алтарная преграда

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Литургика — В.В. АкимовИскать в Источникеazbyka.ru
... храма и называется солея (σολεα) . Место солеи перед царскими вратами называется амвон (αμβων) , т. е. восхождение. На двух краях солеи устраивают клиросы, где во время богослужения находятся чтецы и певцы. Типикон (2 гл.) называет клиросы ликами. У ликов устанавливают по одной хоругви. Хоругвь – это знамя с иконой, символ победы Христовой Церкви. Иконостас Центральная часть храма соединяется с алтарной частью иконостасом. Древняя Церковь не знала современных иконостасов, которые как стенка полностью скрывают от взоров молящихся мирян алтарную часть. Иконостасу предшествовала низкая алтарная преграда. После размещения на этой преграде икон и развития иконописи иконостас стал символизировать единство земной и небесной Церкви, соединение земли и неба. Иконы стали участвовать в богослужебном собрании, представляя в нем небесную Церковь. Протоиерей Александр Шмеман пишет об этом так: «Иконы как бы участвуют в собрании Церкви, выражают его смысл, дают ему его вечное движение и ритм. Вместе со всеми этими чинами – пророков, апостолов, мучеников и святителей, вся Церковь, все собрание как бы восходит на небо, туда, куда ее возводит и возносит Христос, к Его трапезе, в Его ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Иконостас — П.А. ФлоренскийИскать в Источникеazbyka.ru
... очи и возводя их к Престолу Божию, мы созерцаем небесные видения, облако, обволакивающее Синай — тайну Божьего присутствия, и, обволакивая, ее же объявляющее и возвещающее. Это — “облак свидетелей” ( Евр. 12: 1 ) — святых. Они обступают алтарь, ими, “живыми камнями”, построена живая стена иконостаса, ибо они — одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю. И, являясь восхищенному умному взору, святые свидетельствуют о Божьем тайнодействии, свидетельствуют своими ликами: духовное видение символично, и эмпирическая кора насквозь пронизана в них светом свыше. Алтарная преграда, разделяющая два мира, есть иконостас. Но иконостасом можно было бы именовать кирпичи, камни, доски. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, чтo по тy сторону ... далее ...
Книга о ЦерквиИскать в Источникеazbyka.ru
... решеткой и устраивали там алтарь. Как святыня ставилась в алтаре каменная гробница с останками святого мученика [6]. На мощах святого мученика и совершалась Божественная литургия. Гробница мученика за Христа символизировала Самого Христа. В наше время в центре алтаря стоит святой престол, на котором лежит антиминс с зашитыми в нем частицами мощей святых мучеников. Мощи [7] святых небожителей устанавливают прямую связь алтаря земной Церкви с Церковью Небесной, с Царством Божиим. Алтарь и все, что в нем, – величайшая святыня нашей Церкви. Уже в первые века христианства существовала алтарная преграда в виде низкой решетки. Со временем эта преграда превратилась в иконостас с Царскими и боковыми вратами. С древних времен и поныне алтари устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Посередине алтаря помещается святой престол. В восточной стороне алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – апсида. На середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение, где ставится кресло для епископа как знамение трона, на котором невидимо восседает Вседержитель. Это место называется горним местом. Слева от горнего места расположен ... далее ...
Ветхозаветные прототипы алтарной преграды ...Искать в Источникеazbyka.ru
... храма располагалась на месте главной его святыни. Например, в Соломоновом храме — это вершина горы Мориа; в храме Гроба Господня — место Воскресения, скала Голгофа, в Вифлеемской базилике — Пещера Рождества и т. д. Архитектору приходилось каждый раз находить тот проект, который объединил бы форму и исходные сакральные и топографические условия. Благодаря этому постройки несли в себе огромное многообразие смыслов и образов. “На святых местах Иерусалима, Елеонской горы, Вифлеема, Иерихона и пр. сложились первоначальные формы алтаря, его преграды, жертвенника” 8. В художественном отношении алтарная преграда должна быть наиболее привлекательной по сравнению с другими храмовыми частями. Тайна архитектурного совершенства хранится в системе пропорций, в многообразии форм и орнамента, в работе со средой (в данном случае имеется в виду освещение) . Здесь обращается внимание в основном на архитектуру алтарной преграды, которая развивалась в зависимости от своих функций и интерьера. С одной стороны, она ограничена внутренним пространством храма и во многом берёт на себя задачу просто его оформлять; поэтому её элементы по преимуществу декоративны. С другой стороны, она ... далее ...
Настольная книга священнослужителя, Раздел 13 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... поставленным буквально лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. В устройстве земного храма возникла догматическая полнота, было достигнуто совершенство. «Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, – пишет священник Павел Флоренский (1882–1943) . – Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе – святыми тварями. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и Ангелов... явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти». Здесь ответ на вопрос, почему этот облак свидетелей Божиих помещен так, что он непременно должен как бы закрывать собою алтарь от глаз молящихся в храме. Но иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре ... далее ...
