Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЗАПАДНОСИРИЙСКИЙ ОБРЯД в литургической науке одно из обозначений комплекса богослужебных традиций Сирии, Палестины и М. Азии, генетически связанных с регионом Зап. Сирия, прежде всего с Антиохией ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери

http://pravenc.ru/rubrics/122642_10.html

Печ. Часовня Симеона Столпника. Oszlopos Szent Simeon szerb ortodox kápolna Карта и ближайшие объекты Церковь Святого Духа построена в 1738 году в местечке Избег, названном так по сербскому исходу в 1690 году после ряда поражений туркам. От названия местечка церковь получила свое второе имя – " Збежская церковь " . Уже в 1766 году местечко Избег было присоединено к городу Сентендре, и теперь это его пригород. То есть, после церкви-предшественницы Белградского собора, которая по преданию была построена в камне и известна как " первобытная сербская церковь " , Збежская церковь является второй православной церковью на территории современного Сентендре, построенной из твердого материала. Неф низкий и очень вытянутый выполнен в стиле раннего барокко. Пристроенная во 2-й половине XVIII века колокольня несколько раз была обновлена в XIX веке, но при этом сохранила свой первоначальный архитектурный облик. Портал западного входа имеет каменный каркас с арочным фронтоном и деревянные резные двери с украшениями в виде косичек (в " copf " манере). По сторонам от входа выполнено по два пилястра. Пилястры поддерживают венец фасада, который также является торцом двускатной крыши нефа. Колокольня имеет большие окна, а по краям – пилястры с ионическими капителями. Завершает колокольню латунная крыша, которая была построена в ходе реконструкции в 1806 году. Збежская церковь в XVIII веке имела простую алтарную преграду, на которой располагались различные иконы. В 1802 году в Збежскую церковь передан иконостас из Благовещенской церкви. Иконостас сделан неизвестными резчиками и иконописцами в 1721 году по типу старых образцов алтарных преград XVII века. Этот год указан в надписи на иконе Деисуса. Это первый резной иконостас в Сентендре. Тогда же написаны иконы Деисуса с шестью иконами апостолов (деисусный чин) и крест Христового распятия с иконами Богородицы и Иоанна Богослова. В художественном стиле неизвестные иконописцы опирались на традиции пост-византийского искусства. Это были без сомнения художники с юга, откуда происходит этот художественный стиль, т.е.

http://sobory.ru/article/?object=29016

Рубрики Храм преподобного Серафима Саровского пос. Селятино 2 мин., 01.08.2012 Поделиться В июне 1998 года по инициативе верующих жителей поселка был создан православный приход. Администрация городского поселения выделила участок земли под строительство храма преподобного Серафима Саровского в Селятино. Благочинным Наро-Фоминского округа иереем Гергием Ашковым, освящен и заложен первый камень в основание церкви во имя прп.Серафима Саровского. Была построена часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы Умиления, где отслужили первую литургию 9 февраля 2000 г. С этого времени богослужения в Селятино становятся регулярными, и община поселка растет. Непосредственно само строительство начинается в 2004 году. Разные причины помешали строительству основного храма. Например, несколько раз менялся проект. Строительство церкви стало значимым событием для поселка, и это объединило всех жителей. С первых шагов заботу и внимание в организации работ оказывала администрация городского поселения, большую роль сыграли предприниматели поселка. Свою посильную лепту вносит и община храма. В 2010 году были освящены кресты и после богослужения они украсили пять куполов храма. В 2013 году проведены работы по внутренней отделке храма, работы по отделке полов, по устройству порталов главных входов. Приступили к благо украшению алтарной преграды. Все эти годы община храма, действуя в русле православной традиции, принимает активное участие не только в строительстве, но в жизни поселка. Ведется работа с детьми и молодежью. Работает воскресная школа. Для дошкольников организованы 2-х годичные курсы подготовки к школе – группа «Зернышки». Закончив их ребята имеют возможность продолжить образование в ЦПШ, которая так же действует при храме. Для детей и взрослых существует музыкальный коллектив «Колоколец», в котором учатся исполнять духовные песнопения, готовят выступления к церковным праздникам. Ребята постарше занимаются спортом в военно-партиотическом клубе «Рубеж», изучают историю и военное дело, готовятся к армии. Для детей и молодежи действует семейный лагерь отдыха «Верейская застава». Организуются тематические званые вечера с участием детей и взрослых. При поддержке Дома Кульуры «Мечта» проводится конкурс детского рисунка «Божий мир глазами детей».

http://foma.ru/hram-prepodobnogo-serafim...

