Ответ народа более чем знаменателен. Все, что сказал Господь, исполним. Здесь их верность тому, что Бог уже сообщил им, сказал, и полное доверие к тому, что Господь еще откроет им. Такая уверенность людей в Боге обнаруживает в них полное доверие Богу, то- есть они не просто веруют в существование Бога, они прежде всего верят, то есть всецело доверяются самому Богу.  Мы прочитали: «Донес Моисей слова народа Господу», но как это понять? Неужели Всезнающему Богу надо о чем – то рассказывать? Скорее всего, Моисей здесь выступает в роли свидетеля между Богом и Его народом. Сказано: «Отвергшие Закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказываются смертью»(Евр.10,28). И еще: «…Моисей во свидетельство им» (Мф. 8,4).И еще: «Если Моисея и пророков не слушают то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят»(Лк.16,31). Все пророки - апостолы и были, и остаются верными свидетелями пред Богом, свидетельствующими за весь род человеческий. И далее мы читаем: «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобой и поверил тебе навсегда, и Моисей объявил слова народа Господу»(Исх.10,9).  Евсевий Кессарийский в своей работе, озаглавленной «Доказательства в пользу Евангелия» пишет: «Итак, народ видел столб облачный. С Моисеем Он, то есть Господь, говорил. Кто же говорил? Не ясно ли, что столб облачный, который прежде явился отцам в образе человека. Предуказано же, что это был не тот Бог, который над всеми, а другой, то есть другая ипостась, Которого мы называем Сущим, словом Божьим, Христом. Который и тогда из- за толпы и самому Моисею, и народу явлен был в столпе облачном, поскольку не вмещали они, в отличие от отцов, то- есть в отличие от Авраама, Исаака и Иакова. Лицезрение Его в образе человеческом, как Он им являлся. Ведь быть способным предвидеть имеющее некогда быть во плоти явление Его, Господа, людям- удел совершенных, то- есть христиан. И поскольку вместить этого не был способен тогда целый народ, законоположник, то Господь Бог с основанием являлся им то в виде огня, чтобы устрашить и поразить, то в виде облака приосененно и прикровенно, и за них точно также и Моисею».Сказано в Писании: «Бог многократно и многообразно говоривший издревле» (Евр.1,1). То -есть, Он, Господь, действует приосененно и прикровенно и из- за них, то- есть из- за сомневающихся. И хотя Господь являлся древним отцам Аврааму, Исааку, Иакову в виде Мужа или Мужей, по еврейски «хаиж», то есть тот самый муж, евреи времен Моисея не могли принять идею грядущего Боговоплощения даже в символических явлениях ангелов Божьих под видом людей.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-prot...

И так будет у каждого человека, у кого воистину произойдёт вот эта встреча со Христом, и он мысленно увидит Его Лик – он перечеркнёт все свои труды и все свои размышления и скажет: так! я раскаиваюсь – и отрекаюсь, и раскаиваюсь – в прахе и пепле. Теперь, забегая вперёд, хочу вам сказать, чтобы мы не были вот так , что ни изречение – с аподиктичностью: больше никакого другого мнения и быть не может. Вот здесь есть очень тонкое замечание, которое мы все должны взять для себя и не забывать: «И было стих], после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину [это самому старшему и мудрейшему]: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов [Вот мы все говорим не так верно, как раб Мой Иов]. Поэтому упросите его, чтобы он принес за вас жертву, ибо только его жертву Я приму и прощу вам» ваши все неточности. Вот запомним: мы говорим не так верно, “как раб Мой Иов”. Поэтому нужно очень осторожно высказывать свои мысли и особенно давать советы, которые могут быть роковыми. Одно слово может быть роковым, одно движение может быть роковым и отразиться на всей жизни. Надо быть очень осторожным. Поэтому в Евангелии так и говорится: слова твои да будут немноги. Да – да: должно соответствовать! Нет – значит нет, а что сверх тогото от лукавого (см. Мф. 5:37 ). Итак, мы должны закончить тему о ложных чудесах. И мы проходим книгу «Деяний». Смотрим книгу «Деяний», открывайте снова «Деяния» и найдите 19-ю главу. В 16-й главе мы видели, как Павел Апостол изгнал духа прорицательного из одной женщины – а ведь то, что она говорила, сбывалось! Но это был не пророческий дух, а демонический, прорицательный. И он вышел из неё, и она утратила эту способность прорекать и доставлять доход. А вот здесь, в 19-й главе, мы читаем следующее: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей [вот в век – ну, может быть, и во веке было особое дарование, особый дар Духа Святаго – exorcizo, или вот дар заклинателей, которым было дано изгонять из людей нечистых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Роль их в развитии социалистического движения. В России перед революцией. Финансы, пресса. Противостояние. Русская интеллигенция и евреи в русской революции 1917-го года. Подготовка революции. Революция. Вопрос о власти. На Западе между войнами. После войны. К новой 2-й войне. При коммунистическом строе Расставание. На