Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), игум. Киево-Печерского мон-ря . И. стал настоятелем обители после прп. Никона Великого. Ко времени игуменства последнего (1078-1088) относится сообщение Киево-Печерского патерика , в к-ром об И. говорится как об одном из печерских монахов - «преподобных отцов... богоносцев», изгнавшем беса из затворника Никиты (см. Никита , свт., еп. Новгородский) (Древнерусские патерики. С. 38). В 1089 г., «игуменьство держащю Иоанну», сонм духовенства во главе с Киевским митр. Иоанном II освятил Успенский собор в Киево-Печерском мон-ре (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). В патерике сообщается, что это произошло «в первое лето игуменьства Иванова». Также рассказывается о том, что долго не удавалось найти мастера, к-рый бы изготовил для храма каменную «трапезу» (престол), и «игумен в велице печали бысть»; через неск. дней у алтарной преграды собора монахи нашли чудесным образом появившуюся там «дъску камену положену и столпцы на строение трапезе» (Древнерусские патерики. С. 17). В игуменство И., согласно патериковому рассказу, произошло чудо от иконы Божией Матери в Успенском соборе, когда боярин Сергий, утаивший наследство своего друга Иоанна и не желавший отдать его законному наследнику юному боярину Захарии (см. Иоанн и Захария , преподобные, Киево-Печерские), чудесным образом был наказан, что заставило его вернуть золото и серебро. Захария принял постриг в Киево-Печерском мон-ре и дал вкладом отцовское наследство, на к-рое был построен придельный храм во имя св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 16-17). Погребение Исакия, игум. Печерского мон-ря, Иоанном с братией. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) Погребение Исакия, игум. Печерского мон-ря, Иоанном с братией. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.

http://pravenc.ru/text/468993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПРАРИ [груз. ] (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена на окраине одноименного села в Сванети (Местийский муниципалитет, Сев.-Зап. Грузия), на правом берегу р. Ингури. Принадлежит общине с. Кала. Архитектура И. выстроена на кладбище. Это небольшое прямоугольное сооружение (4,75×2,6 кв. м) зального типа, характерное для сванской архитектуры. С вост. стороны строение завершено апсидой. В качестве строительного материала использованы хорошо тесанные квадры ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Фасады И. простые, без декоративных акцентов. Единственный вход расположен с запада. Интерьер освещен 2 окнами - в апсиде и над входом. В толще стены по обеим сторонам алтарного окна вырезаны прямоугольные ниши. Алтарь отделен от зального пространства каменной алтарной преградой, которая открывается 3 арочными пролетами. Стены церкви гладкие, без архитектурных деталей; для подпружной и триумфальной арок на продольных стенах использованы кронштейны. В алтаре под окном помещен каменный престол. В интерьере церкви сохранились процарапанные поминальные граффити. Часть из них датируют периодом до росписи церкви (1096), другие надписи относят к кон. XI-XV в. ( Силогава. 1988. С. 264-274). Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре И., непримечательная в архитектурном отношении, отличается богатством и высоким уровнем исполнения росписи. Интерьер был выполнен царским худож. Тевдоре (Феодором) в 1096 г. по заказу общины, что явствует из надписи на антаблементе алтарной преграды: «Именем Божиим расписана и украшена эта святая церковь в моление всех [жителей] этого ущелья, больших и малых, их детей и потомков и за души усопших их. Святые архангелы, помилуйте в обеих жизнях, аминь. Расписана и украшена в годы от сотворения [мира] 7600, в хороникон 316, рукой Тевдоре, царского художника. Святые архангелы, помилуйте [его]» ( Он же. 1977. С. 80). Тевдоре выполнил роспись также 2 др. храмов Сванети: ц. Лагурка во имя мч. Квирике близ с. Хе (1112) и ц. Накипари во имя вмч. Георгия (1130); роспись И. наиболее ранняя из них. Изучение творчества Тевдоре тесно связано с художественной школой Сванети, исследователи считают, что он местного происхождения ( Аладашвили, Вольская. 1967. С. 33).

http://pravenc.ru/text/673809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПХИ [груз. ] (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви, расположена на склоне горы близ одноименного села в Сванети (Местийский муниципалитет, Сев.-Зап. Грузия), принадлежит общине с. Латали. Архитектура И.- прямоугольное в плане здание зального типа малых размеров (5,56 ´ 3,82 м), с востока завершено апсидой. Церковь выстроена из квадров ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Источником освещения являются 2 окна - над входом, расположенным с юж. стороны, и в апсиде храма. Фасады церкви просты, единственным декоративно акцентированным элементом является фронтон вост. фасада. В центре фронтона, под карнизом, изображены 3 переплетенных круга. Под кругами в центре помещено рельефное изображение головы оленя, по бокам - кистей рук. С левой стороны сохранилась рельефная голова овцы (очевидно, аналогичное изображение было помещено и справа, но утеряно). Алтарное пространство отделено от наоса каменной алтарной преградой, построенной одновременно с церковью. Перед ней с небольшим смещением к северу на каменной подставке был воздвигнут предалтарный крест. В 1968 г. Гвичиани и Тамлиани, жители села, осуществили реставрацию креста и рядом с большим закрепили 5 маленьких крестов ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 86, 87). На стенах интерьера сохранились процарапанные поминальные граффити, датируемые 2-й пол. X-XII в. Одна надпись относится к XVIII-XIX вв. ( Силогава. 1988. С. 274-280). Роспись Интерьер И. был расписан сразу после завершения строительства, во 2-й пол. X в. ( Шевякова. 1963. С. 830). Роспись повреждена, часть фигур утрачена, однако в ряде мест видны цветные пятна и линии контура, что позволяет восстановить иконографическую программу живописи. Апсида алтаря полностью занята 5-фигурным Деисусом. В центре конхи представлен «Спас в силах»; под Его образом по обе стороны окна изображены фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи; по краям - фигуры архангелов Гавриила и Михаила.

http://pravenc.ru/text/673813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского [греч. Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου], принадлежит Тамасской митрополии Кипрской Православной Церкви, находится к югу от древнего г. Тамаса, на юго-вост. окраине дер. Политико (Кипр). И. м. был основан рядом с могилой сщмч. Ираклидия , еп. Тамасского, продолжившего после кончины ап. Варнавы дело распространения христианства на Кипре. В течение многовековой истории мощи сщмч. Ираклидия были утрачены, сейчас в монастыре хранится только их небольшая часть, в т. ч. честная глава святого. Над гробницей в раннехристианскую эпоху был возведен мартирий. Его развалины - фундаменты стен и мозаичный пол - видны с южной стороны средневекового мавзолея. Вероятно, мартирий был разрушен землетрясением в 332 или 342 г. В нач. V в. к западу от мартирия была построена 3-нефная базилика с нартексом и атриумом. Она находилась на месте совр. монастырского собора (кафоликона), но была больше его по размеру. Нефы разделялись рядами из 6 колонн. Сохранились фрагменты мозаичного пола. Видимо, юж. неф базилики соединялся с мартирием. В VII в., возможно во время араб. набегов, базилика была разрушена. В нач. VIII в. было построено новое здание без нартекса и атриума. Колонны были заменены прямоугольными столпами, стены были украшены фресками, от к-рых уцелели фрагмент фигуры апостола на сев. стороне 2-го с востока столпа и крыло ангела с вост. стороны того же столпа (ныне в Византийском музее в Никосии). В XI в. базилика была вновь расписана. Сохранились изображения Христа и одного из пророков. Эта базилика была разрушена прежде сооружения средневекового мавзолея, т. к. его северная стена захватывает южную часть центральной апсиды базилики. Мавзолей был воздвигнут, по всей видимости, в XIV в. Он находится позади апсиды кафоликона и представляет собой прямоугольную постройку с куполом. Гробница сщмч. Ираклидия находится в крипте под мавзолеем. В наст. время сделан 2-й вход со двора, спуск ведет в подземное помещение. В период тур. господства в крипту спускались через отверстие в полу мавзолея. От мраморного саркофага сохранилась только нижняя часть. В вост. части мавзолея находится алтарная преграда, относящаяся к базилике V в. В 1759 г. она была расписана фресками с изображением Деисуса и святителей Ираклидия, Мнасона, Македония и Родона. Рядом находятся пустые саркофаги. Пол, выложенный мраморными плитками в VI в., также относится к предшествующему сооружению.

