Исключительно опытный педагог и администратор, в 1920 г. он стал ректором Православного богословского института, а через два года был арестован, судим вместе с митрополитом Петербургским Вениамином, перенес смертный приговор, был помилован. После обращения Патриарха Тихона в Верховный суд в 1923 г. вместе с другими заключенными и осужденными священнослужителями был освобожден и назначен настоятелем одного из самых посещаемых храмов Петрограда – Николо-Морского собора. Протоиерей Н. Чуков вернулся и к церковно-педагогической деятельности, возглавив в 1925 г. Высшие богословские курсы, которые просуществовали до 1928 г. Неутомимый труженик, он и в бедственных для церковной науки условиях, несмотря на свою исключительную занятость, не прекращал научных занятий. В 1926 г. успешно защитил на Богословских курсах магистерскую диссертацию «Мессианские представления иудеев по таргуму Иоанафана, сына Узиелова». На смену престарелым архипастырям приходило новое поколение иерархов, сформировавшееся не в благополучную дореволюционную пору, а в суровую годину гонений на Церковь . 4 июня 1953 г. Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод постановили назначить на Астраханскую кафедру, вдовствовавшую после кончины архиепископа Филиппа (Ставицкого), архимандрита Леонида (Лобачева) с последующей его хиротонией, тем же постановлением назначили епископом Бобруйским, викарием Минской епархии и ректором Минской духовной семинарии архимандрита Митрофана (Гутовского). 16 ноября Священный Синод постановил хиротонисать во епископы: архимандрита Иоанна (Разумова) на Костромскую, священника Антиохийского подворья в Москве Михаила (Воскресенского) на Чкаловскую кафедры, преподавателя Ленинградской Духовной Академии священника Михаила (Чуба) – на Лужскую викарную кафедру Ленинградской епархии; архимандрита Нестора (Тугая) на Уманскую викарную кафедру Киевской епархии и архимандрита Иннокентия (Леоферова) на Кировоградскую кафедру. Назначенный на Лужскую кафедру епископ Михаил (Чуб) был младшим по возрасту среди архиереев, хиротонисанных в 1953 г., и первым в епископате, кто получил образование в возрожденной высшей богословской школе. В 1956 г. хиротонисаны были – во епископа Молотовского и Соликамского архимандрит Алексий (Коноплев), архимандрит Леонтий (Бондарь) – на Бобруйскую кафедру после перевода епископа Митрофана (Гутовского) на Орловскую; архимандрит Мстислав (Волонсевич) – во епископа Великолужского. В 1957 г. во епископа Станиславского и Коломыйского был хиротонисан Иосиф (Савраш). Он был из униатов, в пресвитерский сан рукоположен в 1932 г. в возрасте 23 лет, активный участник Львовского Собора. В этом же году был хиротонисан во епископа Молотовского реэмигрант архимандрит Павел (Голышев). 17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы Святейший Патриарх Алексий I возглавил хиротонию во епископа Балтского архимандрита Пимена (Извекова), ставшего его преемником на первосвятительской кафедре

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

153 . Иванов А. Новозаветное учение о Царстве Божием/ПС, 1900. 154 . Иоанн (Шаховской) , иером. (впоследствии архиеп.). Притча о неправедном богатстве. – Париж, 1932. 155 . Карев А. В. Нагорная» проповедь/БВс, 4:5. 156 . Его же. Образ Христа в Новом Завете/БВс, 1. 157 . Кассиан (Безобразов) . Царство Кесаря перед судом Нового Завета. – Париж, 1949. 158 . Его же. К вопросу о построении молитвы Господней/ПМ, вып. VIII. 1951. 159 . Его же. О молитве Господней/ПМ, вып. VII. 1949. 160 . Ковальницкий А., прот. Иисус Христос – Бог. – Варшава, 1901. 161 . Кулэн Ф. Сын Человеческий: Беседы о человечестве Иисуса Христа/Пер. с франц. 1868. 162 . Кулюкин С. Л. Сущность христианства проф. Адольфа Гарнака. – Пг., 1902. 163 . Лебедев А. Наглядное проявление Божества Христа Спасителя в земной Его жизни/ВР, 9. 164 . Лебедев А. Сущность христианства по изображению церковного историка Адольфа Гарнака/БВ, 10–12. 165 . Его же. Общие и частные черты формального различия между учением в устах апостолов/ХЧ, 2. 166 . Лейтон И. Иисус Христос и современная цивилизация/Пер. с англ. – СПб., 1909. 167 . Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбю-са): Стенограмма диспута А. В. Луначарского с митрополитом Ал. Введенским. – М., 1928. 168 . Матьюс Ш. Социальное учение Христа/Пер. с англ. – СПб., 1911. 169 . Мелиоранский Б. Христианство/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: т. 37. – СПб., 1903. 170 . Его же. Христос/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: т. 37. – СПб., 1903. 171 . Михаил (Семенов), архим. (впоследствии старообр. еп.). В поисках лика Христова. – СПб., 1905. 172 . Его же. Церковь и евангельские лилии. – СПб., 1905. 173 . Михаил (Чуб), еп. Христологические проблемы в западном богословии/БТ, вып. 4:1968. 174 . Моравский М. Религиозно-философские вечера/Пер. с нем. – М. 1907. 175 . Муретов М. Д. Христос как носитель немощей и болезней человеческих: Мф. 8:1–17 /ВР, 3. 176 . Мышцын В. Какую можно усмотреть цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами/БВ, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Разрешив им вернуться на Родину, атеистическая власть, естественно, преследовала при этом всего лишь чисто пропагандистские, политические цели, пытаясь выглядеть в глазах европейской общественности гуманной и уважающей чужие, в данном случае религиозные, убеждения. В то же время печально известный филиал КГБ – Совет по делам религий – постарался отправить этот истинный цвет валаамского иночества как можно подальше, боясь возможного среди верующих роста популярности отца Михаила и его содругов как потенциально опасных для большевистской атеистической идеологии истинно добрых пастырей православных россиян. Поэтому поначалу их направили в Молдавию где все было для них непривычным: они попали «в монастырь, [где] не было слышно русской речи, и угостили их мамалыгой – это каша из кукурузной муки – и поставили кувшин с вином, которого на Валааме никогда не было. Но они отправили в Москву просьбу, и конечно, только благодаря владыке [Крутицкому] Николаю их перевели... в Печоры». Пытался поддержать отца Михаила и профессор- епископ Михаил [Чуб], которого старец полюбил, встречаясь с ним ранее еще в Финляндии. Это даже особо подчеркивает матушка Мария в одном из писем: «Знаю, что он очень ценил и полюбил епископа Михаила (Чуба) – [это] личность светлая; смиренный, высокодуховный; имел звание профессора (работа его была о Мефодии Патарском ); по характеру вообще был очень искренним и любвеобильным. Было ему сорок три года, когда он стал епископом, бывал в Финляндии, но потом попал в опалу, и больше я о нем не слышала...» О добрых отношениях владыки Михаила (в тот период – епископа Лужского) со старцем Михаилом упоминает в одном из писем и валаамский схиигумен Иоанн, рассказывая о своей встрече с этим архиереем в Новом Валааме: «Владыка пригласил меня к себе на беседу... Разговор был разный... Поблагодарил меня за беседу. Остался доволен. К о. Михаилу тоже сходил поговорить. Летом тот был у владыки и понравился ему». Сведения о первоначальных мытарствах старцев в СССР вскоре достигли и Зарубежья. В журнале Русской Зарубежной Церкви «Православная Русь» появилось такое сообщение: «Валаамцев встретили в Ленинграде и направили через Смоленск в Молдавию, в монастырь, имевший десять монахов и наемного повара, стоимость содержания которого они должны отрабатывать. Отдельных келий для новоприехавших нет. Они обратились к митр[ополиту] Николаю по телеграфу с просьбой направить их в иное место или отпу-

