Таинственно и сокровенно то, что в сих водах, возрождающих человечество, еще прежде указаны потоки небесные... Я Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти. Мне должно прежде исполнить закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно прежде произвести тени потом уже самую истину. Мне должно положить конец ветхому завету, и потом уже проповедовать новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моею Кровью и запечатлеть Моим Духом... Мне должно ныне креститься сим крещением, и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы». К творениям Св. Григория относятся еще отрывки диалога «О Божестве Слова» и пересказ Экклезиаста. СВ. МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ Несмотря на то, что Св. Мефодий не был учеником Оригена и один из первых подверг критике отдельные стороны его системы, все же принадлежность Св. Мефодия к александрийскому богословию не вызывает сомнений, как и влияние на него Оригена . Сведения о его жизни не сохранились. Даже о месте его кафедры нет точных данных. Его называли епископом в Ликии, Патарским, даже Тирским. Современный исследователь считает (епископ Михаил – Чуб), что Св. Мефодий быв епископом в г. Филиппах в Македонии. Несмотря на отдельные противоречивые известия, следует считать, что «наиболее надежно засвидетельтвованной датой его мученической смерти является 311 г». Церковное воспоминание 20 июня. СОЧИНЕНЯ И БОГОСЛОВИЕ СВ. МЕФОДИЯ «Св. Мефодий уже при жизни бил авторитетнейшим богословом. В последующие века его многократно цитировали не только единомышленники, но и противники... Судьба духовного наследства Св. Мефодия в последующих веках весьма своеобразна: в течение ряда столетий с его именем связывали сочинения, вовсе ему не принадлежавшие. В то же время, подлинные его творения или постепенно отодвигались на второй план или пребывали в неизвестности» (епископ Михаил). Из подлинных сочинений Св. Мефодия на греческом языке сохранились диалог – «Пир десяти дев» и отрывки из сочинений «О свободе воли» (против валентиниан), «О воскресении» и «О сотворенном» (против Оригена ), и отдельные небольшие отрывки из других сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В связи с этим в августе 1958 году в Утрехте (Нидерланды) состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви с делегацией Всемирного Совета Церквей. От Русской Православной Церкви участвовали: митрополит Николай, председатель Отдела внешних церковных сношений; епископ Смоленский Михаил (Чуб), заместитель Председателя ОВЦС; А. С. Буевский, секретарь ОВЦС. От Всемирного Совета Церквей — председатель ЦК ВСЦ д–р Франклин Кларк Фрай; д–р В. А. Виссерт Хуфт, Генеральный Секретарь ВСЦ, и митрополит Мелитский Иаков, представитель Константинопольского Патриархата при ВСЦ. Во время переговоров о сближении митрополит Николай отметил, что «соприкосновение западных христиан с церковной жизнью Православия оказало на многих неизгладимое впечатление» (ЖМП. 1958. 8. C. 30). Этим митрополит Николай подчеркнул, что Русская Православная Церковь видит основной смысл сближения и участия в экуменическом движении в экуменическом «православном свидетельстве», устанавливая этим историческую связь наметившегося сближения с «православным экуменизмом» нашей Церкви в XIX — начале XX века в духе Святейшего Патриарха Тихона и Постановлений Московского Собора 1917 — 1918 годов. Встреча увенчалась успехом к глубокому удовлетворению обеих сторон. В марте 1959 года для изучения деятельности и структуры Всемирного Совета Церквей в Женеву был направлен прот. Виталий Боровой. Возвратившись в Москву, он представил доклад о поездке в ВСЦ положительного характера. В августе того же года Русская Православная Церковь направила своего официального наблюдателя на заседание ЦК ВСЦ на о–ве Родос прот. В. Борового. В декабре 1959 году в Москву прибыла первая официальная делегация ВСЦ во главе с Генеральным Секретарем д–ром В. А. Виссерт Хуфтом. Во время этого посещения проходили возглавляемые со стороны Русской Православной Церкви митрополитом Николаем интенсивные переговоры по различным вопросам, связанным с предстоящим вступлением Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. По предложению Русской Православной Церкви там же был выработан упомянутый выше проект нового тринитарного Базиса ВСЦ, более приемлемого для Поместных Православных Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

