444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В повестку дня благочиннических съездов, которые назывались также благочинническими собраниями и действовали под председательством благочинных, входили такие вопросы, как меры к охранению православной веры от распространения католической пропаганды (в западных епархиях), о противодействии старообрядчеству и сектантству, о миссионерстве среди иноверцев, о воскресных и праздничных беседах приходских священнослужителей с народом, о распространении в народе грамотности, об открытии и содержании церковноприходских школ, о комплектовании благочиннических и приходских библиотек. Значительное место на съездах занимала также тема церковного проповедничества. Благочиннические съезды имели попечение о состоянии приходских храмов, обсуждали меры по изысканию средств на их ремонт, на строительство новых церквей, а также на содержание духовенства и причтов. На благочиннических съездах уделялось внимание религиозным и нравственным качествам клириков, их поведению в храме и вне храма, на съездах разрешались недоумения и конфликты между клириками, принимались меры по исправлению нерадивых священнослужителей и причетников. Епархиальной властью благочинническим съездам предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и о заслугах клириков, которые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещении или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, которые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в конце 1860-х годов благочиннических советов, которые избирались баллотировкой всего духовенства благочиннического округа с последующим утверждением избранного кандидата епархиальным архиереем, обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В некоторых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, а в последнем случае дело переносилось на благочиннический съезд. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Дарование духовенству права выбора благочинных, улучшение быта причта кафедрального собора и другие распоряжения, благодетельные для духовенства Сразу по вступлении Высокопреосвященного Вениамина в управление Иркутской епархией, духовенство увидело в нем не начальника, а отца. Через несколько дней по приезде в Иркутск, а именно 20 августа 1873 года, он устраивает отечески-архипастырский совет с собранным в его келии духовенством г. Иркутска и уездным. На этом совете Архипастырь сам выразил желание – даровать духовенству право выбора благочинных с учреждением благочиннических советов и благочиннических съездов. Для обсуждения этого вопроса владыка предложил духовенству образовать комиссию из градских и уездных священников, под председательством кафедрального протоиерея, которая тотчас же и была образована. 30 августа того же 1873 года, Архипастырь утвердил составленную означенной комиссией инструкцию о выборе благочинных, благочиннических советах и благочиннических съездах; § 24 инструкции постановлено производить вознаграждение благочинным, половину коего заимствовать из кошельковых сумм, а другую половину из взносов самого духовенства 50 . Цифра этого вознаграждения в последствии определена в 150–400 р. Таким образом, духовенство Иркутской епархии, сразу по приезде нового своего Архипастыря Высокопреосвященного Вениамина, и без всякой просьбы со своей стороны, было осчастливлено им дарованием ему права выбора благочинных. Нельзя сказать, чтобы право это было маловажно для духовенства. Если духовенство многих Российских епархий еще в самые недавние времена жаловалось на злоупотребления своих благочинных, то тем более злоупотребления эти были возможны у нас в Сибири, где некоторые благочиния отстоят от епархиального города на расстоянии более тысячи верст. Про злоупотребления властью наших благочинных в доброе старое время существует у нас множество самых сказочных преданий. Например, на наших уже памятях был в одном отдаленном городе епархии благочинный, который своей властью запрещал в священнослужении не угодивших ему простецов священников, а причетников награждал стихарями; другой, смененный уже блаженной памяти Преосвященным Парфением, не стеснялся сечь розгами причетников, и его трепетало не только все духовенство его благочиния, но даже ямщики на всех станциях в его благочинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

На основании сего приговора, по определению Донского Епархиального начальства, состоявшемуся 29-го минувшего июля, с того же Пономарева снят священнический сан с исключением из духовного звания» 331 . Анализ послужных списков духовенства Донской епархии показывает, что священнослужители достаточно часто подвергались суду духовной консистории за разного рода провинности, которые, как правило, не выходили за рамки рассмотренных видов нарушений. Частота указаний о судах консистории над духовенством дает основание утверждать, что немаловажной причиной невысокого социального статуса духовенства были далеко не единичные факты нарушений норм их «благоповедения». Проблемы поведения духовенства Донской епархии были призваны решить (хотя бы частично) благочиннические советы, учрежденные по инициативе архиепископа Донского и Новочеркасского Платона (Городецкого) в 1868 г. Советы начали действовать с 1869 г., и их деятельность продолжалась до 1881 г. 332 Они состояли из благочинного и нескольких священников, избираемых самим духовенством. «Этим