Сано ди Пьетро. «Бегство в Египет» В том же Евангелии есть такой эпизод с участием Матери Господа: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:46-50; параллельное место — Лк.8:19-21). В этом фрагменте даже можно заподозрить некоторую напряженность в отношениях Сына и Матери (да и всей семьи) — впрочем, гораздо более вероятно, что Он не принижает роль Матери и близких, а, напротив, возвышает роль слушающих. Ради них Он даже с родными отказывается встречаться! Такого толкования придерживался, например, святитель Иоанн Златоуст. Больше всего информации о Божией Матери мы получаем из Евангелия от Луки. В первой же главе узнаем подробности о зачатии Спасителя, о характере Девы, спешащей на встречу с дальней родственницей, чтобы поздравить ее со скорым рождением долгожданного сына; во второй — о Ее внимании ко всем словам о Сыне и к Самому Сыну (включая материнское терпение в эпизоде о «подростковой сепарации», когда Отрока Иисуса несколько дней ищут по всему Иерусалиму — сколько даже современных прогрессивных матерей в такой ситуации схватились бы за ремень?). Тот же Лука в Деяниях апостолов подчеркнул, что и после Вознесения Своего Сына Мария пребывала с учениками в молитве (1:14). Ну а в Евангелии от Иоанна мы читаем, за что лично мы Ее так любим — за то, что Она просит у Христа помощи для, казалось бы, совершенно чужих людей, каких-то безымянных молодоженов, у которых кончилось вино — мелочь же, а Она по-матерински помогает! — и потому что Она нам через апостола Иоанна как раз и мать, ибо Он Ее поручил любимому ученику на Голгофе. Итак, фактического материала о Деве Марии у нас мало, но в нескольких штрихах личность Ее описана достаточно полно: глубокая и трезвая вера, позволяющая задавать уточняющие вопросы ангелам, прежде принятия судьбоносного решения, возносящего Ее на небывалую высоту; материнская забота, уважение и сострадание к Сыну; ласковое и доброжелательное отношение к людям вообще.

http://pravmir.ru/derevenskij-paren-i-bo...

И вот, размышляя об этом и видя то рабство, в которое мы тоже попали, некогда сбросив благое иго Христово, видя все наше невежество, видя все наши бесконечные работ, заботы, очереди, нельзя не отметить во всем этом и милости Божией. Связанные по рукам и ногам, мы, глядишь, и вздохнем иногда: «Эх, с радостью бы верил в Бога, да никто меня не учил!.. Сходил бы в церковь , да ни минуты времени нет!.. С радостью бы постился, да здоровье все подорвано». А освободи нас, верни нам здоровье, что мы будем делать? Не бросимся ли сами в объятие злых духов в поисках острых ощущений? Вспомним же о нашем крещении, о том, как священник заклинательными молитвами изгнал из нас «всякого лукавого и нечистого духа», сокрытого и гнездившегося в сердце нашем. Вспомним, как потом мы, освобожденные, отреклись от сатаны и выразили готовность сочетаться со Христом, вспомним, как Христос возродил нас от воды и Духа, принял «в славу Божию… из милости, чтобы славили Бога». Примем же и мы Его, чтобы больше не был пустым и беспризорным дом нашей души, и чтобы Апостол Павел мог сказать и о нас: «И сам я уверен о вас, братия мои, что ивы полны благости, исполнены всякого познания, и можете наставлять друг друга». О Пресвятой, Пречистой и Преблагославенной Четверг Мф. 14:46–15:3 Рим. 15:17–29 Однажды, когда Господь «говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Враги почитания Божией Матери обычно ссылаются на это текст как на доказательство того, что в Пречистой Деве, дескать, не было ничего особенного и что Иисус даже и не почитал Ее как Мать. Но, во-первых, Господь говорил эти слова людям, от которых еще было сокрыто то, что сейчас открыто нам. Мы уже знаем об Архангельском благовещении Деве Марии; знаем, что Она не просто по плоти родила Господа Иисуса, как другие матери рождают детей, не ведая, что из них получится. Мы не можем сомневаться, что Она была самой лучшей из всех людей, да и не только людей: мы чтим Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим» … Мы отдаем себе отчет, что если бы Она не была Такой, то Бог не мог бы прийти на землю, не мог бы воплотиться. А чтобы быть Такой, Она несомненно должна была с самого детства совершеннейшим образом «исполнять волю