И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Пришел к нему Иван. Увидал он пьянство брата, его гульбу да пирушки и... слова замерли на устах его. Стоял он и молчал. Василий на смех его поднял и глубоко обидел. Вернулся Иван домой с тяжелым сердцем. Еще сильнее загорелась вражда между братьями. Тяжесть глубокая лежала у них на сердце. Благословил Бог семьей Ивана. И хозяйство у него шло порядочно. Начал он жалеть бобыля брата. Мучила его их ссора, покоя не давала. Сегодня увидел Иван в церкви своего брата. Мрачный да задумчивый стоит Василий. Верно, не легко и ему живется со злом на сердце! Умилилось сердце Ивана. Увидал он, как прощались поселяне между собой... Пришел и он от души помириться и порадеть брату. Кончилась вечерня. Ушел из храма священник. Скоро запрут и церковь . Подошел Иван к брату. – Прости, брат, Христа ради, бросим ссору нашу, помиримся! говорит он и кланяется в ноги брату. А у самого слезы на глазах. Тихо и искренно звучит голос. Посмотрел Василий на брата, потупился. Помолчал он и тоже поклонился брату до земли. – Прости, брат Иван, и меня ради Господа! Рад я помириться с тобой! Говорит это парень, а сам отвертывается, слезы смахивает. Обнялись братья, расцеловались. Сладко, сладко у них на сердце... Забыта вражда братская. Мир да любовь в сердце. Ликуют ангелы на небеси! Слава в вышних Богу! («Кормчий» 1888 г. 2). 4. Библейские примеры прощения обид I. Иосиф. После смерти Иакова все дети его, братья Иосифа, опасаясь, чтобы он не стал мстить им за то зло, которое они некогда сделали ему, продав его в рабство в Египет, где по устроению Божию он вскоре сделался первым при дворе фараона министром, послали сказать ему, что отец пред смертью завещал ему простить их за грех их против него: «скажите Иосифу, – говорил он: – прости братьям твоим, рабам Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, пали пред ним и сказали: «вот мы рабы твои». Иосиф, успокаивая их, сказал: «не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть, и сохранить жизнь великому числу людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если же страж, видя идущий меч, не затрубит в трубу, и народ не будет предостережен, между тем меч придет и отнимет душу у кого-либо из них, то сей взят будет за грехи свои, но кровь его Я взыщу от руки стража» 121 . Итак, меч есть суд, и труба – Евангелие, а страж есть епископ, поставленный над церковью. Итак, епископ, когда ты проповедуешь, ты должен засвидетельствовать и укрепить суд, как в Евангелии, ибо также и к тебе сказал Господь: «И ты, человече, являешься стражем, Я дал тебя дому Израилеву, дабы ты слушал слово из уст Моих, и предостерегал и возвещал от лица Моего. И если Я скажу нечестивому: нечестивый, ты должен смертью умереть, а ты не станешь проповедывать и говорить о том, что нечестивый должен оставить свое беззаконие, то нечестивый умрет вследствие нечестия своего, но кровь его Я взыщу от руки твоей. А если ты предостерегаешь нечестивого от пути его, и он не внимает тебе, то нечестивый умрет вследствие нечестия своего, а ты спасешь душу твою» 123 . Поэтому, должны также и вы, так как на вас падает вина тех, которые грешат в неведении 124 , проповедывать и свидетельствовать, увещать и открыто порицать непристойно ведущих себя. Итак, по причине того, что мы часто говорим и повторяем (это), любезные братья, мы остаемся невиновными, ибо вследствие многообразного научения и частого слышания происходит то, что кто-либо чувствует стыд, делает добро и отстает от зла. Ибо и Господь сказал в законе: «Слушай Израиль!» 125 и до/сего дня они не слушали. И снова в Евангелии напоминает Он и говорит часто: «всякий, имеющий уши слышать – да слышит! 126 , и они не слышали, не слышали и те, которые считали себя слышавшими, ибо тотчас же впали они в пагубные//ереси, о которых еще должно быть сказано решительное слово 127 S 14/L11//CA II. 7, 8, 9, 10///.///Ибо мы не думаем, братья, чтобы тот, кто сошел в воду крещения, стал снова совершать мерзкие и непотребные деяния беззаконных язычников. Так как ясно и известно каждому, что всякий, делающий после крещения злое, осуждается на геенну.///Но мы знаем, что и язычники имеют обыкновение сеять клеветы, потому что мы не желаем смешиваться с ними и иметь с ними никакого общения. И через клевету язычников наши братья приобрели большее упование, ибо Он сказал в Евангелии следующее: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправильно злословить за Меня 128 . Радуйтесь и веселитесь,, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и отцы ваши пророков, бывших прежде вас» 129 . Итак, блажен тот, кого они клеветнически злословят, так как через это он испытуется; ибо Писание говорит: «Человек, который не искушается – не испытан» 130 . Но если относительно кого-либо будет доказано, что он совершил непотребные деяния, таковой не христианин, но лжец и принял религию Господа из лицемерия 131 , и поэтому беспорочный и нелицеприятный епископ должен избегать тех, нечестие которых обнаружено и истинно и открыто доказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Созерцание Да созерцаю чудесное превращение жезла в змея и змея – опять в жезл (Исх. гл. 4), а именно: 1) как Господь, сотворивший и змея, и жезл из праха, может Своей силой – в высших целях – претворять мертвое в живое и живое в мертвое; 2) как и мою засохшую во грехе и умерщвленную душу Господь способен, по моей вере и молитве, обратить в жизнь. Проповедь о радости от веры во Христа ...Которого (то есть Христа), не видевши, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною. 1Пет. 1:8 Это слова святого апостола Петра. Он видел Господа и любил Его. Он лицезрел Господа и веровал в Него. Именно поэтому хвалит он любовь тех, кто не видел Господа, и веру тех, кто не взирал на Него своими очами. Сам Господь сказал: Блаженны невидевшие и уверовавшие [в серб, букв.: Благо тем, которые не видели и веровали . – Пер.] ( Ин. 20:29 ). Блаженны не видевшие Господа так, как видел Его Апостол, и, однако же, любящие Его апостольской любовью. Блаженны не взиравшие на Господа так, как взирал на Него Апостол, и, тем не менее, верующие в Него апостольской верой! О братья мои, если не видим мы Господа, то видим Его дело, озарившее всю человеческую историю с одного конца до другого и просветившее духовной значимостью всякую тварь под небесами. Если не видим мы Господа, то созерцаем Его Святую Церковь , созидаемую на Его Пречистой Крови из многочисленных святых и праведных [людей], а также из несметного числа душ, крещаемых во имя Его из века в век. Если [и] не взираем мы на Господа лицом к лицу, как лицезрели Его Апостолы, [то] верим, что Он среди нас во Плоти и Крови, которыми, по Его заповеди, мы причащаемся, и, причащаясь, радуемся радостью неизреченною . Жив Господь, братья, и близко Господь! Это – наша непоколебимая вера и это искра огня, возжигающего наши сердца в пламень любви ко Господу, живому и близкому. А коли знаем [мы], что Господь, Создатель наш, по любви сошел на землю и стал ради нас человеком, а к тому же – что был Он умерщвлен и [по Воскресении Своем. – Пер.] явился живым, – то какие еще более твердые устои требуются нашей вере и какое более прочное основание [нужно] нашей любви!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Блаженны миротворцы...». «Ужасная и страшная для всех тайна разлучения души с телом, ибо душа с плачем отходит, а тело погребается, предаваясь земле. Поэтому и мы, познавши свой конец, поспешим к Спасителю, взывая со слезами: «Вспомни и нас, когда придешь в Царство Твое». »Блаженны изгнанные…». «О, люди! Зачем так горько рыдаете обо мне? Зачем напрасно скорбите?«Так возвещает всем скончавшийся, ведь смерть есть успокоение для всех». Об этом мы узнаем и из слов Иова: «смерть для человека есть покой». Поэтому со святыми Твоими упокой, Боже, принятого Тобою». »Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать…». «Премудрый Павел, наставляя всех, ясно предсказал о конце мира, что тогда мертвые, по Божьему повелению, восстанут нетленными, а мы изменимся. Для этого громко возгласит труба архангела и пробудит спящих от начала мира. Поэтому со святыми Твоими упокой, Боже, принятого Тобою». " Радуйтесь и веселитесь…». «Отшедший от нас, лежащий в гробе умерший, желая всем добра, так взывает: «подойдите ко мне, жители земли, и, видя телесную красоту почерневшей, познайте через это, братья, свой конец». Поэтому поспешим к Спасителю, взывая со слезами: упокой со святыми твоими, Боже, принятого Тобою». Слава и ныне: «Сверхъестественно, без семени, во чреве Своем зачала Ты, Владычица, Предвечного Бога и плотию родила Ты Бога и Человека, неизменно и неслиянно. Поэтому и мы, всегда исповедуя Тебя Богородицей, с верою взываем к Родившемуся от Тебя Богу: вспомни и нас в Царстве Твоем». Прокимен, гл. 6: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, Господи». Стих: «Душа его пребудет во благе». Апостол к Римлянам. " Братья, кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дни, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

11 ст. Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да у правит путь наш к вам. Впрочем, вручаю себя в волю Божию, сам Господь да управит путь мой к вам. 12 ст. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг ко другу и ко всем, какой мы исполнены к вам, 13 ст. чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. Приду или не приду к вам, но молю Господа, чтобы Он усовершил вас в любви как друг к другу, так и вообще к людям, какой мы преисполнены к вам. Молю Господа, чтобы чрез любовь вы явились чистыми и непорочными в своих сердцах пред лицом Отца нашего небесного, когда Господь наш Иисус Христос придет опять в мир, во славе своей, со святыми ангелами и сонмом святых, судить живых и мертвых. Глава 4-я В 4 гл., с которой идет нравоучительная часть послания, апостол просит Солунян, чтобы они жили согласно тем заповедям Господа, которым научил их он – Павел. Согласно этой воле Божией, они должны оставить блуд, противозаконные и корыстолюбивая действия друг против друга, а взамен этого жить в непорочности, святости и в любви друг с другом, занимаясь каждый своим делом и не смущая своей праздностью неверующих. 1 ст. За сим, братья, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, принявши от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали. И вас, братья, прошу и молю ради Господа Иисуса Христа, чтобы и вы с своей стороны, старались все, чему мы вас научили, осуществлять и проводить в свою жизнь и, угождая Богу, все более усовершались в том. 2 ст. Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. 3 ст. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4 ст. чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5 ст. а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. Все, чему я вас научал, есть не мое учение, а воля Божья. Воля же Божья такова, чтобы вы были святы, т. е. чисты и непорочны по своей жизни. Вот почему вы первее всего должны воздерживаться от блудной, распущенной языческой жизни. При этом вы, христиане, должны быть святы и чисты не только по душе, но и по телу, и этим должны отличаться от язычников, которые, не зная Бога истинного, живут в похотях сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Один благочестивый пастырь, знакомый мой, рассказывал мне чистосердечно, что он молитвой веры в простоте сердца испросил у Господа и Пречистой Богородицы множество чудесных благодеяний Божиих простым людям, просившим его молитвенной помощи, и в доказательство готов был представить мне лично всех тех, которые удостоились милостивого посещения Божия и живым голосом могли засвидетельствовать истину его слов. «Я, – говорил он о себе, – обыкновенный смертный, человек многогрешный, не отличаюсь от других людей никакими подвигами: ни пощением, ни всенощными стояниями на молитве, позволяю себе есть и пить дозволенное – у себя и у людей, но имею только веру в Господа, живу во всегдашнем покаянии,  за все благодарю Господа, что ни получаю от Его щедрот, и не остаюсь в стыде. Я каждый день получаю спасение от живоначальной десницы Божией, каждый день Господь окружает меня радостями избавления.  Если кто просит меня помолиться с ним о нем, я не отрицаюсь, если только примечаю в просящем искреннюю веру и искреннее желание спасения – и вера и упование не посрамляют». Вот видите, братья, и в наше время, скудное верой, верующим можно испрашивать у Господа все нужное  ко  спасению. Веруйте же все несомненно в Господа, Который с нами пребывает и пребудет во все дни до скончания века, живите благочестиво, кайтесь искренне, исправляйте жизнь свою, просите у Господа с несомненной верой доброго и полезного – и получите. Аминь. 25 июня 1904 г. Наши слепцы. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице Тогда Иисус коснулся глаз их (двух слепцов), и сказал: по вере вашей будет вам. И открылись глаза их. ( Мф. 9:29–30 ) Вологда. Фрески Софийского собора. Исцеление двух слепцов. Нынешняя евангельская история повествует нам, возлюбленные братья, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом и кричали: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал». А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той ( Мф. 9:27–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