советам, кроме надзора за ходом и порядком церковно-приходской жизни, предоставлено разбирательство и решение недоразумений и несогласий, возникающих между причтами и прихожанами, и в среде самих причтов; в некоторых епархиях советам дано также право аттестовать членов причта в клировых ведомостях и вообще давать епархиальному начальству отчет о благоповедении священно и церковнослужителей 333 . Целью учреждения благочиннических советов в Донской епархии было «предварительное рассмотрение возникающих между духовными лицами жалоб и ссор, исправление неодобрительно ведущих себя церковнослужителей братскими мерами и вообще для содействия епархиальному начальству в благоустройстве причтов и приходов». За 12 лет своего существования благочиннические советы приобрели доверие и уважение не только духовных, но и прихожан, и принесли значительную пользу епархиальному начальству. В 1881 г. благочиннические советы прекратили свое существование. Это было связано с проведением в марте 1881 г. обер-прокурором К.П. Победоносцевым ряда «серьезных переустройств» в церкви, связанных с убеждением последнего «в опасности всяких свободных, неподконтрольных действий». Так, «была отменена выборность благочинных, съезды духовенства ставились под жесткий контроль архиереев» 334 и т. д. В 1891 г. благочиннические советы были возрождены по инициативе архиепископа Донского и Новочеркасского Макария (Миролюбова) 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совету пресвитеров должны быть подведомы все дела церковно-епархиального управления, по всем сторонам жизни – как собственно религиозной, так и хозяйственной, а равно и дела церковно-судные. Совет пресвитеров действует всегда под председательством епископа или, в случае крайней необходимости, уполномоченного им члена совета, и все дела решает открыто, путём живого обмена мыслей; по всем делам церковной подсудности суд должен производиться всем составом совета пресвитеров под личным председательством епископа; суд должен быть гласный, для православных, за исключением тех случаев, когда подлежащее обсуждению преступление может вызвать соблазн; при судопроизводстве должно поверяться личным опросом обвиняемого и свидетелей всё предварительное следствие, причём роль докладчика и обвинителя мог бы исполнять один из членов совета пресвитеров, по избранию самого совета, а защитником мог бы явиться кто-нибудь из пресвитеров епархии, по избранию обвиняемого или совета; в судопроизводстве могли бы принимать участие и диаконы в служебной роли – представлять суду обвиняемых, вводить свидетелей, наблюдать за внешним порядком и прочее; вообще, внешняя процессуальная сторона судопроизводства могла бы быть заимствована судом церковным от суда гражданского. При совете пресвитеров состоит епархиальная канцелярия, с значением исключительно исполнительного органа, наподобие нынешних личных канцелярий епархиального епископа. По мнению комиссии, необходимо также улучшение производства следствий и учреждение на выборных началах благочиннических советов. В отношении следствий с формальной стороны можно было бы воспользоваться тем лучшим, что дал уже опыт суда гражданского; ввиду важности следствий в судопроизводстве, ведение их полезно было бы поручать не одному лицу, а двум или даже трём, особенно по делам важнейшим. Выборные благочиннические советы явились бы органом епархиального управления и товарищеского суда, подведомственным совету пресвитеров и непосредственно соприкасающимся с приходами и приходским духовенством; благочиннические советы могли бы окончательно решать менее важные дела, какие указаны будут опытом жизни церковной; деятельность благочиннических советов могла бы оживляться и отчасти направляться периодическими съездами духовенства и мирян благочиннического округа; благочиннические советы могли бы предупредить обременение епархиального управления делами, как к тому же послужат предоставление приходам самоуправления и уничтожение старого канцелярского способа ведения делопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Права и обязанности благочиннических советов в округе следующие: 1) Благочиннический совет округа состоит под председательством благочинного; кроме него в состав совета входят ещё пять священников, избираемых духовенством из своей среды на пять лет. При рассмотрении в совете дел, касающихся интересов псаломщиков, в состав совета входят два псаломщика, тоже избираемые на 5 лет, с правом голоса наравне со священниками. 2) В виду того, что состав совета будет из лиц выборных и духовенству желательных, на благочиннический совет возлагается братский суд чести для окружного духовенства. Ведению суда принадлежат проступки против чести, нравственности и благоповедения. Права и обязанности этого суда не регламентируются никакой инструкцией. При рассмотрении дел члены совета должны руководствоваться голосом иерейской совести и к исправлению виновных применять меры нравственного свойства, как-то: увещание, внушение, замечание и проч., о неисправимых же сообщать окружному съезду и докладывать на благоусмотрение епархиального преосвященного. 