1883. (Заметка о сем издании П. Сырку в Изв. С.-Петерб. Слав. блоготв. Общ 1885, 1). Срезневский, И. Древн. пам. рус. письма и языка, – Древн. слав. пам. юсового письма и Славяно-русская палеография. Козловский, М. Исследование о языке Остромирова Евангелия, Спб. 1885 (рецензии Соболевского в Журн. Мин. Нар. Просв. 1886:243, стр. 172–178 и Шлякова в Изв. Слав. С.-Петерб. блоготв. Общ. 1885, 10). История этого памятника – в статье Д. Языкова (Библиографические Записки, 1892, 3, – здесь и снимок). АЗ Архангельское Евангелие – апракос сокращенный, приобретенное в 1877 г. Московским Публичным и Румянцевским Музеем от С. Т. Большакова, которым было куплено у одного архангельского крестьянина, писано на плохом пергамине, в малую 4 ку, в один столбец, по 21 строке, на 178 л. Указания евангельских чтений и заглавные буквы писаны киноварью. Переплет весьма ветхий. Рукопись представляет четыре части, отличающиеся как временем написания, почерком, так и по языку. Первая часть, относящаяся к XII–XIII в. содержит 76 л. и заключает в себе еванг. чтения с 5 нед. по пасхе до великого поста, с значительными пропусками. Писана эта часть грубым и неровным уставом, небрежно. Во второй части рукописи 100 л. (77–176) она несомненно древнее первой и писана в конце XI в. Содержит чтения на субботы и недели великого поста, на все дни страстной недели, по месяцеслову и на особенные случаи. В конце этой части приписка, оканчивающаяся словами: и проститє оубогую мою дшю мєнє гршьнааго, рекъшє мнчька, и еще ниже послесловие: коньча.. (следовавшие два слова нельзя разобрать) въ л. прєвут грш. Эта часть писана тщательным мелким уставом; правописание русское (иным почерком в конце сей части написаны первое, второе и третье воскресные евангелия и ( Лк.6:12–19 ). И эта часть – с значительными пропусками, именно недостает чтений с суб. 6 нед. поста до вторн. страстной недели и части первого и второго еванг. чтений в великий пяток на утрени. В месяцеслове сентябрь назван и по-славянски: рюинъ . 28 сентября: памть стго кчєслава (чешского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

74 О Шведской войне Кельх и Гадебуш говорили как Немцы. См. опыт обозрения жизни сановников, управляющих иностранными делами, соч. Терещенки (СПб. 1837 стр. 31 – 62. 65). 75 О грамотах Никона в Молдавию. Ист. акт. 5, 477 о присоединении Молдавии. Собр. закон. 1, 180 сл. Выходы Царей. 76 Если бы Шушерин и не говорил нам, что эти бояры ненавидели Никона и старались вредить ему, и тогда одно уже то, что именно эти лица являются при каждом случае, неприятном для Никона, показывает странность, невыгодную для этих лиц; известно, что при Царе Алексее двор был весьма многочисленный: одних стольников было 2714; ближних бояр 11, бояр 69, окольничих 60, думных дворян 37, думных дьяков 11 (Берх царствование Алексея Михайловича 2, 126–147); а в деле Никона видим то Одоевского и Родиона Стрешнева, то Одоевского и Салтыкова, то Трубецких и Стрешневых и т. д. Как они успевали попадать в историю Никона, объясняют Майерберг и Коллинс (пр. 85). 77 Baron de Mayerberg iter Moscoviticum pag. 97. Майерберг был в Москве в 1661 и 1662 г. Точно то же говорит Коллинс, врач Царя Алексея 1659–1666 г. «Царь обыкновенно добр, благодетелен, целомудрен, точен в исполнении церковных обрядов, покровитель веры; и если бы не окружало его густое облако доносчиков и бояр, которые направляют ко злу добрые намерения его, то его без сомнения должно бы поставить наряду с добрейшими и умнейшими государями» (Чтения м. общ. ист. 1, стр. 13). 78 Летопись самовидца о войнах Хмельницкого (стр. 50. Чтения моск. общ. ист.): «Але жадной ереси на Патриарху не показалось, только с ненависти тое учинили бояре и после того великая стала мешанина на Москве». 