А.А. Половцов Авраам (Шумилин), архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам , до пострижения Алексей Федорович Шумилин, архиепископ Ярославский и Ростовский, род. 16 мая 1761 г. в с. Быстром Крутицкой епархии, умер 18 апреля 1844 года, проживая на покое в Ярославском Толгском монастыре. По окончании курса наук в Крутицкой семинарии в 1782 г. Алексей Шумилин рукоположен был в священники в один из сельских приходов; в 1784 году переведен ключарем к Крутицкому кафедральному собору и вместе с тем назначен учителем поэзии в семинарии до упразднения Крутицкой епархии в 1788 г. С этого времени он с лишком 22 года находился при церкви Московского воспитательного дома, обучая воспитанников Закону Божию, и, наконец, в 1811 г. назначен протоиереем Московского Архангельского собора. 31 августа 1812 г., перед вступлением в Москву Наполеона, протоиерей Шумилин отправлен был с патриаршей, соборной и Троице-лаврской ризницами и патриаршей библиотекой, делами московской консистории синодальной конторы в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в тамошнем Спасо-Преображенском монастыре. В 1813 г., по освобождении Москвы от неприятеля, протоирей Шумилин возвратился в столицу с вверенным его попечению церковным имуществом. Овдовев, он принял 3 апреля 1813 года монашество. Нареченный Авраамом и возведенный в архимандриты, он 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря; 26 июня 1816 г. переведен в Московский Богоявленский, а 20 декабря 1817 г. – в Спасо-Андроньевский монастырь. В 1818 году, находясь в С.-Петербурге на чреде служения, архимандрит Авраам 21 июля хиротонисан в епископы Тульского и Белевского; 29 октября 1821 г. переведен в Астрахань архиепископом, а 7 мая 1824 г. – в Ярославль; на 1825 год он был вызван для заседаний в Св. синоде, а 22 августа 1826 года участвовал в священном короновании императора Николая I; в епархию свою прибыл только в 1827 г. 3 сентября 1836 г. согласно прошению преосвященный Авраам уволен от управления епархией с предоставлением иметь пребывание в Ярославском Толгском монастыре и управлять им.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) (Шумилин Алексей Федорович; 16.05.1761, с. Быстрое Коломенского у. Московской губ.- 18.04.1844, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника. После окончания Крутицкой ДС по ходатайству Амвросия (Подобедова), еп. Севского, вик. Московской епархии, был оставлен преподавателем в ДС. В 1782 г. рукоположен во священника к храму в с. Быстром и назначен его ключарем. В 1784-1788 гг. служил ключарем Успенского собора - кафедрального собора Крутицкой епархии и учителем поэзии в Крутицкой ДС. Согласно личному прошению, переведен в Москву, с 1788 г. служил в Екатерининской ц. при имп. Воспитательном доме, где в течение 22 лет преподавал Закон Божий. С 1811 г. протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, член Синодальной конторы. В сент. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Москву, отвез на хранение в вологодский Суморин в честь Преображения Господня мужской монастырь Патриаршую, соборную, лаврскую ризницы, а также б-ку и архив Московской синодальной конторы и духовной консистории. В нач. 1813 г. вместе с вверенным церковным имуществом возвратился в Москву. После смерти жены 3 апр. 1813 г. архиеп. Московским Августином (Виноградским) в московском Златоустовом монастыре был пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита той же обители. С 26 июня 1816 г. настоятель московского Богоявленского моностыря , с 20 дек. 1817 г.- московского Андроникова монастыря. В 1818 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений. 21 июля 1818 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. Реконструировал и возобновил тульский кафедральный Успенский собор в Кремле. Трудами А. были обращены в Православие более 150 членов секты иудействующих , обнаруженной летом 1819 г.

http://pravenc.ru/text/Авраам ...

Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский (Шумилин Алексей Федорович) Родился 16 мая 1761 года в селе Быстром Московской губернии. Окончил Крутицкую духовную семинарию. В 1782 году рукоположен в сан священника в один из сельских приходов епархии. В 1784 году переведен ключарем в Успенский собор – кафедральный собор Крутицкой епархии и одновременно назначен учителем поэзии в Крутицкую духовную семинарию. С 1788 года (более 22 лет) находился при Екатерининской церкви при Московском Воспитательном доме и обучал воспитанников Закону Божию. В 1811 году назначен протоиереем Архангельского собора Московского Кремля. 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там он овдовел. В 1813 году вернулся в Москву. 3 апреля 1813 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Златоустовского монастыря. 26 июня 1816 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 20 декабря 1817 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря. В 1818 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. На 1825 год он был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В 1827 году вернулся в свою епархию. 3 сентября 1836 года уволен на покой в Ярославский Толгский монастырь с правом управления монастырем. Скончался 18 апреля 1844 года в Толгском монастыре и там же был погребен. В течение 17-ти летнего епископского служения преосвященный Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. Он отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы, перестроил соборный церковный дом и выстроил здание для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был придти на помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

БОГДАШЕВСКИЙ Д. И. расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАШЕВСКИЙ Д. И. предыдущая статья следующая статья печать библиотека 5 , С. 440 опубликовано: 31 июля 2009г. БОГДАШЕВСКИЙ Д. И. - см. Василий (Богдашевский) . Рубрики: Русская Православная Церковь Ключевые слова: Архиепископы Русской Православной Церкви Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861-1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии Богдашевский Д. И. - см. Василий (Богдашевский) См.также: ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861-1933), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/149461.html

ГАЙОЗ РЕКТОР расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙОЗ РЕКТОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 10 , С. 284 опубликовано: 11 октября 2010г. ГАЙОЗ РЕКТОР педагог, литератор, переводчик, дипломат - см. Гаий (Такаов) , архиеп. Астраханский и Кавказский. Рубрики: Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) Ключевые слова: Архиепископы Русской Православной Церкви Гайоз Ректор, педагог, литератор, переводчик, дипломат - см. Гаий (Такаов), архиепископ Астраханский и Кавказский См.также: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/161473.html

С 1582 г. И. Ф. снова во Львове, где он пытается организовать новую типографию. И. Ф. был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами. Он отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру со взаимозаменяемыми частями. В 1583 г. И. Ф. побывал в Кракове, Вене и, возможно, в Дрездене, в архиве которого сохранилось письмо типографа саксонскому курфюрсту Августу, написанное в Вене 23 VII 1583 г. Вернувшись во Львов в конце 1583 г., И. Ф. заболел и умер. Он похоронен в Онуфриевском монастыре, где в 1977 г. открыт мемориальный Музей И. Ф. Памятники И. Ф. установлены в Москве (1909 г., скульптор С. М. Волнухин) и во Львове (1977 г., скульпторы В. Н. Борисенко и В. М. Подольский). Память И. Ф. отмечается ежегодными «Федоровскими чтениями», которые проводятся в Москве научным советом АН СССР по истории мировой культуры, ГБЛ и Центральным правлением Всесоюзного общества любителей книги, и «Федоровским семинаром», проводимым во Львове Музеем И. Ф., ГНБ АН УССР и Львовск. отделением Общества охраны памятников истории и культуры. С 1976 г. выпускается продолжающееся издание «Федоровские чтения» (ГБЛ и издательство «Наука»). Существуют библиографические указатели литературы, посвященной И. Ф., в кн.: Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935; Немировский Е. Л. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. Жизнь и деятельность Ивана Федорова. Указатель литературы 1574–1974. М., 1975 (описано 1754 назв.). Изд.: Щепкина М. В. Переводы предисловий и послесловий первопечатных книг//У истоков русского книгопечатания. М., 1959, с. 215–254; Часовник 1565 г. Брюссель, 1967 (факсим. изд.); Grasshoff H., Simmons J. S. G. Ivan Fedorovs griechisch russisch/Kirchenslawisches Lesebuch von 1578 und der Gothaer Bukvar’ von 1578/1580. Berlin, 1569 (факсим. изд.); Буквар Ibaha Федорова. Киïв, 1975 (факсим. изд.). Доп.: Русское историческое повествование XVI–XVII вв./Сост. Ю. А. Лабынцев. М., 1984, с. 21–28; ПЛДР. Сер. XVI в. М., 1985, с. 288–299, 599–601. Лит.: Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935; Зернова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; Запаско Я. П. 1) Першодрукар Ibah Федоров. Льbib, 1964; 2) Художественное наследие Ивана Федорова. Львов, 1974; Кацпржак Е. И. Первопечатник Иван Федоров. М., 1964; Немировский Е. Л. 1) Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964; 2) Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М., 1974; 3) Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979; 4) Иван Федоров: (Около 1510–1583). М., 1985; Першодрукар Ibah Федоров та його nocлiдobhuku на Украïнi/Зб. дokyмehmib. Киïв, 1975; Icaebuч Я. Д. 1) Першодрукар Ibah Федоров i виникнения друкарства на Украïнi. Льbib, 1975; 2) Преемники первопечатника. М., 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

    2. Н. Ф. ФЕДОРОВ   Особое место в развитии христианской философии принадлежит Николаю Федоровичу Федорову (1828–1903), Оригинальные идеи Федорова еще мало известны, хотя в свое время и произвели большое впечатление на В. Соловьева, Достоевского и Толстого.   Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо это был, несомненно, праведник и неканонизированный святой.   Н. Ф. Федоров — незаконный сын князя П. И. Гагарина, родился в 1828 г. Образование Федоров получил в одесском лицее Ришелье, а затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течение многих лет Федоров был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. Страстный библиограф и любитель книг, Федоров знал на память все имеющиеся в библиотеке книги и их место, Федоров обладал громадной эрудицией во всех областях знаний. Читателям различных профессий Федоров обычно выдавал наряду с книгами, которые они требовали, другие пособия, в которых они всегда находили ценный совет и хорошую информацию. Каждый, кто сталкивался с Федоровым, поражался точности и многообразию его знаний. В начале 90-х годов Румянцевскую библиотеку посетила группа инженеров, отъезжавшая в Сибирь для проведения изыскательских работ на трассе Сибирской железной дороги. Федоров сразу же предложил им описание Сибири, о котором они ранее никогда не слышали.   Взглянув на проект железной дороги, он обнаружил на карте две ошибки: в одном случае была неправильно указана высота горы, а в другом — был совершенно упущен довольно важный ручей. По словам инженеров, возвратившихся из Сибири двумя годами позже, Федоров оказался вполне прав. Подобные истории о Федорове могли бы рассказать многие историки, юристы, филологи, физики, техники и представители других профессий .   Федоров жил напряженной духовной жизнью. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Целью этого мирового процесса является непрерывное приближение к абсолютному совершенству. Кудрявцев-Платонов назвал свою теорию трансцендентальным монизмом. Кудрявцев-Платонов полагал, что объяснение тесной связи совершенно различных психических и физических процессов следует искать в третьем типе бытия. Мысль о третьем типе бытия, стоящем над двумя процессами и их объединяющем, представляет особую ценность. Однако вся история философской мысли свидетельствует о том, что такую проблему невозможно решить без упоминания имени Бога. Обра­тимся, например, к пантеизму Спинозы, который, как и все пантеистические учения, не является логически обоснованным. Обратимся также к различным формам окказионализма и учению Лейбница о предустановленной гармонии. Связь между физическим и телесным процессом (например, в жизни человека) является настолько тесной, что мы долж­ны открыть третий принцип, стоящий над этими двумя процессами и их объединяющий в самой структуре человеческого организма 87 . 2. Н.Ф. Федоров Особое место в развитии христианской философии принадлежит Николаю Федоровичу Федорову (1828–1903), Оригинальные идеи Федорова еще мало известны, хотя в свое время и произвели большое впечатление на В. Соловьева, Достоевского и Толстого. Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо это был, несомненно, праведник и неканонизированный святой. Н. Ф. Федоров – незаконный сын князя П. И. Гагарина, родился в 1828 г. Образование Федоров получил в одесском лицее Ришелье, а затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течение многих лет Федоров был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. Страстный библиограф и любитель книг, Федоров знал на память все имеющиеся в библиотеке книги и их место, Федоров обладал громадной эрудицией во всех областях знаний. Читателям различных профессий Федоров обычно выдавал наряду с книгами, которые они требовали, другие пособия, в которых они всегда находили ценный совет и хорошую информацию. Каждый, кто сталкивался с Федоровым, пора­жался точности и многообразию его знаний. В начале 90-х годов Румянцевскую библиотеку посетила группа инжене­ров, отъезжавшая в Сибирь для проведения изыскательских работ на трассе Сибирской железной дороги. Федоров сразу же предложил им описание Сибири, о котором они ранее никогда не слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Федоров настойчиво подчеркивает эквивалентность этого естественного восстановления... В изображении «дисгармоний человеческой природы» Федоров странным образом напоминает Мечникова. Оба решают один и тот же вопрос. У Мечникова, может быть, даже больше тревоги, больше «пессимизма» в начале, и больше заботы или внимания к индивидуальной судьбе. Федоров мало интересуется судьбой отдельной особи или организма о себе. И в воскрешенном мире его интересует не столько полнота лиц, сколько именно полнота поколений, – осуществленная или восстановленная целость рода... Учение о человеческой личности у Федорова совсем не развито. Индивид остается и должен быть только органом рода. Потому и среди чувств человеческих выше всего Федоров ценит привязанности и связи кровные, «родственные». В таком же смысле толкует Федоров и самое учете о Святой Троице... Разгадку смерти Федоров ищет на путях какой-то человеческой биотехники. И характерно, что органическим процессам он противопоставляет технические, естественной силе рождения – человеческий труд и расчет. В природе Федоров не видит и не признает никакого смысла, ни целей, ни красоты. Мир есть хаос и стихия, потому в нем и нет мира. Смысл в мир привносится только трудом, – не творчеством... Жизненному порыву Федоров противопоставляет трудовой проект, – своего рода некую космическую многолетку... Человек для Федорова есть, прежде всего, техник, почти что механик природы, распорядитель и распределитель. И высший образ действия для него- регуляция... Разум должен согласить и сочетать хаотическия движения и процессы мира, внести в них разумную закономерность. Метеорическая регуляция для начала, и в будущем – управление движениями самой земли. Мы должны стать небесными механиками в прямом смысле, покорить сознанию космос. «Когда этот вопрос будет разрешен, тогда впервые в небесном пространстве явится звезда или планета, управляемая сознанием и волею». В том и видит Федоров язву грехопадения, что человек потерял свою космическую власть и мощь. И в человеке ослепла самая природа...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Федоров настойчиво подчеркивает эквивалентность этого естественного восстановления… В изображении «дисгармоний человеческой природы» Федоров странным образом напоминает Мечникова. Оба решают один и тот же вопрос. У Мечникова, может быть, даже больше тревоги, больше «пессимизма» в начале, и больше заботы или внимания к индивидуальной судьбе. Федоров мало интересуется судьбой отдельной особи или организма о себе. И в воскрешенном мире его интересует не столько полнота лиц , сколько именно полнота поколений , — осуществленная или восстановленная целость рода … Учение о человеческой личности у Федорова совсем не развито. Индивид остается и должен быть только органом рода . Потому и среди чувств человеческих выше всего Федоров ценит привязанности и связи кровные, «родственные». В таком же смысле толкует Федоров и самое учете о Святой Троице… Разгадку смерти Федоров ищет на путях какой-то человеческой биотехники. И характерно, что органическим процессам он противопоставляет технические , естественной силе рождения  — человеческий труд и расчет . В природе Федоров не видит и не признает никакого смысла, ни целей, ни красоты. Мир есть хаос и стихия, потому в нем и нет мира. Смысл в мир привносится только трудом, — не творчеством… Жизненному порыву Федоров противопоставляет трудовой проект , — своего рода некую космическую многолетку… Человек для Федорова есть, прежде всего, техник, почти что механик природы, распорядитель и распределитель. И высший образ действия для него— регуляция … Разум должен согласить и сочетать хаотическия движения и процессы мира, внести в них разумную закономерность. Метеорическая регуляция для начала, и в будущем — управление движениями самой земли. Мы должны стать небесными механиками в прямом смысле, покорить сознанию космос. «Когда этот вопрос будет разрешен, тогда впервые в небесном пространстве явится звезда или планета, управляемая сознанием и волею». В том и видит Федоров язву грехопадения, что человек потерял свою космическую власть и мощь. И в человеке ослепла самая природа…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010