3) В остальном, благочиннический совет в своей деятельности руководствуется правилами о благочиннических советах, ныне существующими в епархии. VII Следует ли предоставить духовенству право участия в городских, земских и сельских общественных учреждениях? Безусловно, следует. Положение духовенства в государстве Русском почётно; оно несёт такие важные и очень ответственные обязанности, что ограничительные законы, применяемые к евреям и другим подобным в государстве элементам, не могут иметь место. Это – ничем не вызванное со стороны всего духовенства мероприятие. Уже значительное время прошло с того времени, как последовало устранение духовенства от участия в земских, городских и сельских собраниях и учреждениях; но за это время авторитет духовенства не стал выше по сравнению с тем, когда духовенство, участвуя в названных учреждениях и совещаниях, вносило в них своё благотворное влияние. Посему следует восстановить право, что: а) священно- церковнослужители по имущественному цензу, личному или своих жён, должны участвовать в выборах земских и городских, избирать и быть избираемыми;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63. Секретарь Епархиального Совета обязуется присутствовать на всех заседаниях Совета. Не принимая участия в постановлении решений, Секретарь, при обсуждении дел, дает необходимые справки из законов, а равно справки и объяснения и по обстоятельствам дела. 64. Секретарю Епархиального Совета принадлежит право: а) допускать к занятиям в Канцелярии Совета лиц, желающих поступить на службу в Канцелярию, и, по надлежащем их испытании, представлять их к определению в должности, и б) принимать на службу в Канцелярию Совета лиц, занимающихся пере­пиской и регистрацией, определять им, по их трудам и способностям, размер ежемесячного содержания, денежные награды и пособия, в пределах сметной суммы на этот предмет, по согла­шению с Епархиальным Советом, с одобрения Епархиального Архиерея. 65. Высшей церковной власти предоставляется установить порядок введения в действие правил об Епархиальном Совете и упразднения духовных Консисторий. Глава V О благочиннических округах 66 Границы благочиннических округов определяются Епар­хиальным Собранием. 67. В каждом благочинническом округе действуют окружные Благочиннические Собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после Епархиальных Собра­ний административно-распорядительными органами. 68. Окружные Благочиннические Собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 69. В пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию; собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов обще-пастырского служения. 70. Место и время пастырских благочиннических собраний определяются последними или Благочинным. Экстренные пастырские собрания созываются благочинным а) по его усмотрению, б) по заявлению 1/3 священников округа и в) по распоряжению епархиального Архиерея. Руководит собраниями в качестве Председа­теля Благочинный, а за отсутствием Благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. 71. Общие Благочиннические Собрания состоят: а) из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов Приходских Советов, по избранию последних, в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие Собрания происходят под председательством Благочинного или его заместителя, обязанности же секретаря несет по избранию один из членов Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

викария, в правилах должно отменить стояние на коленях и назначить сроки для подачи жалоб на решения благочиннических советов» 946 . Так были учреждены в Харьковской епархии благочиннические советы, которые сначала состояли обыкновенно из благочинного, духовника и третьего священника, по указанию судившихся, и решению которых были предоставлены сравнительно маловажные дела по спорам и недоразумениям между членами причтов 947 . Впоследствии преосв. Макарием были сделаны еще некоторые дополнения касательно устройства благочиннических советов. Так, между прочим, в марте 1868 года было разъяснено, что членами благочиннических советов под председательством благочинного, должны быть два священнослужителя, получившие большинство избирательных шаров 948 , и что в члены благочиннических советов могут быть избираемы как священники, так и диаконы 949 . Таковы были важнейшие меры, принятые преосв. Макарием в видах возможно лучшего устройства и упорядочения епархиального управления. Из других распоряжений его, имевших в виду ту же самую цель, отметим следующие. Для того, чтобы усилить благочиннический надзор за епархиальным духовенством, преосв. Макарий с самого же вступления на харьковскую архиерейскую кафедру начал уменьшать объём благочиннических округов. Так, еще 28 августа 1859 года на рапорте благочинного 3-го округа изюмского уезда прот. Петра Власова преосв. Макарий положил следующую резолюцию: «благочиние это слишком велико: разделить его на два и представить кандидатов» 950 . Подобным образом и на рапорте благочинного округа изюмского уезда прот. И. Костича преосв. Макарий сентября 1859 года написал: «благочиние слишком велико; разделить его на два и представить кандидатов» 951 . Впоследствии преосв. Макарий решил установить по всей епархии равномерное и правильное распределение церквей по благочинническим округам. 17 июня 1862 года он, между прочим, дал следующее предложение консистории: «заметив огромную несообразность в распределении церквей валковского уезда по благочинническим округам, из которых к первому принадлежат 18 церквей, ко второму – 9, а к третьему – 11, – предлагаю немедленно составить и представить мне определение об уравнении благочиннических округов этого уезда, обратив особенное внимание в этом разграничении как на количество церквей, имеющих составить тот или другой округ и причтов при них, так и на расстояние церкви от церкви и на другие естественна удобства и препятствия в сообщении между ними, – чтобы церкви, находящиеся, например, за известною рекою или городом, не были причисляемы к благочинному, имеющему жительство по другую сторону этой реки или города (исключая совершенной беспрепятственности в сообщении, или других особенно уважительных причин) и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Нам кажется, что преосв. Макарий ценил выборное начало в системе епархиального управления не столько само по себе, как самодовлеющее начало, сколько именно как вспомогательное средство для оживления корпоративной деятельности епархиального духовенства. Смотря на дело с такой точки зрения, преосв. Макарий в скором времени нашел возможным разрешить духовенству устраивать собрания для обсуждения и решения возникавших среди него вопросов, недоразумений и т.п. Эта новая реформа, находившаяся, должно заметить, в полном согласии с общим направлением тоговременной церковной жизни в России, была только дальнейшим расширением и продолжением того же самого принципа выборного начала, как его понимал преосв. Макарий. Разумеем учреждение в Литовской епархии преосв. Макарием в 1870 году благочиннических съездов и советов для лучшего взаимного и гласного обсуждения дел, касавшихся отдельных приходов и всего благочиннического округа, для решения разных недоразумений и неудовольствий, возникавших между членами причта, иди причтами и прихожанами. Для руководства этим съездам и советам были даны особые правила, которые потом были рассмотрены и расширены епархиальными съездами, проверены консисторией и только после предварительного испытания в течение нескольких лет вошли в обязательную силу. Правила эти оказались настолько целесообразными, что некоторыми епархиями они были приняты в руководство почти целиком, а для других послужили образцом и вошли даже в сборники, претендующие на юридическое значение. До известной степени эти правила сохранили свое значение даже и доселе. Учрежденные и действовавшие на основании их съезды и советы принесли свою долю добра. Правда, съезды эти можно упрекать, как это делали прежде и теперь делают 1458 , в вялости, в равнодушном, или совсем даже невнимательном, отношении членов их к своим правам и обязанностям, в превышении своих прав и т.п., но вина здесь, как справедливо выразился один из непосредственных очевидцев деятельности благочиннических съездов и советов Литовской епархии, заключалась не в принципе съездов, а в людях, неумелых исполнителях принципа 1459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

249 Уст. дух. конс.), так как суд духовный, суд Церкви, должен быть по преимуществу судом совести, а не формы, и не формально лишь обставленные, на деле, может быть, не существующие, а нравственно убедительные данные должны лежать в основе решения духовного суда по делам бракоразводным. Наряду с этим следует передать ведомству гражданского суда и всё производящиеся ныне в духовном ведомстве дела об удостоверении о действительности события браков и рождении от законного брака (ст. 258 и след. Уст. дух. конс.) и особенно дела об исправлении метрических записей о рождении по существу, при этом не в тех только случаях, когда возникает спор в гражданском суде о законности или незаконности рождения лица, записанного в метрические книги, а и вообще – когда возбуждается вопрос об исправлении метрической записи. К удержанию этих дел в ведомстве духовном нет достаточных ни канонических, ни практических оснований, тем более, что часть подобного рода дел (о законности рождения, когда возникает о сем спор, и об узаконении добрачных детей) производится в светском суде. Окончательные же постановления сего суда по этим делам должны сообщаться духовному начальству для надлежащих отметок в метрических книгах. Таким образом, мы указали, на каких именно началах желательно и необходимо преобразование духовного суда в епархиальном ведомстве и какие стадии и обрядности должны составлять процессуальную сторону этого суда. Но, вместе с этим, крайне желательно и в интересах ускорения рассмотрения судебных дел или судопроизводства и в интересах и самих тяжущихся или сторон, чтобы дела, которые должны подлежать компетенции духовного суда, не все рассматривались и решались в консистории, а часть этих дел, подобно тому, как это фактически допускается во многих епархиях, подлежала бы компетенции благочиннических советов, которые в отправлении судебных функций и судопроизводства должны руководствоваться тем же порядком, который выше указан вообще для духовного суда, и которые – как и теперь – должны состоять из благочинного, его помощника и одного из священников по выбору духовенства на известный срок. Ведомству благочиннических советов в судебном отношении могут подлежать: а) вообще проступки и преступления духовных лиц против должности, благочиния и благоповедения, за которые по закону полагаются сравнительно незначительные меры взыскания и исправления, указанные в законе (ст. 176 п.п. 8–12 Уст. дух. конс.), и которые, по смыслу указа Святейшего Синода от 26 июля 1902 года за 8, не служат препятствием для виновных к получению наград по службе;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010