Отца… Небесного». Она прекрасно знала, Кого Она родила и с этого момента тщательно «сохраняла все слова» и Своего Божественного Сына, и сказанные о Нем, – «слагая в Сердце Своем» ( Лк. 2:19 ). И мы чтим Ее не просто потому, что Ей «посчастливилось» родить такого Сына, но чтим Ее, во-первых, как Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, а уже вследствие этого – как Богородицу. Рождение Бога стало печатью Ее величайшей праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Событие произошло в Галилее и, по-видимому, в Капернауме же. Евангелист Иоанн говорит: «Приближался праздник иудейский – поставление кущей. Тогда братья Его (Иисуса) сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои (т.е., поясним, вообще народ) видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его, – прибавляет повествователь, – не веровали в Него» ( Ин.7:2–5 ). Под упоминаемым здесь праздником нужно иметь в виду осенний еврейский праздник (падающий на наш сентябрь) поставления кущей, т.е. устроения древесных шалашей или палаток, вне домов. На этот раз дело происходит за полгода до последней Пасхи иудейской, в которую Христос пострадал. В рассматриваемое время число последователей у Иисуса Христа в Галилее не только не увеличивалось, но сильно пошло на убыль ( Ин. 6:67 ). Этим не совсем-то радостным периодом в жизни Господа и воспользовались «братья Его», чтобы еще больше увеличить душевную Его тяжесть. Они, по-видимому, не без иронии говорили Христу: «Никто не делает чего-либо втайне», «яви Себя миру». Очень хорошо уясняет смысл слов «братьев Христа» бл. Феофилакт (греческий писатель XI в.), когда пишет: «Если они говорят: Ты творишь такие дела, яви Себя миру; то этим они как бы так говорят: мы не в добрую сторону понимаем поведение Твое. Ибо если Ты творишь такие дела как добрые, то яви Себя, если же Ты скрываешься, очевидно, скрываешься потому, что делаешь худое». 3 Слова горчайшие! Еще решительнее и беспощаднее по этому поводу судит о «братьях» Иисуса св. Иоанн Златоуст . «Неверие их, – по его замечанию, – выражается и в их словах, и в их смелости, и в их неуместном дерзновении». «Отчего у них такое неверие? От худого расположения души и от зависти: сродникам знаменитым как-то обыкновенно завидуют сродники не столь знаменитые. Посмотри, как кротко Он отвечал. Не сказал: вы кто такие, что даете Мне такие советы и учите Меня? А что? “Время Мое еще не наступило” (ст.6), т.е. время креста и смерти. “Зачем же прежде времени вы торопитесь убить Меня”, побуждая идти в Иудею, на праздник?» 4 Некоторые из новейших, притом и благонамеренных, толкователей и историков стараются, впрочем, смягчить суждение евангелиста о неверии «братьев» Иисуса, принимая во внимание то, что в рассматриваемую пору деятельности Спасителя замечалось чуть не всеобщее падение веры в Него в Галилее, так что Он к самим апостолам должен был обратиться с печальным вопросом: «Не хотите ли и вы отойти» от Меня ( Ин.6:67 ). Быть может, неверие «братьев Его», по рассуждению иных писателей, было лишь временным помрачением их духовного зрения?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вопрос: - Очень прошу помолиться за нашего сродника Александра, который сейчас сильно пьёт. Не знаем, к кому еще можно обратиться. о. Александр: - Вас сейчас слышит полстраны. А в нашей стране очень много таких, кто знаком так или иначе с этой бедой. Хочу всех попросить о том, чтобы мы умножали наши добрые дела, особенно в пост. Давайте не будем ограничивать наши добрые дела только пожертвованием денег или времени, но иногда нужно за совсем чужого человека помолиться. Говорят так: перекрестишься за чужого человека, скажешь, Господи, не знаю его, но Ты его помилуй и помоги, тот встанет и пойдет вперед. Вопрос: - Что означает Евангельское «никого не называйте учителями и отцами»? о. Александр: - 8-9 стих Евангелия от Матфея. Процитирую. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы - братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос. Это значит простые вещи. Мы все послушники Господа. У каждого из нас разные дарования, кто-то ближе к Господу, кто-то дальше, кто-то талантлив, а кто-то без таланта, но Учитель и Отец один. У нас не много учителей. Один. Когда мы говорим о святых отцах, они наши братья. Они нас старше, мы же младшие братья. Матери же наши – старшие наши сестры, но все же сестры. Учитель же один – Христос. Без Него мы никуда, без Него все эти братья и сестры утрачивают всякий смысл, но через них мы можем учиться потому, что они ближе к Отцу. А нам, поучаясь, нельзя забывать, что мы рядом. Христос говорит, что вы уже не будете больше рабами, но детьми Божиими. В этой жизни так, как ее устраивает Христос, нет учителей и наставников, но все ученики Христовы. Каждый просто в своем месте. Мы обращаемся к священникам «отец», уважая его сан, потому что через рукоположение Христос своим священникам дает благодать Духа Святого. Священник каким-то образом встает в особое положение по отношению к Хористу, но он такой же нам брат и друг. Если мы это будем всегда понимать, не делать из священника фараона, но старшего брата, человека, который нам может что-то подсказать, у нас будет счастливая христианская жизнь.

http://radonezh.ru/2023/02/06/u-mnogih-s...

Посему если подобными сквернами очернивший душу свою будет призывать отца, то какой отец услышит его? Да будет же удалена от твоего образа такая нечистота. Божество не причастно зависти и всякой другой скверны, – и на тебя да не кладут пятна подобные страсти, – ни зависть, ни кичливость, ни что-либо другое, оскверняющее богоподобную красоту. Если сделаешься таким, то смело призывай Бога и Владыку всяческих именуй Отцом своим. Он воззрит на тебя отеческими очами и, облекши тебя в божественную одежду, украсив перстнем, и ноги твои для шествия ввысь снабдив евангельскими сапогами, возвратит тебя в небесное отечество. Свт. Иоанн Златоуст . Не напрасно научен ты произносить это слово («Отче наш!»), а для того, чтобы благоговея перед именем Отца, произносимым собственным языком твоим, ты подражал Его благости, как и в другом месте Он говорит: будьте подобны " Отцу вашему Небесному , ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5,45 ). Посему не может называть человеколюбивого Бога Отцом своим тот, кто имеет настроение души зверское и бесчеловечное; потому что он не имеет свойств благости, какие есть у небесного Отца, но изменился в зверский вид и лишился божественного достоинства. Тот же, кто кроток и человеколюбив к ближним и не мстит согрешающим против него, но воздает за обиды благодеяниями, безукоризненно может называть Бога Отцом. И вникни в точность выражения, как Он заповедует нам взаимную любовь, и соединяет всех дружелюбным расположением. Он не повелел говорить: «Отче мой, сущий на небесах», но «Отче наш, сущий на небесах», для того, чтобы, научившись именовать общего Отца, мы оказывали братское расположение друг к другу. Свт. Тихон Задонский . Сим воззванием: «Отче наш!» научаемся: 1) что всем христианам «един есть Отец» – Бог; следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 2) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь, друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 3) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3,28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое ( Мф.7:21–27 ). Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:46–50 ).· И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:28,29 ). XVIII. Благодеяния И. Христа народу и ненависть к Нему старейшин Так уча, Господь Иисус обходил всю страну Иудейскую и когда видел людей способных принять слово спасения, исполнялся радостью и поощрял их; когда же видел холодность и противление, скорбел о них; когда видел страждущих, жалел их, и силу чудотворения употреблял для избавления людей от гнетущих их зол. Так Он повсюду исцелял одержимых различными болезнями, слепым возвращал зрение, глухим слух, хромых воздвигал, прокаженных очищал, бесов изгонял, и, когда совершал это по чувству человеколюбия, избегал всякого прославления и запрещал исцеленным разглашать об этом. Народ стекался к Нему отовсюду, и Он, занятый постоянно поучением народа и исцелением страждущих, почти не имел времени для вкушения пищи и для отдыха; но едва представлялась свободная минута, уединялся для молитвы к Своему Отцу. Но Иудеи высшего сословия – священники, старейшины, книжники и фарисеи