Вот как отразился, следовательно, грех на всём Я сделаю землю плодоносную соленой, за злобу живущих на ней (см. Пс. 106:34 ). Вот Господь и умеряет токи Своей благодати. Вот природа и не даёт того, что она должна давать за злобу живущих на ней. Теперь открываем опять 3-ю главу Книги Бытия, и мы . Вот прочли 6-й стих: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Вот прозрели! Но прозрели-то в отрицательном смысле. Не стали богами, а потеряли и то, что имели – утратилась чистота мысли. А раз нет чистых мыслей, нет чистых и взоров. Они впервые ощутили внутри себя такую войну страстей, такую дисгармонию, какой не знали. И вот с этим адом внутри себя, посмотрите, они решили скрыться от Бога. Полное извращение всех познавательных сил. Ну, можно ли скрыться от Бога, от этого Всевидящего Ока? Дальше. Зачем от Него скрываться, если Он до этого искал общения с ними и радовался этому общению? Вот этот страх, ложный страх. Дальше. В них не видно покаяния, они не пришли с покаянием. Они оправдываются: – Жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел. – Что ты сделала? – вопрос к жене. – Змей искусил меня. Ну, нету виновных, а нарушение заповеди налицо, а виновных нет. Да как же нет? «И услышали [смотрите 8-й стих, 3-й главы] голос Господа Бога, ходящего в Раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями Рая. И воззвал Господь Бог к Адаму: Адам, где ты? [В переводе – человек (Адам – это человек), человек, где ты? Вот, одно, по-моему, из самых сильных имён Божиих: Зовущий. Вот с момента грехопадения первого человека этот вопрос адресован к каждому из нас: Где ты на сей день? Где ты? И в ответ слышит:] голос Твой я услышал в Раю, и убоялся, потому что я наг [от добродетелей], и скрылся». Начинаем приводить обстоятельства разные в оправдание. Обстоятельства разные в оправдание. Повторяется то же, что произошло в Раю, с каждым из нас: Где ты? На этот голос нужно отозваться и отозваться, не извиняя  и не складывая вину на обстоятельства, не оправдывая себя, а каясь, нужно обращаться: Согрешил, виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А мы из истории знаем вот какой случай. Когда св. И. Златоуст был незаконно лишён епископской кафедры, то «цареградстии священннцы, отлучившеся от изгнавших св. Златоуста, и оставивше церкви, в бане народней спасительно священнодействоваша на св. Пасху» (Марг. л. 15, житие). Неужели о. Сергий скажет, что и те священники повинны клятве? А если он будет оправдывать их, то оправдает и наших священников. Вот в каком теперь он находится положении! Почтенный наш собеседник уверял вас, что апостолы могли грешить только до сошествия на них Святого Духа. Посмотрим в Писание, – так ли это. Св. Иоанн Богослов, уже после сошествия Духа Святого, говорит о себе и других христианах: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 )... Значит, все апостолы и после сошествия Св. Духа грешили, а грех и есть ересь. В послании к галатам еп. Павел говорит: «Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ними лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием» ( Гал.2:11–13 ). Вот вам и ясное доказательство, что ещё апостолы впадали в грех лицемерия, значить заблуждались. А уж если апостолы не могли устоять в святости, то епископы-то и подавно. Только один Бог верен в Своих словах. «Верно слово, говорит ап. Павел, если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас. Если мы не верны, Он пребывает – верен, ибо Себя отречься не может» ( 2Тим.2:11–13 )... Вот вам и епископы! Уж, быть может, и пошли бы мы к единоверцам, да очень уж церковь их юная, молочком пока ещё только питается, твёрдой то пищи им ещё не дают. Молятся они хорошо, крестятся истово. Но это доказывает, что в них всё ещё царствует дух раскола, и вот как разучатся креститься, как не будут уметь себя перекрестить, так и будут уж настоящие православные...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот здесь, у Иоанна, есть то, что вменили Христу в преступление, и по существу на этом Его и осудят, и вынесут Ему смертный приговор. 30-й стих: «Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Вот это и есть преступление. – Да не делает Он Себя Богом, Он воистину Бог – Истинный Бог и истинный Человек. Но вот также лежит на сердце их печать – на сердце их лежит какой-то плат. Вот Моисей покрывал своё лицо этим платом и показывал, что есть предел для человека и его мыслей, за который и проникнуть невозможно (см. Исх. 34:33 ). Но есть покрывало, которое лежит на сердце, на уме. И это покрывало может быть снято только Христом, при одном условии: если к Нему обратятся (см. 2Кор. 3:14–18 ). Здесь обращения и быть не может. Поэтому покрывало на сердце их лежит до сих пор. Так что они, видя, не видят и, слыша, не слышат. Если бы спросить современного иудея в Израиле, ну он бы сказал: за то, что Он, будучи человеком, сделал Себя Богом. Вот за это мы Его и распяли. И поделом, добавили бы. Потому что это воистину недопустимое дело. Никакого Сына, никакого Духа Святаго нет. Это всё выдумки, или эти наименования нужно понимать не в собственном смысле, а в таком смысле, как это в 81-м псалме: Я сказал: вы – боги. Богами там названы люди, облечённые властью, – все люди: судьи, цари, которые влиятельны в обществе, – вот они называются богами. Но ведь мы-то не представляем их божествами! Вот так и можно говорить о сынах Божиих. Мы также сыны с вами Божии – но по благодати, а не по природе. А Он говорил, что нет, Он единосущный Отцу: Я и Отец – одно. Вот это не могли никак воспринять. Потому что название у людей уверовавших – прекрасное название: люди, взятые в удел; царственное священство (см. 1Пет. 2:9 ); сыны Божии (см. Гал. 3:26 ); сыны благодати (см. Рим. 12:6 ; 1Кор. 1:4 ); чада света (см. 1Фес. 5:5 ) – а до этого мы были чадами тьмы и гнева Божия (см. 1Фес. 5:5 ; Еф. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И если теперь перейти после этого к тому, чем мы занимаемся по книге Бытия, – а мы занимаемся историей патриархов – с 12-й главы по 25-ю главу история патриарха Авраама. В ней самый важный момент, конечно, он – человек веры. Вот посмотрите 15-ю главу, как Бог заключил с ним Завт. И глава 17-я, где даётся обряд обрезания, который делает человека членом общины Господней. Вот это обрезание на половых органах, оно символизировало собой человек вступал в союз через кровь. И его заменяет у нас крещение. В Таинстве крещения человек становится членом общины, членом Церкви. В 18-й главе удивительное явление ему трёх Ангелов – вот, Троицы, под дубом Мамврийским. И где Господь открывает ему, что на будущий год Авраам будет иметь сына обтования, и открывает ему – вот параллельно уживается всё, – что идёт наказать жителей Содома, Гоморры, Адмы, Севоима-Сигора, Лаши. Вот этот Пентаполь, который в своих грехах преисполнил меру и должен быть уничтожен. И патриарх Авраам ходатайствует в 18-й главе. Откройте 18-ю главу книги Бытия и посмотрите это великое ходатайство патриарха за людей грешных. Вот состояние души правдного человека. Никакого злорадства по поводу того, что Господь идёт уничтожить этих людей, напротив: ему жаль их. 22-й стих: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь правдного с нечестивым? И с правдником будет то же, что с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят правдников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти правдников, если они находятся в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил правдного с нечестивым, чтобы то же было с правдником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содом пятьдесят правдников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие». Вот возьмите наш мегаполис – страшный, со всеми его включениями, – он вбирает в себя уже , и границ никаких нет. Так вот: погубишь ли Ты место сие, если найдется 50 правдников? – Ответ: Не погублю. Значит, есть в этом городе правдники, извстные только Богу. Ради них и стоит наш город, как и любой город. И вот, так он доходит до десяти, смотрите – 32 стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот Жан Жак Руссо в своей Исповеди пишет, что он однажды заметил, что ему приятно, когда его сечёт вот эта служанка. И он старался набедокурить именно, когда она дежурила, чтобы она его секла. И он получал удовлетворение. Мазохизм такой. Так вот любить врагов-то, как их любить? Ведь это не естественно, кажется, а противоестественно. А Силуан Афонский написал молитву: Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов наших и слезно молитися за них. – Духом Твоим Святым. Только по дару Духа это можно получить. Вот поэтому мы и не имеем любви друг к другу, потому что не имеем этого дара Духа Святаго. А чтоб получить такой дар Духа Святаго – любить врагов, почитайте его житие. Как он молился за Как ему жалко было всех, что люди так гибнут. Духом Твоим Святым! Вот он его получил. А так, эти слова нам кажутся чужими. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Стыдно читать нам этот текст. Стыдно. Если будете иметь любовь между собою]. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? [Quo vadis? Камо грядеши? Куда Ты идёшь? – спрашивает. Генрика Сенкевича почитайте роман “Камо грядеши”. Там описывается Рим времени Нерона. Вот там все его вакханалии, пиры и муки, какие он, – обвинив христиан в поджоге Рима, хотя сам поджёг – устроил над ними. Вот у них и ассоциировался Нерон с антихристом. Вот это и есть число зверя. Энгельс так и говорил: 666; если написать имя Нерон буквами еврейскими, оно даёт в сумме 666. Вот один из прототипов антихриста. Роман Леона Фейхтвангера есть “Лженерон”. Куда Ты идёшь?] Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти [а иду-то куда? На Голгофу], а после пойдешь за Мною. [Предсказывая, что и он повторит Его подвиг. И будет распят. Да и как потребует, чтобы его распяли? Вниз головой, чтобы голова-то у ног Иисусовых была]. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот изгнан, как из крепости – где он? убежал? Сел у крепости и ждёт: не откроется ли опять дверь и – туда опять нырнул! – Не знаем куда идёшь. – Азъ есмь Путь, Истина и Животъ]. “Никто не приходит к Отцу [ Василий Великий в своей книге “Толкование на псалмы” говорит: “Мы все находимся в пути”. Я есть Путь, Истина и Жизнь, – ζω, не биологическая жизнь – βιοζ, а ζω духовная жизнь. Потому что эта жизнь без такого духовного начала – она недостойна человека. Вот Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу], как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели его» ( Ин. 13:36–14:7 ). Поскольку это последняя беседа, в ней особый делается акцент на Его единосущии с Отцом: вот эту мысль надо было внедрить в них во что бы то ни стало. Потому что вот здесь есть 28-й стих, : «Вы слышали, что Я сказал вам: “иду от вас и приду к вам”. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: “иду к Отцу”; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Как понимать эти слова, когда Сам Христос говорит, что Отец Мой более Меня есть? Вот ариане и приводили эти слова в качестве аргумента, что вот Сам Сын Божий говорит, что Отец более Меня. В каком контексте, что это за слова, почему Он так сказал: Отец Мой более Меня есть? А в другом месте Он говорит: Азъ и Отецъ едино есмы ( Ин. 10:30 ). Нельзя по отдельности брать фразу, вырывая из контекста и навязывая им своё понимание. Толкование всех этих сектантов : вырвать из контекста, нарушив первое герменевтическое правило, которое говорит, что нельзя вырывать текст из контекста и толковать его, не учитывая всего контекста, и всего даже Евангелия. Вот у нас дух животворит; плоть не пользует нимало (см. Ин. 6:63 ). Вот видите, вырвали из контекста, вот Сам Спаситель говорит, что дух животворит – не нужны ни кресты, ни поклоны, никакие проявления религиозного чувства. Дух животворит, а плоть не пользует нимало. Вот и стой по швам, не делай никаких движений – не нужно и крестного знамения совершать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот указание на Иуду, на человека погибели. Вот Он и говорит: Но да сбудется Писание. 13-й стих теперь смотрите 17-й главы от Иоанна: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Вот, действительно, реакция на то, что не соответствует этому ненависть. Когда мы пишем, читаем: не любите ни того, что в ибо кто любит в том нет любви Отчей (см. 1Ин. 2:15 ), – речь ведь идёт не о творении. Творение Божие прекрасно (см. Быт. 1:31 ). А мы не должны жить по стандартам этого по его, так сказать, стихии. И, конечно, будем белой вороной. не прощает людей, которые не живут по его законам. Христиане в этом плане резко отличались от языческой массы. Но сейчас мы практически ничем не отличаемся от неверующих людей. А тогда различие было очень явно. И хотя носили ту же одежду, питались той же самой пищей, но поведение и всё остальное резко их выделяло и отличало. И вот смотрите: Я передал им слово возненавидел их, потому что они не от как и Я не от Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла – от соблазна. А где же нам жить-то? Мы должны жить волей-неволей в этом окружении, в том обществе, которое нас окружает. Ведь не поднимет нас Господь между небом и Землёй и не поместит на каком-то воздушном облаке, чтоб мы жили отдельно. Так вот, надо жить в том самом но чтоб не соблазнил нас этот нас от зла. Чтобы имели они радость Мою совершенную. Вот. И возненавидел их, потому что они не от как и Я. Не молю, чтобы Ты взял их из но чтобы сохранил их от зла. Они не от как и Я не от Такое выражение есть, знаете: это не от сего человек, потому что это Божии люди, и это видно было: не от сего. Вот как какая печать их. Они не от Освяти их истиной Своей. Слово Твое есть истина. Поэтому Слово Божие может человека освящать: как освящают человека Таинства, так освящает его и Слово. Как Ты послал Меня в так и Я послал их в И за них Я посвящаю Себя, чтобы были они освящены истиной. Вот это посвящение Себя, да, через Крест, вот это и есть посвящение, чтобы они и были освящены истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Нельзя злоупотреблять методами Александрийской школы, методами иносказаний, отыскиванием мистического духовного смысла, который кроется за словом. Здесь также надо себе поставить рамки и не выходить за них]. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа [И что он в первую очередь сделал? – Меч, орудие войны, орудие убийства. Не плуг сделал, а меч. Вот пророк Исайя говорит: нужно, чтобы мы мечи перековали на орала и народ больше не учился убивать и воевать друг с другом (см. Ис. 2:4 ). Вот такой шолом, по их представлениям, должен был прийти на Землю с приходом Мессии. А этого нет. Мы не видим этого. А вот сестра Тувалкаина Ноема считается родоначальницей всяких таких дел: приворотов, отворотов, колдовства – всякого такого вот дела. То есть, повторяю, цивилизация создаётся обезбоженным умом и в силу этого несёт в себе страшную опасность, потому что она не предполагает Бога, и всё обезбоженное, оно, конечно, сослужит службу]. И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! [Вот первый образчик поэзии от самой древности, и здесь проводится мысль . Вот он совершил, Ламех, какое-то убийство мужа и отрока и перед жёнами хвалится безнаказанностью: Если Бог сказал, что за Каина отмстится всемеро, то за меня мой клан отмстит семьдесят раз всемеро (см. Быт. 4:24 ), – совершается убийство, и он ещё хвалится безнаказанностью. И надеется, что при клановом общинном таком роде его – вот поэтому и стремились вводить многожёнство, чтобы иметь как можно больше потомства: чем больше, сильнее клан, тем ]. И познал Адам еще Еву, жену свою и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф , Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» ( Быт. 4:13–26 ) Вот пошла параллельно линии каинитов линия сифитов, которые были носителями духа, религиозной идеи. Но близкое соседство и общение привело к тому, что вот этот mixis, это смешение сифитов с каинитами привело к всеобщей заразе и умножению зла на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот многие эти слова понимали , что ещё на их веку и будет Второе Пришествие; а Григорий Палама говорит: нет! Как увидят Царствие Божие, пришедшее в силе – с чего начинается 17-я-то глава? – вот преобразившийся Христос и есть Царство Божие, пришедшее в силе. « По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова, и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце [а оно и было, как Солнце, и – что?], одежды Его сделались белыми, как [снег – или как ткань, которую белильщик не может убелить так (см. Мк. 9:3 )]. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака . И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса». Так вот Он открыл им Себя незадолго до Своих крестных страданий. И как объясняется это в кондаке на Преображение? С какой целью Он сделал это? Да егда Тя узрятъ распинаема, – и видят таким обезчещенным, пусть не смущаются и не соблазняются: как же Мессия Какой же это Мессия страдающий? Это в уме у них не укладывалось, что Мессия может быть страдающим. Да егда Тя узрятъ распинаема, – что? – убо уразумютъ вольное, – вольное – это значит добровольное, – же проповдятъ, яко Ты ecu воистинну Отчее Да, вот об этом нужно говорить всегда, в праздник и не в праздник, потому что эти темы требуют такого постепенного усвоения, что они в наш разум сразу и не вмещаются во всей полноте и глубине. Поэтому вот преображённый Иисус предстал пред ними, насколько могли они воспринять Его. И вот все, кто , и местные жители, и все: не было ни одного Преображения летом, когда в Палестине не бывает ни дождей, ни облаков, ничего, чистая голубая полусфера; но над Фавором всегда облако. Вот в этот день Преображения – не было ни одного года, чтобы оно не зависло. Вот как будто прилипло над этим именно холмом. Вот, это указание тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот пускай он получает от матери только положительные энергии, божественные: её молитву, её сердечное воздыхание, её чтение Священного Писания, таких благочестивых книг, её разговоры – все они поступают в плод и сказываются. Вот кто? И вдруг слышат: не он, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии]. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в Я – свет Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» ( Ин. 9:2–7 ). Это купальня или резервуар с водой, – это не та купальня Вифезда, имевшая крытый ход, и там лежали под этими крышами люди больные, – это у подножия храмовой горы был источник. И вот оттуда брали воду для богослужебных целей и воду для того, чтобы возливать на жертвенник в праздник Кущей в благодарность Богу, чтобы Он дал и на будущий год урожай. Вот они за этой водой и сходили, а Христос стоит в стороне и говорит – посмотрите 7-ю главу, 37-й стих: «В последний же великий день праздника [Кущей] стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. [Не на источник Силоамский иди, а иди, сказано, ко Мне] у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, [из чрева, значит, из сердца. И сказано: это] сказал Он о Духе [Святом] ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:37–39 ). А, скажет опять, а славой он называет Его крест. Чем Иисус-то прославил Себя? Крестной смертью. Вот так слава! – Позорным орудием казни! А это – Божия слава. – Вот у Господа всё иначе, чем у людей! Так вот очевидно, что человек начинает грешить ещё во чреве матери. И заниматься его воспитанием по рождении уже считают многие поздно – надо тогда, когда он ещё не появился на Божий свет заниматься его воспитанием. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). Да. Вот изъятие Христа, изъятие Его из равносильно вот этой ночной тьме: Мне должно делать дела, доколе Я в Я – свет Он бы мог его исцелить просто вот так, прикосновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010