б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных, и в) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир. Собрание определений и постановлений Священного собора Православной российской церкви. 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 4. С. 47. Доклад проф. прот. И. Галахова на заседании Отдела «О церковной дисциплине» 12 октября 1917 г. У частие женщин в соборной жизни церкви В соборной жизни Церкви не может не обращать на себя внимания одно печальное явление – отсутствие прямого, активного участия женщины. Правда, это явление в одинаковой степени было заметно и в жизни государства. И там женщина до последнего времени не имела равноправия с мужчиной в общественной и политической жизни. Но то, что казалось бы существенным для государства, живущего и действующего на основах естественного человеческого права (humani juris), где нередко право силы господствует над силой права, то было бы совершенно неестественно для Церкви, живущей и действующей но основе Божественного права (divini juris), на основании законов Божественного происхождения, Св. Писания, Предания, канонов, правил соборов и св. отцов. Между тем, что же мы видим? Несмотря на прямые и не допускающие никаких перетолкований слова ап. Павла, что  в церкви Божией несть мужеский пол, ни женский,  – на соборе нет ни одной женщины, нет ее и в Епархиальном Управлении, незаметно или очень мало заметно ее участие и в приходской жизни. Женщина отстранена отовсюду. Не участвуя в богослужении, по причинам весьма понятным, женщина не принимает никакого участия и в сфере внебогослужебной. Хотя не одна женщина, но и все вообще миряне в последнее время считали себя чуждыми интересам церкви, предоставляя все духовенству, но отсутствие женщины повсюду, исключая храм и богослужения, было настолько ярким, что едва ли кто будет отвергать это. За женщиной доселе признавалось только одно право присутствовать за богослужением в храме и молиться. Но ее не было видно нигде, ни в приходских собраниях, ни в каких съездах и комиссиях и ни в каких церковных должностях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Страшно звучало соборное поручение этой же делегации сделать заявление «о предоставлении приговоренным к казни православным получить пред смертию христианское напутствие Св[ятым] Тайнам и о выдаче родственникам тел казненных». Беззаконные казни как будто становились даже для чутких людей церкви чем-то привычным. На предпоследнем, 169-м заседании Собор одобрил идею составления краткого церковного календаря на 1919 год и поручил его авторство члену Соборного совета протоиерею Александру Рождественскому, а также расширил права женщин в церковной жизни, предоставив им право занимать должности во всех епархиальных учреждениях, кроме благочиннического и епархиального советов и суда. В исключительных случаях женщины теперь допускались к исполнению обязанностей псаломщицы, но без включения в клир (в Российской православной церкви псаломщики — нынешние чтецы и алтарники — были клириками). Перерыв в вечность Последнее заседание Собора было, пожалуй, самым насыщенным и продуктивным в завершившую его сессию. На нем был оглашен список из 20 готовых докладов Соборных отделов, которые общее собрание не успело рассмотреть. Собор постановил их передать в высшее церковное управление с правом вводить выработанные отделами предначертания в жизнь по мере надобности, полностью или в частях, повсеместно или в некоторых епархиях. В этом же заседании Собор заслушал доклад отдела о соединении с инославными и постановил создать постоянную при Священном синоде комиссию, с отделениями в России и за границей, для дальнейшего изучения старокатолического и англиканского вопросов, для разъяснения путем сношений со старокатоликами и англиканами трудностей, лежащих на пути к единению, и возможного содействия к скорейшему достижению конечной цели. 100 лет диалога 20 сентября 2018 года исполнилось ровно 100 лет решению об учреждении в Русской православной церкви особого органа межконфессиональных связей. Принято считать, что внешнеполитическое ведомство РПЦ возникло в 1946 году. Как показывают соборные документы, это не так. 100 лет назад основной повесткой дня была выработка плана объединения англикан и старокатоликов с православными. За прошедшее столетие сделаны шаги назад: сейчас о возможном объединении никто уже не говорит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С авг. 1942 по февр. 1943 г. Краснодарский край был оккупирован нем. войсками (см. Великая Отечественная война ). Оккупационные власти способствовали открытию церквей, богослужение возобновилось в 100 правосл. и в 92 обновленческих храмах. В это время помимо обновленческого «епископа» Владимира Иванова в Краснодаре находился правосл. еп. Никодим (Гонтаренко), бывш. насельник Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры , поставленный на Краснодарскую кафедру 31 авг. 1942 г. митр. Алексием (Громадским) , главой автономной Украинской Православной Церкви. Перед освобождением Краснодара Советской Армией еп. Никодим вернулся в Почаевскую лавру. 15 июля 1943 г. распоряжением Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митр. Сергия (Страгородского) в Краснодарскую епархию был командирован прот. московской Николо-Кузнецкой ц. Александр Смирнов «для ознакомления с состоянием в ней церковных дел и для возможной организации там благочиннических советов и временного епархиального управления впредь до прибытия в Краснодар архиерея по назначению от Патриархии» ( Галкин. 2008. С. 97). Учитывая сильные позиции обновленчества в крае, митр. Сергий предписал прот. Александру: «[Священнослужителям], запятнавшим себя общением с неправославными, Вы предложите подать на мое имя заявления о желании быть в общении с нами и о раскаянии в совершенном грехе отступления от Церкви». Определением Свящ. Синода от 24 июля 1943 г. епископом Кубанским и Краснодарским был назначен Фотий (Топиро) . На следующий день состоялась его хиротония и еп. Фотий получил предписание уехать в Краснодар, прот. Александр Смирнов был командирован сопровождать нового епископа и «быть ему помощником по ознакомлении с состоянием епархии и по организации в ней епархиального управления» (Там же. С. 99). Еп. Фотий управлял Кубанско-Краснодарской епархией до 28 дек. 1944 г. Несмотря на назначение еп. Фотия, обновленчество в Краснодарском крае сохраняло свои позиции, Краснодарская епархия имела наибольшее число приходов и духовенства по сравнению с др.

http://pravenc.ru/text/189631.html

О том, какое действие возымели воззвания митрополита Петра, можно судить даже по отзывам его заклятых врагов – обновленцев, в частности, по статье профессора Титлинова, напечатанной в обновленческом журнале «Вестник Священ. Синода» 1926 года, 7, стр.9 (статья «что было сделано для церковного мира»). Этот профессор пишет: «Воззвание митрополита Петра определило всю линию поведения староцерковников... Тон, данный «крутицами», уже заранее определил позицию староцерковников по всему фронту и в дальнейшем возможны были только варианты одной и той же политики. При этом местам легко было уже просто ссылаться на центр, что мы и видим на самом деле»... Так, например, в Ленинградской епархии «среди духовенства выявилась «левая группа» тихоновцев, которая склонна была идти навстречу примирительной политике Св.Синода. До появления воззвания Петра Крутицкого эта группа подавала надежды, что она окажет свое давление на епископов и постарается сдвинуть их с непримиримой позиции. Но как только появилось воззвание Петра ... они заговорили другим языком и опустили свой флаг... То же самое произошло и с тихоновскими мирянами”. 3 В Тамбове до распространения воззвания Петра Крутицкого большинство духовенства и церковно-приходских советов Тамбовской епархии готовы были принять участие в благочиннических собраниях и епархиальном съезде... на миролюбивое настроение «низов» сильно повлияло воззвание Петра Крутицкого, на благочиннические съезды, собранные после появления этого воззвания, тихоновцы уже почти не явились... ВТамбовской епархии дело примирения явно налаживалось: его сорвали Петр Крутицкий и его местные агенты 4 . В гор. Троицке Уральской области, по словам того же профессора, и духовенство и миряне староцерковники также были готовы идти навстречу мирным переговорам..., но они встречались с предупреждением местных руководителей староцерковничества, воодушевляемых воззванием Петра Крутицкого... и в результате от староцерковников присутствовало на съезде только три священника и два мирянина, шестный епископ Николай (Амассийский) выразил готовность начать работу в духе примирения... после чегона место еп. Николая Петр Крутицкий поспешил назначить новогоепископа Дионисия (Прозоровского) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архипастырь, войдя в состав Синода, стал одним из ближайших сподвижников Патриарха Тихона , оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев, отстаивая старый стиль церковного календаря, выступая против включения в состав членов Синода основателя раскольнической «Живой Церкви» «первого протопресвитера всея Руси» В. Красницкого, за что подвергался репрессиям со стороны советских властей. В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. В этом же году он был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии; возглавлял Миссионерскую комиссию в составе Благочиннических советов по борьбе с неверием и сектантством. В марте 1922 года епископ Николай временно назначается управляющим Московской епархией в связи с арестом архиепископа Никандра (Феноменова). Архипастырь проводит реформу приходов, главными элементами которой было введение приходской благотворительности и бесплатных треб. По обвинению в контрреволюционной деятельности, которая, по мнению следствия, выразилась в противодействии изъятию советскими властями церковных ценностей и создававшемуся обновленческому движению, в 1922 году были арестованы многие архиереи, в том числе епископ Николай. Вместе с другими архипастырями он содержался в пересыльной тюрьме города Владимира, а через некоторое время был приговорен к одному году ссылки в Усть-Сысольск (Сыктывкар) Зырянского края. Ссылка завершилась летом 1923 года, а в марте следующего, 1924 года владыка Николай был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и назначен управляющим Владимирской и Суздальской епархией, хотя проживал он в Москве, не имея возможности прибыть во Владимир из-за противодействия советских властей. Он управлял жизнью вверенной ему епархии через викариев, в том числе через епископа Ковровского Афанасия (Сахарова). В апреле 1924 года последовал очередной арест архиепископа по обвинению в «контрреволюционной агитации среди духовенства и избиении члена рабоче-крестьянской инспекции». Через два месяца дело было прекращено в связи с «недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления».