18 февраля 1954 г. в кабинете ответственного редактора Журнала Московской Патриархии в Лопухинском корпусе бывш. Новодевичьего монастыря состоялась встреча сотрудника Издательского отдела РПЦ А.В. Ведерникова и сотрудника ОВЦС А.С. Буевского с настоятелем Свято-Никольского храма в г. Котка (Финляндия) свящ. Иоанном Усвамо, прибывшим в Москву с частным визитом. В ходе этой беседы отец Иоанн помимо рассказов о жизни своего прихода упомянул о неизвестных доселе действиях Церковного Управления после приезда митрополита Григория. Так, стало известно, что архиепископ Герман (Аав) разослал по приходам письма с предписанием высказать свое отношение к воссоединению с РПЦ, при этом обещалось соблюдение полной тайны ответов. Однако обещание сохранения тайны соблюдено не было и «началась дискриминация авторов, давших положительный ответ» . Также было сообщено, что 25% духовенства ФПЦ выступают за воссоединение, 25% – категорически против, 50% находятся в колеблющемся состоянии. Священник Иоанн Усвамо был крайне удивлен, услышав о начавшейся в прошлом году переписке митрополита Николая с П. Контконеном, и выразил желание активно участвовать в данном процессе. По его мнению, столь резкое изменение позиции Церковного Управления по вопросу воссоединения было связано с двумя причинами: 1. Изменение общественного мнения по данному вопросу («православная молодежь Финляндии, побывав в СССР, возражает против антисоветских выступлений» ). 2. Изменение курса внешней политики Финляндии в сторону сближения с СССР. Интересные замечания были высказаны отцом Иоанном Усвамо относительно и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, духовенство которой прибегает к его услугам при написании диссертаций . Заканчивая беседу о. Иоанн заявил, что он с единомышленниками с помощью устной и письменной пропаганды «будут консолидировать силы, завоевывая 50% инертной массы, и готовить «кулаки», которые сокрушат их противников» . Подобная активность не могла не вызвать подозрений о подлинных целях гостя из Финляндии, но уже через месяц епископ Михаил (Чуб) замечал относительно иерея Иоанна Усвамо, что «эксцентричность его характера ставится в связь с психическими заболеваниями, имевшими место в его семье» .

http://bogoslov.ru/article/4540972

Темой для Подмосковных Рождественских чтений нынешнего 2010 года, который объявлен Годом учителя, мы избрали слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова – " Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени " . Для поощрения труда учителей в этом году разрабатывается специальная епархиальная грамота. Мы также планируем дальнейшее расширение сотрудничества с подмосковными педагогами через проведение регулярных круглых столов и семинаров с моим участием. Подмосковное учительство с энтузиазмом откликнулось на расширение возможностей преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Многие подошли к этому творчески, создав собственные пособия, программы и методики. О признании такого рода деятельности стало широко известно после подведения итогов ежегодного Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания, работы с детьми и молодежью " За нравственный подвиг учителя " . Победителями конкурса стали и Людмила Леонидовна Шевченко, и такие педагоги из Московской области как Ольга Владимировна Чуб и Алла Валериевна Аркадьева. Исключительное значение имеет подготовка кадров, поскольку это вызвано возрастанием социального запроса на преподавание программ по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Число педагогов, обучающих детей знаниям о Православии в образовательных учреждениях Московской области составляет примерно одну тысячу человек. Курсы повышения квалификации учителей действуют на базе Духовно-просветительского культурного Центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, в Коломенском государственном педагогическом институте и Педагогической академии последипломного образования. В текущем учебном году будут обучены почти 400 педагогов. Свидетельством того, что не только значительно возросло число детей, изучающих духовно-нравственные предметы, но и повысилась их индивидуальная заинтересованность в знаниях о Православии, стало проведение в декабре 2009 года муниципального тура олимпиады " Духовное краеведение Подмосковья " среди учащихся 8 – 11 классов. Региональный этап предполагается провести в начале февраля 2010 года.

