> Дело дня: Помогите ребёнку <

алтарная преграда

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Православная Литургия - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... – священниками. Набиравшая силу тенденция рассматривать христианство в терминах Ветхого Завета способствовала дальнейшему углублению различий между духовенством и мирянами. По ветхозаветному Закону только первосвященнику было разрешено входить во Святое Святых, и теперь, по Закону новозаветному, только священники получили право входить в святилище, чтобы служить перед алтарем. Царское священство всего народа Божьего померкло перед расцветающим великолепием духовенства – епископов и пресвитеров. Теперь только они были облечены в святость, недоступную тем, кто не посвящен в сан. Алтарная преграда, защищавшая нового христианского магистрата в его апсиде, тоже способствовала отделению простых членов церкви от тех, кому позволено входить в новое Святое Святых. Это различие подкреплялось появившимися нововведениями в евхаристическом богословии и благочестии. Кирилл Иерусалимский – или, может быть, его преемник Иоанн – составил курс катехизиса, то есть лекций, предназначенных готовящимся к крещению (оглашенным) . Последние пять лекций читали после того, как оглашенные приняли крещение, миропомазание и первое причастие. В них объяснялся смысл обрядов посвящения, ... далее ...
1115 вопросов священнику, Раздел 4 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мировой архитектуры открылась самая яркая страница – церковное зодчество. Храм святой Софии в Константинополе запечатлел не только дарования великих мастеров Анфимия из Тралеса и Исидора из Милета, но и высокое благочестие жителей Царьграда, начиная от царя Юстиниана и кончая простым каменотесом. При сооружении собора ярко проявился человеческий гений. Многие мастера и художники раскрыли здесь данные им Богом дарования. Величие и соразмерность архитектурных пропорций, смелость инженерно-строительных решений, сияющая красота интерьера органично соединяются с богатой отделкой: серебряная алтарная преграда, выполненные из серебра или золота лампады, канделябры и паникадила, украшенные драгоценными камнями раки святых. Во все последующие века создатели храмов руководствовались благочестивым правилом – все лучшее посвящать Богу. Благолепие богослужебных одежд также соответствует библейской традиции. Господь повелел Моисею: «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона…» ( Исх. 28: 2, 5 ) . 2. «Шикарные дома…». Не знаю, что здесь подразумевается. Все мои знакомые священники ... далее ...
Богословие иконы Православной Церкви, Часть 12 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... им на Руси, можно предположить, что сам он подпал под влияние русских исихастов, если, конечно, можно доказать, что приписываемые ему иконы из иконостаса Благовещенского собора были действительно написаны им (см. : Грабар А. Н. Несколько заметок об искусстве Феофана Грека Труды Отдела древнерусской литературы. XXII. М. -П., 1966, с. 86) . говорит: «Посему поверх столбов космитис означает союз любви и единство во Христе [... ]. Оттого поверх космита, посредине между святыми иконами, изображается Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, Ангелы и Апостолы и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на небесах со Своими святыми, и с нами теперь, и что Он еще должен прийти» («О святом храме») . На Руси в преграде был произведен ряд существенных по смыслу изменений как в умножении ярусов, так и в их размещении и распределении икон. Знаменательно, что в своей эволюции в рамках христианского богослужения алтарная преграда нигде не сохранилась в своей первоначальной форме: она или развивается, как в Православной Церкви, или исчезает, как на Западе. (См. нашу статью «Вопрос иконостаса» Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, № ... далее ...
К новомученикам - читать, скачать - монахиня ...Искать в Источникеazbyka.ru
... теплеют. Такое небо назы­вают перламутровым. Прошли лесной тропой мимо запорошенных деревьев, вышли к открытым воротам, около которых стояло уже немало машин. Панихиду служил владыка Сергий. Когда Владыка уехал, кто-то сказал: “Пойдёмте в храм! ”. О том, что место закладки храма было освящено, известно, а что в храм уже можно войти – это приятно удивило. Идём и видим поднявшийся на расчищен­ной площадке деревянный храм. Он невелик. Уже есть крыша, но нет пока завершения. Окна забиты, нет лестницы. Дверь открыли, положили настил, и все желающие заполнили храм. Потолок готов, впереди алтарная преграда, несколько икон и лампад. Около аналоя священники стали полукругом и снова начали панихиду. Почему-то стало проще, уютнее. В левом углу топилась “буржуйка”. Стояли плотно. Когда и эта панихида окончилась, отец Сергий Правдо­лю­бов сказал слово собравшимся. Говорил он свободно, просто, от души. Говорил, что его од­нажды поразила жалоба геологов, работавших в Сибири. “Где ни копни, – говорили они, – всюду покойники. Как живые лежат, только бороды в инее”. Кто они? – Конечно же, наши мученики и исповедники. Их много, мы не знаем их имён. Но храмы открыты, богослужению не ... далее ...
Феномен иконы, Глава 14 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... существеннейшую часть богослужения в целом и его главной мистической части – причащения Святым Дарам. Образы иконостаса необходимо дополняют собой Святые Дары, вслед за Булгаковым 335 утверждает Успенский. «Христос в Дарах не показывается, а дается. Показывается же Он в иконе. Созерцаемая сторона реальности Евхаристии есть образ, который никогда не может быть заменен ни воображением, ни созерцанием Святых Даров. Реальность Тела и образ в совокупности дают полноту причастия и общения: физическое соединение и молитвенное общение через образ» (252) . И в византийских храмах, где алтарная преграда не скрывала Престола со Святыми Дарами, взоры молящихся тем не менее были обращены, убежден Успенский, не к самим Дарам, но к образам в апсиде. А там, как известно, чаще всего изображалась Божественная Евхаристия, мистерия причащения апостолов самим Иисусом Христом. Л. Успенский, как и некоторые богословы византийского времени, осмысливает образы иконостаса на уровне высочайшего сакрального таинства, полагая, что через них осуществляется визуально-созерцательное общение верующего с Богом, реализуется существенный момент полноты причастия верующего к Нему. Выше этого ... далее ...
Историческое описание древнего Херсонеса и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и амвонные плиты. Преграда, отделявшая в древности алтарь от средней части храма, устраивалась несколько иначе, чем заступивший ее место иконостас наших церквей. Херсонесский храм представляет собою образец иконостасов в их первоначальном виде, как они устраивались в древности. Эта перегородка не заставлялась иконами, как теперь, не была высокою и в несколько ярусов, но сохраняя характер перегородки, отделяющей алтарь от остальной части храма, была или невысокою решеткой (cancelli) , или состояла из плит, вставленных между колоннами. Здесь представлены образцы плит, из которых состояла алтарная преграда в Херсонесском храме. Плиты эти шли по обе стороны царских врат, разделяясь, как мы уже сказали, соответственной вышины колонками, за исключением свободного пространства оставленного для северных и южных дверей, вводивших в алтарь. Вышина плит два аршина: над ними находилось соответственное число колонок во втором ярусе, пространство между которыми не заставлено было плитами, а закрывалось завесами. Из таких же плит был составлен и амвон Херсонесского храма. Подобно иконостасу, и эта часть была устроена по образцу древних амвонов, представляя возвышение, идущее от помоста ... далее ...
Евангелие в памятниках иконографии ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в том же Евангелии Иоанна ( Ин. 2: 17 ) 157. 14. Крещение Иисуса Христа. Важнейшие из этих кодексов: парижские (№ 510 IX в., № 533 XI в., № 543 XII в., № 550 XII в., № 239 Coisl. XII в.) 159, афонопантелеймоновский (№ 6 XI в.) , синайский (№ 339 XII в.) 160, в московской синодальной библиотеке (№ 61 XI в.) и ватиканский (№ 463 XI в.) 161. Здесь в первый раз появляются нередко повторяющиеся в памятниках позднейших сюжеты – поставление епископа, отпевание умершего, в которых заключаются некоторые данные для истории церковного обряда, одежд, внутреннего убранства византийских храмов (алтарная преграда) , немало сцен мифологических и бытовых 162. Миниатюры к Слову на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта дают образцы ландшафтных сцен, отличающихся идиллической простотой и прелестью. 16. Халдеи-астрономы. Из афонопантелеймоновского кодекса Григория Богослова. 17. Пастух. Из афонопантелеймоновского кодекса Григория Богослова. 18. Мореплаватели. Из афонопантелеймоновского кодекса Григория Богослова. «Царица годовых времен, – говорит проповедник, – исходит в сретение царице дней и приносит от себя в дар все, что есть и прекраснейшего и приятнейшего. Ныне ... далее ...
Богословие иконы — И.К. ЯзыковаИскать в Источникеazbyka.ru
... прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. Росписи восточной части отличаются от росписей западной. Восточная посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время – гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсида напоминает также катакомбы первых христиан, где христиане служили литургию нередко на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей. В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ – Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Достаточно вспомнить образ «Богоматерь Нерушимая стена» из Софии Киевской. Позже, когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глаз молящихся и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открываются Царские врата, место алтарного образа заняла композиция «Воскресение Христово». В алтаре совершается Евхаристия, поэтому на ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 43 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... процесса, инициированного, без сомнения, новым монашеским руководством, повсеместно – за исключением Южной Италии – утвердился устав (τυπικόν) палестинской обители св. Саввы Освященного 1310. В свете этих новшеств легче осмыслить и изменения в церковной архитектуре: многие храмы того времени отличаются скромными размерами, а их планировка больше соответствует монашескому «сокровенному» благочестию, избегающему публичного выражения. Однако эта «сокровенность», похоже, не вернула богослужению тот общинный по преимуществу характер, который оно имело в раннехристианскую эпоху. Именно в XIV в. алтарная преграда превратилась в сплошную стену, закрытую иконами 1311. Вследствие этого Божественная Литургия более чем когда-либо стала восприниматься как ритуальное действо во главе с предстоятелем, то появляющимся, то исчезающим за преградой и завесой, или как мистерия, созерцаемая в образах и перспективе Псевдо-Дионисия, которые еще более утвердились в своей «легитимности», обретенной ими еще в VI столетии. Нет оснований сомневаться, что именно монашеское влияние помогло развиться этим процессам в Византии и затем перенести их на Балканы и Русь. Тем не менее и здесь, как в случае с ... далее ...
Введение в историю Церкви - Часть 1 - Обзор ...Искать в Источникеazbyka.ru
... окнами. Во внутренних областях Востока базилика часто была меньших размеров, более короткой и низкой, с узкими окнами и сводчатым перекрытием. Разные части базилики обладали различными функциями. В атриуме часто размещался фонтан (фиал) для омовений, нартекс предназначался для оглашенных и кающихся, в центральном нефе проходила основная часть литургии, здесь находился амвон. В боковых нефах стояли прихожане (мужчины и женщины раздельно: женщины – в левом, мужчины – в правом) ; в тех церквах, где были хоры, они предназначались для женщин (гинекеи) . Восточную часть церкви занимали солея и алтарная преграда, которая ограждала алтарь с престолом, где совершалась литургия Евхаристии. Форма алтарной части с тремя выступающими апсидами сложилась постепенно, самый ранний датированный пример – церковь Симеона Столпника (Калат–Семан) в Сирии, построенная в 70–90-х гг. 5 в. Городские базилики служили церквами епископскими или приходскими, например, в Риме – Сан Джованни ин Латерано, Санта Мария Маджоре, Санта Кроче ин Джерузалемме, Санта Сабина и мн. др. В кладбищенских базиликах верующие собирались, чтобы почтить останки мучеников и святых. На римских кладбищах их несколько: Св. ... далее ...
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: алтарная преграда
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера