Упомянув в своем отчете Св. Синоду о состоянии епархии за 1870 г. о многих неблагоприятных местных условиях, среди которых пастырям Литовской епархии приходилось работать и о которых у нас ниже будет особая подробная речь, преосв. Макарий писал, далее, следующее: «к устранению указанных неблагоприятных для пастырской жизни и деятельности условий, чрез взаимообщение, и к открытию путей влиянию лучших по развитию, направлению и энергичнейших членов его на остальных, по крайней мере, способных к движению должны послужить ныне открывшиеся и в Литовской епархии и уже начавшие свою деятельность съезды благочиннические и благочиннические советы. Потребность в таких учреждениях еще при обозрении мною епархии в 1869 г. заявлена была мне духовенством некоторых благочиний; затем, с моего разрешения, духовенство двух благочиний составило и представило мне о том акт. Вследствие сего мною поручено было Литовской консистории составить правила для съездов и советов; эти правила затем переданы мною на обсуждение общеепархиального съезда духовенства, назначенного мною на 10 февраля истекшего года и, после новой редакции их на съезде, утверждены мною в виде опыта на три года». Приведя, далее, самые правила для благочиннических съездов и советов 1460 , преосв. Макарий продолжает: «нельзя сомневаться, что частое общение и обмен мыслей по предметам общего интереса, особенно по предметам церковно-приходской жизни, конечно, не вдруг, но постепенно послужат к улучшению и возвышению и самого духовенства и руководимой им паствы; собеседования мало-помалу если не у всех, то у большинства перейдут в дело. Важен в настоящем случае и самостоятельный взаимный контроль духовенства друг над другом. И те, которые без общения не подумали бы о той или другой стороне своего долга, волей неволей должны будут последовать примеру других. Так, с помощью Божиею, при единодушном более иди менее действовании духовенства возрастет и влияние его на паству, столь необходимое в особенности рядом с парализующим его деятельность влиянием латинского духовенства» 1461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В заботах о том, чтобы благочинническая должность была поставлена как можно целесообразнее и чтобы благочинные были действительными помощниками своего начальства в управлении епархией, преосв. Макарий пришел к мысли о расширении деятельности и обязанностей благочинных путем предоставления их решению некоторых сравнительно маловажных дел по суду между членами причтов духовенства. Этого он думать достичь именно посредством образования около благочинных местных окружных судов. Предполагалось, что суд, в котором будут участвовать несколько членов, при этом избранных самим же духовенством, будет основательнее и справедливее, чем суд, произведенный одним отцом-благочинным. По указанию и распоряжению преосв. Макария, харьковский градский благочинный, прот. И. Шероцкий 27 января 1867 года подал ему докладную записку о необходимости учреждения местных благочиннических Комиссий для разбора некоторых менее важных дел, причем предлагал и самые правила касательно устройства таких Комиссий. Преосв. Макарий на этой записке 30 января положил следующую резолюцию: «консистория внимательно обсудит эти правила и представит мне свое мнение». Консистория рассмотрела правила, составленные прот. И. Шероцким, нашла их весьма практичными и, сделав в них некоторые дополнения, 7 сентября 1867 года передала их на предварительное рассмотрение преосв. Германа, еп. сумского. Этот последний, со своей стороны, дал такой отзыв о правилах устройства благочиннических Комиссий суда: «в правилах должны быть сделаны некоторые изменения: 1) присуждение к стоянию на коленях в алтаре, или среди церкви, как меру весьма тяжкую для нравственного чувства, я полагал бы не предоставлять благочинническому совету; 2) для обжалования решений благочиннических советов полезно было бы назначить какие-либо сроки; не излишне было бы также предоставить советам по некоторым делам постановлять решения окончательные, без права обжалования. Иначе с учреждением советов в консистории едва ли много сократится переписка». Преосв. Макарий 15 октября 1867 года сделал распоряжение о приведении в исполнение выработанных правил касательно благочиннических советов, заметив вместе с тем в своей резолюции, что «согласно с мнением преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

5) По решению на окружных, благочиннических пастырских собраниях начать пастырям привлекать к себе на помощь мирян. Если привлечь без всякой организации хороших и религиозных прихожан и дать им поручения, то это может показаться остальным прихожанам странным, подозрительным, ничем необъяснимым. Поэтому желательно воспользоваться утвержденными Св.Синодом по определению от 20 – 26 мая 1908 г. за («Церковные ведомости» за 1908 г., 22) правилами об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви. Этими правилами разрешается учреждать в приходах кружки ревнителей православия, по выбору членов самими пастырями, что даст возможность самостоятельно привлекать к себе на помощь угодных им прихожан. На обязанности членов кружка лежат те же задачи и цели, как и на членах приходских советов, как, например (ст. 3 правил), оказывать религиозно-нравственное влияние на прихожан, особенно колеблющихся в вере, путем убеждения и другими способами духовно- нравственного воздействия, заботиться о проведении нравственных начал в жизнь прихода, о посещении детьми и взрослыми храма Божия и почитании святости воскресного дня, о примирении в семьях враждующих сторон, об искоренении в приходе воровства, сквернословия, разгула молодежи, об охранении порядка и благочиния во время крестных ходов, освящении полей и других церковно-общественных торжеств, об открытии народной читальни и библиотеки, об устроении религиозно-нравственных чтений и бесед, о заведении церковно-певческих хоров, об оказании материальной помощи бедным прихода и особенно обращающимися из раскола, сект, инославия и неверия в Православие, о приискании беднякам работы и т.п. Все это входит также в обязанности членов приходских советов. Следовательно, весьма было бы важно вначале организовать по приходам такие кружки. Народ убедится в пользе их, заметит настоящих тружеников, оценит их и тогда на выборах проведет их в члены приходских советов. Пастыри, с своей стороны, будут иметь возможность проверить этих своих сотрудников и хороших из них предложить на общеприходском собрании кандидатами в члены совета. Таким образом, достигается главная цель, и опасной ошибки для проведения реформы не произойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

217 Там же, §17: «Благочинный должен, по своему благоразумию, и как наставит его Бог , давать, ежели найдет нужным, наставления священникам, как им исповедовать детей своихъ духовных, как связывать и разрешать человеческую совесть». 218 Там же, § 46: «Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы во все четыре поста, по долгу христианскому, исповедовались и Св. Тайн приобщались, и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божии, оставляя свои работы, и жили честно по евангельским заповедям». § 48: «благочинный должен наблюдать за обучением детей в сельских училищах, а где таковых училищ нет, внушать прихожанам, чтобы они или сами (если могут) обучали детей своихъ основным правилам веры в благочестии, или отдавали бы их для обучения священно- и церковно-служителям, которые со своей стороны должны прилагать к тому всякое старание». 222 См. Правила для избрания благочинных, членов благочиннических советов и проч. в уфимской епархии. Календарь для духовенства при газете «Церковно-общественные Вести» на 1H30 г. 223 См. Правила благочинических советов смоленской епархии в Календаре для духовенства на 1877 г. 224 Т. X. ч. 2 Свода законов Российской Империи. Ст. ст. 1199 и 1765; Т. XV ч. 2 ст. 68; Устав духовной консистории. Ст.ст. 150–152. 225 В Уставе гражданского судопроизводства (ст. ст. 1282–1299) и в Уставе уголовного судопроизводства (ст. ст. 1017–1029), установлен такой процессуальный порядок, при котором участие депутатов от духовного ведомства не имеет места. 229 Этим законом отменены почти все постановления «положения о сокращении приходов и церковных причтов от 16 апреля 1869 г.», а равно и других журналов «главного присутствия по делам православного духовенства», вместе с упразднением самого присутствия. Деятельность главного присутствия направлялась к обеспечению духовенства путем уменьшения приходов и штатов приходских. 230 Ст. 97 Устава духовной консистории: «все требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями и причетникам. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного таинствами или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказываться от исполнения треб». Ст. 98: «впрочем, во всяком случае, священник, который совершил крещение младенца другого прихода, обязан дать о том письменное свидетельство с означением, под каким именно числом месяца и записано священнодействие в церковных книгах. Документ сей доставляется прихожанами приходскому причту для хранения при церковных актах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Все эти курьезы пишутся на законном основании; нарушение его влечёт неприятные последствия. Понятно, почему при назначении благочинных от кафедры не замечается почти никакого духовного общения между благочинным и подведомых ему духовенствам и если указ Св. Синода 18 ноября 1905 г. 5908, распубликованный в 48 «Церковных Ведомостей», благословляет пастырские собрания в пределах благочиний, уездов и епархий, то едва ли благочинные по своей инициативе, без особого консисторского предписания, приведут его в исполнение; по крайней мере в Москве ничего о том не слышно еще. Для оживления приходской жизни, о которой сейчас столько забот у высшей церковной власти, необходимо, крайне необходимо в корне реформировать институт благочинных. Надо поставить дело так, чтобы благочинный был не «оком» епархиального архиерея, не доносчиком на духовенство, не чиновником в делопроизводстве, не угрозою для подведомого духовенства, но жизненным центром духовной жизни духовенства и обывателей благочиннического округа, воодушевляющим и объединяющим началом, сердцем, все собою согревающим, умягчающим, умиротворяющим, искренним другом, добрым братом, бескорыстным помощником и опытным, непременно с инициативою руководителем. Для блага церкви необходимо скорейшее осуществление благочиннической реформы с полным пересмотром благочиннической инструкции, этого пережитка старины с его мрачным, удушливым характером шпионства и доносов, и составлением новой инструкции, равно и устава духовных консисторий в соответствии с Высочайшим манифестом 17 октября 1905 г., с выборным началом в основе и деталях, и учреждением благочиннических советов из выборных же людей, при расширении компетенции этих советов. Оставляя детальную разработку этого вопроса вниманию съезда духовенства и всероссийского церковного собора, в настоящее время я полагаю, что для действительного оживления приходской жизни, о котором прилагает ныне особые заботы Св. Синод, необходимо прежде всего, чтобы благочинные пользовались полным доверием к себе духовенства, а это возможно при восстановлении в институт благочинных выборного начала. Иначе оживление приходской жизни будет существовать только на бумаге и не принесёт добрых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Так, например, желательно было бы указать в этом обращении преосвященным, что: 1) без энергичного руководства благочинными и священниками самими епископами и без предварительной подготовки пастырей и пасомых не может мирно и правильно утвердиться новое жизненное начало в приходах. Нельзя также ограничиться одними обсуждениями реформы под их председательством на епархиальных съездах или на пастырских собраниях в губернском городе. Требуются поездки епископов во все уездные города и большие фабричные и промышленные центры для бесед с духовенством уезда и представителями приходов на которых присутствовали бы интеллигенция и народ. Только таким образом можно объединиться архипастырю со всей его паствою и преподать научение и наставление. С этого единения должна начаться реформа, дабы пастыри и прихожане лично слышали от архипастыря его взгляды на все вопросы предстоящего возрождения приходской жизни, а также: с чего надо начать, как приступить к делу? С чего надо начать? Это самый страшный и трудный вопрос, который непременно озаботит каждого пастыря. Положить начало необходимо самим епископам не циркуляром, посланием и консисторским определением, а личным изложением, открытою проповедью, откровенною беседою лицом к лицу с возможно большим числом пастырей и их прихожан; 2) по прошествии первого полугодия такие собеседования в уездных городах с вызванным на съезд духовенством и лучшими членами приходских советов должны повторяться для того, чтобы они могли заявить о встреченных ими затруднениях или сообщить об отрадных результатах их новой деятельности. Будет множество недоумений и вопросов при неопытности наших пастырей и непривычке народа участвовать в приходских делах; 3) ввиду того, что отсутствует единение между окружными благочинными и подчиненным им духовенством, необходимо установить, особенно в продолжение первых двух лет, ежемесячные (или через 2 месяца) благочиннические пастырские собрания, отдельные для духовенства и совместные с членами приходских советов. Однообразие в распоряжениях и в самой работе весьма важно для сел, дабы народ не мог противодействовать пастырям, указывая, что то или другое мероприятие не практикуется в соседних селах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Неопытны благочинные и в руководстве своих подчиненных пастырей и приходов, так как они до сих пор были только хозяйственными и имущественными ревизорами, а потому без благочиннических собраний они никогда не научатся руководить своими округами. Наконец, нельзя же выработать разные мероприятия каждому священнику в отдельности, так как все это требует обмена мыслями, совета более опытных и развитых, и никто из пастырей не решится проводить в жизнь ту или другую идею без указания ближайшего начальника. Следовательно, для всего этого требуется благочиннические съезды; 4) но для возрождения приходской жизни вообще требуется объединить духовенство не только по благочиниям, но и по уездам ради однообразия в мероприятиях и обмена мыслями между пастырями и членами приходских советов. Бывают приходы с исключительными условиями, и пастыри их нуждаются в общении. Наконец, предначертания архипастыря должны также обсуждаться и разрабатываться на собраниях и затем проводиться в жизнь, для чего весьма необходимы уездные пастырские собрания, хотя бы два раза в год; 5) на практике выяснилось, что ввиду возможности пастырям разобраться в суждениях по вопросам, подлежащим решению на уездных собраниях, следует заблаговременно знакомить духовенство с программой этих вопросов. Дабы священники, диаконы, старосты и члены советов явились на собрания с готовыми уже мнениями и не тратили непроизводительно дорогое время этих редких собраний на бесплодные споры, необходимо их своевременно осведомлять о надлежащих вопросах. Но кому же можно передать инициативу в назначении времени для уездных собраний и компетенцию в составлении программных вопросов? В этих видах желательно иметь в каждом уезде особую исполнительную комиссию из двух священников и одного мирянина, которые бы созывали собрание, рассылали предупредительные извещения участникам съездов, были в курсе всех дел, определяли предмет, место и время собраний, находились в сношениях с благочинными и получали от них заявления о возникших у них недоумениях, затруднениях, собирали доклады на уездные пастырские съезды, объединяли их по тождественности содержания, ставили тот или другой вопрос или предмет, по большинству поступлений, в основу программы очередного собрания и печатали эти программы заблаговременно в «Епархиальных ведомостях».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А на сколько эти же советы неправильно и, при том, конечно, намеренно, показывали степень нужды того или другого из священно церковнослужителей епархии, желавшего определить кого-либо из обучавшихся в духовно-учебных заведениях епархии своих детей на казенную стипендию, видно из того, что они удостоверяли такие прошения о принятии детей на казенное содержание, в которых в состав семьи включались лица, уже давно вышедшие из неё, например, дочери, выданные замуж даже за священников, причем показывалось, если где упоминалось об этом, что «они не обходятся без помощи родителей». Это обстоятельство обратило на себя внимание пр. Алексия, по распоряжению которого, правление Литовской духовной семинарии, чтобы иметь возможность более справедливо предоставлять ученикам казеннокоштные вакансии, объявило духовенству через епархиальные ведомости о том, что сведения, прилагаемые при прошении об определении на эти места, должны быть составлены с возможною точностью и определенностью, с точным поименованием всех членов семейства, с указанием их местонахождения, а относительно обучающихся в училищах, с пояснением, на каком содержании состоят они; и что те прошения, в которых не будут приложены сведения, подобным образом, составленные и надлежаще удостоверенные, будут оставляемы без последствий». 102 Таким образом, благочиннические советы, даже и в последнее время, когда члены его стали назначаться епархиальным начальством, не вполне оправдывают свое назначение, и тем более это должно сказать о тех членах сих советов, которые состояли оными, по выбору самого духовенства, и которые, иногда, вместо того, чтобы умиротворять враждующих между собою членов причтов и через то облегчать епархиальное начальство в отношении разбора подобных дел, сами заводили кляузные дела. 103 Что касается действий благочиннических съездов, то, не отрицая того, что их обсуждению подлежало не мало очень важных вопросов, из которых по некоторым епархиальное начальство нашло нужным сделать соответствующие распоряжения, относительно значительного большинства их справедливость требует сказать, что они также не оправдали своего назначения и подали повод к недовольству