http://patriarchia.ru/db/text/5890746.ht...

95 По разным грамотам, архимандритам Киево-Печерской лавры было предоставлено между прочим носить мантию шелковую черную с изображением на скрижалях: Преподобного Антония и Феодосия Печерских , жезл среброзлащенный с яблоками и среброзлатошвейным платом, осенять в священнослужении обеими руками, употреблять дикирий и трикирий, рипиды и лампаду, служить на коврах, во время херувимской песни не выходить на великий выход, а принимать св. дары царских врат; по окончании «Достойно есть» быть через протодиакона возглашению. (См. Опис. Киево-печерские лавры изд. 1801 г.) 96 Не лишне пояснить, что присутствие духовного депутата при решении в светском суде дел, сопряженных с интересом духовных установлений, составляет столь существенное требование закона, что правительствующий Сенат обыкновенно не признает силы состоявшегося в установленном порядке судебного определения за такими решениями судебных мест прежнего устройства, которые были постановлены этими местами без участия депутатов с духовной стороны, без подписания последними таковых постановлений. (См. дела по части Юрисконсульта при Обер-прокуроре Св. Синода; например дело 10 Марта 1881 г. 14 о земле, спорной между дочерьми священника Каминскими с причтом Поремицкой церкви. Указ. Сената 10 Сентября 1881, 1462. Дело 16 Апр. 1881 г. 27 о деньгах, взыскиваемых свящ. Мониловским с Каменского Свято-Троицкого монастыря. Указ. Сената 18 Ноября1881 г. 1997. Дело 3 Июня 1882 г. 30 по иску свящ. Тихомирова и Колл. Регистратора Смоленского к крестьянину Романовскому о праве собственности на реку. Указ. Сената 7 Декабря 1882 2103, и многие другие дела. 97 Кроме поименованных, в некоторых епархиях существуют еще другие должностные лица, как напр. помощники благочинных, которые вместе с благочинными образуют особые учреждения с именем благочиннических советов. Об этих должностных лицах и образуемом ими присутствии не упоминается здесь потому, что эти лица и учреждения не имеют значения общих установлений епархиального управления и действуют на основании частных постановлений местного епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Вместо Епархиальных собраний и Епархиальных советов, предусмотренных «Определением о епархиальном управлении» 1918 г., в Положении говорится, что при епархиальном архиерее состоит лишь один коллегиальный орган – Епархиальный совет. Но учреждение его не было необходимым, а зависело от воли самого архиерея. В «Уставе об управлении Русской Православной Церковью», принятом Поместным Собором 1988 г., епархия определяется как «местная церковь , возглавляемая архиереем и состоящая из приходов, объединенных в благочиния и находящихся на данной территории монастырей» 341 . В Устав 1988 г. впервые в практике Русской Церкви было введено положение о том, что по достижении 75-летнего возраста архиерей должен подавать на имя патриарха прошение об уходе на покой. При этом вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом. Устав 1988 г., в отличие от ранее действовавшего Положения 1945 г., восстановил такой коллегиальный орган епархиального управления, как Епархиальное собрание. А Епархиальный совет, который ранее мог образовываться по усмотрению правящего архиерея, Уставом 1988 г. предусматривался уже как непременный орган. Епархиальное собрание, по Уставу, должно было состоять из равного числа клириков и мирян и созываться правящим архиереем не реже одного раза в год. Епархиальный совет, в соответствии с Уставом, должен был состоять не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год. Епархиальный совет наделил Устав судебной властью, сообщив ему статус суда первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в уклонении от православной веры, нарушениями канонов и христианских нравственных норм, возложив на него также рассмотрение дел, касающихся церковного брака и развода, разногласий между духовенством и приходскими должностными лицами. Устав предусматривал разделение епархии на благочиннические округа, возглавляемые благочинными, которых назначает правящий архиерей. 35. Епархиальное управление по ныне действующему уставу Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

12. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, – в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. 13. Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов Приходских Советов; б) со­ставлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письмен­ные, за собственноручными подписями участников собраний, приго­воры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам светской власти, причем, в случае необходимости непосредственных сношений с послед­ними, поручать эти сношения, в виду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам Приходских Советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) учредить при патриаршем престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10 главе принятого Священным Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14. Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказы­вать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального Архиерея и в единении с местными церков­ными деятелями помощи и руководства при устройстве приход­ских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15. Поручить Высшему Церковному Управлению изыскать спо­собы к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Между тем митрополиту Кириллу потребовался всего лишь месяц, чтобы устроить церковные дела в Баку, восстановить епархиальное управление и снискать уважение своей новой паствы. Это следует из последних строк третьего бакинского письма митрополита Кирилла патриарху Тихону: «Возвратился сюда о. Иоанн Рождественский. В его рассказе о свидании с Вашим Святейшеством меня очень тронула Ваша забота о моем здесь материальном обеспечении. Рад, что могу Вас на этот счет успокоить. Вчера между прочим вопрос этот обсуждался на соединенном собрании всех приходских советов гор. Баку, и решено отчислять на содержание митрополита из средств церквей – 10 тыс. рублей в год. Определение это сделано только на год, по каким соображениям, не знаю; но хочу предполагать самые лучшие побуждения, хотя и не скрываю от себя всего значения этого «срочного» ассигнования. Вообще должен исповедовать, что отношение ко мне бакинской паствы трогательно-внимательное и заботливое. Есть, конечно, и недовольные с инженером Коаора во главе, но группа этих лиц невелика и по настроению своему едва ли церковна. Высижены они курицею, но из утиных яиц: к тому же и сама наседка (преосвященный Григорий) улетела. Потому с ними и нет сладу. Помолитесь и благословите путь мой в Тифлис. Если попаду туда, то буду стараться к августу прибыть на Собор. Вашего Святейшества покорнейший послушник митрополит Кирилл, экзарх Кавказский» 313 . В эти же дни, когда митрополит Кирилл пытался добраться до Тифлиса, в Нижнем Новгороде происходили выборы архиерея на кафедру, вакантную после увольнения архиепископа Иоакима (Левицкого). В результате на Нижегородскую кафедру был избран митрополит Тифлисский Кирилл. Обстоятельства этих выборов были таковы. Указом Священного Синода от 11 (24) апреля 1918 года в Нижнем Новгороде были назначены выборы на кафедру правящего архиерея. 6 (19) июня в Синод поступил рапорт от епископа Балахнинского Лаврентия (Князева), временно управляющего Нижегородской епархией, со списком кандидатов, выдвинутых благочинническими собраниями духовенства и мирян, корпорациями педагогов духовно-учебных заведений и братией мужских монастырей Нижегородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О благоповедении священнослужителей на Украине в смысле их внешности статья продолжает: «Что же касается обновления в виде парикмахерских упражнений, бонвиванства, светскости, обновления с папиросой в зубах, то верующие миряне и все честные пастыри такого обновления не примут, отвергнут. Не здесь ли кроется слабый успех нашего святого дела? Конечно, много вредит нам и клевета самая беспощадная, самая низкая, но мы сами – несравненно больше» 634 . Автор этой статьи прот. Андрей Коренев очень разумно указывает на колоссальные ошибки обновленчества и тривиальность поведения носителей этих «идей». Автор указывает далее, что такие люди, «хлыщеватые квазиинтеллигенты, бонвиваны второго сорта», никогда не будут приемлемы сознанию верующих людей. Когда украинцы все-таки продолжали недоверчиво смотреть на обновленцев и одинаково их считали за живоцерковников, то проф. прот. Никольский сейчас же отмежевался от этой клички. Вот что он тогда написал в статье «Без гнева»: «Я прошу вас не смешивать “живистов” с синодальным духовенством. Живисты – это группа московских священников, давно сошедших с церковной арены. Синодальное духовенство – это те священники, которые убеждены в необходимости, в настоящее время, соборного управления в Церкви». Такую же линию, только более подчеркнутую, по отношению к живоцерковникам занимает и другой автор, прот. Козубовский. Он поносит их, журнал «Живая Церковь » называет чахоточным, отмежевывается от всех обновленческих фракций и слагает с Украинской Церкви ответственность за их деяния 635 . 1 января 1926 года Киевский митрополит Иннокентий (Пустынский) выпустил послание «членам Поместной Киевской Церкви», в котором призывает киевлян объединиться под водительством Синода. В послании он указывает на организацию Синода, Епархиальных Управлений, благочиннических советов, объявляет об открытии в Киеве Высшей Богословской Украинской Школы, «которая впоследствии могла бы заменить собою Духовную академию, организовав синодальное издательство книг Св. Писания и богослужебных на украинском языке и вообще украинизацию церковной жизни, устранив таким образом препятствие к нашему общению с теми, кто желал церковной автокефалии и украинизации».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010