http://pravenc.ru/text/673837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. X–XI вв. [Груз. ] (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Памятник груз. средневек. живописи. Церковь особо почитается в Сванети. Расположена на вершине высокой горы над р. Ингури, на противоположном берегу от села. Престольный праздник - квирикоба - отмечается в день памяти святых мучеников 15(28) июля (подробнее см.: «Народные обычаи, связанные с церковным календарем» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В Л. хранятся богатая коллекция средневек. чеканных и живописных икон, церковные украшения. Особенно почитается т. н. икона семьи Шалиани - чудотворный образ «Распятие Господне» XII в. с частицами Животворящего Креста Господня визант. письма, украшенный злато-серебряной чеканкой с эмалью и полудрагоценными камнями. Архитектура Небольшая по размерам церковь (внутреннее пространство 5 ´ 2,70 м) выстроена из плит желтоватого водяного туфа (ширими). Принадлежит к обычному в В. Сванети зальному типу. С юга примыкает притвор, с запада пристроена 2-ярусная колокольня. Внутреннее пространство перекрыто коробовым сводом, апсида выделена подпружной аркой. По продольным стенам развернуты 2 пары пристенных арок, опирающихся на пилястры, на зап. стене - одна пара. Глубокая апсида отделена от остального пространства церкви алтарной преградой, датируемой тем же временем, что и церковь. Перед ней, в середине храма, на высоком каменном постаменте установлен обычный для церквей Сванети большой предалтарный крест, обитый чеканными золочеными пластинами с изображениями. В здании 3 входа: с запада, севера и юга; пространство освещено 2 окнами (в алтаре и на зап. стене). Деисус. Роспись ц. Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. 1112 г. На зап. стене над дверным проемом помещена 3-строчная надпись, выполненная асомтаврули белой краской (сохр. не полностью): «Именем Божиим расписана и украшена святая сия церковь в возвеличение и в моление азнауров этого ущелья и всех, которые строили. Святой Квирике, прославь и помилуй. [Расписана] в годы от сотворения мира 6716 в короникон…» Имя художника сейчас не читается, но композиция росписи, характер изображений, манера исполнения не оставляют сомнения в авторстве Тевдоре. На пилястре подпружной арки юж. стены помещена 10-строчная надпись, выполненная черной краской: «Храм сей святого Квирике, когда землетрясением был разрушен я, сын Антония, Георгий вновь украсил. Кто не забудет (меня), того помилует Бог». Упомянутые лица по историческим источникам неизвестны, но надпись разъясняет причину поновления в XVII в. отдельных частей первоначальной росписи Тевдоре: художник стремился освежить изображения, полностью сохранив иконографическую схему росписи.

http://pravenc.ru/text/2462495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Павниси. X в., XII в. Фотография. 2017 г. Фото: В. Шелёмин [Груз. ], ц. во имя вмч. Георгия (X в.; роспись X в. и 70-80-х гг. XII в.). Расположена на холме над р. Тедзами близ дер. Гарикула, на северном склоне отрогов Триалетского хребта (муниципалитет Каспи, пров. Шида-Картли, Грузия). Относится к группе тедзамских памятников. В исторических документах не упоминается. Внимание искусствоведов к памятнику было привлечено в XX в.: о П. кратко писали Д. П. Гордеев (1929), Н. И. Толмачевская (1931), В. Н. Лазарев (1947), Ш. Я. Амиранашвили (1957). В 1931 г. по заданию Географического об-ва Грузинской ССР П. была обследована. В 60-70-х гг. XX в. П. изучала Е. Л. Привалова, написавшая о церкви ряд статей, посвятившая памятнику значительную часть своей диссертации (1965) и издавшая монографическое исследование живописи П. (1977). Архитектура П.- зальная церковь. Благодаря поздней пристройке с юга (очевидно, XII в.) и широкой подпорной стене с севера внешне напоминает 3-нефную или 3-церковную базилику. Здание выстроено из рваного белого камня, светло-зеленого пористого туфа и желтого песчаника (плиты, украшенные рельефами). Внутреннее пространство (4,3×10,12 м) отличается цельностью. Стены разделены надвое парой пилястр с опирающейся на них подпружной аркой и сводом. Алтарная преграда разрушена, вдоль всего помещения идет приступка, повышающаяся в алтарной части. Каменный престол украшен рельефным изображением креста, углы обрамлены витым жгутом. Основное помещение церкви освещают 2 окна в юж. части и вост. алтарное окно; вход с юж. стороны. Стены церкви оштукатурены в 2 слоя: современная строительству церкви штукатурка белая, плотная, блестящая; штукатурка XII в. более грубая, сероватая. Фасады украшены рельефами. На восточном фасаде по сторонам окна расположены орнаментальные кресты в круге; на фронтоне, над окном, находится рельефная композиция: змей, глотающий солнце (или луну). Наличники двери и окон украшены гладко тесанным песчаником. Роспись

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

О библейском прототипе иконостаса В сборнике " Иконостас. Происхождение - развитие - символика " , М., 2000, опубликованы статьи научных сотрудников Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко, посвященные малоизученной теме библейских прототипов христианского церковного искусства. И.А.Шалиной и Т.Д.Сизоненко исследованы связи византийской алтарной преграды и русского высокого иконостаса с конструкцией и символикой завесы, закрывавшей вход в святое святых ветхозаветных скинии и храма. По мнению И.А.Шалиной вход в святое святых, оформленный в виде четырех колонн и образованного ими тройного прохода, закрытого завесой с изображениями херувимов (Исх. 26. 31-33), воспроизведен в христианском искусстве, в частности, в устройстве византийской алтарной преграды (И.А.Шалина, Вход Святая Святых и византийская алтарная преграда). Впервые иконостас рассматривается как образ тройных врат Небесного Иерусалима (Откр. 21. 13; И.А.Шалина, Боковые врата иконостаса: символический замысел). Т.Д.Сизоненко отмечает сходство формы Царских врат иконостаса с иконографией ковчега завета (Т.Д.Сизоненко, О ветхозаветной символике царских врат). Одновременно в США была опубликована монография Герберта Кесслера, в которой представлены параллели между византийскими изображениями завесы и иконографией Нерукотворного образа Спасителя (Herbert L. Kessler, Spiritual Seeing: Picturing Gods Invisibility in Medieval Art, Philadelphia, 2000). В православном искусстве Нерукотворный образ Спасителя соотносится с темами Благовещения и Евхаристии, а также упокоения душ праведных в селениях Небесных, " по ту сторону завесы " . В византийской традиции Нерукотворная икона обычно размещается над алтарной апсидой храма (см. Шарон Герстель, Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах ). Следует отметить, что выводы искусствоведов соответствуют святоотеческим комментариям, рассматривающим и завесу, и ковчег завета в качестве важных символов тайны Боговоплощения.

http://pravoslavie.ru/1466.html

О значении материалов в церковном искусстве Апостол Петр. Икона конца 6 в., выполненная в технике энкаустики Переход иконописи с одного материала на другой оказался вне внимания исследователей; по крайней мере нам неизвестны специальные работы на эту тему. В Деяниях VII Вселенского Собора, в сочинениях святых отцов если и говорится о материалах, то упоминается только цветной воск и мозаика . Техника живописи того времени знала восковую темперу и масляную энкаустику, которые были унаследованы от эллинистического искусства. И в христианстве эти техники просуществовали больше тысячи лет. Энкаустику незаметно сменила восковая темпера, а последней пришли на смену краски, тертые на яйце. Причина перехода с материала на материал, на наш взгляд, прямой связи с богословскими вопросами не имеет. Скорее переход был обусловлен практической стороной дела, потому и обойден вниманием богословов. Восковые краски, при всей их светостойкости и влагоустойчивости, были не совсем удобны в употреблении, поскольку энкаустика требовала постоянного воздействия высокой температуры , поэтому изограф не мог обойтись без помощника, владевшего секретом подогрева каутерия и палитры. В восковой темпере же необходима термическая сплавка всех слоев, а она была сопряжена с определенными технологическими рисками. Подобные проблемы устранились с появлением яичной темперы. Другой немаловажный фактор: слой олифы давал прочную защиту живописи. Этого не могло быть у окрашенных восков из-за их повышенной пластичности, что приводило к быстрому загрязнению поверхности иконы, открыто подвергавшейся действию копоти и пыли. Однако о резкой смене материалов говорить не приходится. В XII веке синайские иконники все еще пользуются восковыми красками. Тем не менее после преодоления иконоборчества от восковой живописи постепенно отказываются, переходя к более простой и скорописной технике темперы . По нашему убеждению, это связано с эволюцией алтарной преграды, когда на ней к концу I – началу II тысячелетия появляется значительно большее количество икон, чем в доиконоборческую эпоху. Да и восстановление иконопочитания само по себе обусловило значительный рост спроса на иконы. Хотя смена материалов и не имеет прямых богословских причин, но опосредованно богословие образа все равно влияло на этот процесс.

http://pravoslavie.ru/1264.html

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010