Евангелие в памятниках иконографии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... прими тело Христово» 1822. Все апостолы одеты в туники и иматии, обуты в сандалии; у всех короткие волосы и золотые нимбы. Вверху греч. надпись: « λάβετε φἀγετε, τοῦτο ἐστιν το σῶμα μοῦ κ. τ. λ. ». Это причащение апостолов под видом хлеба. С правой стороны Иисус Христос изображен с потиром в руках; к Нему подходят другие шесть апостолов с ап. Павлом во главе; надпись: « πίετε ἐξ ἀυτοῦ πἀντες κ. τ. λ. ». Это причащение под видом вина. Сходно с этим мозаическое изображение в Киево-Михайловском монастыре 1823; но между ними есть и различие: в михайловской мозаике перед престолом низкая алтарная преграда; в левой руке Спасителя, раздающего св. хлеб, находится дискос; на престоле нет никаких принадлежностей, кроме дискоса; надписи славянские, которые, однако же, не могут служить признаком русской самобытности в мозаике 1824. Как михайловская мозаика, так и софийская представляют блестящие примеры изображения Евхаристии в византийских мозаиках. Примеры его во фресковой живописи довольно многочисленны; сюда относятся: фреска в Спасонередицкой церкви близ Новгорода XII-XIII вв. (изображение повреждено пробитым в середине апсиды окном) ; в церкви Псково-Мирожского монастыря, в ... далее ...
Символика и устройство православного храмаИскать в Источникеazbyka.ru
... от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем — Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной к средней части храма, носящей у нас название «церковь». Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область ... далее ...
Иконостас: Происхождение — развитие — символика ...Искать в Источникеazbyka.ru
... вторая плащаница – вышитая: от превосходного цвета одежд и лиц кажется, будто что нарисовано красками: такая же и третья» 264. Комментируя свидетельство, отметим, что все плащаницы переносятся вместе со святыми дарами в алтарь, в котором они должны были находиться оставшуюся часть литургии, и где они, несомненно, имели свое символически обусловленное место. Очевидно, что пелены-антепендиумы являлись лишь частью златотканной декорации, в которой присутствовали разнообразные литургические покровы, плащаницы, покровы на раки, сменные подвесные пелены к иконам. Для нас особенно важно, что алтарная преграда могла также украшаться пеленами, размещенными в царских вратах, между барьером и архитравом, на самом иконостасном тябле. Сохранился один такой шитой деисусный чин XV в., происходящий из Троице-Сергиевой Лавры 265. Словом, размышляя об эпохе, предшествующей явлению русского высокого иконостаса, мы вправе говорить о системе икон-пелен, в которой шитые антепендиумы как предалтарные образы должны были играть доминирующую роль. Антепендиум и высокий иконостас Тщательное описание и систематизация данных о древнерусских предалтарных иконах представляется делом будущего, но ... далее ...
Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы ...Искать в Источникеazbyka.ru
... эрцгерцога Эрнста Людвига Гессен-Дармштадтского с родными сестрами и их мужьями. Каждый из гостей, безусловно, был очарован красотой и благодатностью новоосвященного храма. План храма был разработан ректором Санкт-Петербургской Академии художеств профессором А. Н. Бенуа, руководство строительством осуществлял архитектор Якоби. Мозаичное панно над фронтоном, посвященное образу Марии Магдалины, выполнено художником Фроловым. Кавказский мрамор для сооружения цокольной части храма был привезен из России. Фронтоны и коньки крыш украшали стилизованные фигуры двуглавых орлов. Иконостас, алтарная преграда, хоругви и саркофаг с частью Гроба Господня были привезены из лондонской домовой церкви великой княгини Марии Александровны (дочери Александра II) . Иконостас, вырезанный из темного дуба, украшенный богатой резьбой, был расписан известным русским художником К. Неффом, который ранее с учениками расписывал Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский собор в Петербурге, а в Германии — иконостасы русских храмов. Мозаики в апсиде церкви, орнамент на стенах и арках, хоругви возле иконостаса были спроектированы В. М. Васнецовым. В историю русского иконописания он вошел ... далее ...
Византийский церковный обряд. Краткий очерк - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... устройства церкви изменилась. Наиболее значительные среди них – большие одноапсидные церкви базиликального стиля с большим атриумом, нартексом и много численными монументальными наружными входами со всех сторон, включая внешние входы на галереи, которые окружали неф со всех сторон, кроме восточной (алтарной) части. Для интерьера была характерна необыкновенная открытость планировки, без внутренних делений, без боковых апсид, пастофориев или вспомогательных помещений где-либо на первом этаже (сосудохранилище, или ризница, являлось отдельным зданием, находившимся снаружи) . Алтарная преграда была выполнена открытой: все, что происходило внутри, было видно. В самом деле, как бы для того чтобы удостоверить это, алтарь стоял перед апсидой, а не внутри нее, ибо в апсиде был престол и седалище (σύνθρονον) , возвышающееся на несколько ступеней, так чтобы легко можно было видеть церковный синклит. Монументальный амвон занимал центральную часть нефа, часто соединяемый с открытым алтарем проходом – солеей. Убранство, обычно в виде мозаики, было чрезвычайно редким. Многочисленные небольшие церкви после иконоборческого периода «свернулись внутрь»: без атриума или ... далее ...
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера