Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2016 Литургия у котлована. Храм Рождества Христова на Песках Здесь начинал свое служение священник Александр Гумилевский, которого заслуженно сравнивают с святым Иоанном Кронштадтским. Здесь образовалось одно из первых в городе приходских благотворительных обществ. Увы, храм Рождества Христова на Песках после разрушения был полностью забыт — что стояло на месте сквера на 6-й Советской улице, помнили немногие. Сегодня храм восстанавливается. СКВЕР, ЗАБОР, ХРАМ Длинный серый забор огораживает по периметру котлован в центре бывшего сквера, где должен быть воздвигнут этот новый-старый храм. За забором сейчас совершается Литургия. Не зная, где в этойсплошной металлической стене калитка, обхожу вокруг. В советские годы здесь любили гулять бабушки с внуками, но, говорят, недавно на заборе красовалась надпись «Верните сквер алкоголикам» — отголосок недавних баталий за пятачок зелени среди плотной старой застройки. Сейчас предложение отдать землю любителям горячительных напитков исчезло — закрасили. Наконец-то калитка нашлась. За ней открывается вид на площадку, где вот-вот должна начаться стройка. А сразу же слева — не очень приметная дверца, вход в помещение храма, разместившегося под крышей временного сооружения. Внутри тесно — на первый взгляд, на Литургию пришли никак не меньше 50 человек. Очень много молодых лиц. Алтарной преграды здесь нет, просто потому, что места и так немного. По храму бегают дети... ну, скорее протискиваются между плотно стоящими взрослыми к заветной двери, дергают за ручку и оказываются на улице, вдыхая долгожданный свежий воздух. — Кто на службе не стоит, тот не будет пить чай после, — пытается урезонить детей одна из мамочек. Но бесполезно. Дверь захлопывается, дети исчезают снаружи. Кто-то из родителей идет за ними, чтобы привести обратно. Благо, столы к чаю уже накрыты — прямо здесь, в храме. ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ПЕСКАХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: приходская церковь ПРЕДШЕСТВЕННИКИ: деревянный храм Рождества Христова

http://aquaviva.ru/journal/liturgiya-u-k...

Первоначальное значение термина «А.» - переносной столик, в т. ч. и переносной престол для совершения Евхаристии вне храмов. Практика совершения Евхаристии в полевых условиях во время военных или миссионерских походов существовала по крайней мере со времен св. имп. Константина Великого ( Евсевий. Жизнь Константина. II 12, 14; Созомен. Церк. ист. I 8; Сократ. Церк. ист. I 18). Впервые как термин упомянут в житии прп. Маркиана Сиракузского (ок. 700), где словом «А.» обозначен переносной престол, на к-ром святой совершил литургию (ActaSS. Iun. Vol. 2. P. 282). В визант. описаниях богослужебных церемоний в к-польском храме Св. Софии термин «А.» употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении Святых Таин в храме Св. Софии императорами использовался т. н. «царский антиминс» (τ βασιλικν ντιμσιον) - украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с неск. ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды . Император подходил к А., молился внизу, затем поднимался и принимал из рук Патриарха Св. Тело, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где Патриарх приобщал его Св. Крови. Если одновременно правили неск. императоров, то они приобщались, поочередно поднимаясь и спускаясь. Проч. молящиеся приобщались с др. А. ( Беляев. С. 173-177). При венчании на царство императора на амвоне ставился столик - А., на к-рый возлагались царские регалии ( Goar. Euchologion. P. 389; серб. Требник РНБ. F. I. 582, XV в. Л. 191об.- 195об.). Прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» под 762 г. помещает сообщение об использовании А. во время коронации имп. Львом своего сына на ипподроме в К-поле ( Никольский. С. 5-6). Во время поставления во дворце высших сановников туда также приносился А., на к-рый возлагались регалии, соответствовавшие новому светскому сану поставляемого. Словарь «Суда» (X в.) дает такое определение слову «А.»: «У римлян - стол, поставлявшийся перед дикастерией».

http://pravenc.ru/text/Антиминс.html

прот. Александр Мень Иконопись и церковная стенопись Иконопись и церковная стенопись как истолкователи Библии. Иконопись была создана и получила широкое распространение в Византии в те времена, когда грамотность была уделом немногих (большинство проходило устную катехизацию). В известной мере сходная ситуация была и на Руси, хотя, как показали берестяные грамоты Новгорода, многие русские горожане умели читать и писать. Иконопись и церковная стенопись играли роль своеобразной «книги для неграмотных», помогая запоминать библейские события и давая им толкование. Образованные слои общества воспринимали именно толковательный аспект Иконописи и церковная стенописи , придавая им в разные эпохи различный символический смысл, который был связан с особенностями времени и спецификой образов. Иконы создавались в согласии с церковной традицией. Устойчивые иконописные каноны существовали для изображения тех или иных лиц и моментов священной истории. В доиконоборческий период в Византии в куполах баптистериев располагались пронизанные светом мозаичные композиции Богоявления. В куполах церквей обычно изображали Вознесение – как завершение пасхальной тайны. Фигуры ангелов, указующих на небо, напоминали слова ( Деян.1:10–11 ) о В послеиконоборческое время это место стал занимать образ Христа-Вседержителя с Евангелием в руках, окруженного архангелами. Такие изображения есть во мн. храмах Руси и балканских стран. Образ же Вознесения перешел в иконный ряд, иллюстрирующий евангельские события. Среди них особо выделялось Благовещение, древнейший сюжет христианского искусства (его изображали еще на стенах катакомб 2–3 вв.). В соборе св.Софии киевской оно помещено на предалтарных столбах, по сторонам центральной апсиды. С появлением более высокой алтарной преграды и царских врат Благовещение стали располагать на самих вратах, как бы напоминая молящимся, что это событие – врата нашего спасения. На иконах Благовещения изографы стремились передать смущение Девы Марии и Ее согласие принять небесную волю («Се раба Господня...»), а также вводили сцены, навеянные (Дева у колодца, Дева за пряжей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Русский бог» Свт. Николай Чудотворец. 1713 г. Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом». «В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением. Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…

http://pravoslavie.ru/2755.html

Скачать epub pdf Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь. Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих). Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди , читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий). Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма. Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения. Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку. Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов). Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане. Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Лидов А. М. Иконостас: итоги и перспективы исследования Иконостас принадлежит к самым значительным и наиболее известным явлениям восточно-христианского мира. Получив особое развитие на Руси, он стал одним из символов национальной культуры, воплощающим идею русского православного храма. Однако история иконостаса еще не написана, а многие важнейшие проблемы далеки от разрешения. При этом к настоящему времени проделана значительная работа по собиранию всевозможных археологических, иконографических и документальных свидетельств о развитии иконостаса, не позволяющая надеяться на принципиально новые открытия, способные кардинально изменить существующую картину знаний. Как кажется, именно сейчас настало время подвести некоторые итоги и обозначить перспективные направления исследования и тем самым заложить основу для будущей фундаментальной истории иконостаса. Отечественная традиция Хотелось бы отметить отдельные вехи в научном изучении темы, никоим образом не претендуя на полную историографию. В отечественной традиции исследование иконостаса началось почти полтора столетия назад с новаторской работы Г. Филимонова , впервые сформулировавшего «вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах» в связи с изучением новгородской церкви Св. Николая на Липне 1 . Г. Филимонов доказал, что высокий иконостас появился на Руси сравнительно поздно, а до того была византийская алтарная преграда. Первостепенное значение имел вывод о том, что возникновение «сплошных деревянных иконостасов» относится к концу XIV – началу XV в. Догадка автора середины XIX в. получила многочисленные подтверждения и стала общепринятой в современной науке, кроме того, умы исследователей до сих пор волнует поставленный Г. Филимоновым вопрос о причине происшедших изменений. Для понимания символики иконостаса много дала работа Н. И. Троицкого , рассмотревшего иконостас как воплощенный образ Рая и постулировавшего простую, но и сейчас еще актуальную мысль, что «объяснить происхождение русского иконостаса и истолковать его символику можно только на основе идеи алтаря, которая в иконостасе получила свое художественное и символическое выражение» 2 . Методологически не потерял значения подход Н. И. Троицкого , увидевшего в иконостасе целостную символическую структуру, в которой архитектурно-декоративные элементы неразрывно связаны с собственно иконными образами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Скачать epub pdf Щенникова Л. А. Древнерусский высокий иконостас XIV – начала XV в.: итоги и перспективы изучения Высокий многоярусный иконостас определяет своеобразие интерьера православного русского храма, является органической и самой духовно насыщенной частью его художественного убранства. В работах русских исследователей XIX – начала XX в., в общих чертах была выявлена связь иконостаса с символикой алтаря и литургией, а также сделан априорно верный вывод о возникновении сплошных высоких иконостасов на рубеже XIV – XV вв. 658 Первостепенное значение для дальнейшего осмысления иконостаса как одного из самых глубоких духовно-художественных явлений христианской культуры имели богословско-философские труды о. Павла Флоренского. В ставшем ныне знаменитым и широко известным сочинении «Иконостас», подготовленном в период работы П. А. Флоренского в Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.), собственно иконостасу посвящено лишь несколько высказываний, но в них с исчерпывающей полнотой выражено его духовное содержание и определено его назначение в храме. Основная мысль П. А. Флоренского следующая: иконостас необходим для того, чтобы являть человеку высшую реальность бытия языком символов, в которых пребывает «реальность энергии некоей другой реальности» 659 . Развивая далее это краткое определение, он дает поразительную по своей богословской осмысленности характеристику алтарной преграды, «разделяющей два мира»: «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов – агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые... По немощи духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения – яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Содержание От редактора Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе A. M. Лидов. Схизма и византийская храмовая декорация Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Л.М. Евсеева. Византийские иконы proksynesis в богослужебном обиходе Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви А. Ю. Казарян. Ротонда воскресения и иконография раннесредневековых храмов Армении Τ. Μ. Васильева. Traditio legis и иконография алтарной преграды св. Софии Константинопольской B. H. Залесская. К интерпретации символики литургических сосудов из собрания Государственного Эрмитажа А.Я. Каковкин. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) Л.И. Лифшиц. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. Т.Ю. Царевская. «Семь спящих отроков эфесских» в литургической программе церкви Благовещения на Мячине («В Аркажах») Л.А. Щенникова. Силы небесные: иконография и литургические тексты Э.Н. Добрынина. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр московского акафиста Богородице И. Л. Бусева-Давыдова. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси А.В. Рындина. О литургической символике древнерусских серебряных панагий И. А. Стерлигова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей Н.Ю. Маркина «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина Н.М. Турцова. История освящения ярославских храмов в программах икон Семена Спиридонова Холмогорца Л.С. Миляева. Иконография и красноречия украинского барокко (росписи надвратной церкви Киево-Печерской лавры) Конотоп А.В. Литургическое многоголосие в богослужебной практике и идейной полемике XVII в. Список сокращений     От редактора Настоящий сборник составлен на основе материалов международной конференции «Восточнохристианский храм. Литургия и искусство», прошедшей в мае 1993 г. в Москве. Сборник дополнен тремя переводными статьями ведущих американских исследователей (Т. Мэтьюз, Н. Паттерсон-Шевченко, Дж. Херрин), которые представляют значительный интерес с точки зрения современной методологии, демонстрирующей совершенно разные подходы к обсуждавшейся на конференции проблеме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. Храм Донаторов Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Красный Мак Координаты: 44.611507, 33.726932 Проезд:Автобус Бахчисарай - Красный Мак, далее пешком почти до Эски-Кермен, через ворота частного хозяйства по соседней балке до разветвления, 100 метров вправо и затем в гору влево (есть отчетливая тропа). На своем автомобиле можно доехать до ворот частного хозяйства Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Храм Донаторов " находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви. Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1х3,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5х1,8х2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который " встроен " престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59х0,5х0,14м нижняя и 0,66х0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37х0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32х0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка. В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м.

http://sobory.ru/article/?object=04741

Шулдан, гора. Шулдан, мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 900 - 1000. Адрес: Республика Крым, г.Севастополь, Балаклавский р-н. Координаты: 44.591217, 33.771831 Проезд:от шоссе Севастополь - Ялта по указателю на Хмельницкое, и далее, за Терновку. Монастырь виден с дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Шулдан расположен в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20. Первые подробные сведения о монастыре привел Д. Струков. Он опубликовал описание главной церкви и план ее алтарной части «В скале близ селения Шули, в пятнадцати верстах от Инкермана, в вершине скалы изсечен ряд малых помещений, соединяющихся с храмом. Храм 6 арш. шириной и 10 арш. длины: над стенами изсечен свод: алтарь отделен от храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш, с одним входом по средине, следов жертвенника не видно, но из алтаря есть выход к югу, в особое помещение, где у восточной стены в нише выдолблено помещение, высотою 1 арш. 5 верш., удобное служить жертвенником, куда есть еще отдельный выход из помещения комнат. Престол высотою 1 арш. 6 верш., шириною 14 верш., в верхней стороне углубление, удобное для вложения св. Мощей; по сторонам престола по полукругу сопрестолие, высотою 1 арш. 4 верш.: ниже — седалище для священнослужащих высотою 9 верш.             На северной стене храма сохранилась фресковая живопись, изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост». (1876, с. 31).             Обратил внимание на Шулдан и А. Бертье-Делагард. Главный храм он справедливо считал похожим на «храм с крещальней» в Инкермане, а малую церковь — «одной из наиболее простых», близкой церкви у ст. Инкерман-1.             Детально Шулдан был обследован В. Бабенчиковым (1935), проводившим здесь зачистки помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнены архитектурные обмеры. Характер фресок, по мнению В. Бабенчикова, аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-кермене, которые он датировал концом XII-XIII вв. Причем, по мнению исследователя, фрески в храме Шулдана имели несколько слоев.

http://sobory.ru/article/?object=04749

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010