Иерусалим в это время представлял огромный лагерь пилигримов: площади, улицы (по сторонам), крыши домов, сады, дворы, окрестные поля, горы и долины – всё застраивалось палатками. Главные постановления и обычаи праздника содержали указания и намёки на те чудные дела Иеговы, которых свидетелем был Израиль в продолжение длинного времени странствования в пустыне. Совершавшаяся каждое утро во храме жертва возлияния напоминала о воде, чудесно изведённой из каменной скалы Моисеем. Брали в руки ветви древесные, особенно красивых дерев, пальмовые, широколиственные и вербу речную, и так веселились пред Господом. Так как праздник приходился вскоре после собирания плодов ( Втор. 16:13 ), то весело праздновали его, давали большие пиршества, и вина было немало по собранию винограда. Праздник был такой весёлый, что Плутарх сравнивал его с праздником в честь Бахуса (у язычников). Это был последний из великих праздников (осенний); такого праздника не было уже у иудеев до Пасхи (полгода). 3. Ин. 7:3 . Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин. 2:12 ; Мф. 12:46, 13:55 п.; Деян. 1:14 ; 1Кор. 9:5 ; Гал. 1:19 . 4. Ин. 7:4 . Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ин. 3:20, 6:30, 18:20, 11:54, 14:22 . 5. Ин. 7:5 . Ибо и братья Его не веровали в Него. Пс. 68:9 . Братья Его: названные, а не родные (см. Мф. 13:55 и 3–5 парал.; Мф. 1 и прим.). – Сказали Ему и пр.: речь их объясняется тем, что они не веровали в Него, как замечает далее сам евангелист (ст. 5). – Выйди отсюда: т. е. из Галилеи, где доселе в продолжение полутора лет действовал Христос, и иди в Иудею, и именно в Иерусалим на праздник кущей, куда на то время стекалась со всех сторон огромная масса народа. – Чтобы и ученики Твои и пр.: под учениками разумеются, очевидно, последователи Господа в Иудее и других местах, кроме Галилеи. Что таковые были в Иудее, и во множестве, на это указывает прежнее замечание евангелиста о них – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братья, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поедающую горы и дебри, поджигающую всю землю и дела, которые на ней! Тогда, возлюбленные, от такого огня реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, по написанному, небеса свернутся, как свиток книжный ( Ис. 34, 4 ). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранных Его от четырех ветров, как сказал Господь, от края небес до края их ( Мф. 24, 31 ); тогда увидим, по обетованию Его, новое небо и новую землю ( Ис. 65, 17 ). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный Престол и явившееся знамение Креста, на котором Христос волей за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святой скипетр Великого Царя, каждый, наконец, уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30), и для всех сделается известным, что вслед за этим явится Царь. В час сей, братья мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его – и добрые, и худые – стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их перед Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные, и они предстанут радостными, светлыми, славными, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2, 13 ). Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: Вот, жених идет ( Мф. 25, 6 ), вот, приближается Судия, вот, является Царь, вот, открывается Судия судей, вот, Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! – тогда, христолюбцы, от вопля того содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны, тогда на всякого человека, братья, придут теснота и страх, и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную, ибо, по написанному, силы небесные поколеблются ( Мф. 24, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

«Если Ты творишь такие дела», т.е. дела чудесные, которые могут оправдывать Твои притязания, то Ты должен не в провинциальной неизвестности оставаться, а выступить перед всем иудейским миром, и в подходящем месте. Ин.7:5 .  Ибо и братья Его не веровали в Него. В объяснение предложения братьев Господа евангелист говорит, что тогда они не веровали в Него. Они, в самом деле, не могли признать в Нем Того, Кем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, которые совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. В этом они сходились с прочими иудеями (ср. Ин.12:7 ). Но, с другой стороны, они не прервали общения со своим названным братом, они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве, тогда и они пойдут за Ним. Ин.7:6 .  На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Ин.7:7 .  Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Ин.7:8 .  Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Господь не отвечает братьям по существу, потому что они не в состоянии были тогда понять Его слов как должно. Он говорит им только то, что для них вполне понятно, а именно указывает на опасности, каким бы подверг Он Себя, если бы теперь же отправился в Иерусалим. Его «время», т.е. время для полного обнаружения Его достоинства, еще не наступило. Конечно, это время обнаружения Мессианского достоинства для Христа должно наступить, но это будет иметь место не в праздник Кущей, а в следующий праздник Пасхи. Ин.7:9 .  Сие сказав им, остался в Галилее. Ин.7:10 .  Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. Однако Господь, после того как Его братья ушли на праздник, и Сам отправился в Иерусалим, хотя и один, как будто тайно. Это изменение в принятом решении подало еще неоплатонику Порфирию повод упрекать Христа в непоследовательности, в неверности Своему слову. Но на это возражение, повторяемое и теперь рационалистами, нужно сказать, что Христос сказал братьям, что не пойдет на праздник Кущей открыто, с торжеством, как Мессия-царь, но Он не говорил, что вовсе не отправится в Иерусалим даже как обыкновенный богомолец. Таким богомольцем Он и идет теперь на праздник, не возбуждая при этом ничьего внимания к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тут народ обступил Господа, народ жаждущий видеть Его лик, жаждущий Евангелия Его. И Господь обратил взор Свой от того чудного видения к народу и пошел из пустыни с народом, ведя его за Собой. И тысячи глаз были устремлены только на Него. О если бы взоры и нашего народа были на Него направлены, только на Него, единственного Спаса и Бога нашего! В минувшую войну, многие власть имущие оберегали своих сыновей и родных от военной опасности и устраивали их на несложные и легкие должности в тылу. Но были благородные и праведные властители, посылавшие своих сыновей на передовую. Первые потерпели позор перед лицом народа, а вторые прославились. Вот и Господь посылал родных Своих на передовую великой Духовной Войны, Которую начал Он в мире и в которой Он принял первые удары на Себя. По слову Своему – «не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ). Это не значит, что Христос не любил Своих родных и друзей, совсем не значит. Именно потому что Он любил Своих родных и близких, Он попускал им несение тяжкого креста страданий, чтобы достигли они Царства небесного тесным и скорбным путем. Самозванный пророк Магомет оставил своим родственникам и внукам царствовать в земном царстве после него. И они один за другим, или один ценой другого, убийца на месте убиенного, всходили на престол и правили людьми и народами. Но Господь не так награждал Своих родных в этой краткой быстротечной жизни, но готовил им награду небесную, в вечном Царстве света и истины, чтобы даровать их тем, кто здесь на земле покажут себя родными Ему по духу и жизни, и которые приносят плод в терпении ( Лк. 8:15 ). Не делал благой Господь, единственный человеколюбец, разницы между родными и неродными. Один путь спасения Он открыл всем. И за всех пролил Свою пречистую Кровь. И всех звал стать Его сродниками по духу и жизни. Однажды некто сказал Ему: «вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников своих, сказал : вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь» ( Мф. 12:47–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Предание указывает и место этого события: это гора, находящаяся на южной стороне Назарета. Она спускается отвесным обрывом, сажен в 15, до узкого уступа, и оттуда идёт новым обрывом в бездну, сажен на пятьдесят, упираясь в долину Ездрилонскую. В Капернауме Иисус, постоянно окружаемый народом, сотворил множество чудесных исцелений. Но и величайшие чудеса не могут производить благотворного действия на врагов, ослеплённых завистью и злобою. По поводу исцеления бесноватого возгорелся яростный спор в Капернаумской синагоге. Фарисеи и другие враги Спасителя стали уверять, что все эти чудеса происходят от силы действующего в нем Веельзевула. Иисус Христос отверг обвинение клеветников и заставил их молчать, назвав их слова тяжким грехом против Духа Святого, не прощаемым вовеки. Пресвятая Богородица и с Нею другие сродники по плоти знали ненависть к Нему сильных врагов и, опасаясь печального исхода, пришли взять Иисуса и тем спасти Его от ярости врагов; но за теснотой не могли пройти к Нему. Враги Его воспользовались этим случаем, чтобы помешать продолжению Его проповеди и возбудить в народе недоверие к Его небесному происхождению указанием на Его земных родственников. «Вот Мать Твоя и братья, и сестры Твои стоят вне дома и спрашивают Тебя», – поспешили они сказать Ему. Но Иисус Христос, желая научить людей, что Он Сын Марии по плоти, но в то же время Он есть воистину Сын Божий, пришедший в мир для спасения грешных, что Ему надлежит проповедовать Евангелие и прежде всего творить волю Отца Небесного, отвечал: «Кто матерь Моя и кто братья Мои? – и, указывая на сидящих вокруг Себя, продолжал: – Вот Матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Этими словами Он ясно указывает на высшие обязанности, для которых Он пришёл в мир, и поставляет духовное выше плотского. Этими словами Он изображает достоинство Богоматери, самой внимательной слушательницы и исполнительницы Его Божественного учения, и Сам же Он свидетельствует эту истину: когда некая женщина, слыша учение Его, громко воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» – Он немедленно отвечал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Этими словами Иисус Христос возвышает достоинство Своей Матери, блаженной не только потому, что Она родила Богочеловека, но и ещё более блаженной потому, что никто не внимал Его словам, и никто не сохранял их в своём сердце с такою верою и с таким сочувствием, как Его Пречистая Матерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

И все же, братья и сестры, борьба с подобного рода грехами возможна. Например, сказано: « 9 . Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники; 10 . ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. 11 . И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор:6). Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет. Павел говорит, что они изменились к лучшему - не то, чтобы вообще избавились от греха, что в этой жизни невозможно. Но перестали подчиняться желанию греха, что в добропорядочной жизни возможно». Братья и сестры, надо запомнить – всякая победа возможна только со Христом и во Христе и без Него мы не способны омыться, освятиться и оправдаться. Сказано: ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника, разве за благодетеля, может быть, кто-то решиться умереть. Но Бог свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5: 6-8).  «Братья и сестры, уповая, верую на Христа и Его искупительный подвиг, мы можем преодолеть соблазны любого греха. Особенной силой в нашем спасении может оказаться и добрая исповедь. Сказано – признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Много может усиленная молитва праведного» ( Иак 5: 16).  И вот сегодня в храмах читали заповеди блаженств. Там сказано: «Блаженны плачущие». Некоторые неправильно понимают, о чем это. А блаженный Феофилакт говорит: плачущие не только о своих грехах, но и о грехах других людей. То есть, если кто-то тебе признался в своем грехе, чтобы ты за него молился. То ты должен оберегать тайны этого человека в том смысле, что не позорить его, а помогать ему выбраться из этого состояния. Как и Авва Дорофей говорил: «Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для него слов исправления».

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

Рассуждение Авва Иоанн Колов спросил монахов: «Кто продал Иосифа?» Один ответил: «Его братья». На что старец [возразил]: «Не братья, а его собственное смирение. Иосиф мог объявить, что он их брат, и воспротивиться продаже, но он об этом промолчал. Итак, продало его смирение, но это самое смирение потом сделало его властителем Египта». Мы слишком усердно обороняемся от внешних неприятностей, нередко противясь воле Божией, потому и теряем плоды, которые [можно было] бы пожать в конце этих искушений, перенесенных со смирением. Авва Пимен мудро говорил: «Мы оставили бремя легкое , то есть самоукорение, и нагрузили [на себя бремя] тяжелое, то есть самооправдание». Христианин принимает всякое огорчение как заслуженное своими нынешними или прошлыми грехами, во всем с верой исследуя волю Божию и с надеждой ожидая конца. Созерцание Да созерцаю вознесшегося Господа Иисуса, а именно: 1) как простым и смиренным тружеником начал Он Свое спасительное дело на земле; 2) как окончил Он Свое спасительное дело Своим досточудным и славным Вознесением на небо. Проповедь о посрамлении идолопоклонников Осрамил себя дом Израилев... говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» Иер. 2:26.27 Воистину, братья, посрамятся все те, кто не видит дальше дерева и камня и в безумии своем говорит: «Человек – весь из растений и минералов, и с ним бывает то же самое, что и с растениями, и с минералами». Обернувшись спиной к Творцу, они и не способны видеть ничего, кроме творений; и, забывая Творца, провозглашают творцом тварь. «Природа, – говорят они, – человека и создала, и родила; поэтому человек меньше природы, ниже природы, раб в окружении природы, невольник на цепи природы, мертвец в могиле природы». Посрамятся говорящие так, когда посетит их беда, и возопят к Богу: встань и спаси нас! Почему кричат они Богу: встань! – словно Бог лежит? Не лежит Бог, а стоит: стоит и ждет, готовый оказать услугу каждому, кто попросит о том с верой и смирением. Но те, кто, уповая на собственные силы, лобызал дерево и камень, – они повалили Его в жизни своей и выбросили Его вон из своего бытия. Оттого-то, когда придавит их скорбь, они и кричат Ему: встань!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

III 2Фес.3:1 . Вспоминайте же о нас в молитве вашей, братья, дабы слово Божие 2505 распространялось в приемлющих его и прославлялось посредством дел слушателей его во всех местах, как и у вас. 2Фес.3:2 . И да избавимся от бесчинных и лукавых людей, то есть от преследователей и лицемеров, ибо не всех есть (не всем дается) вера, хотя по любви своей мы ревностно возвещаем её каждому человеку. 2Фес.3:5 . И Господь да очистит 2506 сердца ваши от всяких соблазнов и от всяких страстей в любви Божией. 2Фес.3:6 . Повелеваем вам, братья, как Апостолы Христовы, чтобы удалялись вы от всякого брата, поступающего бесчинно. 2507 2Фес.3:7 . Как и должно вам подражать нам, потому что мы не бесчинствовали у вас. 2Фес.3:8 . И никогда даром хлеб не ели 2508 у кого-либо. —252— 2Фес.3:9 . Не потому, чтобы не имели мы власти на такое вознаграждение за труды и заботы наши, но дабы себя самих образцом дать вам для подражания нам. 2Фес.3:10 . Итак, если вы имели нужду в образце для подражания, то таковым были мы, – если вам нужно было слово, мы говорили, – если понадобилось послание, мы написали, что кто не хочет работать, пуст не ест. 2Фес.3:11 . Ибо мы услыхали 2509 теперь, что некоторые у вас бесчинно поступают, 2510 ничего не делая, но лукавствуя и предаваясь праздности, чем наносят вред ближним и погубляют души свои. 2Фес.3:12 . Тем, кои таковы суть, даем заповедь и увещаем (их), чтобы они, с безмолвием 2511 работая, свой хлеб ели. В словах: «с безмолвием да работают» разумеются те из них, кои проповедовали о дне Господнем, что он уже настает, говоря: зачем нам работать, если уже настает пришествие Господа, – так что не только сами ничего не делали, но и других отвлекали от дела. 2Фес.3:13 . Вы же, братья, не унывайте, делая добро, кому должно. 2Фес.3:14 . Если же кто не послушает слова нашего, того заметьте и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдился. 2Фес.3:15 . Однако не как врага считайте его, дабы не лишить его той пользы, какую может иметь он от ближнего своего, но вразумляйте его со скорбью, как брата, как отсеченный и отверженный член от совершенного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия внутри и извне посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего, Спасителя своего, так, как не бывало никогда, попрали дерзновенно все заповеди Его и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывороченного наизнанку, и всю жизнь свою, особенно так называемая несчастная наша обезумевшая интеллигенция. Тяжки, крайне болезненны удары, посланные нам от Господа Бога, но эти удары и наказания – отеческие, временные, посланные нам для вразумления и наказания. После Бога и Богоматери и всех святых вся Россия на вас, дорогие братья, обращает взор свой, возлагает надежды свои, ожидая совершенной победы во имя Господни над врагом, со всех сторон ополчившимся против нас. „Дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа“, говорит от лица Божия вдохновенный пророк: ещё он говорит: „Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой. Когда же придёте в сражение, тогда пусть обойдёт священник и говорит войску и скажет ему: „Слушайте, вы сегодня вступаете в сражение с врагом вашим, да не сробеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идёт с вами, чтобы сразиться за вас с врагом вашим, спасти вас. Но притом не забывайте исполнять и заповеди Бога вашего, соблюдайте и исполняйте их от всего сердца и от всей души вашей и благословенны вы будете при выходе вашем“ ( Втор.30:1–10 ). Предаёт, братья, вам Господь врагов ваших, восстающих на вас: одним путём они выступят против вас, а семью путями побегут от вас“ ( Втор.28:7 ). Помните же, дорогие братья, честно сражающиеся на поле брани за веру, Царя и отечество, что с вами Господь и будет Сам сражаться с в ми, если твёрдо возложите на него надежду вашу, ибо не множеством воинства спасёт Господь, не орудием смертоносным, но всемогущей силой Своей. Помните солнечное явление креста на небе царю Константину и войску его с надписью звёздами вокруг креста: „Сим победиши“, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь. Ныне, братья мои, читано было Евангелие о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Повторим эту историю о чуде понятным для всех языком. После того, как Господь услышал об отсечении главы Крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Как видно далее, Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему Небесному и молитвой облегчить сердце Свое, стесненное скорбью о насильственной смерти великого Пророка и Предтечи Своего. Ах, братья, и Господу не чужды были скорби, и скорби великие, смертельные, как Сам Он говорил перед Своими страданиями: «прискорбна есть душа моя до смерти» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). Так, Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве перед Отцом Своим Небесным скорбь Свою – по друге Своем Иоанне Крестителе. Но оставит ли народ великого Чудотворца и сладкоречивейшего Учителя? И вот народ пошел за Ним из городов пешком; многое множество идет за Ним. Видит Господь толпы идущего за Ним народа, сжаливается над ним, и, обратившись, исцеляет больных, которые у них были. Но народ не отстает от Господа, а все идет дальше и дальше от своих селений. Стал уже вечер. Подходят к Спасителю ученики Его и говорят: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе хлеба. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф.14:13–21 ). Когда я прочитал, братья, это Евангелие, мне пришли на память весьма многие примеры, как Святые Божии человеки, живя на земле, не усумлевались никогда и из малого своего достояния питать алчущих и как Господь чудесно умножал им хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010