[А ведь он со всей искренностью говорил. На вопрос к Чехову, какое произведение своё он считает лучшим, он отвечал: “Студент”. Там академист или семинарист идёт на каникулы – как раз пасхальные каникулы. И вот идёт огородами, и на поле бабы жгут хворост. И он подошёл греться. И начинает им объяснять те евангельские события, когда Пётр также стоял и грелся, ибо была ночь. Он так там прекрасно сказал! – И вот знаете, какое впечатление на этих женщин произвело это повествование! Да человек и меняется сразу, когда услышит Божии слова! Сразу Дух Божий начинает действовать в этих людях! Они ведь не знают ничего, а вера у них готовая и может проявиться сразу же. Так вот надо и использовать это. Ну что теперь?] Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. [Вот фраза интересная. Много поводов для смущения. Веруйте в Бога, и в Меня веруйте – ну относительно Иисуса. Как Он знает Писания, не учившись? (см. Ин. 7:15 ). Не братья ли и сестры Его между нами (см. Мф. 13:54–56 ). И дивились (см. 7:15), – да Он же между нами вырос-то! Как Он может быть Богом и Сыном Божиим – этот Человек из Назарета? Так вот Он говорит: не смущайтесь, веруйте в Бога, и в Меня веруйте]. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. [Он же им неоднократно говорил, чем закончится Его земное пребывание – Голгофой. И вот смотрите, они восходят в Иерусалим. Восходят. Идут через Иерихон. Не сказано: нисходят, а восходят – Иерусалим-то на высоте. Вот Он и восходит туда – в Иерусалим и на Голгофу. Дальше]. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? [Ну, полное непонимание. Полное непонимание. Те говорили: неужели Он пойдёт в Эллинское рассеяние? Неужели будет заниматься прозелитизмом за пределами Палестины? (см. Ин. 7:35 ). Вот это что за путь? А ведь это крестный путь. Как ответить прямо-то на вопрос, что это? Это Он говорит о Своём крестном пути].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А сколько было чудесных явлений, когда эта благодать удивительным образом проявлялась, когда ребёнка только что крестили, в первые годы – да во всём. Прочитайте жизнеописание Феодосия Кавказского. Как благодать Божия проявлялась в нём с самого его детства, с младенчества, а в три года он покинул уже дом, сев на баржу. Так вот: и благодать Божия была на Нем. Дальше молчок. Если Евангелисты не знают, что было до 12-ти лет, они и не пишут об этом. Но досужая человеческая мысль не мирится с таким провалом. Как же, двенадцать лет – это приличный срок: Он же жил, ходил, говорил, что-то делал. Вот появляется апокрифическое Евангелие «Детство Иисуса», которое восполняет вот этот пробел. Церковь , производя отбор и устанавливая канон, то есть объём книг Священного Писания, отвергла это Евангелие. Отвергла Евангелие Никодима, отвергла Евангелие Иакова, отвергла Евангелие Фомы. Вот не нужно было эти Евангелия уничтожать. Но в пылу религиозной полемики не щадят никого и ничего. Для науки это нужно было бы, так сказать, сохранить. Но в целях, чтобы не проникала ересь и не будоражила мысль людей, вот, поступали таким образом. В 12-летнем возрасте мы видим Его в Храме в праздник Пасхи и слышим первые слова Богочеловека, которые Он произносит и которые опять подчёркивают, что Он сознаёт Свое мессианское достоинство. Смотрите, 48-й стих 2-й главы: « И, увидев его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. [Три дня искали. Вот первое жало, вот первый вонзился в Её сердце, да, меч. Пронзил Её сердце. “Что с Ним?” и “где Он?” И смотрите: никакого извинения, никакого – “ах, простите, я не знал”, “ах, по ошибке” или “я не догадался сказать, предупредить, что я буду здесь” – никаких . Нельзя родителям диктовать Тому, Кто является Богом. Что они слышат в ответ? С властью было сказано:] Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? [уж если искать, то нужно знать, где. Не по городу и площадям ходить, а идти в Храм. – Разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему ?] Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:48–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот сектанты мистического толкаэто жалкие люди, которые свою уже больную психику принимают за действия Духа Божия. Граница стёрта, и вы их не убедите, что они больные, что их эта секта искалечила, эти слезы – это есть надрыв нервный, и никакой не дар от Духа Свята. Они не будут вас и слушать, скажут: это дары Духа], сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному , то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых [вот откуда такое дерзновение? Это же не дерзость – страха ради иудейского бежал, а тут в лицо всему Синедриону говорит: Которого вы распяли. Да попробуйте Ивану Грозному в лицо сказать что-нибудь! Так. Вы распяли, так вот]. Им поставлен он пред вами здрав . [И дальше он опять сразу же ссылается на псалом 117-й:] Он есть Камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения [а вот это 12-й стих], ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Вот это мы должны все и усвоить: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Ну вот, видите, вот такое