В тех епархиях, где ещё не образованы Епархиальные суды, Епархиальные советы продолжают осуществлять судебные функции, которые на них были возложены «Уставом» 1988 года. 41.5. Епархиальное управление и иные епархиальные учреждения Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом, находящимся под руководством архиерея, призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. «Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию» (X, 46). Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и иные отделы, «обеспечивающие миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности» (X, 48). Секретарь Епархиального управления несёт ответственность за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением. 41.6. Благочиния Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми правящим архиереем. Их границы и наименования определяются Епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди , «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, та и относительно их личной жизни» (X, 52); устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (X, 52); предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея, ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян, внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе, забота о религиозном окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, наблюдение за строительством и ремонтом зданий в пределах округа, забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства, исполнение иных, возлагаемых на него архиереем, обязанностей. В сравнении с прежним «Уставом», в круг обязанностей благочинного уже не входит предоставление клирикам отпусков сроком до одной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

на один храм. При этом Патриарх Кирилл призвал не ставить в жесткую зависимость проблему увеличения количества храмов с вопросом подготовки священников: храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать в наибольшем числе населенных пунктов, а священники могут приезжать и совершать богослужения раз или полтора раза в месяц. В остальное время ответственный местный житель может совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени с опущением молитвословий, произносимых священником. Докладчик предложил разработать общецерковную программу увеличения численности приходов, а связанную с этим проблему финансирования решить с помощью создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Такие советы могли бы решать также вопросы юридической и культурной поддержки церковных проектов – как в области храмоздательства, так и в других сферах. Переходя к частному вопросу епархиальной и приходской практики, Патриарх поручил Богослужебной комиссии изучить чин молитвы о самоубийцах, выработанный в Москве, и, в случае его одобрения Свящ. Синодом, направить во все епархии для использования. Предстоятель РПЦ с удовлетворением отметил завершение в 2011 г. становления церковно-судебной системы и выразил благодарность председателю Общецерковного суда РПЦ митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору (Кириченко) и всем судьям-архиереям. Докладчик подробно остановился на вопросе об упорядочении наградной практики РПЦ, отметив необходимость повышения значимости награждения церковными орденами. Для этого было предложено изготавливать их из драгоценных металлов и сделать награждения орденами более редкими. Святейший Патриарх обратил внимание на уместность награждения епархиальных благотворителей и тружеников в первую очередь епархиальными медалями, архиерейскими благословенными грамотами, подарками с памятной надписью и лишь затем представлять к Патриаршей благословенной грамоте, общецерковным медалям, и в последнюю очередь, в исключительных случаях, – к общецерковным орденам.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Владимира протоиерей Н. А. Фаворов, и новопроизведенный доктор ректор казанской академии архимандрит Никанор. Позволим себе заметить, что ограниченное число докторов Богословия в России говорит, конечно не о недостатке богословской учености в России, а скорее и главным образом лишь о той строгости и может быть нисколько излишней требовательности, с какою присуждалась у нас докторская степень, или чрезмерной скромности тружеников духовной науки и недостатка внешних стимулов для искания докторства. Новый академический устав, сделавший приобретение докторской степени необходимым условием для получения звания ординарного профессора, без сомнения вызовет в ближайшем будущем появление новых докторов Богословия. На съездах духовенства Свияжского и Цивильского уездов Казанской епархии недавно постановлено, чтобы благочинные были избираемы, через закрытую баллотировку, самим духовенством благочиннического округа, также и кандидаты к ним; срок службы тех и других – трехлетний. Духовенство нашло справедливым назначить выборным благочинным жалование из своих доходов по 150 р. в год, с тем, чтобы благочинные, во время обозрения церквей, делали переезды из села в село, а также содержали письмоводителя и рассыльного на свой счет. Обязанности кандидатов к благочинным подробно определены в постановлениях съезда, напечатанных в известях по Казанской епархии... Вообще выборное начало в духовенстве делает все большие и большие успехи по епархиям. Первоначально допущенное, как известно, лишь в виде опыта в Киевской епархии, оно затем было принято в нескольких других епархиях, напр. в Черниговской, Харьковской, Полтавской, Казанской, недавно в Литовской. Введение выборного начала сопровождается большей частью учреждением благочиннических советов, Наша провинциальная церковная «пресса» – епархиальные ведомости относятся к этим нововведениям с видимым сочувствием, тщательно отмечают на своих страницах все, относящаяся к ним, известия, помещают статьи и заметки своих сотрудников о тех же предметах...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вследствие сего, епархиальное начальство оштрафовало на 5 руб. в пользу попечительства о бедных духовного звания 13 благочинных «за произвольное и умышленное показание неподсудности священников». Это наказание мало помогло делу, потому что в 1876 году, по поводу тех же ведомостей, было замечено, что благочиннические советы, в состав которых входили три лица, ни мало не заботились о пересмотре клировых ведомостей, имея возможность в 2–3 часа пересмотреть до 18 оных ведомостей, и что, всего хуже, – упуская из вида лежащую на них обязанность делать отметки о подсудности тех или других лиц, не делали того, и потому справедливо писал столоначальник консистории Гацкевич в 1877 году что, «после рассмотрения клировых ведомостей на сей год, нельзя не прийти к тому заключению, что все распоряжения епархиального начальства, а равно и предостережения о том, что лица, провинившиеся в неправильном и не точном, составлении клировых ведомостей, будут подвергнуты наказанию, духовенством Литовской епархии не были приняты к сведению и должному исполнению, или по нежеланию, или же вследствие небрежного отношения к делу». И вина в том, как мы видим, главным образом, лежала на членах благочиннического совета, которые не только не заботились о пересмотре клировых ведомостей и возвращении их священникам для устранения замеченных в них недосмотров и недостатков, кои встречались в таковых ведомостях даже и тех церквей, при которых настоятелями состояли сами благочинные, но и вводили в обман епархиальное начальство, допуская подлоги, в виде намеренного скрывания подсудности духовных лиц благочиния. Вследствие такой недобросовестности сих советов в указанном отношении, указом епархиального начальства от 1 ноября 1886 года было разъяснено духовенству, что на будущее время право аттестации членов клира по клировым ведомостям предоставляется одним благочинным, без участия членов благочиннического совета, в видах, конечно, большей возможности возложить ответственность за неправильную аттестацию на одно лицо, нежели на трех, из коих каждое могло слагать, при случае, вину в том на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Для этого он должен не избегать, а, напротив, искать случаев для сближения со своими пасомыми. Этому способствуют и служебные сношения, когда он, подобно другим членам окружного духовенства, принимает личное и живое участие на собраниях и съездах всего округа, при выборе разных должностных лиц по округу, или при выработке и обсуждениях разных мероприятий, направленных к облагоустроению приходов, местных духовно-учебных заведений, и иных вопросов, предлагаемых местною высшей епархиальною властью к обсуждению на окружных съездах духовенства. Здесь он видит всех своих пасомых, каждого с каждой его стороны, и если он опытен в жизни вообще, и в духовной жизни в частности, он сумеет подметить в каждом и запечатлеть в памяти своей те или другие выдающаяся черты и склада и направления ума и воли, и сердечных чувствований, и в свое время постарается добрые черты возгреть своею духовно-отеческою любовью и возбудить в них большую жизненность, худые же приостановить в их развитии и постепенно искоренить. Существует практика, обратившаяся чуть ли не в закон, по коей духовник окружного духовенства есть обязательный член так называемого благочиннического совета. Пишущему эти строки неизвестно, насколько живое участие принимают духовники в формальной стороне деятельности благочиннических советов. Но если принять во внимание, что всякий духовник духовенства, при всех его высоких и отличных нравственных качествах, есть в то же время человек нам подобострастный, трудно допустить, чтобы он, духовник, ведающий тайные дела и помышления своих духовных чад, мог всегда воздержаться от обнаружения пред остальными членами совета таких сторон жизнедеятельности того или другого духовного лица, которые стали известны самому духовнику только на исповеди, и как таковые являются исповедной тайной. Поэтому желательно было бы, чтобы духовник духовенства не входил в составь членов благочиннического совета на одинаковых основаниях с другими, но чтобы ему, в исключительно только потребных случаях, благочинный представлял протоколы заседания членов благочиннического совета для письменного изложения в конце таковых протоколов своего краткого совестного мнения, без объяснения причин такового мнения, и эти протоколы препровождал бы уже от себя непосредственно епархиальному начальству духовник.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

и доходов за требоисправление, имеет сторонние пособия: старшие члены причта то по должности членов консистории, то по должности законоучителей, а младшие – то по письмоводству в консистории, то по участью в церковном хоре. Содержание же причтов прочих церквей Симферополя не выше посредственного. Сельское духовенство, в южной части епархии, в уездах: симферопольском, перекопском, ялтинском, евпаторийском и феодосийском, также нельзя назвать достаточно обеспеченным, потому что здесь большею частью и приходы малолюдные и содержание духовенства от прихожан гораздо скуднее: на одноклирный причт от 100 до 400 руб. и от 33 до 60 дес. земли. Особенно скудны малолюдные приходы с греческим населением, например приход селения Карань, где прихожан считается около 190 душ. обоего пола и где священник, при готовой квартире, получает только от казны 141 р. и от прихожан 300 руб. и 3 дес. земли. Но вообще справедливость требует сказать, что таврическое духовенство гораздо лучше обеспечено, чем духовенство многих, если не всех, внутренних епархий России. Для пособия вдовам и сиротам в таврической епархии существуют три учреждения: епархиальное попечительство, общество взаимной помощи для духовенства и отчасти Александроневское братство. Таврическое епархиальное попечительство имеет ту особенность, что в каждом благочинническом округе благочиннический совет собранные указанными в законе способами деньги сам распределяет между вдовами и сиротами своего округа, по отчислении 20% со всей собранной суммы в епархиальное попечительство; последнее же только утверждает постановление советов относительно раздела собранной суммы между вдовами и сиротами, а полученные 20% со всей суммы годового сбора употребляет частью на усиление основного попечительского капитала, а частью на доставление субсидий беднейшим округам. К 1 января 1883 г. попечительского капитала было 63823 руб. 95 ½ коп. Общество взаимной помощи, учрежденное с разрешение Св. Синода, состоит в ведении епархиального попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Более чем безучастное отношение духовенства к улучшению положения попечительства епархиального, а через то вдов и сирот своих, замечалось и в последующее время. Так, когда попечительство, само находя размер пособия, назначавшегося в прежнее время, вследствие изменившихся условий жизни, недостаточным, предложило в 1874 году, духовенству обсудить на благочиннических съездах и советах, какие следует произвести изменения, в видах уравнения, увеличения или ограничения сих пособий, и вместе с сим доставить вспомоществование бедным местными способами, т.е. домами и землею от сверх 33-х десятинной пропорции, Мядельский и Бобринский благочиннические советы признали достаточными прежние пособия вдовам, а остальные, хотя признали их недостаточными и просили попечительство увеличить пособия от 12 руб. до 24 руб. и до 30 руб.; и с 24 руб. до 50 руб.; с 35 руб. до 60 и даже 90 руб., но, кроме двух благочиний, отнеслись к предложению попечительства о земельном наделе для вдов и сирот не сочувственно. Конечно, попечительство, рассмотрев в 1875 году представленные благочинными мнения благочиннических советов относительно увеличения размера пособия вдовам, не могло удовлетворить оных, так как расход на этот предмет мог превысить годовой процентный и сборный приход, особенно, в виду закрытия просфорническкх мест в епархии, коих было более 200. Когда же попечительство, по-видимому, еще не теряя надежды на сочувствие духовенства к делу обеспечения вдов и сирот, снова обратилось к нему с просьбою помочь ему или увеличением взносов, или выделением вдовам земли и т.п., то 4 благочиннических съезда отказались от обязательных взносов, предоставляя их своей воле, 17 положили жертвовать или известное количество из земельного надела и еще деньгами, или же деньгами, взамен земли, или, наконец, известный процент с более 33-х десятинного надела. Но так как большинство благочиний и до 1877 года не представили никаких требуемых от них сведений по сему вопросу в попечительство, то последнее volens-nolens должно было остановиться в движении вопроса об улучшении быта вдов и сирот. 307

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

6. Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей. В крупных епархиях при благочиннических округах, по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. В годовой отчет благочинного следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние. 7. При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея. 8. В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии. 9. Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т.д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т.д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

http://patriarchia.ru/db/text/1401830.ht...

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

2) Назначение для разбора мелких дел, по взаимным жалобам членов причта между собой и прихожанами, так называемых благочиннических советов из трех лиц, кроме благочинного, по выбору также духовенства состоящих, каковое учреждение в епархии … уже несколько лет тому, в виде опыта, допущено и приносит большею пользу к умиротворению причтов и приходов и к скорому и беспристрастному на месте разбирательству дел, между ними возникающих. 3) Наделение церквей, по древнехристианскому обычаю, полными причтами, т. е. священником, двумя причетниками и дьяконом, где пожелают того прихожане, с предложением от себя вместо казенного жалования, вознаграждения, какое они признают для себя по силам, и поступающие на сие место изъявляют свое на оное согласие; каковое наделение при разбирательстве производящихся по духовному ведомству дел, весьма много облегчило бы процесс и содействовало бы правосудию; между тем, как при нынешнем составе причтов, разбирательство это не только бывает крайне затруднительно , но иногда и совершенно невозможно, потому что свидетельство одного причетника, как одного, законом не приемлется, а других свидетелей в большей части духовных дел не встречается, показания же крестьян, по их простоте и неумению объясняться, обыкновенно оказываются неудовлетворительными. 4) Применение выборного начала ко всем должностным лицам, как-то членам консисторий и попечительств, благочинным и депутатам, с наделением их достаточным жалованием из общей казны государственных доходов, а не из частных на сей именно предмет сборов, которые естественно возбудят в народе вражду к духовенству, и с предоставлением епархиальному архиерею, в случае законоуважительных причин, увольнять или отрешать сих лиц от занимаемых ими мест и должностей и тем же порядком заменять их другими. 5) Освобождение духовенства от подсудности мировым судам, как по составу своему для духовных лиц и дел вовсе некомпетентным и нисколько неподготовленным и не только своими приговорами, но и процессуальной формой духовенство до такой степени перед народом позорящим, что духовные лица, имевшие несчастье подвергнуться их суду, даже и после малого присужденного им наказания, не могут безукоризненно и с пользою для веры и церкви занять своих прежних мест и должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010