Следующим епископом Рымникским стал ученик еп. Климента настоятель мон-ря Козия игум. Григорий (Сокотяну), избранный 8 мая 1748 г. Построил домовую церковь в здании епархии и украсил ее внутренними и внешними фресками (в ктиторском ряду во внутренней росписи сохр. его портрет). Еп. Григорий был также ктитором Благовещенской и Всехсвятской церквей в Рымнике, оказывал помощь скиту Сэрэчинешти и произвел нек-рые обновления в мон-ре Говора. Активно занимался типографской деятельностью: в 1750-1761 гг. издал переводы на румын. язык еп. Дамаскина (Даскэлула); в 1755 г. по просьбе серб. митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) выпустил «Славянскую грамматику», в 1761 г. по просьбе еп. Арадского Синесия (Живановича) - «Правила и молитвы сербских святых» на церковнославянском языке. Еп. Григорий поддерживал правосл. население Трансильвании, на протяжении 60 лет (1701-1761) лишенное архипастырского окормления: рукополагал трансильванских священников, принимал в своей епархии пришедших оттуда священников, посылал ободряющие письма православным в Брашов. 21 мая 1764 г. (возможно, по политическим мотивам) еп. Григорий оставил кафедру и поселился в Крайове; в 1770 г. господарь Э. Джани-Русет поставил его на Унгро-Влахийскую митрополичью кафедру. В окт. 1771 г., когда русские войска вошли в Бухарест, он вместе с господарем ушел в Олтению († 28 дек. 1777, похоронен в рымникском кафедральном соборе). После еп. Григория Рымникским епископом стал настоятель мон-ря Тисмана игум. Парфений. При нем были увеличены владения епископии, продолжилась активная типографская деятельность. После его смерти (кон. 1771) управляющим кафедрой стал протосинкелл Унгро-Влахийской митрополии Кесарий . В связи с русско-турецкой войной (1768-1774) его избрание состоялось 26 дек. 1773 г. (хиротонисан 12 янв. 1774). При нем были восстановлены и расписаны мн. церкви (в скиту Добруша, в мон-ре Гэнеску в Крайове и др.). В этот период непосредственно епископии были подчинены ц. Сорока мучеников в Бухаресте и мон-рь Гэнеску в Крайове. Еп. Кесарий основал школы (при метохе епископии в Бухаресте и при метохе мон-ря Обедяну в Крайове). При нем впервые на румын. языке было предпринято полное издание Минеи (вышли тома с окт. по март): каждый том был оснащен написанным еп. Кесарием обширным предисловием с экскурсами в мировую и национальную историю. Благодаря широкому распространению научных знаний через церковные издания еп. Кесария считают представителем 1-го поколения румын. просветителей († 9 янв. 1780 в Бухаресте, похоронен в ц. Сорока мучеников).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Ещё более немцев сбегались смотреть на крестный ход от Воскресенского храма к берегу Преголи, великое освящение воды и купание в Иордане, которые проводились на праздник Богоявления по распоряжению очередного российского губернатора Пруссии Василия Суворова (отца знаменитого полководца). Православная Церковь не вела целенаправленной миссионерской работы среди жителей Кенигсберга, но в донесении Синоду от 13 мая 1761 года архимандрит Тихон сообщал о желании многих местных жителей перейти в Православную веру. Местные женщины, желая выйти замуж за русских солдат, просили венчать их. До того времени Синод не сделал никакого распоряжения на сей счёт. На свой страх и риск архимандрит Тихон окрестил одного прусского еврея двадцати лет по имени Абрам Ароний из города «Бишев Вердер». В крещении ему было наречено имя Гавриил. Еврей, видимо, был не простой, так как восприемниками его стали сам губернатор Василий Иванович Суворов и кенигсбергский «плац-маэор» Петр Шилников. Восприемницами стали Анна и Мария Васильевны Суворовы, дочери губернатора За это крещение без разрешения на то Синода архимандрит Тихон опасался гнева и просил прощения. Синодальным определением от 1 июля 1761 года было разрешено «…крестить венчать крещеных прусских подданых в Православных храмах при соблюдении канонических правил». В донесении от 24 марта 1762 года архимандрит Тихон прислал реестр с перечислением всех лиц, принявших Православную веру в Кенигсберге с начала 1761 года. Кроме вышеназванного Абрама Арония в этом реестре можно найти сведения про следующих лиц, присоединенных к Православной Церкви из католичества и лютеранства: «Апреля 28 дня Прусская девка из Оберландии София Амалия Анкерин из лютерскаго закона, при святом миропомазании наречена Мариею… Маия 7 дня Польской нации города Варшавы солдатская жена вдова Катерина Антонова из католицкаго закону, во святом миропомазании наречена Мариею… Маия 13 дня Прусскаго местечка Бубин купецкая дочь Анна Фридриховна из лютерскаго закону, во святом миропомазании наречена Наталиею…

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

В крестьянах видно стремление к грамотности; пятая часть прихожан умеют читать и писать. Крестьяне прихода села Иудина преимущественно занимаются земледелием и скотоводством. Немногие из них весною и зимою отправляются на промысл. Единственным промыслом здесь служит занятие пилкою леса и здоровью ближайших рощах. Занятия земледелием и скотоводством не доставляют средств для богатой, роскошной жизни. Крестьяне живут в деревянных домиках, покрытых соломой, в непривлекательной обстановке. Архивные материалы из истории храма Рождества Христова села Иудино (орфография текстов в основном сохранена) Село Иудино находится в 150-ти верстах от губернского города, в 30-ти от уездного. Настоящий Иудинский приход, состоящий из села Иудина и деревень: Шубина, Козлова. Лискина и Мехова до 1764 г. составлял вотчину Троице-Сергиева монастыря. Об этой вотчине и доходах, с неё получаемых, в ведомости 1761 г. имеются следующие сведения: «В селе Юдине по ревизии 1744 г. - 81 душа муж. пола, земли 25 четвертей в поле, сена на 30 копен, лесу пашеннаго 10 десятин и непашенного 15 десятин; крестьяне пашут на Лавру земли при селе Копнино 10 десятин, сена вместе с другими деревнями косят 1119 копен; работников отправляют в Лавру 1 конного и 2 пеших; они же возили при Лавре навоз и сено, содержась на крестьянском коште. В 1761 г. с тех крестьян поступило: оброку за разныя звания 9 руб. 69 коп., за землю 1 руб. 60 коп., скани неводной , яиц 291. бревен и подвязей 45, лавок 19, моху 1 воз, лучины 16 полен; плот сошных и борон 3, подушек тележных 9, дров 11 сажен кубических; за отданные крестьянам пустоши и земли 38 руб. 57,5 коп., на покупку яблонь и груш 28 коп., черемуховых 23 прута, мягкаго лесу 6 возов, жердей 18 и из дальних лесов вывезено 11 саж. кубич. дров. Деревня Шубино – 60 душ, земли 35 четвертей в поле, окладного сбору в 1761 г.: оброку 15 руб. 45 коп., кожевенному делу корья 36 пучков, яиц 495. Деревня Козлова с Меховым и Лискиным – 158 душ, земли 641/8 четв. в поле, сена 20 копен; оброку в . 24 руб. 70 коп., за землю 2 руб. 55 коп., корья 78 пучков, работников для сушки овинов 3, для починки мельницы 46 человек, для отвоза из Лавры в Москву стряпческих запасов 17 подвод; неокладных сборов: черемуховых 66 прутьев мягкого лесу 173/4 воза, жердей 63 и вывезти дров 19 кубических сажен».

http://sobory.ru/article/?object=00050

16. ДАВИД Нащинский, с 1752 по 1757 годы. В сем году определён Архимандритом в Зарубежный Благочестивый Свято-Троицкий Слуцкий монастырь. 31. МАНАССИЯ Максимович, определён в 1755 году из Иеродиаконов. Сентября 1 рукоположен в Иеромонаха, потом в Игумена Киево-братского монастыря, а Ноября 25 – в Архимандрита. В 1758 году, Июля 3, скончался в Киево-братском монастыре, и погребён в Склепу Братском. 17. Авраам Флоринский. 32. ДАВИД Нащинский, определён из Зарубежного Благочестивого Свято-Троицкого Слуцкого монастыря в Ноябре 1753 года. В 1761 году, Февраля 10, переведён в Гамалеевский, потом в Глуховский, а оттуда в Ставропигиальный Бизюков монастырь, наконец, в Киево-Печерскую Лавру на обещание, где в 1793 году, Мая 5, скончался. 18. САМУИЛ Миславский, с 1757 года, Ноября 7, из учителей Академических. В 1759 году определён Богословия учителем. В 1761, Февраля 10, пожалован Ректором и Архимандритом Киево-братским. 33. САМУИЛ Миславский, из Префектов определён в 1761 году, Февраля 10. В 1768 году переведён в Киево-пустынно-Николаевский монастырь, и в том же году Декабря 28 хиротонисан в Епископа Белгородского в Санкт-Петербурге. 19. MEЛЬXICEДEK Орловский. 20. ИГНАТИЙ Микаславич, около 1764 года. 21. РУВИМ Петулинский. 1768 год. 34. ТАРАСИЙ Вербицкий, определён из Игуменов Кирилловского монастыря, быв до того проповедником Кафедральным, и посвящён в Архимандрита в 1768 году. В 1773 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия, где определён сперва в Новгородский Антониев, а оттуда переведён в Иверский монастырь. 22. НИКОДИМ Панкратьев, с 1769 по 1773 годы. 23. ГЕОРГИЙ Щербатский, около 1772 года. 35. НИКОДИМ Панкратьев, определён из Префектов в 1773 году. В 1775 году скончался. 24. КАССИАН Лехницкий, с 1773 по 1773 годы. 36. КАССИАН Лехницкий, определён в 1775 году из Префектов и учителей Философии, потом вызван в Санкт-Петербург на чреду Священнослужения и проповеди слова Божия. Возвратившись оттуда в Киев в 1784 году в Кудрявском Киево-Софийского монастыря доме скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1756 году граф П. Б. Шереметев устроил на каменную чудотворную Смоленскую икону Божией Матери серебряный оклад с жемчугом и алмазную корону. 1758 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Гедеон (Криновский; 1758–1761), впоследствии Епископ Псковский. В июле того же года в настоятельских покоях устроена и освящена домовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Позднее (в 1795 году) переименована в честь Казанской иконы Божией Матери. 14 августа в Лавре состоялось пострижение в монашество Петра Георгиевича Левшина, в будущем священно-архимандрита Лавры и Митрополита Московского Платона (1737–1812). В 1759 году в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни. В декабре на лаврскую колокольню был поднят отлитый в 1748 году царь-колокол. Громадный колокол был поднят при помощи 300 работных людей и посредством специально сконструированной архитектором Фростенбердом машины. 1761 год – настоятелем Лавры стал архимандрит Лаврентий (Хоцятовский; 1761–1766). 1762 год – во время приезда новой императрицы в Лавру и ее посещения Духовной семинарии, ректор – иеромонах Платон (Левшин), – произнес приличествующую случаю речь. Март 1763 года – определение именным указом императрицы Екатерины II иеромонаха Платона (Левшина) на должность наместника Лавры. В мае, по окончании коронационных торжеств в Москве, Екатерина II по пути в Ростов посетила Лавру. Во время этого визита Екатериной II были утверждены, исполненные Д. Ухтомским, эскизы картушей для новой лаврской колокольни. По возвращении императрицы из Ростова наместник – иеромонах Платон – был назначен законоучителем к наследнику Павлу Петровичу. 1 июня в присутствии Екатерины II состоялось освящение возобновленной после пожара 1746 года надвратной церкви Иоанна Предтечи. А в июле, в связи с подготовкой секуляризации монастырского землевладения, капитан гренадерского пехотного полка Михаил Колотинский произвел описание пока еще лаврских Троицких слобод: выяснил число подлежащих налогообложению жителей, источники их доходов, имущественное состояние. Опись М. Колотинского – важный источник для изучения истории Лавры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

6. СИМОН Лагов. С 1757 года, из учителей Новгородских, Иеромонах, сперва Вице-Префект, а потом, с 1758 года, Апреля 23, Префект. И того же 1758 года, Декабря 28, пожалован, а Января 1759 года посвящён в Архимандрита Антониевского. Потом Ректор. 7.  СИМОН Лагов, с 1759 года, Мая 29, Вице-Ректор, а с Ноября 8 Ректор. В 1761 году, в Августе переведён в Кирилло-белоезерский монастырь. 6. ТИХОН Соколов, Иеромонах, с 1758 года, Декабря 28. В Октябре 1759 года уволен в Тверскую Епархию, где произведён в Архимандрита Отроча монастыря и определён Ректором тамошней Семинарии; а потом хиротонисан в Епископа Кексгольмского. Примечание. По переведению Симона в Кирилло-белоезерский монастырь, Св. Синодом определён Ректором и Архимандритом Антониева монастыря Префект Московской Академии Иеромонах Иннокентий Нечаев. Но по прошению его оставлен на прежнем месте. 7. ФЕОФИЛАКТ Соцкий, Игумен, с 1759 года, Октября 28, из Наместников Николаевского Бежецкого монастыря. В Декабре пожалован в Игумена Острожского Николаевского монастыря с оставлением при прежних должностях. В 1760 году, Июня 11, произведён в Архимандрита в Великолуцкий Троицкий Сергиев монастырь. 8. ЛАВРЕНТИЙ Баранович, Иеромонах, с 1760 года, Июня 25, из учителей Поэзии, потом Ректор. 8 ЛАВРЕНТИЙ Баранович. С 1761 года, Сентября 10, Вице-Ректор и Настоятель Антониева монастыря. В 1762 году, Января 25, произведён в Архимандрита и пожалован Ректором. В 1767 году, в половине Июля, переведён в Хутынь монастырь. 9. АФАНАСИЙ Анфиногенов, Иеромонах, с 1761 года, Сентября 10, из учителей Риторики. Потом Ректор. 9. АФАНАСИЙ Анфиногенов, с Июля 1767 года, из Префектов. В 1768 году Февраля 26, скончался. 10. ПАРФЕНИЙ Гаврилов, Иеромонах, с Июля 1767 года. Он с 1766 года, Сентября 7, преподавал Философию; а в 1769 году, Января 29, скончался. 10. ДОРОФЕЙ. С 1768 года, Марта 19. Определён из Ректоров Псковской Семинарии, и Архимандритов Святогорского монастыря. В 1770 году, Октября 4, переведён в Казанский Свияжский монастырь. 11. ТРАНКВИЛЛИН, с 1770, Октября 4, из Префектов. В 1774 году, в Январе переведён в Зеленецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Первые документальные сведения о церкви Кинешемского погоста мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ив. Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте»; дани в патриаршую казну церковь эта платила 24 алтына 2 деньги. По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится 3 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, нищих и бобыльских 6 дв., 113 дв. крестьянских, 25 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 27 чети в поле, сена 50 копен. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1761 г. епископом Владимирским Антонием видно, что на погосте в 1698 г. построена была теплая церковь во имя Рождества Христова. Но к 1761 г. эта церковь уже крайне обветшала: иконостаса в ней не было, полы и потолки провалились, крест, глава и вся кровля обвалились и лет 20 в ней не было уже службы. — Вместо так обветшавшей церкви прихожанами была построена новая деревянная церковь и освящена в 1769 году в честь того же праздника. В конце сороковых годов текущего столетия церковь эта была разобрана. Что касается Никольской церкви, указанной в окладных книгах под 1628 годом, то не сохранилось никаких сведений о том, была ли она перестраиваема в течении XVII и XVIII столетий.  В 1807 г. в Кинешемском погосте начат постройкою каменный храм; трапеза была освящена в 1809 г., а главный храм только в 1821 году. Этот храм без существенных изменений остается до настоящтго времени. Колокольня же перестроена в 1849 году. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Сохраняется много икон, перенесенных из прежних деревянных церквей. Особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского в житии; по местному преданию, икона эта явилась здесь на дереве и на месте её явления был основан храм.  В церковном архиве сохранились: храмозданная грамота 1761 года и храмоосвятительная 1769 года.

http://sobory.ru/article/?object=06616

августа 28-го дня», Вседневный с надписью: «197 лета, августа в 7-й день куплен сей колокол в Володимерской уезд во Сорецкое городище, к церкви Николая Чудотворца, на мирские деньги»; небольшой колокол, с надписью: «лета 7187 мая слит сей колокол, весом 10 пудов в отчину Савы Чудотворца Звенигородского, в надеинское усоле (усолье?) к церкви Вознесения Господня прикладом церковных денег 20 рублев, тщанием монаха Леонтия Морозова». В церкви находятся следующие документы: 1) копия с копии настоящего храма, Высочайше утвержденного 23 июня 1822 года; 2) метрические записи с 1828 года; 3) экстракты из метрических ведомостей за 1795 и 1796 годы. По документам 1720 года, причт крепостной церкви сперва состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В 1728 году, с перенесением Благовещенской церкви на посад, туда прибавлен еще священник. В 1792 году было при церкви два диакона. В 1827, с отделением Иоанно-Предтеченской церкви от Благовещенской, при крепостном соборе остались: протоиерей, священник, диакон, два дьячка и 2 пономаря. Этот состав причта сохранился до ныне. Из прежних крепостных священников известны: Иоанн Иларионов († 1720), Петр Георгиев, выбывший в 1720 году, неизвестно куда, Василий Андреев († 1740), Федор Дементьев († ранее 1730 года), Василий Тимофеев († 1731), Иаков Игнатьев († 1736), Иоанн Онуфриев, возведенный в священники из дьячков крепостной Благовещенской церкви и бывший здесь первым протопопом († 1759); Назарий Меркурьев (умер между 1742 и 1753 годами), Тимофей Васильев умерший тогда же, Иосиф Иванов († 1753), Иоанн Федоров († 1757), Федор Назарьев († 1777), 53 Илья Степанов († 1758), Иаков Иоаннов, из диаконов здешних, сделанный священником, а потом – протоиереем; в бумагах 1777 года он показан умершим; Петр Яковлев († 1761), Стефан Андреев († 1763), Иаков Федоров († 1787), Никита Архипов († 1801), протоиерей Андрей Яковлев († 1807), протоиерей Порфирий Антонов († 1817), протоиерей Александр Пантовский († 1833), Иоанн Яковлев Дьяконов († 1847), Фока Быстряков, отделившийся, в 1820 году, от причта Иоанно-Предтеченского и сделавшийся самостоятельным священником приходской Благовещенской церкви; Филипп Паозерский († 1853), Максим Барановский, протоиерей, уволенный за штат в 1865 году; Феодор Пеннинский, протоиерей, и священник Владимир Краснопольский – священствовали в последние годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О нем в описи замечено: «число прихожан ему неизвестно, понеже в духовности у себя никого не имеет». Алексей Яковлев, поступивший сюда в половине 1755 года, из учеников новгородской семинарии школы богословия». Антоний Тимофеев, в начале 1761 года переведенный протоиереем в Новоладожский собор; Петр Васильев, бывший с 1773 года новоладожским протоиереем и благочиния надзирателем; Иоанн Семенов, рукоположенный в 1773 голу, из дьячков здешнего собора; Дмитрий Архипов, преемник Алексея Федорова, выбранный приходскими людьми, из диаконов здешней церкви. На место Иоанна Семенова, уволенного за штат по старости лет, рукоположен в 1795 году, студент александроневской семинарии Стефан Иоаннов Правдин; по смерти Дмитрия Архипова переведен сюда, 1802 года, июня 11-го, из Шлиссельбурга Иоанн Федоров, слушавший богословию; в начале 1808 года Федоров перешел в Петербург, к домовой церкви графа Шереметева. В 1830 году на место умершего Стефана Правдина, 17-го августа, посвящен зять его Алексий Евфимиев Смирнов; в 1838 году он переведен протоиереем в Ревель, а на место его переведен, из Никольского Сясьского погоста, Иоанн Семенов Покровский; по смерти его, в 1840 году, переведен от собора Феодор Иовлев; потом священствовали: Иоанн Феодоров Музовской, Александр Феодоров Соловьев, Александр Александрович Налимов; в 1872 году Налимов переведен в Парголово и на его место поставлен Никифор Верольский, переведенный из села Криц (лугского уезда). Диаконом состоит Александр Тополев. Причт содержится доходами за требы. Доходы эти уменьшились, когда, с проведением железных дорог и с упадком водяных сообщений, – обеднели жители Ладоги. Кроме доходов причт пользуется процентами от капиталов, в размере около 8,012 рублей, положенных в разное время, на вечное поминовение. Из них 2,900 р. положены в пользу диакона. Наконец причт получает арендную плату за церковную землю, которая находится в двух пустошах, называемых «Климентовшина». Первая пустошь, что была прежде деревня Шерега, находится у Старой Ладоги, подле владений г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

с 20.07.1699 28.06.1701 Иларион (Властелинский) митрополит рукоположен с 21.03.1703 по 11.03.1711 митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий (Вадбольский), епископ рукоположен с 25.03.1711 13.08.1712 Алексий (Титов), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 21.01.1714 по 25.01.1719 епископ Вятский и Великопермский Игнатий (Смола), митрополит бывший епископ Суздальский и Юрьевский с 25.01.1719 по 08.09.1721 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Леонид, архиепископ рукоположен с 18.02.1722 по 01.09.1742 на покое; 18.02.1743 Платон (Малиновский), епископ рукоположен, с 19.09.1742 архиепископ с 16(17).07.1744 по 05.04.1748 с 10.06.1745 управлял Московской епархией архиепископ Московский и Севский Иларион (Григорович), епископ рукоположен 22.05.1748 (14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Московской епархией) 03.12.1760 Амвросий (Зертис-Каменский), епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский, с 08.03.1761 архиепископ с 07.10.1761 по 06.07.1764 переименован архиепископ Крутицкий и Можайский Крутицкая и Можайская С 6 июля 1764 года Имена Сведения Амвросий (Зертис-Каменский), архиепископ бывший архиепископ Сарский и Подонский с 06.07.1764 по 18.01.1768 архиепископ Московский и Калужский Сильвестр (Страгородский) епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский с 04.02.1768 по 24.02.1771 на покое; 19.10.1802 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Белгородский и Обоянский с 24.09.1771 по 17.03.1776 епископ Ростовский и Ярославский с 16.09.1771 по 20.01.1775 управлял Московской епархией бывший епископ Севский и Орловский с 25.04.1781 по 27.03.1785 архиепископ Казанский и Свияжский В 1785–88 годах епархия управлялась Московской синодальной конторой, а 29 мая 1788 года кафедра была упразднена и присоединена к Московской епископии. Симбирская Учреждена 10 февраля 1832 года Симбирская и Сызранская Кафедра в Симбирске Имена Сведения Анатолий (Максимович), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 10.02.1832 по 7.08.1842 на покое; 14.02.1844

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010