кн., брат императора Николая II. 151, 152 Михаил (Ермаков Василий Федорович); (31 июля 1862 – 30 (17) марта 1929). Окончил реальное училище в Киеве, 1881 поступил в 5-й класс Киевской ДО, 1887 закончил Киевскую ДА, к. б. 19 июня 1887 пострижен в монашество. 28 июня рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1887 – во иеромонаха. С 7 сентября 1887 – преподаватель Священного Писания Киевской ДА, с 16–23 декабря 1888 – инспектор Орловской ДС, 19 августа 1890 – и. д. инспектора С.-Петербургской ДА, 4–5 декабря 1891 утвержден в этой должности, с возведением 15 декабря в сан архимандрита. С 20 января 1893 – ректор Могилевской ДС, с 6 октября 1893 – Волынской ДС. 24 декабря 1898 назначен и 31 января 1899 хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, с 20 октября 1899 – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии, с 6 сентября 1903 – Омский и Семипалатинский, с 9 декабря 1905 – Гродненский и Брестский, 6 мая 1912 – архиепископ. С 1921 – экзарх Украины, митрополит; впоследствии назначен митрополитом Киевским и Галицким. См.: † Митрополит Киевский Михаил.//Церковный Вестник Западноевропейской епархии. 1929. 6. С. 2–3. 55, 61 Михаил (Смелков Михаил); (6 ноября 1866 – ?). Окончил Новгородскую ДС (1889). В 1889 был учителем пения в Тихвине. С 1890 – священник. С 1915 – настоятель собора в Демянске, Новгородской епархии. Протоиерей. Овдовел. Уклонился в обновленчество. С 24 февраля 1924 – епископ Демянский и Боровичский, с 1928 – архиепископ, с 31 августа 1932 – за штатом. С августа 1933 – вновь архиепископ Демянский, викарий Новгородский, с октября 1934 – за штатом. С 5 декабря 1935 – настоятель церкви села Покровского Рыбинской епархии, с 15 июня 1936 – за штатом. 323 Михаил (Чуб Михаил Андреевич); (18 февраля 1912 – 25 апреля 1985). В 1930 учился в Гидрометеорологическом институте и в заочном институте иностранных языков. С 1932 – преподаватель иностранных языков в различных учебных заведениях. В 1947 поступил в Ленинградскую ДА, которую окончил в 1950 со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем по Общей Церковной истории в Ленинградской ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михаил (Чуб Михаил Андреевич; 1912–1985), архиепископ. В 1950 г. окончил ЛДА. В том же году рукоположен во иерея. Преподавал церковную историю в ЛДС и ЛДА. В 1953 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Управлял патриаршими приходами в Финляндии. С 1954 г. епископ Старорусский, викарий Ленинградской епархии. С 1955 г. Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 1955 г. Смоленский. С 1957 г. Берлинский и Германский. С 1959 г. Ижевский и Удмуртский. С 1961 г. Тамбовский и Мичуринский. С 1962 г. Ставропольский и Бакинский. С 1965 г. архиепископ. С 1968 г. архиепископ Воронежский и Липецкий. С 1972 г. Вологодский и Великоустюжский. С 1974 г. Тамбовский и Мичуринский. Михаил Александрович (1878–1918), Великий князь. Младший брат Николая II, генерал-адъютант Свиты императора, член Государственного совета. В 1899–1904 гг., до рождения Цесаревича Алексея Николаевича, наследник престола. Отказался от престола после отречения Императора Николая I. По постановлению Совнаркома в марте 1918 г. был выслан из Гатчины в Пермь. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. вместе с личным секретарем Н. Н. Джонсоном вывезен чекистами из города и убит. Мориц Саксонский (1696–1750), маршал Франции, граф. Участвовал в войнах за польское (1733–1735) и австрийское (1740–1748) наследства. С 1745 г. главнокомандующий французской армией в военных действиях против англо-голландских войск. Одержал ряд побед. Мост Иоганн (1846–1906), деятель левосектантского анархистского течения в германской социал-демократии. Мстислав (Волонсевич Димитрий Иванович; 1906–1978), епископ. С 1938 г. наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря в сане игумена. В 1944 г. при отступлении немецких войск был насильственно вывезен на принудительные работы в Германию. После освобождения, в 1946 г., состоял в клире Русской Православной Церкви за границей. В ноябре 1953 г., после принесения покаяния, воссоединился с Московской Патриархией и назначен настоятелем русского православного храма-памятника в г. Лейпциге. В июне 1955 г. переведен в Киево-Печерскую лавру. В 1956 г. хиротонисан во епископа Великолуцкого и Торопецкого. С 1957 г. епископ Свердловский и Ирбитский. С февраля 1958 г. Омский и Тюменский. С 1965 г. архиепископ Горьковский и Арзамасский. С 1966 г. на покое. С 1967 г. архиепископ Кировский и Слободской. С 1978 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Участвовал в разработке тем из каталога Всеправославного Собора как специалист «не из членов Комиссии». Соч.: Проповеди 1962–1984 гг. Сборник поучений о человеческом грехе и его сущности. Куйбышев, 1990; Битва за Россию. Православие и современность. СПб., 1993; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Биографический очерк. СПб., 1993; Любящий добродетель. Духовно-нравственный облик святителя Филарета. СПб., 1995; Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995; Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995; Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. СПб., 1997; Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 1998; Наука смирения. Письма монашествующим. СПб., 1998; Пою Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. СПб., 1998; Время приобретения. Письма духовной дочери. СПб., 1999; Посох духовный. Выбранные места из трудов Архипастыря. СПб., 2002. Лит.: Н И. Защита магистерской диссертации в Московской духовной академии//ЖМП. 1966. 8. С. 7–10; Памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна//.ЖМП. 1995. 11. С. 55 – 60. Михаил (Чуб Михаил Андреевич; г. Царское Село Санкт-Петербургской губ., 18 февраля 1912 г.– Тамбов, 25 апреля 1985 г.), архиепископ. Сын диакона, в 1915 г. рукоположенного во священника. Окончил заочный Гидрометеорологический институт и в 1940 г.– заочный институт иностранных языков. В 1935 г. выслан с родителями в Караганду; в ноябре 1936 г. переехал в г. Рыбинск. Преподавал иностранные языки в различных учебных заведениях. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДА, которую окончил в 1950 г. был назначен преподавателем общей церковной истории в Ленинградской ДС. 25 июня 1950 г. рукоположен во священника (целибат). В 1953– 1955 гг.– доцент Ленинградской ДА; читал лекции по патрологии. 13 декабря 1953 г. рукоположен во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. С 11 ноября 1954 г.– епископ Старорусский, викарий митрополита Ленинградского по управлению Новгородской епархией. С 31 января 1955 г.– епископ Вяземский, управляющий Смоленской епархией, с 5 апреля 1955 г.– Смоленский и Дорогобужский, с 15 августа 1957 г.– Берлинский и Германский, с сохранением за ним управления и Смоленской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929. Михаил (Краснодемянский) с 3.07.1911 еп. Александровский, Ставропольской епархии; с 1920 г. в эмиграции; † 1925. Михаил (Кудрявцев) в 1920 г. хирот. во еп. Арзамасского, вик. Нижегородской епархии; с 1928 г. в заключении. Михаил (Мельник) 25.02.1946 хирот. во еп. Дрогобычского и Самборского; † 9.10.1955. Михаил (Мудьюгин) 6.11.1966 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 30.07.1968 еп. Астраханский и Енотаевский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 27.12.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 10.04.1993 на покое. Михаил (Постников) с 13.10.1922 обновленческий епископ; 5.11.1943 принес покаяние; с 12.02.1944 еп. Архангельский; с 27.01.1947 еп. Ивановский и Шуйский; с 19.07.1947 на покое; дата † неизвестна. Михаил (Расковалов) 3.04.1993 хирот. во еп. Курганского и Шадринского. Михаил (Рубинский) 29.04.1945 хирот. во еп. Херсонского и Николаевского; с 1947 г. еп. Кировоградский и Чигиринский; с 12.05.1947 на покое; с 28.02.1948 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 31.10.1950 на покое; † 29.12.1962. Михаил (Чуб) 13.12.1953 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархией, управ. патр. приходами в Финляндии; с 11.11.1954 еп. Старорусский, вик. Ленинградской епархии; с 1.02.1955 еп. Вяземский; затем еп. Смоленский и Дорогобужский; с 1.08.1957 еп. Берлинский и Германский; с 5.03.1959 еп. Ижевский и Удмуртский; с 8.08.1961 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 16.11.1962 еп. Ставропольский и Бакинский; с 25.02.1965 в сане архиепископа; с 27.02.1968 архиеп. Воронежский и Липецкий; с 11.10.1972 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 3.09.1974 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 25.04.1985. Михей (Алексеев) с 1913 г. на покое (б. еп. Уфимский); † 3.02.1931. Михей (Хархаров) 17.12.1993 хирот. во еп. Ярославского и Ростовского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Модест (Никитин) с 9.10.1917 еп. Севастопольский; с 11.12.197 на покое; с 1922 г. в обновленческом расколе; 3.06.1931 принес покаяние; с 5.10.1931 еп. Уральский; с 27.12.1932 на покое; с 11.08.1933 еп. Вяземский; с 17.03.1936 в сане архиепископа; с 29.10.1937 епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 227 – 228. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.70–76. Сидоров А.И., Карманов Е.А. Предисловие//Григорий Чудотворец; Мефодий Патарский; Симеон Новый Богослов. Творения. – М.: Паломник, 1995. Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.231–236. Троицкий В. Очерки из истории догмата о церкви. Сергиев Посад: Тип. Св.–Тр. Сергиевой Лавры, 1912. – С. 473 – 476. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.67–68. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т.1. С.143–152. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.  Библиография работ автора: Диалог св. священномученика Мефодия " О свободе воли "/Пер.  с греч.: еп.  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3. К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. Молитва (из сочинения " О воскресении " )/Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О жизни и о разумной деятельности (слово второе " О житии и деянии разумъне " )/Пер.  с греч.:  Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О пиявице, о которой говорится в книге Притчей, и о (словах) " Небеса проповедуют славу Божию " (О пиявици сущии в притчах и о Небеса исповедают славу Божию " )/Пер.   с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2.  О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники /Пер.  с греч.: Михаил (Чуб) //Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. 

http://bogoslov.ru/person/2993115

Михаил (Чуб), архиепископ. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия//БТ. – 1975. – Сб. 14. Михаил (Чуб), архиепископ. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия: Священное писание в творениях св. Мефодия//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 13. Михаил (Чуб), архиепископ. Предание Церкви в богословии св. Мефодия//Богословские труды. – М., 1975. – Сб. 14. Михаил (Чуб), архиепископ. Предисловие к диалогу св. священномученика Мефодия " О свободе воли "http://Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3.  Михаил (Чуб), архиепископ. Предисловие к извлечению из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия//Богословские труды. – М., 1961. – Сб. 2. Михаил (Чуб), архиепископ. Святой священномученик Мефодий и его богословие//Богословские труды. – М., 1973. – Сб. 11.  Михаил, архимандрит. " Пир десяти дев " св. Мефодия//Журнал Московской патриархии.  – 1974. – 9. Михаил, епископ. Диалог св. священномученика Мефодия “О свободе воли”//Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996. (Репринт). Модестов С. Святой Мефодий, епископ Патарский//Творения Святых Отцов в русском переводе. Прибавления. – М., 1849.  – 1857. – Ч. 16. Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.131–134. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6.  Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско–богословской мысли. – М.: КомКнига, 2006. – С. 564 – 566. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I–IV века/Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С.554–559. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. – СПб.: Воскресение, 2004. – С. 697 – 703. Сведения о жизни и творениях святого священномученика Мефодия//Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. – М.: Паломник, 1996. (Репринт).

http://bogoslov.ru/person/2993115

хохолок, -лочек, хохлик, хохлища; чуб, клок шерсти, волос, перьев на голове; взбитые вверх волосы надо лбом, прическа хохлом; клок долгих волос на темени, малорос. оселедец. Хохол бывает у голубя. Курица с хохлом, хохлатая. Белая хохлатая чапура, с косичками на голове. Хохлатый жаворонок, подорожник. Хохлатый тулуп, Крылов косматый. Хохлатые куры двором ведутся. Поклон с хохлом, челобитье с шишкой! Не надолго шуту хохол: ходя стрясет. За хохолок, да на свет поволок. За хохол, да рылом в стол (или: в пол). Чужую курицу как хошь дери, а свою за хохол держи. Рада б курочка в пир не шла, да за хохол тащат! Пригож хохолок на несучке, на ноской курице. Хохол, украинец, малоросс; хохлачка, хохлушка жен .». (Даль В.И. Толковый словарь Живого Великорусского языка. СПб., 1863-1909.)». «Хохол 1) -хла , м. Торчащий клок волос или перьев (на голове). Несчастные куры, как теперь помню, две крапчатые и одна белая с хохлом, преспокойно продолжали ходить под яблонями. Тургенев, Два помещика. На макушке торчал прежний упрямый хохол, хотя приглаженный. Каверин, Два капитана. 2) -хла , м. прост. устар. Название украинца. - Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленка, Михаила Саввича, из хохлов. Чехов, Человек в футляре. Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957-1984». «Хохол хохол род. п. хохла, укр. хохол - то же, блр. хахол, чеш. chochol " хохол " , слвц. chochol - то же, польск. сносно " конец снопа, пук " , в.-луж. кносно, н.-луж. сносно " макушка, холм, чуб " , полаб. chüchol. Возм., это экспрессивное соответствие лтш. cekulis " чуб, хохол, коса, махор " , ср. слвц. kochol " чуб " , kochlamy " чубатый, хохлатый " ; см. Махек, " Slavia " , 16, 211; Эндзелин, СБЭ 126. Иначе о лтш. слове см. И. Шмидт, Pluralb. 177 и сл.; Бернекер I, 138. Кроме того, допускают также редупликацию в самом см. Бернекер I, 392 и сл.; Ильинский, ИОРЯС 20, 4, 155; Шобер, PF 14, 603 и сл. (где приведены весьма рискованные сравнения с холоп и др.).

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/27/...

По Ф. Дикампу, под конец жизни М. был епископом Филипп в Македонии, но провел продолжительное время в Ликии ( Diekamp. 1928). Долгое время полагали, что он был епископом Олимпа, небольшого города Ликии ( Hieron. De vir. illustr. 83; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 13). О Патарах в Ликии как месте епископского служения М. сообщают Леонтий Схоластик ( Leont. Schol. De sect. 3//PG. 86a. Col. 1213) и более поздние авторы ( Ioan. Damasc. De imag. III 138; Idem. Contr. Jacob. 93; Suda. S. V; и др.), вплоть до создателей синаксарной и житийной лит-ры. Вероятно, указание на Патары, отстоявшие от Олимпа на 110 км по прямой линии, как на место служения М. появилось, по предположению Т. Цана , вслед. того, что именно в этом городе происходит действие трактата «О воскресении», хотя при внимательном чтении трактата очевидно, что М. был в этом городе лишь гостем ( Михаил (Чуб). 1973. Сб. 10. С. 15). Несмотря на согласие ученых относительно того, что М. был епископом Олимпийским, архиеп. Михаил (Чуб) сомневается и в этом факте, поскольку ни в греч., ни в слав. рукописях не приводится такого эпитета при имени М. Напротив, в слав. рукописях М. называется епископом Филипп (в Македонии). Кроме того, неизвестно, была ли вообще в Олимпе в кон. III в. епископская кафедра, поскольку г. Олимп был восстановлен позже, в IV в. (Там же. С. 17-18). В пользу Филипп говорит и послание (ок. 435) Иоанна I , архиеп. Антиохийского, где М. назван епископом в Элладе и Иллирике. В результате подробного рассмотрения всех свидетельств и гипотез архиеп. Михаил (Чуб) склоняется к тому, что М. был епископом Филипп. Аргументом служит и то, что Филиппы - в отличие от Олимпа или Патар - не упоминаются в сочинениях М., а потому соответствующий эпитет не мог быть получен «литературным» путем (Там же. С. 19). Указание блж. Иеронима о Тире (город в Финикии) как о месте служения М. (et postea Tyri episcopus - Hieron. De vir. illustr. 83) ошибочно, удовлетворительно объяснить происхождение этого мнения невозможно ( Михаил (Чуб). 1973. Сб. 10. С. 11-15). Др. эпитеты, встречающиеся у визант. авторов,- «адрианопольский», «лаодикийский», «мирский» - являются описками (Там же. С. 10-11). Кончина

http://pravenc.ru/text/2633849.html

(CPG, N 1813), содержит увещания мужественно переносить любые перемены житейских обстоятельств. Сохранилось только в слав. переводе. Рус. пер.: О жизни и о разумной деятельности (слово второе «О житии и деянии разумъне»)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 154-159 (переизд.: Творения. 1996. С. 305-313). «О различении пищи, и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники» (CPG, N 1814). Первые 5 глав посвящены страданиям праведников, в главах 6-15 аллегорически объясняются ветхозаветные законы (Числ 19. 2-3, 14-21) о пище и о рыжей телице. Под телицей автор подразумевает плоть Христову (11. 4), а законы толкует в моральном аспекте (13-15). Сочинение дошло только в слав. переводе. Рус. пер.: О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 160-172 (переизд.: Творения. 1996. С. 314-334). «О проказе» (CPG, N 1815), представляет собой беседу Еввулия и Систелия относительно закона о проказе (Лев 13. 1-6, 47-52), к-рый понимается аллегорически: 4 вида проказы толкуются как прелюбодеяние, страх и боязнь, гнев, зависть и уныние (5. 1-4); от этих и прочих пороков христианин должен всячески воздерживаться. Сохранилось в слав. переводе в сокращении, на греческом - только отрывки. Рус. пер.: К [С]истелию о проказе (к Истелию о прокажении)/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 173-183 (переизд.: Творения. 1996. С. 335-352). «О пиявке, упоминаемой в Притчах, и о «Небеса поведают славу Божию»» (CPG, N 1816), обращено к Евстохию. Сначала изъясняются слова из Притч 30. 15-16: под пиявкой понимается «враждебная сила» (3. 3), «кровопийца и сожительница левиафана» (6. 1). Затем истолковываются без всякой связи с предыдущим текстом Пс 18. 2-5: «твердь» - это либо Церковь, либо богословствующий ум, «день» - души святых (7-9); и Прем 7. 1-2: поскольку эта глава представляется ясной, М. отказывается от толкования, уточнив лишь, что Соломон говорит здесь о себе, а не о Христе (10). Сочинение сохранилось в слав. переводе. Рус. перевод: О пиявице, о которой говорится в Книге Притчей, и о [словах] «Небеса проповедуют славу Божию»/Пер.: еп. Михаил (Чуб)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 184-205 (переизд.: Творения. 1996. С. 353-364). «О сотворенном»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

Чуб не без тайного удовольствия видел, как кузнец, который никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины, тот самый кузнец лежал у ног его. Чтоб еще больше не уронить себя, Чуб взял нагайку и ударил его три раза по спине. „Ну, будет с тебя, вставай! старых людей всегда слушай! Забудем всё, что было меж нами! ну, теперь говори, чего тебе хочется?“ „Отдай, батько, за меня Оксану!“ Чуб немного подумал, поглядел на шапку и пояс, шапка была чудная, пояс также не уступал ей, вспомнил о вероломной Солохе и сказал решительно: „ добре! присылай сватов!“ „Ай!“ вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи. „Погляди, какие я тебе принес черевики!“ сказал Вакула: „те самые, которые носит царица“. „Нет! нет, мне не нужно черевиков!“ говорила она, махая руками и не сводя с него очей: „я и без черевиков…“ далее она не договорила и покраснела. Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше. — Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою. „А чья это такая размалеванная хата?“ спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках. „Кузнеца Вакулы!“ сказала ему кланяясь Оксана, потому что это именно была она. „Славно! славная работа!“ сказал преосвященный, разглядывая двери и окна. А окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях с трубками в зубах. Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. Это однако ж не всё: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула чорта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: он бачь, яка кака намалевана! и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери. Страшная месть I.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010