Циркулярное письмо московскому духовенству в связи с торжествами, посвященными 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 13 ноября 2007 г. 21:00 Наместникам и  настоятельницам московских и ставропигиальных монастырей, о.о. настоятелям приходских храмов, Патриарших и монастырских подворий, председателям приходских советов г. Москвы. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сообщаю Вам о том, что в Москве с 17 по 19 ноября 2007 года пройдут торжества, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, в которых духовенство московских приходов и монастырей, а также насельники ставропигиальных обителей должны принять самое активное участие. 17 ноября, в субботу, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , будет совершено всенощное бдение, а 18 ноября, в воскресенье, Божественная литургия. Выход духовенства на встречу Святейшего Патриарха за всенощным бдением в 16 часов 30 минут, а за Божественной литургией в 9 часов. Ризница — золотая. Сослужат Его Святейшеству за указанными выше богослужениями преосвященные викарные архиереи, отцы наместники, благочинные и члены Епархиального совета . К молитвенному участию во всенощном бдении и Божественной литургии, приглашаются настоятельницы московских и ставропигиальных женских монастырей, а также по десять клириков от каждого благочиннического округа и члены приходских советов и приходских собраний. О торжествах, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества, настоятели московских храмов и монастырей должны известить прихожан за богослужениями в оставшиеся до 17 ноября дни, приглашая всех желающих разделить радость молитвенного делания с прибывшими на торжества многочисленными гостями. 19 ноября сего года, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля будет совершен благодарственный молебен и лития по почившим Предстоятелям Русской Церкви, а в 17 часов в Зале церковных соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоятся Торжественный акт и концерт, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества. В этой связи отцам благочинным надлежит направить к 13 часам в Успенский собор и к 16 часам 30 минутам в Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя по три достойных мирянина, представительного вида и шесть клириков от каждого благочиннического округа в рясах и камилавках. Прошу отцов благочинных с особым вниманием отнестись к исполнению данного благословения Святейшего Патриарха. Арсений, архиепископ Истринский, викарий Патриарха Московского всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/321263.htm...

С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братиям нашим, но мы не можем одобрить изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство – мирянин отлучением от нее, священнослужитель – извержением из сана» 77 . В течение ближайших дней в Дмитрове, как и повсюду, прошел ряд собраний, на которых читали послания патриарха. На церковно-приходском собрании членов приходских советов и групп верующих при церквах 1-го благочиннического округа Дмитровского уезда, состоявшемся в дмитровском Успенском соборе 2 марта 1922 года (ст. ст.) под председательством благочинного протоиерея Иоанна Муравьева была принята такая резолюция: «Председателем собрания было доложено о целях созыва настоящего общего приходского собрания, а именно: обсуждение а) способов помощи голодающим в Поволжье и б) по поводу декрета Советской власти об изъятии из храмов священно-церковных предметов для оказания помощи голодающим. О[тцом] председателем было прочитано распоряжение Советской власти об отобрании ценностей из храмов, а также, в связи с этим, два воззвания Св. Патриарха Тихона. Собрание единогласно вынесло следующую резолюцию: «Не отказываясь от помощи голодающим в Поволжье деньгами или чем-либо другим, мы постановили ни в коем случае не допускать изъятия из всех церквей 1-го благочиннического округа Дмитровского уезда священно-церковных предметов и вообще каких-либо ценностей, считая это святотатством».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Четыредесятницы и в Рождественский пост; в этот последний пост посвящается на говение 18, 19 и 20 ноября, а приобщение воспитанниц бывает 21 ноября. – Воспитанники духовно-учебных заведений обязываются исповедоваться и приобщаться на первой седмице Великого поста и на Страстной (сн. Ц.В. 1905, 11). 588 Тамбовским Е.Н. было объявлено духовенству епархии, что выборы духовников не должны быть повторяемы по трёхлетиям, а духовники должны быть избираемы на бессрочное время (Тамб. Е.В. 1890, 2). – По распоряжению того же Е.Н., духовники благочиннических округов были уволены от должности членов благочиннических советов, в виду того, что соединение в лице духовника округа двух должностей – судьи тайного и судьи явного, является неудобным во многих отношениях, так как члены причтов могут на исповеди скрывать от такого духовника свои пороки, особенно негласные, да и сам духовник, при разбирательстве дела на благочинническом совете, может быть поставлен в искушение не всегда строго хранить тайны исповеди относительно данного лица (Тамб. Е.В. 1892, 6; подр. о нежелательности такого совместительства см. Ц.В. 1903, 9; сн. к 1050 стр. 2 прим.). 589 Указанные качества общего духовника некоторые объясняют так. – Под духовным рассуждением разумеется духовная мудрость в руководстве словесных овец; она свойственна только тем, кто сам прошёл школу духовного опыта, и даётся только после многолетнего самоиспытания, многолетней борьбы с своими страстями и похотями; а потому общий духовник, и избирается из священников пожилых. Под просвещением разумеется просвещение тоже духовное, достигаемое изучением Св. Писания, канонических правил, церковных уставов, писаний отцов и учителей Церкви, житий святых и т.п. Под честной жизнью разумеется такая безукоризненная жизнь, которая вызывает к себе общее уважение и заставляет воздавать человеку за неё честь. Для того, чтобы общему духовнику быть на высоте своего служения, ему следует возгревать в своём сердце веру в Бога, Который «всем человеком хощет спастися» ( 1Тим.2:4 ), – веру твёрдую и живую, для которой всё возможно ( Мф.17:20 ), возносить к Нему о своих духовных чадах пламенную молитву, подкрепляя её силу строгим постом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Зачем же, спрашивается, создавать такие формально-полицейские отношения между благочинническим центром и приходом в делах, отданных всецело компетенции последнего, когда, согласно постановлениям того же устава, протоколы приходских собраний (а также советов) всегда должны быть открыты пред благочинным или другим лицом, посещающим приход по поручению епископа, – когда прихожанин в чем-либо недовольный постановлением приходского собрания, затрагивающим его интересы, имеет право законного протеста, – когда наконец и настоятель прихода вместе с тем и председатель приходского собрания не лишен возможности довести до сведения властей о каком-либо незаконном и вредном для церковных интересов распоряжении приходской общины. Наоборот, надо употребить все усилия к тому, чтобы между приходом и благочинническим центром (собранием и советом) образовались бы не начальнические, а живые, братская отношения, и что бы приходы смотрели на эти центры, как на такие учреждения, кои могли бы путем объединения приходов помочь осуществлению всех тех важных и трудных дел, которые не по силам одного какого-либо прихода и могут быть выполнены средствами и стараниями объединенных приходов (постройка, например, приходской больницы в каком-либо удобном пункте для нескольких окружающих его приходов и т. п.). Также, при установлении дружелюбных и близких отношений между приходами и благочинническими центрами, можно рассчитывать на более справедливое и нормальное распределение обще-епархиальных сборов и налогов между приходами, сообразно их действительным достаткам и состоянию церковно-приходского имущества и кассы. Насколько, по нашему мнению, в настоящее время утрачено ясное представление о приходе, как церковной единице или церковной общине (ecclesia, малая Церковь Христова), можно усмотреть между прочим и в навязывании ему разного рода дел и занятий, ничего общего не имеющих с церковно-приходской деятельностью. Так, например, весьма странно видеть в сепаратном уставе профессора Бердникова отнесение в разряд «приходских книг», таких, ведение коих возложено на духовенство (как сословие) или духовным его начальством, или же светскою правительственною властью. Именно профессор Бердников перечисляет эти, будто бы, «приходские книги» в таком порядке: 1) клировые ведомости, 2) метрические книги, 3) обыскные книги, 4) исповедные росписи и 5) приходо-расходные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Архиерейский Собор 2016 г. акцентировал особое внимание на необходимости развития в епархиях молодежных добровольческих движений, поддержки молодежных инициатив и проектов. Пункт 14 Постановлений Архиерейского Собора 2016 г.: «Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всех тех молодых людей, которые сегодня участвуют не только в литургической жизни, но и в различных видах служения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне. Собор призывает епархиальных архиереев со вниманием отнестись к молодым православным добровольцам. Необходимо особо заботиться о создании и дальнейшем развитии добровольческих молодежных движений, активно участвующих в епархиальной и приходской деятельности». Решение этих задач на сегодняшний день является приоритетным в работе Синодального отдела по делам молодежи и, соответственно, должно быть приоритетным в работе епархиальных молодежных отделов. 1) В межсоборный период Отделом была проведена и в настоящее время также проводится большая систематическая работа по мониторингу состояния работы с молодежью в епархиях. Цель этой работы — иметь объективную картину успехов и недостатков в епархиальной молодежной работе, чтобы иметь возможность оказать помощь отстающим епархиям за счет передачи положительного опыта епархий с хорошим уровнем развития молодежного служения. Синодальным отделом составлен рейтинг епархий по состоянию развития работы с молодежью (оценка по шкале хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно). Оценка носит объективный характер и определяется на основе предоставленной епархиальными отделами информации, а также ежедневного взаимодействия с епархиальными отделами по делам молодежи, выполнением задач, определенных Архиерейским Собором 2013 г., и рекомендаций Синодального отдела по делам молодежи. При оценивании уровня молодежной работы учитывались такие важные факторы, как развитие молодежных добровольческих движений и наличие молодежных советов. По итогам мониторинга уровня молодежного служения в епархиях Русской Православной Церкви можно отметить положительную динамику развития молодежных организаций и молодежных советов при епархиальных молодежных отделах в сравнении с 2014 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4429645.ht...

