он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Бинклер см. у Luthardt’a: ibid., S. 349–350; у Фалъкенберга: ibid., стр. 43 и у друг. 25 См. о Кампе, напр., у Luthardt " а: ibid., S. 486–487, у Брок.– Ефр. (Энц. Слов., полут. XX40;II; Спб. 1895 г., стр. 214) и у друг. 26 Не имея данных для констатирования несомненного влияния их на о. Воскресенского, мы все же считаем необходимым назвать, по крайней мере, главнейшие или интереснейшие из них, вышедших в свет как до появления книги нашего автора, т. е. до 1813 г., так отчасти и после – до времени выхода в свет опыта еп. пенз. Иннокентия, чтобы можно было видеть читателям, каким вообще нравоучительным материалом та эпоха (а в частности, быть может, и о. Воскресенский) могла располагать. Таковы, напр., сочинения: 1) « Илиотропион или соображение человеческой воли с божественною» (1714 г.·, с лат. перев. Иоанн Максимович , тобольск. митр.; Чернигов. – Оригинал принадлежит Иеремии Дрексилию. См. изд. 1784 г., Москва). 2) «О должностях человека и гражданина по закону естественному» – Пуфендорфа (1726 г., Спб. С лат. перев. архим. Гавриил Бужинский). 3) Цицерона «Три книги о должностях» (1761 г., Спб. Перев. Б. Волков). 4) « Письма г. де-Ламберт к её сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях, приличных её полу» (1761 г., Спб.. перев. с фран.).5) «Нравоучительные и полезные рассуждения, выбранные из разных авторов» (1761, Москва; с нем. и фран. пер. И. Приклонский). 6) Тезаура Эммануила «Философия нравоучительная " (1764–1765, Спб. С итал. перев. Георгий Дандол). 7) «Должности женского пола»... (1765 г., Москва; перев. с нем. яз.). 8) Гейнекция И. «Основания умственной и нравоучительной философии»... (1766 г., Москва; перев. с лат.). 9) «Нравоучения древних философов» (1769 г., Москва, перев.). 10) Вернета «Нравоучительные сократические разговоры» (1769, Спб.; с франц. перев. Ф. Халчинский). 11) Оксенштерна «Размышления и нравоучительные правила» (1771 г., Спб., пер. с фр. Нечаев). 12) Феофраста «О свойстве нравов человеческих»... (1772 г., Спб.; пер. с лат. А. Протасов).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Поддерживая его, сеймик шляхты Брацлавского воеводства в 1732 г. запретил землевладельцам Подолья принимать в имениях странствующих правосл. священнослужителей. Часть «волошских» монахов селилась в единственном действовавшем в кон. 30-х гг. XVIII в. правосл. монастыре Подолья - бершадском Преображенском, насельников которого в 1737 г., после смерти игум. Венедикта (Дашкевича), польск. власти разогнали, в 1744 г. мон-рь был окончательно закрыт униат. официалом Билинским. Конгрегации, созванные во всех униат. деканатах Подолья в 1736 г., оповестили клириков о недопустимости покупать церковные книги за границей и привозить их в Подолье. В условиях нормализации отношений России и Речи Посполитой правосл. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) , викарий Киевского митрополита, 26 авг. 1761 г. назначил Мелхиседека (Значко-Яворского) , настоятеля Матронинского (Мотронинского) во имя Св. Троицы монастыря , управляющим правосл. церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). В 1761-1765 гг. игум. Мелхиседек предпринимал путешествия по юж. Киевщине, к-рые имели резонанс в Подолье. При его участии в 1761 г. в Православие вернулись 22 униат. прихода Чигиринского староства со священниками, в 1762-1763 гг. движение за воссоединение охватило униат. приходы Смелянского и Жаботинского деканатов, несмотря на противодействие польск. властей, в 1764 г. в Православие вернулись общины в селах Телепин и Адамовка Чигиринского повета, всего же в 1764 г. к правосл. Церкви присоединились 7 униат. священников юж. Киевщины. В февр. 1766 г. игум. Мелхиседек распространял слух о том, что на сейме в Варшаве он выхлопотал новые «свободы и вольности» для православных (хотя фактически он получил в Варшаве грамоту, подтверждавшую прежние, существенно урезанные права православных). В результате в 1766-1767 гг. имели место первые попытки перехода в Православие униат. приходов Брацлавщины: из Николаевской ц. в Старом городе - предместье Винницы - прихожане удалили униат. свящ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После управлявшего обителью в 1757-1759 гг. архим. Иоасафа