> Дело дня: Помогите ребёнку <

алтарная преграда

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Никоновская церковь Троице-Сергиева монастыря: ...Искать в ИсточникеИсточник
... объемно-планировочной структурой памятника. Огромная полуциркульная апсида Никоновской церкви заложена в ней в створе с четвериком и полностью с ним сливается (рис. 6) . Алтарная экседра в интерьере архитектурно ничем не выделена, видна только ее конха. Верхний ярус восточной стены четверика покоится прямо на алтарном своде и имеет, судя по всему, незначительную толщину. Наблюдаемое смещение барабана произошло, таким образом, за счет разницы между западной (ок. метра) и восточной (в полтора кирпича) стенами. Но это не все. Если барабан памятника смещен к востоку, то его деревянная (дощатая) алтарная преграда (судим по вертикальным пазам первоначального иконостаса на фотографиях 1939–1940-х годов) и его так называемые «ритуальные ниши», наоборот, выдвинуты в четверик навстречу барабану. В результате амвон Никоновской церкви разместился точно под световым барабаном, что испокон веку составляет главную семантическую идею всех купольных церковных сооружений, но чего совершенно нет в многочисленных храмах с крещатыми сводами XVI в., где пренебрежение вертикалью «барабан-амвон» доведено в ряде случаев до абсурда: примерно в трети дошедших до нас памятников «неработающий» барабан ... далее ...
Первоначальный облик Введенского храма до ...Искать в ИсточникеИсточник
... кирпич 30 х 15-13 х 8, 5-9 см, а также белокаменные де­тали и терракота. В. В. Кавельмахер предполагает, что «в самом начале строительства была заготовлена партия ле­кального кирпича для храмового цоколя, но из соображений, судя по всему, прочности, от его применения сразу же отказались, и вся партия пошла в кладку стены» [21]. Клад­ка велась на сером или серо-желтом тщательно промешан­ном среднезернистом растворе. Фундамент, по представ­лению В. В. Кавельмахера, был булыжным, а нижние ряды цоколя облицованы тремя рядами белого камня [22]. Введенскую церковь отличает массивная каменная алтарная преграда, толщина которой почти одинакова с толщиной стенок, отделяющих алтарь от жертвенника и диаконика. За царскими вратами ее высота достигает по­ловины триумфальной арки, а перед жертвенником и диакоником она поднимается до самых сводов. В северной и южной стенах первоначально сущест­вовали двери, которые вели на паперть, с трех сторон (се­вер, запад, юг) окружавшую церковь. Категорическое несо­гласие В. И. Балдина вызвало утверждение В. В. Кавель­махера о том, что «начиная с первой паперти... всходы на паперть Введенской церкви и сама паперть были дере­вянными» [23]. ... далее ...
«Смысл иконы – в соединении миров»Искать в ИсточникеИсточник
... к чистой духовности и открытой экспрессии, даже за счет сознательного упрощения форм. Иногда эти фрески похожи на современную абстрактную живопись. И эти два центра, два лика одной культуры, влияли друг на друга. Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в Какое влияние на храмовое искусство и иконопись оказало появление многоярусного иконостаса? Почему нам трудно воспринимать маленькую алтарную преграду? Это очень интересный сюжет, как алтарь и алтарное пространство постепенно закрывается от верующих. Да, в какой-то степени нам не привычна низкая алтарная преграда. Но в последнее время я все чаще вижу возвращение к византийской алтарной преграде в некоторых храмах, где отказываются от многоярусного высокого иконостаса. Здесь мы повторяем путь, который проделывали наши предки в XIX веке, которые обращались к неовизантийскому стилю: неовизантийские храмы, начиная со всем известного храма Христа Спасителя, стояли по всей России. В Храме Христа Спасителя у нас не многоярусный иконостас. В ранней Византии алтарные преграды были не только низкими мраморными перегородками, но они были по преимуществу открытыми. И это была неотъемлемая ... далее ...