современном Западе. Создание государства Израиль. США и Западная Европа. Еврейские таланты. (и так далее). Вот это стоит почитать, потому что это очень высокий уровень, а не какие-то антисемитские там жёлтые «прессы», и брошюры, и обсуждения. Судьбы еврейского народа, опять о власти, заметки для России. Очень книга. Потом нашего писателя Солженицына: «Двести лет вместе», работа его. Вот я её не видел. Но во всяком случае, также стоит иметь их, чтобы на хорошем уровне что-то говорить, а не просто так. Так вот, он говорит: Великое преимущество, потому что им было вверено слово Божие. – Вот, то самое слово, в котором они не усмотрели, просмотрели Христа, оно сохранено ими. И дошло до нас. И мы им и пользуемся. Объём Библии в Ветхом Завете – это тот, который у нас общий с иудеями. Новый Завет они не принимают, наши богословские книги не читают. Талмуд даже запретил брать в руки вот такое. Поэтому все эти стрелы бьют мимо. Только учёные в какой-то мере читают что-то. А народ нет. Он подчиняется решению талмудическому: не брать в руки никакую книгу, как нечистую. Вот закон нечистоты, чистоты ритуальной, распространяется и на печать. Вот они и не берут. И тем не менее, если из них многие были неверны, «неверность их уничтожит ли верность Божию ? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано Если же наша неправда [внимание, 3-я глава 5-й стих:] открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). Никак, Ибо иначе как Богу судить Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если же какой-нибудь священник или епископ, пользуясь своей властью, или, допустим, настоятельница, или общество братьев или сестер монастыря, или даже целый народ будет проявлять упорство в каком-либо неправильном мнении, то пусть этот человек или все это огромное множество людей не думают, что их слова, их твердость будут иметь какое-то значение. Наша твердость и наши слова лишь тогда имеют значение и огромную силу, когда они находятся в согласии с Евангелием. И если даже самый ничтожный человек, например ничего не значащий ребенок, скажет что-либо по Евангелию, то слово его будет твердо и поистине действенно на Небесах, а если даже самый великий в церковной иерархии человек, епископ или патриарх, скажет противное Евангелию, - слово его будет ничтожным и ничего не значащим. Вот о чем говорил Спаситель, а не о том, что любой человек, облеченный иерархической властью, может делать все, что ему угодно. Тот, кто так думает, предполагает, получается, что Бог будет повиноваться любым его желаниям, как будто бы Бог - это какая-то безличная субстанция, которой вот этот исполненный энергии и разума человек руководит, - это я, конечно, говорю иронически, такого быть не может. Бог повинуется только тем, кто действует по Его воле, а правильнее сказать - это мы повинуемся Богу, и тогда слова наши, поскольку мы являемся проводниками Божественной воли, имеют великую силу. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф.18:18-19). То есть если мы будем просить Бога о каком-то деле - не вообще о любом, а об угодном Богу деле, если мы будем молиться о том, что Богу угодно, то просьба наша будет удовлетворена. И это единение вокруг воли Божией принесет свои обильные плоды, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). То есть когда люди собираются не ради своего имени, а во имя Божие, и не просто прикрываются именем Божиим, именем Господа Иисуса Христа, но на самом деле действуют во имя Его, тогда среди них присутствует Сам Господь; если же Он среди них присутствует, то Он ради Своего имени, ради славы Божией сделает все.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Профессора вон наши Петербургской Академии: за их деятельность – какая у них скапливалась библиотека! Уникальные библиотеки были у профессоров. Они читали свободно на многих европейских языках и древних, а перед смертью всё отписывали в библиотеку Петербургской Академии. И вот сейчас можно видеть эти книги, которые они кода-то держали в руках. Все на иностранных языках. Они переписывались, обменивались, и вот таким образом пополнялось сокровище . А их потом стали жечь. Что нам указывают на фашистов, что они жгли там какую-то литературу ? Нам надо посмотреть, сколько мы сожгли! И какой литературы, и каких книг. Им цены нет вообще. Цены нет! Дальше смотрим: « Тогда Езекия отворотился лицом к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень », – а этот Ахаз оставил после себя какой-то астрологический инструмент: вот он показывал время – тень с одной ступени на другую ровно через час. И вот, вдруг эта тень пошла в обратную сторону! Во-от уж тут : – Да как же это так? Солнце вспять пошло! Да это же катастрофа должна произойти! Ну-ка! В обратном направлении Солнце пошло! Вот так вот со своими-то «Как это может быть?!» – вот так и сидим. До сих пор. А Господь, как Творец, – Он может изменить и свойство стихии и, не нарушая установленного порядка> , возвратить и солнечную тень в обратную сторону. Иисус Навин – остановил Солнце над Гаваоном – и Солнце остановилось (см. Нав. 10:12–14 ). Тоже: – Ну как это могло?! – Это метафора. – Это поэтическая гипербола!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

