алтарная преграда



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса. «Преграда (κάγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» ( Герман, свт. Сказание. 9 ) . Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире ( 316-317 ) : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил ( букв. - окружил, περιέφραττε ) (его) решетками (δικτύοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44) . В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κάγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διάστυλα, δίκτυοι, δρύφακτα, θώραξ, κιγκλίδες, περίστυλα, στηθεα и др.) . Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная ... далее ...
Алтарная преграда | Статья | Православие.ByИскать в Источникеpravoslavie.by
... сентября 2011 4114 Алтарная преграда – ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса. «Преграда (κάγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» ( Герман, свт. Сказание. 9 ) . Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире ( 316-317 ) : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил ( букв. - окружил, περιέφραττε ) (его) решетками (δικτύοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44) . В ранневизантийский период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κάγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διάστυλα, δίκτυοι, δρύφακτα, θώραξ, κιγκλίδες, περίστυλα, στηθεα и др.) . Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет ... далее ...
Смысл икон – В. Н. Лосский, Л. А. УспенскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Мучениками и утверждается престолом своим на их святых останках " 136 (. Она представляет собой, как говорит свт. Симеон Содунский, " то, что на земле, что на небесах и что превыше небес " . И уточняет: " Притвор соответствует земле, Церковь небу, а святейший алтарь тому, что выше неба " 137) . В соответствии с этой символикой и распределяется вся роспись храма. Она, таким образом, представляет собой не случайный набор отдельных изображений, а определенную систему в соответствии с той частью храма, в которой она помещается. В связи с этими толкованиями символическое значение имеет и алтарная преграда. Она уподобляется святыми отцами ( например, свт. ) Григорием Богословом в " Стихотворении к епископам " (границе двух миров – божественного и человеческого, мира постоянного и мира преходящего. Святитель Симеон Солунский дает следующее объяснение: " Столбики) в иконостасе (суть как бы твердь, разделяющая духовное с чувственным. Посему поверх столбиков находится космит) фриз с карнизом (, который означает союз любви и единение во Христе святых, сущих на земле, с горними. Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, бывает) изображен (Спаситель, а по ту и ... далее ...
Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к латинскому templum, обозначавшему не только храм, но и прямые деревянные брусья, положенные поперек кровельных стропил. Благодаря раскопкам форма алтарных преград в раннехристианских базиликах может быть довольно точно восстановлена. Это были либо низкие парапеты, состоявшие из резных плит, либо своеобразные портики, в которых колонки несли архитрав, а интерколумнии имели внизу вырезанные из мрамора перегородки. В обоих типах алтарных преград помещался в центре вход в алтарь. На византийской почве получил развитие второй тип алтарной преграды. Его самым прославленным образцом была алтарная преграда храма св. Софии в Константинополе. Не вдаваясь в анализ ее архитектурных форм, мы хотели бы остановиться лишь на украшавших ее изображениях, так как они очень важны для иконографии позднейших темплонов. Павел Силенциарий, описывая алтарную преграду св. Софии в Константинополе, отмечает, что на архитраве были изображены в дисках Христос, склонившиеся к нему ангелы, Мария, пророки и апостолы. В каком точно порядке были расположены эти полуфигуры, Павел Силенциарий не указывает. Он только говорит о центральном положении медальона с образом Христа. Если принять наиболее ... далее ...
«Смысл иконы – в соединении миров» | Православие ...Искать в Источникеpravmir.ru
... к чистой духовности и открытой экспрессии, даже за счет сознательного упрощения форм. Иногда эти фрески похожи на современную абстрактную живопись. И эти два центра, два лика одной культуры, влияли друг на друга. Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в – Какое влияние на храмовое искусство и иконопись оказало появление многоярусного иконостаса? Почему нам трудно воспринимать маленькую алтарную преграду? Это очень интересный сюжет, как алтарь и алтарное пространство постепенно закрывается от верующих. Да, в какой-то степени нам не привычна низкая алтарная преграда. Но в последнее время я все чаще вижу возвращение к византийской алтарной преграде в некоторых храмах, где отказываются от многоярусного высокого иконостаса. Здесь мы повторяем путь, который проделывали наши предки в XIX веке, которые обращались к неовизантийскому стилю: неовизантийские храмы, начиная со всем известного храма Христа Спасителя, стояли по всей России. В Храме Христа Спасителя у нас не многоярусный иконостас. В ранней Византии алтарные преграды были не только низкими мраморными перегородками, но они были по преимуществу открытыми. И это была неотъемлемая ... далее ...
Открытие царских врат – приблизит ли нас к ...Искать в Источникеpravmir.ru
... а поскольку у нас есть иконостасы, то должна быть хотя бы какая-то связь между алтарем и храмом. Saint-Petersburg Theological Academy flickr. com Логично? Да, конечно. Однако не просто же так. Престол из середины храма переместился в специально выделенный алтарь, алтарь закрылся иконостасом, а на Царских вратах появилась еще и завеса (вернее, наоборот, исторически завеса предшествовала устроению врат) . Смысл выделения алтаря был прост – Богу посвящается отдельное пространство. Так как в храм стали допускаться не только верные, то появилось стремление отделить сакральное от профанного. Алтарная преграда появляется уже в IV веке, завеса святых (царских) врат – с V века, о самих дверях упоминается в XI веке, а практика, близкая к современной, существует с XIV века. Русь окончательно закрепила этот обычай во время патриаршества Никона. В то же время в Греции с течением времени практика стала меняться. В XIX веке врата затворялись после Великого Входа и отверзались на причащение мирян, в ХХ – стали затворяться только на время причащения священнослужителей, сейчас – часто не затворяются вовсе. Причиной этого послужило возвращение к пониманию Литургии не как символа евангельских ... далее ...
Внутреннее убранство храма | ХРАМ ПОЧАЕВСКОЙ ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный. Толкования сходятся в том, что, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, средняя часть храма — это подобие тварного мира. При таком соотношении значений частей храма становится понятным смысл отделения алтаря от средней части: алтарь с самого начала непременно должен быть отделен от нее. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем — Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей название церковь. Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников. ... далее ...
В кафедральном соборе совершается установка ...Искать в Источникеchurch.ua
... то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае) Помимо таких эпистилей сформировался более длинный деисусный чин, состоящий из ряда отдельных икон, первоначально небольших оглавных или оплечных, позднее более крупных поясных. Сквозные же проемы между колоннами преграды не занимались иконами очень долго. В XIV веке с алтарных столпов в них переместились иконы Христа и Богоматери, теперь ставившиеся по бокам от царских врат. Они положили начало местному ряду иконостаса. В поствизантийском искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превращается в небольшой трехъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы. Развитие иконостаса в Древнерусском искусстве Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. В Третьяковской галерее хранится горизонтальная икона трехфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII—XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав. Существует гипотеза, что ... далее ...
Архиепископ Феогност совершил освящение придела ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... детского дома были созданы адаптированные богослужебные тексты всенощного бдения и Божественной литургии, специальные объемные пособия для слепых и пособия для детей с множественными нарушениями развития. В храме хранятся святыни: ковчег с мощами святых и крест-мощевик, к которым дети любят прикладываться во время службы. Иконостас здесь особый – с удивительно красивыми иконами. По обеим сторонам Царских врат устроены большие открытые пространства, которые дают возможность детям заглянуть внутрь алтаря. Такого «прозрачного» иконостаса больше нет нигде. Благословение на необычную работу, как и на все строительство, дал наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Почти все иконы в храме ребенок может «рассмотреть руками». Иконы находятся на определенном уровне по высоте, и все подписаны брайлевским шрифтом. В боковом приделе и нижнем храме установлена низкая алтарная преграда, чтобы глухие могли следить за богослужением. В храме устроены пандусы для инвалидов-колясочников, используются особые низкие подсвечники, чтобы больным детям было удобно ставить свечи. Словом, всё здесь сделано с любовью и заботой о воспитанниках детского ... далее ...
Когда мы вошли в храм, было ощущение чуда / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... бумаги… Это было фантастическое зрелище. И в храме, то есть в самом зале, тоже была грязь. Не такая, как здесь, но тоже было не убрано. Т. М. : В тот же день, когда мы вошли в храм, подъехал автомобиль, который до этого стоял во дворе напротив, и привёз утварь: подсвечники и всё, чтобы можно было начать службу. И вот всё это внесли наверх. Тогда сцена была почему-то чёрным покрашена, всё было тёмное. И когда внесли эти сияющие золотые вещи, всё осветилось. Из палок стали сбивать рамы, для того, чтобы сделать иконостас. Потом нашли рулон материи, этим рулоном затянули каркас, и получилась алтарная преграда. Туда прикнопили бумажные иконы. Мы тут дневали и ночевали. ― Если посмотреть назад на время, прошедшее с тех событий, что больше всего запомнилось? Т. М. : А последнее событие ― когда водрузили новый иконостас. ― Поменялось восприятие храма среди коллег по университету? Г. А. : Люди верующие стали сюда ходить… Т. М. : Отношение людей к религии и Церкви сильно поменялось. Война ― Григорий Александрович, вы составили патриотический календарь. Как возникла идея сделать что-то подобное? Г. А. : Во время перестройки встал вопрос о том, что в средней школе надо тоже что-то ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"