Но опять-таки лучше привести один пример, чем читать абстрактно целую лекцию. Допустим, в духовно-образовательной области — почему бы благочинному не пригласить в благочиние известного богослова или миссионера? У нас же есть такие люди— и в Москве, и в Петербурге, и в Твери. Провести благочинническое собрание, пригласить такого человека для выступления, для беседы, для ответа на вопросы. Вокруг благочиния начинает тогда развиваться самостоятельная интеллектуальная жизнь. Благочиние должно быть первым местом, куда настоятель обращается за помощью и поддержкой. Это не только посещение прихода раз в год благочинным на праздник и осмотр храма: так ли иконы висят, чисто ли, красиво ли и т.д. — это реальная работа по управлению благочинием. Еще пример: создание библиотеки, тем более электронной. Это также возможно на уровне благочиния. У вас 40 сайтов, это хорошо. Но в каждом благочинии должен быть свой сайт. Если нет возможности создавать свою газету — часто это материально очень трудно — то создать сайт благочиния просто. Это обеспечивает обмен информацией: каждый может рассказать о своем приходе, об отмечаемых праздниках, о своих поездках, о своих проблемах. Вокруг этого может начаться дискуссия, участники которой будут обмениваться мнениями и давать советы. Кроме того, сайт должен быть доступен для мирян — это не закрытый клуб для священнослужителей. Здесь может быть и диалог с властями, обсуждение каких-то общественно значимых проблем — ведь возникают иногда и спорные вопросы, касающиеся недвижимости, земли и т.д. Еще один вопрос, о котором я хотел бы с вами поговорить, — это тема попечительских советов. Об этом же я предложил подумать священнослужителям на собрании духовенства Москвы и получил очень положительный отклик; потом мы это обсуждали на Архиерейском совещании. Сейчас мне приходится участвовать во многих попечительских советах, и этот опыт убедил меня в совершенно уникальной роли попечительских советов. Дело в том, что попечительский совет создается обычно для достижения каких-то конкретных целей — восстановления монастыря или храма.

http://patriarchia.ru/db/text/1212900.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиерейский Собор поручил Управлению делами Московской Патриархии разработать общецерковный план увеличения численности храмов 07.02.2011 «Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом населенном пункте стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, при наличии православных жителей, было открыто не менее одного храма, часовни или молитвенного помещения», — говорится в принятом 4 февраля 2011 года Определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви », п. 19). Собор поручил Управлению делами Московской Патриархии и аналогичным учреждениям самоуправляемых Церквей во взаимодействии с епархиями разработать и представить на рассмотрение Священного Синода общецерковный план увеличения численности храмов. В связи с тем, что «существенный рост объема храмоздания предполагает переориентировку на приоритетное строительство быстровозводимых и недорогостоящих зданий», Собор поручил Финансово-хозяйственному управлению Московской Патриархии образовать рабочую группу для разработки проектов таких храмов и часовен и рекомендовал епархиальным управлениям для обеспечения развития храмостроительства продумать планы создания епархиальных, благочиннических и приходских попечительских советов. «К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна, — отметил Святейший Патриарх Кирилл в докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм». «Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. —Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания». Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.02.2011 17:03:33

http://drevo-info.ru/news/10134.html

" Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы " (11-е пр. Лаодик. собора). " В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия, или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное " (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика. " Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собрание и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир " (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

После революции 1917 года, когда «волна кровавых гонений на Церковь Христову вновь поднимается и растёт, когда требуется напряжение всех сил Церкви для отражения силы вражией, когда дорог каждый воин, стоящий на своем посту, когда Церковь должна выявить всю полноту своей творческой мощи, когда необходимо участие всех членов и организаций Церкви для того, чтобы перенести крест тяжелых испытаний, постигших Церковь Христову, теперь особенно вопрос об участии женщин в жизни Церкви является вопросом жизненным. И если мы наблюдаем, что ослабевает вера и гаснут священные огни одушевления в суровом сердце мужчин, если мы видим, как равнодушие к Евангельской истине охватывает многих из них, то этого, хотя с некоторыми ограничениями, нельзя сказать о женской половине верующих членов Церкви Христовой. Женщины ещё сохранили живую восприимчивость к вере Христовой; они ещё полны горячей преданности Церкви; они, по крайней мере, в своей массе ещё не тронуты тлетворным влиянием учений века сего». 7 (20) сентября 1918 года было принято Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения, Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1. Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях. б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных. 2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир. Проследить деятельность Союза Православных Женщин на основании архивных документов в последующие годы Советской власти пока не удалось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010