наместником (1759-1760) стал игум. Аарон, при к-ром были построены придел Сретения Господня в ц. прп. Марии Египетской и придел свт. Димитрия Ростовского в храме свт. Николая Чудотворца. Строительство Димитриевского придела на средства бригадирши П. Г. Кориной завершилось в 1761 г. (упразднен в 1832). Позднее иждивением 1-го московского городского головы Д. Д. Мещанинова в Никольском храме был устроен придел во имя Всех святых. После непродолжительного настоятельства игум. Максима (1760-1761) М. С. м. в 1761-1765 гг., в период проведения правительством церковно-имущественной реформы, управлял игум. Маркелл (Тросницкий). Особая комиссия должна была выяснить истинные доходы от церковных имений и соответственно этому подготовить учреждение «штатов», т. е. определить размеры жалованья, выдаваемого из казны. Описи производили посылаемые комиссией обер-офицеры из дворян, служившие в армейских полках. Согласно описи, составленной в апр. 1763 г. поручиком Семёновского полка Л. И. Талызиным, в М. С. м. проживали 6 монашествующих, 3 бельца (пономари), служили 4 священника и диакон из белого духовенства; все они содержались на ежегодное жалованье из Штатс-конторы (за вотчину, переданную с. Коломенскому) в размере 11 р. 50 к. и «малого хлебного». В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, М. С. м. был отнесен к заштатным и оставлен на содержании из собственных доходов. В обители полагалось проживать 7 монахам. Постановлением от 15 марта 1764 г. монастырь планировалось упразднить, т. к. он не имел приносящих доход вотчин, и передать Военной коллегии, а на его территории разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот. Во время эпидемии чумы, в 1771 г., согласно сообщению сретенского игум. Амвросия, служившего экономом Московского архиерейского дома и проживавшего в основном в Чудовом монастыре, умерли все насельники: 2 иеромонаха, иеродиакон и 2 монаха. В 1776 г. наместник (1772-1778) архим. Никон составил подробную опись М. С. м., отметив, что кроме него в обители живут иеромонах, иеродиакон, 3 «бельца-священника» и послушник; на территории обители расположены Владимирская ц. с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, Мариинская ц. с приделом Сретения Господня, Никольская ц. с приделом свт. Димитрия Ростовского.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Иона (в мире Иван) Лещинский (1744–61). В 1730 г. был вызван из Киева в учители московской славяно-греко-латинской академии; в 1732 г. пострижен в монашество; в 1739 г. послан в Крутицкую епархию для обучения ставлеников (История академии, стр. 218–219); в 1741 г. 13 июня определен в Угрешский монастырь во игумена; с января 1742 г. был членом московской дикастерии. В 1743 г. 20 августа, по резолюции преосв. Иосифа, архиепископа московского, назначен экзаменатором церковников (ставлеников). Переведен, 18 апреля 1744 г., в Спасо-Андрониев монастырь; в 1747 г. 7 марта был на погребении Донского архимандрита Кирилла (Описание Донского монастыря, стр. 157–8). Андрониев монастырь в настоятельство его пострадал от пожара 10 мая 1748 г. (пожар окончился 11 мая по полуночи в 1-м часу. Чтения в Обществе любящих духовное просвещени е. 1881, февраль, отд. III, стр. 37. 50), а именно в монастырской церкви Алексея митрополита «иконостас и протчее, також и на протчих церквах крышки, и на келлиях крышки ж, и двери, и в них окна, и житницы с хлебом сгорели». По занятиям отстройкой погоревшего монастыря, о. Иона уволен, в августе 1749 г., от присутствия в консистории (бывшей дикастерии); в 1758 г. 23 января, в кафедральном Чудовом монастыре сказал краткое приветствие новоприбывшему из Киева митрополиту московскому Тимофею (Щербацкому); с 1759 г. снова присутствовал в консистории, † 7 ноября 1761 г. и погребен в южной паперти монастырской соборной церкви. По надгробной надписи он был (настоятелем) в этом монастыре 19 лет, а на самом деле 17½, лет и 25 дней. Варлаам Гловацкий (1761–1776) в 1749–52 гг. иеромонах и учитель философии в московской славяно-греко-латинской академии (История академии, стр. 222); с 1753 по 1756 г. игумен Николо-Перервинского монастыря. Переведен, 27 февраля 1757 г., в Угрешский монастырь; 28 января 1759 г. уволен от должности по прошению. Определен, 5 декабря 1760 г., в качестве правителя, в Андроньев, в помощь Ионе, андрониевскому архимандриту (за его параличом), а по смерти его произведен в архимандрита Спасо-Андрониева монастыря и был с 1761 г. членом консистории, но указом св. Синода от 25 июня 1767 г. уволен по прошению от этой должности; 2 мая 1776 г. переведен в Мгарский Преображенский монастырь Полтавской епархии (от Лубен в 5 вер.), где настоятельствовал он по 1778 г. включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы - портрет Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика " Полтавская баталия " , 1762 - 1764). Среди научных трудов - " Письмо о правилах российского стихотворства " (1739, опубликовано в 1778), " Размышления о причине теплоты и холода " (1744), " Слово о рождении металлов от трясения Земли " (1757), " О слоях земных " (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), " Российская грамматика " (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), " О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее " (1756), " О рождении металлов от трясения земли " (1757), " Предисловие о пользе книг церковных в российском языке " (1758), " Рассуждения о большой точности морского пути " (1759), " Краткий Российский летописец с родословием " (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), " Явление Венеры на солнце наблюденное " (1761), " О сохранении и размножении российского народа " (1761, трактат), " Первые основания металлургии или рудных дел " (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом - 1225 экземпляров), " О явлениях воздушных от электрической силы происходящих " (1763), " Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года " (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: " На взятие Хотина " (1739, ода, опубликована в 1751), " Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III " и " Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу " (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), " Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния " (1743, ода), " Утреннее размышление о Божием величестве " (1743, ода), " Тамира и Селим " (1750, трагедия), " Демофонт " (1752, трагедия), " Письмо о пользе стекла " (1753, стихотворение), " Гимн бороде " (1757, сатира), " Петр Великий " (1760, поэма не закончена)

http://lib.cerkov.ru/authors/1349

Новый намстник был уроженец Черниговской епархии, сын священника села Положки, в мире именовался Иваи Семенович Палашковский, родился в 1697-м году, был с 12-го февраля 1721-го года священником в Глуховском Успенском девичьем Монастыре, принял пострижение 9-го августа 1740-го года в Глуховском Петро-Павловском Монастыре, в Александро-Невском Монастыре был с 1744-го года и в последнее время проходил должность духовника 3095 . По указу Святкйшего Синода, 28-го ноября 1759-го года иеромонах Иаков, «по прошению его, за старостью и за крайнею здоровья слабостью», был уволен на пребывание в Киево-Печорскую Лавру 3096 . После иеромонаха Иакова наместником назначен 1-го декабря 1759-го года представленный соборною братией первым кандидатом эконом, иеромонах Иоанникий. Резолюция на этот раз была краткая: «наместником благословляется» 3097 . Иеромонах Иоанникий (Броднетский) был вызван в Александро-Невский Монастырь в 1746-м году и проходил здесь разные послушания, пока в 1759-м году, 1-го декабря, из экономов не был назначен наместником. Однако, наместником ему привелось быть недолго. В январе 1761-го года он просит уволить его, по болезням, от должности «и дать келью для пребывания». Архиепископ Сильвестр 10-го января 1761-го года положил резолющю: «довольно и искренно во всех послушаниях монастырских потрудившийся и ныне наместническую честь самоизвольно с себя слагающий всечестнейший отец Иоанникий от наместнической должности увольняется. А понеже словом Божиим повелено нам знати труждающихся у нас, то ему, взглядом трудов его и должного отдохновения, учреждаем следующее: 1) ему, отцу Иоанникию, кельи определить, где он изберет, довольные и угодные; 2) к послужению двоих человек; 3) порция противо двоих братов; 4) монаха одного или кого из иеродиаконов похощет, для чтения правила; 5) к служению разве сам изволит» 3098 . Однако, в 1762-м году видим его архимаидритом Псковского Спасо-Мирожского Монастыря, где он обозначен и в 1763-м году 3099 . Бывший после иеромонаха Иоанникия наместником иеромонах Сильвестр (Юницкий, или, как он сам подписывался, Юнецкий) был родом из «Польской Украины», учился в Киевской Академии, был монахом в Киево-Печерской Лавре 3100 . В Александро-Невский Монастырь он был вызван в 1744-м году из Черниговского Макошинского Монастыря, был здесь 3 года ключником, 3 года состоял при келье архиепископа, назначен ризничим 3101 . По другим сведениям, в Александро-Невский Монастырь ои поступил в 1749-м году, в сане иеродиакона, в 1753-м году был трапезным и с 6-го февраля Библиотеки хранителем, 7-го ноября 1753-го года хиротонисан во иеромонаха 3102 . В июне 1754-го года, в виду «содержания им Библиотеки», был освобожден от трапезного послушания 3103 . В 1756-м году он был назначен на летнюю кампанию во флот и на время своего отсутствия передал Библиотеку трапезному, иеромонаху Порфирию 3104 . После этого был, ризничим, благочинным и экономом. Наместником назначен 10-го января 1761-го года 3105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но монашествущие Иоасаф и Феодорит жили здесь не долго 110 ; в 1761 г. их уже не было. А Федор Попов по прежнему продолжал жить в Кодлозерской пустыни; ему уже в 1761 г. 111 считается 41 год; он исполняет в ней уже казначейскую должность, проще – управляет всею пустынею 112 . От времени управления его сохранилось до нас два документа. Первый – прошение Спасскаго монастыря архимандриту Феодосию, от 29 сентября 1761 года; второй – осмотр. Приводим тот и другой. «Присланной из оного (т. е. Спасскаго) монастыря, пишет Попов, приказанием вашего преподобия ордер за подписанием казначея Иеродиакона Ефрема, которой получил чрез посланного из нашей приписной пустыни работника Алексея Кудрявцева сего сентября 15 числа, в котором велено по получении прислать в Спасов монастырь работника в скором времяни, на место Алексея Кудрявцева. А показанной Кудрявцев отправлен был в работу во оной монастырь до сроку – октября до 26 числа сего 761 году. И всепокорне, вашего преподобия, прошу – работника ныне послать вскоре недосужно, такожде и мне, нижеименованному прибыть недосужно же, понеже имеется ныне рыбная ловля по первому поставу, – дабы от вашего преподобия соблаговолено было уволить до перваго пути – дороги. А понеже работник надлежит послать во оной Спасов монастырь по очереди с крестьянина Алексея Кодлозерова, с ево трети, по складству, понеже владеет он, Кодлозеров, землею умершаго крестьянина Ивана Кодлозерова же; и со оной земли работник надлежит. А оной Алексей Кодлозеров работника в складство не дает, такожде и в нашу пустыню, как оброку не платитъ, и зделья монастырскаго не работает с оной земли, и меня всячески скверными словами ругает, и поматерски бранит, и учинился силен. И всепокорне же вашего преподобия прошу, чтобы соблаговолено было послать по онаго Кодлозерова нарочно посланнаго, на ево коште. А вышеобъявленной работник Алексей Кудрявцев свой деревенской участок земли не пашет, и бросил самовольно, и оброку в нашу пустыню не платит, и от всего же монастырского зделья отказался же, и не работает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При императрице Елизавете (1741–1761) Церковь и монашество могли, наконец, вздохнуть свободно. По крайней мере, благочестивая императрица не прибегала к тем мерам, которые до нее были обычным делом, но во многих вопросах она осталась верна линии своего отца Петра Великого. Личное благочестие удерживало ее от ненужных нападок на Церковь, но ее церковная политика была обусловлена общими принципами политики административной . Разборы монахов прекратились, императрица разрешила на средства казны восстановить два особенно чтимых монастыря — Валаамский и Коневский, оба они в результате мероприятий, проведенных в XVIII в., находились в совершенном упадке. Она распорядилась также, чтобы Троице-Сергиев монастырь был наименован лаврой (1744); многие обители получили денежную помощь . Но постриг в монахи по-прежнему контролировался правительством, только в южнорусских епархиях (малороссийских монастырях) архиереи и настоятель Киево-Печерского монастыря имели право по своей воле совершать пострижение. Лишь в 1761 г., незадолго до своей кончины, императрица издала