Монастырь Святого Креста в ИерусалимеИскать в ИсточникеИсточник
... над ними, слева – святая Христина; справа – Мария Магдалина. На восточной стороне вверху изображен пророк Софония, держащий в руке пергамент, на котором по-гречески написаны слова: «Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на Имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды. Остатки Израиля... ». Внизу справа – Иоанн Креститель, и слева – его отец Захария. Выше – Рождество Иоанна Крестителя. На южной стороне – цари Давид и Соломон, под ними – грузинская надпись: «Архангелы Михаил и Гавриил, помилуйте Мамисимеди». Вверху – жертвоприношение Авраама. Алтарная преграда Северо-западный столб. Восточная сторона занята фреской, изображающей отцов церкви, выдающихся святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. На северной стороне – преподобный Пахомий, который принимает от архангела Рафаила эмблемы монашества – схиму и четки. Выше – святая Анастасия Римляныня, пострадавшая при императоре Деции в 249 году. На западной стороне, обращенной к входящим в храм, изображена встреча Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи. ПРИМЕЧАНИЯ: [1] Император Юстиниан I Великий – один из выдающихся правителей ... далее ...
«Мы хотим сделать современный храм, а люди ...Искать в Источникеpravmir.ru
... гелендвагены закапывают (речь о перфомансе на фестивале “Архстояние”) , а туда же, храмы строить? » — такой реакции не опасаетесь? Анжела Моисеева: Проектирование ресторанов и перфомансы не мешают нам быть церковными людьми. Я преподаю в воскресной школе Новодевичьего монастыря — таково мое послушание, учусь в православном гуманитарном институте «Со-действие» на программе «Иконопись». Я думаю, что афишировать свое авторство совсем не обязательно. Тем более, в церковном искусстве. Главное — сделать все качественно и на совесть. — Расскажите про внутреннее убранство. Анжела Моисеева: Алтарная преграда, состоящая из четырех икон, будет низкой, и верующие смогут видеть, что происходит в алтаре во время богослужения. В цокольном этаже, куда можно будет спуститься прямо из храма, расположится гардероб, чтобы люди могли оставить верхнюю одежду. Все поверхности внутри храма будут сделаны так, что их не нужно будет поновлять. Лампады и вентиляция спроектированы таким образом, чтобы не допустить закопчения стен. Чем будет украшено внутреннее убранство, еще не ясно: это будут росписи или мозаики — многое решает вопрос финансирования. В любом случае, мы пригласим новое поколение ... далее ...
«Молодым иконописцам нужно смотреть на лица в ...Искать в Источникеpravmir.ru
... выставку «Се Человек», которая проходила в Пушкинском музее в 1999 году. И могу сказать, что европейская скульптура выглядела гораздо серьезней, чем наша, пермская. И именно досада за Отечество, а также мысль, что XX век заканчивается, а какого-то серьезного отношения к этой теме не возникло за все столетие, заставила меня сделать три больших Распятия. Может быть, из-за мнения, что скульптура в храме – это плохо, у нас не все благополучно с серьезной церковной скульптурой. В лучшем случае у нас делались Распятия, не дотягивающие до Распятия Донателло. – По поводу того, какой должна быть алтарная преграда, тоже возникают дискуссии. Вы делали и иконы для многоярусных иконостасов, и для низких алтарных преград. Не боитесь быть вне какой-то концепции? Сергей Антонов: Мы гнева Божия боимся, а не концепций. Да, мы сделали достаточно многоярусных иконостасов. Кроме Надвратного храма Андреевского монастыря еще три иконостаса в Голутвинском храме в Москве. Часто сама древняя архитектура диктует такой иконостас, более вписывающийся в архитектурное пространство XVII века. Хотя, конечно, по смыслу самого свершения таинства Евхаристии никакой алтарной преграды вообще не должно быть. ... далее ...
Протоиерей Глеб Каледа - входил в камеры к ...Искать в Источникеpravmir.ru
... многогранна, что выходя из её потока, мы, как правило, что-то забываем, что-то упускаем и тем сложнее нам рассказать о том, что мы пережили тем, кого не было рядом с нами. Тем не менее, в сердцах очень многих здесь присутствующих живы еще светлые моменты духовной радости, пережитой когда-то здесь в трапезной храма преподобного Сергия. Я хотел построить наше с вами перемещение во времени в форме экскурсии. Экскурсия по тому храму, который когда-то располагался в этих стенах. С правой стороны от меня вы видите окно, как раз начиная от этого окна, и дальше ближе ко мне располагалась алтарная преграда, она возникла здесь сначала как простая ширма, потому что когда летом 1992 года отделу религиозного образования передали этот храм, здесь располагался тренировочный зал ансамбля «Березка». Те, кто пришел сюда в то время, хорошо помнят, как вдоль стен стояли, так называемые хореографические станки, зеркала, которые отец Глеб благословил завесить сначала, потом их убрали. За моей спиной находилась большая дверь, которая вела в четверик, который тогда был перекрыт и вообще не использовался для богослужений. Теперь я с удивлением смотрю, как мы вообще помещались в таком ... далее ...
