По докладу о предстоящем совещании решено было командировать по званию архиепископа Алексия и Уполномоченного Священного Синода по Казанской епархии прот[оиерея] Спирина, который ехать не мог и был заменен членом КЕУ священником Сосунцовым, и избрать три депутатов: протоиерея В. М. Танкова от духовенства и двоих от мирян – В. И. Беркутова (из г. Арска) и И. М. Соколова (из Спасского кантона). Июньский съезд показал Епархиальному управлению, что оно имеет сторонников не только среди духовенства, но и среди мирян во всех кантонах. На июньский съезд приглашалось и тихоновское духовенство, хотя бы в качестве гостей, но оно упорно стояло на своем отделении от единения с КЕУ. С начала 1924 года главное внимание КЕУ было обращено на сформирование кантонных комитетов, переименованных впоследствии в управления, и на реформирование благочиннических округов в окружные управления, и на работу уполномоченных. Из других кантонов образцово поставили дело Тетюшский кантонный церковный комитет, благодаря самоотверженной деятельности уполномоченного священника А. М. Ивановского, председателя протоиерея Ф. С. Богоносцева , и благодаря полной исправности секретаря священника Лизунова . Эти лица поставили дело на верный путь непосредственного единения кантона с КЕУ, не стремясь к соблазнительной для многих самостоятельности, но действуя своевременно по своему соображению там, где это действительно вызывалось обстоятельствами. Благодаря энергии Тетюшского управления (была организована и 1-я поездка арх[иепископа] Алексия в г. Тетюши для сов[местного] богослужения в 3-х храмах), в кантоне большинство приходов знает, что у них есть первичный общекантонный объединяющий центр и обращается к нему во всех нужных случаях. При каждом важном случае уполномоченный выезжает на место, расследует дело и общим советом принимает нужные меры. Из других уполномоченных успели проявить себя по Чистопольскому кантону – священник Хомутинников , по Спасскому – священник Листов и по Мамадышскому – протоиерей Танков. Все они, как и Ивановский, исколесили свои кантоны частью на телеге, частью пешком во всякую погоду и под дождем, и под зноем, а иногда [и] при наличии злобы, ненависти и площадной брани со стороны непонимающих людей, при шипении своих же собственных собратий, желающих подслужиться у влиятельных членов приходских советов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Не то усматривается в христианском обществе нашего времени. „До какой степени убогие приношения на церковноприходские школы поступали в Училищный совет – читаем в одном Епархиальном органе – об этом весьма красноречиво говорят „ведомости“ кружечных сборов по церквам епархии, представляемые в Совет о. о. благочинными. Скудость сборов по отдельным церквам благочиннических округов укрывалась и укрывается под общим „итогом“ денег, собираемых со всего округа. В течении целого года кружечный сбор по сельским церквам не превосходил за всё время открытия церковноприходских школ (с 1886 по 1891 гг.) 3–5 р. Но за то нисходил этот сбор до 30, до 15, до 10-ти коп., в большинстве же 50–70 к. и в редких только церквах 1 рубль… Общий итог сборов по церквам епархии за каждый отдельный год по раскладке определяется в скромную сумму одной тысячи с сотней или двумя сотнями руб. – Что же может Совет сделать из такой скромной суммы? О если бы и к нему послан был пророк Илия, как к сарептской вдовице!“ – острит автор приведённого сообщения 749 . А как получается и этот скудный сбор – это видно из тех характерных советов и наставлений, какие автор означенной статьи даёт приходским священникам: „на руководителях простого народа – говорит он – (а в особенности на священниках) лежит прямой, священнейший долг будить его на всё доброе: умолять плакать пред ним и за него, угрожать ему судом Божиим за леность... В один день одним поучением не разбудить русского человека на совершение нового подвига. Дивятся, что на Иерусалим и на греков собирают массу денег. Но припомните, сколько столетий „ныли и пели“ нам греки о своей бед- —166— ности, о притеснениях и т. п. жалостях. А кто о школе поплакал с народом и пред народом?“ 750 Итак, из стремления высшего правительства к возможно большему и быстрому размножению церковных училищ проистёк на наше духовенство новый долг – „ныть и петь“ целые столетия пред христианским народом о бедности. И кто не знает, что наше духовенство уже запело и заныло... И не удивительно: „на всю Россию, по словам СПБ. Ведом., приходится около 30000 школ, считанных же кабаков не менее 150000; с кабаками несчитанными (тайными притонами питий) и с придачей разных других учреждений, где можно раздобыться водкой, наберётся в общей сложности, пожалуй, 200000 притонов, так или иначе спаивающих с круга население“ 751 и – прибавим от себя – устроенных далеко лучше, чем церковные школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