То есть, как-то участвовать в молитве именно физически, потому что детям трудно именно духовно быть собранными, они еще не воспитаны настолько. А вот если они будут креститься, это хорошо. Очень важно ребенку какое-то поручение дать в храме: например, свечки поправлять на подсвечнике. Если ребенок почувствует, что он как-то участвует в общем Богослужении, то ему легче будет стоять на службе. – Спасутся только православные или исповедующие другие религии, люди добрые, хорошие, – они тоже могут спастись, или только православные спасутся? – Однажды старца Амвросия Оптинского спросили о католиках: спасутся ли они. Но что старец Амвросий ответил: «Я в католицизме не спасусь». Это был очень мудрый ответ. Он не дал четкую оценку их состоянию, но сказал о себе. Мы не знаем, как Бог будет вести людей других вер. Вот смотрите, в Послании к римлянам святого апостола Павла мы находим слова о язычниках. Здесь сказано: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» ( Рим.2:14–15 ). И далее: «…в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:16 ). Вот, даже о язычниках сказано, что они будут судимы по закону совести. Поэтому о себе мы можем прямо сказать: мы не спасемся, если мы отойдем от веры отцов, потому что это есть абсолютное Божие Откровение Православия. А как вот Господь этих людей будет вести – это уже духовная тайна. – Я знаю человека, который исповедует Виссариона Торопова, религию его. Собирался он туда переехать, но не переехал. У него сейчас заболевание, и вдруг у него сейчас пошла какая-то теплота, и он объясняет, что в него вселился дух святой. Он носит крест, но форма креста не привычная, а с каким-то кольцом. Ну, вокруг него, в общем-то, и люди группируются определенные. Люди, которым он тоже говорит, что дух святой его посетил.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ну разве может человек пойти на такую Голгофу, на которую пошёл Христос? Да не выдержит ни одно сердце человеческое. Смотрите, Он это им и говорит: куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. То есть повторить Его подвиг невозможно и не под силу никому – взять на себя грехи всего Конечно, они будут повторять, но это не в том значении, не в том ключе, что здесь Он им говорит. Вот приводит такое сравнение Софроний, написавший книгу «Старец Силуан». Вот он говорит: возьмите пирамиду Хеопса, переверните и поставьте острием себе на темя – какая сосредоточена тяжесть, сила тяжести, на этом острие этой громадной пирамиды, вообразить трудно. Так, он говорит: если так представить, вот обрушилась на Него тяжесть какая. Так это ни в какое сравнение не идёт . Мы не можем понять с вами страданий безгрешной Личности – в опыте этого у нас нет, как страдает безгрешная Личность. Вот почему больше всего дети страдают? Да они меньше всего защищены. Вот сейчас синдром этот, повтор будет страданий, это ещё надвигается повторение в детях Беслана, новых < страданий > жди – им же потребуются психиатры. Это начинает отходить, начинаются у них воспоминания, и опять неизвестно, что ещё со многими будет. Так вот, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Когда Он говорил это Иудеям, они также не понимали это слово и говорили: неужели Он хочет идти в рассеяние, в диаспору, и обращать там эллинистов? (см. Ин. 7:35 )]. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. [Помню, отец Владимир Сорокин выступал по телевидению с раввином. И говорит, вот у нас есть заповедь новая. Тот ему возражает, эта заповедь есть и в Ветхом Завете, но что? Давайте посмотрим книгу Левит, 19-ю главу, начнём с 17-го стиха: Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Вот, он говорит, вот заповедь-то в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мы должны их удостоиться], дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества [то есть Божественной природы, сами мы стали богами по благодати (см. Ин. 10:35 )], удалившись от господствующего в растления похотью [что сейчас господствует в Это растление похотью. Это как будто для нашего времени написано. Так вот нужно первое-то что сделать? Удалиться от этого господствующего в растления похотью], то вы, прилагая к сему все старание [без подвига, без старания ничего не будет. Желание так и останется желанием. “Ах, я желаю удалиться”, – а сам не могу отвернуть голову от выставки какой-нибудь и иду листать эти журналы, смотреть эту порнографию. Что меня заставляет? Ведь мог бы пройти, а могу и остановиться. Так вот, удалившись от господствующего в растления похотью, то мы, прилагая к сему всё старание], покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность [я вот долго не понимал. Я зациклился на слове “рассудительность”, потому что рассудительность считается высшим даром Духа Святаго, выше, чем пророчество, чем чудотворение. Собрались и решали вопрос: чей же дар . Говорили: любовь. Но и