Во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь. Ныне, братья мои, читано было Евангелие о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Повторим эту историю о чуде понятным для всех языком. После того, как Господь услышал об отсечении главы Крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Как видно далее, Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему Небесному и молитвой облегчить сердце Свое, стесненное скорбью о насильственной смерти великого Пророка и Предтечи Своего. Ах, братья, и Господу не чужды были скорби, и скорби великие, смертельные, как Сам Он говорил перед Своими страданиями: «прискорбна есть душа моя до смерти» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). Так, Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве перед Отцом Своим Небесным скорбь Свою – по друге Своем Иоанне Крестителе. Но оставит ли народ великого Чудотворца и сладкоречивейшего Учителя? И вот народ пошел за Ним из городов пешком; многое множество идет за Ним. Видит Господь толпы идущего за Ним народа, сжаливается над ним, и, обратившись, исцеляет больных, которые у них были. Но народ не отстает от Господа, а все идет дальше и дальше от своих селений. Стал уже вечер. Подходят к Спасителю ученики Его и говорят: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе хлеба. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф.14:13–21 ). Когда я прочитал, братья, это Евангелие, мне пришли на память весьма многие примеры, как Святые Божии человеки, живя на земле, не усумлевались никогда и из малого своего достояния питать алчущих и как Господь чудесно умножал им хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

16:7). Сам же Господь, услышав от некоего: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, ответил ему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца [Col. 1719] Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:47-50). Ему же слава во веки веков. Аминь.    То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. Слово 94. О том, чтобы жить с немногими добрыми...    Прекрасно, возлюбленные, жить вместе с немногими благоугождающими Богу, чем со многими, презирающими Господни заповеди. Ибо где страх Божий, там и любовь и единомыслие братьев, а где отсутствие страха — там раздор и ревность; где благоговение пред Богом и любовь к ближним, там и Бог обитает посреди них, а где зависть и неповиновение — там противнику вольготно. Посему прекрасно — держаться простоты и незлобия и быть словно младенцы, не знающие порочности, губящей жизнь человеческую, и не быть ни памятозлобным, ни беззаконным в пороке, но отставать от порочности, злобы и горечи беззаконной и быть одним духом (1 Кор. 1:10), и образы лукавые [которые возникают, чтобы человек подражал им] отвергать, чтобы Господь мира (2 Фес. 3:16) вселился во всех, чтобы дух становился здравым, каким человек и принял от Него. «Ибо если кто-нибудь суконщику даст одежду новую и целую и захочет ее получить обратно, а суконщик, разорвав одежду, отдаст ее обратно такой [разорванной], то тот разве примет ее? Разве не будет ругаться с ним, бранить его и говорить ему: “Я одежду тебе целой отдал, почему же ты ее разорвал и сделал бесполезной?” Посему, если так кто-то об одежде печется и ругается, что ее не вернули ему целой, то как мы думаем — что потерпим от Господа, приняв от Него дух здоровый и его опечалив, сделаем [его] бесполезным, живя неблаговидной жизнью, и ни для чего он уже не окажется потребным Господу своему? Ибо полезность духа нами будет погублена».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Даже один из распятых с Ним разбойников принял участие в этих издевательствах ( Мф. 27:3944 ; Мк. 15:2932 ; Лк. 23:35. 37. 39 ). В этих насмешках над уничиженным Сыном Божиим сказался весь дух мира сего, основное направление его жизни... Но тогда же показались и первые ростки новой духовной жизни людей, – жизни верою, а не видением. В то время как один из повешенных злодеев злословил распятого Христа, другой унимал его и сказал Иисусу: «помяни меня, Господи! когда приидешь в царствии Твоем». «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», ответил ему Господь ( Лк. 23:3943 ). Самоправедные иудеи, первосвященники, старейшины, фарисеи, жаждавшие чуда, распяли Сына Божия, а сораспятый с Ним разбойник уверовал в Него и сделался первым наследником Его царства небесного. При кресте Иисуса стояли некоторые из близких Ему людей: матерь Его с сестрою своею и другими женщинами, и возлюбленный ученик, Иоанн. Господь Иисус сказал матери Своей, указывая ей глазами на этого ученика: «жено, се сын твой»! Потом сказал ученику: «се, матерь твоя»! И с этого времени ученик этот взял ее к себе. Обычно в этих словах Господа Иисуса видят последнее выражение Его сыновней заботливости о Своей матери. Но если бы было так, то Он сказал бы Своему ученику: «позаботься о Моей матери», а Он сказал: «се, матерь твоя,» – и сказал не только ученику эти слова, но и матери: «жено, се сын твой». В этих словах Распятого нужно видеть не земное попечение о матери 145 , а более глубокое событие перехода Его к полному духовному общению с человеческим родом. Сам Господь Иисус уже во время Своего общественного служения был свободен от материальных попечений о матери; даже однажды, когда Он учил народ, а матерь и братья Его желали говорить с Ним, Он сказал: «кто матерь Моя и кто братья Мои»? И указав рукою Своею на учеников Своих, добавил: «вот, матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:4650 пар.). Одной женщине, ублажившей родившую и питавшую Его, Он ответил: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11:2728 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Итак, повторим еще – вот каким образом должно нам, братья, приносить исповедь: с великим сожалением о том, что грехами своими мы прогневали своего Господа и легко можем погубить свои души, с отвращением от этих грехов и с истинным желанием освободиться от них, не стыдясь и не утаивая, должно открыть их все на исповеди духовному отцу, как служителю Божию, и в присутствии тут при исповеди Самого невидимого Бога, смиренно и внимательно выслушать все слова и наставления духовного отца, с твердым намерением впоследствии, насколько возможно, удерживаться от грехов, в которых каялись, бороться с искушениями к ним и никак не обращаться к ним тотчас же при первом случае и искушении. Теперь спросим себя, братья, так ли мы совершаем свою исповедь в грехах? Если так, то слава Богу; а если нет, то что же выходит? Выходит то, что мы, как замечено было нами в одной из прошлых бесед, больше делаем для того, чтобы освободиться от какого-либо проступка пред подобными себе людьми, чем от греха пред Богом; больше делаем для того, чтобы исцелить свое тело от болезни и отдалить от себя телесную смерть, чем спасти душу от грехов и вечной смерти. А так ли должно быть у нас? Кто выше – Бог или люди? Что важнее – душа или тело? Что дороже – небо или земля? V. О том, как должно причащаться Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест, от хлеба сего и пьет из чаши сей. ( 1Кор.11:28 ).   Доселе мы говорили с вами, братья, о том, как нам должно говеть, готовиться к исповеди и затем как исповедоваться; сегодня будет у нас речь о том, как нам должно причащаться. Как же нам должно причащаться? Чтобы ответить на этот вопрос, для сего предварительно должно сказать о том, что значит причащаться. Христос Спаситель наш накануне своих страданий и в воспоминание о своих страданиях для нашего спасения и для теснейшего соединения своего с верующими, а через то для из освящения и спасения, установил таинство святого причащения и таким образом причастил в первый раз своих 12 учеников – апостолов. Он взял белый хлеб, благословил и разломил его и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается в оставление грехов; затем взял чашу с красным вином и, подавая ее ученикам, сказал: пейте из нее все, ибо сия есть кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих проливается в оставление грехов и потом добавил: это творите в Мое воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/c...

Хотя я знаю, дорогой брат, что в силу взаимной любви, которую мы должны оказывать и оказываем друг другу, ты всегда читаешь ваши письма твоему процветающему клиру, который заседает с тобой, и многочисленному христианскому народу, сейчас, однако, я и прошу и советую, чтобы ты сделал, по моей просьбе, то, что раньше делал по твоему желанию и из уважения ко мне: если и к вам вкралась зараза от их ядовитых речей, если залетело зерно этого смертоносного сева, то письмо извлечет всю ложь из сердец и ушей братьев и восстановится между добрыми людьми в полноте своей искренняя приязнь, очищенная от грязной еретической клеветы. Кроме того. пусть братья наши решительно уклоняются и избегают бесед с теми, чье «слово, как рак, распространяется» (2 Тим. 2:17). Апостол ведь говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор–15:33), и еще: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10—11). Устами Соломона говорит Дух Святой: «Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий» (Притч. 16:27). И опять же советует: «Огради уши твои тернием и не слушай языка злого». И еще «Злодей внимает языкам беззаконным; праведный не обращает внимания на уста лживые» (Притч. 17:4). Хотя я знаю. что братья наши в Риме, охраняемые вашей предусмотрительностью, и сами, достаточно осторожные и бдительные, не поймаются на удочку еретиков и не поддадутся обману—так крепко запомнили они наставления и заповеди божий И так велик у них страх Божий, но все же избыток тревоги или любви заставляет меня писать это: не завязывайте с такими людьми никаких сношений, не ешьте вместе с плохими людьми, не разговаривайте с ними; отделимся от них так, как они бежали из Церкви: написано ведь: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17), Блаженный Апостол не только советует, но приказывает удаляться от таких: «Завещаем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое принято от нас» (2 Фее. 3:6). Союза между верой и неверием не может быть. Кто не со Христом, тот противник Христу; кто враг единству и миру Его, тот не может быть с нами. Если они придут с молитвами, с желанием умилостивить, да будут выслушаны. Если будут осыпать бранью и угрозами, да будут отвергнуты. Будь здоров, дорогой брат. Письмо к фиваретянам, с увещанием к мученичеству

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Вот смотрите — пред вами образ Владимирской Иконы Божией Матери. Когда-то этот образ был совсем темным, и ничего нельзя было на нем рассмотреть. На руках у покойной матушки игуменьи Руфины образ чудесно просветлел и засиял. Этим поразительным чудом Господь приводит нас к тому, чтобы мы вспомнили о том, что и в нас — образ Божий, и мы должны стремиться к тому, чтобы подобие Божие сияло бы в нас, и чтобы человек уподоблялся бы не «скотам несмысленным» , а Господу Богу своему. Который создал его по Своему образу и подобию, и ждет, что он не станет на путь неверности Богу и отступления от Него, и это подобие не утеряет, а будет идти путем доброй христианской жизни и угождения Богу. Этим путем шли угодники Божии, которых мы именуем как сказано выше, преподобными, за то, что они обновили и раскрыли в себе подобие Божие и достигли высшего духовного совершенства, какое достижимо для человека в его земной временной жизни. Аминь.             Евангелие на Богородичные праздники    Сегодня в день праздника в честь Божией Матери, слышали мы с вами то Евангелие, которое почти всегда, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, читается за литургией во все богородичные праздники — Евангелие, хорошо нам знакомое, о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал и как на это отозвались те, кто слушали Его божественное слово.    Мы знаем, что Евангелие это оканчивается словами: «Бысть егда глаголаше сия (когда Он говорил это) одна женщина из народа воскликнула: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (Лк.11:27), т.е. блаженна Та, Которая сподобилась быть Материю Твоею. И знаете вы ответ Спасителя: «Емже убо (тем более) блаженнее слышащие слово Божие и хранящие его». Отсюда может появиться, если не недоумение, то, во всяком случае, некоторое удивление: Что же получается? Когда ублажают пренепорочную Матерь Господа, то Сам Он утверждает, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его, тем более блажен...    Здесь вспоминаётся еще один случай, о котором говорит Евангелие. Когда Господь был окружен народом, а Ему сказали, что Матерь Его и братья Его хотят Его видеть, Господь ответил: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» (Мф. 12:48). И показав рукой на окружавших Его, говорит: «Кто творит волю Отца Моего, тот Мне и брат и сестра и Матерь» (Мф. 12:50), т.е. поставил духовное родство выше кровного. Вот и тут можно, казалось бы, понять, что, действительно, те, которые Его слово понимают и исполняют, ближе Ему, чем Матерь Его и братья по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дорогие братья и сестры! И вот в нынешнем апостольском чтении и в евангельском чтении, которыми я закончу, сказано нам сегодня нечто в связи с этим. Апостол говорит: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням», — как сейчас, — «но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое», — чтобы мог сказать о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» ( 2 Тим 4:1-5, 7 )- И, наконец, в Евангелии, которое читано было сегодня, сказано прямо нам с вами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». В чем состоит это начало? Оно состоит вот в чем: «Вот, Я посылаю Ангела (т.е. посланника, вестника) Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мк 1:1-3 ). Дорогие братья и сестры, это нам с вами глас Божий! Кругом нас пустыня людская, пустыня душ, жаждущих Бога, греховная пустыня, где страсти, беззаконие, грехи людей и наши с вами вместе делают человека погибающим, как в пустыне. И вот, в этой пустыне — пустыне неверия, пустыне греха, раздается голос: «Уготовайте путь Господень! Прямыми сделайте стези Ему!» Аминь. Мы должны быть предтечами Христа в нашем народе. Собор Иоанна Предтечи 19.01.1978 г. Дорогие братья и сестры. Сегодня мы совершали праздник Богоявления, Крещения Господня. Завтра совершаем праздник, называемый Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эти два праздника очень тесно связаны и в истории нашего спасения, и по самому своему смыслу. Ибо Богоявление — Крещение Господа нашего Иисуса Христа — было Его вступлением на проповедь, на дело спасения рода человеческого. А это явление Бога во плоти, пришедшего спасти род человеческий, тесно связано с необходимой исторической подготовкой, необходимыми историческими условиями для этого.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Этот преподобный наставник наставлял учеников своих на истинное покаяние. Он имел обычай всякую ночь обходить кельи всех, желая узнать образ жизни и усердие всякого. И когда он слышал, что инок творит молитву, тогда он в радости прославлял за него Бога. Когда же слышал, что двое или трое, сошедшись после вечерней молитвы, беседуют, тогда, ударив рукою в дверь и обозначив тем свой приход, отходил в смущении. Призвав их на следующий день, он обличал их не прямо, но заговаривал с ними издалека, притчами, чтобы узнать их усердие к Богу. И если брат был смиренный сердцем и с теплой любовью к Богу, то, вскоре поняв свою вину, он падал в ноги и, кланяясь, просил прощения. Если же чье сердце было покрыто бесовским помрачением, такой, считая