177. Настоящее Положение о Союзах приходов является примерным; по постановлению Общего Собрания Союза в уставе Союза могут быть вносимы, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 13–41. 19. О викарных епископах 2 (15) апреля 1918 г. 1. Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах. Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самосто­ятельные епархии. 2. В ведение существующих Викариев выделяются части епархий, в коих они под общим руководством епархиального Архиерея по правилам, установленным Священным Синодом, управляют на правах самостоятельных Епископов. Епархиальный Архиерей может давать Викарию сверх того и другие поручения в пределах своей епархии. 3. В столичных и иных епархиях, в соответствие местным нуждам, в ведение Викариев может быть выделяем опре­деленный круг епархиальных дел по усмотрению правящего Архиерея. 4. Викарные Епископы назначаются Священным Синодом по представлениям правящего Архиерея. 5. Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Священным Синодом. 6. Викарии имеют пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры, и, где это возможно, состоят настоятелями монастырей. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 42. 20. Об уездных собраниях 2 (15) апреля 1918 г. 1. Где будет признано нужным и возможным созываются Уездные и Окружные (несколько уездов викариатства) Собрания, состоящие из а) Членов Благочиннических Советов уезда (уездов викариатства), б) избранных Благочинническими Собраниями на Епархиальные Собрания Членов и в) представителей приходов (в равном числе клира и мирян), избранных Приходскими Со­браниями. 2. Уездные Собрания созываются или по предложению епархиального Архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация Собраний возлагается епархиальным Архиереем на Викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из Благочинных уезда, причем настоятель уездного со­бора является непременным членом Собрания. Председателем Собрания состоит викарный Епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным Архиереем, или же один из членов Собрания в пресвитерском сане, по избранию Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

65 . Высшей церковной власти предоставляется установить порядок введения в действие правил об епархиальном совете и упразднения духовных консисторий. —138— Глава V. О благочиннических округах 66 . Границы благочиннических округов определяются епархиальным собранием. 67 . В каждом благочинническом округе действуют окружные благочиниические собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после епархиальных собраний административно-распорядительными органами. 68 . Окружные благочиниические собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 69 . В пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию; собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения. 70 . Место и время пастырских благочиннических собраний определяются последними или благочинным. Экстренные пастырские собрания созываются благочинным: а) по его усмотрению; б) по заявлению священников округа и в) по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. 71 . Общие благочиннические собрания состоят из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов приходских советов, по избранию последних, в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя, обязанности же секретаря несет по избранию один из членов собрания. Примечание 1: от мужских монастырей в общих благочиннических собраниях участвуют настоятели монастырей. Примечание 2: при решении важных вопросов отдельных приходских общин миряне из состава последних допускаются в двойном против положенного составе. 72 . На общих благочиннических собраниях члены причтов присутствуют обязательно, о причинах неявки отсутствовавшие дают объяснение. В случае неудовлетворительности объяснения собрание может подвергать не явившихся взысканию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53 . Председатель и не менее двух членов епархиального совета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего н в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54 . Избранными не могут быть лица, известные явными гласными пороками или сложившие священный сан. 55 . Председатель и члены епархиального совета как штатные, так и сверхштатные не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по епархиальному совету, и, в частности, не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и членами благочиннических советов. 56 . Председатель и члены епархиального совета устраняются от присутствия по делу, к которому они прикосновенны, а в случае назначения над ними следствия или предания суду удаляются от присутствования впредь до рассмотрения дела. 57 . В случае болезни, смерти или отсутствия председателя епархиального совета вступает временно в исполнение его обязанностей старший из членов совета в пресвитерском сане. 58 . Ведению епархиального совета подлежат дела а) о распространении и охранении православной веры; б) о богослужении; в) о сооружении и благоустроении церквей; г) о духовенстве; д) о приходах; е) о церковном хозяйстве и ж) дела епархиальных учреждений и обществ, представляемые: 1) на рассмотрение совета в случае, когда окончательное решение сих дел не предоставлено самим означенным учреждениям и обществам данными к их руководству уставами или 2) в порядке отчетности, осведомления совета о ходе дел и для получения от него руководственных указаний. Примечание: впредь до учреждения судебных присутствий дела судебные и бракоразводные вверяются епархиальным советам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так идеально представлял себе преосв. Макарий будущую деятельность учрежденных, по его инициативе, благочиннических съездов и советов в Литовской епархии. Не его вина была, разумеется, если эта деятельность далеко не вполне соответствовала идеалу 1462 … Но преосв. Макарий был, видимо, доволен даже и тою малою пользою, какую приносили благочиннические съезды и советы Литовской епархии. Это видно, между прочим, из того, что, после трехлетнего опыта 1463 , 25 мая 1874 года, правила о благочиннических съездах и советах, после нового пересмотра их на четвертом епархиальном съезде духовенства Литовской епархии и затем в консистории, были окончательно утверждены преосв. Макарием 1464 . Ниже мы еще раз возвратимся к благочинническим съездам, а теперь заметим только, что за точным исполнением этих правил преосв. Макарий внимательно следил и нарушителей их подвергал строгим взысканиям. Так, напр., на объяснении Литовской духовной консистории, почему в ошмянском благочинии председателем был назначен не старший священник, а прежний благочинный, преосв. Макарий 27 октября 1869 г. положил такую резолюцию: «эта невнимательность поставляется на вид особенно столоначальнику означенного стола, а бывшему благочинному Петровскому за такой поступок сделать строгое замечание» 1465 . Одновременно с правилами о благочиннических съездах и советах были выработаны также правила для деятельности окружных и епархиальных съездов духовенства в Литовской епархии. Если в первом случае преосв. Макарий был самостоятельным инициатором, то в деле учреждения и руководства епархиальными и окружными съездами духовенства он был только исполнителем указаний и распоряжений высшего начальства 1466 . Епархиальные и окружные съезды духовенства вводились тогда у нас во всех епархиях. Главная цель и задача деятельности этих новых тогда учреждений состояла в содействии высшему начальству в его заботах об усовершенствовании духовно-учебных заведений епархии. Поэтому, главным предметом суждений и решений епархиальных и окружных съездов духовенства Литовской епархии за время преосв. Макария были разнообразные вопросы, касавшиеся духовно-учебных заведений и преимущественно притом материального их быта. Впрочем, на этих съездах иногда возбуждались и обсуждались вопросы, касавшиеся жизни и быта самого духовенства, напр., об эмеритальной кассе для духовенства, об епархиальном свечном заводе и др. Правда, деятельность епархиальных съездов Литовского духовенства за время преосв. Макария была, быть может, малоплодна; но винить его за это никак не приходится. Для нас важно в данном случае знать то, как относился преосв. Макарий к корпоративной деятельности Литовского духовенства и какие меры принимал он, в пределах предоставленной ему власти, для оживления этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Св. Апостол Павел учит, что унизительно вообще иметь междуусобные тяжбы и особенно не хорошо отдавать эти дела на решение лиц, ничего не значащих в Церкви ( 1Кор. 6, 1–7 ). Как бы щадя духовенство, наше Правительство многие дела духовных лиц отдает на рассмотрение их самих, на суд духовный: о.о. благочинных, советов благочиннических и т. д. Но многие пренебрегают этими первыми инстанциями суда и всякого свидетельства и обращаются прямо в Консисторию, к Архипастырю, всячески затрудняя их, особенно Консисторию, в которой скопляется непомерное количество бумажных дел. Советую всем прежде всего примиряться с соперниками, предлагаю далее, при несогласии, сначала обращаться к о.о. благочинным, к которым неизбежно должны посылать дела Консистория, а равно и наша мерность. Наипаче же архипастырски прошу и молю всех: не впадать в дела криминальные по которым неизбежно должно вести суд Консисторский, Владычный и даже Синодальный, горше же того-передавать дела в суд Окружной, Судебной Палаты и далее. Вспомните вдохновенное слово древнего премудрого, и не только не творите злое, но и не говорите зла, ибо небесная птица услышит это злое слово и поведает Судящему явное и сокровенное 344 . 334 Примечание, редакции. Правила эти были напечатаны в «Известиях по Казанской Епархии» за 1880 г. 17. 335 Примечание редакции. Проект составлен Высокопреосвященным автором в 1888 году; упоминаемая комиссия была назначена под его председательством. 336 Примечание редакции. Составление Высокопреосвященным автором этой докладной записки, равно как и следующей, относится к 1884 г. в бытность его ректором Семинарии. 337 В настоящее время напр., по исчислению архитектора Невинского, для ремонтировки всей Семинарии требуется около 40,000 рублей. 338 Проценты на копейки не всегда исчисляются точно, так как это не может повести к разности общей даже на один рубль. 339 Примечание редакции. Отчет этот был представлен Высокопреосвященным автором, в бытность его викарием Казанским, Архиепископу Казанскому Павлу, по поручению которого и было совершено обозрение церквей означенных уездов с 1-го по 15 июня и с 22 по 25 ноября 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пр. Макарий согласился с ходатайством духовенства об учреждении съездов, но предварительно предложил консистории составить нужные для этих съездов правила. Консистория в своем заключении о пользе учреждения благочиннических съездов и советов пошла еще дальше духовенства означенных двух благочиний. По её мнению, эти съезды послужили бы, с одной стороны, к сокращению переписки и числа дел и к скорейшему производству оных. С другой стороны, полагала консистория, в виду того, что Литовская епархия, по своему географическому положению, прилегала к Курляндии и Пруссии и Царству Польскому «и постоянно подвергалась разным злонамеренным действиям, преимущественно направляемым в православную среду, в которой разнородность элементов и шаткость убеждений ставили духовенство в самое затруднительное положение и в невозможность единичными силами противодействовать означенному злу, съезды облегчили бы эту борьбу, при коллективном обсуждении мер, какие, на основании сгруппированных сведений и наблюдений, могли бы быть приняты при всякой случайности». Указав за тем на то, что «духовенство в настоящее время возводилось на высшую степень порядка, получало другое положение в общественной сфере, почему и со стороны оного необходимо было соответствующее устройство и забота о приобретении новейших (?) данных, способствующих деятельности духовенства в исполнении своего долга, и что уставами семинарий и училищ требуется участие духовенства в деле воспитания и образования будущих служителей алтаря, для чего уже учреждены окружные училищные съезды», – консистория нашла полезным учредить съезды – для решения споров и маловажных дел на местах событий, по примеру третейского суда, – съезды третейские; для обсуждения дел по благочиниям – съезды благочиннические и для рассмотрения дел общих по епархии и учебной части – съезды епархиальные; окружные же училищные съезды – оставить в действии, как учрежденные еще в 1867 году, вследствие указа св. Синода и распоряжения епархиального начальства. Правила для сих съездов были составлены первоначально самим протоиереем Гомолицким, неожиданно, при либеральном веянии в епархии, превратившимся в либерала из прежнего консерватора, каким заявил себя при митрополите Иосифе; и правила эти консистория предположила было ввести в действие с 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

е. если епископы будут назначать и увольнять судей, как своих уполномоченных, сами и по своему личному усмотрению, и если судьи духовные, как их поверенные , не будут ничего делать без воли епископа (Ар. 30 Лаод. 57) 67 . Прочие мнения, признавая учреждение низшей инстанции желательным. полезным и целесообразным, при условии подчинения духовных суде епархиальному архиерею, самое назначение, деятельность и юрисдикцию их объясняют различно. В одном из таковых мнений пишется: «первая инстанция духовного суда нужна, но не в том виде, в каком она проектирована, а в качестве следователя, действующего под влиянием и распоряжением архиерея» 68 . Другое мнение при рассмотрении той же инстанции говорит: «лучше бы было учредить особых следователей по духовно-судебным делам», и поясняет, что, чтобы «должность следователей по духовно-судебным делам была поручаема светским лицам православного вероисповедания, получившим юридическое образование». Новое мнение заявляет, что «учреждение в епархиальном управлении духовных судей, с тем кругом обязанностей, какой назначен судьям комитетом, необходимо и весьма желательно...; но нельзя не заметить при этом , что в настоящее своенравное, капризное и прихотливое время, при всеобщем почти и повсюдном стремлении к какой-то неопределенной свободе и независимости, решение единоличного судьи не будет твердо и обязательно для подсудимых» 69 . Коллегиальности в устройстве низшей инстанции желает и мнение, которое, применяясь к составу действующих ныне в некоторых епархиях благочиннических советов, говорит: «ежели коллегиальный суд духовных судей не будет иметь быстроты в производстве дел, то будет иметь более твердости, основательности и честности в своих действиях» 70 . С некоторой подробностью устройство низшей инстанции изображается в мнении, которому «учреждение духовных судей по участкам или по уездам кажется весьма полезным и нужным по ним соображениям, какие приняты комитетом; только без исключения их из ведомства епархиального архиерея, от которого они и не могут быть независимы, как священники приходские, судьи должны доносить архиерею о всех своих действиях для сведения, или для утверждения и для передачи в епархиальный архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Когда надобно было отпустить молодых священников к пастве, преосвященный давал им трогательное пастырское наставление, дабы они верны были своему призванию. Преосвященный распоряжениями своими не только поддерживал благочиннические библиотеки, учрежденные в Орловский епархии до него, но и старался пополнять и умножать их. Преосвященный вошел в Святейший Правительствующий Синод с представлением о разрешении издавать Орловские епархиальные ведомости, на что и последовало благословение Св. Синода. Обращение преосвященного Поликарпа с служителями Церкви Христовой было самое любвеобильное, кроткое, милостивое. Не было примера, чтобы он, во все время управления своего Орловской епархией, преступил пределы кротости, потерял терпение, предался гневу, хотя и бывали поводы к тому. Когда являлись к нему с своими нуждами священно и церковнослужители, их жены, вдовы и дети то он принимал их без всякой величавости, выслушивал их терпеливо, покойно, милостиво. Впрочем, такое снисходительное обращение с подчиненными преосвященного не давало им повода терять к нему уважение, не допускало вольности или фамильярности с ним; напротив, возбуждало к нему любовь, уважение и страх. Старшим из духовных лиц в присутствии своем давал стул; входил с ними в длинные беседы по делам служебным, и нередко сам требовал от них советов по некоторым вопросам пастырского своего служения. Даже и тех, кои подвергались по проступкам суду или вели себя несоответственно своему званию, он принимал без гнева и укоризны; и, хотя и делал таким выговор и обличение, но растворял их кротостью и милосердием, щадил виновных, сострадал им, помня немощь человеческой природы. К живущим неблагочинно лицам духовного звания он посылал от себя доверенных лиц для увещания их, а иногда и сам лично являлся к ним в дома нечаянно, если они жили в Орле, чтобы лично удостовериться в степени неисправности таких и дать почувствовать им, что он постоянно наблюдает за ними и ищет их исправления. К тем из священно и церковнослужителей, которые были верны своему призванию и вели себя преимущественно пред другими хорошо, преосвященный особенно был внимателен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010