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы при Духовной академии и семинарии. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно не ранее 1965. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 17 Координаты: 59.91768, 30.383265 Проезд:Станция метро " Площадь Александра Невского " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы (домовая) при Духовных Школах расположена в Центральном районе на территории Александро-Невской Лавры. В ведении РПЦ. Оформление церкви - старорусское, допетровское. Духовные школы возродились в СССР после Второй Мировой войны, в 1946 году. Но появились гораздо раньше: академия - в петровскую эпоху, семинария - при Александре I. Церковь Успения не единственная домовая в этих стенах. Действует также храм Иоанна Богослова. Последний - официальный храм Духовной академии. Здания Духовных школ фасадами выходят на Обводный канал. Домовый академический храм в честь Успения Божией Матери На первом этаже исторического здания семинарии в конце 1960-х годов был обустроен домовый храм в честь Успения Божией Матери. Связано это событие с тем, что в 1961 году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была окончательно закрыта и резиденция митрополитов Ленинградских и Новгородских была перенесена в академию. Митрополит Никодим (Ротов) практически ежедневно совершал Божественную литургию, и возникла необходимость рядом с покоями обустроить домовый храм. Даже во дни болезни владыка служил, для чего в покои, которые располагались рядом с храмом (сейчас это один из залов музея), приносился Престол и совершалась Божественная Евхаристия. Храм обустраивался под личным руководством митрополита Никодима. Стены украшают росписи, тематически связанные с Божией Матерью: Успение, Покров, Похвала и Благовещение Пресвятой Богородицы. Особенностью храма является небольшая алтарная преграда, которая позволяет получать прекрасный обзор на алтарную часть. Интерьер полностью сохранен и передает дух той эпохи жизни нашей Церкви. В 1999 году коллективом петербургских художников было совершено поновление росписей домового храма.

http://sobory.ru/article/?object=29684

Северская. Церковь Спиридона Тримифунтского. Карта и ближайшие объекты Храм во имя святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в станице Северской построен в 2013 году стараниями местной греческой общины. Освящён 15 декабря 2014 года главой Кубанской митрополии митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко). Храм построен в византийском стиле: высокий четверик с завершёнными 3 закомарами фасадами увенчан характерным круглым массивным световым барабаном с характерным шлемовидным куполом. Звонница помещена над западным притвором, алтарная часть выделена полукруглой апсидой, покрытой конхой. http://vse-hramy.livejournal.com/40734.html Храм святителя Спиридона Тримифунтского, открывший двери для прихожан в декабре 2014 года, построен в классическом византийском стиле. О храме и своей работе мне увлечённо рассказывает иконописец Эммануил Котанидис, только закончивший роспись сводов, анфилад и парусов, поддерживающих купол. Эммануила Котанидиса пригласили закончить оформление сводов храма святителя Спиридона Тримифунтского в той самой византийской манере, которая зарождала любовь россиян к Иисусу Христу во времена крещения Руси. На золотисто-голубом фоне, символизирующем небо, чистоту и святость, под сводом купола расположились двенадцать апостолов. Над ними - два наиболее ярких эпизода жития св. Спиридона Тримифунтского, воспроизведённые стараниями иконописца Котанидиса. На одном он изобразил момент, когда в 325 году святитель Спиридон принимал участие в Никейском Соборе, где была осуждена ересь Ария, отвергавшего божественное происхождение Иисуса Христа и, следовательно, Пресвятую Троицу. Святитель чудом доказал единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышли из него вверх огонь, вода вниз, а глина осталась в руках чудотворца. Второй эпизод, повествующий о чуде, сотворённом Спиридоном Тримифунтским: иконописец изображает святителя на берегу реки. История такова. Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключён в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешёл разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твёрдой верой во всемогущество Божие вознёс молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешёл посуху на другой берег. Предупреждённый о происшедшем, судья встретил святителя с почётом и отпустил невиновного.

http://sobory.ru/article/?object=44283

Сортировать по Исключить новости Одна стена храма будет полностью из стекла. 19 июля. ПРАВМИР.  Храм со стеклянной стеной появится в Можайском районе Москвы. «Москомархитектура и Московская патриархия одобрили проект храма священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице. От большинства строящихся в последнее время храмов сооружение будет отличаться лаконичностью и минимализмом», —  сообщает Москомархитектура. Одной из особенностей в здании храма станет стеклянная восточная стена, к которой примыкает алтарь. Благодаря этому прихожане смогут видеть сквозь стекло пейзаж долины реки Сетунь. «Алтарь отделен от основного пространства храма низкой алтарной преградой с одноуровневым иконостасом, который не скрывает пространство священнослужения. Такая планировка была принята в раннем христианстве, и почти не применяется в привычных нам церквях, где обычно ставят многоярусный иконостас», — добавляется в сообщении, которое цитирует РИА Новости. Проект строительства уже одобрен. Прообразом храма на Верейской улице послужила церковь Спаса Преображения XIV века на Ильине улице в Великом Новгороде.  Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» и Валерий Лизунов с Анжелой Моисеевой из бюро Archpoint, которое специализируется на общественных пространствах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 28 июня, 2023 14 июня, 2023 13 июня, 2023 19 мая, 2023 18 мая, 2023 17 мая, 2023 15 мая, 2023 10 мая, 2023 2 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/futuristicheskij-hram-...

Сортировать по Исключить новости Престольный праздник отметит храм при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих 4 сентября, 2012. Новостная служба По традиции в богослужении примут участие воспитанники детского дома. Глухие будут помогать в алтаре и храме, слепые исполнять пономарское послушание по богослужебным книгам, написанным шрифтом Брайля. 4 сентября. ПРАВМИР. В грядущую пятницу, 6 сентября, в день явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому,  храм при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих отметит свой престольный праздник. Божественную литургию в день праздника совершат председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. По традиции в богослужении примут участие воспитанники детского дома. Глухие будут помогать в алтаре и храме, слепые исполнять пономарское послушание по богослужебным книгам, написанным шрифтом Брайля. На клиросе будет петь хор слепых девочек. Воспитанники будут рассказывать с амвона о храмовом празднике, сообщает Патриархия.ru . Уникальный храм специально адаптирован под нужды инвалидов разных категорий. Иконы в нем резные, чтобы их могли ощупать слепые. В боковом приделе и нижнем храме установлена низкая алтарная преграда, чтобы глухие могли следить за богослужением. В храме устроены пандусы для инвалидов-колясочников и используются особые низкие подсвечники, чтобы больным детям было удобно ставить свечи.   На праздник приглашены воспитанники детских домов и интернатов Сергиво-Посадского района, а также дети-инвалиды, воспитывающиеся в семьях. В Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих воспитывается около 220 детей. С 1990-х годов в их воцерковлении помогают добровольцы — студенты Московской духовной академии и семинарии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prestolnyj-prazdnik-ot...

Французский писатель посетил Россию дважды: в конце 50-х и начале 60-х годов XIX века. Его заметки об этих путешествиях до сих пор читаются с большим интересом, но наиболее живую реакцию, пожалуй, вызывает самое оригинальное и самобытное в его книге – восприятие писателем русского церковного искусства: иконописи, фресок, зодчества, пения. Православный храм поразил французского писателя прежде всего своим сверкающим иконостасом. Теофиль Готье отмечает иконостасы даже в часовнях: сияние их видно сквозь раскрытые двери еще с улицы. Внутри церковь представляется ему " золотой пещерой " или " золотой печью " . Это впечатление создается именно иконостасом, который горит " глыбой серебра и золота " . " Леса свечей, созвездия люстр, – пишет он, – разжигали золото иконостасов, внезапные молнии металлических отблесков смешивались с лучами света, создавая ослепительное свечение " Отдаленное представление о внутреннем освещении русского храма, считает писатель, может дать собор святого Марка в Венеции. Заметно, что писатель видит только наружный, чисто внешний облик алтарной преграды, он обращает внимание на материал, на конструкцию, но от него совершенно ускользает значение, религиозный смысл, идея иконостаса, его молитвенный, а не композиционный строй. Как отмечалось в главе, посвященной Н.Полевому, глубокий смысл иконостаса наиболее полно и богословски точно выявил священник Павел Флоренский. Он писал: " Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и Ангелов – ангелофания, явление небесных свидетелей... Иконостас есть сами святые " . Пышность иконостаса отодвинула на задний план, даже совсем затмила для Готье главное в иконостасе – быть не только и не просто напоминательным изображением святых, а местом их невидимого, но реального присутствия, быть мощным активным призывом к вере и молитве для каждого входящего в храм. Следует, правда, оговориться, что большая часть иконостасов, которые видел Готье, была действительно настолько пышно и богато украшена резьбой, подчас очень затейливой, золотом, серебром, что все это затушевывало и даже подавляло иконопись, тем более если это были " живоподобные " или живописные иконы XVIII-XIX веков. Богатейшие иконостасы XIX столетия находились в резком контрасте с молитвенной аскетической простотой иконостаса, например, Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, находясь перед которым невозможно не почувствовать его тайный мистический смысл и духовный молитвенный призыв. Хотя Готье был в этом соборе, описал его иконостас, но и здесь он увидел прежде всего драгоценные камни, золото, серебро. Изображения святых, похожие в глазах писателя-романтика на привидения, живут какой-то своей странной и суровой жизнью, таинственной и непонятной