79 На это намекал и Майерберг; яснее говорил Коллинс: «Он (Никон) года два тому назад почел себя обиженным и удалился в деревню. Говорят, будто он хотел сделать некоторые нововведения, или лучше сказать, преобразования, потому что он не принадлежит к числу обожателей икон, которым Русские очень преданы». (Стр. 5. 6.) Об иконописцах и живописи – Снегирева – памятники I, LXVI-LXVII. О том же и о музыке Коллинс стр. 2. 9. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, здесь ясно отличаются вывозные крестьяне от беглых: и те, и другие равно возвращаются в прежние места, и те, и другие – лица, по своим поступкам, подлежащие преследованию закона, и притом закон, в отношении первых, наблюдает больше строгости, чем в отношении к последним. Что касается до рядных записей, то они не доказывают и не опровергают мнения, какое составил г. Аксаков о существовании перехода, по очень простой причине: в них не говорится нигде ни о каком общем и обязательном способе отношений всего крестьянского населения ко всем владельцам. И так остается признать, что мысль о том, будто Борис не прекращал юрьевского перехода и что это право существовало после него и в XVII веке – не принимает характера исторической истины после доказательств гг. Погодина и Аксакова. Пока почтенные исследователи, желающие внести ее в науку, не подтвердят своих положений новыми более очевидными свидетельствами того времени, – общепринятое мнение будет иметь на своей стороне более доказательств. Главное – желательно было бы, чтоб г. Погодин указал на известные ему распоряжения о беглых, с назначением сроков, изданные ранее указа 1597 года: это прольет новый свет на один из важнейших вопросов нашей допетровской истории. Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой Акты Археографической Комиссии, т. I, стр. 241–256. – Акты Исторические т. I, стр. 296. – Чтения в Императорском Общ. Истории и Древностей, 1847 г., 3. – Московские соборы на еретиков XVI века. – Чтения в Императорском Общ. Истории и Древностей, 1858 г., 2. Розыск или список о богохульных строках. Рукопись Императорской Публичной Библиотеки. Толстовский каталог, отд. III, 64. Зиновия отенскаго инока истины показание к вопросившим о новом учении. I Склонность к критике церковных писаний и обрядов, попытки найти своим умом другие точки воззрения, отличные от тех, какие приняты Церковью, сопоставление противоположностей, стремление к одухотворению Церкви – составляло сущность религиозного брожения на севере еще в XV веке, когда православие должно было поражать разбившихся на разные толпы стригольников, а потом смесь различных мнений, которую, по поводу вмешательства в эту путаницу евреев, озаглавили именем жидовствующей ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В праздник Рождества Христова утреннее и вечернее богослужения совершаются в таком же порядке, как и в воскресные дни адвента, но изменяется текст песнопений, – именно: «приветствие» возглашается такое: Свящ. Христос родился нам, приидите и поклонитеся… и т. д. (смотр. выше стр. 40, 41). Вместо 22, 24 и 35 псалмов в тот же день поются псалмы: 1) Пс.91:1–6 (Блажен муж, боящийся Господа) с антифоном: «Свет воссияет во тьме ко благочестию всех правых сердцем: Бог наш богат милосердием, благ и праведен»; 2) Пс.97 (Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное…) с антифоном: «Благовествую вам великую радость: ибо ныне родился вам Спаситель мира ( Лк.2:10–11 ), Аллилуйя! и 3) Пс.95 (Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля…) с антифоном: Отрок родился нам, и Сын дарован нам, и будет названо Ему имя: Крепкий Герой (Held) ( Ис.9:6 ). Аллилуйя. Чтение из Св. Писания состоит из пророчеств Исайи о Мессии ( Ис.9:1–6, 40:1–8, 52:1–6 ) и затем поётся торжественный гимн. Для утреннего богослужения назначен гимн: «От востока до запада пусть громко провозглашается хвалебная песнь Спасителю мира И. Христу, Который родился нам, как человек… Аминь». Этот гимн есть переложение латинского гимна «A solis ortus cardine…». Для вечернего богослужения на тот же день назначен гимн: «О Спаситель мира, Иисусе Христе, родившийся нам, как человек, мы прославляем Тебя как Сына Божия, Которого Бог дал нам с престола Своего…». После проповеди , назидательного чтения и поучения утром поётся песнь (Wechselgesang): «Слава в вышних Богу» в таком порядке: Певец: Слава в вышних Богу. Аллилуйя! Аллилуйя! Община: (повторяет то же). Пев. И на земле людям мир! Общ. Аллилуйя! аллилуйя! Пев. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Общ. Слава в вышних Богу. Аллилуйя! Аллилуйя! Пев. Слово стало плотию. Аллилуйя! Общ. И обитало среди нас. Аллилуйя! Вечером в тот же день поётся другая песнь, именно: Пев. День благословения воссиял нам. Аллилуйя! (дважды). Общ. (повторяет то же). Пев. Приходите, народы, и поклонитесь Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

АНТИХРИСТ Я переживал в Сергиевой пустыни ту эпоху, во время которой неверие и наглое насилие, назвавшись православием , сокрушали нашу изветшавшую церковную иерархию, насмехались и издевались над всем священным. Результаты этих действий поныне ощущаются очень сильно. По милости Божией желаю всем простить всё, более никого не считать провинившимся передо мной, но действия врагов Церкви и Христа желаю понимать и признавать тем, что они есть. Ведь и антихрист назовет себя «Христом». Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим, но самому лицу и его действиям – цена своя. Положение, в которое приведена Церковь , ясно изложено в декабрьской книжке «Христианского чтения», в статье «Новые издания по расколу». 54 . Мы живем очень тихо, возложившись на Господа, Который и в самые времена антихриста будет руководить рабами своими и уготовлять им места и средства к спасению, как это засвидетельствовано в Апокалипсисе. 55 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Симфония по письмам святителя Игнатия Брянчанинова/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). — Ставрополь: Издательский центр Ставропольской духовной семинарии, 2007. — 368 с. 15 июля 2008 г. 17:38 Симфония составлена на основе личной переписки святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Материалом для книги послужил седьмой том творений святителя Игнатия в редакции игумена Марка (Лозинского). В этих письмах Кавказский святитель повествует о своей жизни, о личном опыте духовного становления, а также дает наставления в помощь своим родственникам, друзьям и знакомым. «Прошедшее со времени земной жизни святителя столетие не принесло ничего принципиально нового в духовное состояние общества. Это время усугубления той тотальной болезни духа, которую дало миру, и России в частности, западное псевдопросвещение, — пишет в предисловии к книге архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан . — В XIX веке эта болезнь только-только выходила на поверхность из скрытой стадии, ныне же мы являемся свидетелями ее бурного развития. Та же болезнь, то же лечение, только более трудное, те же духовные лекарства… И мы имеем такую энциклопедию духовного врачевания — труды святителя Игнатия». Книга содержит три части: письма к монашествующим, мирянам, родным и друзьям. В каждой части в алфавитном порядке размещены тематические выдержки из писем святителя. В конце каждого отдельно взятого текста указан номер письма, из которого данный текст процитирован. Текст писем святителя Игнатия адаптирован к современному русскому языку. Предполагается, что издание, рассчитанное на любителей духовного чтения, может быть использовано и в научной работе. Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/436212.htm...

819 Евсевий Η. Е. 6, 15. Иероним, Каллист; Григорий чудотв. in Panegyr. с. 7. s. см. в общ. обозр. прим. 26. 823 Ориген : «Я не могу вечерять от занятия сличением рукописей, не могу дать покоя телу моему после вечеряния: и в эти времена я должен делать филологические розыскания, исправлять рукописи. И ночью не дается мне поспать; большую часть ее похищает филология. Не говорю уже о том, что делаю от раннего утра до 9-го и даже 10-го часа (по вашему 3 по полудни); это время всякий, кто только имеет любовь, посвящает изучению Слова Божьего и чтению». Ор. Т. 1. р. 3. 4. Иероним пишет (Ер. 45. ad Marcellam), что в присутствии Оригена никто не принимал пищи, никто не ложился спать, никто не вставал с постели без чтения писания; так поступал и Амвросий. 826 Евсевий Η. Ε. 6. 23. В сие время написаны толкования на книгу бытия, на 25 псалмов, на плач Иеремии (дошедшие до нас только в отрывках); пять книг первого тома на Εванг. Иоанна; сочинения о воскресении, о началах, stromata (потерянная). Евсевий Η. Ε. 6, 24. 32. Иероним de vir. illustr. с. 56. Ориген ad African, in fin. cont. Celsum. 6, 49. Иероним ad Rufin. 2. 831 Litterae communicatoriae (Августин Epist. 44), γραμματα κανονικα (Epist. syn. Antioch. an. 270. ap. Evseb. 7, 30), Epistolae formatae (Optalvs Milev. de Donat. 2, 3) γραμματα κανονικα (Лаодик. пр. 41) –означали такие письма, чрез которые епископ выражал свое общение церковное с другими епископами при своем ли вступлении на паству, или при другом особенном случае; чрез них же епископ одобрял каждого из своего причта, кто только отправлялся в другую епархию, как такого, который может быть принят в общение в каждой православной церкви, без сомнений. См. Киприана Epist. 55. § 9. 834 Иероним Ер. 29. ad Pavlum; Руфим in Hieron. Т. 2. Августин Cont. Donat. с. 25. Каково было раздражение против Оригена , можно видеть и из след. слов. Оригена: «Если бы я сказал это: буее Божье, как бы стали обвинять меня охотники до обвинений, как бы стали обвинять меня тогда, как я сказав тысячу слов, считаемых ими за хорошие, сказал бы одни сии слова «буее Божье»». Нот. 8. in Hierem. § 8. Johan. t. 6. 1. Евсевий Η. Ε. 6, 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 41. Слово Иоанна Златоустаг о о суетном житьи, и о ползе души, и о умилении. См. 784 л. 114. (Лист 44 порожний). л. 45. По оглавлению: Притчи истолкованы от Евангелия и от Пророчеств. л. 53. Тлк пармийный. Нач. Премудрость сзда собе храм. л. 66 об. Слово апостольское с тлкованием. Нач. Первое слово створих о всех о Феофиле. Толк: Феофил бе епископ в Антиохеи. л. 85 об. Толкование еванглиское. л. 102 об. Пророк Исаиа о Христе прорицааше и иные от Пророк. л. 106. Слово св. Великаго Василия, како причащатися иноком в пустынях живущи, не сущу иерею. См. 704 л. 244. На обор. под след главой: А се же о домашнем правиле священником. л. 108. Правило св. Апостол и св. Отець о Кресте. Нач. Образ крестный пишющим неким несмысленым на земли, не повелеваем верным того, то бо латыня деют. л. 109 об. Правило о церковных людех, и о десятинах, и мерилех господскых (городских), и о судех епископскых. Нач. От самоя истинный слышав св. Апостол и Отець предания (срав. 205 л. 428). Напечатано в статье: О значении Кормчей стр.122. (Чтения Общ. Ист. и Древ. 1843 3). л. 119. Мес. августа в 12, в среду, индикта в 4 день седящим св. Патриярхом в церкви св. София (означены поименно), и благочестивый епископ сарайскый Феоктист (чит. Феогност) седящим в Соборе смерении нашем, положил посреде нас вспросы некыи и ответы подобны воспросу прият. Срав. 209 л. 71. л. 122. О осми Сборех извещение. Нач. Св. Сбор првый бысть в царство Вел. Костянтина, в 25 лето царства его. Оканч. статей: Хуля на 8 Сборе, иже во Флорезне. л. 131. Слово 53, како подобает причащатися св. божеств. Таин. Нач. И яко страшно зело и бедно есть недостойну причащатися. Выписки из творений св. Отцев. л. 138 об. Слово 56 о епитемьях и о отлучении от иерей даемы епитемье. Нач. Связаныя в правду не раздрешаются, аще не умрет связавый его. л. 145 об. Слово 57 о праздницех, и о постех и о коленокланяниих взбраненых или повленых бывати. Нач. От поклоньнаго же Божьяго Духа, от богоносных Отець наших преда нам. л. 154 об. Слово Иоана Златоустаго о покаянии. Нач. Помыслите братие, что нам ответ дати Богу о своем житии и о делех.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010