В Москве первый печатник вовлечен был в область библейских интересов того времени тогдашней жизненной потребностью – иметь для церковного употребления исправленные тексты. Еще со времени Стоглавого Собора 1551 года московское правительство было озабочено задачейостановить порчу богослужебных книг. Решение собора по этому делу сводилось к приказанию протопопам и избранным священникам «дозирати священных книг, святых Евангелий, и Апостоли прочих святых книг, их жо Соборная Церковь приемлет и которые обрящутся не правлены и описьливы, те все с добрых переводов исправливати соборне». Когда подобные меры ничему не помогли, тогда, в 1503 году Иоанн Грозный решился завести типографию. У печатного дела стали дьякон Николо-Гостунской церкви, в Кремле, Иван Федоров, Петр Мстисланцев (с 1550 г.) и датчанин Миссингейм. Около десяти лет готовился Иван Федоров к печатанию и изданию первой книги в устроенной им типографии, и труды и настойчивость его, наконец, увенчались успехом. Первенцем его печатного станка была священная книга. Какая это была книга, точно сказать трудно. Ранее такою книгою почитался богослужебный Апостол (Деяния и послания св. апостолов), изданный в 1564 году. Но затем ученые библиографы находили возможным предоставить первенство другим книгам. Были указаны как более ранние издания, чем Апостол 1564 г., дестевая Псалтирь, напечатанная в Москве между 1553 и 1560 годами и два «безвыходных» Евангелия. Честь выхода в 1564 году одновременно с Апостолом, припысывалась также сии одному «безвыходному» Евангелию 131 . Печатная деятельность Ивана Федорова продолжалась недолго: в 1565 году некоторые начальные люди, «хотячи благое во зло превратите и Божие дело в конец погубим», обвинили печатников Ивана Федорова да Петра Мстиславцева «внебытной ереси» и принудили их бежать из Москвы в Литву, где их принял просвещенный гетман литовский Г. А. Ходкевич. Ходкевич поместил их в городе Заблудове (Гродненской губ.), и здесь они напечатали Учительное Евангелие (1569 г.) и Псалтирь 1570 г. По смерти Ходкевича (1569 г.), Петр Мстиславцев перешел из Заблудова в Вильну, там в типографии у братьев Мамоничей напечатал Евангелие 1575 г., а Иван Федоров удалился во Львов, гд также занимался печатанием священных книг: между прочим, здесь в 1571 году он издал Апостол, более полный по подбору статей пред текстом, чем первопечатный, и потому сделавшийся образцом для последующих московских изданий. От этой деятельности Иван Федоров отозван был в Острог, к князю Острожскому, для издания задуманной князем полной славянской Библии. И по предшествующей подготовкеипо испытанной преданности делу, Иван Федоров был в это время единственным и незаменимым человеком для осуществления предприятия Острожского князя. Другого, лучшего выбора просвещенный издатель сделать не мог: он обеспечил свое издание самой лучшей силой в области печатного дела. Можно полагать, что и вообще сотрудников для своего издания Библии князь Острожский подобрал из самых лучших книжных сил своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

По мнению Г. Флоровского , у Федорова есть «несомненный привкус какой-то некромании». Федоров «всегда предпочитает сделанное – рожденному, искусственное – естественному». Вот что писал Соловьев Федорову: «Простое физическое воскресение мертвых само по себе не может быть целью. Воскресить людей в том состоянии, в каком они стремятся пожирать друг друга, воскресить человечество на степени каннибализма было бы и невозможно и совершенно нежелательно...» Идея «имманентного воскрешения» направляла мысль Федорова в сторону уяснения реальных путей к этому «имманентному воскрешению». Но если внимательно отнестись к самому замыслу Федорова, то, конечно, замечания Соловьева нельзя признать не чем иным, как только недоразумением. Вот что пишет Федоров в одном примечании: «точное, слепое повторение прошлой жизни со всеми ее мерзостями, конечно, не имеет ничего привлекательного». Еще сильнее это выражено Федоровым в др. месте: «Всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем». Федоров как-то наивно верил, что, соединившись в «общем деле», все люди через это «общее дело» (воскрешение усопших) внутренне преобразятся так, что все «мерзости» станут просто невозможны. Тут, по-видимому, действовало то убеждение, что само объединение людей (для «общего дела») уже устранит «небратство» между людьми. «Не иначе как путем совокупного действия, –писал Федоров, – идеальное может превратиться в реальное и мир станет миром». «Такие положения, при которых неизбежно причинять то или иное зло, такие положения станут невозможными (!) при объединении всех живущих для общего дела воскрешения всех умерших». Еще читаем: «воскрешение есть полнота жизни умственной, нравственной и художественной». По мысли Федорова, если не будет имманентного воскрешения, произойдет трансцендентное воскресение, – но оно уже приведет к отделению достойных вечной радости от недостойных, подлежащих осуждению. Федоров всецело принимает учение о возможности «воскресения для вечного наказания» («я буквально верю в это», – пишет он), но он ищет, как он выражается, «полного и всеобщего спасения – вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Эти полемические сочинения должны были служить надежным средством для проводившихся в то время богословских диспутов. В письме к Косме Мамоничу А. М. Курбский просит: «Советуйте нашим, чтобы они без ученых с нашей стороны не сражались с иезуитами и не ходили к ним на их поучения», — и еще раз повторяет: «Снова прошу, чтобы наши не ходили к ним часто на их поучения без наших знатоков». Время жизни А. М. Курбского на Волыни было временем интенсивной латинской пропаганды, и поэтому его переводы широко использовались для защиты Православия, а некоторые из них уцелели до нашего времени. Князь А. М. Курбский поддерживал тесные дружеские отношения с К. К. Острожским, о чем свидетельствует их переписка по поводу перевода и издания святоотеческих и полемических книг. Именно А. М. Курбский вдохновил князя К. К. Острожского на активное участие в деле православного просвещения. Деятельность диакона Иоанна Федорова в юго-западной Руси По сравнению с западными землями в Москве книгопечатание появилось позднее. В 1564 г. диакон Иоанн Федоров напечатал здесь первую датированную книгу «Апостол». Но уже в следующем, 1565 г. диакон Иоанн Федоров и его помощник Петр Тимофеевич Мстиславец, несправедливо обвиненные в ереси, вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Здесь они обосновались у литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича в его имении в Заблудове Сюда перевез и здесь развернул диакон Иоанн Федоров типографию, в которой он в Москве напечатал книги «Апостол» и «Часовник» (1565). В Заблудове первой печатной книгой диакона Иоанна Федорова стало «Евангелие учительное» (1569 г., по рукописи XIV в.). Это собрание святоотеческих слов и поучений на воскресные и праздничные дни. Примечательно, что при издании учительного Евангелия был поднят вопрос о переводе его «на просту мову», т. е. на народный разговорный западнорусский язык. В 1569— 1570 гг. Иоанн Федоров напечатал в Заблудове Псалтирь и Часослов. После смерти Г. А. Ходкевича, покровительствовавшего русским первопечатникам, Петр Мстиславец пришел в Вильно и по поручению братьев Космы и Луки Мамоничей устроил здесь новую типографию, в которой в 1574—1575 гг. напечатал «Евангелие богослужебное». В 1573 г. диакон Иоанн Федоров также из имения Г. А. Ходкевича перебрался во Львов, где устроил типографию и напечатал в ней книгу «Апостол» (1574). Но на этом не закончились его труды на пользу Церкви. Вскоре он был вызван из Львова в Острог и при содействии князя К. К. Острожского устроил здесь типографию, в которой напечатал в 1580 г. Псалтирь и Новый Завет, а в 1581 г. — знаменитую Острожскую Библию. Совершив этот громадный труд, он из Острога вернулся во Львов, где и умер в декабре 1583 г. После его смерти Львовское братство приобрело его типографию и продолжило печатание книг духовного содержания. Острожская Библия (1581 г.)

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

А пока работала разведка... Из агентурных сведений от октября 1930 года: «Коллегиум руссорум при Ватикане передала непосредственное руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются, главным образом, в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа Папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с Советским правительством дипломатические отношения и в своем роде «модус вивенди» (это было в 1928 г.) Папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 27 году нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров – настоящая» 5 . Леонид Федоров был действительно папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Страна к тому же готовилась вступать в Лигу Наций. Срочно потребовалось опровержение того, о чем писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия, как и многих ранее, вновь было поручено начальнику 6-го отделения секретного отдела Е. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию (Страгородскому) , Предстоятелю Русской Церкви, выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонении на религию в СССР. В ответ Заместитель Местоблюстителя выдвинул свои условия участия в фарсе: власть принимает требования митрополита Сергия о значительном облегчении невозможного существования духовенства и клира в безбожной России. Федоров Леонид Иванович (18791935) родился 4 ноября 1879 г. в православной семье в Санкт-Петербурге. В 1902 г., закончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, уехал в Рим, где принял католицизм. Проходил обучение в Риме. 25 марта 1911 г. был рукоположен в священники восточного обряда в Боснии. Стал монахом студийского монастыря в Боснии. Затем вернулся в Санкт-Петербург, где в 1914 г. был арестован и выслан в Тобольск. В 1917 г. освобожден и назначен главой российских католиков восточного обряда с титулом экзарх. С 1918 г. – глава русско-католического братства святителя Иоанна Златоуста . 26.03.1923 по делу польских католических священников («дело архиепископа Цепляка») приговорен к 10 годам лагерей. С 1933 г. жил в Вятке. Умер 07.03.1935. В 1937 г. по инициативе униатского митрополита Андрея Шептицкого начался процесс подготовки его беатификации. Беатифицирован 26 июня 2001 г. папой Римским Иоанном Павлом II во время мессы во Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. 34. Стб. 373). К. прежде всего обратил внимание на состояние семинарии, закончил строительство семинарского флигеля при архиерейском доме. Новой статьей дохода семинарии стал введенный К. налог на приходы. Преподаватель иером. Иерофей (Малицкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) получил должность префекта, члена Воронежской духовной консистории. Попечением К. значительно пополнилась семинарская б-ка. При К. началось строительство нового здания для консистории (1758) и завершилось возведение юж. ограды с башнями архиерейского двора. В Воронеже были освящены Иоанно-Богословский (1759) и Параскево-Пятницкий (1761) храмы, приделы в Петропавловской (1760) и Воскресенской (1761) церквах. В 1760 г. по указу духовной консистории была составлена опись ризницы и утвари Благовещенского собора, среди прочего были упомянуты золотые и серебряные потиры, парчовые ризы, украшенные золотом, крест-мощевик (1682) Воронежского свт. Митрофана , 2 серебряных подсвечника от еп. Феофилакта, книги 1-й пол. XVIII в. В 1759 г. К. жаловался в Синод на «отягощение» епархиальных монастырей отставными военными и инвалидами, средств на содержание к-рых не хватало. В 1761 г. по прошению архиерея Синод благословил архимандрита Акатова мон-ря иметь мантию со скрижалями из зеленого бархата, жезл с яблоками, ковер (ОДДС. Т. 34. Стб. 662). Сохранилось прошение на имя К. от правителя Донецкого Иоанно-Предтечева мон-ря Корнилия, приказчика К. Сагайдачного и жителей с. Мостки Бахмутского у. Азовской губ. о назначении студента семинарии Стефана Родионова сына Крупкина диаконом приходской церкви. После того как «экзаменуемый продемонстрировал знание Символа веры и катехизиса», 31 мая 1759 г. К. посвятил Стефана Крупкина в сан диакона в загородном Троицком архиерейском доме (см.: Сергий (Петров). 2011). Несмотря на ухудшение здоровья, К. предпринимал поездки для обозрения епархии. Будучи в Черкасске, он получил указ от 19 окт. 1761 г. о переводе в Чернигов. К. заботился о внутренней жизни мон-рей. В годы его правления в Черниговской епархии началось следствие о расхищении братией новгород-северского в честь Преображения Господня монастыря собственности обители.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

20 . 1750–1761 г. Иеромонах Анастасий Данутинский, из вдовых священников погоста Данутина переслав. уезда, с 1760 г. строитель больничный, сконч. 3 сентября 1769 года. Судя по оставшемуся после него духовному завещанию, был жизни богоугодной. В Описании Песношского монастыря, сост. Калайдовичем (М., 1837 г.), на стр. 95 о строителе Иоанникии между прочим сказано: «4 ноября 1758 г. пострижен в монашество и был при той лавре (Сергиевой) библиотекарем». В конце 1760 г. иеродиакон Иоанникий Камков действительно определен был «крепостным», но во время самого же приема библиотеки, 26 апреля 1761 г., по прошению, за слабостью здоровья, уволен от сей должности (Журналы собора 1761 г., л. 182). 21 . 1761–1764 г. Иеромонах Илиодор, из вдовых священников села Троицкого, Лыково тож, московского уезда, в 1764–1775 г. был ризничим лавры, 9 апреля 1775 г. определен игуменом козловского Троицкого монастыря, из коего в конце 1785 г. возвратился в лавру на покой, сконч. 9 февраля 1789 года и погребен на Вифанском кладбище. 22 . 1764–1781 г. Иеромонах Наркисс Флоренский, из вдовых священников села Фроловского Юрьева-польского уезда, пострижен в монашество 1763 года, сконч. в должности благочинного 4 июля 1783 г., на 73 году от рождения. При нем в 1767 г., по приказанию архим. Платона, составлена опись книгам, содержащая 1502 книги, в числе коих значится только 511 рукописей. По всей вероятности между 1747–1767 годами еще были взяты книги из лаврской библиотеки в семинарскую. 23 . 1781–1793 г. Иеромонах Дионисий, духовного звания, родом из Николо-Домодедовского села московской епархии, сконч. 6 февраля 1797 года. При нем утрачено много актов из архива. 24 . 1793–1801 г. Иеромонах Макарий, из вдовых диаконов Преображенского собора г. Переславля-Залесского, в монашество пострижен 11 августа 1794 г., 15 октября 1799 г. определен к казначейской должности, в коей утвержден 3 августа 1801 г., а 7 июня 1809 г., по прошению, от нее уволен, с удержанием звания соборного старца, скончался 69 лет 7 февраля 1817 г. и погребен в лавре подле алтаря Успенского собора. В сане иеродиакона он составил в 1795г., под непосредственным надзором митр. Платона, описи библиотеки и архива, существовавшие до нынешней описи. По описи Макария библиотека состоит из 2035 книг, между коими рукописных 810.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

630 Архив Св. Синода протокол 27 января 1746 г. Шаховской лично очень интересовался деятельностью экономов и собственноручными письмами Протопопову спрашивал его в 1745 и 1746 г.: есть ли от экономов польза. Оказалось, что, кроме предложений о переоброчке, они сообщили о некоторых неправильных действиях прежних управителей. Архив Св. Синода дела Канц. обер-прокурора 1745 г. д. 9/69. 631 М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 344 д. 10569. О.А.С.С. XXVI, 30/88, 1746 г. и приложение 1-ое, стр. 697–716 с очень интересными сведениями. 643 М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 366 д. 12244; Архив Св. Синода кн. протоколов, 30 сентября 1747 г., 644 Архив Св. Синода протокол 13 сентября 1749 г. протокол 11 мая 1750 года М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 366 д. 12303/162. 645 М.А.М.Ю. кн. протоколов 237, л. 48, 8 мая 1738 г.; кн. протоколов 243, л. 395, 11 июня 1761 г. 648 Например, в приписных к Московскому Госпиталю вотчинах Кандарати и Кивати (Архив Св. Синода протокол 11 мая 1750 г. а затем всех обязанных пахать казенную пашню (М.А.М.Ю. кн. протоколов 243, л. 330–331, 22 мая 1761 г.). 650 Для постройки Петербурга требовались каменщики и др. работники. По указу Сената от 25 апреля 1712 г. за них велено брать податей с оставшихся в вотчинах. Но указ этот иногда забывался, отчего их односельчане очень страдали. М.А.М.Ю. кн. протоколов 118, л. 74 (1739 г.); кн. протоколов особой нумерации 119 60 л. 183 (1739 г.); кн. протоколов 243, л. 242–244 (1761 г.). Дела С.Э.П. связка 275 д. 2629. 651 За беглых крестьян платили подати оставшиеся и, кроме того, те, у кого беглых находили, обязаны были заплатить по 60 руб. «пожилых» за каждого беглого в пользу хозяина. Так, с вотчин Калязина монастыря за беглого Уварова от князя Михаила Михайловича Меньшого-Голицына, прожившего в бегах 50 лет, следовало уплатить 3629 руб. 34 коп. М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 245 д. 158/33. См. еще П.С.З. т. VIII, 5576 (1730 г.); 5735 (1731 г.); XII, 9212 (1745 г.); М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 343 д. 10468/6; кн. протоколов 243, л. 328 и 335 (1761 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В ноябре 1761 года Прасковья Корина писала преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Прошлого 12 июля 1760 года, по указу Вашего высокопреосвященства, позволено мне, именованной, построить в епархии Вашего высокопреосвященства в московском Сретенском монастыре в трапезе церкви Николая Чудотворца, для поминовения моих предков, придел во имя новоявленного святителя Христова и чудотворца Димитрия, который придел церковным боголепием украшен и ко освящению совсем в готовности, а по желанию моему оный освятить сего 12 ноября. Того ради Вашего высокопреосвященства покорнейше прошу этот придел того монастыря игумену или кому от Вашего высокопреосвященства дозволится осмотреть и дать мне, именованной, для освящения антиминс, и по осмотре Вашим архипастырством прописанного 12 числа освятить и о сем моем прошении архипастырскую резолюцию учинить» . Преосвященный Тимофей поставил резолюцию: «8 ноября 1761 года намерены мы персонально освятить показанную церковь» . Игумен Максим (1760–1761) 23 августа 1760 года преосвященный Тимофей, митрополит Московский и Севский, писал: «По пастырскому нашему усмотрению на место умершего Сретенского монастыря игумена Аарона определен от нас во игумена кафедрального Чудова монастыря иеромонах Максим». Он предписывал духовной консистории, призвав иеромонаха Максима, объявить ему о пастырском определении, а потом при нарочном, которого назначит консистория, отправить в Сретенский монастырь. Иеромонаху Максиму поручалось составить обстоятельную опись церковной утвари и имения Сретенского монастыря в двух вариантах: один оставить в монастыре, а другой представить в консисторию. До произведения иеромонаха Максима во игумена «именоваться ему означенного московского Сретенского монастыря начальником» . 25 августа 1760 года иеромонах Максим и присутствующий консистории иерей Спасский Иоанн пришли в Сретенский монастырь, последний объявил братии обители о назначении нового игумена и чтобы они были ему, «яко начальнику, послушны» . 3 сентября 1760 года «в большой церкви Сретенского монастыря, в храме Владимирской Пресвятой Богородицы, при служении преосвященного Тимофея, митрополита Московского и Севского, иеромонах Максим произведен во игумена этой обители» . 5 сентября 1760 года Сретенский игумен Максим уже сослужил литургию в Архангельском соборе Кремля .

http://pravoslavie.ru/46695.html

2936 Пархоменко В., «Очерк истории Переясл.-Борисп. еп.», изд. 2-е, Полтава, 1910 г., стр. 41–44. – Опатович С, свящ., «Истории Спб. еп.», – «Ист.-ст. свед. о Спб. еп.» V, I, 123–124. 2938 Опатович С, свящ., «Исторт Спб. епархии», – «Ист.-ст. свд. о Спб. еп.» V, 125–126.– Архангельский М. , свящ., «Преосв. Феодосий», – «Странник», 1869 г. 1,53 – 100. – АСС., Отд. ркп. 1776, л. 59. – Богданов А., «Опис. СПБ.:, 473. Указан день хиротонии. – Книга высочайших повелений 1745 г., л. 2: «Указ Святейшему Синоду. На место Никодима, епископа бывшего Санкт-Петербургского и архимандрита Александро-Невского, который по нашему указу отпущен в Переяславль, повелвает посвятить епископом Санкт-Петербургским Троицкой Сергиевой Лавры наместника Феодосия (Янковского), и при том быть ему архимандритом в Троицком Александро-Невском Монастыри. (И далге приписано Императрицею собственноручно А для почтения резиденции быть архиепископом. Елисавет». 2941 Опатович С. свящ., «История Спб. епархии», – «Ист.-ст. сведения о Спб. сп.» VI, I, 1–4. – Богданов А., «Опис. СПБ.», 473. Перевод в Петербург указан 25-го апреля, «переименование» архиепископом 4-го июля 1750-го года – Родосский А. С, «К не изданным памятникам Русского церковного проповедничества в XVIII-м веке», –  ХЧ. 1898 г. II, 913–927. Здесь приведена речь преосвященного Сильвестра «в благодарение высокомонаршей милости», сказанная 29-го июня и принимаемая за сказанную «по поводу перевода на С.-Петербургскую епархию» – Залеский П., «Сильвестр Кулябка, архиепископ С.-Петербургский, как духовный писатель», – ТКДА. 1883 г. III, 36–82, и 1884 г. I, 197–256. – Архангельский М. , свящ., «Член Свят. Правит. Синода, преосвящ. Сильвестр, архиепископ Санктпетербургский», – «Странник» 1875 г. I, 3–36. 77–111. 149–164, – Книга высочайших повелний 1750 г., 17. 2948 Опатович С, свящ., «История Спб. епархии», – Ист.-ст. сведения о Спб. еп.» VI, I, 71–72. – ААНЛ. 1761 г. 86, лл. 1–60: опись имущества и книг; 1761 г. 187, л. 1. 2949 «Святейшему Правительствующему Синоду предложение. Всепресветлейшему, Державнейшая, Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна, Самодержица Всероссийская, сего сентября 14 дня, присутствуя в летнем своем доме, изустно мне повелеть соизволила Святейшему Правительствующему Синоду объявить высочайший Ее Императорского Величества указ, чтобы в праздносостоящую ныне Санкт-Петербургскую епархию перевесть синодального члена, преосвященного Вениамина, епископа Псковского, во архиепископа и Троицкого Александро-Невского Монастыря во архимандрита и присутствовать ему в Святейшем Синоде. О чем Святейшему Правительствующему Синоду чрез сие для надлежашего исполнения и предлагаю. Святейшества вашего послушник и Богомолец, духовник, протоиерей Феодор Дубянский. Сентября 15 дня 1761 года». – Книга высоч. повелний 1761 г., 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010