§ 480. В Церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различия которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал.5:1 ). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть свобода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ). И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, господ и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невозможно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» ( 1Кор.7:22 ). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внешнего различия не отнимает Господь, но повелевает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» ( 1Кор.7:24 ). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, должность есть, вкратце представляется. § 481. Должность господ к своим рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1:9—10). И снова: Ведь кто наша надежда, или радость, или венец торжества, если не вы пред Господом нашим Иисусом Христом, в пришествие Его (2:19). И еще: Пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его (3:13). Увещевая не скорбеть сильно о тех, кто умер, он вместе с тем говорит и о времени воскресения: Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то Бог тех, которые умерли через Иисуса, приведет с Ним. Ибо мы это говорим вам словом Господа, что мы живые, оставшиеся до пришествия Господа нашего, не опередим тех, которые почили. Потому что Сам Господь при возвещении, при голосе архангела, при трубе Божьей сойдет с неба; и умершие во Христе первыми воскреснут, а потом мы, живые, вместе с ними будем подняты на облаках навстречу Христу на воздух, и так всегда будем с Господом (4:14—17). Где же слышится голос архангела, где труба Бога, если не в покоях еретиков? Ибо хотя евангельское слово, которое уже призвало их, может быть названо трубою Бога, однако они или должны были уже умереть телесно, чтобы могли воскреснуть (иначе как они живут?), или взяты на облака (а иначе как они здесь находятся?). Поистине, они — несчастнейшие, как называет апостол тех, которые будут питать надежду только в этой жизни (1 Кор. 15:19), исключив то, что обещано после нее (ибо они спешат получить все заранее), и блуждая вокруг истины, как Фигелл и Гер–моген  . И поэтому Святой Дух во всем Своем величии, предвидя подобные мнения, добавляет в Послании к Фессалоникийцам: О временах же и сроках нет необходимости писать вам, братья. Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет так, как вор ночью. Когда будут говорить: «мир» и «безопасность», тогда их постигнет внезапная погибель (1 Фесс. 5:1—3). И во втором Послании к ним же апостол пишет с еще большей тревогой: Умоляю вас, братья, ради пришествия нашего Господа и нашего присоединения к Нему, чтобы вы не спешили смущать свой ум и беспокоиться ни из–за духа, ни из–за слова (конечно, лжепророков), ни из–за послания (конечно, лжеапостолов), якобы нашего, будто уже наступает день Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Сирийская дидаскалия: Апостол. Уставы: Кн. 1 гл. 1 «Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим из язычников в Господа Иисуса Христа, благодать вам и мир от Вседержителя Бога через Господа Нашего Иисуса Христа да умножатся в познании Его. Гл. 1: Насаждение Божие и святой виноградник Церкви, избранный из тех, которые уверовали в истину веры Своего Господа и чрез свою веру утвердили господство над миром, получили силу и причастие Святаго Духа и чрез Него возвысились и утвердились в вере, сущие братья... чистые и наученные от Бога Отца Иисуса Христа, получившие откровение от Бога и называющие Всемогущего Бога Отцом, наследники и братья Возлюбленнаго Сына Его, слушайте учение от Бога, вы, которые сделались провозвестниками учения Его и того, что из учения Спасителя Нашего написано. Насаждение Божие, кафолическая Церковь и виноградник Его избранный, уверовавнпе в незаблудное (πλαν) благочестие Его, как плод веры стяжавшие царство Его, получившие силу Его и причстие Святаго Духа, вооруженные о Господе и огражденные страхом Его, участники окропления Чистою и Невинною Кровию Христа, получившие право Вседержителя Бога называть Отцом. сонаследники и соучастники Возлюбленнаго Отрока Его: слушайте священное учение вы – по повелению Спасителя крепко держащие обетование Его, согласное с славными вещаниями Его» . Весьма характерное распространение сжатого сирийского изложения представляет следующее параллельное место в Апостольских Уставах. Сирийская дидаск.: Гл. 21 «И Иуда при шел с книжниками и старейшина- ми народа и предал Нашего Господа Иисуса. Но это случилось в среду, потому что мы уже во вторник вечером ели и вышли на Масличную гору, а в ночь взяли они Нашего Господа Иисуса и в следующий день, который был среда, Он оставался под стражею в доме первосвященника Каиафы, и в этот день вожди народа собрались и совещались о Нем. И опять на следующий день, который был четверг, привели они Его к наместнику Пилату, и Он оставался опять под стражею у Пилата в ночи, следовавшей за четвергом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010