указ, разрешивший свободное пострижение. В пору ее правления монастыри по-прежнему служили приютом для инвалидов войны, престарелых солдат, душевнобольных и малолетних преступников. В 1758 г. обсуждался план, по которому этих насельников предполагалось удалить из обителей, построить для них особые приюты, но содержать эти приюты за счет монастырских земельных владений, однако план остался только на бумаге . При Петре III (1761–1762) снова вышел запрет на свободное пострижение в монахи, причем не только в великорусских, но и в южнорусских епархиях . В результате всей этой политики, которая скорее разрушала, чем созидала монастырский быт, монашество повержено было в плачевное состояние. В 1762 г. осталось лишь 7659 монахов и 4733 монахини, меньше даже, чем в 1740 г. [ 1050] По 1-й половине XVIII столетия у нас слишком мало материала, чтобы составить представление о внутренней жизни монастырей. Многочисленные указы и распоряжения не дают верного представления: всегда приходится учитывать, что составлены они не без тенденции (особенно в правление Анны), с тем чтобы обосновать то или иное мероприятие. Для оздоровления и оживления монастырской жизни эти гонения мало что могли сделать. В ту пору не хватало ни духовных сил, ни энергичных, одаренных людей, способных найти правильный путь к оздоровлению монастырского быта. Позже, во 2-й половине XVIII в., в этом направлении сделаны были определенные усилия, но прежде монашество должно было пережить еще одну реформу, проведенную государственной властью, необходимость которой, с одной стороны, давно уже назрела, но с другой стороны, проведение ее было обременено многими недостатками. И все-таки эта реформа устранила наиболее важные причины, способствовавшие обмирщению монастырской жизни, так что, наконец, можно уже было думать об основательной реформе внутреннего монастырского быта.

http://sedmitza.ru/lib/text/436654/

Особенно осторожно должен был вести себя претендент на императорский престол – великий князь Петр Феодорович. Однако он открыто пренебрегал православными традициями, за что в конце концов и поплатился жизнью во время дворцового переворота в 1762 году. А его супруга Екатерина, напротив, укрепляла свой авторитет, готовясь к восшествию на трон. «На первой неделе великого поста я сочла нужным говеть, дабы показать тем мою приверженность к Православной греческой вере» 147 , – отметила она в своих записках весной 1759 года. Однако не следует полагать, что ее великопостное воздержание было лишь данью политическим обстоятельствам, – оно являлось искренним проявлением религиозных чувств. В последние годы царствования Елизаветы Петровны великопостные ограничения соблюдались при Дворе особенно строго. Это подтверждается сообщением французского дипломата Лафермиера, прибывшего в Петербург в 1761 году. В своих записках он свидетельствует: «Особенно печально проводит государыня Великий пост . Она не терпит рыбы, но не смеет есть не только мяса, но и яиц, масла и молока: всё это одинаково воспрещается суровыми правилами этого поста. Благочестие последователей греческого вероисповедания главным образом заключается в строгом держании постов, и императрица Елизавета, которая с каждым днем становится все набожнее, предпочитает (скорее) расстраивать себе здоровье, чем подавать подданным пример нарушения поста. Примеру же своего воздержания она требует, чтобы все следовали». 148 После кончины Елизаветы Петровны (1761) на российский престол взошел Петр Ш (1761–1762), но время его правления было недолгим. Екатерина II, утвердившаяся у власти в результате переворота, воздержалась от «тотальной чистки» ближайшего окружения своего супруга. Так, воспитатель великого князя Петра Феодоровича Якоб Штелин (1709–1785) не только не был удален из России, но дослужился здесь до звания академика. Перу Штелина принадлежат интересные зарисовки говеющего Петербурга, где в великопостное время запрещались светские развлечения. В записи, относящейся к 1764 году, Якоб Штелин сообщает: «Постом, когда музыка обычно отдыхает, в Петербурге в этом году возник род немецких духовных концертов, которые доктор теологии и пастор немецкой St. Petri-Kirche устраивал в тамошнем школьном здании». 149

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010