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

31 августа 1946 г. Богословский институт и курсы были преобразованы в академию и семинарию. Ректором стал протоиерей Тихон Попов, вскоре его сменил протоиерей Николай Чепурин, а затем епископ Гермоген (Кожин). 14 октября того же года была открыта и Ленинградская духовная академия, а действовавшие в городе богословско-пастырские курсы стали семинарией. Среди первых профессоров духовных школ северной столицы были протоиерей Василий Верюжский , А.И.Сагарда, Н.Д.Успенский , JI.H.Napuйckuй и др. В том же году бы ла открыта семинария в Ставрополе, в 1947 г. – в Киеве. Также были преобразованы в семинарии курсы в Саратове, Одессе, Луцке. Минские курсы были переведены в Жировицкий монастырь. В других районах страны ситуация ухудшалась. Так, были закрыты просуществовавшие около года богословско-пастырские курсы во Львове, хотя духовный православный центр в этом регионе был крайне необходим для борьбы с затаившимся униатством. Не встречали сочувствия властей попытки Московской Патриархии открыть семинарии в других городах страны. Хрущевские гонения сократили число духовных учебных заведений. Всевозможные препятствия, которые устраивались молодым людям, пожелавшим поступить в семинарию, постепенно приводили к сокращению числа абитуриентов. Практически невозможно было поступить в духовные школы людям с высшим образованием. Против семинарий использовался и испытанный советский способ – препятствовать в ремонте. Малое количество студентов и неудовлетворительные бытовые условия становились удобным поводом для закрытия семинарий. К концу хрущевских гонений оставались только Московские и Ленинградские духовные школы и Одесская духовная семинария. При таком положении дел поднять образовательный уровень духовенства помогали заочные отделения духовных школ. С середины 1970-х гг. ситуация стала меняться в лучшую сторону. В 1978 г. в северной столице стало действовать регентское отделение. Появилась возможность поступать в семинарию лицам с высшим образованием. Состояние богословской науки в советские годы оставляло желать лучшего, причем не по вине Церкви. С одной стороны, прервалась связь с дореволюционной богословской школой, с другой стороны, было сложно популяризировать свои исследования из-за малого количества печатных церковных изданий. Исследователи довольствовались «Журналом Московской Патриархии» и сборником «Богословские труды». Несмотря на препятствия со стороны государства, и в эти годы появлялись научные работы таких авторов, как архиепископ Михаил (Чуб), игумен Марк (Лозинский) , протоиереи Петр Гнедич, Ливерий Воронов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Идти, вооружившись верой в Бога, Единственная эта сила для тебя. Родной – иди тернистою Христовою дорогой, Отдав церковному служению себя. Для утверждения ж в богословии Используй молодые годы, чтобы познания найти, А сейчас возможно при явившемся условии Курс семинарии и академии пройти. О, кто же это ты и где тебя найти? Начальные буквы стихов моих прочти. М. Нестор. 104 207 Епископу Афанасию (Сахарову) 12 сентября 1957 г. [г. Одесса] 30/VIII. Св. блгв. кн. Александра Невского Преосвященнейший Владыка, дорогой мой друже и Святитель Кир-Афанасий. Ни в Москве, ни в Одессе со Святейшим не удается поговорить, т. к видимся только за обедами и завтраками в слишком официальной обстановке. Гости у Него болгары, греки, эфиопы, а среди этих гостей мы – архиереи Митрополит Питирим Минский, епископ Михаил -Чуб, епископ Роман, архиепископ Иннокентий Курский, архиепископ Даниил из Измайлова [Измаила? – Сост.], Даниил Андреевич и его сын Остаповы, архиепископ Борис, игумен Александр и прочие одесситы. Главное время у меня уходит, к счастью, на лечение. Врачи Филатовские взяли меня в оборот и делают подсадки «под микитки», и это помогает и улучшает зрение и весь старческий организм. Беру горячие морские ванны, а также компрессы из лиманской черной грязи на коленях. Святейший сегодня со свитой 9 человек улетел в Болгарию на торжество на Шипку по случаю освобождения от турецкого ига. Возвратится числа 28–30 сентября. Из Болгарии поедут в Югославию. 40-летие восстановления Патриаршества по неизвестным мне причинам откладывается еще до весны. Похоже, что перенесут таким порядком на 50-летие или даже на столетие. Акафист Мануиловский получил, а одобрения Вашего не получил. Архиепископ Мануил предсказывает сейчас всем, что он этой осенью умрет. Святейший говорит: вероятно, он хочет, чтобы его отпевали по его архиерейскому чину. Святителю Софронию в Иркутске до сего времени празднуют 30 марта и 30 июня. Наши Святители не смотрят ни в святцы и в Богослужебный устав, а несутся по воле волн житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Они осудили войну как способ разрешения международных споров, расовую сегрегацию в Церкви. Обсуждались такие проблемы, как необходимость воздержания как формы христ. целомудрия, вместе с тем с формулировкой «в некоторых обстоятельствах» разрешалось использование контрацептивов в супружеских отношениях, признали «отвратительными искусственные аборты». На конференции было выработано определение Англиканского содружества как «содружества внутри единой святой кафолической и апостольской Церкви, состоящего из должным образом основанных диоцезов, провинций или региональных Церквей, находящихся в общении с Кентерберийским престолом, которые поддерживают и распространяют веру и порядок... предписанные «Книгой общих молитв», способствуют осуществлению национальных традиций христианской веры, жизни и поклонения на территории каждого из них и связаны вместе не центральной законодательной и исполнительной властью, но взаимной преданностью, поддерживаемой посредством общего совета епископов во время конференции». На этой конференции присутствовала правосл. делегация во главе с патриархом Александрийским Мелетием II (Метаксакисом) , к-рая состояла из представителей 9 Поместных Православных Церквей. Архиеп. Кентерберийский Космо Гордон Ланг выразил сожаление по поводу отсутствия представителей «великой и страдающей Русской Церкви». Одним из результатов переговоров стало решение о создании Смешанной православно-англиканской богословской комиссии; ее 1-е заседание состоялось в 1931 г. На 8-й конференции в 1948 г. 349 епископов отклонили необходимость изучения вопроса о рукоположении женщин, приветствовали полное общение со старокатоликами, провозгласили несовместимость расовой дискриминации с принципами христианства. В заседаниях 9-й конференции в 1958 г. приняли участие 310 англикан. епископов, 4 представителя правосл. Церкви, в т. ч. митр. Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) и еп. Берлинский и Германский Михаил (Чуб) . Собравшиеся обсудили проблему роста населения Земли и высказали положительное отношение к контролю над рождаемостью.

http://pravenc.ru/text/2462579.html

При нем начала полноценно действовать канцелярия, велось делопроизводство, функционировал благочиннический совет, собиравшийся 3 раза в год. В 1947 г. И. добился разрешения на строительство деревянного храма-часовни на Петропавловском кладбище, на фундаменте разрушенной Петропавловской ц. (освящен 6 янв. 1948). В этом храме до 1951 г. совершались регулярные богослужения. В 1948 г.- временный член Свящ. Синода РПЦ (зимняя сессия). И. учредил должность епархиального духовника, а с 1949 г.- должности окружных духовников. Он добивался открытия ранее закрытых церквей: с 1946 по 1949 г. было освящено 27 храмов, в последующие десятилетия с усилением гонений на Церковь их количество было сокращено до 14. И. совершал частые поездки по епархии, особенно интенсивные с 1947 по 1952 г., во время проведения ремонтно-восстановительных работ в храмах епархии и налаживания работы административно-хозяйственных органов управления приходами. В 1948-1949 гг. была проведена инвентаризация имущества во всех церквах епархии, освидетельствованы св. престолы и осуществлена постепенная замена старых антиминсов новыми. И. организовал выпуск рассылаемых благочинным машинописных бюллетеней, в к-рых публиковались епархиальные новости и циркуляры епископа. При кафедральном соборе для проверки знаний кандидатов в священный сан была создана комиссия из протоиереев с семинарским образованием. Мн. кандидаты затем проходили курс обучения при соборе, участвуя в богослужении в качестве пономарей. И. тогда же начал собирать б-ку, а в 1954 г. создал епархиальный архив. С 50-х гг. ощущал все большее противодействие своей епархиальной деятельности со стороны властей. 4 февр. 1955 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 29 марта 1961 г. из-за болезни И. временно управляющим епархией был назначен бывш. Ижевский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ Тамбовский и Мичуринский). 8 авг. 1961 г. И. уволен на покой, через 7 месяцев скончался. Погребен на тамбовском Петропавловском кладбище, близ апсиды Петропавловского храма.

http://pravenc.ru/text/578084.html

Путинцев М., протоиерей. Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова //Душеполезное чтение. – 1878. Михаил (Чуб), архиепископ. Епископ Игнатий (Брянчанинов) //Журнал Московской Патриархии. – 1967, 5. – С. 75–77; 6. – С. 58–73. Ковалевский А. Игуменья Емилия, основательница Верхне-Харьковского девичьего монастыря//Душеполезное чтение. – 1885. Лесков Н. С. Инженеры-бессребреники//Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат, 1956–1958, т. 8. Тихон (Ципляковский), игумен. Искатель непрестанной молитвы или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве. – М., 1889. – С. 48–50. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 62–64. Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8 ). – Пг., 1917. – С. 314. Вербицкий В. Поездка на Валаам//Исторический вестник. – 1913, март. – С. 988–1015, пр.997. Соловьев А. Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. Историко-статистический очерк. – Кострома, 1895. – С. 62–74. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3. – С. 358; т. 5. – С. 451–741; т. 6. – С. 58. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 348. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1413. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 273, 1026. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 141, 323. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 77. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 348.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будь похвальны, святителю, Мирнокиевский учителю, св. Николай! (Чуб., т. I, стр. 170). В великорусской переработке наиболее распространенного стиха «О хто, хто Миколая любит», записанной в орловской губернии, встречаем те же слова, но измененные до потемнения смысла: Будь похвален, святителю, Между киевских в пещеры, Мирно во веки. (Бессон., Калеки перехожие, т. III, стр. 761). Нетрудно, однако, догадаться, что в первом стихе слово: мирнокиевский есть прямое искажение слова: мирликийский, которого не мог осилить народный певец, не знакомый с географией, а во втором искаженное слово разбито на два и поставлено в двух отдельных стихах. Приурочение св. Николая к Киеву могло находить основание в его житии, где, в числе совершенных им чудес, описываются два чуда, бывшие в Киеве. Чудо первое. Двое киевлян, муж и жена с маленьким ребенком, отправились однажды из Киева в Вышгород поклониться мощам свв. Бориса и Глеба, в день их памяти. Возвращаясь домой по Днепру, жена уронила ребенка в реку. Отец и мать обратились с молитвой к св. Николаю. Св. Николай взял дитя из воды и принес его в палату, находившуюся при киевском софийском соборе. Церковный сторож нашел ребенка перед образом св. Николая и передал его родителям. 110 Старинное изображение этого чуда, писанное масляными красками на холсте, находится и ныне в колокольне Киево-Софийского собора и с любопытством рассматривается богомольцами. Другое чудо. Один киевлянин отпустил на волю пленного половчанина, после того как последний поклялся именем св. Николая, что привезет выкуп. Половчанин думал, что икона св. Николая, перед которой он дал обещание киевлянину, ничего ему не сделает, если он и не выполнит обещания. Св. Николай три раза напоминал половчанину о его обязательстве, а в третий раз сбросил половчанина с коня, метал, корчил и бил его о землю. Половчанин отвез выкуп киевлянину. Эти сказания о чудесах св. Николая в Киеве возникли в древности, до монгольского нашествия, и, может быть, существование этих и других подобных местных киевских сказаний о святителе Николай побудило киевского митрополита Ефрема (1096–1098 г.) установить празднование перенесения мощей св. Николая из Мира в Бар 9-го мая, празднование, существовавшее в западной церкви и неизвестное на греческом востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Заседание12-15 февр. 2001 г. в Волосе (Греция) было посвящено богословскому анализу таинства священства и его уникальной связи с Первосвященством Христа, а также др. служениям в Церкви. В отличие от переговоров 20-30-х гг. XX в. совр. англикано-правосл. диалог не имеет целью достижение литургического общения, однако продолжение диалога обе стороны признают желательным. Богословские проблемы неоднократно обсуждались во время взаимных визитов представителей обеих Церквей. После поездки в Англию в 1955 г. делегации во главе с митр. Минским и Белорусским Питиримом (Свиридовым) в 1956 г. в Москве была проведена православно-англикан. конференция. Правосл. сторону возглавлял еп. Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб) , англикан. делегацию - архиеп. Йоркский Артур Майкл Рамсей. Обе стороны согласились, что главным условием объединения двух Церквей является достижение согласия в вопросах вероучения. Участники конференции обсудили вопросы вероучительного авторитета Свящ. Писания и Предания, Всел. Соборов, таинств, почитания святых, а также вопрос о границе между догматом и теологуменом (Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16-23 июля 1956 г.//ЖМП. 1956. 9. С. 9-34). В 1958 г. по приглашению Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера на очередной Ламбетской конференции присутствовали митр. Минский и Белорусский Питирим, еп. Смоленский Михаил, а также представители др. правосл. церквей. В 1961 г. на интронизации Архиепископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея присутствовали архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов) и проф. прот. К. Ружицкий . В 1962 г. Архиепископ Кентерберийский Артур Майкл Рамсей приезжал в Москву по приглашению Патриарха Алексия I. В 1964 г. состоялся ответный визит Патриарха Алексия к Предстоятелю Церкви Англии. В 1966 г. в Лондоне было проведено двустороннее богословское собеседование по вопросу об англикан. священстве, ставшее продолжением Московской конференции 1956 г. ( Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Англиканской и Русской Православной Церквами//ЖМП. 1967. 7. С. 45-53).

http://pravenc.ru/text/115118.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010