1965 г. в Удмуртии сохранилось 18 действующих правосл. церквей в 9 районах из 19 и в 4 городах из 5. В ходе антирелиг. кампании в Удмуртии имели место случаи публичного снятия священниками сана и отречения от Церкви. Посещаемость храмов в эти годы оставалась высокой, на богослужениях присутствовали женщины, мужчины, молодежь, дети дошкольного и школьного возраста. В храмы Удмуртии приходили не только местные жители. В 1960 г. уполномоченный по делам РПЦ обнаружил, что церковь в с. Новогорском Граховского р-на посещалась верующими из Татарской АССР, церкви Воткинска и Сарапула - верующими из Пермской обл. В 1964 г. было выявлено посещение церкви в с. Можга верующими из Татарской АССР и Кировской обл., церкви в с. Васильевском Красногорского р-на - верующими из Кировской обл. В марте 1959 г. на Ижевскую кафедру был назначен еп. Михаил (Чуб), стремившийся противостоять давлению на Церковь со стороны советских и партийных органов. В 1960 г. еп. Михаил сделал попытку пригласить в И. и У. е. священников с Украины и из Белоруссии, но она не увенчалась успехом. Из-за вмешательства советских и партийных органов архиерею не удалось направить на учебу в Московскую ДС 2 молодых людей из Удмуртии. Стремление еп. Михаила развивать епархиальную жизнь, ремонтировать и украшать храмы было расценено властями как «сознательное игнорирование советского законодательства о культах» и «самоуправство». 24 нояб. 1960 г. Совет министров Удмуртской АССР обратился в Совет по делам РПЦ с предложением об упразднении И. и У. е. Патриарх Алексий I был вынужден отправить еп. Михаила за штат (16 марта 1961), состоялось переизбрание церковного совета кафедрального Свято-Троицкого собора. Приходы Удмуртской АССР были присоединены к Кировской епархии. 5 мая 1961 г. управление Ижевской епархией было поручено Казанскому и Марийскому еп. Михаилу (Воскресенскому) . Ижевское ЕУ было расформировано, и до 1988 г. приходами епархии управляли Казанские архиереи. К 25 марта 1993 г., когда на Ижевскую кафедру был назначен архиеп.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Подобные опыты уже имели место в патрологической науке. Главными из них являются труды: «Нравственность, раскрываемая по руководству творений святителя Тихона Задонского » Ф.Зелепугина (24) 1 , «Святитель Тихон Задонский как нравоучитель» свящ. Т.Попова (32), «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение» того же автора (33), магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» схиархим. Иоанна (Маслова) (26), кандидатская диссертация «Раскрытие учения о христианской нравственности в произведениях святителя Тихона Задонского » В. Панкова (31), курсовая работа «Наставления святителя Тихона Задонского о духовном возрастании христианина» А. Аржаева (16). Кроме того, в периодических изданиях в разное время были помещены статьи: «Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве» архиеп. Михаила (Чуб) (30), «Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского» проф., прот. Т. Попова (34), «Святитель Тихон Задонский как учитель христианской морали» Л. Клименко (28; 29). Наконец, известны курсовые сочинения: «Учение нравственности по творениям святителя Тихона Задонского» свящ. А. Куреннова и «Нравственно-христианское учение святителя Тихона Задонского» свящ. М. Ильинского (25), и отзывы на них (18; 35; 21; 37). Таким образом, среди множества трудов о святителе Тихоне и его богословии 2 можно обнаружить немало сочинений, даже названия которых почти совпадают с темой данной работы (приведено 15). Однако из них: 2 – это студенческие работы (из которых в Отделе рукописей РГБ удалось найти только вышеуказанное сочинение о. М. Ильинского); 4 – отзывы на них, по которым можно составить представление лишь о плане и общем характере этих работ; 4 – это названные статьи, где раскрываются отдельные стороны христианской нравственности. Труды свящ. Т. Попова, Ф. Зелепугина, диссертации схиархим. Иоанна (Маслова) , В. Панкова и сочинение А. Аржаева имеют иной характер, чем предлагаемая работа. Главной особенностью последней является изображение и исследование в первую очередь христианского нравственного идеала, как он представлен святителем Тихоном, тогда как у названных авторов, особенно в трудах о.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Родившись в благочестивой и религиозной многодетной семье, пропитанной патриархальным духом русского православия, Саша (так звали святого в миру), фактически все детство был «белой вороной». Его озорство, шумный темперамент, неустанное желание веселиться и играть нарушало степенный уклад скромной семьи. Потому к мальчику отношение было сдержанное, иногда даже холодное. Отец преподобного умер рано, и мальчик рос в доме своего деда-священника, который недолюбливал своего резвого внука. Даже мать святого относилась к нему отстраненно, уделяя больше внимания и заботы его более прилежным братьям. «Однажды, – вспоминал впоследствии старец Амвросий, – очень раздосадованный этим, я решил отомстить брату, которого особенно любили родители. Зная, что дед мой не любит шума и что если мы, дети, бывало, расшумимся, то он всех нас без разбора – и правого, и виноватого – отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня, и его. А последнее-то мне и нужно было. Впрочем, мне и помимо деда доставалось за это порядком и от матери, и от бабки». В 12 лет мальчик поступил в семинарию. Учеба давалась ему легко, а его открытость и всегда веселое настроение быстро сделали будущего святого душой компании. Тогда он и не подозревал о том, что предстоит ему в будущем – в Оптинской обители. «В монастырь я не думал никогда идти», – вспоминал впоследствии преподобный. Маленький ученый С раннего детства он готовился стать богословом. Крупнейший апологет и духовный писатель XX века, священномученик Иларион (Троицкий) , уже в пятилетнем возрасте читал Псалтирь на клиросе и всеми силами стремился к научному знанию. Владимир Троицкий (1886–1929) родился в семье сельского священника в Московской губернии. Он рано остался без матери и за его воспитание взялась ее незамужняя сестра. Она работала в приходской школе и часто брала с собой маленького мальчика. Уже к пяти годам будущий святой мог читать не только на русском, но и на церковнославянском языке.

http://azbyka.ru/deti/kakimi-byli-svjaty...

Церковь - невеста Христа, жена Его и помощница. Соединившись с ней, Христос возрождает ее членов. Она принимает семя учения Христа для спасения других. В ее материнском чреве еще несовершенные возрастают и совершенствуются, а достигнув зрелости, они, в свою очередь, содействуют рождению и воспитанию др. детей ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 3. 8). Через крещение во Христа и причастие Духа каждый из святых рождается помазанником, а «Церковь содействует изображению в них Слова и преображению их» (Ibid. 8. 8). Церковь возвещает о домостроительстве Божием: «А я думаю, что в [словах псалма] - «И о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18. 2) - твердью названа Церковь, ибо она утверждается нетлением... Если же славу Божию проповедуют «небеса», эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то есть благоволение [Божие] к нам, [бывшее] прежде спасительного [Христова] пришествия, то под «твердью» необходимо подразумевать Церковь, возвещающую о делах рук Его. Таким образом мы [утверждаем], что о пришествии [Христа] с небес в [человеческое] тело возвещают ангелы, а о человеческих путях Его и о всех делах говорит Церковь» ( Method. Olymp. De sanguis. 7. 9-10). Наибольшей красотой Церкви являются девственники. «Хотя много есть дщерей Церкви, но только одна - избранная и ценнейшая в очах Его больше всех; это - сонм девственниц» (Conv. decem virg. 7. 3). Впрочем, М. отдает должное и деторождению, хотя не забывает упомянуть о воздержании от удовольствий: «И в пророческом слове Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания» (Ibid. 2. 7). «Церковь (κκλησα)... называется так потому, что избегает (κκεκλικναι от κκλνω - без разночтений, рус. пер. Ловягина «вызвала на бой» от κκαλω -неверный) удовольствий (δονς)» (De creat. 8). Священное Писание и экзегеза М. цитирует ВЗ по Септуагинте почти полностью. НЗ известен ему в том же объеме, что и Евсевию Кесарийскому ( Михаил (Чуб). К вопросу об источниках богословия. 1975. С. 174-175. Примеч. 1). М. обширно использует аграфы (подробнее см.: Он же. 1954; Он же. Предание Церкви. 1975. С. 126-127). Свящ. Писание для него является сокровищницей знаний о видимом и невидимом мирах ( Method. Olymp. De resurrect. II 10). Оно направляет душу на истинном пути, помогает очиститься от страстей (Conv. decem virg. 9. 4); бесы же, стремящиеся разлучить людей с их Творцом, «завидуют тем, кто изучает смысл Писаний» (De cibis. 1. 5). Исследование Писаний, заповеданное Господом (De sanguis. 1. 2), трудно, но возможно при помощи Божией (Ibid. 1. 5). В Писании наблюдается чудесная гармония между пророками и апостолами (De lib. arbitr. 1. 5), возможность противоречий в разных книгах Библии исключается (De resurrect. II 16-17; De cibis. 8. 5).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

В еще одной статье 70 священник Михаил Мудьюгин сопоставляет заповеди любви «в свете церковного учения о взаимосвязи Священного Писания Ветхого и Нового Завета» 71 . Ссылаясь в своем анализе, прежде всего, на мнение святых отцов, автор приходит к выводу, что «возможность выполнения первой заповеди была в Ветхом Завете ограничена духовными возможностями ветхозаветного человека» 72 . С пришествием Спасителя, по мнению о. Михаила, «любовь к Богу стала осуществимой в небывалой до того степени, ... и заповедуемая в Новом Завете любовь к людям много шире и глубже ветхозаветной» 73 . Автор подчеркивает, что в ветхозаветных книгах при упоминании любви к Богу используются «формы повелительные или условные, а если и изъявительные, то только в будущем времени» 74 . В этом замечании о. Михаила видно его особое внимание к лингвистическому методу, что можно считать характерной чертой и других научных трудов архиепископа Михаила 75 . Рассмотренные в настоящем разделе статьи, в целом, не являются строго научными. Им присущ описательный, литературный характер, но при этом они содержат элементы научного метода: авторский комментарий, толкования, ссылки на святых отцов и многочисленные цитаты Священного Писания. Статьи преподавателей Духовных академий отличаются наличием научного аппарата. Учитывая время написания статей и общественно-политическую ситуацию в государстве (т. н. «хрущевские гонения»), нельзя отрицать несомненную ценность даже таких, не строго научных, публикаций. Публикации по кумранистике и библейской археологии Из церковных ученых на открытие кумранских рукописей первым откликнулся еп. Михаил (Чуб). Весьма объемная статья «К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря» 76 посвящена подробному изложению истории открытия рукописей, их исследованию, описанию содержания. Автор указывает на интерес библеистов к исследованиям, связанным с «организацией той «Общины», «Устав» которой содержится в одном из найденных свитков» 77 . Владыка Михаил приходит к выводу, что «кумраниты и ессеи, жившие в одну и ту же эпоху, чрезвычайно близки друг к другу» 78 . Также он отмечает, что кумранские находки интересны в первую очередь специалистам по Ветхому Завету 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Савоня закрывает глаза и, слушая так, одобрительно кивает головой. Он любил, когда рассказывали про дерево, про топоры и постройки, а потому не удерживается и подсказывает: – Ты, Михалыч, про крышу им порасскажь, про крышу. Ить не хитро на первый взгляд, а поди сработай так-то! – Прошу не перебивать! – строго кашляет в кулак Михалыч, однако сделал паузу, широко взмахивает к небу указкой: – Хочу обратить ваше внимание на завершение кровли. Здесь мы видим так называемый конек. Правда, внешне он нам не напоминает никакого изображения, он предельно прост. Но в том-то и дело, что… И опять запел Михалыч, и, довольный, зажмуривается Савоня, нежит себя рассказом о коньке. А рассказ-то всего о сосновом комле, положенном по самому гребешку кровельки, про то, как он, оказывается, воздушно-легок и невесом и так как-то хитроумно срезан на самом окончании, что кажется, будто хочет вспорхнуть и остроклювой птицей улететь в онежские дали. «Верно, верно говорит», – сладко млеет Савоня и сам любуется и видит в нем диво-птицу. От толпы отделяется светлоголовый паренек в голубой куртке, простеганной крупными клетками, опускается на траву рядом с Савоней. – В ногах правды нету, верно, ббатя? – говорит он с запинкой. – Дак и посиди, – притишая голос, дружелюбно соглашается Савоня. – Отсудова тоже слыхать. Тут ежели все рассказывать – делов много! – Савоня, радуясь возможности поговорить, подвигается к парню. – Вот, к примеру, откудова она есть, часовня эта… Она ведь допрежь здеся не стояла, нее! Она стояла на Муромском острове. Вот где ее законное место. Это ежели тебе пояснить, дак верст на шестьдесят отсюдова по воде. Конешно, разобрали ее всю, а то как же. Пометили бревна и раскидали. Целиком ее нежели довезешь? Не шутейное дело… Дак и опять же: кто таков Лазарь? Он-то в поспешности не сказал, Михалыч, а я тебе скажу… – У нас в Калуге тоже всяких ццерквей дополна, – перебивает парень, отмахивая со лба косой чуб, похожий на птичье крылышко. – Не бывал в ККалуге? Циолковский, между прочим, жил.

http://azbyka.ru/fiction/i-uplyvayut-par...

Мастер Дзордзис Критский В загробном мире, по учению М., праведники обитают на небе и приближаются к звездам как чада света ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 8. 10). Не всем Господь обещает одинаковые награды (ср.: 1 Кор 15. 41), так что одни праведники - в первую очередь девственники, приравниваемые к мученикам,- заслуживают Небесного Царствия, другие - наследия земли, третьи лицезреют Отца ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 7. 3). Несказанные красоты открываются душам девственниц, встречаемых ангелами сразу после смерти и переносимых туда, куда они всю жизнь стремились (Ibid. 8. 2). Особое торжество совершится в 7-м тысячелетии, когда праведники получат обратно свои тела уже бессмертными (Ibid. 9. 1). Прочие же праведники удостоятся блаженства только после Второго пришествия Христа и всеобщего воскресения мертвых (Ibid. 4. 5; 5. 7; 8. 5). По справедливому мнению митр. Макария (Оксиюка), в такой «двухэтапности» отражаются хилиастические воззрения М. ( Оксиюк. 1914. С. 202, 204). После тысячи лет - т. е. 1-го дня воскресения, 7-го дня, истинной субботы - праведники вслед за Иисусом вступят в небесные кущи, переменив человеческий вид на ангельский, а оттуда поднимутся к еще более высоким местам, к жилищу Самого Бога, к-рое выше небес ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 9. 5). Однако в сочинениях М. заметна определенная эволюция взглядов. По наблюдению М. Мейзнера, 3-членная схема «Пира»: «земля/время - новая земля/тысячелетие - небеса/вечность» меняется на 2-членную в соч. «О воскресении»: «земля/время - рай/вечность», в к-рой идея «промежуточного периода» уже оставлена ( Mejzner. 2011. P. 102). Мнение, что в поздние годы М. оставил хилиастические взгляды, разделяет также архиеп. Михаил ( Михаил (Чуб). 1973. Сб. 11. С. 51). Относительно участи грешников М. не ограничивается подобно сщмч. Иринею Лионскому возвещением Христом при Его сошествии во ад прощения грехов находящимся там душам, но, согласно церковному преданию, считает, что узники получили освобождение ( Method.

http://pravenc.ru/text/2633849.html

еп. Михаил (Чуб) Глава VI. ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ Эсхатологические взгляды святого Мефодия развиваются как антитеза оригеновским построениям. Рассуждения, относящиеся к этой теме, в основном ограничиваются проблемами действительности телесного воскресения и условиями, ожидающими воскресших праведников в будущем веке. В то же время таким вопросам, как конец мира, всеобщий суд и мздовоздаяние, посвящены лишь немногие строки. В многочисленных высказываниях святого Мефодия о будущем воскресении отчетливо звучит то напряженное ожидание наступления жизни в Божием Царстве с ее неизреченными радостями, которое было одной из отличительных особенностей раннего христианства. Воскресение мертвых, в полном соответствии с учением апостола Павла, рассматривается как завершение великого дела восстановления творения, осуществляемого Христом и утверждающегося на Христовом Воскресении. Это окончательное восстановление (αποκατσταση) творения немыслимо там, где первозданный человеческий духовно-телесный организм подвержен действию смерти; только в бессмертной полноте своего существа человек может приобщиться к бессмертию и вкусить той радости, которую подает Бог. Для отчетливого понимания антиоригенистической направленности, которой отличаются мысли святого Мефодия о воскресении, необходимо иметь в виду, что для Оригена вера в воскресение представляется чем-то вроде малосущественной добавки к его догматической системе. Несмотря на то, что Ориген , оперируя многочисленными аргументами из Писания и естествознания, старается отстоять веру в воскресение от языческих нападок, эта вера стоит как бы на периферии его собственных богословских построений. Он – сознательно или бессознательно – оказывается в плену у дуалистических и неоплатонических представлений; он привык смотреть на тело с опаской, с недоверием, противопоставляя телесное духовному. Земное существование человека рассматривается в оригенизме как нечто неестественное, несвойственное истинной человеческой природе, как результат падения, начало которого следует искать в мире чистой духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

11 нояб. 1954 - 1 февр. 1955 г. новгородской частью Ленинградской епархии управлял викарий митр. Григория Старорусский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ), пребывавший в Ленинграде. В 1955 г. для служения на приходах Новгородской обл. неоднократно выезжал Таллинский еп. Роман (Танг; впосл. архиепископ). 30 окт. 1955 г. во епископа Старорусского был хиротонисан архим. Сергий (Голубцов ; с 25 февр. 1963 архиепископ). 5 нояб. 1955 г. скончался митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 28 нояб. того же года на его место был определен митр. Елевферий (Воронцов) . В отличие от проживавшего в Ленинграде Старорусского еп. Михаила (Чуба) его преемнику на викарной кафедре еп. Сергию (Голубцову) было определено пребывать в Ст. Руссе, там же находилась его канцелярия. С появлением епископа в пределах Новгородской обл. церковная жизнь заметно активизировалась, архиерейские служения стали регулярными, увеличилось число прихожан в храмах региона. 26 марта 1956 г. патриарх Алексей на приеме у председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина ходатайствовал о передаче мощей Новгородского еп. свт. Никиты из музея в Никольский собор. 20 июня председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов в докладной записке в ЦК КПСС и Совет министров СССР просил ЦК КПСС дать указание Новгородскому обкому не препятствовать передаче мощей верующим. 5 сент. того же года патриарх Алексий обратился к Карпову и к Белышеву с повторными просьбами о передаче Церкви мощей свт. Никиты. 12 сент. в Новгород прибыл член Совета по делам РПЦ Г. Т. Уткин. Состоялись его беседы с уполномоченным Совета по Новгородской обл. Зайцевым, со священнослужителями и с зав. музеем Т. М. Константиновой; Уткин посетил Софийский собор. 26 сент. 1956 г. уполномоченный Зайцев доложил в Совет по делам РПЦ, что 19 сент. мощи свт. Никиты были переданы из музея в Никольский собор. Зайцев также сообщал, что «по данным настоятеля собора, в течение первых трех-четырех дней приход в собор увеличился раза в полтора и якобы больше не увеличивается, т. е. это значит, что если в обычные дни служб верующих бывает 2-3 тысячи человек, то после установки мощей посещать собор стало 4-5 тысяч человек» (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2010. Т. 1. С. 301). В справке от 2 окт. 1956 г. Зайцев указывал, что передача мощей происходила в 22 ч., при ней присутствовал Старорусский еп. Сергий и зав. музеем Константинова. Святыню доставили в собор «на грузовой машине без всякой церемонии» (ГАНИНО. Ф. 260. Оп. 13. Д. 83. Л. 130).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Святитель поддерживал дружеские отношения с иерархами Софонией, еп. Туркестанским и Ташкентским, и Леонидом (Краснопевковым), архиеп. Ярославским, которые имели академическое образование и, виесте с тем, были духовно близки Святителю (Михаил (Чуб), архиеп. Ставропольский и Бакинский. Епископ Игнатий (Брянчанинов)//ЖМП, 1967. — С.58, 61). Став епископом Ставропольским, свт. Игнатий возобновил в городе деятельность Духовной Семинарии. Просто Святитель замечал, что далеко не всегда на фундаменте теоретического усвоения богословских наук возводили здание духовной жизни. Он желал наполнить святоотеческую истину: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» (Нил Синайский, прп. Слово о молитве//Добротолюбие. Т.2. С.214). 29 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 63 30 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 113 31 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116—117. «Монах есть тот, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали» (Лествица. С.159). 32 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 114, 116, 795, 807 33 Аскетические опыты. Т. I. С. 220—221. Как замечает прп. Паисий Величковский, в древности было много наставников умного делания, когда же таковые стали оскудевать, то некоторые из святых отцов запечатлели свои наставления письменно (Об умной или внутренней молитве. С. 43). 34 Аскетические опыты. Т. I. С. 222. Приношение современному монашеству. С. 248, 250 35 Аскетические опыты. Т. I. С. 219. Аскетическая проповедь. С. 207 36 Приношение современному монашеству. С. 272. Образ земли и сеяния семян имеется в наставлениях св. Марка Подвижника (Наставления о духовной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.514). Интересна при этом мысль св. Исаака Сирина: «Как человек составлен из двух частей, т.е. из души и тела: так и все в нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава. И поелику деятельность везде предшествует созерцанию, то невозможно кому-либо возвыситься до области этого высшего, если самым делом не исполнит прежде низшего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010