Глава IV Об Епархиальном Совете 47. Епархиальный Совет есть постоянное непрерывно-действую­щее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным Архиереем производится управление епархией. 48. Епархиальному Совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов, касающихся церковно-епархиальной жизни, их обсуждения и проведения выработанных по ним мероприятий в жизнь, после рассмотрения их Епархиальным Собранием и одобрения епархиальным Архиереем. 49. Епархиальный Совет составляется из пяти выборных штатных членов, из которых один – в пресвитерском сане – по избранию Совета, с утверждения епархиального Архиерея, состоит Председателем. Примечание. В случае надобности, число членов Епар­хиального Совета восполняется сверхштатными; на случай же непредвиденного уменьшения числа членов, для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены. 50. При Епархиальном Совете имеется Канцелярия под непосредственным начальством Секретаря Епархиального Совета. 51. Епархиальный Архиерей, когда найдет нужным, председательствует в Епархиальном Совете лично. 52. Члены Епархиального Совета как штатные, так и сверх­штатные, а также кандидаты в оные, избираются на шесть лет, и по представлению епархиального Архиерея утверждаются в долж­ности высшею церковною властью. 53. Председатель и не менее двух членов Епархиального Со­вета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего и в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54. Избранными не могут быть лица, известные явными и гласными пороками, или сложившие священный сан. 55. Председатель и члены Епархиального Совета как штатные, так и сверхштатные, не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по Епархиальному Со­вету, и в частности не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и чле­нами Благочиннических Советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

—204— Примечание 1: уездные собрания созываются ранее епархиальных. Примечание 2: в особых случаях, требующих спешного обсуждения местных церковных дел, настоятелям уездных соборов предоставляется созывать с благословения епархиального или викарного архиерея чрезвычайные уездные собрания. Таковые собрания состоят из всего уездного духовенства и из мирян – членов приходских советов, по их избранию, в двойном числе по отношению к числу духовенства. О созыве чрезвычайного уездного собрания и о принятых им решениях председатель подробно доносит епархиальному архиерею. Примечание 3: в объявлениях о созыве уездных собраний должны быть перечислены предметы, подлежащие обсуждению. 3 . Ведению уездных собраний подлежат: а) предварительное обсуждение дел и вопросов, подлежащих решению на епархиальном собрании; б) вопросы, касающиеся религиозной и вообще церковной жизни приходов города, уезда и округа, в частности меры религиозно-нравственного просвещения, борьбы с расколосектантством, постановки проповеди и другие, в) избрание должностных лиц в уездные церковные учреждения и г) избрание из состава уездного собрания уполномоченных на епархиальное собрание – одного от клира и одного от мирян каждого благочиннического округа, если такой порядок избрания будет принят епархией. 4 . Постановления уездного собрания чрез председателя собрания представляются епархиальному или викарному архиерею, или епархиальному собранию, по принадлежности. —205— Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о внутренней и внешней миссии 6 (19) апреля 1918 года А. Внутренняя миссия 1 . Миссия, основанная и заповеданная Законоположником нашей веры Господом Иисусом Христом, есть то великое служение в Церкви, существование которого обусловливается назначением Церкви и требует к себе со стороны ее особливой заботы и попечений. 2 . Ввиду крайне усиливающейся пропаганды латинства, протестантства, расколосектантства и безбожия, необходимо и своевременно укрепить, и усилить внутреннюю миссию и придать ей соответствующее ее значению и задачам в условиях настоящего времени устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

177 . Настоящее Положение о союзах приходов является примерным; по постановлению общего собрания союза в устав союза могут быть вносимы, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах 2(15) апреля 1918 года 1 . Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах. Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии. 2 . В ведение существующих викариев выделяются части епархий, в коих они под общим руководством епархиального архиерея по правилам, установленным Священным Синодом, управляют на —203— правах самостоятельных епископов. Епархиальный архиерей может давать викарию сверх того и другие поручения в пределах своей епархии. 3 . В столичных и иных епархиях, в соответствие местным нуждам, в ведение викариев может быть выделяем определенный круг епархиальных дел по усмотрению правящего архиерея. 4 . Викарные Епископы назначаются Священным Синодом по представлениям правящего архиерея. 5 . Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Священным Синодом. 6 . Викарии имеют пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры, и, где это возможно, состоят настоятелями монастырей. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об уездных собраниях 2(15) апреля 1918 года 1 . Где будет признано нужным и возможным, созываются уездные и окружные (несколько уездов викариатства) собрания, состоящие из: а) членов благочиннических советов уезда (уездов викариатства); б) избранных благочинническими собраниями на епархиальные собрания членов и в) представителей приходов (в равном числе клира и мирян), избранных приходскими собраниями. 2 . Уездные собрания созываются или по предложению епархиального архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация собрания возлагается епархиальным архиереем на викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из благочинных уезда, причем настоятель уездного собора является непременным членом собрания. Председателем собрания состоит викарный епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным архиереем, или же один из членов собрания в пресвитерском сане, по избранию собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ковну. Входить в оценку целесообразности и практичности всех тех правил, которые были составлены на первом епархиальном съезде для всякого рода съездов в Литовской епархии, мы не будем. Если даже согласиться с тем мнением, которое было высказано относительно указанных правил для съездов председателем 1-го епархиального съезда, следовательно, лицом, принимавшим близкое и непосредственное участие в составлении оных, а именно: что они, по своей удачности, некоторыми епархиями были приняты почти в целости, а дли других послужили образцом и вошли в некоторые сборники, претендующие на юридическое значение, нельзя, однако, умолчать о том, что правила эти мало имели приложимости в жизни, так как на съездах вообще мало думали о соблюдении установленных для них правил. Представляемая нами далее характеристика деятельности съездов, основанная на фактах, показывает со всею наглядностью, что выборное, начало, дарованное пр. Макарием духовенству Литовской епархии, не оправдало тех надежд, которые возлагал на него, как сам архипастырь, так и духовенство. Начнем с благочиннических советов. Согласно правилам, установленным для съездов, этим советам, между прочим, было предоставлено право аттестации членов духовенства своего благочиния и определения степени нужды и права на получение стипендии того или другого из учащихся в духовно-учебных заведениях Литовской епархии. Между тем, когда еще только что было даровано пр. Макарием духовенству право выбора благочинных, по клировым ведомостям оказалось, что многие лица, по сим ведомостям, за 1868 год, значившиеся штрафованными и даже состоявшими под судом, за 1869 год отмечены не состоявшими. Не лучше пошло дело и после 1869 года, когда по клировым ведомостям 1875 года оказалось, что благочиннические советы скрыли подсудимость большинства священников, состоявших под следствием и судом за время с 1870 года, не говоря уже о тех лицах, которые были под судом и штрафованы за прежнее время по 1869 год. Даже из псаломщиков, которых в 1875 значилось 540, отмечено было состоявшими под судом и в штрафах 3–5 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Предстоятель Русской Православной Церкви: Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно 2 февраля 2011 г. 11:27 «Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для б о льшего, чем сейчас, числа храмов, отметил Святейший Патриарх Кирилл, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи: «Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания». Подчеркнув, что особенно важно строить храмы в тех регионах, где активно действуют сектанты, в частности, на Дальнем Востоке, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал необходимость разработки общецерковной программы увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов — как в области храмоздательства, так и в других сферах. Информационная служба Архиерейского Собора Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1399491.ht...

13 . Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного н защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов приходских советов; б) составлять на братских —215— собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры высшему церковному управлению, местным и центральным органам светской власти, причем, в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам приходских советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) утвердить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Священным Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14 . Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15 . Поручить высшему церковному управлению изыскать способ к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям. 16 . Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видим, благотворительность и развитие трудовых организаций (пп. е)) так же были приняты равноправными компонентами православной миссии. Более высоким административным уровнем миссии была определена миссия церковно-окружая или благочинническая (Раздел II §§8–12). В Разделе подчеркивались общие с церковно-приходской миссией цели, описывалась организация миссии на данном уровне, учреждались церковно-окружные миссионерские собрания, предоставлялась возможность назначения специального окружного миссионера, определялся порядок отчетности. Далее следовала церковно-уездная миссия (Раздел III §§13–17). Вновь подчеркивалось единство целей, определялись роль и значение церковно-уездных миссионерских собраний, возможность назначения уездного миссионера и порядок отчетности. Ключевым организационным звеном определялась церковно-епархиальная миссия. Раздел IV (§§18–30) определял порядок ее организации (деятельности) и отчетности, вновь подчеркивал единство целей с церковно-приходской миссией. Важным являлось: учреждение Епархиальных миссионерских советов (на основе миссионерских братств) и определение прядка их деятельности (§§21–23), возможность назначения необходимого для нужд епархии числа епархиальных миссионеров, установления требований к ним, их прав и обязанностей, источников расходов на их содержание (§§24–30). Раздел V Правил был посвящен «Внеепархиальной миссии», которая предполагала наличие двух уровней: областной (или окружно-митрополичьей) и всероссийской. Подраздел «А. Областная или окружно-митрополичья миссия» очерчивал порядок деятельности первой и предусматривал проведение, каждые два года, областных миссионерских съездов, порядок их созыва и самоуправления. Подраздел «Б. Всероссийская миссия» предусматривал правовые нормы созыва и деятельности всероссийских миссионерских съездов. Было принято решение об учреждении Миссионерского Совета при Св Синоде и утверждено Положение о нем с. 57–60]. Совет организовывался на постоянной основе для обслуживания нужд и охраны интересов миссии. Положение предусматривало порядок деятельности и финансирования Совета и его вспомогательных учреждений, избрания его членов и руководящих органов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

К сожалению, нередко настоятели не очень хорошо понимают, что от них требуется, в чем заключается конкретно социальная, молодежная и педагогическая работа, зачем необходимо назначение отдельных специалистов, причем оплачиваемых. Соответствующим Синодальным учреждениям поручено разработать подробные методические указания и должностные инструкции, в которых ясно будет обозначено, что и как следует делать в перечисленных областях. Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов,в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. И даже лучший показатель по России – 3 000 человек на один храм. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для бóльшего, чем сейчас, числа храмов. Отвечу, что не стоит жестко увязывать две задачи. Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм,находящийся в отдалении от места проживания. Особенно это важно в тех регионах, в частности, дальневосточных, где активно действуют сектанты. Полагаю, что следует разработать общецерковную программу увеличения численности приходов. Здесь, конечно, возникает проблема финансирования. Одним из путей ее разрешения может стать создание епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы решать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов – как в области храмоздательства, так и в других сферах.

http://pravoslavie.ru/44498.html

Рассмотрению благочиннических советов вообще подлежали все проступки духовных лиц против должности, благочиния и благоповедения, которые не требовали формального исследования и за которые, по закону, определялось замечание, внушение и выговор, без внесения в формулярные списки, а также просьбы о вознаграждении за ущербы и убытки, жалобы о неуплате бесспорных долгов и нарушении бесспорных обязательств на сумму до 100 руб., иски о личных обидах и оскорблениях, не соединенных с проступками, противными достоинству духовного сана, и которые, по закону, могли быть прекращаемы взаимным примирением. Не менее важная обязанность возлагалась на благочиннические советы это представление аттестации священно-церковнослужителей по клировым ведомостям и доставление епархиальному попечительству, по предписаниям оного, точных сведений о вдовах и сиротах и заштатных священно-церковнослужителях, нуждающихся в пособии от епархии, а также содействие в сборе благотворительных пожертвований в пользу вдов и сирот духовного звания и засвидетельствование о том, в какой мере члены причтов нуждаются в пособии, назначаемом от попечительства. 9) выборы духовных должностных лиц по благочинию и депутатов на съезды; 10) попечение о вдовах и сиротах священно-церковнослужителей; 11) рассуждения по заявлениям депутата училищного округа о состоянии и нуждах училища и воспитывающихся в нем; 12) поверка, правильно ли и своевременно ли исполнены распоряжения начальства и удовлетворены ли требования оного, к кому они относятся; и 13) принятие апелляций на решения третейского суда и благочиннического совета, причем, в случаях, особенно важных и имеющих отношение к духовенству всего благочиния. Съезду было предоставлено право делать представления епархиальному начальству, с просьбою защиты или наставления, и усвоилась обязательная сила в исполнении всех рассмотренных и решенных дел на съезде благочинническом для всех лиц известного благочиния. Самые постановления съезда безотлагательно должны были приводиться в исполнение благочинным, а в консисторию представлялась только копия с оных, так что епархиальное начальство как бы лишалось права не соглашаться с съездом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В некоторых епархиях были открыты воскресные и праздничные вне-богослужебные собеседования священников с прихожанами, и прихожане более и более сродняются с ними, привыкая чтимые церковью дни проводить сообразно с их святостью, причем само духовенство постепенно усвояет лучшие приемы ведения таких собеседований, а по мере того увеличивается и значение оных. Эти собеседования важны между прочим в том отношении, что способствуют к сближению пастырей и пасомых и представляют первым полную возможность ближе узнать образ мыслей, религиозные воззрения н понятия последних. Беседы эти состоят в объяснении молитв, церковных песнопений и богослужения, в чтении, сопровождаемом толкованиями избранных мест из св. писания и жизнеописаний святых; в некоторых местностях они сопровождаются хоровым пением церковных песен. В са­марской епархии собеседования происходили в 400 приходах, т. е. почти во всех приходах епархии; широкое развитие получают они в пермской епархии, и открыты при одном училище тремя священниками в Москве, при­влекая от 100 до 200 слушателей из простого народа. В Москве же происходили апологетические чтения протоиерея Сергиевского об основных истинах христианства, примененные к духовным потребностям более образованного слоя общества. Участие духовенства в деле народного образования выражалось между прочим в содержании церковно-приходских школ, в которых обучение произво­дилось самими священнослужителями. Число этих школ, постепенно уменьшающееся с умножением училищ министерства народного просвещения, земских и сельско-общественных, все еще значительно; так в харьковской епархии было 391 с 17.418 учащимися, в херсонской 250 с 7.720 учащимися, в калужской 204 школы и 7.927 учащихся. Число церковных библиотек с каждым годом уве­личивается и в некоторых епархиях к 1871 году было довольно значительно; так в тульской епархии в отчетном году учреждено 57 библиотек, в рязанской-24, в подольской-23, в енисейской-19, в курской-18 и вологодской-15. Выборы благочинных произведены были в епархиях кишиневской, пермской и астраханской, в последних двух с назначением содержания благочинным от духо­венства от 140 до 300 р. Благочиннические советы учреж­дены в тех же епархиях и в могилевской; с учреждением этих советов епархиальные начальства освободились от разбирательства мелочных, но вместе с тем весьма обременительных дел, возникающих вследствие столкновения причтов с прихожанами и между самими членами причтов. Сверх установленных съездов по делам епархиальных учебных заведений, духовенство, с разрешения преосвященных, продолжало составлять особые съезды для совещаний о предметах и вопросах, касаю­щихся разных сторон его пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010