вообще выборным началом, введенным в Литовской епархии пр. Макарием. Уже одно обозрение деятельности благочиннических съездов за 1870 год подало повод к тому опасению, что, вместо возможного облегчения трудности громадной переписки епархиального начальства, какая дотоле велась по делам, легко разрешимым на месте общим советом самого духовенства, что и было поставлено одним из мотивов учреждения благочиннических съездов и советов, – съезды эти пойдут к совсем противоположной цели – умножению переписки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Максимальное количество благочиний приходилось на Сретенский сорок (14), минимальное - на Китайский (1); в среднем на каждый сорок приходилось 2,5 благочиннического округа. В 60-70-х гг. XIX в. были созданы новые органы управления благочинническими округами - благочиннические советы. Изначально они не были распространены повсеместно, а создавались только в отдельных епархиях. В М. е. их устройство основывалось на положениях «Устава благочиннических советов в Московской епархии», утвержденного митр. Владимиром (Богоявленским) 9 февр. 1910 г. Советы составляли независимую от съездов духовенства благочиннического округа структуру и не подчинялись им. Фактически советы были призваны несколько ослабить власть благочинных. В состав благочиннического совета входили председатель (благочинный) и 2 его помощника, к-рые избирались на благочиннических собраниях на 3 года и утверждались Московским митрополитом. В обязанности советов входило: рассмотрение однократно совершённых причетниками дисциплинарных проступков (неявка или опоздание на богослужение, непочтительность к настоятелям и т. д.), дела, возникавшие из-за взаимного неудовольствия причтов (споры о разделах кружечных расходов, просьбы о возмещении убытков до 25 р.), жалобы прихожан на местное духовенство. Еще одним новым явлением стали съезды благочинных, к-рым епархиальной властью предоставлялись определенные права и полномочия: съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях докладывали дело епархиальной власти. Практиковалась и выборность благочинных. В М. е. в 1879 г. по указанию митр. Макария были выработаны специальной комиссией подробные правила о выборах благочинных, но в 1881 г. Синод с учетом позиции обер-прокурора К. П. Победоносцева отменил выборность благочинных. Изменение «Устава духовных консисторий» в 1867-1869 гг. подтвердило высокий статус М.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Под этими советами преосв. Антоний прежде всего разумел то, что благочинные, как избранные духовенством округа, должны были бы, по преимуществу, входить в сорассуждения со священниками из особенно опытных. Эта мысль сначала проведена была им при личных словесных собеседованиях с некоторыми благочинными новоизбранными и потом перешла и в среду вообще духовенства. Она скоро осуществилась в одном из благочиннических округов в особом проекте, по которому признавалось нужным сказанные совещания привести в точную определённость как по отношение к лицам избранным, так и к предметам совещаний и самому образу и пределу этих совещаний. Проект этот преосв. Антоний сразу одобрил, как благотворный и соответствующий, между прочим, 165 ст. устава дух. Консисторий, и потому дал тогда такую резолюцию: «По примеру округа сего Благочинного (Скворцова) рекомендуется учреждать подобные же благочиннические советы и в прочих округах на изложенных основаниях и условиях, – и где будут таковые советы предположены к учреждению, доводить до моего сведения. О сём припечатать в ближайшем Известий по Казанской епархии» 69 . Со своей стороны преосв. Антоний по поводу учреждения этих советов говорил: «Ведь эти советы, собственно говоря, не новость; они почти тоже, только в миниатюре, что и бывшие прежде духовные Правления; разнятся они от последних тем, что 1) Правления находились в двух-трёх уездных городах, во 2-х обстановлены были разными канцелярскими формами, особенно вредившими делу в лице чинов, именовавшихся повытчиками и проч., – тогда как советы эти существуют в округе каждого благочиния, и дела в них производятся исключительно священниками и самые решения, вносимые в особую книгу, представляются только епархиальному Архиерею, а предварительно рассматриваются на съездах без всяких особых формальностей». Но ещё прежде введения выборного назначения благочинных и учреждения советов благочиннических (сказано в некрологе) 70 , Владыка в первый же год своего управления Казанскою епархиею исходатайствовал у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010