те, кто любил, падали. Говорили: смирение. И смиренные падали. И все сошлись на одном: дар рассуждения – высший дар Духа Святаго. И вдруг Апостол пишет: «То вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели – рассудительность, в рассудительности – воздержание». А то можно рассуждать так, без границ, как будто сам на Небе побывал и всё. И в рассудительности должно себя ограничивать! Вот то, что ясно, – до сей границы дойти и дальше не рассуждать], в рассудительности воздержание [Дальше], в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание [Вот сектантам это надо читать: «Раз мы пришли к минимуму веры, то уже и спасены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сказано в Писании: «нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ). Но надо когда-то остановиться, сказать: – Всё, я вот с этого момента не буду грешить. Получится не грешить? Не получится! Но для Бога важно наше желание не грешить. Наше желание – это и есть проявление нашей свободной воли, когда мы, прежде всего, не соглашаемся со своим собственным грехом. Ну, легко не согласиться с грехом соседа. А у нас сосед – пьяница, а у нас сосед – матершинник… Дверь закрыли – и всё, и не видим его. А надо со своим грехом не соглашаться, от него-то дверь не закроешь, от себя не уйдешь. Итак, мы должны понять, братья и сестры, что свет Христов, который просвещает нас, – для других страшное ослепление, как вспышка на солнце, как буря света. Даже, вот, казалось бы, мы сейчас сидим, слушаем слово Божие, и то каждый из вас ищет для себя удобное положение тела: то на одну ногу оперся, то на другую, кому-то уже и есть захотелось, – это естественно. Ничего плохого в этом нет. Но это показывает нам, насколько ситуация может быть многогранной – вроде духовно просвещаемся, а плоть немножко протестует. В Писании сказано: «…плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:17 ). Это вот еще вопрос, кто за кем пойдет. То ли плоть пойдет за духом, то ли дух пойдет за плотью. Духовное просвещение нам нужно для того, чтобы плоть знала свое место. Для того, чтобы жить хорошо в этой земной жизни, достаточно исполнять Божий Закон. И Бог будет благословлять. Этот Закон Божий, который дан через Моисея, – это закон для жизни на земле. А вот для того, чтобы попасть в Царство Небесное, надо исполнять Евангельский Закон. Вот евреи почему здесь хорошо живут? Потому что они стараются Моисеев Закон исполнять. Но они совершенно не думают о будущей жизни на Небесах. Они так живут, как будто не будут умирать совсем. Занимаются ростовщичеством, обирают целую страну. А у них это разрешается, заниматься ростовщичеством среди не иудеев. Считается, раз чужой народ – можно грабить. Это своих грабить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо не понимаю, что делаю. Здесь говорит не о совершенном неведении, ибо если бы грешили в неведении, то за что же были бы наказываемы? Что же говорит? Пребываю во тьме, увлекаюсь, не знаю, как увлекает меня грех. Посему, когда говорит: не понимаю, то указывает не на незнание того, что должно делать, но на опасности, ковы, обольщение, увлечение. Все это говорит о людях, живших до пришествия Христа во плоти, хотя представил самого себя. Потому что не то делаю, что хочу. Так выражается вместо следующего: ибо тогдашние люди не то делали, что хотели. Выражаясь же так, не внушает необходимости или принуждения. Но что говорит? Вот что: чего не одобряли, чего не принимали, чего не любили, то делали. Ибо далее присовокупляет: А что ненавижу, то делаю. Видишь ли, что не вводит ни принуждения, ни необходимости? Ибо в противном случае присовокупил бы: к чему вынуждаюсь необходимостью, то делаю. Но это не сказал, а говорит: что ненавижу. Как же произошло зло? По увлечению, по немощи, которую имели от преступления Адамова. Эту-то немощь и не мог уврачевать закон, хотя и говорил, что должно делать; ее уврачевал, пришедши, Христос. Итак, здесь во всем, что сказал и что намерен сказать, цель у апостола та, чтобы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. Что закон добр, говорит, видно из того, что я по природе знаю, что должно делать, и что разум у меня не поврежден, хотя я и предаюсь пороку. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе. Не сказал, что плоть делает это, но грех, то есть увлекающее меня мучительство греха. Что же болтают вооружающиеся против плоти и исключающие ее из числа творений Божиих? Они предъявляют: ведь апостол говорит: не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе. Выслушай, в каком отношении высказал он это. Человек состоит из двух частей: души и плоти; из них первая, то есть душа, властвует всем, а плоть есть раба. Посему выражение: не живет в плоти моей доброе значит: не состоит во власти плоти, но во власти души; что изберет душа, то и делает плоть. Все равно, как если кто скажет, что стройный звук не в гуслях, но в гуслисте, тот не унижает гуслей, но показывает превосходство художника пред инструментом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010