исповедание было. Итак, мы с вами подошли к теме Его Воскресения. И вот тут на днях была передача, знаете, о копье Лонгина, которым он пронзил рёбра и с древка капли крови попали на его глаза, и он прозрел, и стал христианином и мучеником. И вот какова это история, где это копьё, и какова его история, если вы видели, какие исследования происходили? Считают, что это копьё от седьмого века, а не от времён Христа, и его выдал за такое Карл Великий, который считал себя преемником Константина Великого  и основателем Римской Империи. Дальше его также переносили, пошли подделки, и  человек спекулирует на всём, в том числе и на святыне, за большие деньги стали множить, тиражировать и копья, и всё что угодно. Когда Спиридон пришёл в Святую Землю, и увидел, какие корзины с флаконами якобы от мра от Святителя Николая стоят, и какая идёт беззастенчивая торговля ложной святыней, и опустошают карманы этих доверчивых простых наших паломников и выуживают у них деньги – это на него произвело тяжелейшее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

2. Почему же, исцеляя хромых и увечных, Он не напоминал им об этом? Мне кажется, что болезни у расслабленных происходили от грехов, а у прочих – от естественной немощи. Если же это не так, то через них и то, что сказано им, сказано было и другим. Так как эта болезнь тяжелее всех других, то через большую врачуются и меньшие. Как, исцелив некоего другого, Христос повелел ему воздать славу Богу, внушая это не ему одному, а через него и всем другим, так и здесь через расслабленных увещевает и всех прочих, и внушает то же, что им сказал. К этому надобно и то сказать, что Он видел в душе расслабленного великое терпение, и потому дает ему наставление, как человеку, могущему принять увещание, ограждая его здоровье и благодеянием и страхом будущих зол. И посмотри, как Христос был чужд тщеславия. Он не сказал: вот, Я сделал тебя здоровым. А сказал: вот, ты теперь здоров; впредь не греши. Не говорит также: не греши, чтобы Я не наказал тебя; а только: «чтобы не случилось с тобою чего хуже». То и другое выражает безлично; и притом показывает, что здоровье возвращено ему более по благодати, нежели по заслугам. Не подает вида, что он освобожден от наказания по достоинству, а выражает, что он спасен по человеколюбию. В противном случае сказал бы: вот, ты понес уже достаточное наказание за свои грехи: будь же вперед осторожен. Но Он не так сказал, а как? «Вот, ты выздоровел; не греши больше». Это должны мы повторять чаще и самим себе, и когда будем наказаны и освободимся от наказания, то каждый пусть говорит самому себе: «вот, ты выздоровел; не греши больше». А если, и продолжая грешить, мы не подвергаемся наказанию, то станем повторять следующее апостольское изречение: «благость Божия ведет тебя к покаянию. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев» ( Рим.2:4–5 ). Но Христос не только укреплением тела, а еще и другим способом явил расслабленному важное доказательство Своего божества. Словами: «не греши больше» Он показал, что знает все прежде бывшие согрешения его, а потому следует веровать Ему и относительно будущего. «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» ( Ин.5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

5. Но то черное рогатое животное выросло и к нему пришло женское рогатое животное, и я видел, как многие тельцы, которые были похожи на него и следовали за ним, вышли от него. 6. И та корова, – та первая, – вышла от лица того первого тельца, чтобы искать то красное животное, но не нашла его, и тотчас подняла великий жалобный вопль, и искала его. 7. И я видел, как пришел к ней тот первый телец и успокоил ее, и с того часа она более не ревела. 8. После этого она родила другого белого тельца, а после него родила многих других тельцов и черных коров. 9. И я видел в моем сновидении, как тот белый вол также вырос и сделался большим белым волом, и от него произошло много белых тельцов, которые были похожи на него. 10. И они стали производить многих белых тельцов, которые были похожи на них, следуя один за другим. Глава 86 1. И я опять видел своими очами, в то время как спал, и увидел вверху небо, и вот одна звезда упала с неба, и она поднялась, и ела, и паслась между теми тельцами. 2. И после этого я видел больших и черных тельцов, и вот они все переменили свои загороди, и пастбища, и своих рогатых животных, и начали сетовать друг с другом. 3. И я опять видел в видении, и посмотрел на небо, и вот я увидел много звезд, как они упали и были низвергнуты с неба к той первой звезде и в среду тех рогатых животных и тельцов; и вот они были теперь с ними и паслись в среде их. 4. И я посмотрел на них и увидел, и вот все они обнаружили свои срамные члены, как кони, и начали подниматься на тельцовых коров; и все они стали стельными, и родили слонов, верблюдов и ослов. 5. И все тельцы устрашились и испугались их; и они начали кусаться своими зубами и пожирать, и бодать своими рогами. 6. И они начали теперь поедать тех тельцов; и вот все дети земли начали трепетать пред ними, и дрожать, и спасаться бегством. Глава 87 1. И опять я видел их, как они начали бодаться сами между собою и пожирать друг друга, и земля стала взывать. 2. И я опять поднял свои очи к небу и увидел в видении: и вот там вышли из неба имевшие вид белых людей; из того места вышел один и вместе с ним трое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И всё соединяется в нём. Жизненная сила зерна настолько велика, что находя и делая эти археологические открытия, вскрывая саркофаги с фараонами – там у них всё необходимое для будущей жизни оставляли, в том числе в мешках и зерно – оно за эти тысячелетия обуглилось, превратилось в уголь, а когда высеяли – оно взошло. Какая же жизненная сила коренится в этом зерне? Так. Так вот этот Адам стал прообразом будущего, но дар благодати не как преступление. Дар благодати принёс нам Христос. Этот дар превысил, он собой утопил это преступление]. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека [в оригинале одного Адама. Какого?] Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих стих:]. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою Одного – всем Человекам оправдание к жизни». Вот так Апостол Павел рассмотрел тему грехопадения в Раю. И вот сопоставил Адама с Христом, как второго Адама. Начинается жизнь вне Рая, и у них появляется потомство. Первый человек, родившийся от Адама и Евы – Каин. При его рождении Ева говорит: Приобрела я человека от Господа (см. Быт. 4:1 ). Это великие слова она сказала. Во-первых, чадородие – это дар Божий. Дети не от брака, а от благословения Божия. Многие состоят в браке, но не имеют потомства. Следовательно, приобрела я человека от Господа, это первое. Второе. Возможно, она надеялась увидеть в нём то семя жены, о котором было сказано в Раю, что семя Жены сотрет главу змия. Вот в этом она ошиблась. Вскоре в этом сыне стали проявляться такие черты, что просто откуда они и взялись? Откуда они и взялись? Вот она говорит: Приобрела я человека от Господа. А что о нём скажет Апостол Иоанн Богослов? Он скажет совершенно другое. Вот это заложите, а 1-е Иоанново Соборное Послание откройте. Здесь речь идёт о сынах диавола и о детях Божиих. Вот он нам с вами говорит: Иоанн, 3-я глава, 2-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Дальше Он переходит к молитве о всей Церкви, включая и наш род современный: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино». Вот на этом, так сказать, деле и был организован Совет Церквей: нам нужно подойти к истокам нашего единства. Выяснить, что нас разделяет и насколько. И вот был создан Совет Церквей. Но это Совет Церквей вскоре стал заниматься такой политикой, что Владыка Иоанн наш сказал, что участвовать в этом Совете не нужно. Оттуда нужно уходить. Мы никогда . И какие бы доклады прекрасные ни говорили – ни митрополит Никодим , ни Владыка , ни отец Ливерий Воронов , догматически обоснованные, – всё как в чёрную дыру захватывало и сметало всё, потому что протестантская это организация и основана-то она также из очень такого источника, не весьма хорошего. Вот, теперь как же к этому единству стремиться-то? «Да будут все едино». «О единении Святых Божиих Церквей Господу помолимся». Вот остаётся только молиться. Остаётся только молиться. Так. « да уверует что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино и да познает что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания Отче Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Вот эта известная Его первосвященническая молитва, а дальше поток Кедрон – Он пересёк этот поток Кедрон и оказался в Гефсиманском саду, где собирались неоднократно, – и там арест, и последовательность суда над Христом такая: сначала Его арест, затем суд у Анны, затем суд у Каиафы, и наконец, суд у Пилата. Потому что вынести приговор смертный они вынесли, но чтобы его исполнить, нужна была уже санкция римских властей. Поэтому они и пошли к Пилату, и, нарушив все законы о суде, – Талмуд категорически запрещал производить суд ночью – вот они совершили всё это наспех ночью, и настроили народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Опять же для того, чтоб и другие не слишком много о них воображали. В самом деле, если их считали богами из-за чудес, то тем более (так думали бы об них), если бы они всегда все знали. И об этом сам же (Павел) опять говорит: " чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня " . (2 Кор.12:6). Еще послушай, что говорит Петр, когда он исцелил хро­мого: " что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит " (Деян.3:12)? Если же, несмотря на то, что они так говорили и действовали, и при том в то время, когда они совершали немногие и маловажные чудеса, рождались о них неправые толки, то тем более (это могло случиться) при великих чудесах. Это было допускаемо и по другой причине. Именно, чтобы кто-нибудь не сказал, что они, как будто пе­рестав быть людьми, совершали те подвиги, которые совершали, и чтобы оттого не предались все беспечности, – Бог являет, что и они немощны, чтобы чрез это у желающих оставаться в заблуждении отнять всякий предлог к бесстыдству. Вот почему (Павел) не знает; вот почему, и после многократных обещаний (придти), не приходит, чтобы узнали, что и он многого не знал. От этого немалая была польза. Ведь были, еще и такие, которые утверждали, что он – великая сила Божия, другие же говорили, что он такой-то и такой. Если бы этого не было (в Павле), то чего бы еще не подумали? Таким образом, хотя это и кажется в них (святых) недостатком, но если кто тщательно вникнет, для того ясно откроется и дивная сила их, и чрезмерность искушения. Каким же образом? Вни­май. Если ты (Павел) выше сказал им: " Так нам суждено " , и: " чтобы никто из вас не поколебался " – то для чего после этого посылаешь Тимофея, как бы опасаясь, чтобы чего не случилось вопреки тво­ему желанию? Но он делает это от преизбытка любви: любящие от пламенной ревности опасаются и за то, что безопасно, а это (происходит) от множества искушений. Правда, я сказал: " Так нам суждено " ; но чрезмерное множество зол устрашило меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

А Дух Божий тем более не обитает в теле, повинном греху. Не обитает. И божественная премудрость в такой сосуд не вселяется. Так вот, а как Он освободит нас и истинно свободны будете? Вот, ценой выкупа. Вон какая . Искупление, выкуп, это, конечно, не совсем подходящее как бы слово. Выкупаем из рабства, выкупили за денежку. Теория Искупления как выкупа, она, с догматической точки зрения, вон видите, во что переросла: что сверхдолжные заслуги, что для Искупления нужно только вот столько, а кто совершает ещё что-то, тот уже имеет сверхдолжные заслуги. Эти сверхдолжные заслуги можно использовать, прощая грехи заочно другим людям. Отсюда индульгенция. Переиздали книгу – а она классическая книга – Патриарха Сергия (Страгородского) , тогда ещё епископа Финляндского «Православное учение о Спасении». Эту книгу обязательно приобретите. Эго классика. «Православное учение о Спасении». Вы там поймёте особенности вероучения о спасении у католиков, у протестантов и у нас. Дальше. Знаю, что вы – семя Авраамово; однако ищете убить Меня] Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. [Это вот на какого отца Он намекает? Они также никак не могут понять. Если говорить о духовном родстве, конечно, их отец, праотец, Авраам; не Адам – а Авраам. Адам пал, и видите, даже в родословную Христа-то не входит. По Матфею, Авраам родил Исаака. Вот они об этих праотцах своих и думают. А вы делаете то, что видели у отца вашего]. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы [А дела Авраама, вот самое великое его дело – это не только жертвоприношение Исаака по послушанию, а и ходатайство за Содом и Гоморру! Он ходатайствует за тех, на коих Сам Бог уже прогневался и поставил на них крест, образно говоря. И всё-таки он ходатайствует, и вот это ходатайство Богу приятно. И в своём ходатайстве он доходит до 10-ти человек. А если мы откроем книгу пророка Иеремии, 5-ю главу – откройте 5-ю главу, – и вот в этой 5-й главе милосердие Божие простирается ещё далее. Посмотрите, что он в начале говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

« И сошел », сказано, « Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие ». Смотри, какое великое человеколюбие! Попустил им понести труды и тягости, чтобы самый опыт сделался для них учителем. И как увидел, что зло усиливается и болезнь распространяется, то уже не оставляет их в конец, но, являя Свою благость, как наилучший врач, заметивший, что болезнь усиливается и рана оказывается неисцелимой, производит скорое сечение, чтобы совершенно уничтожить самую причину болезни. « И сказал », сказано, « Господь: вот, один народ, и один у всех язык », то есть, одна речь и один язык, « и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать » (Быт. 11:6). 4. Видишь человеколюбие Господа? Так как Он хочет расстроить их замысел, то предварительно составляет оправдание (этого своего намерения), указывает на великость греха их, на чрезвычайность злонравия, на то, что они не по надлежащему воспользовались единством языка. « Вот », говорит, « один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они оттого, что задумали делать ». Бог, обыкновенно, поступает так: когда намеревается послать наказание, то прежде показывает великость грехов и как бы представляет оправдание, а потом уже и наказывает. Так и во время потопа, когда Он восхотел сделать страшную ту угрозу. Писание говорит: « и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время » (Быт. 6:5). Видишь, как сперва Он показал крайность их развращения, а потом уже сказал: « истреблю человека » (Быт. 6:7)? Так и теперь: « вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать ». Если они теперь, пользуясь таким единством мыслей и языка, впали в такое неистовство, то не сделают ли с течением времени еще худшего? « И не отстанут они от того », говорит, « что задумали делать ». Ничто уже не в силах будет удержать их стремления, напротив, они постараются привести в исполнение все свои замыслы, если не понесут тотчас же наказания за свои дерзкие предприятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010