А помните, что говорено было пророку Иезекиилю? Семь дней был он в молитвенном восхищении и через семь дней услышал от Господа слово: «Сыне человеч! Стража дах тя дому израилеву, да слышиши слово от уст Моих и воспретиши им от Мене. И вот тебе закон: если увидишь беззаконника беззаконнующего и не скажешь ему: оставь беззакония и обратись от пути своего, и беззаконник тот в беззаконии своем умрет, – душу его от руки твоей взыщу. Если же ты возвестишь беззаконнику, чтоб он обратился от беззаконного своего пути, а он не обратился, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, а ты спасешь душу свою. Равным образом, если увидишь праведника, что он начнет колебаться в правдах своих, а ты не поддержишь и не позаботишься образумить его, и согрешивший праведник тот умрет во грехах своих, – душу его от руки твоей взыщу. Если же ты возвестишь праведнику, чтобы не грешил он, и он не согрешит, то и праведник жизнью поживет, и ты спасешь душу свою» ( Иез.3:17–21 ). Какой строгий закон! А ведь он слышится в совести каждого из пастырей при избрании и рукоположении их, когда они берут на себя нелегкое бремя пасти вверяемое им – большое или малое, это все равно – стадо Христово, да не пасти только, но и упасти... Как же осмелиться покривить что-либо в законе Христовом, когда от этого и нам, и всем пагуба? Если бы спасительность учения зависела от нашего воззрения на него и согласия вразумляемых, то был бы еще смысл, когда бы кто, из снисхождения к немощам или по каким-либо притязаниям века, вздумал перестраивать христианство и применять его к похотям сердца лукавого, а то ведь спасительность христианского домостроительства зависит вовсе не от нас, а от воли Божией, от того, что Сам Бог устроил именно такой путь спасения, и притом так, что другого пути нет и быть не может. Стало быть, учить как-нибудь иначе значит сбивать с пути правого и губить себя и других – какой же в этом смысл? Посмотрите, какой строгий суд изречен, когда нечто подобное было в народе израильском в смутные времена его пленения. Некоторые пророки из жалости к мятущимся и страждущим говорили не так, как повелевал Господь, а так, как внушало им сердце их, и вот что Господь заповедал о них святому Иезекиилю: «сыне человеч! утверди лице твое... на прорицающия от сердца своего и прорцы на них... Горе сшивающим возглавийцы под всякий лакоть руки и сотворяющим покрывала над всякую главу всякаго возраста, еже развратити души!» Горе, то есть, тем, кои прописывают всякие льготы и предлагают такие нежные порядки, чтобы никому не было неприятности ни сверху, ни снизу, не обращая внимания на то, спасительно ли то, или пагубно, угодно ли Богу, или нет. Вот что глаголет Господь таковым: " возглавия ваши и покрывала,» то есть льстивыя, льготныя учения, которыми вы развращаете души, и души, развратившиеся таким учением, «рассыплю, и вас, развратителей, погублю» ( Иез.13:17–18 ). Вот вам и польза от льгот и снисхождений, которые знакомые ваши желают слышать от меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Откройте все 1-е Послание к Коринфянам и давайте определимся, на каком мы с вами находимся уровне, где мы: в вере или в знании. Первое к Коринфянам, нужно найти 15-ю главу, 34-й стих: « Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Вот вера должна перейти в знание. А у нас всё это, знаете, на уровне теории, какого-то спекулятивного мышления: да, что-то должно быть, что-то есть, иначе невозможно. А что это такое – и сами не могут сказать. И целый есть разряд людей, которые «имеют Бога в душе». «Я имею Бога в душе, а в Церковь не хожу, – не обязательно, важно иметь Бога в душе». И вот целый разряд людей, это люди, имеющие Бога в душе. Так. В вере ли вы, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Вера должна переходить в знание. Теперь Первое к Коринфянам посмотрите, опять я обращаю ваше внимание, 2-я глава. Он говорит, что мы стих] «проповедуем премудрость Божию [и дальше идёт характеристика этой премудрости], тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей [то есть когда не было ни ни времени, Эта премудрость была предназначена и была в Боге]. А нам стих] Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии [и дальше идёт сравнение]. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога [Так вот в области религии мы можем знать только дарованное. И слишком претензия разума человеческого велика, когда он говорит: “Я познал Бога, сам познал Бога”. Это не та опера: мы никогда Бога не познаем – нам надо стремиться познавать Господа (см. Ос. 6:3 ), а вот по существу мы знаем – только дарованное, дабы знать дарованное нам от Бога], что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным [Вот теперь, как это “дарованное от Бога” преподавать? Можно таким языком философским и богословским, что никто кроме единиц этого и понимать не будет. Вот этот также уловил многих на гордыни, и они кичатся своим, вот, знанием и тем, как они преподают: такая терминология, такая, что знаете – кроме них самих, никто ничего и не понимает. А мы, – говорит, – возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным]. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» ( 1Кор. 2:7, 10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Кого Мне послать?» – Единство божества у всех трёх Лиц. «Кто пойдёт для Нас?» – таинственное указание на Лица. Мы не смешиваем Лица. Природа у Них одна. Эта природа божественна, равносущна, и Лица разные. И кто пойдет для Нас] И я сказа л [спонтанно, помимо его воли ]: вот я, пошли меня [это не самозванец-пророк, а пророк призванный]. И сказал Он: пойди и скажи этому народу [а вот дальше идёт текст, который приводил и Сам Спаситель, на него в книге Деяний ссылается Апостол Павел. По существу этот текст заключает в себе Новый Завет . И это как бы программа всего будущего существования Церкви. Что же в этом стихе ?]: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего [вот причина и немоты, и слепоты, и полного неведения – огрубело сердце народа сего], и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:1–10 ). Это полное ожесточение, непонимание, что организм смертельно болен и на краю гибели. Апостол Павел, находясь в узах и Риме и ожидая суда Нерона, беседует с местными иудеями, которые впервые его здесь увидели, и говорит им о Христе. Одни убеждались его словами, другие, покачивая головами, сомневались. И вот так, на этом сомнении всё и осталось. Вот он и привёл им этот текст: И не хотите обратиться, чтобы Я исцелил их (см. Деян. 28:24–27 ). Следующий после Исаии пророк Иеремия также объяснил своё призвание. Он жил в самый, можно сказать, Апокалипсис: разрушение Храма, Иерусалима, и Вавилонский плен. Он всё это и описывает, и предрекает, что их ждёт. По существу, вся книга его есть свидетельство этой катастрофы. Но народ не верил: и князья, и цари. Надеялись на союз с Египтом, составляли какие-то политические союзы против Вавилонского царя. И он им говорил, что если бы даже вы стреляли в Навуходоносора и в его войско с крепостной стены, то ваши стрелы полетят назад, а не в него, и ранят, и будут поражать вас самих. Вам лучше сдаться, выйти с повинной – сохраните себя (см. Иер. 21:1–10 ). Ну, будете платить какую-то дань, но зато сохраните себя. Пророка сочли предателем, не верили, а когда всё произошло, как он сказал, то уже было поздно рассуждать. И вот как он, священник, был призван к пророческому служению. Иер. 1:4–10, 17; 20:7–9 «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: “я молод”; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А вот если вы откроете Соборное послание, вот из Библии можно вычитать всё, что вам угодно. Вот откройте Соборное послание Второе, Иоанна. За Деяниями идут Соборные послания и давайте посмотрим второе послание, 7-й стих 1-й главы. Вот что он говорит об еретиках, обольстителях и хранении веры. «Ибо многие обольстители вошли в не исповедующие Иисуса Христа [делает акцент:], пришедшего во плоти [считали, что соединиться с материей Богу невозможно: Бог и материя полярны, поэтому Христос воплотился призрачно – Он казался имеющим плоть, а по существу Он её не имел. Докетизм – это ересь, современная уже Апостолам. Вот смотрите: только появилось христианство – а уже ересь готова; только ещё что-то – а уж ересь готова! И вы думаете, что вы, так сказать, дождётесь такого состояния, когда будет только Православие в его чистом виде? Не дождётесь! И не ждите. Такого не будет. Обязательно будет противостоять кто-то, кто будет мутить всю воду. И что с ним делать? Убить его? Но ведь попробуйте убить! Как его убить-то? Не велено нам этого делать. Дальше]: такой человек есть обольститель и антихрист [о как его назвал! И когда явился Христос воскресший Апостолам, что они подумали? Думали, что дух видят. А Он что им сказал? Да что вы так думаете? Дух плоти и костей не имеет, как видите Меня имуща, осяжите Меня, Я не дух, а реальный человек (см. Лк. 24:36–40 ). Дальше]. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились [в проповеди], но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Много имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам, и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» ( 2Ин. 17–11 ). Вот вам и общайся после этих слов. Таких не пускать в дом, а после них надо, очевидно, окроплять и освящать дом, чтобы эта нечисть, которая осталась, – дух их остался, – изгнан был. Вот как быть с общением. С другой стороны, мы живём в общаться с врачами и в магазинах, и в поездах, и везде – без этих людей нельзя. А они, допустим, еретики. Не то что так: не исповедуют Иисуса во плоти пришедшего, а вообще ничего не исповедуют – агностики, алоги! Ну что теперь делать? А Апостол скажет: Тогда надлежало бы нам выйти из (см. 1Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... Из них буду брать также в священники и левиты , говорит Господь». Данное пророчество, несомненно, говорит о Церкви, и вот как толкует эти стихи Димитрий Чуйков: « " Из них...», то есть – из всех братьев, от всех народов, представленных (братьев) в дар Господу (см. 20 стих) через Крещение. – «Из них буду брать», то есть – не всех их, обращенных, а некоторых из них. Эту мысль усиливает слово «также», то есть, кроме того, что они уже посвящены Господу в крещении (представлены в дар Господу), они еще будут взяты в священники, то есть составлять особое или сугубое Новозаветное священство. Итак, в Ис.66:21 Библия недвусмысленно говорит об особом Новозаветном священстве; и на основании Ис.66:21 всякий Православный священник, достойный своего звания, имеет полное право называться священником 423 , и именно не в общем, а в преимущественном смысле, какой, как уже было доказано, и заключает в себе 21 стих» . Хотя Христос буквально наделил учеников только властью прощать грехи, но за этими словами должно разуметь совершение всех Таинств, ибо все они самым тесным образом связанны с прощением грехов. Так, Таинство 1) покаяния (исповеди) установлено нарочито не для чего иного, как для прощения (отпущения) грехов. Далее, когда священник 2) крестит человека, то ему также прощаются грехи, как сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:38 ). Когда священник 3) миропомазывает крестившегося, то в его душу особым образом, Самой Своей Личностью входит Дух Святой, как о том было предсказано Богом через пророка: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И мы читаем далее 2 и 3 стих:« Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков» ( Откр.19:2–3 ). Ликование святых продолжается. Дым Вавилона, гибнущего Вавилона, восходит «во веки веков» , то есть наказание для тех людей, которые, отождествив себя со всемирным Вавилоном, разделят его участь, будет наказанием вечным. Вот что означают слова: «И дым ее восходил во веки веков» . С Вавилона будет спрошено, собственно говоря, даже не за их личные грехи. Максим Исповедник говорит, что если люди грешат друг против друга, это не так страшно, как если люди грешат против Бога. Так вот, грехи жителей всемирного Вавилона – это не есть их частное дело. Потому что их страшные грехи – не только растление земли, не только любодеяния, но и кровь рабов Божиих. Одно дело – когда человек грешит и стыдится своего греха, другое дело – когда человек грешит и не стыдится своего греха. А еще хуже, когда человек грешит и наказывает тех, которые не грешат. Мстит им за то, что они праведные, а он нет. Так вот, в Вавилоне отказ от греха будет считаться государственным преступлением. Если человек откажется грешить, его обвинят в том, что он вносит разобщение в жизнь общества. И вы знаете, что на Западе уже так и происходит. Когда люди отказываются от каких-то греховных норм жизни, то на них подают в суд. Когда теперешний Европарламент избирал комиссаров для Еврокомиссии, там нашелся один благочестивый католик, его зовут Рокко Бутильоне. И вот когда этого Бутильоне спросили: – Гомосексуализм – грех? Он сказал: – Грех. И вот за то, что он сказал, что это грех, решили всю эту Еврокомиссию отменить, не выбирать их. И в Европарламенте началась борьба против этого Бутильоне, его объявили изгоем, сумасшедшим, который сказал: – Я католик, я не могу соглашаться с грехами. И они добились, что Бутильоне подал в отставку. Потому что по нормам современной Европы, в которую так рвется Россия, представление о грехе совсем другое. Для них грех – это то, что сделал Бутильоне, когда назвал грех грехом. В их понимании некоторые грехи это даже добродетели, проявление некой такой праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То –есть, Бог всегда посылает нам испытания с одной целью: усовершенствовать нас. Но когда мы сохраняем верность заповедям Евангелия, то Бог защищает нас от наших врагов. А когда мы отклоняемся от истинных евангельских заповедей, Бог может попустить на нас какое-то очередное нашествие. Не дай Бог, конечно, но иногда Господь действует именно так. Итак, мы выяснили из Библии, что ангелы Божии и ходатаи и мстители за нас. Наиболее успешные служители Божьи во имя нашего спасения возносящие за нас молитвы и приближающие наши собственные молитвы к Богу. И мы должны чествовать и почитать их. Но сами ангелы всегда ищут славы и почитания только для Бога. Сказано: «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22, 8-9 ). То- есть, ангелы никогда не ищут славы себе, они ищут славу Богу. И их главное служение – воспевать Бога. -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. Алло. -Здравствуйте, батюшка. С праздником. Благословите меня. -Бог благословит. -Батюшка, а вы не скажите, у русских какой ангел-хранитель? Где вообще это можно было бы узнать? Потом вот Михаил Архангел, если я конечно ничего не путаю, он также сейчас покровительствует иудеям? Или после того, что случилось, он отошел от них? -Если говорить о православных христианах, то смотрите, вот какая дилемма тут возникает. В Ветхом Завете действительно говорится, что у каждого народа есть как бы свой ангел, который стоит за целый народ перед Богом. Но в православной традиции мы видим, что каждый верующий имеет своего персонального ангела-хранителя. И древние иудеи, когда они были церковью Бога ( это была ветхозаветная церковь, до того момента конечно, когда завеса в храме разорвалась, тогда они перестали быть церковью Бога), они тоже имели ангелов своих, которые ходатайствую за них перед лицом Господа. То- есть, в некотором смысле каждый православный христианин имеет значение целой нации. Вот, представьте себе огромная нация, какое-нибудь племя индейцев майя и вот Бог дает им покровителя, потому что в Библии, в книге Даниила говорится, что там были ангелы-хранители греческого народа, у персов, у вавилонян и других. А тут один человек соответствует целому огромному народу. Вот такую ценность в глазах Бога имеет каждый человек, каждый православный христианин.

http://radonezh.ru/text/prisutstvuet-li-...

Вот, мы говорим о последнем суде. Епископ Андрей (князь Ухтомский) говорил, что мы неправильно понимаем Суд Страшный. Суд-то мы произносим сами. Вот это слово и будет судить нас. Какое у нас к нему отношение сейчас, вот с тем результатом мы и предстанем. Отец Игорь Павницкий говорит: и все кончины просим. Я думал, что речь идёт о смерти, а, оказывается, там не о смерти контекст в греческом языке, а вот с каким мы результатом придём на тот конец. Что это будет за результат? Вот Спаситель об этом и говорит: вы сами имеете судию, себе сами произносите суд над собой ежечасно. Какой? Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. В зависимости от того, какое у нас отношение к этому слову. И никто не сможет оправдаться. Никто. Потому что нет такой изоляции, чтобы человек не услышал что-нибудь о Боге, о Церкви, да из любопытства посмотрел . Так вот оно  и будет судить его в последний день. «Ибо Я говорил не от Себя; но Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» ( Ин. 12:49–50 ). Прекрасно. Вот Он исполняет волю Отца, и говорит об этой воле, что Моя пища есть творить волю Отца Моего (см. Ин. 4:34 ); Видящий Меня видел Отца (см. Ин. 14:5 ); Верующий в Меня не в Меня верует, а в Пославшего Меня (см. Ин. 12:44 ); И Мы придем к нему, и обитель у него сотворим, и будем вечерять (см. Ин. 14:23 ; Откр. 3:20 ). Так вот это единосущие Его со Своим Отцом Он и подчёркивает особенно выразительно, потому что для учеников будет испытание: страдающий Мессия, тем более, Мессия, осуждённый на крест и умерший, – в их сознании никак не вмещался. Мессия – Это Победитель. Мессия должен прийти, смести этот строй ненавистный и все прерогативы со всех земель, и богатства должны стекаться в Иерусалим – как к мессианскому народу. Поэтому непонятны были им слова, что Мессия должен пострадать. И когда Господь говорил им об этом, у них никак в голове не умещалось: ну как Он должен пострадать, когда Он должен, наоборот, возглавить борьбу народа против ненавистного римского ига? А Он им говорит о каком-то страдании, и убиют Его, и в третий день воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В силу значимости этого Сима, родословная даётся в двух главах, в 10-й и в 11-й. Сначала все потомки, затем непосредственно родословная выходит на семейство Фарры. А у Фарры три сына, и один из них Аврам. Вот этот Авраам – нерв всей истории. Сейчас Бог навсегда свяжет Своё имя с именами трёх Патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. У Иакова 12 -ть сыновей. Но почему-то Мессианское обетование получает Иуда: « Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Бы. 49:10). То есть Иудея будет пользоваться политической независимостью – самоуправлением до прихода Мессии. Так это и происходит. Затем мы видим, после Патриархов идет эпоха Судей, а к Судьям примыкает небольшая книжечка Руфь. И вот богатый землевладелец из Вифлеема Вооз становится мужем моавитянки Руфи. От этого брака идет потомство. Овид, Иессей, Давид. А Христос – сын Давидов. Мы подошли вплотную к новозаветному времени. И действительно, Новый Завет опять начинается с родословной. Матфей пишет книгу родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова и доводит её, эту родословную, до Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христос. И вот я вам говорил о сенсационном открытии год или два тому назад – костница, а на ней написано арамейским шрифтом: Иаков, сын Иосифа. Вот откройте Евангелие от Матфея 13 главу. В этой 13-й главе в конце мы читаем следующее: «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое [а под отечеством разумеется Назарет], учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» ( Мф. 13:53 ). Так вот об этих братьях протестанты, ничтоже сумняшеся, говорят, что это дети Иосифа и Марии, что после рождения Христа Она вела обычную жизнь. Это недопустимое кощунство с нашей Православной точки зрения. Мы исповедуем Приснодевство Божией Матери. И вот самое такое свидетельство: костница – большая такая гробница, где складывали истлевшие кости, а на место покойника клали нового. Так вот Иаков, вот здесь он и упоминается. И вдруг сын Иосифа. Значит, что это за братья Иисусовы? Не родные, а сводные. Это дети Иосифа от его первого брака. Ну и археология ничего не может. Это уже утвердилось и не меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010