http://radonezh.ru/radio/2019/07/11/20-4...

Эски-Кермен, урочище. Неизвестный пещерный храм в форме трилистника. Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Проезд:Проезд: Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта «Большой пещерный храм», по Н. Репникову, или «церковь 1», по Н. Эрнсту, расположен в самом начале третьего марша подъемной дороги. Уровень его пола находится приблизительно на 2,5 м выше уровня последней. Первоначально из-под обрыва в него вела сложенная из камней лестница. Размеры церкви (по уровню пола) — 4 х 4,7 х 2,3 м. В плане она имеет форму трилистника (конхиальную). В настоящее время здесь отсутствует западная стена. Однако наличие пазов и гнезд для балок позволяет предполагать, что она была деревянной. Не исключено также, что первоначальная стена все же была скальной (по аналогии с другими пещерными церквами), а после разрушения ее заменили на деревянную. Апсида полукруглой формы, размерами 1,7 х 2,3 м и ориентирована на северо-восток. Вдоль ее стены расположено сопрестолие, которое к середине понижается. В стене конхи имеется углубление, возможно, для запрестольного образа. В середине сопрестолия и в центре апсиды в скале имеются углубления. Это, по всей видимости, основания для престолов, что позволяет говорить о нескольких строительных периодах церкви. Апсида отделяется от стен храма скальными простенками, которые, поднимаясь к потолку, образуют арочный карниз. Н. Эрнст не находил здесь следов алтарной преграды, в то же время Н. Репников считал, что наличие гнезд для крепления балок в простенках, потолке и полу может указывать на то, что алтарная преграда (иконостас, по Репникову) была деревянной. Вдоль северной и южной стен церкви вырублены скамьи. На южной стене, над скамьей, рядом с апсидой имеется вырубка, которую Н Репников определял как жертвенник. В западной части южной стены, над потолком, вырублена ниша размерами 1,2 х 0,4 м. В полу храма имеется водосток. Стены тщательно обработаны Причем первоначальная обработка Т. 2 сверху была подтесана «зубаткой». Вероятно, разрушение западной стены после прекращения функционирования храма и беспрепятственное проникновение ветра также способствовали сглаживанию стен.В комплексе с церковью расположены усыпальницы 32, 35-37, 104 и гробницы (вырубленные в скале могилы с заплечиками, перекрытые каменными плитами).

http://sobory.ru/article/?object=16752

Иконописцы завершили восстановление алтарной преграды в старейшем храме на Куликовом поле. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Иконописцы завершили восстановление алтарной преграды в старейшем храме на Куликовом поле 18.03.2022 10:48 Версия для печати Фото: yaplusoni.ru Тула, 18 марта. Иконописцы из Тульской области и Подмосковья создали 34 копии икон, утраченных из алтарной преграды придела Сергия Радонежского храма Рождества Пресвятой Богородицы, который является старейшим из сохранившихся на Куликовом поле. В ближайшее время планируется провести чин освящения восстановленного объекта, сообщили ТАСС в четверг в пресс-службе музея-заповедника «Куликово поле». «Тульские мастера-иконописцы воссоздали 24 иконы, еще 10 икон написали мастера из подмосковного художественно-производственного предприятия «Софрино». В числе восстановленных - иконы преподобного Сергия Радонежского, князя Дмитрия Донского, Донской Божьей Матери, Спасителя. В ближайшее время - весной-летом, будет проведено освящение полностью восстановленной алтарной преграды», - сказали в пресс-службе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010