Вот думали, что избавятся от Христа и соблазн прекратится, а с Его-то смертью как раз всё и началось. Всё и началось. И все попытки приостановить проповедь – они не имели никакого успеха; и посмотрите книгу Деяний, 4-ю главу. В этой главе вы найдёте такие слова Апостола Петра, которые он произнёс перед Синедрионом. Это первое гонение на Апостолов, смотрите: 4-я глава, 5-й стих: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники [Синедрион. Синедрион полный состоял: семьдесят человек плюс один – председательствующий. Вот, смотрите, старейшины, книжники (это богословы, которые отвечали на запросы, какие нужно было, подготавливали материал)], и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? [А речь идёт об исцелении безногого – в 2-й главе это чудо и описывается. Вот он сидел много лет и просил милостыню у входящих в Храм. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: “серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ”. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и, вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в Храм, ходя и скача [от радости, прыгая] и хваля Бога, и весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей Храма ; исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним (см. Деян. 3:4–10 ). Вот об этом имени и спрашивают Петра: Каким именем ты совершил это? И что же говорит Пётр?] Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго [смотрите, не эмоционального какого-то восторга или вдохновения какого-то – вот, знаете, осенило его нечто поэтичное; а вот это чётко различается: исполнившись Духа Святаго. Есть признаки, когда мы говорим от себя, а когда действует Дух Святой; вот их нельзя смешивать – можно ошибиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Соф.1:13–14 . И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить. Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! И будет крепость их в истощение и дом их в опустошение. И построят дома, но не будут жить в них, и насадят виноградники, но не будут пить вина от них. Близок день Господень великий: близок есть и слишком быстр. LXX: И будет крепость их в расхищение, и дома их будут разграблены. И построят они дома, но не будут обитать в них, и насадят виноградники, но не будет пить вина от них. Ибо близок день Господень, близок и слишком быстр. Ясно, что после того и другого плена все войска их будут изрублены, дома срыты до основания, а поля и виноградники опустошены: и долготерпение Божие более уже не будет к ним. Но так как они станут говорить пророкам, что это будет только со временем, спустя многие дни, то придет на них великий день Господень и придет очень скоро. В переносном же значении: когда придет день суда или смерти и отшествия из мира каждого человека, тогда вся сила их уменьшится, так что то, что имело силу зла и восставало против Господа, ослабленное и сокрушенное обратится к лучшему. Это подобно тому, как если кто-либо отнимет силу разбойника, морского грабителя, вора и сделает их безсильными: их ослабленные члены, которыми они прежде злоупотребляли, перестанут злодействовать. А следующие затем слова: И дома их в пустыню обозначают то, что в Церкви есть многие, устрояющие Сион на крови и Иерусалим на беззакониях, которым будет на пользу то, что дома их будут разрушены. Будем читать книгу Левит, где приказывается разрушить дом, зараженный проказою ( Лев.14:36–41 ); а так как проказа упорно держится и распространяется, то и камни его, и дерево, и весь мусор приказывается вынести за город и бросить в место нечистое. Нечто подобное заключает в себе то, что пишется в начале книги Иеремии: «Вот Я дал слова мои в уста тебе; вот Я восставил тебя ныне» [или без слова: ныне] «против народов и царств, чтобы искоренять, разрушать и разсеявать, и чтобы строить и насаждать» ( Иер.1:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Потому-то и Павел говорил: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор.12:7 ). Опять же для того, чтоб и другие не слишком много о них воображали. В самом деле, если их считали богами из-за чудес, то тем более (так думали бы об них), если бы они всегда все знали. И об этом сам же (Павел) опять говорит: «чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня». ( 2Кор.12:6 ). Еще послушай, что говорит Петр, когда он исцелил хромого: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит» ( Деян.3:12 )? Если же, несмотря на то, что они так говорили и действовали, и при том в то время, когда они совершали немногие и маловажные чудеса, рождались о них неправые толки, то тем более (это могло случиться) при великих чудесах. Это было допускаемо и по другой причине. Именно, чтобы кто-нибудь не сказал, что они, как будто перестав быть людьми, совершали те подвиги, которые совершали, и чтобы оттого не предались все беспечности, – Бог являет, что и они немощны, чтобы чрез это у желающих оставаться в заблуждении отнять всякий предлог к бесстыдству. Вот почему (Павел) не знает; вот почему, и после многократных обещаний (придти), не приходит, чтобы узнали, что и он многого не знал. От этого немалая была польза. Ведь были, еще и такие, которые утверждали, что он – великая сила Божия, другие же говорили, что он такой-то и такой. Если бы этого не было (в Павле), то чего бы еще не подумали? Таким образом, хотя это и кажется в них (святых) недостатком, но если кто тщательно вникнет, для того ясно откроется и дивная сила их, и чрезмерность искушения. Каким же образом? Внимай. Если ты (Павел) выше сказал им: «Так нам суждено», и: «чтобы никто из вас не поколебался» – то для чего после этого посылаешь Тимофея, как бы опасаясь, чтобы чего не случилось вопреки твоему желанию? Но он делает это от преизбытка любви: любящие от пламенной ревности опасаются и за то, что безопасно, а это (происходит) от множества искушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вот здесь сталкиваются две несоединимые вещи: праведность и злоба. Он был постоянным укором для его совести – ему невозможно было и смотреть на него. Как в Премудрости Соломоновой сказано о таких людях: он порицает нас за грехи нашего поведения, себя называет сыном Божиим, нас чурается как нечистых, испытаем его, посмотрим, воистину ли Он Божий сын (см. Прем. 2:12–20 ). Полная пропасть и полное непонимание. Так. Почему вы не понимаете Меня? Потому что слово Мое не вмещается в вас. Нет соответствующей внутри человека ни атмосферы, ни условий, чтобы вот не принимает слово и всё! Ваш отец диавол]; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь [а он всегда говорит ложь], говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:31–44 ). Вот видите. Давайте всё-таки откроем 1-е Послание Иоанна – найдите 3-ю главу, и в этой 3-й главе прочесть с 8-го стиха. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. [Вот в известной мере только в этом смысле прародители наши и имеют какое-то извинение. Потому что грех зародился не в них, а в диаволе. Не они согрешили сначала, а он. А они так и сказали. Вот если бы в них родился грех, то человек уподобился бы диаволу ]. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». – Вот и ответ. Следовательно, чью волю мы творим, того мы и дети. Вот теперь, к кому эти слова относятся: ваш отец диавол? А и не знаешь, как и сказать. В целях акривии сказать, что это относится ко всем христоненавистникам, ко всем врагам Церкви – эту злобу, это неприятие Церкви инициирует, конечно, тёмная сила. Но это по акривии. есть точка зрения по икономии, по снисхождению. Относятся только к тем, которые затеяли убийство Христа. Ну а народ можно настроить и использовать его в своих целях – это целая наука. Целая наука, как использовать массы – инертные, аморфные – в своих целях: Он был человекоубийца от начала. Конечно, вот в Раю он лишает людей райской жизни – считай, лишает их вечности. Ведь он лишил бы их и вечности – и рассчитывал на это! Что уподобит их себе, и будут они вместе с ним. Но, вот, не знал, что произойдёт на Небе такое в Совете Троицы – решение, что будет Искупление – выкуп наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота». А почему они начали торопить Лота? Лот не знает, что брать с собой. Мне рассказывали, что во время войны, когда объявляли, что начинается бомбежка, неверующие люди выбегали из домов с продуктами питания, набирали в чемоданы крупу, все, что только можно. А верующие – с иконами, с Библией . Сразу, рассказывали, можно было увидеть, кто верующий, кто неверующий: святыни выносили, святую воду крещенскую спасти от бомбежки… Действительно, представьте, к вам прибегают: «Дом провалится!» И вы думаете: а что выносить? Может, холодильник надо спускать вниз, может, что-то еще. Может, матрас удастся спасти? И вот Лот медлит. А заря взошла. « Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города » ( Быт. 19:15 ). Вот здесь появляется жена. И мы можем сделать вывод, что ее не было, она где-то бегала. Потому что о дочерях сказано раньше, а вот жена – только появилась. Скорее всего, она бегала, собирала жителей города против собственного мужа, «настучала» на него. Такие жены бывают. Особенно, если мужья перевозят их жить в такие вот гедонистические места, где только наслаждение превыше всего. « И как он медлил, то мужи те [Ангелы] , (вот здесь говорится о насилии, но о таком насилии, которое приносит спасение, – О. С.) по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города » ( Быт. 19:16 ). Взяли за руку его, его жену – это один ангел. Его дочерей – другой ангел. Вот почему ангелов было двое, видите? Чтоб каждого можно было взять за руку. Вот если бы мы все здесь были уверены, тверды в вере, то, наступи конец света, спустилось бы ровно столько ангелов, сколько нужно, чтобы каждого взять за руку. «Взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» ( Быт. 19:16 ). Вывели его со всем семейством – эдакое насилие. Потому что он растерялся. « Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть » ( Быт. 19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой [вот день Мой – это и есть день страданий Его], и увидел и возрадовался [Вот таинственное добавление: И увидел и возрадовался. Когда это мог увидеть Авраам? Когда это мог увидеть Исаия? А в книге Исаии тоже говорится, что он видел страдания (см. Ис. 53 ). Значит, ему было открыто, Аврааму – многое в тексте читай за текстом. Очевидно, в момент жертвоприношения Исаака – это самое выдающееся событие испытания веры для Авраама – он увидел, ему было открыто, что то, что он совершает, есть прообраз ещё более высокой и совершенной жертвы: ведь, жертва Исаака, посмотрите, какое благословение низвела на Авраама: Мною Самим клянусь (см. Быт. 22:16 )! – Бог клянётся человеку: Мною Самим клянусь. Что так как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, умножая, умножу потомство твое. Так вот: в тот момент, очевидно, и приоткрылась эта завеса, и он каким-то образом почувствовал, что его жертва, его деяние указывает на великую и Искупительную Жертву. Вот поэтому Исаак является прообразом Христа и Его Крестной Жертвы. Дальше:]. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама? [Ну, я думаю, если Христу было тридцать три года, и пятьдесят – разница-то ведь всё-таки есть. Тебе нет и пятидесяти лет. – Очевидно, как Муж скорбей (см. Ис. 53:3 ) – как Он назван – вот это всё наследие первородного греха, который Он поднимает на Свои плечи сейчас, оно в известной мере отражается и на внешнем облике: Это Муж скорбей, изъязвленный язвами, а мы-то думали, что Он за грехи Свои изъязвлен, – Исаия скажет. А оказывается, это Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни. – И выглядел, очевидно, не по Своему возрасту: Тебе нет ещё и пятидесяти лет. И Ты говоришь, что видел Авраама?] Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. [Это исповедание Его Богом Себя. Он прежде всех век: прежде Авраама, Я есть. Ну, они сразу поняли смысл этого:] взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма [А откуда каменья-то там были? А вот говорят, что реставрация храма всё время продолжалась, и продолжалась, и продолжалась. И везде были сложенные камни и обломки строительного материала. Вот схватили, чтобы , но, сказано, что Он вышел из храма], пройдя посреди них, и пошел далее» ( Ин. 8:44–59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Конечно, помимо Евангелия есть очень много христианской литературы. Сейчас полки книжных магазинов буквально завалены православной литературой: и богословского характера, и разного рода историями из жизни Церкви. Мне даже очень трудно предложить Вам что-нибудь конкретное. Если Вы не читали книгу «Старец Силуан» иеромонаха Софрония (Сахарова), то прочитайте ее — может быть, она Вам что-то откроет. Эта книга состоит из двух частей. В первой части отец Софроний описывает замечательного подвижника нашего времени — преподобного Силуана Афонского, а вторая часть представляет собой записки самого преподобного Силуана. Есть люди, которым больше подходит первая часть книги, а есть те, которые больше откликаются на вторую часть книги. Если Вы ее не читали, прочтите. Если когда-нибудь читали, перечитайте. А за этой книгой, я думаю, последуют другие, которые смогут Вам помочь. Вопрос: В Писании сказано, что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Но при этом «блаженны нищие», то есть те, у кого ничего нет, а согласно первому постулату, у них отнимется и то, что они имеют, тем более — духовность. В чем же блаженство? Митрополит Иларион: Мне кажется, Вы как-то произвольно соединили две фразы, причем неточно их цитируете. Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Не просто нищие, не просто те, кто лишены материального богатства, но те люди, которые обладают смирением. Вот кого Он называет блаженными. А слова о том, что тот, кто имеет, тому дастся еще больше, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, сказаны в определенном контексте: они сказаны в контексте притчи о талантах. Эта притча говорит о том, что человек не должен зарывать свой талант в землю, он не должен его прятать. Если Господь дает нам какие-то таланты, то для того, чтобы мы их употребили в дело, то есть на пользу других людей. Само слово «талант» указывает изначально на денежную единицу, на единицу веса. Талантами измеряли серебро. Так вот, у человека, который свой талант закопал в землю, то есть не употребил его для пользы других людей, отнимется и то, что, как он полагает, он имеет. А тот человек, который себя отдает другим людям, который себя растрачивает, будет получать от Бога все больше и больше. Таков закон духовной жизни. Вот о чем идет речь в этих евангельских словах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5832273...

Деян. 2:1–47 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Вот таинственный знак – дар глассолалии, дар языков. Что это за дар? То ли они обрели сразу способность говорить на всех иностранных языках, то ли их язык по-прежнему оставался их, но каким-то чудесным образом все слушатели понимали то, что говорит Пётр? Вот здесь единого мнения между богословами нет. У святых отцов такого разноречия нет. Они признавали, как говорит Слово Божие. Если не допускаете, что они обрели способность мгновенно понимать речь на любом языке, то Господь мог устроить так, что Пётр говорит на своём арамейском диалекте, а его понимают все. И вот смотрите, когда Пётр произнёс после этого свою первую речь – дальше она излагается с 14-го стиха – она произвела на них такое впечатление – 37-й стих, – что: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? [то есть это было такое потрясение внутреннее, такое покаянное состояние, что они умилились сердцем] Петр же сказал им: [а дальше в одной строке всё Евангелие] покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Вот поэтому в купели Крещения мы все получили какой-то дар Святого Духа, но по своему небрежному отношению и к жизни, и к дару мы, во-первых, не уразумели, что это за дар, и потом его потеряли. Так вот, нет безталанных людей в Церкви. Господь каждому от богатства Своего, неистощимого богатства, даёт дары и дарования. И нужно определиться с тем даром, какой дан каждому из вас персонально, и этим даром служить Богу. Только на этот дар у вас и пойдёт барыш, и будут проценты, и будет оборот с этого служения, с этого дара. И вы будете куплю деяти, а даров неравноценных нет, что они все равноценны. Они все необходимы для Церкви. Они составляют Её полнокровное богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И совсем по-другому действует на душу тихий свет Христов. Он не давит, не ломает, не жжёт. Он тихо и кротко светит пред внутренними очами души. И истинные благовестники Христовы тоже бережно, с уважением подходят к душе: «Мы… не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» … Но если Господь ждёт нашего обращения, то нам-то самим ждать некогда. Кто знает, может быть уже завтра – «как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так и будет пришествие Сына Человеческого». А нам надо успеть не только обратиться, но и во многом разобраться. Например, надо отличать Божественный свет от болотного мерцания самозванцев, ведь Господь предупредил, что перед наступлением дня «восстанут лжехристы, лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Поэтому надо научиться слушать свою совесть: когда является Христос или Его посланник, то на душе спокойно и радостно. А если – сомнение и смута, то – каким бы ярким ни был видимый при этом свет, – надо удержаться и не открывать двери души. Надо постепенно ослабить и те путы, которыми держит нас мир: потому что – когда придёт время, – «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». А ещё предстоит уразуметь, что такое «мерзость запустения… стоящая на святом месте». Мерзость запустения – это, очевидно, исчезновение с земли святых мест, куда мы приходим для встречи с невидимым Богом. И когда это прекратится, – искать уже будет негде. «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там» … «вот, Он в пустыне» … «вот, Он в потаённых комнатах», – не верьте». Очевидно, выйдя однажды из потаённых мест, Церковь уже не может возвратиться туда. Став доступной всем, – и верующим, и маловерным, и суеверным, – она уже не может уходить от них, проводить внутри себя черту, прежде суда Христова делить всех на овец и козлищ. Вот – наши храмы со всем, что в них, есть эти святые места, и других уже не может быть. Что-то в них лучше, что-то хуже, но, наверное, когда в них водворится мерзость запустения, – это для всех будет несомненным и очевидным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Вот. Дух Святый открыл ему, что его путешествие в Иерусалим закончится его арестом, и возможно, и смертью. И он говорит: Несмотря на эти откровения, которые я слышу, я не дорожу моей жизнью и иду всё-таки. Вот 20-я глава, 23-й стих: «только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» ( Деян. 20:23–24 ). И смотрите – 31-й стих: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Вот при таком учительстве, может быть, и будут плоды; а, если я приехал, отслужил наскорую и на седмицу опять уехал с прихода – какие же будут плоды? На приходе надо жить. И надо жить при церкви; и постоянно – есть службы или нет – священнику приходить в церковь , совершать то молебны, то панихиды. Народ увидит, и приход незаметно оживёт. И вот начинать с этого учительство. Смотрите: три года, со многими слезами, день и ночь! Плюс, не пользуясь никаким материальным, вот, , благодарностью. Сами знаете стих], «ни серебра, ни золота, ни одежды, я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса [а дальше идёт γραφα. Это незаписанные изречения Иисуса. Они сохранились – несколько их – но они не входят в Евангелие, и вот одно из них:], ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать ”» ( Деян. 20:33–35 ). Вот через одно это, понимаете, выражение, спастись можно: Блаженнее давать, нежели принимать. И вот смотрите: Это Слово стало Плотию – воплотилось. Сразу готова ересь: воплотился призрачно. Не реально, а призрачно: казался имеющим плоть. Ибо для Божества немыслимо реальное воплощение! Что же? Церковь устанавливает праздник Обрезания. Если Христос воплотился призрачно, то и обрезания не может быть. А в 40-й день – и искупления, выкупа Его, не может быть. Мы читаем Евангелие от Луки, смотрите. Открывайте 2-ю главу Евангелия от Луки и находим 21-й стих: « По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца [а вот при обрезании-то и давали имя – Лука, 2-я глава, 21-й стих], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010