алтарная преграда



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса. «Преграда (κάγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» ( Герман, свт. Сказание. 9 ) . Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире ( 316-317 ) : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил ( букв. - окружил, περιέφραττε ) (его) решетками (δικτύοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44) . В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κάγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διάστυλα, δίκτυοι, δρύφακτα, θώραξ, κιγκλίδες, περίστυλα, στηθεα и др.) . Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная ... далее ...
Алтарная преграда | Статья | Православие.ByИскать в Источникеpravoslavie.by
... сентября 2011 4352 Алтарная преграда – ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса. «Преграда (κάγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» ( Герман, свт. Сказание. 9 ) . Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире ( 316-317 ) : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил ( букв. - окружил, περιέφραττε ) (его) решетками (δικτύοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44) . В ранневизантийский период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κάγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διάστυλα, δίκτυοι, δρύφακτα, θώραξ, κιγκλίδες, περίστυλα, στηθεα и др.) . Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет ... далее ...
История Русской Церкви. Том 1. Часть 2. Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... преграды взяты из Римских базилик, и как отсюда следует заключать далее, в древнейшее время вероятно была формой наиболее употребительной. В позднейшее время она осталась господствующей формой на Западе (который и в отношении к самым церквам остался при форме базилик) 408. Вторая форма, по всей вероятности – ведущая своё начало от Юстиниана, стала господствующей и едва ли даже не исключительной формой Востока 409. В то время как мы приняли от Греков христианство, у последних ещё вовсе не было нынешнего иконостаса, который в своём нынешнем виде происхождения весьма не древнего, а была алтарная преграда в алтарной арке и поверх её – преграды в той же арке иконы (о чём сейчас ниже) . Из какого материала были делаемы алтарные преграды у нас с России в период до-монгольский, положительных указаний не имеем. Что в церквах деревянных, каковыми была наибольшая часть наших церквей до-монгольского периода, они делались деревянные, это само собой предполагается. Что в церквах каменных они не делались каменные в том смысле, чтобы были из высеченных мраморных или иных каменных досок, как было именно в Греции, это также необходимо предполагать. Если монахи Печерского монастыря, ... далее ...
Александрийский обряд. Традиции и богослужение ...Искать в Источникеpravmir.ru
... кругов (или квадратов) , с алтарем в центре храма. Квадратные храмы характерны для региона Тиграй. В Гондаре, или на юге – в области Шоа храм круглый, а в него уже вписаны два квадрата. То есть вы входите в круглый храм; внутри круга – квадрат, святилище (или «кеддаса») . А внутри святилища – «кеддаса кеддасе», святая святых, т. е. алтарь. Безусловно, эфиопы восприняли от своей Церкви-Матери – Александрийской Церкви, устремление к огражденному, закрытому алтарному пространству. Однако из-за того, что они сдвигают алтарь в центр храма, у эфиопов появляется уникальная, четырехгранная алтарная преграда. С четырех ее сторон – царские врата; открываются все, кроме восточных. Восточные же врата откроются сами, в день Страшного суда. Интересно что эта, построенная на принципе концентрических кругов, форма церковного зодчества переносятся и на другие постройки. Вот, к примеру, не церковь, но ризница знаменитого монастыря Аввы Гаримы. Это именно ризница, а не храм. Дворцы царей (негусов) и князей (расов) вплоть до начала XX в. строились по этому же концентрическому принципу и представляли собой круглые постройки. Посреди дворца, естественно, располагалась не святая святых, ... далее ...
Сто великих святынь православия — Сост. Ванькин ...Искать в Источникеazbyka.ru
... XVII в. На юго-восточном подкупольном устое сохранилась фреска царицы Мариам с сыном, восстановившей обрушившийся купол храма в 1656 г. Росписи XVII в., многие эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией, проводились под руководством художника Григория Гулджаварасашвили. Цикл этих композиций, построенных на традициях грузинской школы, вызывает особый интерес. Перед нами предстает первый христианский царь Мириан перед храмом «Свети-Цховели», царица Нана со свитой, вознесение Живоносного Столпа, иудей Элиос со священным хитоном в руках и другие исторические эпизоды. Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит реконструирована и установлена в 1972 г. вместо многоярусного резного иконостаса XIX в., во многом искажавшего привычное оформление интерьеров в древнегрузинском храмовом зодчестве. Сегодня в целом храм сохраняет первоначальную торжественно-величавую архитектуру XI в. В центральной части храма экспонируются сохранившиеся фрагменты первой христианской церкви. Под большой аркой возвышается двухъярусное сооружение XVII в., украшенное росписями, где сохраняются святые остатки Живоносного Столпа. У алтарной преграды в храме нашли упокоение ... далее ...
Смысл икон – В. Н. Лосский, Л. А. УспенскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так и у древних историков, например у Евсевия. Форма и высота этих первоначальных преград были различны. Иногда это были сплошные низкие стенки или балюстрады по грудь человеку, на которые можно было облокотиться, иногда более высокие решетки или ряд колонн с архитравом. Делались они часто из особо драгоценных материалов и украшались скульптурой или живописными изображениями. С внутренней стороны, т. е. со стороны алтаря, преграды завешивались занавесом, который задергивался или открывался в зависимости от момента богослужения. Таким образом, алтарная преграда делала алтарь и видимым, и в то же время недоступным. Алтарная преграда начала усложняться очень рано. Уже в Византии здесь помещались иконы месячные, святцы, или менологи, и иконы праздников. Сначала под архитравом, а потом на нем, непосредственно над Царскими Вратами, помещалась икона Спасителя, а затем и трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (состоящая из одной длинной доски или трех отдельных икон) , так называемый Деисис. Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась, как полагают, тем ядром, из ... далее ...
«Смысл иконы – в соединении миров» | Православие ...Искать в Источникеpravmir.ru
... к чистой духовности и открытой экспрессии, даже за счет сознательного упрощения форм. Иногда эти фрески похожи на современную абстрактную живопись. И эти два центра, два лика одной культуры, влияли друг на друга. Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в – Какое влияние на храмовое искусство и иконопись оказало появление многоярусного иконостаса? Почему нам трудно воспринимать маленькую алтарную преграду? Это очень интересный сюжет, как алтарь и алтарное пространство постепенно закрывается от верующих. Да, в какой-то степени нам не привычна низкая алтарная преграда. Но в последнее время я все чаще вижу возвращение к византийской алтарной преграде в некоторых храмах, где отказываются от многоярусного высокого иконостаса. Здесь мы повторяем путь, который проделывали наши предки в XIX веке, которые обращались к неовизантийскому стилю: неовизантийские храмы, начиная со всем известного храма Христа Спасителя, стояли по всей России. В Храме Христа Спасителя у нас не многоярусный иконостас. В ранней Византии алтарные преграды были не только низкими мраморными перегородками, но они были по преимуществу открытыми. И это была неотъемлемая ... далее ...
Открытие царских врат – приблизит ли нас к ...Искать в Источникеpravmir.ru
... а поскольку у нас есть иконостасы, то должна быть хотя бы какая-то связь между алтарем и храмом. Saint-Petersburg Theological Academy flickr. com Логично? Да, конечно. Однако не просто же так. Престол из середины храма переместился в специально выделенный алтарь, алтарь закрылся иконостасом, а на Царских вратах появилась еще и завеса (вернее, наоборот, исторически завеса предшествовала устроению врат) . Смысл выделения алтаря был прост – Богу посвящается отдельное пространство. Так как в храм стали допускаться не только верные, то появилось стремление отделить сакральное от профанного. Алтарная преграда появляется уже в IV веке, завеса святых (царских) врат – с V века, о самих дверях упоминается в XI веке, а практика, близкая к современной, существует с XIV века. Русь окончательно закрепила этот обычай во время патриаршества Никона. В то же время в Греции с течением времени практика стала меняться. В XIX веке врата затворялись после Великого Входа и отверзались на причащение мирян, в ХХ – стали затворяться только на время причащения священнослужителей, сейчас – часто не затворяются вовсе. Причиной этого послужило возвращение к пониманию Литургии не как символа евангельских ... далее ...
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРАИскать в Источникеpravenc.ru
... роль, органично сочетались мозаики, фрески и скульптурный декор. Наиболее значимые части собора - подкупольное пространство и центральную апсиду - украсила мозаика. Смальту изготавливали в стеклянно-смальтовой мастерской, выявленной археологами на территории мон-ря. В боковых объемах собора были выполнены фресковые росписи. Сохранились фрагменты резных мраморных и шиферных плит, к-рые украшали парапеты хор (мраморные декорировали, возможно, алтарную преграду) ; пластический язык с элементами орнаментики решен в стиле традиц. образцов раннехрист. и юстиниановского времени. Древняя алтарная преграда (темплон) в соборе по общей композиции была близка к темплонам визант. соборов IX-XII вв. В алтаре над престолом находился киворий: колонны с капителями, поддерживающие сень (изображение подобного кивория представлено на мозаике «Евхаристия» в Софийском соборе в Киеве, 40-е гг. XI в.) . Киворий был окован металлическими позолоченными листами. Под сенью, над престолом, висел золотой венец, принесенный варягом Шимоном Африкановичем (Патерик. 1911. С. 4) . Ныне 2 мраморные колонны от кивория находятся во Введенской ц. в Ближних пещерах. Во время археологических раскопок ... далее ...
Район совр. К. уже в древности стал местом ...Искать в Источникеpravenc.ru
... киоты, двери, кивории. Часть из них сохранилась до наших дней, что представляет большую редкость. Во мн. храмах К. встречаются росписи на колоннах (храмы Эль-Муаллака, святых Сергия и Вакха, св. Меркурия) Абу-Сайфайн () . Эта традиция была распространена по всему Египту (ср. хебседный храм Тутмоса III в Карнаке, перестроенный в V-VI вв. в христианскую церковь) и в Палестине (базилика Рождества в Вифлееме; 1-я пол. VI в.) . В терминологии копт. архитектуры встречаются понятия «хурус» и «хайкал». Хурус - алтарное пространство непосредственно перед алтарными нишами, хайкал - высокая алтарная преграда. Почти во всех копт. храмах К. хайкалы сделаны в XIII-XIV вв. в едином стиле. Сложные геометрические узоры с повторяющимся мотивом креста или розетты выполнены в технике деревянной инкрустации со вставками из эбенового дерева и слоновой кости. Церковь Пресв. Богородицы ( Эль-Муаллака; араб. - подвешенная ) , один из основных памятников христ. архитектуры К. Название храма связано с его расположением над башнями крепости Вавилон. Точная датировка строительства храма невозможна из-за большого числа его перестроек. На рубеже XX и XXI вв. реставрационные работы в храме ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
Справочник - ПОИСКОВ.РФ