http://religare.ru/2_72210.html

С целью же благоустроения церковной жизни приходов Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской Церкви в 1958 г. было решено учредить финляндское благочиние Патриарших приходов. Указом Московской Патриархии за от 15.08.1957 г. благочинным был назначен настоятель Никольской Большеохтинской церкви г. Ленинграда протоиерей Михаил Славнитский. Назначение благочинного, а не его выборы членами приходов, вызвало серьезные нестроения среди членов Покровской общины. Так как у Уставе общины ничего не говорилось о благочинном, то староста А.Я. Башмаков обратился за разъяснениями в Министерство просвещения, на что получил ответ, в тех случаях, где Устав общины некомпетентен, «дополнительно можно пользоваться уставом официальной Церкви, по которому благочинный проходит через выборы» .  В январе 1958 г. прот. М. Славнитский посетил Финляндию и 10 января при встрече с Башмаковом услышал следующее: «Мы не можем признать Ваше назначение благочинным законно. Благочинный должен пройти через выборы, а не по назначению. Мы Вас, конечно, примем, потому что знаем, если бы это было другое лицо или таковое будет после Вас, мы его не примем» . На 15 января о. Михаилом было назначено общее собрание Церковных советов двух общин, однако Башмаков и члены Покровской общины, сославшись на подготовку годового отчета, на собрание не прибыли.  Несмотря на данную неприятность, в программу первой поездки благочинного, помимо посещения приходов в Хельсинки, входил и обязательный визит архиепископу Герману в Куопио, как и посещение епископа Александра (Карпина). В августе того же года епископ Берлинский и Германский Михаил (Чуб) писал митрополиту Николаю (Ярушевичу) о нестроениях в Патриарших приходах в Финляндии из-за «недостаточного внимания» Патриархии и советовал как можно быстрее командировать в Финляндию благочинного протоиерея Славнитского . Нестроения заключались в следующем: Покровская община ходатайствовала перед главой Западноевропейского Экзархата русских православных приходов Вселенского Патриархата митрополитом Владимиром (Тихоницким) о принятии ее под свой омофор и, получив отказ, с той же просьбой обратилась к Первоиерарху РПЦЗ – митрополиту Анастасию (Грибановскому) .

http://bogoslov.ru/article/5418350

По мнению архиепископа Ермогена, все постановления Собора о сосредоточении управления в руках приходского совета должны были оставаться в силе. Однако прихожанам должно быть предоставлено право избирать председателем приходского совета настоятеля храма. Само собой подразумевалось, что народ выберет председателем приходского совета своего духовного отца, а не подозрительных бабенок, командированных оперуполномоченным КГБ. Проект петиции был составлен очень умно и тонко. В нем содержалась критика постановлений Собора, однако составленная в очень осторожных выражениях. К проекту петиции была приложена обширная объяснительная записка архиепископа Ермогена, в которой делалась попытка объяснить власти необходимость умеренной политики со стороны церкви с «их позиций». Констатировалось, что верующие христиане составляют меньшинство, но довольно крупное меньшинство в стране. Даже делалась ссылка на то, что политика умеренного ограничения язычества во времена императора Константина при предоставлении язычникам полной свободы отправления религиозного культа дала гораздо лучшие результаты, чем политика подавления язычества при помощи силы (аналогия, которая вызывала неприятные ассоциации). После составления этой петиции Владыка предпринял довольно продолжительное турне по ряду епархий, и ему удалось добиться довольно хороших результатов. Петицию согласились подписать 7 архиереев: архиепископ Новосибирский Павел Голышев, архиепископ Иркутский Вениамин Новицкий, епископ Корсуно-Шевченковский Григорий, архиепископ Пермский Леонид Поляков, епископ Рижский Никон Фомичев, архиепископ Казанский Михаил Воскресенский, епископ Тамбовский Михаил Чуб и, конечно, сам составитель петиции архиепископ Ермоген, тогда занимавший Калужскую кафедру. Затем эта петиция была представлена Патриарху и председателю Совета по делам Православной церкви Куроедову. Как рассказывал Владыка нам с отцом Глебом Якуниным, во время нашей с Якуниным совместной поездки в Калугу, Куроедов принял его любезно. Даже сообщил ему, что недавно читал Ренана «Жизнь Иисуса» и не понимает, почему надо придерживаться мифологической теории и отрицать историчность Иисуса Христа. Через некоторое время действительно последовало официальное дезавуирование «мифологической теории». По существу представленной петиции Куроедов сказал: «Я удивляюсь, Владыко, вы столько лет архиереем и думаете, что русский архиерей на что-нибудь способен».