Как делают иконостасы ФОТОРЕПОРТАЖ из Палеха 5 декабря 2014 года Палех празднует 90-летие своей знаменитой на весь мир лаковой миниатюры: отсчет ведется с 5 декабря 1924 года, когда миниатюрист И.И. Голиков, основоположник «палехского стиля», и его единомышленники объединились в Артель древней живописи. Однако художественные традиции Палеха насчитывают не одно столетие: еще в допетровские времена Палех славился своими иконописцами и мастерами по фрескам. И сегодня в Палехе живут и творят не только миниатюристы, но и иконописцы, скульпторы, резчики… Предлагаем вместе с фотохудожником Владимиром Ештокиным заглянуть в одну из палехских мастерских. Иконостас – важная часть интерьера храма. Появление иконостаса в православном храме связано с необходимостью отделить алтарь от всего остального храма, где стоят прихожане, специальной алтарной преградой. Такое условное разграничение символизирует разделение Божественного и земного начал. В принципе, иконостас – это особенность русских православных церквей, хотя сама идея его пришла к нам из византийской традиции. Но только на Руси иконостасы стали такими, какими мы привыкли их видеть. Секретами создания иконостаса делится руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько: – Рождение иконостаса начинается с… идеи. В результате мозгового штурма после тщательного анализа всех условий появляются несколько вариантов и из них выбирается единственный, которому надлежит стать рабочим. После этого готовится эскизный проект, и начинается работа. На основании эскизного проекта архитекторы разрабатывают рабочие чертежи, художники прорабатывают оформление иконостаса – резьбу, расположение икон и так далее. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-mexhoлoruu. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Ештокин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/75633.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) " Описания иконы Описание иконы Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета) СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ Спас Благое Молчание - Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, - в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника - до Своего прихода к людям, до воплощения. Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спас Благое Молчание - редкая икона Христа. Если " Спас Эммануил " и " Спас Нерукотворный " изображают Христа таким, каким он был на земле, а - " Спас в силах " - таким, каким он придет в конце времен, то " Спас Благое Молчание " - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образую[...] Икона Спас Благое Молчание - описание Спас Благое молчание. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII-XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

http://pravicon.com/icon-420

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстафий Апсильский, мч. - житие Евстафий Апсильский был первым абхазским мучеником, святость которого признавалась всей Восточной Церковью. Святой правил Апсилией в начале VIII века. Родился Евстафий во времена Юстиниана II у правителя апсилов по имени Марин. На восьмой день Марин крестил ребенка в древнем храме главной своей крепости Цибилиум, назвав сына в честь святого Евстафия Плакиды, доблестного воина, принявшего мученический венец во времена императора Трояна. Согласно «Хронографии» Феофана Исповедника, в 738 году арабы под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама, вторглись в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке современной Абхазии). Летописец считает, что арабы выступили против Византии, поскольку в то время эти земли входили в сферу византийского политического влияния. Евстафий Апсильский был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидерон в районе современной Цебельды. Преподобный Феофан Сигрианский говорит, что в 740 году Исам, вождь аравийский избил пленных христиан во всех городах своего владычества. Во время этих гонений на христиан пострадал и блаженный Евстафий, сын Марина. Отказавшись принять ислам, он принял мученическую кончину в городе Харране в Месопотамии. Поэтому святой Евстафий во многих греческих, латинских и сирийских источниках именуется мучеником Харранским. Позднее у мощей Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления. Икона святого Евстафия в Илорском храме Евстафий Апсильский – один из наиболее почитаемых святых на территории современной Абхазии, он считается защитником и небесным покровителем. Существует предание, что святой Евстафий воздвиг в Цебельде храм во имя великомученика Евстафия Плакиды, украсив алтарную преграду храма каменными изразцами.В Илорском храме Святого Георгия Победоносца хранится икона Евстафия Апсильского. Он изображен в виде воина: в хитоне, доспехах, гиматии и ноговицах. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой указывают на знатное происхождение святого. На груди Евстафия – золотой плат с изображением головы оленя: между ветвями его рогов написан лик Иисуса Христа. Этот образ заимствован из Жития великомученика Евстафия Плакиды. В левой руке Евстафий Апсильский держит меч, а в правой – крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие.

http://pravicon.com/info-2246

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси. В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор. Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

http://patriarchia.ru/db/text/136651.htm...

О новом документальном фильме «Гибель империи. Византийский урок» Нечасто случается, чтобы документальный фильм, посвященный средневековой истории, вызвал столь жаркие споры и нарастающую в обществе полемику, как это случилось с фильмом «Гибель империи. Византийский урок», последней работой архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря. Фильм назван точно – это именно урок, предупреждение. Тот, кто искал увидеть видеоиллюстрации к исторической хрестоматии, был несомненно разочарован; тот, кто мечтал, наконец услышать правдивое слово о Византии – колыбели нашей православной цивилизации, возможно тоже был разочарован – фильм о подлинной истории Византийской империи и ее месте в развитии мировой цивилизации все еще ждет своего исторического часа. Он более чем необходим нам сегодня – подробный, документальный, заинтересованный рассказ о судьбах Византии и византийского наследства. Это еще раз дала остро почувствовать работа о. Тихона. Замысел авторов, был все же не в том, чтобы «реабилитировать Византию» или прочесть лекцию, а в том, чтобы пробить наше рутинное восприятие и пробудить мысль. И в этом они, безусловно, преуспели. Неординарность исторической судьбы империи, просуществовавшей на одной шестой населенной ойкумены почти десять веков, безусловно, поучительна. Еще более поучительна для нас, живущих в России начала XXI века, история ее гибели. Крестоносцы и Византия «Заутра внидоша во св. Софию и одраша двери и разсекоша эмбол окованный серебром и столпы серебряные 12 и 4 иконостаса и тябло изсекоша и 12 престолов и преграды алтарные. С бесценными сосудами похитили Евангелие и кресты и иконы, последние снимали с мест и отдирали с них ризы…Так оборали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую... о других церквах и сказать нельзя, яко без числа…» - эти скорбные строки описывают не разграбление Царьграда турками, а вход в столицу Византии латинских рыцарей четвертого крестового похода. (Ф.И. Успенский «История крестовых походов»). Святыни, богатства, шедевры живописи, иконописи, ювелирные изделия караванами вывозилось из Византии на Запад. Это теперь мы любуемся всем этим роскошеством в музеях Венеции, Парижа и кафедральных соборах европейских столиц.

http://pravoslavie.ru/36391.html

Открытие выставки «Андрей Рублев: подвиг иконописания» Фоторепортаж Тамары Амелиной с пресс-конференции по случаю открытия выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» в Государственной Третьяковской Галерее. 22 декабря, 2010 Фоторепортаж Тамары Амелиной с пресс-конференции по случаю открытия выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» в Государственной Третьяковской Галерее. К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника На пресс-конференции выступили организаторы выставки – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции. Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева во вступительном слове в частности сказала: «Название выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» соединяет то главное, о чем мы думали при подготовке проекта: о единстве веры и культуры, о нашем национального достоянии. Мы все люди православной культуры независимо от степени нашей веры». И. В. Лебедева Она рассказала, что на выставке впервые представлены фрагменты фресок не только из Спасо-Андроникова монастыря, но и сенсационные фрески, обнаруженные недавно при раскопках в Московском Кремле, была проведена обширная предварительная научная работа. В заключение выступления И. В. Лебедева выразила надежду в том, что эта выставка станет значительным событием в художественной жизни Москвы. Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов рассказал о других экспонатах выставки: «После 20-х – 30-х годов зритель впервые увидит объединения таких комплексов, как иконостас Владимирского Троицкого собора, фрагменты фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, фрагменты из Благовещенского собора Московского Кремля, из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, а также роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря». Также среди экспонатов были названы три деисусные иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде и Владимирская икона Богоматери из Успенского собора во Владимире.

http://pravmir.ru/otkrytie-vystavki-andr...

Первый Вселенский Собор      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:49 мин. Размер 8.6 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Первым, кто стал обращаться со словом поучения и наставления к пастве Христовой с амвона – этого возвышения в храме для чтецов, был святитель Иоанн Златоуст. До него, то есть до конца IV века, архипастыри и пастыри проповедовали с Горнего места в алтаре, которое устраивалось наподобие ступеней амфитеатра и было весьма высоким, так что человека, сидящего на нем, было видно молящимся в храме, к тому же и алтарная преграда была низкой. Престарелому и больному священнослужителю стоило большого труда взобраться на Горнее место после пения Трисвятой песни, и даже сейчас в последовании Божественной Литургии сохраняется благословение Горнего места – Горнего Престола, – испрашивание у Господа сил и помощи взойти на него. Сегодня же с этого амвона – редкого элемента убранства современных православных храмов в нашем Отечестве, но освященного древней традицией – с благодарностью и теплотой вспомним тех, кто многократно восходил на амвоны и Горняя места для проповеди, для отстаивания и сохранения истины веры Христовой, – вспомним отцов шести Вселенских Соборов. Плеяда примерно из 1500 мужей – архипастырей и пастырей, непорочных, трезвых, целомудренных, благочинных, честных, страннолюбивых, учительных, – на протяжении трех веков формулировала и облекала в словесное выражение то, о чем должен знать каждый человек, называющий себя христианином, создавала церковное вероучение, определяла догматы веры – «превосходящие разум Богооткровенные истины, обладающие неисследимой глубиной». Спросим мы: для чего же трудились столь многие люди, для чего они занимались этими сложными и отвлеченными от необходимых потребностей делами? Ведь есть же Священное Писание, в котором находим слова Христа Спасителя, которыми и руководствуемся в своей жизни, ожидая спасения и наследия вечных благ. Для того, чтобы показать свой ум и красноречие? Для тщеславия и гордости? Нет! Не ради славы и не по причине праздности трудились вспоминаемые нами отцы Вселенских Соборов. «Только злоба еретиков вынуждает нас говорить о том, о чем лучше бы молчать», – сказал один из них – святитель Иларий Пиктавийский.

http://pravoslavie.ru/105465.html

Почему сегодня так много невыразительных икон? Почему в храм не стоит писать сразу много икон? Кто пишет иконы честно? Как нельзя копировать древние иконы? Можно ли воспитать Андрея Рублева в кружке иконописи при ЖЭКе? Чем икона отличается от картины? Об иконе, о своем пути к вере и о кризисе иконописи рассказывает священник Андрей Давыдов. Пустые улицы Суздаля. Пустые суздальские храмы — на весь город триста прихожан. Рядом две церкви — на одной замок, а другая… «Вы в храм? Проходите, пожалуйста!», — и  навстречу робко  оглядывающемуся  посетителю направляется супруга настоятеля суздальской церкви Рождества Христова (XVIII век) матушка Марина. Как будто здесь ждали именно меня… Так же был встречен и мой муж, случайно заглянувший  именно в этот храм. По тому, как он оглядывался по сторонам, остановился  у недописанной иконы на мольберте, матушка «вычислила»: «Вы художник! Пойдемте, познакомлю вас с настоятелем». Настоятелем оказался священник Андрей Давыдов, иконописец, работающий в уникальной технике восковой живописи — энкаустике. Любуясь на написанные им иконы (в основном в репродукциях), я давно подумывала, что здорово было бы сделать с ним интервью. Через две недели муж вновь был в Суздале, захватив меня и  сыночка. На самом деле, чтобы увидеть иконы отца Андрея, стоит отправиться  и дальше. Мимо XV – XVI веков — к византийской иконе.  Иконописец  иерей Андрей Давыдов  родился в 1957 году в Москве. Окончил  постановочный факультет  Школы-студии МХАТ(ВУЗ) по специальности «художник сцены». С 1978 года занимается иконописью. Работал как художник-иконописец в Иконописных мастерских Московской патриархии, Московском Свято-Даниловом монастыре. В 1988 году рукоположен  во священники. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, защитил дипломную работу «Богословие образа и художественный язык иконы». В 1993-2007 годах был настоятелем  xpaмa XII века – собора Рождества Иоанна Предтечи во Пскове. Для храма написал иконы для алтарной преграды, выполнил фресковые росписи храма и притвора.

http://pravmir.ru/nezhivaya-ikona-ili-o-...

Преподобный Еразм Печерский: Променявший богатство на Царствие Небесное На одре болезни лежал тот, кто, подобно купцу из евангельской притчи, променял все богатство свое на драгоценную жемчужину — Царство Небесное. 9 марта, 2011 На одре болезни лежал тот, кто, подобно купцу из евангельской притчи, променял все богатство свое на драгоценную жемчужину — Царство Небесное. … Болезнь была лютой, душа никак не могла разрешиться и покинуть утружденную постом и бдениями, трудами и лишениями «темницу» плоти; казалось, ей не было дороги ни к небу, ни к земному свету. Братия молились о нем семь дней. Тихо беззвучно подходили они к жесткому ложу измученного страданиями инока, и, отдавая поклон, так же беззвучно уходили вглубь пещер, сливаясь с тенью каменных сводов. Псалтирь и Евангелие, молитвы об исцелении тяжко болящего… Преподобный Еразм Печерский Соборно и келейно перед неровным огоньком свечей они возносили Богу молитву. И чье сердце могло в эти дни не быть охвачено робостью? — На одре болезни лежал тот, кто, подобно купцу из евангельской притчи, променял все богатство свое на драгоценную жемчужину — Царство Небесное. Монашеская одежда скрывала лицо человека, бывшего некогда там, в миру, в этом благолепном городе, с его белокаменными дворами и муравленой глазурью, изумрудными рощами и улицами, сбегавшими к Днепру, необыкновенно богатым . Столбовые палаты, мягкие ковры и стол, заставленный тяжелым серебром, медные зеркала, привозные украшения и заморские яства, тонкие вина и душистые яблоки — все, чего желала душа, было у него под рукой, и все это в один день необыкновенного воодушевления, вызванного проникновенной евангельской проповедью, было распродано, а вырученные деньги отданы на благоукрашение Великой Печерской церкви. Он не мог угодить Господу искусством, как прибывшие из Царьграда греческие художники и трудившийся вместе с ними Печерский иконописец Алипий, он мог только жертвовать, и с детской любовью принес к ногам Пресвятой Богородицы и честным мощам упокоенных в Киево-Печерской лавре подвижников все достояние свое, все, что имел. Золото мира было перелито в тонкую вязь алтарной преграды и ризы для икон.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-erazm-pech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010