расстояние между нами было около стадия. Между тем пыль поднималась гуще и гуще, так что мне стало это казаться чем-то сверхъестественным. Несколько проглянуло солнце, и вот вижу я огромного зверя наподобие кита, и из уст его выходила огненная саранча. В длину это животное имело около 100 футов, а голова была подобна глиняному сосуду. И начал я плакать и молить Господа, чтобы Он спас меня от него. Потом вспомнил я слово, которое слышал: «не сомневайся, Герм!» Итак, братья, облекшись верою в Бога и вспомнив явленные мне Им великие дела, я смело пошёл ко зверю. Зверь же, рыкая, являл такую силу, что при нападении мог бы разрушить город. Я приблизился к нему, и столь огромное животное растянулось на земле и ничего, кроме языка, не показывало. Оно не пошевелилось всё то время, пока я прошёл мимо его. Этот зверь имел на голове четыре цвета: черный, потом красный, или кровавый, далее золотистый и, наконец, белый 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и пастве Православной Украины 15 января 2009 г. 03:58 Возлюбленные отцы, братья и сестры, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Архиерейский Собор обращается к вам с разъяснением своего единодушного взгляда на вопрос о предоставлении полной канонической независимости Украинской Православной Церкви. Свободная и всеобъемлющая дискуссия, развернувшаяся на Соборе, показала, что большинство духовенства и верующих во многих украинских епархиях не приемлет идеи автокефалии, в то время как в западных областях Украины она большинством поддерживается. Мы понимаем настроения и тех и других, искренне желая, чтобы полнота церковная вынесла на сей счет свое решение на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Одновременно мы пастырски предостерегаем вас, отцы, братья и сестры: не позволяйте греху озлобления, недопустимому в обществе верующих, входить в сердца ваши всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:31-32). Едиными устами и единым сердцем говорим: пусть воля православного народа Украины в отношении полной канонической независимости будет выражена через мирное, взвешенное, компетентное и по-христиански благочестивое обсуждение этого вопроса, без насилия, экстремизма и политического давления. Законный канонический порядок предоставления автокефалии предполагает принятие соответствующего решения на Поместном Соборе в согласии со всеми Поместными Православными Церквами. Не приведи Господь, чтобы обсуждение проблемы украинской автокефалии создало в Церкви Божией еще один раскол, привело к каноническому хаосу. Слово наше также к тем, кто называет себя сегодня Украинской Автокефальной Православной Церковью. Дорогие, давайте подумаем вместе, как начать диалог для уврачевания духовного разделения, из-за которого скорбят и наши и ваши сердца, и восстановить разрушенное единство. С этими словами мира и любви мы обращаемся ко всем православным в Украине и молимся Пастыреначальнику Христу, Его Пречистой Матери, всем святым земли нашей: да устроит Он жизнь нашу в любви и согласии, да укрепит внутренний мир и духовное единство Церкви Своей, утверждая ее в твердом стоянии за Истину и в непорочном жительстве. Мы молимся о здравии, спасении, благоденствии каждого из вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры Господь со всеми вами! (2 Фес. 3:16). 4 апреля 1992 года Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/526292.htm...

В этом случае расхождение нашего поведения со словесным вероисповеданием может обратиться в вероломное оружие против наших близких. Они скажут себе: " можно оказывается так: говорить одно, молить об одном, читать Евангелие об одном, а в жизни творить совершенно другое, за другим гнаться и другому следовать " . Другие скажут: " это значит, что в жизни правды нет, и нет учения правдивого, потому, что не делает оно людей лучшими, значит, и веры нет и Бога нет " . Потому, дорогие братья и сестры, мы должны проникаться чувством ответственности. Если хотите поразмышлять, то поразмышляйте о том, что ответственность есть совокупность всех заповедей Божьих. Если будете присматриваться к жизни своей, то увидите, что это на самом деле так. В Священном Писании это сказано другими словами: начало спасения - это страх Божий. Но страх Божий - это и есть ответственность. Когда не перед людьми, не из-за наказания, а именно из-за того, что Богу так угодно, мы исполняем честно свои христианские и житейские обязанности. Христос сказал, что в двух заповедях все законы и пророки содержатся: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях все пророчества и законы держатся. Мы, дорогие братья и сестры, стремясь к соблюдению этих заповедей, будем взирать на Иисуса Христа. Потому что Он принял поношения к нему не относящиеся, им незаслуженные, но добровольно их принял. Христос взял на себя грехи всего мира, для того, чтобы их искупить, и за них был распят на кресте. И это первый итог пришествия в мир Иисуса Христа. Второй итог, тоже немаловажный - это то, что Иисус принес нам Евангелие, Которое дает нам знание о воле Отца Небесного и о законах жизни христианских, евангельских. " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " (Ин. 17,3). Так молился Сын Божий Своему небесному Отцу, чтобы Его последователи были едины на земле в этом вероисповедании. И это самое главное, дорогие братья и сестры, что должно объединять людей: вера наша в Троицу, Которую мы должны подтверждать своими христианскими делами, христианскими стремлениями, целями наших жизней.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010