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Сосна – всегда зелена, по благословению Божию, потому что древесина ее оказалась негодною на гвозди при крестном страдании Христа Спасителя (Чуб., т. I, стр. 75). Осина – проклята Богом за то, что не поклонилась пресв. Богородице во время бегства св. Семейства в Египет (Костомаров, в «Беседе» 1872 г., т. VII , стр. 71), потому что шелестела листьями, когда воины искали Спасителя во время бегства св. Семейства в Египет (Чуб., т. I, стр. 76), потому что она не соблюла тишину, когда Спаситель скрылся под нею от жидов перед своей крестной смертью (Nowos. т. I, стр. 143), потому что на ней повесился Иуда (Чуб., т. I, стр. 76; Еф., стр. 11, Рогов., стр. 132). 114 Ива проклята Богом за то, что из нее делаемы были гвозди, которыми сколачивали крест Спасителя (Чуб., т. I, стр. 76) или за то, что ивовые иголки забивали Спасителю под ногти. Господь сказал, что черви будут ее точить от молодости до старости, от корня до верхушки (Голов., т. III, стр. 719). Береза побелела от испуга, потому что Иуда хотел на ней повеситься (Чуб., т. I, стр. 76). Бузина – проклятое дерево, потому что на ней повесился Иуда, по другому варианту повесили св. Варвару, по третьему – потому что под нею постоянно сидит черт (Чуб., т. I, стр. 77). Камыш принадлежит чертям. Черти завладели им во время земной жизни Спасителя. Однажды черт, встретив Спасителя, начал просить Его отдать ему в распоряжение гречиху и овес на том основании, что он пособлял Богу творить мир. Господь исполнил его просьбу. Черт, не поблагодаривши Бога, побежал. Он неожиданно встретил волка, испугался, и на вопрос волка, чего так скачет? позабыл о полученном подарке и сказал: «Бог мени дав очерет и осет», и потому черти владеют только очеретом и осетом (Чуб., т. I, стр. 79). Осет, Осот. Под этим названием известны Circaea lutitiana – Видьмино зиллье, Cirsium arvense Scop. – наголоватки, жербий и Sonhus arvensis – молочак (Рогов., §§ 186, 187, 653). В народных рассказах осот принадлежит черту, по известной уже нам причине (Чуб., т. I, стр. 79). Вариант: ап. Павел испугал черта (Чуб., т. I, стр. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Кошка создана Богом. Она охраняет человека от всего злого. Когда Ной вошел в ковчег, то дьявол впустил мышь, предполагая, что она прогрызет в ковчеге дыру, и ковчег потонет. Кошка задавила эту мышь (Чуб., т. I, стр. 54, расск. из литинскаго уезда). По-другому рассказу, черт, обратившись в мышь, плыл через море соблазнить Еву; но пресв. Дева. увидя это, бросила свою рукавицу; из этой рукавицы сделалась кошка и пожрала мышь (Чуб., т. I, стр. 54, расск. из ушицк. уезда). Многие растения и животные связаны в народных рассказах с чертом, например, терлыч, тоя, чертополох (прогоняют- черта), сорока, павлин (оборотни черта), воробьи (вышли из чертей); но присутствия черта еще недостаточно, чтобы поверья подобного рода относить исключительно к апокрифическим источникам; некоторые поверья этого рода основываются на древних религиозно-мифических воззрениях народа на природу. Вороны некогда были белые. Почернели же они вот отчего: Ной после потопа послал ворона отыскать землю, «але овон нашов мерлаго человека, из нёго евь и за то почернев» (Головац., в «Чтениях» 1872 г., т. IV, стр. 417). Ласточка. «Як жиды Христа роспинали, то ластовки крали у их цвяшки» (Чуб., т. I, стр. 59). Воробьи прокляты потому, что кричали «жив, жив», когда жиды мучили Христа (Чуб., т. I, стр. 59). Кукушка и чайка произошли от девушек, которые вздумали испугать Спасителя (Чуб., т. I, стр. 60). Аист произошел из служанки пресв. Девы Марии, которая не исполнила приказания своей госпожи (Чуб., т. I, стр. 62). Жабы мешали своим криком царю Давиду писать псалтырь. Царь Давид приказал истребить их, но жабы заявили ему, что «всякое дыхание да хвалит Господа». Давид признал основательность этих слов, закончил ими псалтырь и благословил жаб (Чуб., т. I, стр. 65). Однобока рыба. Во время благовестия пресв. Дева кушала рыбу, и один бок ее был уже съеден; остались одни ребра. Выслушав благовестие, пресв. Дева сказала: «Тоди мий сын воскресне, як оця рыбка оживе», а рыбка: плюсь .. и ожила (Чуб. т. I, стр., 67). Камбала упала на землю с тарелки, когда пресв. Дева ее кушала. Камбала проклята Богородицей (Чуб., т. I, стр. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними. „Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате?“ говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому в коротком тулупе мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы. „Там теперь будет добрая попойка!“ продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. „Как бы только нам не опоздать“. При сем Чуб поправил свой пояс, перехватывавший плотно его тулуп, нахлобучил крепче свою шапку, стиснул в руке кнут — страх и грозу докучливых собак, но, взглянув вверх, остановился… „Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас !..“ „Что?“ произнес кум и поднял свою голову также вверх. „Как что? месяца нет“. „Что за пропасть? В самом деле нет месяца“. „То-то что нет“, выговорил Чуб с некоторою досадою на неизменное равнодушие кума: „тебе, небось, и нужды нет“. „А что мне делать!“ „Надобно же было“, продолжал Чуб, утирая рукавом усы: „какому-то дьяволу, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить, вмешаться !.. Право, как будто на смех… Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь — чудо. Светло; снег блещет при месяце. Всё было видно как днем. Не успел вытти за дверь, и вот, хоть глаз выколи!“ Чуб долго еще ворчал и бранился, а между тем, в то же время, раздумывал, на что бы решиться. Ему до смерти хотелось покалякать о всяком вздоре у дьяка, где, без всякого сомнения, сидел уже и голова, и приезжий бас, и дегтярь Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все миряне брались за животы со смеху. Уже видел Чуб мысленно стоявшую на столе варенуху. Всё это было заманчиво, правда; но темнота ночи напомнила ему о той лени, которая так мила всем козакам. Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами. Он бы, без всякого сомнения, решился на последнее, если бы был один, но теперь обоим не так скучно и страшно итти темною ночью, да и не хотелось таки показаться перед другими ленивым или трусливым. Окончивши побранки, обратился он снова к куму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

теперь я всё понял“. „Кто ты такой и зачем таскаешься под дверями?“ произнес кузнец суровее прежнего и подойдя ближе. „Нет не скажу ему, кто я“, подумал Чуб: „чего доброго еще приколотит проклятый выродок!“ и, переменив голос, отвечал: „Это я, человек добрый! пришел вам на забаву поколядовать немного под окнами“. „Убирайся к чорту с своими колядками!“ сердито закричал Вакула. „Что ж ты стоишь? слышишь, убирайся сей же час вон!“ Чуб сам уже имел это благоразумное намерение, но ему досадно показалось, что принужден слушаться приказаний кузнеца. Казалось, какой-то злой дух толкал его под руку и вынуждал сказать что-нибудь наперекор. „Что ж ты, в самом деле, так раскричался?“ произнес он тем же голосом: „я хочу колядовать, да и полно“. „Эге! да ты от слов не уймешься !..“ Вслед за сими словами Чуб почувствовал пребольной удар в плечо. „Да вот это ты, как я вижу, начинаешь уже драться!“ произнес он, немного отступая. „Пошел, пошел!“ кричал кузнец, наградив Чуба другим толчком. „Что ж ты!“ произнес Чуб таким голосом, в котором изображалась и боль, и досада, и робость. „Ты, вижу, не в шутку дерешься и еще больно дерешься!“ „Пошел, пошел!“ закричал кузнец и захлопнул дверь. „Смотри, как расхрабрился!“ говорил Чуб, оставшись один на улице. „Попробуй, подойди! вишь какой! вот большая цяца! ты думаешь, я на тебя суда не найду. Нет, голубчик, я пойду, и пойду прямо к комиссару. Ты у меня будешь знать. Я не посмотрю, что ты кузнец и маляр. Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть. Должно быть, больно поколотил вражий сын! жаль, что холодно и не хочется скидать кожуха! Постой ты, бесовской кузнец, чтоб чорт поколотил и тебя, и твою кузницу, ты у меня напляшешься! вишь, проклятый шибеник! однако ж, ведь теперь его нет дома. Солоха, думаю, сидит одна. Гм… оно ведь недалеко отсюда; пойти бы! Время теперь такое, что нас никто не застанет. Может, и того будет можно… вишь, как больно поколотил проклятый кузнец!“ Тут Чуб, почесав свою спину, отправился в другую сторону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010