> Дело дня: Помогите ребёнку <

алтарная преграда

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
Богословие иконыИскать в ИсточникеИсточник
... прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. Росписи восточной части отличаются от росписей западной. Восточная посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время — гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсида напоминает также катакомбы первых христиан, где христиане служили литургию нередко на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей. В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ — Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Достаточно вспомнить образ «Богоматерь Нерушимая стена» из Софии Киевской. Позже, когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глаз молящихся и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открываются Царские врата, место алтарного образа заняла композиция «Воскресение Христово». В алтаре совершается Евхаристия, поэтому на ... далее ...
Феномен иконыИскать в ИсточникеИсточник
... существеннейшую часть богослужения в целом и его главной мистической части — причащения Святым Дарам. Образы иконостаса необходимо дополняют собой Святые Дары, вслед за Булгаковым [335] утверждает Успенский. «Христос в Дарах не показывается, а дается. Показывается же Он в иконе. Созерцаемая сторона реальности Евхаристии есть образ, который никогда не может быть заменен ни воображением, ни созерцанием Святых Даров. Реальность Тела и образ в совокупности дают полноту причастия и общения: физическое соединение и молитвенное общение через образ» (252) . И в византийских храмах, где алтарная преграда не скрывала Престола со Святыми Дарами, взоры молящихся тем не менее были обращены, убежден Успенский, не к самим Дарам, но к образам в апсиде. А там, как известно, чаще всего изображалась Божественная Евхаристия, мистерия причащения апостолов самим Иисусом Христом. Л. Успенский, как и некоторые богословы византийского времени, осмысливает образы иконостаса на уровне высочайшего сакрального таинства, полагая, что через них осуществляется визуально–созерцательное общение верующего с Богом, реализуется существенный момент полноты причастия верующего к Нему. Выше этого ... далее ...
Остановитесь на путях ваших...Искать в ИсточникеИсточник
... для лагерей, где имеются свободные площади. В тюрьмах с их ограниченной территорией обычно приходится создавать «домашние» церкви, используя для этого помещения камер. По этому пути пошли, например, в СИЗО № 3 и № 5 в Москве. Удивительного письма икону принес в храм из своего дома начальник Бутырской тюрьмы Геннадий Николаевич Орешкин [12]. До тех пор, пока приход московского храма Святого равноапостольного князя Владимира не пожертвовал подсвечники, пользовались подсвечниками, сделанными заключенными: на напольной крестовине подставка, а на ней — брус с высверленными ячейками для свечей. Алтарная преграда — это два щита, обтянутые белыми «тканевыми» одеялами с повешенными на них бумажными иконами. Все очень просто! Литургии совершаются по особому чину. На Великой и Сугубой ектеньях обязательно произносятся прошения о заключенных. На малом входе — тропарь и кондак о заключенных, тропарь Покрову Пресвятой Богородицы (храмовый) , Николаю Чудотворцу, всем святым, в земле Российской просиявшим, «О Всемилостивое чудес» и молитвословия дня. Хор обычно любительский, из храма Святого пророка Илии, что в Обыденском переулке [13]. Несколько раз в тюрьме пел профессиональный хор под ... далее ...
Руководство по истории Русской ЦерквиИскать в ИсточникеИсточник
... Владимир создал (1045—1052 гг.) Новгородский Софийский собор, который впоследствии украшался местными епископами. Но богаче и красивее всех в домонгольский период были Успенский собор во Владимире–Кляземском и Богородице–Рождественская церковь в Боголюбове, построенные Андреем Боголюбским (XII в.) . Сколько драгоценного металла потрачено на украшение их и внутри, и снаружи! На позолоченной крыше в различных местах стояли золотые птицы, вазы и флюгера; позолота видна на наружных стенах, очень красиво сочетаясь с разноцветным мрамором и полированными камнями; внутри — двери, обитые золотом, алтарная преграда с целыми рядами икон, блещущих золотом, крупным жемчугом и другими драгоценными камнями, перед ней — серебряный с позолотой амвон, по стенам — живописные изображения с золотыми полями, испещренными также дорогими камнями, узоры, «измечтанные всякою хитростию»и выведенные то золотом, то яркими красками. И на все это бросают cвой свет всюду развешанные золотые и серебряные поликандила и расставленные подсвечники; освещаемое блестит и играет различными цветами, прекрасное зрелище! Недаром один современник восклицает: никто из видевших эти церкви не может достаточно ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРАИскать в Источникеpravenc.ru
... роль, органично сочетались мозаики, фрески и скульптурный декор. Наиболее значимые части собора - подкупольное пространство и центральную апсиду - украсила мозаика. Смальту изготавливали в стеклянно-смальтовой мастерской, выявленной археологами на территории мон-ря. В боковых объемах собора были выполнены фресковые росписи. Сохранились фрагменты резных мраморных и шиферных плит, к-рые украшали парапеты хор (мраморные декорировали, возможно, алтарную преграду) ; пластический язык с элементами орнаментики решен в стиле традиц. образцов раннехрист. и юстиниановского времени. Древняя алтарная преграда (темплон) в соборе по общей композиции была близка к темплонам визант. соборов IX-XII вв. В алтаре над престолом находился киворий: колонны с капителями, поддерживающие сень (изображение подобного кивория представлено на мозаике «Евхаристия» в Софийском соборе в Киеве, 40-е гг. XI в.) . Киворий был окован металлическими позолоченными листами. Под сенью, над престолом, висел золотой венец, принесенный варягом Шимоном Африкановичем (Патерик. 1911. С. 4) . Ныне 2 мраморные колонны от кивория находятся во Введенской ц. в Ближних пещерах. Во время археологических раскопок ... далее ...
КАИР • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... апсида слегка выступает за пределы вост. стены. Ее граница четко обозначена в интерьере 3-ступенчатым подъемом, а вдоль ниши апсиды устроен синтрон. Существует мнение, что хурус был добавлен позже, в его пространстве оказались 2 крайние вост. колонны. Однако в др. ранних базиликах Египта одиночные колонны, разделявшие пространство хуруса на 3 части, образовывали бифории (двойные арочные проемы) . В качестве колонн, коринфских капителей и пьедесталов использованы сполии. В отдельных случаях роль пьедесталов играют перевернутые капители. Неск. древних фустов находятся во дворе храма. Алтарная преграда выполнена из кедра с инкрустациями из слоновой кости ( XII-XIII вв. ) . Главный престол украшен деревянным киворием на 4 мраморных колонках. Амвон современной работы сделан из дерева с имитацией геометрического и крестового узора, подобного тому, что украшает алтарную преграду. В храме хранится собрание икон, большей частью XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы ( Эд-Дамширия; араб. ) . Араб. название церкви, принятое в 1753 г., объясняется тем, что она была отреставрирована неким выдающимся коптским мастером из Дамшира. Построенная, видимо, в VII в., церковь была ... далее ...
КАППАДОКИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... at Belisirma Revisited Byzantine Art: Recent Studies Ed. C. Hourihane. Princeton, 2009. P. 81-110; Fedalto. Hierarchia; Kostof S. Caves of God: Cappadocia and Its Churches. N. Y., 1989 2; Grishin A. D. The Church of Yusuf Koç near Göreme Village in Cappadocia Mediterranean Archaeology. Sydney, 1990. Vol. 3. P. 39-45; Bernardini L. The Frescoes of the Chapel of St. Basil in Cappadocia: Their Date and Context Reconsidered Cah. Arch. 1992. Vol. 40. P. 99-114; eadem. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. R., 1996. ( OCA; 252 ) ; она же (Тетерятникова Н. Б.) . Двойная алтарная преграда Новой церкви Токали в Каппадокии Иконостас: Происхождение, развитие, символика Сост. : А. М. Лидов. М., 2000. С. 118-133; Mitchell S. Anatolia: Land, Men, and Gods in Asia Minor. Oxf., 1993. Vol. 2: The Rise of the Church; Stea D., Turan M. Placemaking: Production of Built Environment in Two Cultures. Aldershot etc., 1993; Le Città sotterranee della Cappadocia Ed. G. Bertucci, R. Bixio, M. Traverso. Genova, 1995; Demenge G. Pigeonniers et ruchers byzantins de Cappadoce Archéologia. P., 1995. N 311. P. 42-51; Asutay-Effenberger N. Templonanlagen in den Höhlenkirchen ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IVИскать в Источникеpravenc.ru
... выражающими глубокую надежду верующего на заступничество: Елеимон (Милующий) , Психосотир (Душеспаситель) и др. ; подавляющее большинство образов Богоматери с Младенцем относятся к различным вариантам Одигитрии и сопровождаются эпитетами: Елеуса (Милующая) , Перивлепта (Прекрасная) , Пантанасса (Всецарица) . Как и в монументальной живописи, в иконах появилось динамичное движение («Благовещение», Музей в Охриде) , сложные пространственные построения («Благовещение», ГМИИ) , объемная пластичность в моделировке ликов ( «Деисус», мон-рь Хиландар ) . В палеологовскую эпоху получила развитие алтарная преграда (поясной «Деисусный чин», ГТГ) , принявшая на Руси форму высокого иконостаса, что свидетельствует об исключительном значении икон в храмовом убранстве. Именно в иконописи нашло прямое выражение учение свт. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях, о чем свидетельствует ряд образов, созданных во 2-й пол. XIV в. Особая техника наложения краски тонкими полосками телесного и почти белого цвета привела к созданию иллюзорного эффекта свечения плоти, как на иконах «Христос Пантократор» (1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон. XIV - нач. XV в., ГМИИ) , ... далее ...
КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕИскать в Источникеpravenc.ru
... не исключая и погребального назначения» (Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 1917. С. 208) . Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди ( Холостенко. 1960. С. 6-16 ) ; В. Г. Пуцко решил, что он использовался для хора певчих ( Пуцко. 1979. С. 253-255 ) ; О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со свт. Кириллом Александрийским, т. к. балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития свт. Кирилла (Pevny. 1995. P. 123) ; по мнению В. Д. Сарабьянова, это остатки конструкции темплона или подъема к нему (Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонг. периода Иконостас: Происхождение, развитие, символика Ред. : А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-344) . Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-вост. часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси имп. или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах юж. апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла - небесных покровителей кн. Всеволода, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Свт. ... далее ...
КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ • ...Искать в Источникеpravenc.ru
... не исключая и погребального назначения» (Шероцкий К. В. Киев: Путеводитель. К., 1917. С. 208) . Холостенко считал, что балкон мог предназначаться для проповеди ( Холостенко. 1960. С. 6-16 ) ; В. Г. Пуцко решил, что он использовался для хора певчих ( Пуцко. 1979. С. 253-255 ) ; О. Певна предполагала, что здесь хранились реликвии, связанные со свт. Кириллом Александрийским, т. к. балкон имел выход в придел с фресковыми сценами из Жития свт. Кирилла (Pevny. 1995. P. 123) ; по мнению В. Д. Сарабьянова, это остатки конструкции темплона или подъема к нему (Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонг. периода Иконостас: Происхождение, развитие, символика Ред. : А. М. Лидов. М., 2000. С. 312-344) . Все высказанные предположения представляются спорными. Наиболее вероятна версия о том, что балкон был местом, предназначенным для князя: юго-вост. часть храма и хоры традиционно считались в Византии и на Руси имп. или княжеским местом. Кроме того, напротив балкона, на стенах юж. апсиды, расположены сцены из Жития Александрийских святителей Афанасия и Кирилла - небесных покровителей кн. Всеволода, при этом непосредственно с княжеского места на балконе видна сцена «Свт. ... далее ...
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера