Следует признать, что его требовательность вызывала негативную реакцию со стороны части местного приходского духовенства в Твери. Но это не останавливало Владыку Серафима, если он находил достаточно оснований для отстранения от должности тех, кто нерадиво относился к своим обязанностям. Так, например, он поступил со своим помощником викарием Арсением (Смоленицем), который в конечном итоге был отправлен в Екатеринославль. В апреле 1917 г. по инициативе оберпрокурора Львова и с благословения Русской Православной Церкви стали происходить епархиальные съезды, которые должны были рассматривать вопросы подготовки созыва Поместного собора. Главной их задачей было переизбрание епископов и всего епархиального духовенства, упразднение Консистории с заменой ее Епархиальным советом. Архиепископ Серафим разработал регламент и программу подобного съезда для Тверской епархии. Но противники Владыки Серафима на епархиальном съезде развернули против него яростную агитацию. Тверской Епархиальный съезд проводился с грубыми нарушениями разработанных архиепископом Серафимом программы и процедуры съезда. В донесении Святейшему Правительствующему Синоду Преосвященный Серафим следующим образом описал ситуацию, сложившуюся вокруг съезда и на самом съезде: «В день моего возвращения в Тверь из Петрограда после переворота я созвал пастырское собрание для обсуждения создавшегося положения, а на следующий вечер собрал заседание всего духовенства с церковными старостами, на котором и было определено созвать экстренный Епархиальный съезд 20-го апреля... Затем, дабы пойти навстречу современным, очень резким требованиям, я сделал распоряжение о производстве новых выборов: благочинных, помощников их, членов благочиннических советов и духовных следователей. Однако мое стремление внести некоторое успокоение в среду духовенства и приходы оказалось безрезультатным... Многие благочиния решили совсем не избирать благочинных и их помощников, а заменить их исполнительными комитетами из духовенства и мирян. В одном благочинии в подобный комитет избрали восемнадцать человек при девяти мирянах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Хотя созвать полноценный Собор так и не удалось, 18 мая того же года митрополит Сергий созвал в Москве совещание епископов, на котором выступал с проектом Временного Патриаршего Священного Синода (ВПСС) из 8 членов, который был организован позднее в том же месяце. 25 мая состоялось официальное заседание ВПСС, в тот же день по епархиям было разослано постановление об организации епархиальных советов, а при викарных епископах предписывалось учреждать благочиннические советы . Однако, это стало пределом воссоздания церковно-административной структуры Патриархата на " законных основаниях " в те годы - ни проведение Собора, ни выборы патриарха допущены не были. С рубежа 1928 - 1929 года начался длительный период крайне воинственного отношения безбожной власти к Церкви, достигший пика в чистках 1937 - 1938 годов. 18 мая 1935 года митрополит Сергий по требованию властей распустил Временный Патриарший Синод, вскоре почти весь епископат был физически уничтожен или заточён, а церковная организация - почти полностью разрушена. Далеко не все представители духовенства и мирян Русской Церкви одобрили компромиссный курс митрополита Сергия (Страгородского) и в 1927 - 1928 годах появилось довольно значительное течение т.н. " непоминающих " . Но, как и сторонники митрополита Сергия, " непоминающие " свои надежды во многом возлагали на будущий Собор, который разрешит все разногласия. Апеллировали они и к авторитету Поместного Собора 1917-1918 годов: одним из основных их требований было отстаивание соборного постановления о недействительности лишения сана священнослужителей по политическим мотивам. Своё развитие новая соборная традиция получила и в среде русской эмиграции, в виде сравнительно частых Соборов Русской Православной Церкви Заграницей . Примечательно, что первый " Всезаграничный " Собор в Сремских Карловцах в 1921 году объединил почти всех оказавшихся за рубежом русских архиереев и членов Поместного Собора 1917-1918 годов, а также делегатов от приходов, эвакуированной армии и монашествующих.

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Синода (обновленческого). До появления воззвания Петра Крутицкого эта группа подавала надежды, что она окажет свое давление на епископов и постарается сдвинуть их с непримиримой позиции. Но как только появилось воззвание Петра… они заговорили другим языком и опустили свой флаг… то же самое произошло и с тихоновскими мирянами».«… До распространения воззвания Петра Крутицкого большинство духовенства и церковно–приходских советов Тамбовской епархии готовы были принять участие в благочиннических собраниях и епархиальном съезде… на миролюбивое настроение»низов»сильно повлияло воззвание Петра Крутицкого. На благочиннические съезды, собранные после появления этого воззвания, тихоновцы уже почти не явились…»«В целом ряде епархий, как иллюстрируют приведенные данные, идущая из Крутиц непримиримая линия тихоновцев выразилась в полном отказе даже от разговоров о церковном примирении. Тихоновские архиереи этого типа или отмалчивались, или сразу резко выражали свое отрицательное и враждебное отношение и вообще боялись даже вступать в какие–либо сношения с синодальными представителями: очевидно, они буквально исполняли директивы своего начальства, но были и такие архиереи, где, что называется, удавалось»завязать разговор»с тихоновскими главарями, однако кончались эти разговоры обычно той же непримиримостью». После послания Местоблюстителя советские газеты начали печатать статьи, обвиняющие его в контрреволюционной деятельности . На обновленческом соборе священник Александр Введенский прочел фальшивый документ, в котором Местоблюститель обвинялся в связях с заграницей. Уже спустя месяц после смерти Патриарха Тихона ГПУ начало создавать новый раскол в Церкви. Представитель ГПУ Полянский встретился с Московским викарным епископом Борисом (Рукиным) и предложил ему создать инициативную группу»Защита православия» и подать от ее имени соответствующее ходатайство во ВЦИК. Представитель ГПУ уверял, что Православная Церковь после этого будет немедленно легализована, причем Церковь решительно отмежуется от всех новшеств, включая обновленчество.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Триумфов (1848 - 26.02.1919, Новоржевский у. Псковской губ.), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), прот. По окончании Псковской ДС рукоположен в 1870 г. во священника к ц. Покрова Богородицы в с. Бежаницы Новоржевского у. Огромный приход, насчитывавший до 30 деревень, требовал от пастыря непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности В. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Когда ввиду старческой немощи 2-го священника практически все приходские дела легли на плечи В., ему пришлось отказаться от преподавательской деятельности, к к-рой он привлек священника соседней дер. Хряпьево о. Симеона Мутовозова. В 1904 г. Бежаницы посетил Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий) , к-рый после экзамена учащихся церковноприходской и земской школ остался недоволен ответами по Закону Божию и сделал замечание В., являвшемуся к тому времени настоятелем храма. В 1905 г. В. вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковноприходской школы. Впосл. был избран членом уездного отд-ния епархиального училищного совета, состоял членом благочиннического и попечительного советов. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Для борьбы с чрезвычайно распространенным в регионе пьянством В. в 1894 г. по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского организовал в приходе первое в губернии об-во трезвости. На средства местных помещиков Философовых, ставших почетными членами об-ва, была открыта народная чайная, в к-рой каждое воскресенье священник проводил беседы с крестьянами на религиозно-нравственные темы. При об-ве существовала б-ка для крестьян, в к-рой помимо религиозно-нравственной лит-ры выдавались книги, посвященные сельскому хозяйству. Пример Бежаницкого прихода способствовал образованию в Псковской губ. сети об-в трезвости, в 1911 г. в Пскове был создан губ. комитет об-в трезвости.

http://pravenc.ru/text/150627.html

[лат. incapacitas], такое состояние, при к-ром хиротония безусловно недопустима. Получение хиротонии, дающей возможность осуществлять нравственно-руководящую и освящающую роль Церкви, возможно при наличии определенных условий, установленных каноническим правом. Отсутствие того или иного из требуемых духовных и физических качеств (irregularitas) составляет препятствия для совершения такого акта, напр. недостаток возраста, недостаток нек-рых физических свойств, недостаток знаний, недостаток веры и др., а также отпадение от веры, ересь, оскопление себя и др. плотские грехи; виновные в них по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию . По древнему каноническому праву, кто раз подвергся покаянию, тот навсегда лишался возможности рукоположения в церковно-иерархические степени (подробнее см. Препятствия к Священству ). Эти «неправильности», хотя и являются препятствиями к совершению хиротонии, обусловленными различными недостатками и причинами, все же не имеют безусловного характера. Это означает, что при наличии таких препятствий к Священству в порядке икономии допускается диспенсация и совершенное таинство хиротонии признается действительным. А. н. с. в отличие от них является непреодолимой и безусловной, и если рукоположение в таком случае все-таки исполнено, то оно признается недействительным. А. н. с. устанавливается в 2 случаях: 1) если лицо не является действительным членом церковного об-ва, получившим через правильно совершенное Крещение общую церковную правоспособность, т. е. некрещеные или получившие Крещение в об-вах, совершение таинства Крещения в к-рых не признается Церковью действительным (Устав РПЦ XI, 24а; ср. CIC can. 1204); 2) женщины безусловно отстраняются от принятия рукоположения на церковно-иерархические степени (1 Тим 2. 11-14). Но это не препятствует им занимать церковно-служебные должности: каноны допускают на них женщин - диаконис (Рим 16. 1; I Всел. 19; IV Всел. 15), катехизаторш, в мон-рях игумений , настоятельниц (О монастырях и монашествующих. II 13//Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 33). РПЦ законодательно подтвердила право «женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост», сверх того предоставила им «1... а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях и б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных, и 2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир» (О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения//Там же. Вып. 4. С. 47).

http://pravenc.ru/text/62496.html

Николаевич Амасийский (1889, с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.12. 1938), сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье диак. Николая Амасийского (см. Николай (Амасийский) , архиеп.). В 1897 г. поступил в Николаевское ДУ. В 1901 г. был исключен из 4-го класса за недисциплинированность, доучивался в Вольском ДУ. В 1904 г., по окончании ДУ, поступил в Самарскую ДС. В 1905 г. исключен из семинарии за активное участие в студенческих забастовках. Жил в с. Давыдовка Николаевского у., где служил священником его отец, готовился к экзамену на звание учителя. С кон. 1907 г. служил псаломщиком в с. Семёновка Николаевского у. В 1908 г. женился на дочери священника местного храма. В 1911 г. рукоположен во диакона в семёновском храме. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил в одном из храмов г. Николаевска (с 1918 Пугачёв). С 1918 г. священник Казанского храма в с. Смородинка Пугачёвского у. В дек. 1922 г. его отец стал обновленческим епископом Пугачёвским. Н. также перешел в обновленчество и был переведен священником в Иоанно-Предтеченский «старый» собор Пугачёва. В кон. 1923 г. вместе с отцом оставил обновленчество и после принесения покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Продолжал служить в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе. С 1931 г. являлсяблагочинным Пугачёва и Пугачёвского окр. В 1-й пол. 30-х гг. в условиях частой смены епископов на Пугачёвской викарной кафедре Саратовской епархии Н. с одобрения приходских советов благочиния в периоды отсутствия в Пугачёве архиерея осуществлял фактическое управление викариатством. По договоренности с Пугачёвским райисполкомом он оказывал юридическую помощь в регистрации приходским советам, впоследствии характеризовал свою деятельность как «законную защиту храмов». В 1933 г. ходатайствовал перед Пугачёвским горфинотделом о снижении установленного для духовенства повышенного налога. В результате усилий Н. для большей части пугачёвского духовенства налог был снижен. 17 июля 1934 г. Н. обратился в Московскую Патриархию с ходатайством о передаче Пугачёвскому вик-ству благочиннических округов Балаково и Дергачей, входивших в состав Покровского вик-ства на территории АССР немцев Поволжья. 5 сент. того же года Временный Синод одобрил передачу этих благочиний Пугачёвскому вик-ству.

http://pravenc.ru/text/2565654.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1923 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " 2-й Всероссийский Поместный Собор " , обновленческий Собор Собор открылся 29 апреля 1923 года в  московском храме Христа Спасителя служением литургии, а 2 мая начались его деловые заседания в здании 3-го Дома советов. От 72-х епархий прибыли около 380 делегатов . Число собравшихся архиереев составляло 67 человек . Присутствовали и сторонники патриаршей Церкви. Первым деянием собора стала отмена анафематствования советской власти, провозглашённого патриархом Тихоном . Восстановление института патриаршества было признано контрреволюционным актом, а сам патриарх объявлен предателем Церкви, лишён сана и монашества. На заседаниях были утверждены резолюции о введении белого брачного епископата (наравне с монашеским), о разрешении второбрачия духовенства (кроме епископата), о закрытии монастырей и преобразовании их в христианско-трудовые общины, о положении монашества , о переходе на григорианский календарь , о культе мощей . Собор отлучил от Церкви заграничное духовенство, поддержавшее борьбу против советского государства. После обсуждения вопроса о церковных преобразованиях была принята резолюция о том, чтобы не вводить в Церкви никаких догматических или богослужебных реформ. Были приняты поекты положений о высшем церковном управлении, о епархиальных и викариальных управлениях, о благочиннических советах. В соответствии с принятым положением ВЦУ было преобразовано в Высший Церковный Совет (ВЦС), в составе 10 представителей " Живой Церкви " , 6 представителей СОДАЦ , 2-х представителей СЦВ . Председателем ВЦС был избран митрополит Антонин (Грановский) . В заключении участниками была признана возможность автокефалии Украинской Православной Церкви, но решение вопроса было отложено до следующего собора. 9 мая Собор завершил свою работу. Состав Собора  Использованные материалы   Церковное обновление. Орган Рязанского Епархиального Управления, 1923, с.2.   2-й Всероссийский Поместный Собор. М. Мосполиграф. 1923, с. 19-20; на сайте Фонда " Русское Православие " - 68. Редакция текста от: 16.12.2022 07:07:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681331.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРИУМФОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий Александрович Триумфов ( 1848 - 1919 ), протоиерей , священномученик . Память 13 февраля , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых Родился в 1848 году. По окончании Псковской духовной семинарии рукоположен в 1870 г. во священника к церкви Покрова Богородицы в с. Бежаницы Новоржевского уезда. Огромный приход, насчитывавший до 30 деревень, требовал от пастыря непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности он преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Когда ввиду старческой немощи второго священника практически все приходские дела легли на плечи о. Василия, ему пришлось отказаться от преподавательской деятельности, к которой он привлек священника соседней дер. Хряпьево о. Симеона Мутовозова . В 1904 г. Бежаницы посетил Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий) , который после экзамена учащихся церковноприходской и земской школ остался недоволен ответами по Закону Божию и сделал замечание о. Василию, являвшемуся к тому времени настоятелем храма. В 1905 г. о. Василий вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковноприходской школы. Впоследствии был избран членом уездного отделения епархиального училищного совета, состоял членом благочиннического и попечительного советов. В 1911 г. возведен в сан протоиерея . Для борьбы с чрезвычайно распространенным в регионе пьянством о. Василий в 1894 г. по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского организовал в приходе первое в губернии общество трезвости. На средства местных помещиков Философовых, ставших почетными членами общества, была открыта народная чайная, в которой каждое воскресенье священник проводил беседы с крестьянами на религиозно-нравственные темы. При обществе существовала библиотека для крестьян, в которой помимо религиозно-нравственной литературы выдавались книги, посвященные сельскому хозяйству. Пример Бежаницкого прихода способствовал образованию в Псковской губ. сети обществ трезвости, в 1911 г. в Пскове был создан губ. комитет обществ трезвости.

http://drevo-info.ru/articles/23604.html

II.7. Молодежная работа О миссии среди молодежи (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. (...) Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О работе с молодежью в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 35) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. (...) 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и – в рамках их возможностей – приходам следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

«Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (11-е пр. Лаодик. собора). «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак, поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика «Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир» (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010