себя невиновным, думал, что старец беседует о другом, пока преподобный не обличал его, и тогда, наложив епитимию, он отпускал его. И так он учил всех прилежно молиться Богу, не беседовать после вечерней молитвы, не ходить из кельи в келью, но молиться, кто как может, Богу в своей кельи, ежедневно заниматься ручной работой, имея на устах псалмы Давида. Вот как он поучал их: «Молю вас, братья, будем подвизаться в посте и молитве, позаботимся о спасении душ наших, отвратимся от злобы нашей и от лукавых путей, которые суть любодеяния, кража, Преп. Феодосий обходит кельи празднословие, ссоры, пьянства, объядение, братоненавистничество. Уклонимся, возгнушаемся всего этого, братья, но пойдем путем Господним, ведущим нас в небесную нашу отчизну. Будем искать Бога рыданием, слезами, постом, бдением, покорностью и послушанием, чтобы тем приобрести у Него милость. Еще же возненавидим мир сей, всегда поминая слова о том Господа: «Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ); и еще: «Сберегший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее» ( Мф.11:39 ). Потому и мы, братья, отрекшись от мира, отречемся и того, что в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть в Писании и много иных свидетельств, которые подтверждают сказанное мной. Итак, не косней в сомнениях, чтобы не осудиться тебе со всеми противниками истины очевидной и многократно засвидетельствованной. Глава 6. О почитании святой девы Марии 60 Сектант : Почему столь почитаете вы Марию, Мать Иисуса, и поклоняетесь Ей, словно Богу? Священник : Пресвятую Деву Марию мы почитаем более всех святых и ангелов, но все же не воздаем Ей такого же поклонения, как Богу. Честь, воздаваемая Ей, называется всечествованием, то есть высшим почитанием, и таковая честь подобает Ей, потому что Она Матерь Божия, а не только друг Его, подобно прочим святым. Потому и прославляет Ее церковная песнь как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Она превыше всех святых и ангелов, ибо и ангелы и люди чествуют Ее. Такое чествование воздал Всенепорочной Деве при Благовещении архангел Гавриил (см.: Лк.1:28–29 ), и равным образом праведная Елисавета, родительница святого Иоанна Предтечти (см.: Лк.1:40–43 ). И когда Сама Пречистая Духом Святым пророчествует: отныне будут ублажать Меня все роды... сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:48–49 ), это означает, что такого Ее чествования желает Бог. Сектант : Нет оснований для такого почитания Марии, ибо и Иисус не выделял Свою Мать среди прочих людей. В этом убеждают нас слова Его, переданные евангелистом Матфеем: И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:47–50 ). Следовательно, то, что Дева Мария была Его Матерью, не значило ровно ничего. Ибо родство по плоти не имело для Господа никакого преимущества над родством духовным, которое и ныне связывает Его со всеми исполняющими волю Отца, кто бы они ни были. Священник : Да, Господь говорит, что, помимо плотского родства, есть и родство духовное, в которое вступают все творящие волю Божию и тем самым сочетающиеся с Ним и через Него друг с другом, и что оно много выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: «И благословятся в тебе все племена земные»! Далее мы читаем: « И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана » ( Быт. 12, 4 ). Некоторое уточнение для любителей Библии. Если в Библии называется возраст человека, то, как правило, Библия хвалит его. «Во время чтения Писания мы сейчас слышали, как Господь говорит благословенному Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Братья возлюбленные, все, что написано в Ветхом Завете, является прообразом и прототипом Нового Завета. Вот и апостол говорит: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор 10:11 ). Посему, если происходившее телесно в Аврааме написано для нас, то мы увидим это исполненным в нас духовно, если будем жить праведно и благочестиво. Пойди из земли твоей, – говорит Господь, – от родства твоего. Все это, братья, как мы верим и чувствуем, совершается с нами через таинство крещения. Земля наша есть наше тело; мы идем из земли нашей, когда оставляем плотские привычки ради того, чтобы следовать за Христом. Разве не кажется тебе счастливо покидающим землю свою, то есть себя самого, тот, кто из гордого превращается в смиренного, из гневливого – в терпеливого, из развратного – в целомудренного, из жадного – в щедрого, из завистливого – в добродушного, из жестокого – в кроткого? Истинно, братья, счастлив тот, кто, столь изменяясь ради любви к Господу, таким образом оставляет землю свою. Ведь даже в частном общении, если вдруг некий порочный человек начинает совершать дела добра, мы склонны сказать о нем: он превзошел себя. На самом деле уместно сказать о нем, что он превзошел себя, если он отрешается от пороков и посвящает себя добродетели. «Пойди из земли твоей» ( Быт. 12:1 ), – говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» ( Пс. 26:13 ). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков – если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. «[И иди] в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), – говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010