Суду Епархиальному подлежит решение всех вообще дел, касающихся клириков и мирян, входящих в состав епархии, ха исключением дел а) предоставленных Церковно-окружным судам и б) касающихся лиц, подведомственных непосредственно Высшему Церковному Управлению. Высший церковный суд ведает дела по жалобам на Епархиальный суд и касающиеся лиц, непосредственно подведомственных Высшему Церковному Управлению. Имущественные и денежные споры о праве пользования церковными средствами распределены по разным степеням суда в соответствие с размером иска. Споры о сумме до 100 рублей предоставляются разрешению Церковно-окружных судов, до 1.000 рублей Епархиальных судов, свыше 1.000 рублей Высшего церковного суда, если спор касается средств, получаемых из общецерковной казны; что же касается средств епархиальных и приходских, то дела о них окончательно разрешаются о первых в Епархиальных судах и о вторых - в Церковно-окружных судах. Избегая всяческих нагромождения без надобности должностей, настоящее Положение состав всех степеней церковного суда определяет в минимальном размере. Церковно-окружным судам предоставляется периодическое только действование, по мере действительной надобности; при них не положено и особой Канцелярии, в предположение, что производство будет простое и преимущественно устное, при котором достаточно будет одной книги для записи решений. Их организование зависит от благочиннических или Окружных собраний, которые без особых затруднений могут быть созваны в ближайшее же время. Временные органы Епархиального и Высшего церковного суда могут быть образованы Епархиальным и Высшим Церковным Управлением, в некоторых случаях даже простым выделением, как, например, из Епархиальных советов, имеющих по две экспедиции, или из органов Высшего Церковного Управления, многочисленных в своем составе. IV.Ocyщecmbлehue полноты архиерейской власти в церковном суде IV. Архиерейская власть в церковном суде, утверждающаяся на Священном Писании (Мф. XVIII, 15-19; Иоан. XX, 23; I Tuм.V, 19-20; Тит.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем. 51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом. 52. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею, ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея, з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян, и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов, к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

http://drevo-info.ru/articles/17774.html

В обязанности Епархиального совета входят: исполнение решений Епархиального собрания; представление Собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, определение границ благочинии и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. Епархиальный совет является судом первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в неправославной вере, нарушениях канонов и христианских нравственных норм; он рассматривает также вопросы, касающиеся церковного брака и развода, о разногласиях между духовенством и приходскими должностными лицами. Решения Епархиального совета по церковно-судебным делам могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции церковного суда. Архиерею в осуществлении им исполнительной власти в епархии призваны помогать епархиальное управление и иные епархиальные учреждения. При каждом епархиальном управлении непременно должен быть епархиальный архив. Благочиния Епархия разделяется на благочиннические округа, возглавляемые благочиниями, которых назначает правящий архиерей. Границы и названия округов определяются архиереем совместно с Епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и религиозно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за правильным совершением богослужений, благолепием храмов, состоянием проповеди, контроль за исполнением постановлений епархиальной власти; благочинный дает советы духовенству относительно исполнения им своих обязанностей, а также и личной жизни, устраняет недоразумения между клириками без формального судопроизводства, докладывает о значительных инцидентах архиерею, предварительно расследует церковные правонарушения клириков и мирян, ходатайствует о награждении клириков и мирян, вносит предложения епархиальному епископу о назначении на вакантные места в благочинии; несет заботу о церковной жизни в приходах, временно не имеющих священников; наблюдает за строительством и ремонтом храмов и других церковных зданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Недостатком в деятельности благочиннических съездов были, как это отмечалось в церковной повременной печати, неуместные словопрения по вопросам, не входившим в компетенцию съездов, а также нередко имевшие место оскорбительные выпады одних участников таких съездов против других. В 1880-е годы, при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , благочиннические съезды в большинстве епархий перестали созываться. Заметным толчком к этому послужила отмена выборности благочинных указом Святейшего Синода от 1881 г. Вопрос о возобновлении благочиннических съездов или собраний одновременно с возвращением к выборности благочинных обсуждался в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905–1907 гг. Благочиннические съезды и собрания повсеместно созывались в 1917 г., после отречения святого императора Николая II, при этом в них участвовали не только клирики, но и представители мирян по избранию Приходских собраний. На этих благочиннических съездах избирались члены епархиальных съездов. Поместный Собор в своем определении о епархиальном управлении предусматривал учреждение общих и пастырских благочиннических собраний. Пастырские благочиннические собрания по своему составу и статусу были подобны благочинническим съездам второй половины 19 в. Поместный Собор 1917–1918 гг. в «Определении о епархиальном управлении» ввел новый порядок управления благочинническими округами. В соответствии с Определением Собора границы благочиннических округов должны были устанавливаться Епархиальным собранием. Собор ввел новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы. При этом «в пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию, собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения… Экстренные пастырские собрания созываются благочинным: а) по усмотрению; б) по заявлению 1/3 священников округа; и в) по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. Общие благочиннические собрания состоят: а) из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов Приходских советов по избрании последних в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя… Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее раза в год и должны предшествовать Епархиальным собраниям» 342 . Предусматривалась также возможность созыва экстренных общих благочиннических собраний. «Постановления благочиннического собрания, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального архиерея, а о прочих доводится до его сведения» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Епархиальной властью Б. с. предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и заслугах клириков, к-рые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещений или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, к-рые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в кон. 60-х гг. XIX в. благочиннических советов обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В нек-рых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, в последнем случае дело переносилось на Б. с. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними. Недостатком в деятельности Б. с. были, как это отмечалось в церковной печати того времени, неуместные словопрения по вопросам, не входившим в компетенцию съезда, а также нередко имевшие место оскорбительные выпады одних участников съезда против др. В 80-х гг., при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , Б. с. в большинстве епархий перестали созываться. Видимым поводом к этому послужила отмена выборности благочинных указом Святейшего Синода от 1881 г. Вопрос о возобновлении Б. с. или собраний одновременно с возвращением к выборности благочинных обсуждался в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. Б. с. и собрания повсеместно созывались в 1917 г., после отречения от престола св. мч. имп. Николая II , при этом в них участвовали не только клирики, но и представители мирян по избранию приходских собраний. На этих Б. с. избирались члены епархиальных съездов. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» предусматривал учреждение общих и пастырских благочиннических собраний (V 67-77). Пастырские благочиннические собрания по своему составу и статусу были подобны Б. с.

http://pravenc.ru/text/149345.html

В соответствии с соборным «Определением», высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трёхлетний срок. Епархиальные собрания образуют свои постоянные исполнительные органы: Епархиальный совет и Епархиальный суд. Принимая это «Определение», Собор руководствовался стремлением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении. Но каноническая власть епархиального архиерея оставалась неприкосновенной. В статье 23-й «Определения» было предусмотрено: «Без согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь» 356 . В соответствии с «Определением» Собора, границы благочиннических округов должны были устанавливаться Епархиальным собранием. Собор ввёл новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие благочиннические собрания и благочиннические советы. При этом «в пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов – по желанию. Собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения… Экстренные пастырские собрания созываются благочинным по усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа и по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. Общие благочиннические собрания состоят: из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквям округа сверх штата; из мирян – членов приходских советов, по избранию последних в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя… Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям» 357 . Предусматривалась также возможность созыва экстренных общих благочиннических собраний. «Постановления благочиннического собрания, требующие утверждения епархиальной властью, представляются на утверждение архиерея, а о прочих доводится до его сведения» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

III. Особые органы церковного суда III. Необходимость для церковного суда органов, особых от органов церковного управления, в настоящее время следует признать окончательно установленной. И Предсоборное Присутствие, и Предсоборное Совещание, И Предсоборный Совет проектировали особые органы церковного суда. В таком же смысле высказался и Судебный отдел Священного Собора. Сам Священный Собор в своих определениях о высших органах церковного управления - Священном Синоде и Высшем Церковном Совете - предполагает наличие особого органа для высшего церковного суда. А в Соборном определении о епархиальном управлении прямо сказано, что " в каждой епархии существуют особые органы епархиального управления и епархиального суда " . Настоящее Положение в соответствии с положениями предшествовавших ему проектов Предсоборного Присутствия, Совещания и Совета и Соборного Отдела, предусматривает трех родов органы церковного суда: Церковно-окружные суды для территорий одного или нескольких благочиннических округов ( ст.3), Епархиальный суд для епархии 9 ст.4) и Высший церковный суд - для всей Православной Российской Церкви ( ст.5 и 6). Церковно-окружные суды учреждаются в цели приближения суда к населению - по крайней мере или преимущественно, для такого рода дел, которые, не имея общего значения, могли разрешаться в порядке примирительного разбирательства. Такого рода суды имеют уже за себя указание опыта в лице Благочиннических советов, отправлявших во многих епархиях и функции начального суда. Епархиальные суды выделяются из состава Духовных консисторий, а Высший церковный суд - образуется из состава Святейшего Синода. Ведомство каждого из указанных органов церковного суда определяется самым существом дела. судам Церковно-окружным, удаленным от места пребывания епархиального архиерея и поставленных потому в необходимость самостоятельно обращать свои решения к исполнению, предоставляются дела с характером примирительного разбирательства, мелкого значения и преимущественно материальной природы, не затрагивающих иерархических сторон священного и церковного служения и ограничиваемые кругом обязанностей, не выходящих за пределы ведения приходских Благочиннических и Окружных собраний.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

В этот период жизни на поприще духовно-педагогическом памятно внимание и доверие к покойному со стороны архиепископа Полтавского Иоанна (Петина), вручившего ему для воспитания своего племянника. И в течение своей последующей жизни уже в сане священника Петр Прокофьевич пользовался неизменным покровительством и поддержкой архиепископа Иоанна. Из Полтавы Петр Прокофьевич по болезненному состоянию своего здоровья пе- ренес учебно-воспитательную деятельность в родное село Дейкаловку, где он был определен наставником приходского училища и вскоре был рукоположен архиепископом Иоанном во священника к местной приходской церкви. Облекаемый доверием духовенства, Петр Прокофьевич нес обязанности уполномоченного в окружных съездах, члена благочиннического совета, а по определению епархиального начальства был назначен депутатом местного благочиннического ведомства, наблюдателем церковных школ 4-го благочиннического округа Зеньковского уезда. За успешное преподавание закона Божия неоднократно получал выражение одобрения с денежной наградой от губернского и уездного училищных советов и был удостоен преподания благословения Св. Синода. На двенадцатом году своей службы Петр Прокофьевич был перемещен к Святодуховскому собору г. Ромны с назначением его членом Роменского уездного училищного Совета. Этот период перемещения в г. Ромны, кажется, совпал с тяжелым душевным потрясением, вызванным потерей супруги и некоторых детей, сделавшихся жертвой грудной болезни, а с течением времени этот неизлечимый недуг окончательно осиротил Петра Прокофьевича, отняв у него и последнюю утеху вдовых священников – всех остальных детей. Но недолго однако душа его мирилась с вынужденной тяжелыми потрясениями семейной жизни разлукой с родным гнездом и дорогими могилами. Через год с небольшим по собственному влечению своего сердца и желанию прихожан он снова архиепископом Иоанном был водворен на прежнем месте своего служения. Параллельно с этим движением по службе Петр Прокофьевич получал духовные отличия от скромного набедренника до увенчивающего пастырский труд и болезни наперсного креста. Имел покойный и гражданские отличия в виде орденов, но о них едва ли нужно говорить с одной стороны потому, что в деле пастырского служения они не должны иметь существенно важного значения, а также и потому лучше о них умолчать, что за долгий период тяжелого, напряженного, глубоко идейного пастырского труда увенчание седин и согбенного стана единичным отличием, в то время когда на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1908. С. 236). «Я... сделал кое-что довольно прочно, не сидел без пользы, полонизм поборол изрядно,- 10 нояб. того же года писал Л. в письме еп. Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) ,- но дух шляхетский и жидовскую меркантильность в духовенстве нашем не скоро еще выкурить можно. Надеюсь на семинарию и училища, которые идут у меня добрым путем». В письме архиеп. Никандру от 8 апр. 1874 г. Л. признавался, что «измучился и здоровье испортил» ( Корсунский. 1893. С. 398-399). 25 окт. 1874 г. Л. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. С 6 по 14 нояб. длилось его прощание с подольской паствой и учащимися как светских, так и духовных учебных заведений. 21 нояб. Л. совершил 1-ю литургию в одесском кафедральном Преображенском соборе. К весне 1875 г. были освящены теплая церковь при одесском Успенском храме, сев. придел во имя вмч. Димитрия Солунского (3 февр. 1875) в греч. Троицком храме. В апр.-мае 1875 г. Л. совершил путешествие по епархии, посетил более 116 приходов, Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, мужской монастырь , имел собеседования с 280 причтами. Вернувшись из поездки, он отдал духовной консистории неск. предписаний: о перераспределении благочиннических округов, об учреждении благочиннических советов, а также окружных и благочиннических б-к и класса иконописания при семинарии, об избрании окружных депутатов, о ведении церковноприходских летописей, о проведении воскресных собеседований в приходах, в т. ч. с целью преодоления распространения в народной среде штундизма. В 1876 г. началось инициированное Л. издание «Одесского Воскресного листка». Архиепископ ежемесячно посещал семинарию, стремился бороться с уклонением ее воспитанников от церковного служения. В новоустроенную семинарскую церковь он пожертвовал образа Вознесения и святителей Ростовских Исаии, Леонтия и Игнатия. По инициативе Л. в Одессе были открыты женское епархиальное и мужское духовное училища в отдельных зданиях, а также устроено помещение консисторского архива, отремонтированы архиерейские покои.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ коллегиальный орган управления благочинническим округом , введенный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Собор в «Определении об епархиальном управлении» предусматривал учреждение 2 видов Б. с.- пастырских и общих (V 68 ). В пастырских Б. с. должны были участвовать все священники благочиннического округа по своему должностному положению, а проч. клирики и причетники - по желанию (V 69). Собор установил периодичность в созыве пастырских Б. с.- не реже 1 раза в год (V 69). В соответствии с Определением Собора ввиду необходимости могли созываться экстренные пастырские собрания. Созывал их благочинный по собственному усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа или по распоряжению правящего архиерея. Председательствовал на пастырских собраниях благочинный, в случае его отсутствия председатель избирался собранием из числа пресвитеров (V 70). Общие Б. с., согласно Определению Собора, состояли из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских церквей благочиннического округа, сверхштатных священников, приписанных к церквам округа, а также из мирян, членов приходских советов , по избранию самих приходских советов в числе, равном числу клириков и причетников каждой церкви. В общих Б. с. участвовали настоятели муж. мон-рей. Председательствовали благочинный или его заместитель (V 71). Очередные общие Б. с. должны были созываться не реже 1 раза в год, в канун епархиальных собраний . Экстренные общие Б. с. могли созываться благочинным по неотложным делам отдельных приходов, по заявлению 1/3 членов собраний или по требованию епархиальной власти (V 73). Постановления Б. с., требующие утверждения епархиальной власти, представлялись на утверждение епархиального архиерея, а проч. решения доводились до его сведения (V 75). Ведению пастырских собраний подлежали дела, относящиеся к пастырскому служению (V 69), а предметом общих Б. с. были: забота о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом , обсуждение церковно-просветительского и школьного дела, вопросы, связанные с открытием новых и закрытием существующих приходов, предварительное рассмотрение дел, подлежащих рассмотрению епархиальными и уездными собраниями, избрание благочинного, членов благочиннического совета, избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания.

http://pravenc.ru/text/149347.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010