презирали Господа Иисуса Христа: предрассудок, – будто бы Христос должен непременно явиться во славе царя, не допускал их признать Христом простого плотника; смиренный вид Иисуса Христа без земной славы и великолепия соблазнял их. Чем более учение и дела Христа Иисуса привлекали к Нему народ, и возбуждали уважение и любовь к Нему, тем более они приходили в зависть и досаду. Они были уверены, что когда явится Христос, то к ним первым обратится Он и сделает их Своими приближенными и любимцами, но вот они видят, что Иисус Христос приближает к себе и назначает учениками и апостолами рыбарей и мытарей, их же обличает в лицемерии, в излишнем чествовании субботы и крайней преданности внешним обрядам и вымышленным людьми преданиям, обвиняет в отметании, для сохранения человеческих преданий, самых заповедей Божиих и называет их слепыми вождями слепых. Это возбуждает в них злобу и ненависть к Нему, а великие дела Его приводят их в ярость. А потому они всячески стараются вредить Ему во мнении народа и распространяют о Нем хулы я клеветы, называя Его ядцею, винопийцею, другом грешников, разорителем субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Святая Церковь всегда сохраняла и будет в точности исполнять завет своего Главы и Спасителя. Так пусть умолкнут уста вольнодумцев, не знающих Писания, ни силы его, которые отвергают пользу молитв за усопших отцов и братий наших. Хотя отец евреев, Авраам, и отказался удовлетворить просьбу богача, мучившегося в аду, однако последний не хочет прекратить с ним беседы. Движимый ли желанием зла Лазарю, или доброжелательством к своим братьям, только богач обращается к Аврааму с новой просьбою. Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения (—27—28). «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в сие место мучения». Мучащийся богач знает, как живут его братья. Он сам так жил, а потому и в ад попал. Ад ожидает и братьев его. Да разве они не знают этого? Нет, и знать не хотят. Они не верят Божественному Откровению. Ведь сам богач, живя на земле, не руководствовался им. Он знает, что и братья его идут по его следам. Однако праотец Авраам удостоверяет, что Божественного Откровения совершенно достаточно для спасения человека. Глагола ему Авраам: имут Моисея и пророки: да послушают их (–29). «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их». Так, по словам патриарха Авраама, книги Моисея пророка и книги всех других пророков, значит, ветхозаветная Библия во всем составе, во времена Ветхого Завета были совершенно достаточным откровением Бога во спасение людей. Если бы богач и братья его слушали и исполняли все, что заповедано Богом и написано в священных книгах, то они никак не попали бы в ад. Лазарь спасся, не имея никаких иных откровений, кроме данных в Библии. И многие другие праведники наследовали блаженство, исполняя дарованные Богом заповеди. Но богач помнит, что братья его знать не хотят Откровения, данного Богом. Вот если бы последовало новое откровение чрез воскресшего из мертвых Лазаря, то они покаялись бы, как он предполагает. Ему кажется, что явление Лазаря обаятельно подействует на беспечных, нерадивых и ленивых, погрязающих в жизни греховной, братьев его. Ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются (–30). «Он же сказал: нет, отче Аврааме! вот если кто из мертвых приидет к ним, покаются». Богач настаивает, что появление на земле воскресшего из мертвых приведет в раскаяние братьев его. Он не ведает того, что кто не хочет поверить, никому и ничему не поверит. Так сказал и Авраам. Рече же ему. аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не иметь веры ( 31). «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают; то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». На этом и прекратилась беседа Авраама с богачом. Не продолжительна она была, но для нас весьма поучительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

  Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, — говорит, — бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, — падают? Как возможно, — говорит, — чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: «сильный» есть диавол; «вещи» его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником?   Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух   То, что Господь говорит здесь, означает следующее: люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение, по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, то получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святаго, то есть чудотворения, происходящие от Святаго Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотью Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены, как люди соблазнившиеся; а когда видели Его творящим дела Божий и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?   И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра, и матерь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Поэтому, когда братья отправились к стадам, отец сказал Иосифу: « Братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я » (ст. 13). Видишь, как отец любил детей? Видишь, как сын послушен? « И сказал ему Израиль: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ » (ст. 14). 3. Все это произошло для того, чтобы обнаружилось и расположение Иосифа к братьям, и убийственное намерение их против него. Имелся при этом в виду и образ будущего: в этих событиях, как на тени, предызображались события (евангельской) истины. Как Иосиф пришел посетить братьев, а они, не уважив ни братства, ни причины его посещения, сперва хотели было убить его, а потом продали иноземцам, — так и Господь наш, по человеколюбию Своему, пришел посетить человеческой род, приняв нам свойственную плоть и благоволив стать нашим братом. Об этом и восклицает Павел, говоря: « Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям » (Евр. 2:16, 17). Но неблагодарные иудеи замыслили умертвить Врача душ и телес, который ежедневно совершал бесчисленные чудеса, и привели в исполнение свой убийственный замысел, и распяли Того, Кто ради нашего спасения благоволил принять зрак раба. Но эти, предав Господа распятию, исполнили свое намерение, а братья Иосифа, хотя и имели замысел, но не привели его в дело. Образу надлежало заключать в себе менее истины (преобразуемой); иначе это не было бы образом будущего. Поэтому здесь (будущее) предначертано было только как бы в тени. Но заметь чудное дело. Они не убили, а продали и принесли отцу его одежду, вымарав ее кровью козла, желая убедить (отца), что юноша растерзан. Видишь ли, что все это происходило так, чтобы как в тени был один образ вещей, и сохранялась истина? Но возвратимся к порядку повествования. « И послал его , — сказано, отец его, — … и он пришел в Сихем. И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? » (ст. 14–16). Посмотри, с какою заботливостью он отыскивает своих братьев, — трудится, разведывает, делает все, чтобы их увидеть. « И сказал тот человек: … я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане. И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его » (ст. 17, 18). Размысли при этом о благопромыслительной премудрости Божией: они имели намерение умертвить его; а Тот, Кто все устрояет и всем располагает, попускает явиться всякого рода препятствиям к тому, чтобы, еще более прославив своего подвижника, привести в исполнение его сновидения. « Увидели они его , — сказано, — и … стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой–нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов » (ст. 18–20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос, – да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44, 45 ). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» ( Лк.23:34 ). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). О чем молиться, научает молитва Господня – «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. § 334. Молитва Господня. «Отче наш, Иже еси на небесех!» Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» ( Гал.3,26 ). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 5) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они – одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим». 6) Как старательно должны от грехов беречься, более же добрыми нравами Богу уподобляться, как сыновья своему отцу, если без зазрения совести хотят Его призывать и называть Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010