«Смысл иконы – в соединении миров» | Православие ...Искать в Источникеpravmir.ru
... к чистой духовности и открытой экспрессии, даже за счет сознательного упрощения форм. Иногда эти фрески похожи на современную абстрактную живопись. И эти два центра, два лика одной культуры, влияли друг на друга. Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в – Какое влияние на храмовое искусство и иконопись оказало появление многоярусного иконостаса? Почему нам трудно воспринимать маленькую алтарную преграду? Это очень интересный сюжет, как алтарь и алтарное пространство постепенно закрывается от верующих. Да, в какой-то степени нам не привычна низкая алтарная преграда. Но в последнее время я все чаще вижу возвращение к византийской алтарной преграде в некоторых храмах, где отказываются от многоярусного высокого иконостаса. Здесь мы повторяем путь, который проделывали наши предки в XIX веке, которые обращались к неовизантийскому стилю: неовизантийские храмы, начиная со всем известного храма Христа Спасителя, стояли по всей России. В Храме Христа Спасителя у нас не многоярусный иконостас. В ранней Византии алтарные преграды были не только низкими мраморными перегородками, но они были по преимуществу открытыми. И это была неотъемлемая ... далее ...
АРМЕНИЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... С. A. Histoire du Karabagh. P., 1991; Зарян А. Распространение армянской архитектуры и армянская версия Леонардо да Винчи. Ереван, 1994; История армянской архитектуры: В 6 т. Под ред. Г. А. Тирацяна. Ереван, 1996. Т. 1 (на арм. яз.) ; LArménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1996. ( Byzantina Sorbonensia; 12 ) ; Айвазян А. Древнейшие рельефы собора Эчмиадзин Ист. вестн. 1999. № 2. С. 130-152; № 1 (5) , 2000. С. 183-198; он же. Храм VII в. в Мастаре и его место в зодчестве Закавказья и Византии ДРИ: Византия и Древняя Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. СПб., 1999. С. 115-132; он же. Алтарная преграда и литургическое пространство храма Звартноц Иконостас: происхождение - развитие - символика. М., 2000. С. 85-117; он же. Архитектура Армении V-VI веков и раннехристианское зодчество Каппадокии, Киликии и Исаврии Armenia and Christian Orient. Yerevan, 2000. С. 239-265; Карапетян С. Affinites de larchitecture paléochrétienne dArménie et de Syrie. Erevan, 2000 (на арм. яз. с франц. рез.) ; прикладное искусство: Марр Н. Я. Декоративное искусство средневековой Армении. М. ; Л., 1971; Armenian Art Tresures of Jerusalem Ed. by B. Narkiss. Oxf. ; Jerusalem, 1980; Давтян С. Очерки ... далее ...
и Коптской Церкви. Население К. и пригородов ...Искать в Источникеpravenc.ru
... киоты, двери, кивории. Часть из них сохранилась до наших дней, что представляет большую редкость. Во мн. храмах К. встречаются росписи на колоннах (храмы Эль-Муаллака, святых Сергия и Вакха, св. Меркурия) Абу-Сайфайн () . Эта традиция была распространена по всему Египту (ср. хебседный храм Тутмоса III в Карнаке, перестроенный в V-VI вв. в христианскую церковь) и в Палестине (базилика Рождества в Вифлееме; 1-я пол. VI в.) . В терминологии копт. архитектуры встречаются понятия «хурус» и «хайкал». Хурус - алтарное пространство непосредственно перед алтарными нишами, хайкал - высокая алтарная преграда. Почти во всех копт. храмах К. хайкалы сделаны в XIII-XIV вв. в едином стиле. Сложные геометрические узоры с повторяющимся мотивом креста или розетты выполнены в технике деревянной инкрустации со вставками из эбенового дерева и слоновой кости. Церковь Пресв. Богородицы ( Эль-Муаллака; араб. - подвешенная ) , один из основных памятников христ. архитектуры К. Название храма связано с его расположением над башнями крепости Вавилон. Точная датировка строительства храма невозможна из-за большого числа его перестроек. На рубеже XX и XXI вв. реставрационные работы в храме ... далее ...
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера