Сентендре. Церковь Сошествия Святого Духа. Збежская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Святого Духа построена в 1738 году в местечке Избег, названном так по сербскому исходу в 1690 году после ряда поражений туркам. От названия местечка церковь получила свое второе имя – " Збежская церковь " . Уже в 1766 году местечко Избег было присоединено к городу Сентендре, и теперь это его пригород. То есть, после церкви-предшественницы Белградского собора, которая по преданию была построена в камне и известна как " первобытная сербская церковь " , Збежская церковь является второй православной церковью на территории современного Сентендре, построенной из твердого материала. Неф низкий и очень вытянутый выполнен в стиле раннего барокко. Пристроенная во 2-й половине XVIII века колокольня несколько раз была обновлена в XIX веке, но при этом сохранила свой первоначальный архитектурный облик. Портал западного входа имеет каменный каркас с арочным фронтоном и деревянные резные двери с украшениями в виде косичек (в " copf " манере). По сторонам от входа выполнено по два пилястра. Пилястры поддерживают венец фасада, который также является торцом двускатной крыши нефа. Колокольня имеет большие окна, а по краям – пилястры с ионическими капителями. Завершает колокольню латунная крыша, которая была построена в ходе реконструкции в 1806 году. Збежская церковь в XVIII веке имела простую алтарную преграду, на которой располагались различные иконы. В 1802 году в Збежскую церковь передан иконостас из Благовещенской церкви. Иконостас сделан неизвестными резчиками и иконописцами в 1721 году по типу старых образцов алтарных преград XVII века. Этот год указан в надписи на иконе Деисуса. Это первый резной иконостас в Сентендре. Тогда же написаны иконы Деисуса с шестью иконами апостолов (деисусный чин) и крест Христового распятия с иконами Богородицы и Иоанна Богослова. В художественном стиле неизвестные иконописцы опирались на традиции пост-византийского искусства. Это были без сомнения художники с юга, откуда происходит этот художественный стиль, т.е. переселенцы из южно-балканской провинции в конце XVII века. Выраженный линеаризм и простое композиционное решение указывают на происхождение. Эти иконы являются важными памятниками для изучения первого этапа левантийско-раннебарочного культурного симбиоза в Подунавье. Иконостас Збежской церкви – единственный сохранившийся иконостас того времени, и поэтому он является визуальным свидетельством сентендрейского искусства, о котором до недавнего времени было известно только по иллюстрированным рукописным книгам Рачана и Венцеловича.

http://sobory.ru/article/?object=29028

Сергиев Посад. Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским при детском доме для слепоглухих детей. Карта и ближайшие объекты 6 сентября 2011 года храм, посвященный событию явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому и ученику его преподобному Михею, отпраздновал свой первый престольный праздник. Храм расположен на территории Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих. Этот храм является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Настоятелем подворья служит насельник Лавры иеромонах Феофилакт (Кириллов). Храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому многие называют чудом вполне заслуженно. Он необыкновенно красив, уютен, удобен для детей с ограниченными возможностями и специально адаптирован под нужды инвалидов разных категорий. Иконы в нем резные, чтобы их могли изучить руками слепые. В боковом приделе и нижнем храме установлена низкая алтарная преграда, чтобы глухие могли следить за богослужением. В храме устроены пандусы для инвалидов-колясочников, используются особые низкие подсвечники, чтобы больным детям было удобно ставить свечи. Строительство храма стало возможным благодаря участию и спонсорской поддержке Сергея Александровича Обозова. В одном из храмов Москвы ему попался журнал, где была помещена статья. В ней было рассказано о маленькой домовой церкви в честь Преподобного Сергия Радонежского, созданной руками студентов и выпускников Московской духовной академии, семинарии и Иконописной школы, которые уже много лет помогают воцерковлению слепоглухих детей. Храм располагался в трех небольших комнатах дошкольного отделения учреждения и не вмещал всех желающих. Он удивился, что о храме и детском доме слепоглухих ничего не знает. В очередной раз посетив Лавру, Сергей Александрович поговорил с отцом наместником, увидел эскиз новой церкви, о строительстве которой в детском доме еще только мечтали. Мысль была ясна: рисунки должны воплотиться в жизнь. Позже к нему присоединился еще один предприниматель по имени Алексей, алтарник Московской церкви. В ходе строительства родилась идея создания в цокольном этаже нижнего крестильного храма в честь Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), профессионального врача, в конце жизни потерявшего зрение.

http://sobory.ru/article/?object=18418

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Французский писатель посетил Россию дважды: в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века. Его заметки об этих путешествиях до сих пор читаются с большим интересом, но наиболее живую реакцию, пожалуй, вызывает самое оригинальное и самобытное в его книге – восприятие писателем русского церковного искусства: иконописи, фресок, зодчества, пения. Православный храм поразил французского писателя прежде всего своим сверкающим иконостасом. Теофиль Готье отмечает иконостасы даже в часовнях: сияние их видно сквозь раскрытые двери еще с улицы. Внутри церковь представляется ему " золотой пещерой " или " золотой печью " . Это впечатление создается именно иконостасом, который горит " глыбой серебра и золота " . " Леса свечей, созвездия люстр, – пишет он, – разжигали золото иконостасов, внезапные молнии металлических отблесков смешивались с лучами света, создавая ослепительное свечение " Отдаленное представление о внутреннем освещении русского храма, считает писатель, может дать собор святого Марка в Венеции. Заметно, что писатель видит только наружный, чисто внешний облик алтарной преграды, он обращает внимание на материал, на конструкцию, но от него совершенно ускользает значение, религиозный смысл, идея иконостаса, его молитвенный, а не композиционный строй. Как отмечалось в главе, посвященной Н.Полевому, глубокий смысл иконостаса наиболее полно и богословски точно выявил священник Павел Флоренский. Он писал: " Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и Ангелов – ангелофания, явление небесных свидетелей... Иконостас есть сами святые " . Пышность иконостаса отодвинула на задний план, даже совсем затмила для Готье главное в иконостасе – быть не только и не просто напоминательным изображением святых, а местом их невидимого, но реального присутствия, быть мощным активным призывом к вере и молитве для каждого входящего в храм. Следует, правда, оговориться, что большая часть иконостасов, которые видел Готье, была действительно настолько пышно и богато украшена резьбой, подчас очень затейливой, золотом, серебром, что все это затушевывало и даже подавляло иконопись, тем более если это были " живоподобные " или живописные иконы XVIII-XIX веков. Богатейшие иконостасы XIX столетия находились в резком контрасте с молитвенной аскетической простотой иконостаса, например, Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, находясь перед которым невозможно не почувствовать его тайный мистический смысл и духовный молитвенный призыв. Хотя Готье был в этом соборе, описал его иконостас, но и здесь он увидел прежде всего драгоценные камни, золото, серебро. Изображения святых, похожие в глазах писателя-романтика на привидения, живут какой-то своей странной и суровой жизнью, таинственной и непонятной

http://radonezh.ru/radio/2019/07/11/20-4...

Эски-Кермен, урочище. Неизвестный пещерный храм в форме трилистника. Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Проезд:Проезд: Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта «Большой пещерный храм», по Н. Репникову, или «церковь 1», по Н. Эрнсту, расположен в самом начале третьего марша подъемной дороги. Уровень его пола находится приблизительно на 2,5 м выше уровня последней. Первоначально из-под обрыва в него вела сложенная из камней лестница. Размеры церкви (по уровню пола) — 4 х 4,7 х 2,3 м. В плане она имеет форму трилистника (конхиальную). В настоящее время здесь отсутствует западная стена. Однако наличие пазов и гнезд для балок позволяет предполагать, что она была деревянной. Не исключено также, что первоначальная стена все же была скальной (по аналогии с другими пещерными церквами), а после разрушения ее заменили на деревянную. Апсида полукруглой формы, размерами 1,7 х 2,3 м и ориентирована на северо-восток. Вдоль ее стены расположено сопрестолие, которое к середине понижается. В стене конхи имеется углубление, возможно, для запрестольного образа. В середине сопрестолия и в центре апсиды в скале имеются углубления. Это, по всей видимости, основания для престолов, что позволяет говорить о нескольких строительных периодах церкви. Апсида отделяется от стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют арочный карниз. Н. Эрнст не находил здесь следов алтарной преграды, в то же время Н. Репников считал, что наличие гнезд для крепления балок в простенках, потолке и полу может указывать на то, что алтарная преграда (иконостас, по Репникову) была деревянной. Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи. На южной стене, над скамьей, рядом с апсидой имеется вырубка, которую Н Репников определял как жертвенник. В западной части южной стены, над потолком, вырублена ниша размерами 1,2 х 0,4 м. В полу храма имеется водосток. Стены тщательно обработаны Причем первоначальная обработка Т. 2 сверху была подтесана «зубаткой». Вероятно, разрушение западной стены после прекращения функционирования храма и беспрепятственное проникновение ветра также способствовали сглаживанию стен.В комплексе с церковью расположены усыпальницы 32, 35-37, 104 и гробницы (вырубленные в скале могилы с заплечиками, перекрытые каменными плитами).

http://sobory.ru/article/?object=16752

Санкт-Петербург. Домовая церковь Александра Невского при Православной общеобразовательной гимназии. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. «Гимназия» расположилась в типовом здании бывшего детского сада оборонного предприятия «Звезда» постройки 1977 года. В небольшом двухэтажном здании под храм отвели помещение в левом крыле первого этажа. Поскольку храм является домовым, если не сказать домашним, то при его устройстве использовали мотивы ранневизантийского храма VII-XII веков с ещё не получившим развития иконостасом. До настоящего времени храмов такого типа дошло крайне мало, в их числе – храм XII века с древней алтарной преградой в хорошо известном искусствоведам греческом монастыре святого преподобного Мелетия. В 2003 году ремонт помещения под храм, производимый на средства учредителя, завершили. Подняли над полом солею и установили алтарную преграду в форме фасада алтарной сени с изящными деревянными столбами – колоннами с архитравом, на котором укрепили иконы деисусного чина. От своих ранневизантийских прототипов домовый храм отличается наличием вполне канонических царских врат с традиционной композицией " Благовещение " . Как и в церкви преподобного Мелетия на алтарной преграде закреплены две иконы. В случае школьного домового храма – это иконы «Казанская Божия Матерь» и «Спас Нерукотворенный». От алтарной завесы по предложению председателя Совета по православному образованию и воспитанию Елены Михайловны Гундяевой и священника Алексея Валерьевича Фомина решено было отказаться. Причём вполне осознанно. Ещё в одиннадцатом веке хартофилакс и синкел храма святой Софии в Константинополе Никита писал известному богослову и монаху Студийского монастыря Никите Стифату о том, что в некоторых монастырях появился новый обычай закрывать завесами алтарь так, что стало невозможным видеть священников. Самое интересное – обоснование этого: алтарь необходимо закрывать от мирян, потому что только священнослужители достойны созерцать священнодействия в алтаре. Здесь же сочли очень важным то, чтобы учащиеся не были отгорожены от происходящего в алтаре и осознанно входили в практическую часть православной литургики.

http://sobory.ru/article/?object=21908

— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?- А мы не храм (!), а музей. Половина России — мертвые города и села — места, где заброшены и не восстановлены храмы. Места, где храмы отданы под музеи и выставки. Здесь по-настоящему больно находиться: в прекраснейших соборах, воздвигавшихся для служения Богу, не слышна молитва, не совершается Литургия, только туристы, позевывая, толпятся у прилавков с сувенирами. Время от времени в обществе, преимущественно в интернете, вспыхивают бурные скандалы, вызванные небрежной реставрацией или записью фресок в действующих храмах. Действительно, суть храмовой реставрации иногда (нечасто) отличается от музейной. Цель музейной реставрации – максимальная консервация первоначального произведения, цель храмовой – воссоздание целостности образа, перед которым будет возноситься молитва. Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник не будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году – больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!». А вот бывший алтарь – святая святых – никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются. Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни. Диалог с билетершей: — Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь? — А мы не храм (!), а музей. — Но это же просто кощунственно! — А сейчас везде кощунство. Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку – во Владимире – превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.

http://pravmir.ru/merzost-zapusteniya-il...

29 мая в столице открывается выставка «Православная икона России, Украины, Беларуси» 19 мая 2008 г. 16:28 Министерство культуры РФ , Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник проводят выставку «Православная икона России, Украины, Беларуси». Открытие выставки пройдет в Москве и приурочено к Дням славянской письменности. Затем выставка будет экспонироваться в Киеве и Минске. Сроки экспонирования: Основная цель проекта — показать своеобразие, а, главное, родство в области изобразительного искусства трех братских народов, имеющих одни корни, общие истоки и общего наставника — Византию. Самые древние из экспонируемых на выставке памятники сохранились в коллекции Третьяковской галереи — они и составят раздел ранних икон и представят многообразие искусства древнерусских художественных центров — Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV–XVI столетиях. Посетители выставки познакомятся с изображениями общечтимых святых — князей Бориса и Глеба (первых канонизированных русских святых), их отца киевского князя Владимира Святославовича, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия (в миру — Даниила Туптало), автора-составителя широко известного труда «Четии Минеи». Организаторам выставки представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы — «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Ильинская Черниговская», «Успение» и др. Такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, «Иконостас» XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов, отражают своеобразие русского иконописания. Зародившийся на Руси в XIV веке высокий иконостас позднее появился в православных храмах братских народов. Включенные в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с ее разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI-XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко — времени расцвета национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представит иконы из различных регионов Украины — Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.

http://patriarchia.ru/db/text/409231.htm...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010